Морис бежар личная жизнь. Свет и юноши мориса бежара. Бежар в России

Известный французский хореограф Морис Бежар (Maurice Béjart), настоящее имя Морис Берже (Maurice Berger) родился 1 января 1927 года в Марселе в семье философа Гастона Берже.

В возрасте 14 лет по совету врача начал заниматься балетом.

Профессиональное хореографическое образование получил в частных балетных студиях Парижа, где его педагогами были Любовь Егорова, Лео Стаатс, мадам Рузанн (Рузанна Саркисян), затем занимался с Верой Волковой в Лондоне.

В 1946 году Бежар получил Диплом бакалавра философии в Университете Экс-ан-Прованса.

В 1946 году как артист балета дебютировал в Виши (Франция). Выступал с небольшими балетными труппами - Ролана Пети, Жанин Шарра, Балетом Кулберг (Швеция).

В 1950 году он осуществил свою первую постановку для Королевского Шведского балета (Стокгольм) - балет "Жар-птица" Игоря Стравинского.

В 1953 году Морис Бежар совместно с Жаном Лораном организовал собственную труппу "Романтические балеты". В 1954 году она стала называться Балет "Звезды", под этим названием просуществовала до 1957 года.

В ранних опусах Бежара проявился его фирменный почерк - балетмейстер не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии, обращается к актуальным темам и современной музыке.

В 1950-х годах Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Его труппа поставила такие балеты, как "Сон в летнюю ночь" на музыку Фредерика Шопена, "Укрощение строптивой" на музыку Доменико Скарлатти, "Красавица в боа" на музыку Джакомо Россини, "Путешествие к сердцу ребенка" и "Таинство" Пьера Анри, "Танит, или Сумерки богов", "Прометей" Ована.

Известность Бежару принесли постановки балетов "Симфония для одинокого человека" Пьера Анри и Пьера Шеффера (1955) и "Высокое напряжение" Мариуса Констана и Пьера Анри (1956).

В 1957-1960 годах Бежар работал со своей новой труппой "Балетный театр Парижа", для которой поставил балеты "Чужой" на музыку Эйтора Вила Лобоса, "Пульчинелла" Стравинского (оба - 1957), "Орфей" Анри (1958), "Темы и вариации" на джазовую музыку (1959) и др.

В 1959 году он создал один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, - "Весну священную". Спектакль был поставлен на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний - самого Бежара, Милорада Мисковича и театра де Ла Монне.

После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 году была создана всемирно известная труппа с интернациональным составом "Балет ХХ века". Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.

Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для "Балета ХХ века" - "Болеро" Мориса Равеля, в котором сольную партию танцует и женщина (1961), и мужчина (1977), и кордебалет. Также эта постановка может быть целиком мужской, или женской. В сольной партии Мелодии с особым успехом выступал известный танцовщик Хорхе Донн - звезда "Балета XX века". В 1977 году в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала Майя Плисецкая, которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет "Айседора" на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 году в Монте-Карло).

В 1978 году "Балет ХХ века" с успехом гастролировал в Москве. Также в гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая ("Айседора"), Екатерина Максимова ("Ромео и Юлия" на музыку Гектора Берлиоза, партнер Хорхе Донн), Владимир Васильев, который исполнил заглавную партию в балете "Петрушка", сочиненную Бежаром для него в 1977 году. В 1987 году такие же гастроли труппы прошли в Ленинграде (Санкт-Петербург) в сотрудничестве с Театром оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе (Литва).

Для Плисецкой Бежар поставил также дуэт "Лебедь и Леда" на музыку Камиля Сен-Санса и японскую народную музыку (1978), балет "Куразука" Патрика Мимрана, Тоширо Майузуми и Юга Ле Барса (1995), хореографический номер "Аве, Майя!" на музыку Иоганна Себастьяна Баха - Шарля Гуно (2000). Екатерина Максимова и Владимир Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета "Ромео и Юлия".

Для "Балета ХХ века" осуществил постановки: "Девятая симфония" на музыку Людвига ван Бетховена (1964), "Веберн - Опус V" (1966), "Бхакти" на индийскую народную музыку (1968), "Песни странствующего подмастерья" Густава Малера (1971), "Нижинский, клоун Божий" на музыку Петра Чайковского и Пьера Анри (1972), "Наш Фауст" на музыку Баха (1975), "Дионис" на музыку Рихарда Вагнера и Микиса Теодоракиса (1984), "Мальро, или Метаморфозы Богов" на музыку Бетховена и Ле Барса (1986), "Кабуки" на музыку Тосиро Маюдзуми (1986) и многие другие.

В 1987 году Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну (Швейцария), где в том же году организовал новую труппу — Лозаннский балет Бежара (Béjart Ballet Lausanne), для которой поставил балеты "Воспоминания о Ленинграде" на музыку Чайковского и группы The Residents (1987), "Много раз пытаясь уйти, я остался" на музыку Малера (1988), "Кольцо вокруг кольца" на музыку Вагнера и Купера (1990), "Мистер Ч." на музыку Чарли Чаплина (1992), "Метаморфозы" ("Мутация Х") на музыку Джеки Глисона, Джона Зорна, Ле Барса (1998), "Щелкунчик" на музыку Чайковского и Муте (1998), "Брель и Барбара" на музыку Баха и многие другие.

В 1970 году в Брюсселе он создал школу "Мудра", в 1977 году - ее филиал в Дакаре (Сенегал), в 1992 году - школу-ателье "Рудра" в Лозанне.

В 2002 году организовал для молодых танцовщиков школы "Рудра" труппу "Компания М.", для которой поставил балет "Мать Тереза и дети мира" с участием известной в прошлом балерины Марсии Хайде.

В 2003 году, через десять лет после смерти знаменитого итальянского режиссера Федерико Феллини, хореограф посвятил ему балет "Чао, Федерико". Последующими творениями великого маэстро и его труппы стали "Любовь и танец" (2005), "Заратустра", "Cпасибо, Джанни, с любовью", памяти прославленного кутюрье Джанни Версаче, "Вокруг света за 80 минут" (2007).

Работая над своей последней постановкой "Вокруг света за 80 минут ", Бежар использовал идею Жюля Верна о всемирном путешествии и дополнил ее маршрутом своих последних гастролей с труппой.

Бежар был удостоен различных наград. В 1986 году он был награжден японским орденом Восходящего солнца, в 1993 году получил Императорскую премию Японской артистической ассоциации. В 2003 году хореограф был удостоен степени командора французского ордена "За заслуги в области искусства и литературы".

В 1994 году был избран членом Академии изящных искусств Франции.

Бежару была присуждена международная премия "Балетный Бенуа" в почетной номинации "Жизнь в искусстве".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сын Гастона Берже (1896-1960), философа, крупного администратора, министра образования (1953-1960), члена Академии моральных и политических наук (1955). Семилетним потерял мать. Под влиянием увиденной постановки Сержа Лифаря решил посвятить себя балету. Учился у Ролана Пёти. В 1951 поставил свой первый балет (в Стокгольме, в соавторстве с Биргит Кульберг). В 1954 основал компанию фр. Ballet de l’Etoile, в 1960 - фр. Ballet du XХe Si?cle в Брюсселе. В 1987 переехал в Лозанну, где основал компанию фр. B?jart Ballet. Принял ислам.

Работал в кино, в том числе - с Клодом Лелушем (Одни и другие, 1981).

Постановки

  • 1955: «Симфония для одного человека» («Симфония для одинокого мужчины», (фр.)) (Париж)
  • 1956: «Высокое напряжение» («High Voltage» (англ.))
  • 1957: «Соната трёх» («Sonate ? trois» (фр.)) (Эссен)
  • 1958: «Орфей» («Orph?e» (фр.)) (Льеж)
  • 1959: «Весна священная» ((фр.)) (Брюссель)
  • 1960: «Такой сладкий гром» («Such Sweet Thunder» (англ.))
  • 1961: «Болеро» ((фр.)) (Брюссель)
  • 1964: «Симфония № 9» («IX Symphonie» (фр.))(Брюссель)
  • 1966: «Ромео и Джульетта» («Rom?o et Juliette» (фр.)) (Брюссель)
  • 1967: «Месса по настоящему времени» ((фр.)) (Авиньон)
  • 1968: «Бахти» («Bhakti» (фр.)) (Авиньон)
  • 1969: «Номос-Альфа» («Nomos Alpha»)
  • 1971: «Песни странствующего подмастерья» («Songs of a Wayfarer» (англ.))
  • 1972: «Нижинский - божественный клоун» («Nijinski, clown de Dieu» (фр.)) (Брюссель)
  • 1973: «Голестан» («Golestan»)
  • 1975: «Складка на складку» («Pli selon pli» (фр.)) (Брюссель)
  • 1975: «Наш Фауст» («Notre Faust» (фр.)) (Брюссель)
  • 1976: «Гелиогабал» («Heliogabale» (фр.)) (Иран)
  • 1976: «Айседора» («Isadora» (фр.)) (Монако, Опера Монте-Карло)
  • 1976: «Мнимый Мольер» («Le Moli?re imaginaire» (фр.)) (Париж, Комеди Франсэз)
  • 1977: «Петрушка» («Petrouchka» (фр.)) (Брюссель)
  • 1980: «Эрос-Танатос» («Eros Thanatos» (фр.)) (Афины)
  • 1982: «Вена, Вена, город моей мечты» («Wien, Wien, nur du allein» (фр.)) (Брюссель)
  • 1983: «Месса будущего» («Messe pour le temps futur» (фр.)) (Брюссель)
  • 1987: «Воспоминания о Ленинграде» («Souvenir de L?ningrad» (фр.)) (Лозанна)
  • 1988: «Пиаф» («Piaf» (фр.)) (Токио)
  • 1989: «1789 год… и мы» («1789… et nous» (фр.)) (Париж)
  • 1990: «Пирамида» («Pyramide» (фр.)) (Каир)
  • 1991: «Смерть в Вене» («Tod in Wien» (нем.)) (Вена)
  • 1992: «Ночь превращения» («La Nuit Transfiguret» (фр.))(Лозанна)
  • 1993: «Mr. С.» о Чарли Чаплине, с Анной-Эмилией Чаплин (Венеция, «Ла Фениче»)
  • 1993: «Эпизоды» («Les Episodes» (фр.)) c Сильви Гиллем
  • 1993: «Si Si» c Сильви Гиллем (L’Imp?ratrice Autriche", Лозанна, к/т «Metropol»)
  • 1995: «? propos de Sh?h?razade» (Берлин)
  • 1997: «Дом священника/Балет для жизни» («Le Presbyt?re…/Ballet for Life» (фр.), (англ.)) (Париж)
  • 1999: «Шёлковый путь» («La Route de la soie» (фр.)) (Лозанна)
  • 2000: «Дитя-король» («Enfant-roi» (фр.)) (Версаль)
  • 2001: «Танго» («Tangos» (фр.)) (Генуя)
  • 2001: «Манос» («Manos» (фр.)) (Лозанна)
  • 2002: «Мать Тереза и дети мира» («M?re Teresa et les enfants du monde» (фр.))
  • 2003: «Чао, Федерико» («Ciao Federico» (фр.)), в честь Феллини
  • 2005: «Любовь и танец» («L’Amour - La Danse» (фр.))
  • 2006: «Заратустра» («Zarathoustra» (фр.))
  • 2007: «Вокруг света за 80 минут» («Le Tour du monde en 80 minutes» (фр.))
  • 2007: «Cпасибо, Джанни, с любовью» («Grazie Gianni con amore» (фр.)), памяти Джанни Версаче

Признание

Премия Эразмус (1974), Императорская премия (1993). Премия «le Prix Allemand de la Danse» (1994).

Член Французской академии художеств.

В 1986 г. был посвящён в рыцари Императором Японии. Почётный гражданин Лозанны.

Тексты о балете

  • Un Instant dans la vie d’autrui: m?moires. Paris: Flammarion, 1979.
  • Le ballet des mots. Paris: Les Belles Lettres; Archimbaud, 1994
  • Ainsi danse Zarathoustra: entretiens avec Michel Robert. Arles: Actes Sud, 2006.

Фильмы Бежара

Бежар в России

В 1989 году труппа «Bejart ballet Lausanne» гастролировала в Петербурге и участвовала съёмках фильма «Grand pas в Белую ночь» В 1998 году труппа «Rudra Bejart ballet de Lausanne» побывала в Москве В 2003 году труппа Бежара была в Москве со спектаклем «Мать Тереза и Дети мира» на сцене зала «Россия» В 2006 году состоялись гастроли в Москве

Судьба наградила этого человека многими талантами. Он успел реализовать себя как балетмейстер, режиссёр театра и кино, драматург, писатель и философ. В 1994 году Морис Бежар стал единственным в мире хореографом, удостоенным почётного звания академика Французской Академии Изящных Искусств.

Морис Жан Берже родился 1 января 1927 года в Марселе. Большое влияние на формирование мировоззрения Мориса оказал его отец, философ-востоковед Гастон Берже, уроженец Сенегала. С детства Морис зачитывался трактатами по истории религии восточных стран. Так, древнекитайская «Книга Метаморфоз» стала для него настоящим сборником жизненных истин.

Он всегда видел мир как нечто неделимое и в дальнейшем активно использовал в своих спектаклях элементы всех религий мира. Стоит отметить, что со своим призванием Бежар определился ещё в детстве. Он учился у русских танцоров и говорил, что Россия является его хореографической родиной, а в 1940 годах основал первую труппу — Ballet de l’Etoile.

В оформлении первых постановок Морису помогали друзья. В 1960 году возникла известная труппа - «Балет ХХ века», в которой Морис Бежар работал, используя уже новое имя. «Быть режиссёром», - утверждал он, - «интереснее, чем актёром. Актёру дана только одна роль, а режиссёр является в семи».

Постепенно творчество Бежара становилось сложнее: разные виды искусств в его воображении сплетались воедино. Морис не боялся обращаться к пантомиме, пению, элементам кино, телевидения, цирка и даже спорта. Кроме того, для его постановок были характерны открытые финалы. Свою деятельность он посвятил созданию неповторимого языка танца. Темы, спектаклей всегда были глубоки и сложны: поиск смысла жизни, противостояние добра и зла, нюансы в отношениях Запада и Востока.

Высшая точка признания Мориса Бежара пришлась на 1970-80-е годы. В это время его труппа гастролировала по СССР. Наибольший отклик у советского зрителя получил спектакль о французском государственном деятеле Андре Мальро. Интересно, что действие начиналось с конца: изначально была объявлена дата смерти Мальро, а в финале рассказывалось о его детстве.

В 1989 году труппа Bejart ballet Lausanne приняла участие в съёмках фильма «Grand pas в Белую ночь» в Ленинграде. В 1998, 2003 и 2006 годах труппа Бежара «Рудра» была на гастролях в Москве. С Морисом Бежаром долгое время сотрудничала выдающаяся балерина Майя Плисецкая. Для неё он поставил дуэт «Лебедь и Леда», балет «Куразука», хореографический номер «Аве, Майя!».

В 1998 году Морис создает уникальную по смысловому наполнению постановку «Мутации». Ядерным взрывом разрушена Земля. Несколько выживших собираются покинуть планету и отправиться на поиски другой. Решено исполнить прощальный танец, в котором они вспоминают детство и свою беззаботную, счастливую жизнь. Надежда и вера в будущее не оставили лишь одного человека, отказавшегося улетать, и благодаря ему земля оживает. Подобное предостережение от Бежара глубоко потрясло зрителей. Автором костюмов для этого балета стал всемирно известный дизайнер Джанни Версаче, которому, к сожалению, довелось поработать с Морисом Бежаром в последний раз.

Морис Бежар крайне негативно относился к вольной трактовке его постановок и отличиям в исполнении. В нюансы его хореографического стиля посвящены лишь те артисты, которым посчастливилось работать с ним лично. Тем не менее многие звёзды балета разучивали постановки Бежара, и их исполнение, как правило, было великолепным. Ярким примером является выступление Дианы Вишнёвой, положительно встреченное публикой, но стоившее организаторам немалого штрафа. Морис не мог это принять и повторял: «Это не имеет ничего общего с моей хореографией» . В то же время постановки Бежара разрешены многим исполнителям, полностью придерживающимся стиля хореографа. Так, стиль Мориса Бежара передается из поколения в поколение, оставаясь неизменным или приобретая новые краски.

За свою долгую и богатую на события жизнь Морис Бежар удостоился множества наград: премия Эразмус (1974), Императорская премия (1993), премия «le Prix Allemand de la Danse» (1994). Удивительно, но в 1986 году император Японии посвятил его в рыцари за вклад в культурную жизнь страны. Его искусство удивляло и заставляло задуматься, казалось одновременно притягательным и отталкивающим, порождало огромное количество мнений, зачастую противоположных.

Разнообразные эксперименты Бежара поражали критиков, считавших его мистификатором и скандалистом. Однако, сам Морис, со свойственной ему страстью к философии, предпочитал, чтобы его называли путешественником. Действительно, он странствовал со зрителями по различным эпохам и странам, поражал всех колоссальными познаниями в истории живописи и литературы, музыки и архитектуры, и благодаря собственной фантазии мысленно проходил сквозь время, делая свои творения бессмертными.

Оксана Баринова

Известный французский хореограф Морис Бежар (Maurice Béjart), настоящее имя Морис Берже (Maurice Berger) родился 1 января 1927 года в Марселе в семье философа Гастона Берже.

В возрасте 14 лет по совету врача начал заниматься балетом.

Профессиональное хореографическое образование получил в частных балетных студиях Парижа, где его педагогами были Любовь Егорова, Лео Стаатс, мадам Рузанн (Рузанна Саркисян), затем занимался с Верой Волковой в Лондоне.

В 1946 году Бежар получил Диплом бакалавра философии в Университете Экс-ан-Прованса.

В 1946 году как артист балета дебютировал в Виши (Франция). Выступал с небольшими балетными труппами - Ролана Пети, Жанин Шарра, Балетом Кулберг (Швеция).

В 1950 году он осуществил свою первую постановку для Королевского Шведского балета (Стокгольм) - балет "Жар-птица" Игоря Стравинского.

В 1953 году Морис Бежар совместно с Жаном Лораном организовал собственную труппу "Романтические балеты". В 1954 году она стала называться Балет "Звезды", под этим названием просуществовала до 1957 года.

В ранних опусах Бежара проявился его фирменный почерк - балетмейстер не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии, обращается к актуальным темам и современной музыке.

В 1950-х годах Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Его труппа поставила такие балеты, как "Сон в летнюю ночь" на музыку Фредерика Шопена, "Укрощение строптивой" на музыку Доменико Скарлатти, "Красавица в боа" на музыку Джакомо Россини, "Путешествие к сердцу ребенка" и "Таинство" Пьера Анри, "Танит, или Сумерки богов", "Прометей" Ована.

Известность Бежару принесли постановки балетов "Симфония для одинокого человека" Пьера Анри и Пьера Шеффера (1955) и "Высокое напряжение" Мариуса Констана и Пьера Анри (1956).

В 1957-1960 годах Бежар работал со своей новой труппой "Балетный театр Парижа", для которой поставил балеты "Чужой" на музыку Эйтора Вила Лобоса, "Пульчинелла" Стравинского (оба - 1957), "Орфей" Анри (1958), "Темы и вариации" на джазовую музыку (1959) и др.

В 1959 году он создал один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, - "Весну священную". Спектакль был поставлен на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний - самого Бежара, Милорада Мисковича и театра де Ла Монне.

После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 году была создана всемирно известная труппа с интернациональным составом "Балет ХХ века". Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.

Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для "Балета ХХ века" - "Болеро" Мориса Равеля, в котором сольную партию танцует и женщина (1961), и мужчина (1977), и кордебалет. Также эта постановка может быть целиком мужской, или женской. В сольной партии Мелодии с особым успехом выступал известный танцовщик Хорхе Донн - звезда "Балета XX века". В 1977 году в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала Майя Плисецкая, которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет "Айседора" на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 году в Монте-Карло).

В 1978 году "Балет ХХ века" с успехом гастролировал в Москве. Также в гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая ("Айседора"), Екатерина Максимова ("Ромео и Юлия" на музыку Гектора Берлиоза, партнер Хорхе Донн), Владимир Васильев, который исполнил заглавную партию в балете "Петрушка", сочиненную Бежаром для него в 1977 году. В 1987 году такие же гастроли труппы прошли в Ленинграде (Санкт-Петербург) в сотрудничестве с Театром оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе (Литва).

Для Плисецкой Бежар поставил также дуэт "Лебедь и Леда" на музыку Камиля Сен-Санса и японскую народную музыку (1978), балет "Куразука" Патрика Мимрана, Тоширо Майузуми и Юга Ле Барса (1995), хореографический номер "Аве, Майя!" на музыку Иоганна Себастьяна Баха - Шарля Гуно (2000). Екатерина Максимова и Владимир Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета "Ромео и Юлия".

Для "Балета ХХ века" осуществил постановки: "Девятая симфония" на музыку Людвига ван Бетховена (1964), "Веберн - Опус V" (1966), "Бхакти" на индийскую народную музыку (1968), "Песни странствующего подмастерья" Густава Малера (1971), "Нижинский, клоун Божий" на музыку Петра Чайковского и Пьера Анри (1972), "Наш Фауст" на музыку Баха (1975), "Дионис" на музыку Рихарда Вагнера и Микиса Теодоракиса (1984), "Мальро, или Метаморфозы Богов" на музыку Бетховена и Ле Барса (1986), "Кабуки" на музыку Тосиро Маюдзуми (1986) и многие другие.

В 1987 году Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну (Швейцария), где в том же году организовал новую труппу — Лозаннский балет Бежара (Béjart Ballet Lausanne), для которой поставил балеты "Воспоминания о Ленинграде" на музыку Чайковского и группы The Residents (1987), "Много раз пытаясь уйти, я остался" на музыку Малера (1988), "Кольцо вокруг кольца" на музыку Вагнера и Купера (1990), "Мистер Ч." на музыку Чарли Чаплина (1992), "Метаморфозы" ("Мутация Х") на музыку Джеки Глисона, Джона Зорна, Ле Барса (1998), "Щелкунчик" на музыку Чайковского и Муте (1998), "Брель и Барбара" на музыку Баха и многие другие.

В 1970 году в Брюсселе он создал школу "Мудра", в 1977 году - ее филиал в Дакаре (Сенегал), в 1992 году - школу-ателье "Рудра" в Лозанне.

В 2002 году организовал для молодых танцовщиков школы "Рудра" труппу "Компания М.", для которой поставил балет "Мать Тереза и дети мира" с участием известной в прошлом балерины Марсии Хайде.

В 2003 году, через десять лет после смерти знаменитого итальянского режиссера Федерико Феллини, хореограф посвятил ему балет "Чао, Федерико". Последующими творениями великого маэстро и его труппы стали "Любовь и танец" (2005), "Заратустра", "Cпасибо, Джанни, с любовью", памяти прославленного кутюрье Джанни Версаче, "Вокруг света за 80 минут" (2007).

Работая над своей последней постановкой "Вокруг света за 80 минут ", Бежар использовал идею Жюля Верна о всемирном путешествии и дополнил ее маршрутом своих последних гастролей с труппой.

Бежар был удостоен различных наград. В 1986 году он был награжден японским орденом Восходящего солнца, в 1993 году получил Императорскую премию Японской артистической ассоциации. В 2003 году хореограф был удостоен степени командора французского ордена "За заслуги в области искусства и литературы".

В 1994 году был избран членом Академии изящных искусств Франции.

Бежару была присуждена международная премия "Балетный Бенуа" в почетной номинации "Жизнь в искусстве".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мори́с Бежа́р (фр. Maurice Béjart, настоящее имя Морис-Жан Бержé (фр. Maurice-Jean Berger), родился 1 января 1927 в городе Марсель. Один из известных французских танцовщиков и балетмейстеров, театральный и оперный режиссёр. Он является одним из лучших хореографов XX века.

Отец Мориса Гастон Берже (1896-1960) – философ, деятель культуры и образования из турецкого Курдистана, мать – каталанка. В роду у Бежара выходцы из Сенегала.

Слияние кровей и соединение национальных корней внесло большое творческое начало в искусство артиста. Африканская кровь, по мнению самого хореографа, стала основополагающей для желания творить в танце.

Мать будущий хореограф потерял в возрасте семи лет. Маленький Морис был болезненным ребенком, и доктор считал, что ему полезны занятия спортом. К тому времени Бежар посмотрел постановку Сержа Лифаря, она его подтолкнула к занятиям балетом. Родители поведали об увлечении сына театром, и врач одобрил занятия . Первыми его преподавателями были эмигрантки Любовь Егорова и Вера Волкова. В 1941 году Морис стал заниматься хореографией, а в 1944 году достиг того, что стал дебютантом в балетной труппе марсельской Оперы. При всем его таланте и желании танцевать, в классическом балете он не прижился. В 1945 году Бежар переезжает в Париж. Там он несколько лет берет уроки танцев у известных хореографов. Благодаря этому, он осваивает мастерство множества различных хореографических школ.

Поначалу Бежар пробовал себя во многих хореографических коллективах. В 1948 году работал у и Жанин Шарра, выступал в «Инглсби интернэшнл балле» в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950–1952 годах.

Бежар в 21 год работал в лондонской труппе под руководством Николая Сергеева над классическим репертуаром. Сергеев был хорошо знаком с хореографией, прославленного в танцевальном мире , потому что работал с ним более 20 лет. Благодаря этому, Бежар многое узнал о балетмейстерской работе в .

В Швеции Бежар работал в труппе «Кульберг-Балеттен». Там узнали, что он владеет хореографией и предложили ему поставить большое па-де-де из «Щелкунчика» для Стокгольмской оперы. Он восстановил дуэт, который был близок к оригиналу. В 1951 году в Стокгольме совместно с Биргит Кульберг поставил свой первый балет. Там же Бежар выступил как хореограф и поставил фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского для кинофильма.

В 1953 году Бежар с Ж. Лораном открыл в Париже труппу «Балле де л’Этуаль» («Ballet de l’Etoile»), которая выступала до 1957 года. В 1957 году он создал труппу «Балле-театр де Пари». Бежар совмещал постановки балетов и выступления в них в ведущих ролях.

Мировой триумф ожидал его в 1959 году, в то время, когда его коллектив «Балле-театр де Пари» испытывал финансовые трудности. Неожиданно Бежар получил предложение от Мориса Юисмана, который был назначен новым директором брюссельского «Театр де ла Монне», поставить «Весну священную» на музыку И. Стравинского. Была подобрана группа талантливых танцоров, которые должны были создать балет всего за три недели. Бежар прочувствовал музыку Стравинского, услышав и увидев в ней, все тонкости проявления любви. В начале – это несмелый, осторожный порыв к объекту любви. Потом всепоглощающая страсть, со всеми оттенками проявления плотского желания. Этой постановкой были поражены не только знатоки классического танца, но и зрители всего мира.

Успешная постановка «Весны священной» стала толчком к будущему Бежара как хореографа. В следующем году Юисман предлагает Бежару набрать балетную труппу в Бельгии. Во Франции никто не предлагал ему этого, а он мечтал работать и творить именно в таких условиях. Бежар, не задумываясь, переезжает в Брюссель. И в 1960 году появился «Балет ХХ века».

В 1970 году Бежар открыл в Брюсселе школу-студию «Мудра». В 1987 году Морис Бежар выезжает со своим коллективом в Москву. Наши соотечественники оценили его творческую работу, и он стал любимчиком публики. Его стали называть Ивановичем, такого знака признания удостоился до него только .

Звезды советского балета начали борьбу за хореографию Бежара. Он работа с мэтрами балетного искусства такими, как и . блистала в созданном, специально для нее балете «Айседора». Бежаром были поставлены для нее и сольные концертные номера.

В 1981 году с Клодом Лелушем в фильме «Одни и другие» он работал в кинематографии.

Одним из интересных фактов его биографии стал переход из католического вероисповедания в исламское в 1973 году. Немалую роль в этом сыграл его духовный наставник суфий Остад Элаи.

В течении долгих лет, Бежар работал с , который был первым исполнителем в постановке Бежара интерпретации балета И. Стравинского «Петрушка». Со своей супругой он исполнял ведущую партию в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

С 1984 года костюмы для балетов Бежара творил известный в мире моды кутюрье Джанни Версаче. Десять лет спустя после его смерти 15 июля 2007 года в миланском театре «Ла Скала» вышла премьера балета «Спасибо, Джанни, с любовью». Это было поставлено с благодарностью и острым пониманием чувства дружбы с рано ушедшим другом. Бежара не остановили даже проблемы со здоровьем.

В 1987 году Морис Бежар увез «Балет ХХ века» в швейцарскую Лозанну и даже заменил название коллектива на «Лозаннский балет Бежара» («Béjart Ballet Lausanne»).

В 1994 году Морис Бежар был избран членом французской Академии изящных искусств.

В 1999 году Бежар показал свою интерпретацию балета «Щелкунчик», премьера которого прошла в октябре в Турине. Известная музыка Чайковского подвигла хореографа на создание автобиографического произведения. Главный персонаж его — девочка Клара, был заменен на мальчика Бима из балета Бежара 1978 года «Парижское веселье». Тематика постановки – это отношение к детству и матери Бежара.

Бежар придумал и поставил более ста балетов, написал пять книг.

Признание и награды

1974 - премия Эразмус

1986 - посвящён в рыцари императором Японии

1993 - Императорская премия

1994 - премия le Prix Allemand de la Danse

2003 - приз «Бенуа танца» («За жизнь в искусстве»)

2006 - Золотая медаль за заслуги в области искусств , Испания

Член Французской академии художеств

Почётный гражданин Лозанны

Постановки, ученики и партии и д.р.

Постановки

1955 - «Симфония для одинокого человека » (Symphonie pour un homme seul), Париж

1956 - «Высокое напряжение» (High Voltage)

1957 - «Соната для троих» (Sonate à trois), Эссен

1958 - «Орфей» («Orphée»), Льеж

1959 - «Весна священная», театр «Ла Монне», Брюссель

1960 - «Такой сладкий гром» (Such Sweet Thunder)

1999 - «Шёлковый путь» (La Route de la soie), Лозанна

2000 - «Дитя-король» (Enfant-roi), Версаль

2001 - «Танго» (Tangos (фр.) ), Генуя

2001 - «Манос» (Manos (фр.) ), Лозанна

2002 - «Мать Тереза и дети мира» (Mère Teresa et les enfants du monde)

2003 - «Чао, Федерико» (Ciao Federico), в честь Федерико Феллини

2005 - «Любовь - танец» (L’Amour - La Danse)

2006 - «Заратустра» (Zarathoustra)

2007 - «Вокруг света за 80 минут» (Le Tour du monde en 80 minutes)

2007 - «Спасибо, Джанни, с любовью» (Grazie Gianni con amore), памяти Джанни Версаче

Фильмография

Морис Бежар выступал в кино в качестве режиссёра, балетмейстера и актёра:

1959 - «Симфония для одинокого человека», хореография и исполнение Мориса Бежара, режиссёр Луис Куни

1975 - «Я родился в Венеции», режиссёр Морис Бежар (с участием Хорхе Донна, Шоны Мирк, Филиппа Лизона и певицы Барбары)

2002 - B comme Béjart, документальный фильм

Последователи

Морис Бежар разрешил исполнять свои произведения только тем, с кем работал лично. Тем не менее, многие известные танцоры и танцовщицы исполняли его постановки, копируя их с видео. Высокий уровень их исполнения, все же был не в манере «бежаровского» видения. И на нарушающих запрет, до сих пор накладывается денежный штраф.

Одним из последователей Мориса Бежара стал Миша Ван Хук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.



Вверх