Морфемика. Определение морфемы. Типы морфем. Морфема это в русском языке определение
Что такое морфемика?
- Морфемика — раздел словообразования, изучающий морфемный состав слова. http://www.rus-lang.com/education/discipline/philology/srly_so/material/material6/
- Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные) , постфиксы, окончания. Главная морфема в слове – это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ‘учить’. Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься – однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем -куст-. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен-, подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ-, сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т. д. Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов: 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик – корень -нос-; 2) нос, носовой, носик, носище, переносица – корень -нос-. Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются. Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставка может находиться непосредственно перед корнем (переход) или перед другой приставкой (пересдать) . Некоторые приставки, как и корни, могут выступать в разных вариантах, т. е. в них возможны чередования гласных и согласных: 1) во всех приставках на согласный возможен беглый гласный о в конце приставки: надрывать – надорвать, подберу – подобрать, разгонится – разогнаться; 2) в приставках пере-/пре-, через-/чрез- представлены полногласные и неполногласные варианты: перегородка – преграда, чересполосица – чрезмерный. В приставках на -з- представлено чередование з/c (беззаботный – беспокойный) , а в приставке раз- еще и чередование а/о (разыграть – розыгрыш) . Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Суффикс может стоять непосредственно после корня (столяр) или после другого суффикса (столярничать) . Интерфикс – это морфема, служащая для образования новых слов и стоящая между корнями. Наиболее распространенные интерфиксы в русском языке – это -е- и -о-. В школе их обычно называют соединительными гласными. Примеры: новосел, верхолаз, землекоп, пылесос. Постфикс – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов. Постфиксов в русском языке немного. Самый распространенный – -ся, служащий для образования глаголов (учишься, увлекаемся, спрягается) . Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа. Например, в существительном стола окончание -а выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.
М орфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Без знания состава слов невозможно научиться определять способы словообразования и решать проблемы орфографии.
Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом морфемы. Основной частью слова является корень. Перед корнем может быть одна или несколько приставок , а после корня – один или несколько суффиксов . В конце изменяемых слов есть окончание (иногда оно нулевое). Неизменяемые слова не имеют окончаний. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова. Теперь поговорим подробнее обо всех морфемах.
Основа слова и окончание.
Чтобы выделить окончание , надо слово изменять, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Например: зелёный лес , зелёного леса (окончания м.р., ед.ч., им. и род. падежей); живу , живём (окончания 1л. ед. и мн.ч. , наст. вр.).
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении. В словосочетании зелёный лес окончание -ый у прилагательного зелёный указывает на его связь с существительным лес.
Окончанием слова называется его изменяемая часть , которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.
Окончание может быть нулевым . Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но при изменении слова нулевое окончание появляется. Нулевые окончания обнаруживаются:
1)у существительных в форме им. п. м.р. ед.ч.: дом - дома
2)у существительных в форме р. п. мн. ч.: гор - горы
3)у кратких прилагательных в форме мужского рода: красив - красива
4)у глаголов в форме м.р. пр. вр.: пел - пела
5)у притяжательных прилагательных с суффиксом – ий: лисий - лисья
Часть слова без окончания называется основой . Основа слова содержит его главное лексическое значение .
Обратите внимание на состав таких слов, как нация , армия , в которых буква я обозначает два звука [йа]. Звук [й] входит в основу , [а] – окончание .
Изучение русского языка в школе или институте всегда сопряжено с множеством сложностей. Приходится вникать в огромное количество терминологии, осваивать разнообразные анализы и разборы.
Всё, что говорят или пишут люди, можно определить как некие элементы. Например, существуют тексты, абзацы, предложения, слова и прочее. Морфема же является наименьшей подобной единицей, которая, однако, имеет некий смысл . Меньше морфемы может быть только фонема, но когда она существует сама по себе, в ней вряд ли можно выделить какой-то смысл.
Понятие «морфема» было впервые введено Иваном Александровичем Бодуэн де Куртенэ, лингвистом, в какой-то степени принадлежавшим и России, и Польше. Свою же часто используемую трактовку слово получило гораздо позже. Её создал Леонард Блумфилд, лингвист из Соединенных Штатов Америки.
Морфемой называют некое абстрактное её проявление. Когда же она находится в конкретном тексте, то её называют морфой или морфом. Нередко происходят ситуации, когда одна и та же морфема несколько изменяется из-за своего окружения, в частности, с фонетической точки зрения. Это называют алломорфами.
Легче всего понять, чем является алломорф, на классическом примере с глаголом бегать. «Я бегу, ты бежишь, он не бежит». В этом предложении морфема «бег» выглядит по-разному. В частности, она имеет два алломорфа – бег и беж.
Тем не менее, в речи (и даже научной литературе) люди нередко используют слова морфема вместо морфа.
Виды морфем
Для того, чтобы понимать, что значит морфема слова, нужно рассмотреть основные существующие виды этой языковой единицы.
В первую очередь, находя морфемы, люди обращают внимание на корень. Это самая главная часть слова, которая, как правило, содержит в себе весь его смысл. Без корня не может быть и самого слова – это обязательная часть . Иногда слова имеют всего одну морфему – сам корень. Однако, в большинстве случаев, присутствуют и другие.
Ими являются аффиксы. В школьные годы вряд ли удастся услышать именно это понятие, особенно учитывая, что, чаще всего, оно применяется в других языках. Аффиксы – это любая часть слова, присоединяемая к корню. С её помощью образуют новые понятия. Главное отличие этой морфемы в том, что она не может существовать сама по себе. Хотя он и имеет некоторое значение, лишь присоединяясь к корню, аффикс обретает свой смысл.
У этой морфемы можно выделить достаточно обширную собственную классификацию. Например, она подразделяется на префикс-корни, или корни-суффиксы, однако, как правило, всё это используется в английском языке.
Среди аффиксов рассматривают, в основном, приставки, суффиксы и окончания. Интересно, что окончания называются флексиями, однако это название не стало традиционным.
Приставки, суффиксы и окончания
В зависимости от того, где находится тот или иной аффикс, его называют префиксом или постфиксом. Нетрудно догадаться о значении этих терминов. Префиксы находятся до главной части слова, то есть корня, а постфиксы ставятся после него.
До корня могут находиться приставки. Они дополняют или несколько изменяют смысл слова. Очень часто приставки происходят от предлогов, а потому дают корню то значение, которое содержал исходный предлог. Всего в русском языке существует примерно 70 приставок. Интересно, что префиксы есть не во всем языках. Например, грамматика тюркского языка основана на постфиксах.
Суффиксы – это морфема, располагающаяся после корня. Его определяют как постфикс, который не является окончанием. В языках, сходных с индоевропейским, лингвистика нередко концентрируется на ключевых отличиях суффикса и флексии. В русском же языке эта морфема очень часто используется для того, чтобы изменить часть речи какого-то слова.
В самом же конце практически любого термина находятся окончания. С их помощью можно узнать о связи слова с каким-то иным членом предложения, а также уточнить его значение.
Существует также несколько достаточно узкоспециализированных морфем, вроде интерфиксов и инфиксов. Они считаются служебными, не имеют какого-то собственного смысла, и очень часто добавляются в середину слова, прямо в корень.
В данной главе:
§1. Морфема
Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы
служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
§2. Виды словообразовательных морфем
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
Запомни:
Слова без корня в русском языке невозможны.
В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.
В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .
Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .
Запомни:
Слово не может состоять только из приставки.
Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .
Запомни:
Слово не может состоять только из суффикса.
Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс
.
К интерфиксам в русском языке относят буквы о
и е
в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл
о
ход
, пар
о
воз
, сам
о
вар
.
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание
- это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол
- нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал
- нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
Запомни:
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
- у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
- у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
- у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
- у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
- у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
- у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
- у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан
Не путай:
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени -л : ходил , повелительного наклонения -и : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий -е :тише .
Обсуждаем проблему толкования.
Формообразующие суффиксы или окончания?
Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.
Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Что является минимальной значимой частью слова?
- Морфема
Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?
Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?
- Словообразовательные
- Формообразующие (словоизменительные)
Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?
- Корень
- Приставка
- Суффикс
Может ли слово состоять только из приставки?
Может ли слово состоять только из суффикса?
Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?
- Суффикс
- Окончание
Зачем нужны интерфиксы?
- Для словообразования
- Для передачи нового значения
- Для формообразования
Какая морфема служит для связи слов в предложении?
- Корень
- Суффикс
- Окончание
Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?
Правильные ответы:
- Морфема
- Словообразовательные
- Корень
- Окончание
- Для словообразования
- Окончание
Вконтакте
Морфемика (студ.)
Морфемика
Морфемика как раздел языкознания
Морфема и морф. Разновидности морфов
Типы морфем. Корень и аффиксы
Функциональные типы аффиксов
Позиционные типы аффиксов
Литература
___________________________________________________
Морфемика как раздел языкознания
Морфемика –
1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;
2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].
Морфемика занимает промежуточное положение междусловообразованием ,морфологией иморфонологией , так какморфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения .
Напр., глагол по -друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:
приставки (префикса) по- ‘начало действия’,
корня друж- ,
двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и
- ть- (суффикс инфинитива),
постфикса -ся ‘взаимное действие’.
Это область морфемики .
Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.
Глагол по -друж-и-ть-ся образован от глаголадружить одновременным присоединением
приставки по- ‘начало действия’
и постфикса -ся ‘взаимное действие’.
В морфологии морфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):
Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:
подруж - у -сь, подруж- ишь -ся… (лицо и число)
подружи- л -ся, подружи- л - а -сь… (время, число и род)
Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.
Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:
дру г -а – дру г’ е – дру з ’ j - a – дру ж -ить ,
ср. также: лю б -овь – лю б’- ить – лю бл’ -у
Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разныепредметы .
К задачам морфемики относятся:
рассмотрение принципов выделения морфем,
выделение критериев отождествления и разграничения морфов,
классификация морфем.
Морфема и морф
Морфема (греч.morphē ‘форма’)– минимальная значимая часть слова.
Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).
Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.
От фонемы морфема отличается наличием значения . Фонемы образуют план выражения морфем:
мыш-онк-у
План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.
План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.
В отличие от слова , морфемасемантически несамостоятельна , она всегда выражаетчасть общего значения слова. Ср.:
нос, стол, лез ;
нос-ø, стол-ø, лез-ø.
Исключение составляют одноморфемные слова:
вдруг, пальто.
Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичнымиразличиями в материальной стороне слов и их форм и частичнымиразличиями в их значениях (лексических и грамматических):
ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …
голов-а голов-ы голов-у голов-ø…
книг-а книг-и книг-у книг-ø…
Ср. также голов-а – голов- к -а с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].
Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема , используется терминморф .
Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка иречи .
Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая),речевая единица.
Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая),языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.
корень: ру к -а – ру к -и – ру ч -ной ;
рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;
суффикс: дуб- ок – дуб- к -а– дуб- к -е ;
- ок - , - к - и - к’ - – три морфа одной морфемы.
В одну морфему объединяются морфы, которые
имеют тождественное значение,
обладают формальной, т.е. фонематической близостью .
Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):
алломорфы ,
варианты .
Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношенияхдополнительной дистрибуции) :
корень: у-бр-а-ть – у -б и р-а-ть – у-б е р-у – у-б о р-к-а; бе г -у – бе ж -ишь; слу х – слу ш -а-ть; с-бр о с-и-ть – с-бр а с-ыва-ть;
приставка: о -кружить – об -вести – обо -йти; с -бросить – со -гнать;
суффикс: кус- ок – кус- оч - ек – кус- к -а – кус- к’ -и;
окончание: кресл- ом – пол- ем ;
англ. bat - s ‘летучие мыши’ –box - es ‘коробки’.
Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношенияхсвободного варьирования . Напр.:
окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен- ой – стен- ою ;- рук- ой – рук- ою ;
окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер- ями – дверь- ми .
Типы морфем. Корень и аффиксы
В структуре слова среди морфем выделяются:
корень и
аффиксы (лат.affīxus ‘прикрепленный’).
Деление морфем на корни и аффиксы опирается на
функцию в составе словоформы и
тип выражаемого значения .
Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.
Не существует знаменательных слов без корня .
Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять , префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51].
Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому,это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:
бег – бег -ать;
черн -ый – черн -ота – черн -ить…
Корень может существовать в языке самостоятельно :
вдруг, завтра, теперь.
Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.
Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:
дом-ø, ног-а.
Связанные корни в современном языке существуютлишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:
до бав ка, при бав ка,
об у ть, раз у ть .
Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксыне обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называютсяслужебными морфемами.
В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:
префиксоиды: полу- – полукруг, полубог…
авиа- – авиаалинии, авиаперевозки…
само- – самооанализ…
суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…
-фил – славяновил …
-видн- – стекловидный, змеевидный …
[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].
Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:
дом- Ø – нулевая флексия является показателем И.п.,ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями:дом- а , дом- у , дом- ов ,
рук- Ø – нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,
красив- Ø – ед.ч. м.р.: красив- а , красив- о , красив- ы .
Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.
Функциональные типы аффиксов
С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на
словообразовательные ,
словоизменительные (формообразовательные ).
Словообразовательные (деривационные – от лат.deriv ā tio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чегоменяется лексическое значение слова:
дом – дом- ик – не любой дом, а именно маленький; ср. также дом- ов -ой ;
слон – слон- ёнок ;
бег-: про -бег, за -бег, на -бег.
Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.
Словоизменительные (реляционные – от лат.rel ā tio ‘отношение’) аффиксы (≈формообразовательные ) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:
бег-а- ть – бег-а- л .
бег-: бег- у , беж- ишь …
ЛЗ глагола не меняется : глагол обозначает один и тот же процесс.
Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:
построил домик- Ø ,
вышел из домик- а .
Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:
чита- ть – чита- я – чита- л- а – чита -ющ -ий – чита- вш -ий.
Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:
девочка читал- а – мальчик читал- Ø – они читал- и ;
читающ- ий мальчик- Ø – читающ- его мальчик- а – читающ- ему мальчик- у …
Позиционные типы аффиксов
По положению относительно корня аффиксы делятся на
стоящие перед корнем– префиксы (приставки),
стоящие после корня:
постфиксы ,
суффиксы ,
окончания (флексии ),
вставляемые внутрь корня:
инфиксы ,
трансфиксы ,
вставляемые между корнями –интерфиксы ,
окружающие корень –циркумфиксы (конфиксы ).
┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐
перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня
│ ┌─────┴────┐ │ │ │
префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы
(приставки) (конфиксы)
┌────────┬────────┐
суффиксы флексии собственно
постфиксы
1. Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем :
пере-рыв, под-писать, не-глубокий.
in-active, re-fresh.
В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании , а приформообразовании –очень редко .
Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:
делать – с -делать, писать – на -писать, читать – про -читать 1 .
Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но илексическое :
В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляетсяспряжение [Кодухов, с. 239].
Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языкахбáнту (Восточная Африка). Напр., в языкесуахили :
wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- – будущее время, si- – отрицание, po- – условность, ku- –глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].
Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские .
2. Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня .
Этот термин используется в двух значениях :
он обозначает все служебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;
собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии , напр., рус. -ся, -то, -либо .
Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:
нем.: Kind ‘дитя’, Kind- er ‘дети’, Kind-er- chen ‘детки’.
Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения .
2.1. Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические ) значения:
рук-а – руч- к -а – руч- онк -а – руч- ищ -а – руч- н -ой;
конь – кон- ёк – кон- ин -а – кон- юх – кон- н -ый – кон- ск -ий.
Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические ) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:
рассказ-а- ть – рассказ-а- л -ø, рассказа- л -а, рассказа- л -и ;
рассказ-а- вш -ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а- нн -ый (-ая, -ые; -ого…) ;
рассказ-а- в ;
красив-ый – красив- ее .
_____________________________________
1 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами, а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.
2.2. Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным , реляционным значением , т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.
красив- ый – красив- ая – красив- ые ; красив- ого – красив- ому – красив- ым ;
расскаж- у – расскаж- ешь – расскаж- ет – расскаж- ем …
Постфикс является флексией, если он
имеет хотя бы одно реляционное значение,
входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].
Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не толькословообразовательное (лексико-грамматическое), но исловоизменительное значение.
В свою очередь, парадигма флексий может выполнятьсловообразовательную функцию. Напр.:
ворон- ø – ворóн- а –сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср.кум- ø – кум- а ;
бел-ый – бел-и-ть: бел- ый – бел- ая – бел- ое … ; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой склоения: бел- ю – бел- ишь – бел- ит …;
добрый – добро: добр- ый – добр- ого – добр- ому …↔ добр- о – добр- а – добр- у .
В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречияутром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что-ом из флексии превратилось в суффикс.
Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:
среди языков мира намного больше языков с постфиксами , но без префиксов ,
чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы ;
языков же, в которых имелись бы префиксы , но отсутствовали постфиксы , почти не засвидетельствовано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89]. Наглядно это можно представить так:
3. Инфиксы (лат.infixum ‘вставленное внутрь’)– это аффиксы, вставленныевнутрь корня или основы.
Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., втагáльском :
sulat ‘письмо’ – s- um -ulat ‘писáть’,
pasok ‘вход’ – p- um -asok ‘входить’,
sulat ‘письмо’ – s- in -ulat ‘написан’,
pataj ‘мертвец’ – p- in -ataj ‘убит’.
В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.
В латинском:
vi - n - c - o ‘побеждаю’,fi - n - d - o ‘колю’ иru- m - p - o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов- n - и- m - (ср. формы прошедшего времениvīc-ī ‘я победил’,fīd-ī ‘я колол’ иrūp-ī ‘я сломал’).
старосл .:с ¤ д- (ср. рус.сяду , носел ):* sed-ti – se- n -dõ ;
л ¤ г- (ср. рус.: лягу , но лёг ): *leg-ti – le- n -g-õ.
англ .:stood ‘стоял’ –sta- n -d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].
4. Трансфиксы (лат.trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’)– это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».
Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., варабск. :
КТБ – идея письма; КТЛ – идея убийства
КаТаБа ‘написал’ КаТаЛа ‘убил’
КуТиБа ‘был написан’ КуТиЛа ‘был убит’
КāТиБу ‘пишущий’ КāТиЛу ‘убивающий’
КиТāБу ‘книга’ КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].
5. Интерфиксы (искусств. лат.interfixum ‘междукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].
Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являютсярусские соединительные гласные- о- и- е- :
пар- о -ход, лоб- о -тряс, земл- е -коп, каш- е -вар и под.
-е- и - s - внемецких сложных словах:
Tag- e -buch ‘дневник’,Geburt- s -tag ‘день рождения’,Ort - s - kunde ‘краеведение’,Arbeit - s - plan ‘рабочий план’, Alter - s - heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].
Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные » в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:
чит- а -ть, сид- е -ть, ход- и -ть.
Ср. также «тематический йот [ j ] », служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:
чит-а- j -у, бол-е- j -эт … [Реформатский, с. 267].
В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы .
6. Конфиксы (лат.confixum ‘скрепленное’),или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:
под -окон- ник , за -речь- е , раз -бежать- ся .
Нем. :
lob - en ‘хвалить’ –ge - lob - t ‘хваленый’; ср.lob - t ‘хвалит’;
find-en ‘найти’ – ge -fund- en ‘найденный’
nehm - en ‘брать, взять’ – ge - nomm - en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].
Литература
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.
Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.
Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. ГлаваV. Морфемика исловообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.
Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.
ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). ГлаваIV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.
Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. ГлаваIV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). ГлаваIII. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.
ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.
ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247. Словообразование. С. 500–503.