Морфемный состав слова. Определение части слова (морфемы)
Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики - морфема.
Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Классификация морфем русского языка
Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).
Корень
Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).
Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.
Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.
Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения
Окончание
Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).
Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.
У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .
Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.
Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм
. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия
.
У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .
Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).
Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.
Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.
Разные глагольные формы образуются от разных основ.
От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.
От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.
Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа-
ть - писа-
л- (бы - писа-
вш-ий
пиш-
у - пиш-
ущ-ий - пиш-
и- .
Основа
Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.
Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.
У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.
Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.
Образец морфемного разбора
плотничал
Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).
Основа - плотнича-.
Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.
Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.
Морфемика - это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Среди морфем выделяются словообразовательные (приставка, суффикс), служащие для образования новых слов, и словоизменительные (окончание, суффикс прошедшего времени глаголов -JI9 суффиксы -ЕЕ, ЕЙ, -ШЕУ при помощи которых образуется простая превосходная степень прилагательных и наречий), служащие для образования форм слова.
Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Чтобы выделить окончание, надо изменить слово: доска - доски, красивый - красивого, лечу - летит.
Окончание выражает разные грамматические значения:
Рода, числа и падежа - у существительных и цри- лагательных;
Лица и числа - у глагола в настоящем и будущем времени;
Рода и числа - у глаголов в прошедшем времени.
При помощи окончания новые слова не образуются,
образуются формы слова.
Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Не имеют окончаний неизменяемые слова:
Наречия (быстроу,
Деепричастия (разговаривая);
Прилагательные в сравнительной степени (красивее);
Несклоняемые существительные (депо).
Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Она выражает лексическое значение слова.
Виды основ:
Непроизводная (нет приставки, суффикса: дом);
Производная (образована от других слов: домик);
Производящая (от нее образуется другая основа: дом - домик).
Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
В слове может быть один корень (цветной) и несколько (цветово^)9 такие слова называются сложными.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются од-
покоренными (водный, подводный, "вода, заводь, водянистый, по&водник).
Существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (ёора, Горный,
угореть, загореть, перегореть), они не являются одно- коренными.
Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
(вода, подводный).
Приставки вносят дополнительное значение в слова.
Кроме исконно русских приставок (о-, от-, под-, над-, пере-) существуют и иноязычные (контр-, суб-, ад-, ин-, кон-, об-).
В слове может быть несколько приставок: "безвыходный.
Среди приставок есть синонимичные (выгнать - изгнать) и антонимичные (влететь - вылететь).
Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова не выделяются: восторгаться.
Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новщх слов (тон-
кбстЬ, тонкбвапЬый; гонимый, гон^пЦий; водякой, во-
дякиспЬый).
В слове может быть один суффикс (водякой) или несколько (водянистый).
Многие суффиксы свойственны определенным частям речи:
Ость, -онк9 -телъу -щик - существительным; -ущ, -ющу -ащ, -ящ, им, -ом, -ем - причастиям; -ыва, -ивау -овау -ева - глаголам. Постфикс - это часть слова, которая стоит после окончания: -сь и -ся.
1. Укажите, в каком ряду все слова имеют окончание.
а) заяц, солнцем, верхом (скакать)
б) белым, касается, подошли
в) увидел, справа, второй
г) заточил, (о) переезде, дважды
2. Укажите, в каком ряду все слова имеют нулевое окончание.
а) овощ, плащ, речь
б) Ростов, вперед, настежь
в) рассказ, полночь, вишь
г) плеть, (с) плеч, вскачь
3. Укажите, в каком ряду все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
а) поражение, забияка, заведенный
б) загашенный, инициатива, кавалерия
в) застелил, остановка, разгрузка
г) осязание, племенной, заговорщик
4. Укажите, в каком ряду все слова имеют несколько суффиксов.
а) попадание, заболевание, породниться
б) бахрома, встрепенуться, изыскание
в) капитуляция, лотерея, официальный
г) поведение, рассредоточенный, скомканный
5. Укажите, в каком ряду все слова имеют 2 приставки.
а) поодаль, безудержный, неодаренный
б) понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый
в) понемногу, несдержанный, нездешний
г) вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный
6. Укажите, какое из данных слов не является одно- коренным.
а) пригорелый в) горный
б) гореть г) угарный (газ)
7. Укажите слова, которые состоят из 5 морфем.
а) напоминать в) судоходство
б) напряженность г) пробрался
8. Укажите ошибки, допущенные при морфемном разборе слов.
а) план-ир-ов-а-ть в) магнет-изм
б) кастрюл-я г) от-тир-а-ть
9. Укажите, в каких случаях морфемный разбор слов выполнен верно.
а) аук-ци-он в) де-кабрь
б) вел-ич-ин-а г) кремн-ий
10. Укажите слова, морфемный состав которых соответствует схеме
«корень 4- окончание».
а) порода
б) жуткий
в) забота
г) касторка
11. Укажите слова, в которых основа равна корню.
а) помидор
б) архаизм
Слово состоит из частей: приставки, корня, суффикса, окончания. Их также называют морфемами. Приставка, корень и суффикс составляют основу слова, они являются значимыми частями слова. Говоря иначе: слово состоит из основы и окончания. Раздел науки, который изучает строение слов и способы их образования, называет словообразованием . Следует разделять понятия морфемного и словообразовательного разбора.
Названия и обозначения
Каждая часть слова имеет название и визуальное обозначение (начертание). Обозначения - как бы «маркеры», которые пририсовывают к соответствующей части слова сверху, снизу или обводкой.
— приставка (или префикс)
— корень
— суффикс и постфикс
— окончание
— основа и соединительная гласная (или интерфикс)
Покажем обозначение морфем на примерах: аван гард н ый , абзац , без вы ход н ый
В тетрадных листах обычно слова пишут шариковой ручкой, а части слов выделяют карандашом или шариковой ручкой другого цвета. На школьных досках части слов выделяют мелком или маркером цветом, отличающимся от цвета слова. Наш сайт содержит краткий словарь морфемных разборов с наглядным обозначением морфем.
Группы морфем
Морфемы разделяются на три группы:
- корневая морфема - корень;
- словообразующие морфемы - приставка, словообразующий суффикс;
- формообразующие морфемы - окончание, формообразующий суффикс.
В основу слова входят корень и словообразующие морфемы.
Рис 1. Схематическое представление частей слова
Вне рамок школьной программы используется иная терминология для некорневых морфем - аффиксы. Существуют и другие морфемы и их комбинации, но они не входят в школьную программу, поэтому мы их подробно не рассматриваем.
Любая из морфем может отсутствовать в слове, в том числе корень. Однако некоторые учёные считают, что отсутствие корня в действительности является наличием нулевого корня.
Видоизменение морфем
Части слова могут подвергаться выпадению звука либо замене одного звука другим. Такие видоизменения могут возникнуть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:
. в приставках: от
резать - ото
рвать, раз
делить - рас
писать;
. в корнях: орос
ить - орош
ение, прос
ит - упраш
ивает, береч
ь - берег
у - береж
ный;
. в суффиксах: сучок
- сучк
а - сучочек
;
. в окончаниях: водой
- водою
, в лесу
- о лесе
.
A. два, надвое, двойка, удвоить
Б. более, пускай, неужели, бы
B. каждый, себя, тобой, по-моему
Г. утиный, масляная (краска), гружёный (вагон), превосходный
1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) В, Г
[ 2 | В каком слове последняя буква является окончанием?
1) не спеша
2) в продолжение (года)
3) напиши
4) прочитано
| 3 | Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания и суффикса?
1) сгорбившись
2) продвигался
3) разгораясь
4) неразумно
| 4 ] В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А. связанный, слев.., выслуш..в
Б. исправлена, закле..в, вы поед..те
В. объезд..вший, высуш..в, едва слыш..мый
Г. стел..щийся, ре..вший, потер..на
1) А, Г 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В
| 5] В каких случаях на месте пропуска пишется буква и? Хотя мы уже н(1) раз говорили, чего н(2) надо делать в случае сильного снегопада в горах, н(2) могу н(4) напомнить вам ещё раз об этом,
1) 4 2) 1, 4 3) 3, 4 4) нет
ЧАСТЬ 2
1 В каком варианте ответа указаны слова, в которых допущены орфографические ошибки?
A. делал по-немногу
Б. в течение недели
B. вследствии непогоды
Г. то же самое
1) Б, В 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г
[ 2 | В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна буква н?
A. потуше..а ветром, тка..ая скатерть, неко-ше., ый луг
Б. незва..ый гость, жестя..ая кружка, запу-та..ые нитки
B. сплете..а из веток, маза..ый маслом хлеб, у^ивле. .а
Г. непаха..ая земля, жёва..ая бумага, подпи-саны директором
1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) В, Г
3 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых не пишется раздельно?
А. (не)смотря под ноги, (не)следует говорить, (не)нужно
Б. (не)оценимая услуга, (не)торопясь, (неопе-рившиеся птенцы
В. вовсе (не)жаркий день, (не)точно ответил, (не)обыкновенный запах
Г. (не)заметённая снегом, (не)пользуясь ничем, рукопись (не)издана
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г | 4
4 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых все выделенные слова пишутся через дефис?
A. (по)неволе, когда(то), (тихо)тихо
Б. (чуть)чутъ, (юго)запад, куда(то)
B. когда(нибудъ), (по)осеннему холодно, оце-нить (по) разному
Г. вряд (ли), (по)тихонькуу (по) заячьему следу
1) В, Г 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В 1 5
5 В каком варианте ответа указаны предложения, в кото-рых допущены пунктуационные ошибки?
A. Тропа выводит к мосту, перекинутому через бурную речку.
Б. Игнат слушал внимательно разглядывая оживлённое лицо сына.
B. Подойдя вплотную к берегу, они пристально стали вглядываться в темень над рекой.
Г. Выпавший за ночь, снег искрился на солнце.
1) Б, В 2) А, Г 3) А, В 4) Б, Г
ЧАСТЬ 3
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему легче будет жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь тоже надо переносить, чтобы она была самой ра-достной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душев-ное богатство, сделала человека более щедрым. Радость, не разделённая с задушевными друзья-ми,- не радость.
1 Определите тип речи.
1) описание
2) повествование с элементами рассуждения
3) повествование
4) рассуждение-размышление
| 2~\ Укажите стиль речи.
1) разговорный 2) научный 3) публицистический 4) художественный
| 3 | Какова цель данного высказывания?
1) сообщить сведения, имеющие научное значение
2) обменяться впечатлениями с близкими людьми
3) сообщить сведения, имеющие деловое информационное значение
4) передать информацию с целью воздействия на общественное мнение
| 4 [ Какие средства выразительности языка не использованы в тексте?
1) слова в переносном значении
2) антонимы
3) однородные члены
4) синонимы
| 5 | Укажите средство связи двух последних предложений текста.
1) антоним
2) мёстоимение
3) повтор одного и того же слова
4) союз
Морфема – это наименьшая значимая единица языка, в которой заключено лексическое или грамматическое значение. Слова состоят из морфем.
Морфемы делятся на корневые и служебные .
Корень – это общая часть родственных слов.
Сравним слова: Вода – водить; водить – вождение. В первой паре слов корень ВОД . Однако слова не являются однокоренными, так как лексическое значение корня разное. Это омонимичные корни.
Во второй паре представлены различные варианты одного и того же корня, связанные с историческим чередованием согласных. Это однокоренные слова: вождение – это умение водить.
Корень является обязательной морфемой, присутствующей в каждом слове.
Служебные морфемы называются аффиксами , что в переводе с латинского означает прикреплённый.
Существуют 2 классификации аффиксов:
1) по расположение по отношению к корню;
2) по функции.
Аффиксы делятся на:
приставки (префиксы) – стоят перед корнем (пригород),
суффиксы – стоят после корня перед окончанием или на конце слов (школьный, быстро);
постфиксы – стоят после окончания или формообразующего суффикса (умывалась, какой-то);
соединительные гласные (интерфиксы) – стоят между корнями в сложных словах (сухофрукты, юго-запад);
окончание – стоит на конце слов или перед постфиксом (умывала, умывалась – окончание А).
Значение аффиксов может быть словообразующие и словоизменительные - формообразующие.
Словообразующие аффиксы предназначены для образования новых слов и имеют лексическое значение.
К ним относятся:
а) приставки - город - пригород (место вблизи города);
б) суффиксы школа – школьник (учащийся школы);
в) постфиксы - умывать – умываться (умывать себя), какой – какой-то (неизвестно какой);
г) соединительные гласные, которые выполняют соединительную функцию: сухие фрукты – сухофрукты.
Формообразующие морфемы служат для образования различных форм одного и того же слова и имеют грамматическое значение.
Основной формообразующей морфемой в русском языке является окончание .
Окончание – это изменяемая морфема, служащая для связи слов в предложении. В окончании может быть заключено несколько грамматических значений. Так в форме существит. «стол» нулевое окончание указывает на муж. род, ед. число, им. пад, а в форме «столах» оконч. АХ указывает на мн. число предл. падеж.
Неизменяемые слова не имеют окончаний. Сравним: окно – окна; пальто.
Некоторые формы прилагательных и глаголов образуются при помощи формообразующих суффиксов .
Формообразующие суф. прилагат. – это суф.степеней сравнения: сравнительной степени – ЕЕ, Е, ШЕ (сильный – сильнее ; сладкий – слаще ; тонкий – тоньше ); превосходной степени – ейш, айш, ш (сильнейший , тончайший , высший ).
Некоторые формы глаголов образуются с помощью суффиксов: инфинитив ТЬ , ТИ (читать, нести); прошедшее время – Л, нулевой суффикс (несла, нес); повелит.наклонение - И , нулевой суффикс (беги, брось).
Форма множ.числа в повелит.наклонении образуется при помощи формообразующего постфикса ТЕ (бегите, бросьте).
В каждом слове можно выделить основу - часть слова с лексическим значением. Поэтому в основу не входят формообразующие суффиксы и постфиксы. Например, основа слова «умывалась» - «умыва – ся»; окончание А и суффикс прошедшего времени Л в основу не входят.
Основы можно разделить на непроизводные и производные .
Непроизводные не произведены от основ других слов и равны корню: школа.
Производные произведены от других основ и включают в себя словообразующие морфемы: пришкольный – находящийся при школе.