Мнение о картине пластова летом. Сочинение по картине «Летом» Пластова

Глядя на живописные полотна художников, хочется придумывать интересные рассказы, представлять героев картины в других ситуациях. Интересно, что будет, когда они перестанут статично сидеть, встанут и отправятся домой? Эти же мысли навевает картина Пластова «Летом» (1952 г). Еще она помогает мысленно перенестись в жаркий день, на лоно природы, чтобы согреться под ласковыми лучами солнца и полюбоваться неотразимыми пейзажами.

Совсем немного о творчестве автора

Чтобы понять, почему художник рисовал именно на эту тему, нужно немного рассказать о его творчестве в целом.

Аркадий Александрович Пластов - родом из села. Мальчик имел возможность с детства любоваться природой, поэтому он воспел ее во многих своих работах. О художнике говорят, что он певец советского крестьянства. Да, у мастера немало полотен посвящено этой теме.

Он рисовал, как трудятся эти люди, как отдыхают. Колхозный праздник можно лицезреть на одноименной картине. Веселое настроение собравшихся передается зрителям.

Удивительно, как трогательно, с какой любовью мастер переносит природные пейзажи на холст. Когда мы смотрим на девочку, наливающую воду (картина «Родник»), кажется, что слышно, как журчит струя и льется в ведро юной хозяйки.

Рассказ по картине Пластова «Летом»

У каждого человека полотно художника может вызвать свои ассоциации. Если школьнику зададут написать сочинение или подготовить устный рассказ по картине, сначала можно поведать совсем немного об авторе, затем перейти к описанию сюжета. В конце письменной или устной работы хорошо бы передать свои впечатления от картины. Можно проявить фантазию и добавить нарисованному сюжету свой, сочинив собственный рассказ. К этому располагает картина Пластова «Летом».

Видно, что на ней изображено именно это время года. К тому же художник так и назвал свою работу. Скорее всего, это вторая половина сезона. Малина поспевает ко второй половине июля, и в начале лета грибы, если и бывают, то не в таких количествах.

Здесь они в изобилии. Об этом ясно говорят полные корзины. Крепкие белоснежные грузди лежат шляпками вниз. Девочка и ее мама, также изображенные на полотне, не срезали грибы, а вынимали их из земли. Сейчас бытует мнение, что эти дары леса нужно срывать выкручивающими движениями, чтобы не повредить грибницу, значит девочка и женщина дели правильно.

Во второй корзине лежат крепыши-боровики. У некоторых кончик ножки отрезан у других нет.

Люди и собака

Картина Пластова «Летом» позволяет полюбоваться не только корзинами с грибами, которые так привлекают взгляды зрителей, но и рассмотреть людей, являющихся главными героями полотна.

Видно, что женщина очень устала, поэтому уснула в тени двух берез. Ведь она бродила с помощницей по лесу с самого утра, поэтому они придут домой с богатыми дарами.

Помимо грибов, героини набрали целый кувшин малины. Девочка сорвала веточку, сидит в тени, отдыхает и обрывает остальные ягоды в кружку. Скоро и эта тара будет заполнена. Зато мама с дочкой наварят дома ароматного малинового варенья и будут зимой пить с ним чай, вспоминая, как они ходили в лес и нарвали много ягод.

Собака тоже утомилась. Она легла около маленькой хозяйки и отдыхает, но не спит. Ведь собака должна охранять людей и в любую секунду, почувствовав опасность, броситься защищать своих хозяев.

Природа

Картина Пластова «Летом» передает величественную красоту российской природы. На фоне изумрудной травы прекрасно смотрятся синие колокольчики на высоких стеблях. Желтые цветы также хорошо вписываются в этот пейзаж.

Солнце освещает поляну, на которой отдыхают люди. В его лучах греются и березки, а грибникам они дают живительную прохладу, которая необходима в знойный полдень.

Урок по картине Пластова «Летом» поможет развитию устной и письменной речи у детей, научит любить красоты родного края, ценить и

Описание картины Пластова «Летом»

Лето - любимое время года для многих из нас.
Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий.
На картине «Летом» художник показал знойный летний день.
Под березками отдыхают двое людей.
Судя по всему, это мама с дочкой.
Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть.
На девочке изображено белое платье и красная косынка.
Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой.
Она очень устала от длительной ходьбы.
Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака.
День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы.
С другой стороны от девочки спит ее мама.
На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых.
Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная.
Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка.
Она вся освещена ярким солнцем.
Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес.
Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше.
Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж.
Летняя природа щедра на подарки.
Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод.
Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.

Известный русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Полотно «Летом» передает и неповторимость российской природы, и жизнь простых людей занятых будничными делами.

Изображая очередной пейзаж средней полосы России, Пластов пишет пожилую женщину, которая от усталости прилегла на несколько минут в тень березок и девочку, скорее всего ее внучку. Можно понять, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. А когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.

Художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше в основном пожилые женщины и дети, которые не участвовали в сенокосе, сборе урожая на полях и других деревенских заботах. А ведь грибы и различные ягоды заготавливались на долгую российскую холодную зиму. Их приберегали для поста или когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть достаточными.

Картины этого живописца всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворенности. Художник любил все времена года, но особенно когда природа находится в полном расцвете сил. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес.

Пластов довольно часто обращался к деревенской теме, поскольку отлично знал жизнь крестьян и с огромной нескрываемой симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах неразрывно связаны с природой. Художник нередко героями своих картин делал деревенских ребятишек.

Вот и в этом произведении художник изображает удачный поход бабушки и внучки в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов, и ведерко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Рядом кувшин полный ягод. Кувшин, конечно тяжелый, но зато сочные ягоды не помнутся по дороге.

В противоположном углу на мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи, в светлом сарафане и ярко-алом платке, вытянув босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у нее на коленях. Ягоды словно просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, и твердо кладет следующую ягодку в кружку. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка.

К девочке прижимается дворовый рыже-черный пес, который увязался с ними в лес. Однако свежий воздух и полная свобода, когда он бегал туда-сюда, заливаясь громким лаем, видимо утомили и его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, однако хотя глаза у пса прикрыты, но уши приподняты, и сквозь дрему он вслушивается в непривычные звуки леса.

Позади девочки видна спящая женщи¬на в темно-синем платье с длинными рукавами и синем наглухо повязанном платке. По этой одежде мы можем предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Женщина заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут задержать редкие листочки берез, возле которых герои остановились отдохнуть. Да и лесная мошкара не дает покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, образованный корнями березок.

На зад¬нем плане - залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. На полянке глаз радует разноцветье полевых скромных цветов, которые всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией, и о которых поэты не устают слагать стихи и песни. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка. Художник использует краски, расказывающие зрителю о том, что сюжет происходит в августе, высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобретает янтарный оттенок. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенечек.

Постояв несколько минут у картины, у нас создается впечатление, что мы почувствовали терпкий запах нагретой солнцем травы, ощутили на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод.

Цели :

  1. Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника
  2. Обучение правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
  3. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация к уроку (приложение), опорный конспект.

Ход урока

1. Сообщение учителем сведений о художнике.

(Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов - русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

(Слайд 3). Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

(Слайд 4, 5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой.

(Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки - присутствуют почти в каждом его полотне.

(Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.

(Слайд 9). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 11) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

2. Беседа по картине «Летом».

  1. Какое первое впечатление у тебя от картины?
  2. Когда происходит действие, изображенное на картине?
  3. Что прежде всего привлекает внимание?
  4. Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?
  5. Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину?
  6. Что можно сказать о художнике?

3. Понятие о цветовой гамме картины.

Настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

(Щедрые дары природы.
Передний план слева.)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

Герои полотна. Передний план справа.

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Задний план.

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый.

6. Составление плана описания картины.

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от произведения.

II. Основная часть.

Описание картины «Летом».

(Передний, задний планы картины. Правый, левый фланг картины.)

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.

2. Пейзаж.

3. Настроение, созданное картиной, отношение автора к своему произведению.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина (отзывы о произведении критиков, пожелания, выводы).

7. Написание чернового варианта сочинения.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Литература

  1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
  3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом.
Пластов отображал в своих полотнах жизнь современников, труд и отдых своих односельчан, крестьянский быт. В послевоенных картинах художника мы видим спокойные, лирические сюжеты из деревенской жизни.

Один из таких моментов запечатлён на картине «Летом». На переднем плане картины мы видим девочку лет 8-10 в белом платье. Она сидит босая на траве. Голова девочки покрыта красной косынкой, а волосы заплетены в косичку. На коленях у ребёнка стоит синяя металлическая кружка. Очевидно, героиня картины хочет налить или уже налила себе питья из глиняного кувшина, стоящего рядом. Лицо её спокойно, каштановые волосы, выбившиеся из-под косынки красивой волной, лежат у неё на лбу. У ног девочки примостился дворовый пёс. По его морде заметно, что он устал и лёг отдохнуть.

В этот жаркий день не только собака устала от долгого похода по лесу. Сзади девочки мы видим еще одну женскую фигуру. Лицо женщины прикрыто рукой и трудно определить возраст второй героини картины. Кто это: мама или бабушка девочки, понять трудно. На женщине яркое синее платье. Вся фигура её выражает усталость. Можно предположить, что женщина, сморённая полуденным зноем и долгим хождением за грибами, уснула. Голова её повязана синей косынкой, которая ярким пятном выделяется на зелёном фоне травы.

Радом с головой спящей женщины, чуть ближе к зрителю, стоят две большие корзины с грибами. Это то, ради чего две селянки пол дня ходили по лесу. В одной корзинке – белые грибы, во второй – рыжики или лисички. Грибы крупные и аккуратные. По всему видно, что «тихая охота» была удачной.

Обе селянки остановились для отдыха под большой берёзой. Тень от дерева ясно указывает, что сейчас середина дня, и солнце жарит нещадно.

Там, где отдыхают путницы, есть спасительная тень. Дальше на картине изображен зелёный луг, залитый полуденным светом. Вокруг крестьянок художник изобразил полевые цветы: васильки и ромашки.

В верхнем левом углу картины – две берёзы, которые дарят тень уставшим собирательницам грибов. На этой картине Пластова нет конфликтов, драматизма, особых ярких моментов жизни. Здесь – обыденная сцена из сельского быта простого русского народа. Но художник сумел через этот незамысловатый сюжет выразить свою любовь к родной природе, обыкновенным людям с их житейскими делами, своей стране. Реализм и в то же время поэтичность картины трогает душу зрителей.

Любовь к Родине выражается не только через борьбу, героизм и самопожертвование. Так же она выражается через честный труд, воспитание детей, приобщение их к родной природе.

Аркадий Пластов отобразил эту мысль через многие свои картины о жизни советских крестьян. Его произведение «Летом» показывает любовь к Родине и учит зрителей патриотизму.

Сочинение по картине Летом Пластова 5 класс

На картине знаменитого художника - Пластова А.А. изображен типичный русский крестьянский пейзаж: мать и дочь отдыхают после изнурительной работы в лесу. Женщина даже уснула после тяжкого труда. А какое это удовольствие поспать на свежем воздухе! Ее дочь, совсем еще юная девочка, рассматривает веточки земляники, их душистый аромат, наверное, привлек ее внимание. Мать девочки даже натянула синий платок на глаза, чтобы яркие лучи солнца не мешали вынужденному дневному сну. Девочка, одетая в длинное белое платье, сидит на траве, а на ее коленях стоит синяя жестяная кружка, в которой налито питье из высокого глиняного кувшина. Может быть, это квас или компот, ведь эти напитки так хорошо спасают от жажды.

Лицо юной русской красавицы загорелое, видимо, она много времени проводит на свежем воздухе. Рядом с ней прилег дворовой пес, который тоже устал от жары и долгого бега по лесу. Русые волосы девочки заплетены в косы и покрыты красной косынкой. Поодаль от матери и дочки стоят три лукошка бережливо собранных ягод и грибов. Грибы крупные и красивые, как на подбор. Вся поляна покрыта цветами: фиолетовыми колокольчиками, синими васильками и белыми ромашками. И еще здесь растут две стройные русские березки, тень от деревьев падает на работниц и защищает их от летнего зноя. Немного подальше от поляны раскинулся дремучий темный лес.

Картина написана в зеленых оттенках, которые символизируют жизнь и наполнены хорошим настроением. Все цвета очень яркие и сочные: белый, синий, красный. Радость излучается от этого произведения искусства, удовольствие от проделанной работы. А.А. Пластов воспевает женский труд в этой картине, подчеркивает его необходимость. Этой картиной художник выразил безмерную любовь к родной русской природе и тем самым учит патриотизму.

Сейчас читают:

  • Гениальность сочинение ЕГЭ 11 класс

    Каждый человек на нашей планете имеет определенное сходство с окружающими его людьми. Природа создала нас в чем-либо похожими между собой. Но каждый по-своему остается уникальным. У некоторых эта неповторимость может проявляться в особом складе ума,

  • Особенности композиции романа Герой нашего времени 9 класс сочинение

    Композицией называется последовательность событий в художественном произведении. Та последовательность, какой ее захотел видеть и расположить автор. А сюжет – это система событий в произведении. Так, как они происходили на самом деле. Могут ли не



Вверх