Ленинградская симфония на берегу волги. Ленинградская симфония дмитрия шостаковича

Есть в истории музыки примеры, которые заставляют задуматься, кем же все-таки является музыкант, композитор: человеком, обладающим от природы определенными психологическими особенностями – или пророком?

В конце 1930-х гг. задумал повторить опыт , осуществленный в знаменитом « » – написать вариации на мелодию остинато. Мелодия была простая, примитивная даже, в ритме марша, но с некоторым оттенком «приплясывания». Она казалась безобидной, но темброво-фактурные вариации постепенно превращали тему в сущее чудовище… По-видимому, автор воспринимал это как своеобразный композиторский «эксперимент» – не публиковал, не заботился об исполнении, никому, кроме коллег и учеников, не показывал. Так и остались бы эти вариации «опытным образцом», но прошло совсем немного времени – и не музыкальное, а реальное чудовище явило себя миру.

Во время Великой Отечественной войны Дмитрий Дмитриевич жил одной жизнью со своими согражданами – под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!». Рытье окопов, дежурство во время воздушной тревоги – во всем этом он участвовал наравне с другими ленинградцами. Посвящает он делу борьбы с фашизмом и свой композиторский талант – фронтовые концертные бригады получили немало его аранжировок. Одновременно обдумывает новую симфонию. Летом 1941 г. была завершена ее первая часть, а осенью – уже после начала блокады – вторая. И хотя завершил ее уже в Куйбышеве – в эвакуации – за Симфонией № 7 закрепилось название «Ленинградская», ведь замысел ее созрел в блокадном Ленинграде.

Широкая, «бесконечно» развертывающаяся мелодия главной партии открывает симфонию, эпическая мощь слышится в ее унисонах. Образ счастливой мирной жизни дополняется кантиленной побочной партией – ритм спокойного покачивания в аккомпанементе роднит ее с колыбельной. Эта тема растворяется в высоком регистре у солирующей скрипки, уступая место эпизоду, который обычно именуют «темой фашистского нашествия». Это те самые темброво-фактурные вариации, созданные еще до войны. Хотя поначалу тема, проводимая поочередно деревянными духовыми на фоне барабанной дроби не кажется особенно страшной, ее враждебность темам экспозиции очевидна с самого начала: главная и побочная партии имеют песенную природу – а эта маршевая тема абсолютно лишена таковой. Квадратность, не свойственная главной партии, здесь подчеркнута, темы экспозиции являют собою протяженные мелодии – а эта распадается на короткие мотивы. В своем развитии она достигает колоссальной мощи – кажется, ничто не может остановить эту бездушную военную машину – но неожиданно меняется тональность, и у медных духовых появляется решительная нисходящая тема («тема сопротивления»), вступающая в ожесточенную борьбу с темой нашествия. И хотя не было разработки с участием тем экспозиции (ее заменяет эпизод «нашествия»), в репризе они предстают в преображенном виде: главная партия превращается в отчаянный призыв, побочная – в скорбный монолог, лишь ненадолго возвращаясь в своем первоначальном облике, но в конце части вновь возникает барабанная дробь и отзвуки темы нашествия.

Вторая часть – скерцо в умеренном темпе – звучит неожиданно мягко после ужасов первой части: камерная оркестровка, изящество первой темы, протяженность, песенность второй, проводимой солирующим гобоем. Лишь в среднем разделе образы войны напоминают о себе страшной, гротескной темой в ритме вальса, переходящего в марш.

Третья часть – адажио с его патетическими, величественными и одновременно проникновенными темами – воспринимается как воспевание родного города, которому посвящена Ленинградская симфония. Интонация реквиема звучит в хоральном вступлении. Драматичностью, напряженностью чувств отличается средний раздел.

Третья часть без перерыва переходит в четвертую. На фоне тремоло литавр собираются интонации, из которых возникает энергичная, стремительная главная партия финала. Трагическим реквиемом звучит тема в ритме сарабанды, но тон финалу задает главная партия – ее развитие приводит к коде, где медные духовые торжественно провозглашают главную партию первой части.

Симфония № 7 впервые прозвучала в марте 1942 г. в исполнении оркестра Большого театра, находившегося тогда в эвакуации в Куйбышеве, дирижировал . Но истинным примером героизма стала ленинградская премьера, состоявшаяся в августе. Партитуру доставили в город на военном самолете вместе с медикаментами, по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов, дирижер искал исполнителей в госпиталях. Некоторых музыкантов, находившихся в армии, отрядили воинские части. И вот эти люди собрались на репетицию – истощенные, с огрубевшими от оружия руками, флейтиста пришлось привезти на санях – у него отнялись ноги… Первая репетиция длилась всего четверть часа – больше исполнители не в состоянии были выдержать. До концерта, состоявшегося через два месяца, дожили не все оркестранты – некоторые умерли от истощения… Исполнить в таких условиях сложное симфоническое произведение казалось немыслимым – но музыканты с дирижером во главе сделали невозможное: концерт состоялся.

Еще до ленинградской премьеры – в июле – симфония прозвучала в Нью-Йорке под управлением . Широко известны слова американского критика, присутствовавшего на этом концерте: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!».

Музыкальные Сезоны

Наверное, мало в России людей, у которых словосочетание «Седьмая симфония Шостаковича» не вызвало бы сложного соединения эмоций: гордости и восторга, боли и восхищения. Кто-то мгновенно вспомнит ярчайшие моменты или же общее настроение, вызванное музыкой; кто-то – неразрывно связанные с симфонией события нашей истории.

В этом удивительном произведении мы слышим и борьбу, и гнев народа, и плач о павших, и стойкую, ничем не сломленную веру в победу жизни, веру в человека. Эффект, произведённый Ленинградской симфонией, был поистине оглушителен. Однако немногие знают, с чего и где всё началось. Впервые звуки симфонии, названной в честь города на Неве, раздались рядом с Волгой в городе Куйбышев (ныне Самара).

Дмитрий Шостакович. Фото 1946 года

« Симфония №7 „Ленинградская“ до мажор соч. 60» – вот точное название великого творения Дмитрия Шостаковича. Работу над ним композитор начал в конце 1930-х годов, ещё не зная, что это будет Ленинградская симфония. Произведение задумывалось как одна из вариаций пассакальи, то есть музыкальной темы, лёгкой и непринужденной в начале и под конец мощной, внушающей трепет. В 1940 году сочинение было завершено, но публично не исполнялось.

Судьбу произведения решила война. С началом её Шостакович погрузился в работу на нужды фронта и народа: дежурил на крышах северной столицы во время воздушных тревог, рыл окопы и перекладывал музыкальные сочинения для ансамблей, отправлявшихся выступать на передовую. Происходящее не могло не влиять на ход творческой мысли автора, и Шостакович решился на преобразование вышеупомянутой вариации в большое симфоническое произведение.

К началу осени 1941 года, уже в блокированном Ленинграде, композитор завершил работу над первыми двумя частями Седьмой симфонии и приступил к третьей. В октябре по специальному распоряжению Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в Москву. Предполагался переезд композитора на Урал, однако сам он выбрал Куйбышев: сюда был эвакуирован коллектив Большого театра. Таким образом, даже в годы войны куйбышевцы жили насыщенной культурной жизнью, слушали лучшие голоса страны и смотрели лучшие постановки. Кстати, улица, на которой проживал композитор в годы своего пребывания в Куйбышеве, к его 100-летию была переименована из Рабочей в улицу Шостаковича.


Шостакович и дирижёр Ленинградской филармонии Евгений Мравинский в июне 1942 года

Если три части симфонии писались буквально на одном дыхании («Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас»), то работа над финалом продвигалась медленно. Композитора мучила тревога за мать и сестру, оставшихся в Ленинграде. Да и неясно, к чему приведёт ход войны, факты не предвещали победы. Тем не менее, финал должен быть торжественным, знаменовать собой светлое будущее и грядущую радость.

27 декабря 1941 года Шостакович окончил работу над симфонией, которую назвал Ленинградской, посвятив её страданию и великой борьбе горожан и защитников Родины. 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета состоялось поистине историческое событие – мировая премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии. Оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил произведение в присутствии автора, представителей других государств и, конечно, многочисленных советских слушателей. Трансляция велась по всем радиостанциям страны. Это событие можно назвать вершиной музыкальной жизни города в XX веке.


Афиша премьеры
Фото с премьеры в Куйбышеве

Писатель, «красный граф» Алексей Толстой присутствовал на куйбышевских репетициях премьеры. В газете «Правда» он характеризовал творение Шостаковича такими словами:

« Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича – в грозные тёмные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения.
<…>
Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем».


Самуил Самосуд и Дмитрий Шостакович

Самуил Самосуд, стоявший за дирижёрским пультом в вечер премьеры, так говорил об эпохальном значении произведения:

« Седьмая симфония Шостаковича важна для нас не только как выдающееся музыкальное произведение полувека. Значение симфонии – в её глубоком политическом звучании. В тот момент, когда мир повержен в пучину небывалого катаклизма, – в этот момент именно в Советской стране появляется такой Эльбрус музыкального творчества, как Седьмая симфония».

После куйбышевской премьеры симфония прозвучала в Москве и Новосибирске, в Великобритании и в США, но Шостакович мечтал, «…чтобы Седьмая симфония в недалёком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моём городе, который вдохновил меня на её создание».

Ленинградская премьера состоялась 9 августа 1942 года и была сродни чуду. Симфонию исполнял Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. Некоторых музыкантов, особенно истощённых, перед началом репетиций пришлось положить в больницу. В день премьеры вся артиллерия была брошена на подавление вражеских огневых точек. По воспоминаниям очевидцев, Большой зал филармонии был полон, люди несли живые цветы.


Красноармеец покупает билет на Седьмую симфонию в Ленинграде в 1942 году

Участница премьеры в Ленинграде, гобоистка Ксения Матус вспоминала:

« Это был великий праздник. Всё-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли».

Ей вторила флейтистка Галина Лелюхина:

« Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».

Ленинградскую симфонию исполняет Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР (запись 1985 года). Дирижёр – Геннадий Рождественский.

Аннотация. Статья посвящена гениальному произведению музыки ХХ века - Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Это произведение стало одним из ярчайших образцов искусства, в котором отразились события Великой Отечественной войны. Автор статьи предпринял попытку рассмотреть средства музыкальной выразительности и раскрыть уникальность силы воздействия симфонии Д. Шостаковича на людей разных поколений и возрастов.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Седьмая симфония («Ленинградская»), патриотизм

«Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться…»

(В.А. Гергиев)

В этом году вся страна празднует 70-летие победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.

В такой знаменательный для нашей родины год, каждый человек должен почтить память героев и сделать всё необходимое, чтобы не был забыт подвиг советского народа. Во всех городах России отмечали праздник 9 мая - День Победы. Красноярский край не стал исключением. Всю весну в Красноярске и крае проходили мероприятия, посвященные празднованию 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной Войне.

Обучаясь в детской музыкальной школе, я вместе с нашим творческим коллективом - ансамблем народных инструментов «Енисей - квинтет» - выступала на различных площадках города и принимала участие в поздравительных концертах для ветеранов. Это было очень интересно и познавательно. Особенно если учесть то, что в общеобразовательной школе, я состою в военно-патриотическом клубе «Гвардия». Я стремлюсь узнавать что-то новое о войне и рассказывать о военном времени своим друзьям, родителям, знакомым. Также меня интересует, как пережили военное лихолетье люди, которые явились живыми свидетелями тех страшных событий, какие произведения искусства и литературы они помнят, какое воздействие на них оказывала музыка, рожденная в годы войны.

Лично на меня наибольшее впечатление произвела Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича, которую я услышала на уроке музыкальной литературы. Мне было интересно узнать как можно больше об этой симфонии, об истории ее создания, о композиторе и о том, как современники автора отзывались о ней.

Д.Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская»
История создания








  1. 70 лет назад в Куйбышеве впервые прозвучала 7 симфония Дмитрия Шостаковича (2012 г.). - URL: http://nashenasledie.livejournal.com/1360764.html
  2. Седьмая симфония Шостаковича. Ленинградская (2012 г.). - URL: http://www.liveinternet.ru/users/4696724/post209661591
  3. Никифорова Н.М. "Знаменитая ленинградка" (история создания и исполнения «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича). - URL: http://festival.1september.ru/articles/649127/
  4. Тема гитлеровского нашествия в Седьмой симфонии Д. Шостаковича отмечена «числом зверя», утверждает петербургский композитор (2010 г.). - URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=415772
  5. Шостакович Д. О времени и о себе. - М., 1980, с. 114.

Приложение 1

Состав классического тройного симфонического оркестра

Состав симфонического оркестра Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича

Деревянные духовые

3 Флейты (вторая и третья дублируются флейтами-пикколо)

3 Гобоя (третий дублируется английским рожком)

3 Кларнета (третий дублируется малым кларнетом)

3 Фагота (третий дублируется контрафаготом)

Деревянные духовые

4 флейты

5 кларнетов

Медные духовые

4 Валторн

3 Тромбона

Медные духовые

8 валторн

6 тромбонов

Ударные

Большой барабан

Малый барабан

Треугольник

Ксилофон

Литавры, большой барабан, малый барабан,

треугольник, тарелки, бубен, гонг, ксилофон…

Клавишные

фортепиано

Струнно-щипковые инструменты:

Струнные

Первые и вторые скрипки

Виолончели

Контрабасы

Струнные

Первые и вторые скрипки

Виолончели

Контрабасы

Путь к цели

Родился виртуоз 25 сентября 1906 года в семье, где уважали и любили музыку. Увлечение родителей передалось сыну. В 9 лет, после просмотра оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», мальчик заявил, что намерен серьезно заниматься музыкой. Первым преподавателем стала мать, которая учила игре на фортепиано. Позже она отдала мальчика в музыкальную школу, директором которой был известный педагог И. А. Гляссер.

Позже между учеником и учителем возникли недоразумения относительно выбора направления. Наставник видел парня пианистом, юноша мечтал стать композитором. Поэтому в 1918 году Дмитрий покинул училище. Возможно, если бы талант остался учиться там, мир сегодня не знал бы такого произведения, как 7 симфония Шостаковича. История создания композиции - значительная часть биографии музыканта.

Мелодист будущего

Следующим летом Дмитрий пошел на прослушивание в Петроградскую консерваторию. Там его заметил известный профессор и композитор А. К. Глазунов. История упоминает, что этот человек обратился к Максиму Горькому с просьбой посодействовать со стипендией для юного таланта. На вопрос о том, хорош ли он в музыке, профессор честно ответил, что стиль Шостаковича ему чужой и непонятный, но это - тема будущего. Так, осенью парень поступил в консерваторию.

Но только в 1941 году была написана Седьмая симфония Шостаковича. История создания этого произведения - взлетов и падений.

Всеобщая любовь и ненависть

Еще учась, Дмитрий создавал значительные мелодии, но только по завершении консерватории написал свою Первую симфонию. Произведение стало дипломной работой. Газеты называли его революционером в мире музыки. Вместе со славой на молодого человека обрушилась масса негативной критики. Тем не менее, работать Шостакович не прекращал.

Несмотря на удивительный талант, ему не везло. Каждая работа проваливалась с треском. Много недоброжелателей остро осудили композитора еще до того, как вышла 7 симфония Шостаковича. История создания композиции интересна - виртуоз сочинил ее уже на пике популярности. Но до этого, в 1936 году, газета «Правда» жестко осудила балеты и оперы нового формата. По иронии судьбы под горячую руку попала и необычная музыка из постановок, автором которой был Дмитрий Дмитриевич.

Страшная муза Седьмой симфонии

Композитора преследовали, произведения запретили. Четвертая симфония стала болью. Некоторое время он спал одетым и с чемоданом возле кровати - музыкант боялся ареста в любой момент.

Тем не менее, паузы не делал. В 1937 году выпустил Пятую симфонию, которая превзошла прошлые композиции и реабилитировала его.

Но открыла мир переживаний и чувств в музыке другая работа. Трагической и драматичной была история создания 7 симфонии Шостаковича.

В 1937 году он ведет занятия по композиции в Ленинградской консерватории, позже получает звание профессора.

В этом городе его застает Вторая мировая война. Встретил ее Дмитрий Дмитриевич в блокаде (город окружили 8 сентября), далее его, как и других деятелей искусств того времени, вывезли из культурной столицы России. Эвакуировали композитора с семьей сначала в Москву, а затем, 1 октября, в Куйбышев (с 1991 года - Самара).

Старт работы

Стоит отметить, что трудиться над этой музыкой автор стал еще до Великой Отечественной войны. В 1939-1940 годах началась история создания симфонии номер 7 Шостаковича. Первыми, кто услышал ее отрывки, стали ученики и коллеги. Первоначально это была простая тема, которая развивалась со стуком малого барабана. Уже летом 1941 года эта часть стала отдельным эмоциональным эпизодом произведения. Официально симфония стартовала 19 июля. После автор признался, что никогда так активно не писал. Интересно, что композитор делал обращение к ленинградцам по радио, где сообщил о творческих планах.

В сентябре работал над второй и третьей частями. 27 декабря мастер написал финальную часть. 5 марта 1942 года в Куйбышеве впервые прозвучала 7 симфония Шостаковича. История создания произведения в блокаде не менее захватывающая, чем и сама премьера. Играл ее эвакуированный оркестр Большого театра. Дирижировал Самуил Самосуда.

Главный концерт

Мечтой мастера было выступление в Ленинграде. Большие силы потратили для того, чтобы музыка зазвучала. Задача организовать концерт выпала единственному оркестру, который остался в блокадном Ленинграде. Побитый город по каплям собирал в кучу музыкантов. Принимали всех, кто мог стоять на ногах. Много фронтовиков участвовало в выступлении. В город были доставлены только нотные записи. Далее расписали партии и расклеили афиши. 9 августа 1942 года зазвучала 7 симфония Шостаковича. История создания произведения уникальна еще и тем, что именно в этот день фашистские войска планировали прорвать оборону.

Дирижером стал Карл Элиасберг. Был отдан приказ: «Пока будет идти концерт - враг должен молчать». Советская артиллерия обеспечила спокойствие и фактически прикрывала всех артистов. Транслировали музыку по радио.

Это был настоящий праздник для измученных жителей. Люди плакали и аплодировали стоя. В августе симфонию играли 6 раз.

Мировое признание

Через четыре месяца после премьеры работа зазвучала в Новосибирске. Летом ее услышали жители Великобритании и США. Автор стал популярным. Людей со всего мира захватывала блокадная история создания 7 симфонии Шостаковича. За несколько первых месяцев более 60 раз звучала Ее первую трансляцию слушали более 20 миллионов людей этого континента.

Были и завистники, которые утверждали, что произведение не получило бы такой популярности, если бы не драма Ленинграда. Но, несмотря на это, даже самый смелый критик не решался заявить, что работа автора - бездарность.

Были изменения и на территории Советского Союза. Аса называли Бетховеном ХХ века. Мужчина получил Негативно отзывался о гении композитор С. Рахманинов, который говорил: «Всех артистов забыли, остался только Шостакович». Симфония 7 «Ленинградская», история создания которой стоит уважения, покорила сердца миллионов.

Музыка сердца

Трагические события звучат в музыке. Автор хотел показать всю боль, которую ведет за собой не только война, а и Он любил свой народ, но презирал власть, которая им управляет. Его целью стало донести чувства миллионов советских людей. Мастер страдал вместе с городом и жителями и защищал стены нотами. Гнев, любовь, страдание воплотились в таком произведении, как Седьмая симфония Шостаковича. История создания охватывает период первых месяцев войны и старта блокады.

Сама тема - грандиозная борьба добра и зла, мира и рабства. Если закрыть глаза и включить мелодию, можно услышать, как небо гудит от вражеских самолетов, как родная земля стонет от грязных сапог оккупантов, как плачет мать, которая провожает сына на гибель.

Символом свободы стала «Знаменитая Ленинградка» - так ее называла поэтесса Анна Ахматова. С одной стороны стены стояли враги, несправедливость, с другой - искусство, Шостакович, 7 симфония. История создания кратко отражает первый этап войны и роль искусства в борьбе за свободу!

Над знаменитой темой первой части симфонии Шостакович работал ещё до начала Великой Отечественной войны и представил её узкому кругу коллег и учеников в 1940 году. Но большую часть посвященного родному и любимому городу произведения композитор написал в сентябре 1941 года в окруженном захватчиками Ленинграде.

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию», — писал Д. Д. Шостакович.

В теплую июньскую ночь 1941 года жизнь людей всей страны резко переменилась. Война, фронт и победа стали смыслом существования. В осажденном городе Дмитрий Дмитриевич преподавал в консерватории, вместе со студентами дежурил на крышах, как и другие ленинградцы рыл окопы для солдат.

С первых дней войны в действующие части отправились концертные бригады. На передовой не было роялей, и Шостакович переписывал для убывающих на фронт музыкантов аранжировки и аккомпанементы под доступные в полевых условиях инструменты.

Но главным оружием оставалась собственная, льющаяся из самого сердца музыка. «Музыка неудержимо рвалась из меня», — вспоминал композитор позднее. Вдохновенному труду не смогли помешать ни бомбёжки, ни обстрелы, ни холод, ни голод. В радиообращении 17 сентября 1941 года Шостакович сообщил ленинградцам:

«Час назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения… Я сообщаю об этом для того, чтобы все радиослушатели знали, что жизнь нашего города идёт нормально…»

Спустя 12 дней композитор закончил третью часть симфонии, после чего распоряжением городских властей его эвакуировали. Окончательно произведение было завершено уже в Куйбышеве.

Для работы Шостаковичу передали рояль из местной музыкальной школы. Но в отличие от созданных на едином дыхании трёх первых частей финал симфонии «не писался».

Неудивительно. Вырванный из родного города композитор оставил в Ленинграде друзей и учеников, а главное — мать и сестру, за которых страшно переживал и волновался.

Последняя часть произведения долго не получалась. Финал посвященной войне симфонии по логике вещей должен бы быть победным, торжественным и праздничным. Однако в действительности напряженные события развивались сложно и трудно. Победа, в которую все верили, к которой все стремились, была еще далека.
Фото: ru.wikipedia.org

Композитор завершил работу над симфонией 27 декабря 1941 г. Финал он написал таким, как ему подсказало сердце. На титульном листе партитуры Дмитрий Шостакович вывел: «Посвящается городу Ленинграду ».


Фото: Depositphotos

Композитор хотел, чтобы посвященное подвигу родного города произведение первым исполнил оркестр Ленинградской филармонии. Но его эвакуировали в далёкий Новосибирск, тогда как власти, придававшие симфонии большое политическое значение, настаивали на скорейшей премьере.

Впервые симфонию исполнил оркестр Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Концерт, который транслировали по всей территории Советского Союза, состоялся на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года.

«Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке, — охарактеризовал произведение А. Н. Толстой. — Она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний… Она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем».



Вверх