Формирование творческого коллектива. Педагогический подход к творческому студенческому коллективу - основа процесса его формирования и развития. Оценка работы команды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества. Технология создания и организации работы коллектива самодеятельного творчества. Стадии и законы движения (развития) коллектива, методы планирования и учета его деятельности.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2010

    Самодеятельность как общественно-историческое явление, сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях. Сущность, функции и виды самодеятельного творчества. Технология развития творческих способностей.

    реферат , добавлен 31.07.2010

    Возникновение и развитие художественной самодеятельности. Особенности самодеятельного художественного творчества. Связь художественной самодеятельности с фольклором и профессиональным искусством. Художественное самодеятельное творчество Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу культуры и досуга населения в Российской Федерации. Анализ организации культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании город-курорт Анапа. Изучение формирований самодеятельного народного творчества.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Культурные феномены, оказавшие влияние на появление и развитие современного менестрельного движения. Характерные стилистические, жанровые черты и тематика творчества современных менестрелей. Формы и особенности творчества менестрелей в публичной культуре.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2012

    Продюсирование, его виды и характерные особенности. "Раскрутка" как одно из основных понятии продюсирования. Возникновение конфликтов внутри творческого коллектива. Характеристика группы "Bad holiday" как пример коммерческого музыкального коллектива.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2016

    Истоки испанского искусства. Особенности испанского барокко. Жизнь и творчество Хусепе Рибера: первые работы, увлечение графикой, период творческих достижений в живописи. Стиль и характер творчества Ф. Сурбарана. Жизнь и итоги творчества Диего Веласкеса.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Творчество как процесс создания нового. Основные механизмы творчества. Соотношение логического и интуитивного в творчестве. Роль фантазии и воображения. Три территориальные группы памятников культуры Древнего Рима. Колизей - символ римской античности.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2009

Творческий работник -- физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или не связано трудовыми соглашениями, и является членом какой-либо ассоциации творческих работников или нет.

Участник коллектива, работник предприятия культуры и искусства обладает определенными навыками и качествами.

Во-первых, это общие, универсальные требования, в том числе:

· психосоматическое здоровье -- физическое здоровье;

· психическое здоровье;

· внешняя привлекательность или, как минимум, не отталкивающая внешность, что особенно благоприятно при обилии контактов в сфере культуры;

· профессиональная компетентность -- достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт;

· организаторские способности;

· личностно-нравственные качества -- добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).

Во-вторых, помимо общих требований, работнику сферы культуры рекомендуется соответствовать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д. Работнику культуры следует хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работнику культуры рекомендуется быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.

В большинстве случаев высоких результатов добиваются те организации, в которых коллектив ясно представляет цель своей деятельности, вокруг которой и происходит объединение людей. Ради ее достижения коллектив организован и обладает органами управления.

Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива лидеру следует понимать структуру коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, руководитель учитывает:

Психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;

Явления коммуникации и взаимодействия в парах;

Взаимодействия внутри малых (до 10 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом.

Исполнитель, в ряде случаев (если он не солист), лишь в коллективе может осуществлять свою деятельность. Для социологии индивид - человек, взятый в совокупности всех его качеств: биологических, социальных, психологических, профессиональных и т.д. Между индивидами в группе и индивидом и группой существуют определённые взаимоотношения. "Исследование индивида и группы связано, с одной стороны, изучением группового давления (т.е. влияний, оказываемой группой на протекание психических процессов), поведения индивида, а с другой - изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. изучением феномена лидерства".

Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства, так как она приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении организациями, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений.

Члены коллектива воплощают одновременно две функции: профессиональную - "творец" и социальную - сотрудник. И если права и обязанности первого не строго определены в связи неопределимостью уровня творчества, то второй защищён всеми формальными законами предприятия и открыт действию неформальных законов группы. Исторически сложилось, что коллектив творческий управляется именно человеком, ответственным за творческую реализацию функций данного коллектива. А как отдел на предприятии, он управляется подобно коллективу, для которого при выполнении им своих функций, творчество не учитывается и подвергается всем процедурам, принятым в данном социуме по отношению к любому коллективу. Лидеру творческого коллектива, исходя из его особенностей, невозможно строго поделить функции лидера и управленца, именно по причине врождённого дуализма любого творческого коллектива.

В ходе групповой деятельности возникают и закрепляются определённые групповые нормы. Подобного рода феномены имеются как в формальных, так и в неформальных группах. Нормы могут быть стандартными для коллективов одного типа и существовать исключительно в данном коллективе. Нормы - это установленные правила, передаваемые от индивида к индивиду за всё время существования коллектива. Соблюдение этих норм поощряется (повышается статус индивида, уровень его эмоционального приятия другими членами коллектива). В случае их нарушения индивида ждут негативные для него действия со стороны остальных членов коллектива (группы). Он может подчиняться или не подчиняться этим нормам, а это означает, что внутри групп также существуют явления конформизма и нонконформизма. "Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы".

Формальные группы - это группы, возникающие по инициативе администрации, они входят определенным подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия.

Формальные группы возникают по воле руководства и поэтому в определенной мере являются консервативными, так как зачастую они зависят от личности руководителя и людей, работающих в этой группе, но как только они возникают, сразу становятся социальной средой, где люди начинают взаимодействие между собой по другим законам, создавая неформальные группы.

Неформальные группы - это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей (см. Приложение 2).

Неформальные группы создаются не руководством путем распоряжений и формальных постановлений, а членами организации в зависимости от их взаимных симпатий, общих интересов. Эти группы существуют во всех организациях, хотя они не отражены в структурных схемах. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций, эти группы имеют явно или неявно определенного лидера.

Установление неформальных отношений в коллективе нередко приводит к существованию двух лидеров: формального и неформального. Неформальное лидерство может носить как деловой, функциональный, так и социально-психологический межличностный характер.

Творческая группа включает в себя хотя бы одного генератора идей. Другие члены команды, исполняют вспомогательные функции: оценщика предлагаемой идеи или информатора, снабжающего коллег полезной информацией.

У участника творческого коллектива может возникнуть идея, которую он не высказывает, что может быть по двум причинам: первая - работник не уверен в ее ценности, стесняется ее высказать, особенно в присутствии авторитета. Обучение, практика работы в творческом коллективе способствует преодолению подобных трудностей. Вторая причина: желание единолично использовать возникшую у него идею. В таком случае руководитель объясняет реальный путь появления, что идея, которую один из членов творческой группы посчитал за собственную, возникла у него в результате коллективного обсуждения вопроса.

Ценным участником творческой группы является "резонатор" - это человек, который умеет переформулировать новую идею, помочь увидеть ее суть, придать ей выражение (словесное, графическое, символическое и т. д.). Этот процесс называется объективизацией, он возникает в связи с тем, что не все "генераторы идей" умеют понятно преподнести свою идею. Объективизация новой идеи происходит, как правило, в диалоге "генератора" и "резонатора". Ее важность состоит в том, что непонимание партнерами творческого общения друг с другом полностью блокирует процесс решения творческой задачи.

Творческая обстановка на функционирующем предприятии, поощряемая и направляемая должным образом весьма благоприятна, она является наибольшим достижением руководителя коллектива. Для того чтобы ее создать, следует поддерживать инициативные и творческие устремления сотрудников. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды компании (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей индивидуальности.

Творческая атмосфера - это, в первую очередь, доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку и ощущение причастности к команде, принятие, отсутствие оценочных взглядов, отношения, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности смогут раскрыться. Когда у людей хорошее настроение, они выкладываются на работе. Позитивный настрой помогает людям воспринимать информацию и оперировать логическими правилами при принятии сложных решений, а также мыслить более гибко. Для создания такой творческой атмосферы следует учитывать специальные усилия менеджеров по формированию команды и налаживанию коммуникаций.

Грамотно построенная творческая обстановка в компании прямым образом связана с улучшением качества работы, благодаря тому, что ее наличие позволяет решить ряд проблем, существенным образом повышает качество организационных решений, помогает внедрять выгодные, перспективные, многообещающие новшества, повышает профессиональные навыки работников.

Психологическая совместимость - это способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. Наличие высокой психологической совместимости сотрудников способствует их лучшему взаимодействию, а в итоге - высокой эффективности труда. Выделяются следующие критерии оценки совместимости: результаты совместной деятельности, эмоционально-энергетические затраты участников деятельности и удовлетворенность участников этой деятельностью.

Выделяют несколько уровней психологической совместимости, обусловленных как свойствами личности работников, так и содержанием, уровнем трудности решаемых задач:

I уровень - психофизиологическая совместимость, которая выражается в сходстве природных свойств людей: тип нервной системы (темперамент), физическая выносливость, работоспособность, эмоциональная устойчивость и другие. В ряде видов профессиональной деятельности требуются именно такие качества.

II уровень - психологический, который проявляется в совпадении свойств, являющихся результатом обучения и воспитания. К этому уровню относятся совпадение черт характера, профессиональных интересов, уровня интеллектуального развития, моральных качеств людей и др.

III уровень - социально-психологический, который выражается в сходстве личностных свойств, рекомендуемых для социального взаимодействия на основе общности их мировоззрения: коммуникабельность, принципиальность, социальные установки, политические взгляды, ценностные ориентации. Указанные свойства полезны для принятия решений в верхних эшелонах руководства в социальных системах управления, социально-политических организациях и в какой-то мере в рядовых рабочих группах, где люди проявляют интерес к социальным проблемам и общению.

При совпадении людей по всем уровням можно говорить о полной их психологической совместимости. При полном же их несовпадении возникает психологический барьер, когда люди не желают общаться, не воспринимают друг друга, не желают сотрудничать ни в какой области. Однако как при полной совместимости, так и при полной несовместимости барьер возникает сравнительно редко. Чаще можно наблюдать преимущественную совместимость по ряду психологических свойств индивидов, оценивая ее уровень с точки зрения требований определенной деятельности. Так, чем глубже несовместимость сотрудников, тем выше вероятность возникновения конфликтов и как следствие - распад рабочих групп.

Для создания эффективной творческой группы руководителю следует изучить, какими качествами и навыками обладает творческий работник, понимать закономерности образования в нем неформальных групп, которые помогают или препятствуют творческой деятельности, рекомендуется обращать особое внимание на психологическую совместимость работников, так как чем больше уровень совместимости - тем выше качество творческой деятельности. Специфика управления творческим коллективом предполагает наличие собственного стиля руководства, представляющего собой синтез авторитарного, демократического и либерального стилей. Также в управлении творческой деятельностью благоприятным является стремление руководителя к развитию качеств решимости и ответственности своих подчиненных.

Таким образом, руководителю, обладающим специфическими управленческими функциями, при создании творческого коллектива, рекомендуется учитывать к какому виду коллективов относится творческая группа, а также исследовать совместимость сотрудников, причины возникновения неформальных групп и их воздействия на деятельность коллектива.

Сегодня должно происходить не случайно, а разумно. Этот процесс происходит не по воле инструкций, а по воле своих собственных законов. Но далеко не всегда можно подобрать идеально составленный творческий коллектив в школе. Это больше, чем сумма личностей.

Даже если такое произойдет, что будут собраны мастера своего дела, «акулы» учительского труда, то потребуется огромная работа по их «притирке», тем более сложная, чем будет более яркой индивидуальность каждого. В свое время А.С. Макаренко была произнесена ценная мысль: «Лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в общество, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».

Часто оказывается, что в коллектив представлен , которыми правят различные ценностные установки и жизненные планы. А ведь творческий коллектив в школе должен поощрять стремление быть личностью. Преданность педагогов своему коллективу - один из признаков положительного климата. Преданность объединению нужно развивать сознательно, поскольку это качество редко появляется само по себе, скорее в том случае, если все учителя лично решат направить свою энергию на рабочие цели.

Рост преданности - это показатель зрелости трудового объединения. Эмоциональные составляющие взаимоотношений внутри творческого коллектива в школе крепнут, и тем самым учителя легче добиваются общих целей, причем сопричастность вызывает огромное удовлетворение. Возникает теплота, сочетающая прямоту и честность с заботой о благе каждого.

Один из важных аспектов общности - это проявление доброжелательности и взаимоподдержки. Ведь наличие высокой степени взаимной поддержки между педагогами всегда только укрепляет отношения в творческом коллективе в школе. Ее нужно соизмерять с открытым противопоставлением, при котором все важные вопросы открыто ставятся и обсуждаются. Если между педагогами возникают разногласия, то о них лучше сказать во всеуслышание. Когда важные вопросы остаются невысказанными, климат становится оборонительным - учителя скрывают свои взгляды, предпочитая быть удобными, а не естественными.

Чтобы добиться успеха, членам учительского коллектива нужно высказывать собственное мнение о качествах друг о друга, обсуждать разногласия и проблемы без страха показаться смешными и не опасаться мести. Если члены общности не желают проявления выражать свои взгляды, то впустую теряется много энергии и усилий. Эффективно работающие коллективы не будут избегать ситуаций, в которых придется решать деликатные и неприятные вопросы, а возьмутся за них честно и прямо.

Каждый творческий коллектив в школе - это не только учителя-единомышленники, но и те, кто не согласен с мнением большинства. Они-то и являются катализаторами творческого процесса, т. е. своим несогласием препятствуют нивелировке разных мнений и суждений. Ведь когда коллектив приходит к полному единству, значит, в нем наступила так называемая педагогическая стагнация. Противоречия между единством и многообразием, совпадением взглядов и педагогическим плюрализмом - это самый действенный способ установить так называемый перфекционизм. Вот почему всегда следует оставлять учителю место для автономии, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, творчество.

От чего зависит успех работы творческого коллектива в школе?

Единство целей и конкретика эффективной деятельности педагогов, умение вырабатывать общую концепцию совместными усилиями (это касается основных, принципиальных вопросов воспитания и обучения, с учетом особенностей̆ и возможностей̆ образовательной структуры) является одним из механизмов появления единомышленников.

Целевое единство педагогов отражает их способность целостного видения школы как системы и перспектив ее развития. Метод должен представлять собой вызов, критерии же его реализации должны быть вполне понятными. Формулировать цели и задачи следует четко, понятно, конкретно, наглядно, так, чтобы они как можно больше соответствовали индивидуальным интересам учителей, решивших принять участие в их достижении. Особо следует выделить задачи, решение которых требует творческого подхода.

Психологическое единство. Одним из важнейших механизмов достижения интеграционного эффекта в творческом коллективе в школе считается так называемый психологический климат, который предполагает взаимное комфортное сосуществование учителей, а также комфорт их работы по отдельности. Только в таких условиях рождается коллективное осознание «мы - коллектив», которое позволяет учителям определить становление своей общности на фоне других, т. е. осознать собственное своеобразие.

Традиции, законы, обычаи. Каждая школа имеет свои особенности, которые обусловлены некими сложившимися традициями и содержанием ценностной системы, принятой в школе. Они работают на поддержание здорового психологического климата в школе , наделяют общность крепкими, дружными и сплоченными качествами.

Совершенствование методической работы. Об эффективности работы творческого коллектива в школе можно судить по степени соответствия итогов этой работы поставленным заранее результатов целям и усилиям, которые были затрачены (речь идет о времени, средствах, организационных формах методической работы и т. д.). Ставка на повышение общей, общепедагогической и научно-методической культуры учителя полностью себя оправдает.

Коллегиальность. Педагоги могут подсказать много ценного. В процессе обсуждения различных вопросов крепнет содружество. Манипулирование подрывает возможность создания творческого коллектива в школе.

Поощрение открытости и искренности. В данном случае важно создать соответствующую атмосферу, которая характеризовалась бы открытостью и свободой общения между коллегами. Оппонентов с ошибочными мнениями и взглядами легче переубедить, если все обсуждать открыто. Не нужно пытаться подавить дискуссию и мнение оппонента. Ведь в ситуации, в которой нет деловых споров, дискуссий, гораздо больше возможностей сохранить творческую атмосферу. Бесконфликтность в педагогической общности порочна, ибо она означает оторванность коллектива от реальной жизни, от развития.

Стимулирование творческой инициативы. Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше у него возможностей довести эти идеи до хорошего результата. Новые мысли и идеи способствуют возникновению дальнейшего творчества. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Следует делать упор на стимулы, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения учителя и желания довести поставленную задачу до конца.

Развитие творческой инициативы педагогов - это полностью управляемый процесс. В данном случае не требуются побуждения сверху, мелочная опека, формальный подход. Доверие внутри творческого коллектива в школе способствует повышению ответственности, развитию инициативы и самостоятельности. В данный момент школам остро нужен мастер, творец, инициативная личность, способная реализовать идеи на практике.

Привлечение в школьную работу научных сотрудников. Дело в том, что тесная работа с наукой способствует созданию творческой атмосферы, побуждает каждого учителя много читать, искать ответы на постоянно возникающие вопросы, разрешать их в практической работе. Одним из реальных методов повысить уровень преподавательской деятельности общеобразовательных курсов считается привлечение ученых, экономистов, журналистов, работников искусства и т. д. Это могут быть люди, любящие свою работу, которые способны не только предоставить помощь педагогу в изложении предусмотренной программой материал, но и ярко, на живых примерах убедить школьников в полезности и необходимости получаемых знаний.

Привлечение к работе коллектива родителей. В данном случае образовательная структура получает возможность значительно расширить сферу своего воспитательного воздействия, благодаря чему находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле - в воспитании гражданина с помощью творческого коллектива в школе.

Участие учителей в научно-практических конференциях, а также семинарах и симпозиумах. Этот факт способствует тому, что у педагогов будет сформировано новое педагогическое мышление. Это проявляется в осознании педагогами необходимости работать по-новому, в понимании важности соучастия в поисках более эффективных точек соприкосновения, в числе которых формы, методы, приемы обучения и воспитания, в активной поддержке идей педагогики сотрудничества.

Проведение психолого-педагогических семинаров по обмену опытом повышает педагогическое мастерство, обогащает творческий заряд педагога, формирует творческий коллектив в школе, особенно если семинары посвящены работе над единой методической темой.

Делегирование полномочий. Надо сказать, что работа каждого учителя предполагает наличие своих сильных сторон и опыта. Тем самым, делегирование системы полномочий способствует взаимодействию, развитию и закреплению достигнутых успехов у тех, кому доверяют. Следует поручать учителям такую работу, которая бы вызывала у них профессиональное и личное удовлетворение. Без этого они не будут по-настоящему увлечены делом.

Демократический стиль взаимоотношений между педагогами. Этот стиль предполагает развитие в творческом коллективе в школе сотрудничества, общего подхода и свободы выбора форм, методов и средств организации учебновоспитательного процесса. Универсального стиля управления, который бы одинаково подходил всему руководящему состав, попросту нет. Хороший управленец - это, прежде всего, тонкий психолог, который в нужный момент выбирает либо авторитарный, либо демократический стиль управления. Однако предпочтительным должен быть демократический стиль.

Исполнительская дисциплина учителей - это не только соблюдение всех норм школьного уклада, но еще и высокий уровень культуры труда и обучения, умение видеть новое и поддерживать его. Кроме того, дисциплина способствует объективной оценке работы детей и коллег, точности выполнения задуманного и заданного, своевременности сделанного и сказанного.

Мы привели неполный перечень слагаемых успеха работы по формированию творческого коллектива в школе и выделили основные составляющие творческого климата педагогов.

Наличие или отсутствие творческого климата проявляется как профессиональным стилем и результатами работы, так и десятками мелочей, порой определяющих индивидуальность школы. Существует множество способов создания творческой атмосферы. Для индивидуальной работы с учителем предлагаю несколько практических советов. Они могут способствовать повышению творческого потенциала учительского коллектива, формированию атмосферы доброжелательности и в конечном результате повышению эффективности и продуктивности работы.

Приведенным советам не обязательно следовать безусловно. В любой образовательной организации эти советы будут индивидуальными. И если директор убежден, что новаторские поиски и открытия возможны лишь в творческом коллективе в школе, и приветствует их, он может создать «союз единомышленников» и возглавить его.

Таким образом, творческой атмосферой в школе можно назвать обстановку, в которой учительский коллектив постоянно находится в поисках и где новаторство обогащается опытом каждого, а каждый - опытом всех.

1.1 Понятие, содержание и особенности творческих коллективов

«Коллектив» (от лат. соllective -- собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения .

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом -- высокую степень развития группы .

Коллектив как социальный феномен характеризуется наличием единой общественно значимой цели, совместной деятельности по ее реализации, отношений взаимной зависимости и ответственности при равенстве членов в правах и обязанностях, в связи со средой, другими коллективами. Концепция коллектива, разрабатываемая под руководством Л.И.Новиковой, рассматривает коллектив в рамках целостной воспитательной системы как механизм, обеспечивающий педагогам переход управляемых сфер деятельности в сферу отношений .

Коллектив необходимо представлять как развивающийся социальный организм, развитие которого существенно зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения.

Творчество - это деятельность человека или группы людей, заключающейся в создании новых по замыслу или интерпретации существующих духовных или материальных ценностей .

Многообразие проявлений творчества отражает богатство сущностных сил человека и, вместе с тем, потребность общества в прогрессивных изменениях. Определенные виды творчества тяготеют преимущественно к материально-практической или к духовной сфере общественной жизни. Существует дифференциация творчества по видам (научное, техническое, художественное, социальное) и по форме (ценностные различия, профессиональное - любительское, индивидуальное - коллективное) .

Обзор существующей научной литературы по проблеме коллективного творчества и творческих коллективов показал, что современные знания о коллективном творчестве в основной своей массе созерцательно-объяснительны и эмпиричны. Они не вскрывают в должной мере механизмы коллективного творчества, не выявляют особенности организации и управления деятельностью творческих коллективов.

Творческий коллектив является организованной социальной группой, основой деятельности которой является творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующих духовных или материальных ценностей .

Особенности творческих коллективов проявляется в трех наиболее значимых аспектах? творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Первый аспект выражается в творческом саморазвитии, стремлении к тесному творческому общению, творческой согласованности действий и творческом взаимопонимании. Второй? в обостренном чувстве творческой индивидуальности, творческой состязательности и творческом лидерстве, высокой значимости эмоциональных факторов во внутригрупповом взаимодействии, референтности, коллективистской идентификации, надситуативной активности.

Такие качества как повышенная способность к самоорганизации, целенаправленность, мотивированность, целостность (интегрированность), структурированность, организованность, согласованность, результативность отражают организационно-управленческие особенности творческих коллективов .

Процесс развития творческого коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. В философии процесс развития творческого коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В.Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский, Л. И. Уманский и др.) .

Л.И Новикова, А.Т Куракин и другие ученые-педагоги, продолжая изучение проблем творческого коллектива, рассматривают его как инструмент воспитания, в котором вычленяются три стадии развития .

На первой стадии творческий коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов и руководителей, стремящихся превратить ту или иную организационную единицу в социально-психологическую общность, где отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей. О наступлении такого состояния можно судить по действенности организационной структуры коллектива, увлеченности детей совместной деятельностью, их реакциями на нарушения установившихся норм коллективной жизни, по развитости внешних связей коллектива.

На второй стадии развития детский творческий коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств и способностей личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов соблюдения определенных норм поведения. Меняется и характер внешних связей и отношений коллектива. Если на предыдущем этапе эти связи помогали главным образом объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы - коллектив», то теперь их смысл изменился. На их основе детский коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к обществу в целом. У детей начинает формироваться сознание коллектива как ячейки общества. На этом этапе основная цель педагогов и руководителей - в максимальном использовании возможностей коллектива в реализации тех творческих функций, ради которых коллектив создается. Педагоги призваны продолжать укреплять детский коллектив за счет совершенствования его структуры, при которой все входящие в него группы становятся носителями творческих ценностей.

На третьей стадии своего развития творческий коллектив используется педагогами и руководителями в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.

Вычленение в едином процессе развития и управления коллективом трех стадий условно, ибо, создавая творческий коллектив, организуя его жизнедеятельность, педагог одновременно регулирует возникающие в среде детей отношения. На каждой из трех стадий развития творческого коллектива характер управления им со стороны педагогов и руководителей будет различным .

Таким образом, коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом -- высокую степень развития группы. Творчество - это деятельность человека или группы людей, заключающейся в создании новых по замыслу или интерпретации существующих духовных или материальных ценностей. Творческий коллектив является организованной социальной группой, основой деятельности которой является творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующих духовных или материальных ценностей. Особенности творческих коллективов проявляется в трех наиболее значимых аспектах? творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Творчество требует иногда значительной интимности, непосредственности, особенно на стадиях начального поиска. Товарищеское общение, сопереживание в процессе возникновения новых решений, идей -- наиболее важные факторы хорошего микроклимата в коллективе. Четкая и рационально построенная сеть связи между отдельными членами коллектива активизирует творчество.

Анализ формирования трудового коллектива МОБУ "СОШ №3 п. Саракташ"

Рассмотрим отдельные виды коллективов с точки зрения практики управления. По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса...

Взаимодействие в группе: управление коллективом

Рассмотрим классификацию коллективов. 1. По составу коллективы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными(разнородными). Гетерогенные коллективы, различия между членами которых могут касаться пола, возраста, профессии, статуса...

Влияние мотивации на инновационный менеджмент (на примере филиала ООО "Росгосстрах" в Кировской области)

Мотивационная деятельность филиала ООО «Росгосстрах» развита очень хорошо. Сотрудники заинтересованы в работе - у них достойные оклады (которые не разглашаются, они являются коммерческой тайной), индивидуальные надбавки, премии...

Менеджмент и персонал сельскохозяйственного предприятия

Для того чтобы понять содержание процесса развития кадрового потенциала, нужно ответить на вопрос зачем? Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том...

Организация управленческого труда

Управленческий труд непосредственно не выступает создателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, и в этой части является трудом производительным...

Творческие работники в широком смысле встречаются не только на сцене театра, музыкальных группах или индустрии создания кинофильмов. Креативные сотрудники присутствуют во всех сферах бизнеса...

Особенности управления творческим коллективом на предприятии культуры и искусства

Творческий работник -- физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника...

Развитие трудовых коллективов в новых исторических условиях

Конец XX столетия характерен тем, что в большинстве стран СНГ развертывается постиндустриальная, научно-индустриальная модернизация, организационно связанная с рыночно-демократическим переустройством общества...

1.1 История возникновения клубов и их разновидности Прежде чем написать об истории, я расскажу, определение слова «клуб». Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения...

Разработка проекта "Клуб молодых поэтов и музыкантов "Третья суббота" в баре-ресторане Coffeeshop Company в Санкт Петербурге"

Природа, это как бы душа, мир творческих клубов. Сущность, что же происходило в некоторых из них. Центр культурной жизни серебряного века конечно Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака». Никогда -- ни до...

Роль и функции менеджера по управлению персоналом в современной организации

Любая организация хочет, чтобы новый сотрудник как можно быстрее приступил к своим обязанностям и начал хорошо выполнять их. Часть компаний озабочена тем, насколько быстро сотрудник найдет контакт с коллегами, впишется в коллектив...

Система управления персоналом на предприятии ОАО "ГЕНТа"

Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем)...

Управление коллективом

Рассмотрим классификацию коллективов. 1. По составу коллективы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными (разнородными). Гетерогенные коллективы, различия между членами которых могут касаться пола, возраста, профессии, статуса...

Управление творческими людьми

менеджер персонал творческий конфликт Рассмотрим десять наиболее часто встречающихся особенностей представителей творческих профессий. Творческие люди очень легко начинают скучать. Творческим людям быстро надоедает одна и та же работа...

Управление творческими процессами в PR-деятельности

Что представляет собой творческий коллектив? К данному термину можно отнести группу Творческий коллектив вполне можно назвать организованным вариантом художественной, технологической, педагогической, исполнительной деятельности. Созданная группа реализует сумму ценностей и норм в соответствии с позициями и функциями совместной деятельности участников и руководителя.

Принципы организации

Творческий коллектив должен справляться с задачами, поставленными перед ним. В педагогическую деятельность входит обучение, воспитание, образование всех его участников. Обучение направлено на овладение участниками теоретических знаний и практических умений работы с разнообразными художественными произведениями, их исполнением.

Творческий коллектив систематически расширяет свой кругозор в области искусства и культуры, является активным участником общественной жизни.

Воспитание предполагает формирование в его участниках эстетических, нравственных, физических, художественных качеств.

Художественные технологии

Создание творческого коллектива предполагает серьезную работу не только руководителя, но и всех его членов. Во время их совместной деятельности осуществляется преобразование различного исходного материала в сценическое произведение, которое представляется на "суд зрителей". Исполнительная деятельность предполагает разные варианты: концерты, спектакли, праздники. Например, детский творческий коллектив принимает активное участие в разнообразных тематических вечерах, музыкальных гостиных, праздничных концертах.

Для создания самостоятельных творческих групп не нужны специальные административные приказы.

Задачи и принципы

Деятельность творческого коллектива направлена на развитие индивидуального потенциала его участников. Его организаторы должны ответственно подходить к формированию и развитию созданных объединений, развивать их с учетом субъективных и объективных факторов.

Основным пунктом формирования новой группы является учет потребностей общества. Организация творческого коллектива предполагает тщательное предварительное изучение его создателем всех реальных запросов людей различных возрастов и социальных категорий. Необходимо учесть и материальные возможности для появления новой группы. Сложно будет создать полноценный художественно-творческий коллектив без материальной базы и профессионального руководителя.

Важные факты

Условием жизнеспособности самодеятельной группы является наличие четкой, обоснованной цели. Необходимо увязать с ней интересы, желания каждого участника. Только при решении этой сложной задачи можно рассчитывать на отсутствие конфликтов внутри создаваемого коллектива.

Руководитель должен найти способ активизации творческого потенциала всех участников, направления его в нужное русло. Методика работы зависит от индивидуальных способностей, свойств участников. Для того чтобы справиться с этой сложной задачей, руководитель должен знать физические, психологические, творческие, художественные свойства каждого члена группы.

Развитие творческого коллектива позволяет обеспечивать возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ученика.

Для сознательного и планомерного направления его деятельности важно владеть информацией о качественных особенностях его членов, этапах развития. Основным качеством такой организации являются внутригрупповые высокоразвитые отношения с обществом.

Как функционируют крупные творческие коллективы? Москва - город больших возможностей, поэтому создаваемые творческие объединения тесно сотрудничают с разнообразными социальными группами, демонстрируя им продукты совместного труда.

Специфика образования

Можно ли создать из любительских групп полноценные профессиональные творческие коллективы? Москва - столица России, поэтому именно здесь формируется максимальное количество разнообразных объединений художественной направленности. Для того чтобы группа стала полноценным "организмом", необходимо соблюдать определенные условия.

В первую очередь отметим наличие общей цели у всех ее членов. На стадии образования особое внимание необходимо уделять сотрудничеству между представителями кружка, умению их согласовывать совместную деятельность.

В качестве благоприятных мотивов, влияющих на участие в новом коллективе, отметим осознанную мотивацию, стремление к общению между кружковцами, желание улучшать репутацию коллектива, рекламировать любимое занятие.

Совместное действие выстраивается на взаимном уважении, постановке в качестве основной цели развития создаваемого коллектива.

Методы работы

Для того чтобы понять, какие творческие коллективы будут успешными, необходимо остановиться на методах работы с ними. Нельзя упускать из виду тот факт, что основным предметом деятельности любого такого объединения является искусство, а основной целью считается удовлетворение духовных и эстетических потребностей всех участников. Педагогическая деятельность осуществляется путем вовлечения в социально-культурную и художественно-творческую деятельность исполнителей. Она реализуется в процессе репетиций, занятий, концертных выступлений.

Характеристика творческого коллектива неразрывно связана со спецификой его деятельности. Недостаточно просто научиться играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, овладеть актерским искусством, важно получить навыки коллективной деятельности, умения выстраивать взаимоотношения с остальными представителями творческого объединения. Самодеятельность не предполагает «ученических» занятий, сразу осуществляется подготовка к выходу на настоящую сцену.

Алгоритм действий

Перед руководителем стоит задача - развить у членов его объединения специальные исполнительские навыки, умения. Сначала осуществляется знакомство с основами искусства, прививаются эстетические знания, затем наблюдается плавный переход к исполнительской практике.

Классификация занятий

В зависимости от специфики творческого коллектива, допускается проведение теоретических и практических видов занятий. Нет какой-то единой теоретической методики, по которой могут проводиться теоретические занятия для творческих объединений.

В одних случаях на них предполагается отведение специальных часов, в других ситуациях их просто включают в практические занятия. Например, при отработке танцевальных движений, разучивании музыкальных партий участники сначала изучают теорию и только после этого переходят к отработке полученной информации.

Это особенно актуально для:

  • хоровых, оркестровых объединений, в которых осуществляется изучение музыкальной литературы, сольфеджио, нотной грамоты, исполнительского искусства;
  • театральных студий, где предполагается изучение культуры речи, истории театрального искусства, музыкальной литературы;
  • хореографических, в которых происходит знакомство с анатомией и физиологией человека, хореографическим искусством, историей и особенностями народного костюма.

Методы теоретической работы

Теоретическая деятельность предполагает применение определенных методов работы. Остановимся подробнее на некоторых из них. Например, информационный рассказ, описание, беседа, объяснение (словесные виды) помогают руководителю творческого объединения знакомить коллектив с теми нюансами, без которых невозможно будет выстроить выступление.

Наглядные виды работы: демонстрация явлений, процессов, дидактического материала, изображений, карт - способствуют визуальному восприятию рассматриваемого материала.

Практическая деятельность

Самым эффективным является показ реальных процессов, отдельных движений, конкретных предметов. Также работа творческих объединений выстраивается на усовершенствовании, приобретении навыков. Разновидностью практических занятий являются этюды. Это упражнения, которые способствуют развитию и совершенствованию технического мастерства, актерской техники.

В этюд включаются несколько действий, которые разработаны преподавателем.

Для создания собственного репертуара пользуются проектной методикой, собирая материал, подбирая костюмы для концертных выступлений.

Описание и объяснение подходят для тех случаев, когда участник коллектива не «схватывает» сути движения, особенностей музыкальной партии.

Овладение техникой пения, приемами игры на музыкальных инструментах осуществляется посредством их первоначальной демонстрации преподавателем (руководителем коллектива).

Уровень умений и навыков каждого представителя творческой группы является показателем исполнительского мастерства коллектива. От этого зависит выбираемый репертуар, популярность.

Руководитель объединения в своей работе часто использует обучающие игры, тренинги, осуществляет периодический контроль и коррекцию навыков и умений, приобретаемых подопечными.

Под репертуаром подразумевается совокупность всех произведений, которые будут исполняться творческим коллективом. Его по праву можно назвать "лицом" любого музыкального или художественного объединения.

Именно по нему зрители создают свое первое впечатление о художественной и общественной значимости творческого объединения.

При подборе концертного репертуара руководитель коллектива опирается на социальный запрос, пожелания артистов, их возможности.

Репертуар имеет важную воспитательную функцию, причем не только для зрителей, но и для самих исполнителей.

Классификация коллективов

Существует условное подразделение их на типы по разным признакам:

  • возрастные особенности предполагают создание юношеских, детских, взрослых объединений;
  • организационные признаки позволяют образовывать ансамбли, студии, кружки;
  • с учетом тематики и репертуарных признаков возможно создание классических, современных, народных коллективов.

Также при организации нового творческого коллектива перед руководителем стоит ответственная задача - объединение индивидуальных особенностей каждого члена коллектива, их навыков, умений, способностей. Например, в репертуаре могут быть использованы как сольные, так и коллективные выступления. Допускается объединение нескольких тематических номеров, например при подготовке к определенному празднику.

Заключение

В настоящее время вопросы, связанные с созданием творческих коллективов, являются актуальными, заслуживающими особого внимания. Практически в каждой образовательной организации есть свое творческое объединение, имеющее определенное направление деятельности. К примеру, все чаще в средних школах появляются вокальные группы среди не только школьников, но и их педагогов. В медицинских организациях врачи объединяются в коллективы художественной самодеятельности, клубы веселых и находчивых.

Безусловно, первичные клубы, объединения носят любительский характер, они не являются профессиональными творческими коллективами. Но можно привести массу примеров, когда из небольшой группы образовывались творческие ансамбли, обладающие высоким профессиональным уровнем. Среди детских коллективов, известных не только в Москве, но и далеко за ее пределами, можно отметить вокальный ансамбль «Непоседы».

Данное творческое объединение стало настоящей "кузницей кадров" для профессиональной сцены. Безусловно, заслуга того сценического профессионализма, который приобретают в студии юные вокалисты, принадлежит ее руководителю. В работе детского коллектива активно применяются разнообразные виды деятельности, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, подбираются специальные методики для личностного роста.

Несмотря на компьютеризацию, которая присуща двадцать первому веку, люди не перестали посещать разнообразные концерты, с удовольствием смотрят выступления самодеятельных и профессиональных творческих коллективов, создаваемых в нашей стране и за ее пределами.



Вверх