Кто вы, полковник най-турс? Най-Турс (Белая гвардия Булгаков) Офицер-дроздовец Евгений Тарусский

Действие романа М. Булгакова "Белая гвардия" разворачивается в Киеве и охватывает период с середины 1918 года до 2 февраля 1919 года (ночь на третье число). Историческая система отсчета ориентирована на момент взятия Киева Петлюрой (4 декабря 1918 года) и его изгнания из города (5 февраля 1919 года). Но собственно романная хронология по сравнению с исторической смещена: роман Булгакова начинается ожиданием предстоящего Рождества, а момент изгнания Петлюры передвинут с 5 февраля (реальная дата) на 2 февраля, то есть на Сретение. Для действующих лиц романа изгнание петлюровцев также стало своего рода Сретением - моментом встречи со своим будущим, моментом призвания к подвигу, жертве.

Г. Адамович отмечал, что в "Белой гвардии" Булгаков показал своих героев в основном "в несчастьях и поражениях". Таких эпизодов в романе немало. Нельзя не сказать о гибели полковника Най-Турса и "чудесном" спасении Николки Турбина, который активно ищет свое место в исторических событиях и стремится к самостоятельным действиям.

Полковник Най-Турс, как и полковник Малышев и Алексей Турбин, был человеком чести и долга, таким он оставался до конца. В страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс не смог, вопреки безобразию, творящемуся в штабе, привести двести юнкеров, его же стараниями обмундированных и вооруженных.

Най-Туро со своими юнкерами пытается организовать защиту города от петлюровцев. Поняв, что он и его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована судьба пушечного мяса, Най-Турс ценой собственной жизни спасает своих мальчиков. Он приказывает юнкерам срывать погоны, кокарды и уходить, а сам погибает за пулеметом, прикрывая их отход.

Писатель подробно, стремительно и ярко рисует эту необычную и сначала непонятную картину.

"В поперечном переулке, ведущем с перекрестка на Брест-Литовскую стрелку, неожиданно загремели выстрелы и посыпались по переулку серые фигуры в бешеном беге... винтовки торчали у них в разные стороны". Через мгновение Николка "разглядел золотые пятна у некоторых бегущих на плечах и понял, что это свои". По дороге они срывали с себя погоны и бросали их на снег и кричали: "Бегите, бегите с нами! Спасайся, кто может!" "Николка совершенно одурел ", в мозгу его промелькнула мысль, что сейчас можно стать героем, и он выкрикнул: "Не сметь вставать! Слушать команду!!", а про себя подумал: "Что они делают?"

Но константиновцы выскочили "с перекрестка без оружия, рассыпались в поперечном же Фонарном переулке", бросились "в первые громадные ворота", "ускоряя бег, понеслись прямо по Фонарному и исчезли вдали". В последнем бежавшем Николка узнал "командира второго отделения первой дружины, полковника Най-Турса":, крикнул ему, что его юнкера в панике бегут. "И тут произошло чудовищное", стремительное и непонятное: "Най-Турс подскочил к Николке вплотную, взмахнул левой свободной рукой и оборвал с Николки сначала левый, а затем правый погон.

Вощеные лучшие, нитки лопнули с треском, причем правый погон отлетел с шинельным мясом... Не сошел Николка с ума в этот момент лишь потому, что у него на это не было времени, так стремительны были поступки полковника Най-Турса. Обернувшись к разбитому взводу лицом, он взвыл команду необычным, неслыханным картавым голосом": "Юнкегга! Слушай мою команду: сгывай погоны, кокагды, подсумки, бгосай огужие! По Фонагному пегеул-ку сквозными двогами на Газъезжую, на Подол! На Подол!! Гвите документы по догоге, пгячьтесь, гассыпьтесь, всех по догоге гоните с собой-о-ой!"

"Через полминуты на перекрестке валялись патронные сумки, пояса и чья-то растрепанная фуражка. По Фонарному, переулку, влетая во дворы, ведущие на Разъезжую улицу, убегали юнкера". Полковник повернулся к Николке и "бешено загремел": "Оглох? Беги!" Ничего не понимая, Николка упрямо ответил: "Не желаю, господин полковник". Пальба пулемета, конные фигуры в темноте. Най-Туре повернулся "к Николке и выкрикнул голосом, который показался Николке звуком нежной кавалерийской трубы: "Удигай, гвупый малый! Говогю - удигай!"

Дальше для младшего Турбина начало происходить совсем непонятное, и "Николка вопросительно вперил взор в полковника Най-Турса, желая узнать, как нужно понимать... дальние шеренги и штукатурку". Но полковник Най-Турс отнесся к ним странно: он "подпрыгнул на одной ноге, взмахнул другой, как будто в вальсе, и по-бальному оскалился неуместной улыбкой". Николка увидел полковника лежащим у его ног. Он "сел на корточки и неожиданно для себя, сухо, без слез всхлипнувши, стал тянуть полковника за плечи, пытаясь его поднять. Тут он увидел, что из полковника через левый рукав стала вытекать кровь, а глаза у него зашли к небу". Голосом, который "начал вытекать по капле, слабея на каждом слове", умирая, Най-Турс продолжал говорить Николке, желая его спасти: "... бгосьте гегойствовать к чегтям, я умигаю..."

"Больше он ничего не пожелал объяснить. Нижняя его челюсть стала двигаться. Ровно три раза и судорожно, словно Най давился, потом перестала, и полковник стал тяжелый, как большой мешок с мукой".

Потрясенный, Николка не мог поверить происшедшему. "Так умирают? - подумал он. - Не может быть. Только что был живой. В бою не страшно, как видно. В меня же почему-то не попадают..." "Может быть, он просто в обмороке?" - в смятении вздорно подумал Николка... и почувствовал, что ему безумно страшно". Он "сейчас же понял, что страшно от тоски и одиночества, что, если бы был сейчас на ногах полковник Най-Турс, никакого бы страха не было..." Оттого, что он совершенно один, Николке стало страшно. " Никакие конные не наскакивали сбоку, но очевидно, все были против Николки, а он последний, он совершенно один... И одиночество погнало Николку с перекрестка".

Одиночество и страх его и спасли: "Он полз на животе, перебирая руками, причем правым локтем, потому что в ладони он зажимал най-турсов кольт. Самый страх наступает уже в двух шагах от угла. Вот сейчас попадут в ногу, и тогда не уползешь, наедут петлюровцы и изрубят шашками. Ужасно, когда бежишь, а тебя рубят... Я буду стрелять, если в кольте есть патроны... И всего-то полтора шага... подтянуться, подтянуться... раз... и Николка за стеной в Фонарном переулке". Николка удивился и одновременно обрадовался, что остался жив: "Удивительно, страшно удивительно, что не попали. Прямо чудо. Это уж чудо Господа Бога... вот так чудо. Теперь сам видал - чудо..."

В судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника, переплетаются линии Турбиных и Най-Турса. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершает невозможное: преодолевает, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг - похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры человека, спасшего его от неминуемой смерти. Николка не может допустить, чтобы Най-Турс остался непогребенным. Он отыскивает в морге его тело, находит его сестру и мать и полковника хоронят по христианскому обряду.

"Най - обмытый сторожами, довольными и словоохотливыми, Най с венцом на лбу и тремя огнями, и, главное, Най с аршином пестрой георгиевской ленты, собственноручно Николкой уложенной под рубаху на холодную его вязкую грудь... Старуха-мать от трех огней повернула к Николке трясущуюся голову и сказала ему:

Сын мой. Ну, спасибо тебе.

И от этого Николка опять заплакал и ушел из часовни на снег. Кругом, над двором анатомического театра, была ночь, снег и звезды крестами, и Млечный Путь"...

Полемизируя с распространенной в литературе 20-х годов тенденцией изображения гражданской войны как столкновения масс, Булгаков, по словам Максимилиана Волошина, стал одним из первых писателей, "кто запечатлел душу русской усобицы". События гражданской войны в романе, по словам В. Муромского, "максимально очеловечены": "Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа "революционной массы" в произведениях А. Серафимовича, Б. Пильняка, А. Белого..."

В своем романе Булгаков сознательно отошел от подчеркнуто Отрицательного изображения белогвардейцев. Такая позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании Белого движения: его герои стали жертвами переломного момента истории, трагической коллизии, из которой нет выхода.

По выражению самого писателя, "Белая гвардия" - "это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...". Эпизод героической гибели полковника Най-Турса и спасения им Николки служит тому убедительным доказательством.

Характеристика литературного героя Полковник, начальник отряда, в котором воюет Николай Турбин. Н. – один из лучших героев произведения, человек, сохраняющий свою честь и всей душой переживающий за жизнь доверенных ему ребят. Он прихрамывающий, картавый, с негнущейся шеей, но Н. умеет убеждать людей, располагать их к себе. Этот полковник заботится о своих солдатах. Он находит в себе мужество спорить с самим генералом, чтобы добиться теплого обмундирования для своих солдат, а в конце разговора даже угрожает генералу пистолетом.

Он заявляет: “Валенки сию минуту давайте”. И в подтверждение своих слов вызывает взвод солдат в склад, заставляя генерала выдать положенное солдатам имущество. Поведение Н. вводит генерала в замешательство, можно сказать в состояние шока. “Я впервые слышу такую вещь… Это бунт”, – говорит удивленный такой решительностью генерал. Когда Н. понял, что Город не удержать он, стараясь сохранить жизни солдат, отдает приказ уходить, срывает погоны с одного из них и прикрывает их отход, стреляя из пулемета. Ценой своей жизни, возможно, спасая несколько других. Смерть полковника Булгаков сравнивает с танцем: “Он подпрыгнул на одной ноге, взмахнул другой, как будто в вальсе, и по бальному оскалился неуместной улыбкой. Затем полковник оказался лежащим у ног Николки… Тут он увидел, что из полковника через левый рукав стала вытекать кровь, а глаза у него зашли к небу”. Н. умер, спасая своих солдат. После он снится Алексею Турбину. Турбин видит Н. в раю в шлеме и кольчуге. Это видение говорит о рыцарской сущности Н.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Действие романа М. Булгакова “Белая гвардия” происходит в сложную переломную эпоху: только что совершилась революция, идет гражданская война. Судьбы людей на сломе времен – такова главная тема романа. Полковник Най-Турс и Николка Турбин – олицетворение лучших, качеств интеллигенции: мужества, самоотверженности, Read More ......
  2. Алексей Турбин Характеристика литературного героя Алексей Турбин – самый старший в семье, военный врач, ему 28 лет. Понятие чести для А., как и для всех Турбиных, превыше всего. Это один из лучших представителей белого движения. Он борется с новыми порядками Read More ......
  3. Белая гвардия Зима 1918/19 г. Некий Город, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея Украины”. Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры – бои идут уже в двенадцати Read More ......
  4. Малышев Характеристика литературного героя Полковник, один из лучших представителей белого офицерства. Ему не чуждо понятие о чести и совести, он искренне заботится о солдатах, попавших в его отряд. Именно он первым принимает решение о капитуляции белой гвардии. М. вовремя узнает Read More ......
  5. Тальберг Характеристика литературного героя Тальберг Сергей Иванович – муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Видя грядущие перемены, Т. решает бежать за границу, оставив жену и родственников. Елена знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и бежит, оставив Read More ......
  6. Елена Турбина Характеристика литературного героя Сестра Алексея и Николки, хранительница домашнего очага и уюта. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры. Е. заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива Read More ......
  7. Фамилия героя указывает на автобиографические мотивы, присутствующие в этом образе: Турбины – предки Булгакова по материнской линии. Фамилию Турбина в сочетании с тем же именем-отчеством (Алексей Васильевич) носил персонаж утраченной пьесы Булгакова “Братья Турбины”, сочиненной в 1920-1921 гг. во Владикавказе Read More ......
  8. Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман “всея Украины”. Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры – бои идут уже Read More ......
Най-Турс (Белая гвардия Булгаков)

Создание

Роман «Белая гвардия» был написан Булгаковым в 1922-1924 годах. В конце 1920-х годов автор, делясь своими мыслями с литературоведом Павлом Поповым , так описал причину появления Най-Турса в этом своём произведении:

Най-Турс - образ отдалённый, отвлечённый. Идеал русского офицерства. Каким бы должен был быть в моем представлении русский офицер.

- Соколов Б. В. М. А. Булгаков в жизни и творчестве

Реальные прототипы персонажа

В среде литературоведов ведётся дискуссия на тему, кто является реальным прототипом полковника Най-Турса. Ряд исследователей (Всеволод Сахаров , Ярослав Тинченко и другие) склоняется к мысли, что прототипом с высокой вероятностью мог являться генерал от кавалерии граф Фёдор Келлер . В пользу этой версии указывается иностранное происхождение фамилии Най-Турса, совпадение описанных в романе ранений реальным ранениям Келлера, полученным в 1905 и 1916 годах, совпадение даты и времени смерти Най-Турса в романе (14 декабря 1918 года, 4 часа дня) и смерти Келлера, а также возможность личного знакомства Булгакова с Келлером во время работы автора в Каменец-Подольском военном госпитале во время Первой мировой войны .

По мнению критика, историка и литературоведа Бориса Соколова , прототипом Най-Турса мог быть Николай Шинкаренко , русский офицер, участник Белого движенияДобровольческой армии), в эмиграции - литератор (псевдоним Николай Белогорский). Исследователь воспринимает установленным факт, что прототипом авторского «Белградского гусарского полка» (в реальности не существовавшего), в котором Най-Турс командовал эскадроном и получил орден Святого Георгия , у Булгакова являлся 12-й уланский Белгородский полк , в котором служил Шинкаренко. Также Соколов отмечает совпадение обстоятельств гибели Най-Турса и ранения Шинкаренко: оба с пулемётом прикрывали отступление своих сил .

Най-Пум во время учёбы в Пажеском корпусе, 1901 год

Попытки анализа имени героя

Булгаковым использована несуществующая в реальности фамилия «Най-Турс». Соколов выдвигает гипотезу, что фамилия может быть прочитана как «найт Урс» (англ. knight - рыцарь, лат. urs(us) - медведь), то есть «рыцарь Урс». «Урс - пишет Соколов - имя одного из героев романа Генрика Сенкевича „Камо грядеши“ , раба , действующего как настоящий рыцарь. У Най-Турса распространенное польское имя Феликс (на латыни - „счастливый“), а сам Сенкевич упоминается в „Белой гвардии“, которая даже начинается парафразом начала романа Сенкевича „Огнём и мечом“ ».

Слияние образа с другими персонажами

Литературоведами отмечаются параллели между образом Най-Турса и главным героем романа, Алексеем Турбиным, а также командиром мортирного дивизиона полковником Малышевым, выраженной в пьесе «Дни Турбиных» . Сам Булгаков отмечал на диспуте в театре Мейерхольда, что персонаж, изображенный в пьесе под именем Алексея Турбина, «есть не кто иной, как полковник Най-Турс, ничего общего в романе с врачом не имеющий». При этом, фактически в пьесе реплики Най-Турса принадлежат полковнику Малышеву. Если в октябре 1926 года , при обработке первой редакции пьесы, которая в то время ещё носила название «Белая гвардия», Най-Турс брал на себя командование, прикрывал не желающего бежать Николку и погибал: сцена соответствовала роману, то в более поздних версиях Булгаков передавал реплики Най-Турса Малышеву, сохраняя в них характерную только для Най-Турса картавость. В заключительной реплике Малышев говорил: «Я умигаю», после чего произносил: «У меня сестга» (в итоге эти слова были Булгаковым вычеркнуты). Но, второй редакции пьесы произошло уже «соединение» Малышева и Турбина. О причинах такого соединения говорил сам Булгаков: «Это произошло опять-таки по чисто театральным и глубоко драматическим соображениям, два или три лица, в том числе и полковник, были соединены в одно…» .

В кино

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .



Вверх