Какой самолет снимался в фильме кандагар. Побег из Кандагара. Как это было (15 фото). Посадка"помирать - так с музыкой"

Фотографий с голыми женщинами в кино быть не должно
«Комсомолка» посмотрела картину вместе с ветеранами-афганцами
Сергей ДМИТРЕНКО - 06.02.2010
В минувший четверг по всей стране начали показывать новый российский боевик «Кандагар». Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о том, как в августе 1995 года экипаж самолёта «Ил-76» попал в плен талибов. Спустя год, в августе 1996, летчики смогли бежать, покинув Афганистан на своем же самолете.

Когда в главных московских кинотеатрах по красной дорожке неторопливо дефилировали звездные гости, в это же самое время в Краснодаре на вечерний сеанс фильма шли реальные герои - ветераны Афгана. Они в 70-80-х отдавали свои жизни и здоровье в незнакомой стране. Они не были в плену, но то, о чем ведется речь в фильме, им хорошо знакомо. Мужчины с удовольствием откликнулись на предложение краевых властей бесплатно посмотреть картину, а после поделились своими впечатлениями с корреспондентами «КП».

Кандагарский пейзаж

Это не Кандагар, - первое, что с улыбкой сказали нам бывшие служивые, когда мы осторожно спросили их про ляпы. - Фильм, как известно, снимался в Марокко, и это не могло сказаться на фактуре. Да, показанные в кино хребты окружают этот второй по величине город Афганистана. Но все-таки сама провинция более равнинная и более зеленая. И улочки там уже, чем те, что мы увидели в кино. Сцена, в которой идет ливень (кстати, одна из самых лиричных в картине, - Прим.авт.) оправдана лишь тем, что на дворе стоял февраль. А вообще в этих местах дождя дожидаются по полгода.

Летчики и самолет

На самом деле летчиков было семь, а не пять. Летели они не из Стамбула, а из Албании. Еще один сомнительный эпизод - попытка летчиков сбежать. В какой-то момент командир отказывается взлетать без одного члена экипажа, который остался на земле. На скорости 200 км/час он врубает реверс и нажимает тормоз. Самолет резко встает. По мнению летчиков, колеса просто обязаны были порваться.

В одной из сцен в тюрьме, летчики пьют спирт, вспоминая старое. Сцена очень добрая и трогательная. Коллеги пьют третью рюмку, как и все остальные. Но, как известно, у летчиков принято пить «третью» стоя и молча, не чокаясь.

Отношение местных

В фильме очень хорошо показана неуправляемая сила толпы афганцев, - продолжают ветераны. - Когда они собираются в массы, то слышен неприятный гул.

Я бы не стал кидать камни в людей, вооруженных автоматами, как это делал герой Машкова, – говорит Сергей Нуреев, ныне полковник запаса. - Хотя сами мужчины не делали это. Камни в строй обычно кидали почтенные старики или дети. Они знали, что солдат не ответит. Женщины в фильме все в парандже, а мне в 1984 году, правда в Кабуле, встречались представительницы слабого пола в свободной одежде.

Эпизод с альбомом

Пожалуй, самая сильная сцена – передача командиру экипажа семейного альбома, где один из талибов рвет фотографии.

В их строгом мире нельзя иметь изображения женщин с оголенными ногами, или даже руками или головой, - наперебой поясняют ветераны. - И такие фотки могли только рассердить талибов.

Кстати, несмотря на некоторые ляпы в «Кандагаре», кино бывшим воинам понравилось.

Побольше бы таких фильмов! - Напоследок сказали мужчины. - Мы не должны забывать наших героев.

вчера с мужем сходили в кино, посмотрели этот фильм. насколько я знаю, фильм снимался 4 года. натура в Марокко. осветители с фирмы мужа. снято материала гораздо больше чем показано.
ляпы в кино необходимы, они сглаживают углы. романтики придают...а по поводу 5 а не семь...а знаете, что с момента возвращения в Москву экипаж не общается...сложные отношения...говорят, они так и не стали учить талибов летать. просто самолет обслуживали. ездили по три-четыре человека. а еще, командира экипажа, на премьеру не позвали. хотя он изначально консультировал и отдал свой дневник который вел в плену...и еще, его быстренько списали с работы после возвращения. он умничка, вернулся домой и там летал...

Но самое сильное, они отказались от встречи с Ельциным...с президентом, который не мог вытащить своих из плена около года...

Вот и первый скандал Украинская премьера фильма «Кандагар» оборачивается политическим скандалом
04.02.2010 13:48:10

Сегодняшняя премьера нового российского фильма «Кандагар» оборачивается политическим скандалом на Украине: партия «Русский блок» распространила заявление, в котором выражает протест против того, что в ленте одну из главных ролей отдали актеру Богдану Бенюку, активному деятелю украинской националистической партии «Свобода».

«На экраны скоро выходит новый фильм режиссера Андрея Кавуна «Кандагар», в котором по непонятным соображениям был задействован посредственный украинский актер Богдан Бенюк, который является одним из лидеров профашистской организации украинских националистов «Свобода». Данная организация и ее руководитель Олег Тягнибок систематически выступают за вытеснение русского языка из всех сфер жизни общества и государства Украины. Боевики«Свободы» не раз участвовали в различных антироссийских провокациях, нападениях на ветеранов, угрожали своим политическим и этническим противникам физической расправой», – говорится в заявлении, распространенном «Русским блоком».
«Организация Тягнибока-Бенюка участвует в захватах Православных храмов... «Свобода» активно выступает за вытеснение Черноморского Флота России из Севастополя, поддерживает антироссийские и антирусские настроения.

Богдан Бенюк является одной из ключевых фигур «Свободы» – однозначной антироссийской и русофобской организации. Однако он приглашается в Россию не только на заработки, для участия в российских фильмах», – выражает протест «Русский блок».

«Мы обращаемся к представителям российской культуры и шоу-бизнеса: необходимо быть более внимательными и прекратить практику приглашения на работу откровенных националистов и врагов России!» – призывают авторы документа.

Что было в натуре

3 августа 1995 г. информационные агентства сообщили, что «российский самолет «Ил-76» с семью членами экипажа, совершавший коммерческий рейс Тирана-Шарджа-Кабул был принужден совершить посадку в районе города Кандагар».
Этот самолет, принадлежавший казанской авиакомпании «Аэростан» арендовала фирма «Трансавиа» перевозил ранее грузы из Арабских Эмиратов. Возили всякое: от секонд-хенда до крупных сумм денег. Экипаж самолёта состоял из 7 человек: командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, радиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова.
Неожиданно им предложили слетать в Афины заправить там баки и взять в Тиране груз до афганского Баграма. Груз был специфическим – патроны. Но экипаж уже не раз возил оружие и боеприпасы, потому содержимое ящиков подозрения не вызвало.
Два рейса прошли без приключений. Но в третий раз к самолету неожиданно пристроился афганский истребитель и потребовал в эфире на русском языке совершить посадку «для досмотра багажа». Попытка инженера Бутузова потянуть время не получилась – с земли обещали поднять еще один самолет и открыть огонь.
Самолет приземлили под Кандагаром, который контролировали моджахеды движения «Талибан». Уже потом выяснилось, что патроны везли Ахмад-Шаху Масуду, но разведка талибов перехватила информацию, и самолет задержали.
Причиной ареста наших летчиков стал один ящик с крупнокалиберными снарядами, который как-то оказался в самолете. Провоз снарядов был запрещен, и экипаж попал в плен к исламским фундаменталистам.
Потянулись долгие месяцы плена. Летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной.
Их держали на голодном пайке из недоваренного и неочищенного риса, изредка кидали арбузы или дыни. Двор дувала, где содержались пленники, часто окружали местные аборигены, которые глазели на наших, как на диковинных зверей. Были и такие, что требовали расправы над чужаками.
Первоначально в качестве условия освобождения заложников лидеры «Талибана» потребовали освободить пленных моджахедов, якобы интернированных на территории бывшего СССР, но это было лишь предлогом. Талибы не знали точно, как использовать пленников.
Несколько раз на экипаж оказывали давление, чтобы вынудить их принять ислам, но они отказывались. Потом у летчиков начались приступы лихорадки, других болезней. В своем дневнике командир экипажа Владимир Шарпатов напишет: «Не дай Бог в моем возрасте попадать в подобные переделки... нас бросили все. МИД и Россия. А уж президенту вообще наплевать. Он в одной Чечне теряет ежедневно больше людей, чем наш экипаж. Все привыкли к потерям...»
МИД ельциновской России в лице Андрей Козырева совершал вялые телодвижения. Попытки содействия осуществлялись с нескольких направлений. Например, Ментимир Шаймиев отправил в Афганистан своего советника Тимура Акулова, который долгое время ездил по стране, пытался вести переговоры.
За освобождение летчиков выступил даже Совет Безопасности ООН, некие действия совершал сенатор США Хэнк Браун, ведь талибы были своеобразным детищем ЦРУ и спецслужб Пакистана.
В ответ «студенты-исламисты» стали выдвигать уже осознанные требования – выдать им бывших министров обороны ДРА и высших чинов ХАДа, которые находились на территории России. Но на это никто не пошел…
Сегодня стало известно, что спецназ ГРУ готовил и силовое освобождение экипажа, однако его отложили. Разрабатывался и план выкупа из плена.
Дни заточения тянулись, вялая надежда на освобождение возникла после начала наступления Масуда, но талибы остановили «панджшерского льва». Внутри коллектива пленников стали возникать разногласия и ссоры. «Все упали духом. Клянут всех и за все. Неужели можно быть такими черствыми, неужели такое большое государство, как наше, не в состоянии организовать и провести переговоры? Но им там, в Кремле, важнее сейчас выборы», - это опять сточки дневника.
Однако через некоторое время к экипажу стали приезжать сотрудники российского посольства и Красного креста, часто захаживал врач-психолог. Директор Научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураб Кекеладзе, посетив заложников в Афганистане, нашел их в тяжелейшей депрессии. По словам Кекеладзе: «…Больше всех пострадал Шарпатов… У него ведь ответственность за людей, и она сводит с ума. Не каждый с этим может справиться. Шарпатов справился».
О побеге летчики думали с первого дня и даже разработали маршрут – через Иран, но побег спровоцировали сами талибы, которые решили использовать огромную грузовую машину, но эксплуатировать ее не могли. Раз в три месяца летчикам была дана возможность бывать на самолете. Стали лучше кормить и штурман Александр Здор даже умудрялся варить борщ.
Выяснилось, что топлива в баках осталось достаточно, и все приборы работали нормально. Экипаж стал присматриваться к охране.
Помог случай – на шасси лопнул обод, и летчикам разрешили остаться на аэродроме в пятницу 16 апреля, который у мусульман был выходным. В полдень совершать намаз отправились все охранники. В самолете осталось три талиба.
Двигатели - третий и четвертый - запустили с третьего раза и неожиданно сразу вырули на центральную рулежку. Грузовой трап «рампу» закрыли почти на ходу. Талибы всполошились, на взлетную полосу помчался «Урал», к самолету устремились вооруженные люди. Как удалось взлететь при таком коротком разбеге, до сих пор удивляются многие специалисты, ведь за полосой начиналось минное поле, да и встречные автомобили прошли от крыльев в нескольких метрах.
После взлета, возникла проблема с оставшимися на борту охранниками, которым попытались объяснить, что это пробный полет, но один из моджахедов передернул затвор. Но в это время Шарпатов резко сделал «горку», охранники упали на пол, а летчики отобрали у них оружие и связали.
Лететь пришлось на максимально низкой высоте, чтобы не попасть в зону работы РЛС. Посадку совершили уже в знакомой Шаржде.
Когда выходили из самолета, бородатые и оборванные, их никто не узнал, и даже принимали за моджахедов. За их спиной остались один год и тридцать дней афганского плена.
Страна встречала летчиков как национальных героев. Командир корабля Владимир Шарпатов и второй пилот Зиннур Хайруллин были награждены Звездой Героя России, остальным дали по ордену Мужества, и… выгнали из авиакомпании «Аэростан». Уже потом будут муссировать слухи, что к боеприпасам имели отношение криминальные структуры, которые понесли убытки.
Владимир Шарпатов все же смог остаться за штурвалом. Как-то его спросили: «полетит ли тот еще раз в Афганистан?» Он подумал и ответил: «Обязательно! Только на Ту-160 и с полной боевой загрузкой!»

"Я две недели был консультантом этого фильма. Ко мне в Тюмень приехал режиссер Андрей Кавун, ему я рассказал, как попал в плен, как мы спаслись. Передал ему ксерокопии дневников, которые вел в Афганистане в плену", - рассказал РИА Новости Владимир Шарпатов.

Шарпатов Владимир Ильич - пилот самолета Ил-76 акционерной авиационной компании "Аэростан" Республики Татарстан, командир экипажа.

"В Москве Кавун писал сценарий, добыл денег и стал снимать фильм. Фильм снимался в Марокко, меня туда не приглашали. Был в Москве, где делали кадры в кабине самолета. Они сделали макет кабины самолета, а я объяснял им техническую сторону дела. В основном консультировал по вопросам управления системами самолета, какие команды даются, как должен себя вести экипаж. С ними жил две недели", - отметил собеседник агентства.

"Меня обещали пригласить на премьеру в Москву, но почему-то забыли. Это дело их совести", - сказал пилот. Сам он пойдет смотреть фильм в субботу, состоится и встреча со зрителями.

Плен

Самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) акционерной авиационной компании "Аэростан" 2 августа 1995 года выполнял транспортный рейс из Арабских Эмиратов в Баграм (Северный Афганистан). Во время пролета над территорий Афганистана, контролируемой исламским движением "Талибан", самолет под угрозой открытия огня был посажен на аэродроме в Кандагаре. Летчики провели в плену у "талибов" больше года - 378 дней.

"Кормили нас "погано". К нам никого не пускали, приходили к нам муллы, говорили, чтобы мы приняли ислам. Мы отказались, но выучили несколько молитв", - рассказал Шарпатов.

"Мы не знали, что будет завтра, жили неизвестностью. Самый страшный день в плену, это когда однажды ночью охранники разбудили нас и посадили в автобус. Я уже решил, что нас везут на расстрел. Оказалось, что нас хотели перепрятать, так как в российских СМИ появилась информация, что военные готовят операцию по нашему освобождению", - сказал собеседник агентства.

По словам пилота, Татарстан их не бросил. "Шаймиев (президент Татарстана Минтимер Шаймиев) присылал к нам своего представителя Тимура Акулова, который пытался уговорить их, соблазнить на запчасти к вертолетам, но они отказывались нас отпускать. Тимур привозил нам письма и газеты, и мы, соответственно, своим родственникам отправляли письма", - сказал командир экипажа.

Усилия дипломатов и посредников по освобождению российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на переписку и отдельных встреч с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить побег.

"Каждый день я думал о побеге и буквально через десять дней плена предложил экипажу сбежать. Несколько членов экипажа сначала приняли мое предложение в штыки, но затем меня все поддержали и мы совершили побег", - сказал Шарпатов.

Побег

Пилотам пришлось убедить талибов, что самолет требует технического обслуживания.

"Мы увидели их интерес к самолету, стали убеждать, что надо делать техническое обслуживание самолету, иначе летать не будет. Со временем талибам разъяснили, какова ценность захваченного ими "Ила". Что он требует регулярного технического обслуживания. Силами экипажа. В полном составе", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, первый раз - 10 июля 1996 года - побег не удался. "А 16 августа мы воспользовались моментом, когда они почти все ушли молиться, оставив трех автоматчиков. Вот тогда мы и рванули", - сказал Шарпатов.

16 августа 1996 года во время очередной профилактики самолета, простоявшего почти год без техобслуживания, экипаж совершил дерзкий побег.

Командир корабля Шарпатов, прогревая поочередно двигатели, вывел их на взлетный режим и под огнем охраны поднял самолет в воздух. Чтобы обмануть преследователей, пилот направил машину не на север, в сторону России, а на запад. По согласованному с Ираном воздушному коридору Ил-76 совершил полуторачасовой перелет в Арабские Эмираты. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители российского посольства.

Награда

Указом Президента Российской Федерации № 1225 от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Владимиру Ильичу Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". Звезду Героя России пилоту вручил в Кремле премьер-министр Виктор Черномырдин.

Этим же указам высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здора, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденом Мужества.

Жизнь продолжается

После возвращения из плена Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании "Аэростан", но 1 декабря 1998 года был уволен "по сокращению штатов". Ему тогда было 58 лет, это не предельный возраст для летчика. Не добившись, даже через суд, восстановления на работе, он уехал в Тюмень.

По распоряжению губернатора Тюменской области Герою России выделили большую квартиру в центре города. В местной авиакомпании "Тюменьавиа" герой-летчик вновь сел за штурвал Ил-76. Были полеты в Турцию, Эмираты. Только в 62 года он ушел с летной работы. В настоящее время Шарпатов на пенсии. Ведет активную политическую жизнь.

Шарпатов - единственный Герой России, проживающий на территории Тюменской области.

"С тех пор прошло много времени, но по-прежнему мне снятся тревожные сны. Иногда мне снится, что я опять в плену...", - признался Шарпатов.

Советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь». Как главный роман Островского, изображающий становление революционера, так и личность автора (писавшего несмотря на тяжёлое заболевание, паралич и слепоту) в Советском Союзе были окружены не только официальным культом, но и искренними популярностью и почитанием многих читателей. Н.А.Островский родился в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии (сейчас - Острожский район Ровенской области, Украина) в семье рабочего винокуренного завода Алексея Ивановича Островского и кухарки. Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет (1913) с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку. Там Островский с 1916 г. работал по найму: на кухне вокзального ресторана, кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегаром на электростанции. Одновременно учился в двухклассном, потом высшем начальном училище (1917-1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, был связным ревкома. 20 июля 1919 вступил в комсомол, 9 августа ушел на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г.И.Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 г. был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). В 1921 работал помощником электромонтера в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарем комсомольской организации. В 1922 строил железнодорожную ветку для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления - комиссар батальона Всеобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе), был секретарем райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарем окружкома комсомола в Шепетовке (1924). В том же году вступил в ВКП(б). На состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. У него болели суставы. Окончательный диагноз Н.Островского - Прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов. Осенью 1927 года начинает писать автобиографический роман «Повесть о "котовцах"», но спустя полгода рукопись была утеряна при пересылке.


С конца 1930 года он с помощью изобретенного им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи, относительно которой была дана установка партийных органов. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора «Молодой Гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени (писатель Юрий Буйда даже приписывает ей реальное авторство романа). Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». Профессор В.В.Мусатов утверждает, что «сам процесс создания текста романа носил именно коллективный характер». При этом он ссылается на свидетельство М.К.Куприной-Иорданской, передававшей слова литературного критика Генриха Ленобля (умер в 1964), называвшего себя одним из соавторов романа. По ее словам Ленобль говорил, «что роман „Как закалялась сталь“ делали семь человек. Авторский вариант романа был совершенно неудобочитаем». Куприна-Иорданская спросила Ленобля: «Зачем вы пошли на этот обман?», на что тот ответил: «Все равно, если бы не я, кто-нибудь другой это сделал».Это всего лишь фантазия, которая не отвечает действительности. Н.Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников - свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Н.Островского. В апреле 1932 г. журнал «Молодая Гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу приобрел большую популярность.

В 1935 году Островский был награжден орденом Ленина, ему были подарены дом в Сочи и квартира в Москве, присвоено звание бригадного комиссара; последние несколько месяцев он прожил на улице своего имени (ранее Мёртвый переулок), принимая на дому читателей и писателей. Он взял на себя обязательство написать новый роман «Рождённые бурей» (под тем же названием, что и утраченный ранний роман, но на другой сюжет) в трёх частях и успел написать первую часть, но роман был признан слабее предыдущего, в том числе самим Островским. Рукопись романа была в рекордные сроки набрана, отпечатана, и экземпляры книги дарили близким на похоронах писателя. Скончался в Москве 22 декабря 1936 года. В 1940 году был открыт Дом-музей Николая Островского в Сочи и Мемориальный музей в Москве. Его именем названа улица в Железнодорожном округе Курска. Произведения Островского переведены на языки народов СССР и многие иностранные языки. В 1935 Островскому было присвоено воинское звание бригадного комиссара. Награжден орденом Ленина. Лауреат премии Ленинского комсомола (1966). Мемориальные музеи Островского имеются в Москве (с 1940) и в Сочи (с 1937), где Островский жил в 1928-1936 (с перерывами), а также на родине писателя. Сочинения : Сочинения. (Вступительная статья В.Озерова), тома 1-3, Москва, 1968; Сочинения (Вступительная статья С.Трегуба), тома 1-3, Москва, 1969. Литература : Венгеров Н., Николай Островский, 2-е издание, дополненное и исправленное, Москва, 1956; Тимофеев Л.И., О художественных особенностях романа Н.Островского "Как закалялась сталь", 2-е издание, Москва, 1956; Николай Островский, фотографии, документы, иллюстрации, (текст С.Лесневского. Составители Р.Островская, Е.Соколова), Москва, 1964; Трегуб С., Живой Корчагин, 2-е издание, Москва, 1973; Аннинский А., "Как закалялась сталь" Николая Островского, Москва, 1971: Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, том 3, Ленинград, 1964.

Драма">

Русское название Кандагар
Жанр исторический
драма
Режиссёр Андрей Кавун
Продюсер Валерий Тодоровский
Илья Неретин
Сценарист Олег Кавун
Андрей Кавун
Актёры Владимир Машков
Андрей Панин
Александр Голубев
Александр Балуев
Богдан Бенюк
Оператор Владимир Башта
Композитор Дарин Сысоев
Компания Рекун-синема
Бюджет 7 млн $
Сборы 14 863 543 $
Страна Россия
Время 100 мин.
Год 2010
imdb_id 1272018

«Кандага́р» - российский кинофильм 2010 года, режиссёра Андрея Кавуна. Историческая драма, основанная на реальных событиях.

Премьера состоялась 4 февраля 2010 года Журнал «Weekend» № 3 (149) от 29.01.2010. Слоган фильма: «Выжить, чтобы вернуться». В международный прокат фильм вышел под названием «Экипаж» (en «The Crew»).

Сюжет

1995 год. Российский транспортный самолёт Ил-76, перевозящий груз патронов под видом гуманитарной помощи из Албании в Афганистан, принудительно посажен истребителем-перехватчиком на аэродром города Кандагар (ДРА) для досмотра. В плену у талибов оказался российский экипаж: командир воздушного судна, второй пилот, борт-инженер, штурман и борт-радист. Авиаторов, отказавшихся обучать исламистов пилотированию транспортного самолёта, разместили в полуразрушенном доме-тюрьме. Небольшой дворик с колодцем, окружён высокими стенами с пулемётными гнёздами и вышками часовых… Экипаж стойко переносит тяготы и лишения плена: все пятеро твёрдо убеждены: Россия, задействовав дипломатические каналы и своё влияние в мире, освободит своих граждан. Однако проходят долгие месяцы, а кроме периодических посещений дипломатов и журналистов никаких перемен не происходит. Тем не менее, исламисты разрешают регулярно проводить регламентные работы с воздушным судном, арестованным на аэродроме. Пережив череду лишений и унижений, побывав на волосок от смерти, герои фильма осознают, что единственный путь к спасению - побег! Командир воздушного судна даёт согласие обучать воинов ислама лётному делу. Опытный военный, участник боевых действий в ДРА, тщательно изучает будни аэродрома: взлётно-посадочная полоса в хорошем состоянии, однако сразу за торцом взлётной полосы - минное поле. Охрана аэродрома: бутафорская зенитная батарея с манекенами стрелков и толпы исламистов, вооружённых стрелковым оружием, а рядом в ангарах - истребители. Однако, это единственный шанс бежать. Во время намаза самолёт, не вызвав подозрений у немногочисленной охраны, свободно осуществил руление и начал разбег по взлётной полосе. Однако на борту не все пленники - в кабине нет второго пилота. Командир воздушного судна прерывает взлёт, связывается с дежурным и вызвает тягач для буксировки. Ждать следующей попытки пришлось долго - исламисты под разными предлогами перестали допускать экипаж к обслуживанию самолёта. Тем не менее, удаётся убедить исламистов в необходимости ремонта повреждённого в процессе экстренного торможения шасси и проведения текущих профилактических работ с дорогостоящей техникой. Расчёт командира оказался точным - после замены шасси пришло время намаза - воины ислама дружно покинули аэродром, оставив нескольких караульных. Члены экипажа, свободные от регламентных работ, затеяли с охраной игру на деньги, поставив на кон золотое кольцо. Тем временем, запустив и прогрев двигатели, самолёт начал движение в сторону ВПП. Караульные успешно нейтрализованы, однако исламисты успевают перекрыть взлётную полосу. КВС принимает решение взлетать с её части, рискуя выкатиться на минное поле. Применив на практике знания и опыт, полученные в боевых действиях, командир осуществляет взлёт и уводит самолёт в сторону Ирана на малой высоте, защищаясь от преследователей. Плен продлился 378 дней…

Производство: Россия, 2009 год

Жанр: Боевик / Драма

Режиссер: Андрей Кавун.

Сценарий: Олег Кавун, Андрей Кавун.

Актеры: Александр Балуев , Владимир Машков , Андрей Панин , Александр Голубев, Богдан Бенюк, Максим Клянов, Юрий Беляев, Александр Робак , Артем Мазунов, Рамиль Сабитов.

Бюджет: $7 000 000

Продолжительность: 100 мин.


Афганистан, 1995 год. Российский транспортный самолёт Ил-76, перевозящий нелегальный груз патронов под видом гуманитарной помощи, принудительно посажен истребителем-перехватчиком на аэродром города Кандагар (ДРА). Экипаж в составе пятерых российских лётчиков оказался в плену у талибов. Лётчиков, отказавшихся сотрудничать с исламистами, разместили в доме-тюрьме: небольшой дворик, высокие стены, пулемётные гнёзда и вышки часовых. Поначалу экипаж стойко переносит тяготы плена и верит, что Россия, задействовав дипломатические каналы и своё влияние в мире, освободит своих граждан, однако их плен продлится 378 дней…

Пережив череду лишений и унижений, неоднократно побывав на волосок от смерти, герои фильма осознают, что единственный путь к спасению — побег! Действительно, на аэродроме их ждёт собственный самолёт, который исламисты разрешают регулярно поддерживать в форме. Командир экипажа даёт согласие обучать воинов ислама лётному делу. Опытный военный, прошедший войну в ДРА, тщательно изучает будни аэродрома: полоса, несмотря на бомбёжки американцев, в хорошем состоянии, но сразу за взлётной полосой — минное поле, рядом в ангарах — истребители, бутафорская зенитная батарея с манекенами стрелков и толпы врагов со стрелковым оружием. Однако, это единственный шанс бежать. Первая попытка оказалась неудачной — во время намаза самолёт, не вызвав интереса у охраны свободно осуществив руление, начал разбег по взлётной полосе. Во время разбега выяснилось, что в кабине нет одного из пленников и командир принимает решение прервать взлёт. Самолёт, повредив шасси в процессе торможения, остановился на торце взлётной полосы и командир по радио совершенно спокойно затребовал тягач для буксировки. Ждать следующей попытки пришлось долго — исламисты под разными предлогами перестали допускать экипаж к обслуживанию самолёта, но под предлогом ремонта шасси и текущей профилактики наши герои снова оказываются на аэродроме. Расчёт командира оказался точным — после замены шасси пришло время намаза — бойцы дружно покинули аэродром, оставив караульных. Затеяв с охраной карточную игру на деньги, экипаж начал прогревать двигатели, когда самолёт начал руление успешно нейтрализовали её. Поумневшие после первой попытки побега исламисты перекрыли взлётную полосу — пришлось взлетать с её части, рискуя выкатиться на минное поле. Самолёт взлетел и на малой высоте ушёл от погони «— Высота 800!».



Вверх