Хореограф Юрий Посохов: «Моя семья — самая большая ценность в жизни! Хореограф Юрий Посохов о постановке «Героя нашего времени» в Большом Юрий посохов балет

Отечественный танцовщик и балетмейстер Юрий Михайлович Посохов появился на свет в Луганске. Отец будущего артиста был военным, и семья неоднократно переезжала, в конце концов оказавшись в Москве. Здесь мальчик, которому всегда нравилось танцевать, начал заниматься хореографическим искусством в клубе. Преподаватель заметил его талант и посоветовал поступить в Московское хореографическое училище. Он тогда мало что знал о балетном искусстве, и когда встал вопрос, поступать ли на народное отделение или на отделение классического танца, Юрий отдал предпочтение народному. Но впоследствии в судьбе танцовщика произошел крутой поворот. Игорь Моисеев создал свой ансамбль, и многие ученики ушли туда, покинув училище. Посохов этого не сделал, более того – он сменил специализацию, обратившись к классическому танцу.

Его наставником стал теперь Петр Антонович Пестов – большой поклонник . Преподаватель запомнился Юрию Михайловичу как педагог, который «растил личности». Он требовал от учеников почти «армейской» дисциплины, начиная с внешнего вида – на занятие к нему нельзя было прийти в рваных балетных туфлях (несмотря на то, что в ту эпоху они были дефицитным товаром). Все требования педагога исполнялись беспрекословно, уважение к наставнику было безоговорочным. «Служи верно тому, чему присягнул », – таково было главное требование Пестова к ученикам. Но при всей своей строгости Пестов проявлял отеческое отношение к ученикам. Он водил их в музеи, на спектакли, заботился о расширении их кругозора, прививая любовь к опере и чтению. По словам Посохова, Пестов научил его не только танцевать, но и думать по-иному.

Первой ролью, исполненной Посоховым, стала партия Франца в « », в ученическом спектакле. Сразу после завершения учебы – в 1982 г. – молодой танцовщик был принят в Большой театр. Он выступал на протяжении десятилетия, исполняя множество ролей: Альберт, Зигфрид, Солор, Конрад, Юноша в « ». Когда в Большом театре был впервые поставлен балет Баланчина « », в главной роли выступил Посохов.

С 1992 г. танцовщик сотрудничает с Датским королевским балетом, а в1993 г. исполняет роль Дезире в составе Балета Сан-Франциско (спектакль был поставлен балетмейстером Хельги Томассоном). В том же году артист снялся в фильме «Мне скучно, бес» Юрия Борисова, задуманном как фантазия на темы разных интерпретаций сюжета о Фаусте и Мефистофеле – творений Иоганна Вольфганга Гёте, Александра Сергеевича Пушкина и Томаса Манна. Оригинальная музыка композитора Юрия Красавина сочетается в фильме с фрагментами из произведений . Юрий Михайлович исполнил роль Фауста.

В 1994 г. Посохов стал премьером Балета Сан-Франциско, связав свою судьбу с этим коллективом на долгие годы. Артиста привлекало разнообразие репертуара, в котором представлены произведения различных направлений. Здесь он впервые проявил свой балетмейстерский талант. Это произошло в 1997 г., для Мюриэль Маффр – примы труппы – он поставил номер под названием «Испанские песни». В том же году в рамках конкурса, проходившем в Джексоне, балетмейстер представил номер «Impromptu» на музыку Александра Николаевича Скрябина.

В 2001 г. Посохов удостаивается премии за спектакль «Магриттомания». В 2002 г. в ходе гастрольного тура Балет Сан-Франциско представил в Нью-Йорке балет Посохова «Проклятые», основой которого стала древнегреческая трагедия «Медея». В 2003 г. балетмейстер работает вместе с Томассоном над « », а в 2004 г. вновь обращается к творчеству Скрябина, создавая балетный спектакль «Штудии в движении». В 2004 г. начинается сотрудничество Посохова с Балетом Орегона, он поставил с этим коллективом балет « ».

Несмотря на то, что с начала 1990-х гг. жизнь и деятельность Юрия Посохова связана в основном с США, он не разрывает связей с родной страной. В 1999 г. он организовал гастроли артистов труппы Балет Сан-Франциско в России. С Большим театром он сотрудничает в качестве балетмейстера. Юрий Михайлович отмечает, что обстановка в театре изменилась – по словам балетмейстера, с артистами теперь можно разговаривать только «с позиции пряника», но не «с позиции кнута», и в этом плане обстановка в Балете Сан-Франциско ближе к той строгости, к которой он привык у Петра Пестова. Скептически относится он к такой тенденции, как восстановление первых редакций классических балетов – по мнению Юрия Михайловича, восстановить их в полной мере невозможно.

В Большом театре Юрий Михайлович поставил спектакли на музыку – « », «Классическая симфония», но самой заметной его балетмейстерской работой на главной сцене страны стал балет « », созданный совместно с режиссером . Работая над этим проектом, балетмейстер не задумывался, кто будет «главным» – он или Серебренников, не считал, что режиссер отнимает у него славу – он полагал, что сотрудничество с Серебренниковым обогатило его в творческом плане. Задача была поставлена нелегкая, ведь «Герой нашего времени» – непростое для балетного воплощения произведение. Казалось бы, можно было пойти по пути наименьшего сопротивления, используя музыкальную классику XIX столетия, но Юрий Посохов считал, что новый балет должен создаваться на новую музыку. Написал ее . Сотрудничество балетмейстера с этим композитором продолжилось в дальнейшем – в 2017 г. Юрий Посохов поставил в Сан-Франциско балет «Оптимистическая трагедия» на музыку Демуцкого. Новым проектом, объединившим Посохова, Серебренникова и Демуцкого, стал балет «Нуреев».

Все права защищены. Копирование запрещено


Родился в Луганске (Украина). В 1982 г. по окончании Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался в выпускном классе у Петра Пестова, был принят в балетную труппу Большого театра.

В течение 10 лет в его репертуар вошли главные партии в балетах П. Чайковского - "Лебединое озеро" (хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича), "Спящая красавица" (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) и "Щелкунчик" (хореография Ю. Григоровича), партия Альберта в "Жизели" А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), главная партия в балете "Шопениана" (хореография М. Фокина), партия Сирано де Бержерака ("Сирано де Бержерак" М. Констана в постановке Р. Пети), Ромео ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича) и другие. Он стал первым исполнителем на сцене Большого театра заглавной партии в первом поставленном здесь балете Джорджа Баланчина - балете "Блудный сын" С. Прокофьева.

В 1992 г. подписал контракт с Королевским Датским балетом, а через год был приглашен исполнить партию Принца Дезире в "Спящей красавице", поставленной Хельги Томассоном, с труппой Балет Сан-Франциско. С 1994 г. он является премьером этой труппы. В 1999 г. организовал гастроли части ее танцовщиков в России - турне прошло под названием "Балет без границ".

С конца 1990-х активно работает как хореограф.

Среди его работ: "Испанские песни" (1997 г., номер поставлен для примы Балета Сан-Франциско Мюриэль Маффр); "Дуэт для двоих" (1997 г., поставлен для Джоанны Берман); "Impromptu" на музыку А. Скрябина (1997 г., поставлен для Фелипе Диаса; номер был показан на Международном конкурсе в Джексоне).

В 2002 г. он поставил балет "Проклятые" по мотивам трагедии Еврипида "Медея". Этот спектакль был включен в гастрольный тур театра и показан на сцене Нью-Йорк Сити Центра.

В 2004 г. поставил балет "Штудии в движении" на музыку А. Скрябина и для труппы Балет Орегона "Жар-птицу" И. Стравинского, после премьеры пригласившего его продолжить сотрудничество.

"Магриттомания" была создана в рамках проекта Балета Сан-Франциско "Открытия" (2000 г.), в 2001 г. Посохов был удостоен за эту постановку премии Айседоры Дункан, присуждаемой критикой в целях поощрения балетных компаний Западной Калифорнии.

Последняя балетная премьера этого сезона - самая интригующая: все сделано с нуля. Композитор Илья Демуцкий впервые написал музыку для балета. Режиссер Кирилл Серебренников впервые выступил как балетный режиссер. Юрий Посохов - хореограф опытный, известный по обе стороны океана, однако и у него тоже дебют: с Демуцким и Серебренниковым он раньше не работал, да и познакомился незадолго до начала постановки. Над своим детищем соавторы трудились бок о бок, как в свое время Петипа, Чайковский и Всеволожский над "Спящей красавицей". Результат их штудий непредсказуем - уж слишком трудным для переложения на язык тела кажется "Герой нашего времени". С точностью известно лишь то, что нас ожидает балет большой, двухактный. В основе сюжета - три главы романа Лермонтова: "Бэла", "Тамань" и "Княжна Мери". В каждой из частей балета роль Печорина будут исполнять разные артисты - таким способом авторы подчеркивают трансформацию характера героя. Об остальных подробностях таинственного постановочного процесса Татьяна Кузнецова расспросила хореографа Юрия Посохова

Как появился "Герой нашего времени"?

Когда Сергей Филин стал худруком Большого и позвал меня ставить балет - впервые за много лет после моей "Золушки", за что я ему очень благодарен,- я предложил ему "Войну и мир". Эта идея моего друга, режиссера Юрия Борисова. Он и композитора посоветовал - Бориса Чайковского. Но Сергей решил, что спектакль должен быть совсем новый - с новой музыкой. Я назвал "Евгения Онегина" - чтобы, наконец, в балете появился русский Онегин. Но в Большом предпочли балет Крэнко. Может, и правильно - зрители его любят. И тогда Кирилл Серебренников (а мы сразу решили, что он будет режиссером на моей постановке) предложил "Героя нашего времени". Он взял на себя все: написал сценарий, нашел композитора - Илью Демуцкого, придумал сценографию, даже костюмы.

В общем, подмял под себя весь проект.

Я бы сказал так: мне предложили вступить в проект, когда все условия были уже установлены. Жесткие условия, но я даже рад - это стимулирует. У меня привычка ставить фрагментами, кусками из разных актов, я всегда так работаю, хотя общий план у меня, конечно, есть. Спектакль собирается только в конце постановочных репетиций - и это мой самый любимый, можно сказать, мистический момент постановки. "Героя" мы с Кириллом постоянно обсуждаем, он активно участвует в репетициях, в чем-то меня переубеждает, в чем-то я - его. Кирилл очень хорошо чувствует, что правильно, что неправильно. Что вранье, что не вранье. Мы с ним сразу решили: истории рассказывать не будем. Сосредоточимся на отношениях героев, на их душевных состояниях, сюжет достроят в воображении зрители. Балет у нас получается большой - три части, но камерный по форме: в самой многолюдной сцене "Княжны Мери" всего 16 пар кордебалета. И те на Новой сцене Большого едва умещаются.

Декораций много?

Да нет, море в "Тамани" сделать так и не удалось. Мы хотели на полсцены устроить бассейн, но оркестр запротестовал - побоялся, что затопим. Может, и к лучшему - для танцев больше места осталось. Теперь в "Тамани" и "Бэле" сцена у нас раскрыта до кирпичей. Даже не знаю, как с этим быть - надо же артистов куда-то уводить и откуда-то вводить. А в "Княжне" построили старинный гимнастический зал Ессентуков - Кирилл про него вспомнил, даже фотографию дореволюционную притащил.

Так у вас "Герой" нашего времени или XIX века?

Если вы о том, переносили ли мы действие в современность, то нет.

Я спрашивала скорее о том, наш ли современник Печорин?

У нас три разных Печорина. В каждом акте - свой, всего - девять человек, три состава.

То есть практически все премьеры и ведущие солисты Большого? А ведь героинь у Лермонтова еще больше.

С балеринами в Большом проблем нет. Другое дело, что почти все хотели танцевать княжну Мери. Я говорю: "Зачем тебе княжна? Печорин ее не любит, дуэтов у них нет. Другое дело Вера - любимая женщина, два свидания наедине". Нет, подавай им княжну!

И кто ее получил?

Светлана Захарова. Она - мой первый состав. Бэла - Ольга Смирнова, я безумно рад, что она вышла после травмы. Но вообще-то все меняется постоянно - на репетиции одни приходят, другие уходят.

То есть как?

Ну как? Артист говорит: "Устал" - и не приходит. В Большом театре это в порядке вещей - после репертуарного спектакля премьер или прима дает себе отдохнуть денек. Ну и накануне спектакля не ходят - силы берегут. В день спектакля - тем более. Вот три дня и вылетают. У нас в Сан-Франциско такое, конечно, невозможно, но со своим уставом в чужой монастырь... Вот вчера я сам был Печориным на репетиции - надо было дуэт доставить. Потом придется отдельно с артистом его разучивать.

Но танцуют-то хорошо?

Хорошо. Только по-своему. Говорят, например: "Ой, мне так не идет. Такие руки не красивые. Так мне неудобно". Мою хореографию они подстраивают под себя - танцуют, как им удобно, от этого теряются важные детали. И что мне остается делать? Только работать и бороться с этим.

Легко ли ставить на музыку Демуцкого? Вы же раньше не знали этого композитора?

Не знал, но до постановки послушал его вещи. И пришел в восторг. Потом мы несколько раз встречались все втроем, обговаривали концепцию, подробности. Оказалось, мы говорим на одном языке - удивительно, я даже не ожидал. И центр нашей троицы - Илья, самый тихий, самый скромный. Потому что его музыка совершенно гениальная, она подчиняет и покоряет. Но непривычная для балета. То есть это вам не Чайковский. Приходится считать, причем счет трудный, неровный. Даже мне потребовалась помощь композитора - он прислал толстую рукопись, где в каждой сцене счет расписан по тактам. Но наши артисты считать не приучены, они слушать привыкли. А здесь им надо запомнить не только хореографию, но и счет. На Западе наоборот - там любую музыку артисты просчитывают с ходу, еще и мне объясняют, как считать.

Я должен поставить один балет в сезон. Я его уже сделал этой весной. Одноактный, "Пловец" называется. И полгода свободен как ветер. Это, конечно, здорово - есть время для разных проектов. Вот Нина Ананиашвили опять позвала в Тбилиси, задумали балет о Коко Шанель. Про композиторов пока спорим. Там хотят Равеля и Дебюсси, я - Стравинского. Та же эпоха, но музыка гораздо интереснее, да и для Коко он был не посторонний. Андрей Кончаловский предложил поставить хореографию в мюзикле. Я никогда такого не делал, но это - "Преступление и наказание". Как отказаться? Мне вообще в балете нравятся истории, характеры. Я знаю, как это надо ставить, я это люблю. А на Западе требуются одноактные бессюжетные балеты. Там хореографы ловко наловчились их ставить, классно с телами работают. Я, конечно, тоже поднаторел в этом деле, но все-таки русской натуре - и хореографа, и артиста, и зрителя - ближе драма. И лучше - из классической литературы.

Родился в Луганске (Украина). В 1982 г. по окончании Московского хореографического училища (сегодня Московская государственная академия хореографии), где занимался в выпускном классе у Петра Пестова, был принят в балетную труппу Большого театра.

В течение 10 лет в его репертуар вошли главные партии в балетах П. Чайковского - "Лебединое озеро" (хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича), "Спящая красавица" (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) и "Щелкунчик" (хореография Ю. Григоровича), партия Альберта в "Жизели" А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), главная партия в балете "Шопениана" (хореография М. Фокина), партия Сирано де Бержерака ("Сирано де Бержерак" М. Констана в постановке Р. Пети), Ромео ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича) и другие. Он стал первым исполнителем на сцене Большого театра заглавной партии в первом поставленном тут балете Джорджа Баланчина - балете "Блудный сын" С. Прокофьева.

В 1992 г. подписал контракт с Королевским Датским балетом, а посредством год был приглашен выполнить партию Принца Дезире в "Спящей красавице", поставленной Хельги Томассоном, с труппой Балет Сан-Франциско. С 1994 г. он является премьером этой труппы. В 1999 г. организовал гастроли части ее танцовщиков в России - турне прошло под названием "Балет без границ".

С конца 1990-х активно работает как хореограф.

Среди его работ: "Испанские песни" (1997 г., номер поставлен для примы Балета Сан-Франциско Мюриэль Маффр); "Дуэт для двоих" (1997 г., поставлен для Джоанны Берман); "Impromptu" на музыку А. Скрябина (1997 г., поставлен для Фелипе Диаса; номер был показан на Международном конкурсе в Джексоне).

В 2002 г. он поставил балет "Проклятые" по мотивам трагедии Еврипида "Медея". Этот спектакль был включен в гастрольный тур театра и показан на сцене Нью-Йорк Сити Центра.

В 2004 г. поставил балет "Штудии в движении" на музыку А. Скрябина и для труппы Балет Орегона "Жар-птицу" И. Стравинского, следом премьеры пригласившего его продолжить сотрудничество.

"Магриттомания" была создана в рамках проекта Балета Сан-Франциско "Открытия" (2000 г.), в 2001 г. Посохов был удостоен за эту постановку премии Айседоры Дункан, присуждаемой критикой в целях поощрения балетных компаний Западной Калифорнии.

Так же читайте биографии известных людей:
Юрий Васильев Yury Vasiliev

Центровой московского Динамо в интервью Sportsру рассказал о причинах поражения от УНИКСа, собственных задачах на площадке и перспективах попадания..

Юрий Корнеев Yury Korneev

Играя на позиции форварда, Юрий Корнеев становился семикратным Чемпионом СССР (1959, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966 гг.). В составе сборной..

2016 г. — как лучший спектакль в балете награжден Национальной театральной премией «Золотая маска» балет «Герой нашего времени», поставленный им в тандеме с режиссером К. Серебренниковым.
2018 г. - удостоен приза Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за хореографию балета «Нуреев».
2019 г. - удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа хореографа» (балет «Нуреев»; режиссер К. Серебренников).

Биография

Родился в г. Ворошиловграде/Луганске (Украина). В 1982 г. по окончании Московского хореографического училища (педагог Петр Пестов), был принят в балетную труппу Большого театра.

В течение десяти лет в его репертуар вошли партии:
Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского, редакция Ю. Григоровича)
Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского, редакция Ю. Григоровича)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, редакция Ю. Григоровича)
солист («Шопениана», хореография М. Фокина)
заглавная партия («Сирано де Бержерак» М. Констана, хореография Р. Пети)
заглавная партия («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
и др.
Участвовал в премьере первого поставленного в Большом театре балета Дж. Баланчина («Блудный сын» С. Прокофьева, заглавная партия).

В 1992 г. подписал контракт с Королевским Датским балетом.
Через год был приглашен исполнить партию Принца Дезире в «Спящей красавице» (постановка Х. Томассона) с труппой Балет Сан-Франциско (БСФ). В 1994-2006 гг. был премьером этой труппы.
В 1999 г. организовал гастроли части ее танцовщиков в России — турне прошло под названием «Балет без границ».

С конца 1990-х гг. активно работает как хореограф.

Среди его работ: «Испанские песни» (1997 г., номер поставлен для тогдашней примы Балета Сан-Франциско Мюриэль Маффр); «Дуэт для двоих» (1997 г., поставлен для тогдашней примы БСФ Джоанны Берман); «Экспромт» на музыку А. Скрябина (1997 г., поставлен для тогдашнего премьера БСФ Фелипе Диаса; номер был показан на Международном конкурсе в Джексоне).

В 2000 г. в рамках проекта Балета Сан-Франциско «Открытия» поставил «Магриттоманию» Ю. Красавина. В 2001 г. Посохов был удостоен за эту постановку премии Айседоры Дункан, присуждаемой критикой в целях поощрения балетных компаний Западной Калифорнии.
В 2004 г. состоялась премьера этого балета в Большом театре. В 2010 г. - в Балете Сарасоты (шт. Флорида).

В 2002 г. поставил балет «Проклятые» по мотивам трагедии Еврипида «Медея». Этот спектакль был включен в гастрольный тур театра и показан на сцене Нью-Йорк Сити Центра. В 2009 г. этот балет был поставлен в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского.
В 2009 г. версия этого балета - под названием «Медея» - была поставлена им в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского.

В 2003 г. совместно с Хельги Томассоном поставил полнометражный балет «Дон Кихот» Л. Минкуса.

В 2004 г. поставил балет «Штудии в движении» на музыку А. Скрябина и для труппы Балет Орегона (г. Портленд) «Жар-птицу» И. Стравинского. В 2007 г. «Жар-птица» была поставлена и для СФБ.
В 2005 г. для Балета Орегона поставил «Вальс»/ "La Valse" на музыку М. Равеля.

В 2006 г. поставил свою версию балета «Золушка» С. Прокофьева в Большом театре.

2006 г. - «Еще раз» на музыку С. Франка (для Дж. Верман и Д. Смита); «Ballet Mori» Р. Пакера (для Мюриэль Маффр) - к столетней годовщине разрушительного землетрясения в Сан-Франциско.
2007 г. - «Горькие слезы» на музыку Ф. Г. Генделя (для М. Маффр).

В 2008 г. поставил «Сагалобели» (на народную музыку) в Тбилисском государственном театре оперы и балета им. З. Палиашвили (был показан на гастролях в США); для Балета Сан-Франциско «Фьюжн» на музыку Г. Фиткина (был показан в рамках Фестиваля новых работ, приуроченного к 75-летию БСФ) и «Сюиты из «Раймонды» для Театра балета Орегона.

2009 г. - «Погружение в сирень» на музыку Бориса Чайковского (БСФ).
2010 г. - «Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева (БСФ).
2011 г. - «РАкУ» Ш. Эшимы (БСФ); «Дон Кихот» и Колокола» на музыку С. Рахманинова (Балет Джоффри).
2012 г. - «Вот Нарцисса она, бродящего в чаще пустынной, видит » на музыку Г.Ф. Генделя для Королевского Датского балета и «Франческа да Римини» на музыку П. Чайковского (БСФ).
2013 г. - «Весна священная» И. Стравинского (БСФ).
2015 г. - «Пловец» Ш. Ишимы, с использованием музыки К. Бреннан и Е. Уэйтса (БСФ).
2016 г. - «Золушка» в Театре балета Тиволи/ Копенгаген (пантомима с танцами; музыкальное сопровождение известной датской певицы и автора песен Oh Land; декорации и костюмы королевы Дании Маргрете II); выступил в качестве хореографа и режиссера-постановщика программы из произведений Б. Бартока, в которую вошли балет «Чудесный мандарин» и опера «Замок синей бороды» и которая была представлена Кливлендским оркестром, хором и приглашенными солистами и Балетом Джоффри.
2017 г. - «Оптимистическая трагедия» И. Демуцкого (БСФ).
2018 г. - «Щелкунчик» П. Чайковского (Балет Атланты).
2019 г. - «Анна Каренина» И. Демуцкого (БСФ).

В 2012 г. поставил «Классическую симфонию» (2010 г., БСФ) в Большом театре.
В 2015 г. последовал ряд постановок этого балета - в Национальном румынском балете, Балете Цинциннати и Балете Атланты.

В 2015 и 2017 гг. в Большом состоялись мировые премьеры балетов Ильи Демуцкого «Герой нашего времени» и «Нуреев» соответственно в его постановке (режиссер К. Серебренников).

Поставил также ряд па де де для звезд БСФ и артистов других балетных трупп.

Распечатать



Вверх