Гопники: история возникновения и обычаи

Каждый мыслящий и философски настроенный россиянин знает, что, вопреки распространённому мнению, в стране не две беды, а три: дураки, дороги и гопники. Кому-то может показаться, что первая и последняя категории синонимичны, но это будет вывод глупого и невежественного человека. Российская маргинальная культура не только являет собой полноценный самобытный феномен, но становится аналогом вируса, который поражает сознание западного потребителя. В последние годы американская молодёжь пытается примерить на себя роль русских гопников: учится носить спортивные костюмы, с известной грацией сидеть на «кортах» и хардбасить, то есть под ломаный ритм бессмысленно стучать ногами по полу.

Русский гопник европейским взглядом

Для начала необходимо разобраться, каким видится русский гопник в американской интерпретации. Его фундаментом и основообразующей чертой является музыкальный аспект, в частности, культура рейва. В стандартном понимании под этим словом подразумевается массовая дискотека под диджейские-сеты; многочасовая вечеринка, где в алкогольном и наркотическом угаре перемещаются группы людей с бессмысленными, но крайне весёлыми лицами. Считается, что подобные мероприятия зародились в конце 80-х в Великобритании, впоследствии сформировав движение под девизом «Мир, любовь, единство и уважение» (PLUR ). Идея стала стремительно распространяться по континентальной Европе, Австралии и США. Площадкой для реализации изменённых сознанием амбиций становились не ДК и школьные столовые, а заброшенные склады или площадки под открытым небом. Люди в странной и вызывающей одежде осуществляли эпилептические телодвижения, кидались друг на друга в животном порыве и закатывали зрачки в музыкальном экстазе.



Извратили и поняли

До России модное движение, как обычно, доходило крайне долго - около десятка лет. В 90-е годы всеми красками на отечественной почве заблистали The Prodigy, Scooter, Grid и The Shamen, через некоторое время выкристаллизовался знаменитый «КаZ антип». Разумеется, извращённый постсоветским кризисом «пацанский» мозг по-своему интерпретировал идею движения, трансформировав её практически до неузнаваемости и превратив в Hardbass с одноимённым гимном. В 2010 году на видеохостинге YouTube появился ролик под названием «Школа колбасы», где четыре молодых парня с неистовыми глазами в экстатическом танце кричат о том, что «бутираты и спиды — злейшие враги».

В этом может быть тяжело поверить, но команда быстро набрала последователей, в числе которых были также те, кто не оценил иронии. В то же время на Украине идея получила совершенно иное толкование - радикально настроенные ребята превратили танец в символ националистического движения, что подтверждают слова «Мы Hardbass к вам в дом приносим, один-четыре, восемь-восемь». Ещё через пару лет Hardbass захлестнул и всю остальную Европу. Более того, иностранцы начали наперебой употреблять таинственное сочетание слов Cheeki Breeki, которое чётко ассоциировалось с с российскими «народными» танцами под электронную музыку.

«Ровная» инструкция для чётких пацанов

Впечатлительные европейцы были по-хорошему ошарашены энергетикой деструктивной российской молодёжи и приступили к познанию доселе неведанного феномена. Быстро отреагировав на живой интерес, ровные пацаны из России начали записывать видеоролики, в которых на дошкольном английском пытались объяснить свою философию. Слово «гопник» перестало быть откровением, оно стало статусным и престижным. В частности, гуру славянской моды объясняли, что сидя на корточках, нужно обязательно касаться земли пятками, поскольку неписанный закон гласит: «Если пятки отрываешь — пацанов не уважаешь ». Однако другие эксперты с готовностью вступают в прения, указывая, что это частные правила каждого района.

Через некоторое время британская хип-хоп группа 4NBoyz выпустила трек, в котором повествуют о том, как сильно им нравится сидеть на корточках, используя фразу: «твоя телка уйдет ко мне, когда увидит, как я сижу на кортах». Более того, а звезда эстонского рэпа Tommy Cash вообще не отходит от славяно-пацанской тематики. В его клипах пропагандируется спортивная одежда, подержанные российские автомобили, православные иконы и образ жизни «белого быдла».

В данном случае мы сталкиваемся с уникальным явлением: тогда как в России тема рейва и угарных вечеринок давным давно успела себя изжить, европейская культура только начала ассимилировать в себя один из аспектов уникального российского существования.

February 2nd, 2017 , 05:56 pm

Невероятно, но факт: в последние годы русская-народная гоп-культура набирает обороты и становится все популярнее на Западе. Молодые люди учатся носить "четкие" кроссовки, спортивные костюмы, правильно сидеть на кортах и отплясывать под Hardbass. Как это произошло? Давайте попробуем разобраться:

Рейв-культура
Что представляет собой этот "ровный славянский пацан", который так приглянулся Западной молодежи? Он носит удобную "четкую" одежду, разговаривает резко и непринужденно, коротко стрижен и обязательно посещает рейвы. Многочасовые энергичные пляски (рейвы) зародились в Великобритании еще в конце 80-х годов и мгновенно приобрели популярность в молодежном андерграунде. Быстро сформировавшаяся идея движения уложилась в четыре буквы — PLUR (мир, любовь, единство и уважение).

До России рейв-культура добралась в начале 90-х годов, но ее расцвет пришелся на культовых музыкальных исполнителей вроде The Prodigy, Scooter, Grid и The Shamen. В стране проводились тематические фестивали, в том числе нашумевшие «Гагарин-пати» и «КаZантип».

Раз-раз, это Hardbass

Специфический менталитет постсоветской молодежи быстро привел к деформации идеи PLUR под влиянием пацанских понятий и спортивных костюмов Adidas. Это не могло не вызвать раздражение у тех, кто понимал истоки рейв-движения. Благодаря их стараниям к концу 2000-х годов в России появилось совершенно новое и по-своему уникальное музыкальное движение Hardbass. Оно изначально высмеивало рейв-гопников, не продвигавших идеи мира, любви, единства и уважения.

Лейтмотивом Hardbass-культуры стал одноименный трек, основанный на электронной композиции Kickin" Hard популярных нидерландских диджеев Klubbheads. Впервые ролик с танцем под названием «Школа колбасы» появился на YouTube в мае 2010 года. На видео четыре молодых петербуржца пародируют нелепые движения рейв-гопников под аккомпанемент Hardbass и утверждают, что «бутираты и спиды — злейшие враги» всех адептов петербуржской интеллигентной культуры.

Ролик быстро набрал популярность, а у движения появились последователи. Среди них оказались и не понимающие иронии «ровные пацаны», тысячами выкладывавшие на YouTube свои версии вирусного танца. В итоге «Школа колбасы» и Hardbass превратились в интернет-мемы, которые ушли за пределы российского сегмента сети.

В 2011 году поклонники движения появились на Украине и на Балканах.

Правда, в отличие от основателей Hardbass, молодые люди не поддержали высмеивающий гопников мем и превратили танец в символ националистического движения. Из колонок украинцев звучали совсем другие тексты вроде «Мы Hardbass к вам в дом приносим, один-четыре, восемь-восемь».

А через пару лет, опять же благодаря YouTube, Hardbass начали танцевать и в остальной Европе. Более того, в молодежном сленге появилось словосочетание Cheeki Breeki, которое твердо ассоциировалось с российскими «народными» танцами под электронную музыку. Немалую роль в становлении фразеологизма сыграла украинская компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R., где рыскавшие близ чернобыльской зоны отчуждения бандиты мечтали в одночасье разбогатеть с помощью ставшего мемом метода «Чики-брики — и в дамки».

Ровные славянские пацаны

Впечатлившись энергичными плясками «ровных пацанов» в спортивных костюмах, европейская молодежь начала познавать неизведанную субкультуру. Как известно, спрос рождает предложение, и на YouTube тут же появились гуру-эксперты, на ломаном английском языке вещающие об особенностях жизни и быта славянского гопника.

Наслушавшись рассказов Boris и его сподвижников, западная молодежь стала подражать российским гопникам: сидеть на кортах, щелкать семечки и носить спортивные костюмы, время от времени небрежно бурча Cheeki Breeki. Больше всего «четкой» субкультурой предсказуемо прониклись жители Восточной Европы, спонтанно собирающиеся на улицах городов и устраивающие бешеные пляски.

«На гитаре могешь?»

Культура гопников оказала влияние не только на внешний вид молодежи, но и на творчество европейских музыкантов. Вдохновленные Hardbass молодые исполнители принялись записывать полноценные альбомы со «славянскими» композициями, нещадно коверкая английское произношение. YouTube заполонили клипы, в которых одетые в спортивные штаны музыканты изображают из себя так называемое «белое быдло».

Любовь рэпера к России обусловлена тесным общением с петербургским рейв-коллективом Little Big, получившим всемирное признание за высмеивание стереотипов о русских людях, в том числе и образа гопника.

Бумеранг

На примере Little Big отчетливо прослеживается, как захватившая Европу обновленная субкультура «ровных пацанов» вернулась в их родной Санкт-Петербург. В творчестве группы есть отголоски того самого Hardbass, который пять лет назад отплясывали в городе на Неве.

Несмотря на то что в России мода на Hardbass угасла еще в 2013 году, а современные гопники и думать забыли про рейв-фестивали, их дело не только живет, но и захватывает умы жителей столь ненавистного им «загнивающего Запада». Молодые люди, еще недавно массово менявшие узкие джинсы на клетчатые рубашки и отращивавшие бороды, с восторгом присаживаются на slav squat и горланят заветное Cheeki Breeki.

Корты
Фотографии на корточках и в спортивных костюмах в Германии в последнее время обошли по популярности снимки с губами уточкой. Этим явлением, получившим название «русские приседания», заинтересовались даже местные СМИ.
Газета Berliner Kurier провела исследование и опросила журналистов, художников и фотографов и сделала вывод, что поза гопника перестала быть неприличной и превратилась в социально приемлемую.


Хэштег #russenhocke сейчас очень популярен в немецкоязычных «Твиттере» и «Инстаграме». В Интернете появляются даже обучающие видеопособия, рассказывающие, как правильно фотографироваться на корточках.
Этой новости уже почти год, но, как видно из ссылки на в инстаграме, соответствующие фоточки появляются и сейчас.

Субкультура гопников примечательна тем, что появилась именно в СССР, хотя, по сути, гопники – это прослойка рабочей молодёжи из малообеспеченных семей, и аналогичные прослойки можно найти буквально в любой стране в тот или иной период. К примеру, британские панки 1930-х (не путать с субкультурой панков 1960-1970х годов), о которых подробнее можно прочитать в статье, посвящённой панкам. Однако отечественные гопники – явление поистине уникальное.

Существует несколько версий происхождения слова «гопник». По первой из них термин появился на рубеже XIX – XX веков, а дело обстояло так: в Санкт-Петербурге было устроено Государственное общество призрения, куда помещали беспризорников, занимавшихся воровством и хулиганством. Возможно, слово «гопник» стало употребляться по отношению к этим самым беспризорникам. Другой вариант: в здании этого Государственного общества после революции 1917 года было организовано Гражданское общежитие пролетариата, которое использовалось в тех же целях, что и предшествующее общество. И в том и в другом случаях слово «гопник» пошло от аббревиатуры данных учреждений. Еще одна версия гласит, что слово «гопник» пошло из воровского жаргона. По этой версии гопниками называли воров, занимающихся гоп-стопом (по примеру других преступных «специализаций»: карманник – «щипач», убийца – «мокрушник» и т.д.). Некоторые утверждают, что «гопник» походит от аббревиатуры «гражданин опасного поведения». Однако во всех этих случаях гопником называется любой асоциальный тип с воровскими замашками. Особенно остро гоповская субкультура проявилась в 1970-1980-е годы. Гопники заявили о себе в многочисленных драках с тогдашними советскими неформалами – панками и металлистами . С тех пор слово «гопник» прочно вошло в наш с вами лексикон.

Среди музыкальных предпочтений у гопников – блатной шансон, рэп и низкосортная попса. Свои коллективные прогулки гопники не мыслят без прослушивания любимой музыки. Советские гопники слушали музыку на кассетных магнитофонах, работающих на батарейках. Гопник, носивший с собой «мафон», был в особом почёте среди «кентов». В наше время гопники слушают музыку с мобильных телефонов. Нынешние гопники являются страстными поклонниками творчества таких групп, как «Фактор-2», «Сектор Газа», «Бутырка», «Ленинград», «Каста», «Мальчишник» и исполнителей Ноггано, рэпера Сявы и т.д.
Таким образом, налицо все признаки отдельной субкультуры гопников – свои идейные принципы, музыкальные вкусы, свой стиль в одежде, а также ни с чем не сравнимый стиль поведения. Низкий уровень морального и эстетического развития, невысокий духовный уровень гопников определяет соответствующее поведение. Молодые люди, желающие жить «по понятиям», одевают «чёткий» спортивный костюмчик и идут пить пиво с «пацанчиками». И что самое печальное – число таких желающих ничуть не уменьшается.

В английском языке есть такое слово privacy*. В русском языке есть совсем другое - гопник. Значения и того, и другого почти невозможно передать на родном языке, вообще бесполезно - переводить. Но оба слова характеризуют какую-то свою...

В английском языке есть такое слово privacy *. В русском языке есть совсем другое - гопник. Значения и того, и другого почти невозможно передать на родном языке, вообще бесполезно - переводить. Но оба слова характеризуют какую-то свою неповторимую среду. У них, например, полная свобода передвижения - в любое время и в любом направлении. Это прайвиси. У нас - паспортный режим, регистрация, «задержание до выяснения». Это абсолютно законное гопничество. И совместить два этих понятия невозможно. Они взаимоисключающи.

За последние лет сто гопникам у нас давали два определения. Бродяги, нищие и мелкие воры. Из таких формировался костяк комбедов, раскулачивавших крестьян. Для них же на месте двух петроградских гостиниц большевики открыли «Городское общежитие пролетариата» (сокращенно «ГОП»). Это 1920 год.

Малообразованная молодежь городских окраин, электорат ЛДПР, гоняющий на тюнинговых «девятках». Они грызут семечки у подъездов, мусорят на тротуарах, ненавидят приезжих из СНГ, промышляют мелким рэкетом, ходят в остроносых туфлях и пьют крепкое пиво из пластмассовых стаканчиков. Это уже 90-е.

И тех и других, как принято считать, больше нет. Концентрат гопников начала века, по легенде, уничтожила советская власть, с трудом растворив их в массе приличных граждан. То же самое было и с гопниками 90-х, высерками переходного времени - так отразилась на прослойке стабильность при Владимире Путине. Но было бы глупо утверждать, что с гопотой в обоих случаях было покончено. Гопник всего лишь растворился в массе, переоделся в новую одежду и сел за руль другой машины. Массы, в свою очередь, приобрели некоторые его приметы. Само гопничество перестало обозначать узкую группу людей, теперь это черта характера всякого человека. И ключевые свойства - непонимание границ личной свободы, то есть прайвиси, враждебность и даже отсутствие самоиронии, - сейчас присущи всем.

Но кому-то больше, кому-то нет. Кто-то почти гопник, а кто-то почти приличный. Кто, например, мой знакомый, милый с виду молодой бухгалтер Роман, - я так и не знаю. Вот на своей красной «Пежо» он уступил дорогу пешеходам. А через час сковырнул на парковке зеркало заднего вида с соседской машины и поехал дальше. Вот Рома на день рождения нашего общего друга Сергея заказывает столик в одном из ресторанов Новикова и дарит какой-то невнятный мексиканский бамбук. А уже через час после небольшого дружеского стеба над подарком бьет со всей дури им по Сергеевому лицу. Вот, наконец, Рома жалуется на засилье мигрантов. А затем убеждает нас, что Эстония - единственная нацистская страна на свете.

У гопничества появился другой облик и новые привычки. На примере Романа мы составили инструкцию, как распознать современного гопника, какие у него приметы и отличия от предшественников.

*Privacy - обозначение неприкосновенности частной жизни, личных свобод человека и их границ, установленных законодательством.

Гопник и гопник

Гопник 90-х годов не понимал значения слова «гопник». Понятие употреблялось только вне гопнической прослойки. В этом смысле Г. обозначались как некая замкнутая субкультура вроде панков, скинхедов или готов. Но в отличие от них Г. не присваивали остальному населению каких-либо названий (в среде панков и готов обычные граждане были «цивилами»). Более того - Г. не признавали разницы между собой и прочими людьми. Современные же представители этой прослойки очень часто употребляют понятие Г. в отношении приезжих, безработных, политически индифферентных людей, лиц без высшего образования. Так делает Роман, являясь при этом уроженцем Кабардино-Балкарии. С присущей Г. нетолерантностью Роман презирает всех, кто на него похож.

Примечание : в качестве синонима Г. последнее время употребляется «быдло»: «офисное быдло», «быдло с Кавказа», «модное быдло» и пр.

Гопник и прайвиси

Последнее, о чем будет думать Рома, - это об интересах и комфорте окружающих. О чужих интересах Рома, кажется, не знает совсем. Поэтому запросто выкидывает окурки из окна на головы прохожим. До покупки машины Рома никогда не уступал свое место женщинам и пожилым людям в метро. А после - свой парковочный пятачок на тротуаре. Если бы у Ромы была собака, он водил бы ее в туалет на детскую площадку и даже не задумался прихватить пакет. Для Ромы существует только его собственное прайвиси, хоть он и не знает, что это такое. И обеспечивает он его всегда за счет других.

Гопник и одежда

Купленные на рынке остроносые туфли, спортивный костюм и кепка с коротким козырьком уходят в прошлое. Торговые центры с европейской одеждой есть теперь в каждом районе Москвы и других миллионников. Г. приобщились к стилю casual: повседневные джинсы, рубашка, кеды. Но при этом никуда не делся элемент дурновкусия: современные Г. полюбили дешевый шик и пафосность. На недорогой майке обязательно есть стразы, кеды должны быть с блестками, желательно золотистого оттенка. Под расстегнутой (специально) рубашкой опять же со стразами - толстая цепь. Летом молодые Г. вместо шортов носят подвернутые до колен джинсы. И невозможно понять, какая тут преследуется цель.

Вообще любая вещь должна отдавать пафосом, это принципиально - с костюмом за 5 тыс. руб. непременно надеваются яркие запонки. Одежда должна выглядеть не только шикарно, она должна об этом кричать. Отсюда болезненное стремление Г. покупать подделки известных брендов. У нашего Романа на ремне большая золотистая бляха с надписью Prada. В переходе на Пушкинской такая штука стоит 700 руб. («Модное быдло» носит оригинал, но бляхи все те же - золотистые и огромные.)

Большой популярностью у Ромы пользуется сеть магазинов Zara. Несмотря на длинные очереди, нет у Ромы магазина любимее. За 15 тыс. руб. там можно одеться с ног до головы. Причем вещи по внешним признакам очень похожи на ассортимент более дорогих брендов. Прилепишь к каким-нибудь джинсам большие буквы Armani - и вообще не отличить. «Зару» уже не раз обвиняли в пиратстве. Но как отказаться от такой замечательной ниши?

Гопник и негопник

В отличие от своего предшественника, современный Г. стремится быть похожим на негопника. Роман общается по работе с самыми разными людьми. Но тесные контакты удаются с трудом, что вызывает у Ромы раздражение. Его неумение шутить и вообще понимать иронию отталкивает рядовых граждан. Убедить в чем-то Рому тоже невозможно. Как и любой Г., Рома высказывается на любые темы и не признает альтернативного мнения. Так что спор с Ромой рассматривается как вторжение в зону его прайвиси и, скорее всего, кончится вторжением в вашу. В разговоре он любит дотрагиваться руками до собеседника, акцентируя тем самым мысль. Когда говорить начнете вы, Рома тут же отвлечется на свои дела, уставится в телефон или включит радио.

Гопник и власть

Вообще Г. крайне аполитичен. Но насчет власти у Г. есть свое мнение. Если наш Роман и ходил на выборы - то только потому, что на выборы ходили его коллеги и друзья. Роме хоть и все равно до интересов окружающих, но соответствовать негопникам - его основная идея. Несмотря на это, в силу своего голоса Роману верить не удается. Власть, по его соображению, не может быть такой запутанной. Она должна быть конкретной, четкой, но напрямую не задевающей самого Рому. Такая власть есть у президента, за что его искренне любит всякий Г. В то же время Г. презирает всех остальных ее представителей. И боится конкретных - милицию, налоговиков и пр. В отличие от президента, они всегда могут применить к Г. уже свою прямую и явную власть. А Рома, как нормальный Г., такого никак не приемлет.

Гопник и патриотизм

Гопник и гражданская активность

Аполитичность молодого Г. всегда можно преодолеть. Главное только - публично разделить его взгляды. Теперь это делают сразу несколько политических сил - начиная с ДПНИ, заканчивая в каком-то смысле более приличными - «Молодой гвардией» и «Нашими». Но среди ДПНИ и «Наших» слишком много собственно Г., которых Роман по возможности избегает (см. Гопник и гопник). Поэтому в его фаворитах на данный момент «Единая Россия».

Гопник и закон

Законы никто не соблюдает, по этой причине так же поступает и Роман. Соответствуя, как ему кажется, массам. Он нередко садится подвыпившим за руль. Сознательно не пристегивает ремень. Другое дело - когда ему на перекрестке однажды ударили в зад, Роман несколько изменил свои манеры. Но все же соблюдать законы не научился - такому можно только заставить. Поэтому Г. так не любит власть в лице конкретных исполнителей (см. Гопник и власть). Вторгаясь в неограниченное прайвиси Г., они заставляют его изменить свои взгляды. И нет для уверенного в себе Г. ничего ужаснее.

Гопник и музыка

Здесь Роман ушел далеко от Г. предыдущего десятилетия. Вместо техно и шансона - ар-эн-би и брит-поп. Еще Рома знает тексты «Звезды по имени солнце» и «Ой-о». И уже ведь лучше, чем техно. Но что-то никак не дает покоя. Какая-то замешкавшаяся между треками «Вёрв» и «Радиохед» песня «Стоп, куда же я иду?!» девушки из «Фабрики звезд». Еще немного - и вот уже играет «Не сходи с ума» Тимати, «Не родись красивой» Юлии Савичевой…

Все-таки лучше бы он слушал техно с шансоном.

Гопник и церковь

Наверное, ничто так не греет Рому, как православная вера и уединение в церкви. Крещенный по собственной воле в 20 лет, он каждые полгода посещает храм - на Рождество и Пасху. Там можно побыть собой, подальше от всех этих интеллигентов-христопродавцев. Без стеснения достать из-под рубахи со стразами массивный крест. И, если хватит терпения, послушать, что скажут отцы.

В одно Рождество я встретил Рому с тремя канистрами перед храмом на Сретенке. Минуя службу, он жадно грузил святую воду в багажник.

Дословно

Маша Гайдар , лидер молодежной организации «ДА!»: Для меня это синоним хамства, наглости

Для меня это синоним хамства, наглости. Это человек, для которого не существует никого вокруг. Он абсолютно не стесняется поступать так, как удобно ему, хотя это может не понравиться кому-то еще. Гопник уверен в том, что он всегда прав. Свою правоту он доказывает только силой, потому что не умеет ничего другого.

У гопника, скорее всего, было трудное детство. Проблемы в семье, сложности с учебой. До вуза он не дотянул, потому что не смог и не хотел. Гопнику тяжело общаться в компании приличных людей, поэтому его можно увидеть только в кругу ему подобных.

Такие люди сейчас встречаются в молодежных политических организациях. Это, например, боевое, если так можно сказать, крыло «Наших». Не все «Наши», только провокаторы, которые срывают акции и митинги своих оппонентов и громят посольства. Они действуют по понятиям, и им не обязательно платить за это колбасой и глазированными сырками.

Александр Белов-Поткин , лидер ДПНИ : Деклассированный элемент, склонный к совершению грубых, лишенных изящества преступлений

В моем понимании гопота - это деклассированный элемент, склонный к совершению грубых, лишенных изящества преступлений. Глобально гопота как явление проявляется в период экономической нестабильности, когда большое количество в первую очередь молодых людей не могут реализоваться в жизни, отрываются от семейной среды и ведут асоциальный образ жизни. Сбиваясь в группы, они создают определенную субкультуру. Она не является «классической» преступной, так как гопота живет по квазипонятиям.

В современной России и Украине гопники, как правило, являются выходцами из городских образований на сельских территориях, то есть это не крестьяне и не горожане в классическом понимании. Каждый из них в отдельности может быть неплохим человеком. Однако в силу сложной ситуации в райцентрах, тяжелого материального положения родителей, средних или низких интеллектуальных способностей, отсутствия работы и других источников существования молодые люди стараются выживать совместно, иногда объединяются в полукриминальные сообщества.

Если попробовать нарисовать портрет среднестатистического гопника, то это будет мужчина до 25 лет, одет в одежду, купленную на «вьетнамском» рынке, курит табак, не прочь выпить и забить «косячка», может быть обладателем автомобиля «ВАЗ 2108», поддельных швейцарских часов, скорее всего, имеет короткую прическу, слушает устаревшую попсу или шансон, пытается разговаривать «за жизнь», лицо имеет характерный «сельский загар», может грызть семечки. Гопничество не имеет национальности, распространено среди разных народов.

Атрибутика гопника: кепка, золотые или серебряные цепи, дешевая «печатка», барсетка, кожаная куртка по пояс. Дерзкое поведение, особенно в сообществе себе подобных. Может начать придираться к словам, внешнему виду, если увидит «лоха» или «не местного».

Как-то в начале 90-х я вышел с девушкой из метро, остановился купить у палатки шампанское и шоколадные конфеты, потом пошел по направлению к дому. Видимо, у палатки я «светанул лопатник». По дороге через сквер я почувствовал, что за нами кто-то идет. Резко выхватил из пакета бутылку «Советского» и развернулся. На меня смотрели две пары перепуганных глаз гопников кавказского происхождения, у одного был нож. Секундная пауза - и они убежали.

Как написано в статье, внешность гопников для читателей газеты не представляла сложностей: это такие русские ребятки типа "палец в рот не клади" с прыщавой кожей и тупыми лицами, на которых отражается только одна мысль "да клал я на тебя!".

"Этим парням комфортнее сидеть на корточках, чем стоять. Но, самое главное, это последние мужские особи на планете Земля, которым удается носить кожаные гангстерские кепки 1920-х годов с шиком – все остальные в таких кепках похожи разве что на педиков из театрального училища, репетирующих какой-нибудь мюзикл", - пишет газета.

Гопники круты тем, что в их мире нет места самоиронии. Они очень "аутентичны". Доказательство этого - их фантастически отважные вкусы: смесь безвкусицы, угрозы и присущего "третьего миру" крикливого шика. Даже тот факт, что гопники любят врубать техно на всю катушку, петь говенные песни под караоке в дешевых кафешках с цветомузыкой или носить дешевые остроконечные кожаные ботинки под стать своим кепками-таблеткам в стиле регтайма 1920-х, не может отнять у них статуса самых опасных подонков в мире.

История слова, культура гопников
О слове: мало найдется терминов, которые на все сто соответствуют обозначаемому объекту. "Гоп" звучит злобно, тупо и смешно, но не настолько смешно, чтобы вы осмеливались смеяться гопнику в лицо. В основе слова "гопник" лежит аббревиатура: "Государственное общежитие пролетариата". Добавьте к "Г.О.П." суффикс "ник" – и новый биологический вид готов.

Появились гопники после революции. Первые гопники приезжали в 1920-х годах в Петроград в поисках работы. По происхождению они были крестьянами или вовсе безземельной голью перекатной.


У вида "гопник обыкновенный" даже был свой конкретный ареал обитания – Лиговский проспект, дом 10. Собственно, это гостиница, ныне называющаяся "Октябрьская", а гопники на свой лад превратили в коллективистский бандитский клуб пишет издание. Поскольку они и у себя-то в деревнях были аутсайдерами, часто детьми из неполных семей, а многие уже имели на счету мелкие преступления, если не что похуже, коренное население Петрограда, а потом Ленинграда относилось к гопникам брезгливо.

Они вошли в легенды как блатари и фартовые, которых не могла сломать даже советская система. У них был свой кодекс чести, они жили по собственным правилам, у них были свои татуировки на пальцах, свои моды. Они представляли собой нечто типа касты "воров в законе" в мире правонарушителей-"хулиганов".

Позже значение слова изменилось, и выражение "гопник" обозначало любого сомнительного типа с бритой головой, в куртке из толстой кожи, дурацких кожаных ботинках и кепке-таблетке.

1990-е - расцвет гопников

В 1990-х казалось, что гопники вскоре завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши. "Гопники правили бал во всех 11 часовых поясах России. "Гопники – или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, – нахлынули во все сферы жизни, от "бизнеса", где они играли роль шестерок, до политики, где в качестве депутатов от ЛДПР они образовали ядро сопротивления западному влиянию", - пишет газета.


Некоторые гопники сменили кожаные куртки и "олимпийки" на коричневые блейзеры от Hugo Boss, но не смогли устоять дополнить это великолепие блестящими мульками: золотыми цепями на руках и шее, навороченными часами и прочим. Культуру гопников в 90-х сопровождала музыка в стиле техно. Однако 1990-е годы оказались не столько взлетом Нации Гопников, сколько Началом ее Конца.

Дожили ли гопники до наших дней?

Чтобы исследовать культуру современных гопников, корреспонденты газеты отправились в Люберцы – город, который в 1990-х слыл столицей гопников. Уголовщина была там таким же распространенным явлением, как спортивные костюмы и шелуха от семечек. Каково же было удивление журналистов, когда они не смогли найти там никаких гопников. Тогда представители газеты решили выбраться в один из самых зловещих районов Москвы, Братеево, но и там гопников не нашли.


Что же стало с гопниками? Большинство источников сходятся на том, что их вымиранию способствовали два фактора. Первый: в 1980-1990-х годах внезапно и повсеместно стали доступны тяжелые наркотики и оружие. Их внедрение в столь бесстрашную и примитивную культуру, как гопническая, означало, что за одно десятилетие почти половина особей ушла в мир иной.

"Вторая причина больше связана с изменениями среды обитания. Приход западных буржуазных ценностей и культурных предпочтений, а также начало периода внешней стабильности, роста и трезвости при Путине означает, что 70-летнему царствованию гопника в качестве короля мира бунтарей внезапно пришел конец: россияне всех социальных слоев быстро возненавидели мужланскую эстетику гопников", - пишет газета.

Ничто так красноречиво не говорит о трагическом исчезновении гопника с лица земли, как тот факт, что Шнур из группы "Ленинград", большой фанат гопнической культуры, собирается открыть в родном Санкт-Петербурге "Музей гопников", отмечает газета. Группа Шнура романтизирует гопников перед публикой из среднего класса, которая наконец-то оценила их, хотя и в полуироничном духе, который был бы невозможен, если бы гопники не исчезли. Даже изначальная колыбель гопников – дом 10 по Лиговскому проспекту – сегодня не что иное, как трехзвездочный отель.

Анатомия гопника


Кепка-таблетка – ключевой элемент наряда гопника. Кожаные – для тяжких убийств, полоски – для всяких пустяков типа изнасилования на даче.

Уши – обычно оттопыриваются сильнее, чем у обычного гомо сапиенс, благодаря дракам, а также непременной стрижке под ноль.

Шашлык – гопники (как и все русские) считают, что мясо всего вкуснее, когда оно зажарено на палке над огнем.

Спортивные штаны и доселе остаются наиболее эргодинамичными для сидения на корточках.

Обувь – гопники предпочитают а) остроносые кожаные ботинки или б) тапочки, но по мере культурной ассимиляции иногда надевают кроссовки.

Стакан – всем известно, что водка всего вкуснее, когда ее подают теплой в пластиковых стаканчиках. Очень важно, чтобы на ее поверхности плавало несколько мошек.

Куртка – будь у него на бампере наклейка, там было бы написано "Не думайте, кожаная куртка у меня есть".

Лоб – выпуклые лобные доли унаследованы от далеких предков – людей.



Вверх