Фальшивая история человечества. Башкирская юрта. Башкирское подворье «Башкирская Юрта Порог в юрте башкир и его значение

Только самые холодные месяцы года кочевые башкиры проводят в деревянных домах. Большую же часть года они пользуются временным жильем. Тирмэ – традиционная башкирская юрта всегда одаривает скотоводов-кочевников теплом холодными ночами и приятной прохладой в летний зной. Она заслуженно пользуется репутацией идеального временного жилья: легка в транспортировке, проста в сборке (разборке), устойчива к пронзительным степным ветрам и ураганам. Покров юрты надежно удерживает стабильную температуру внутри.

Конструкция башкирской юрты

Основной принцип построения жилья кочевых народов – простота. Юрта складывается из нескольких незаменимых конструкций:

  1. остов. Он включает четыре-шесть складных решеток (канатов) из дерева. Постройка зажиточной семьи может состоять из восьми-девяти таких компонентов
  2. крыша. Традиционно выполнена в форме конуса. Нижним краем крепится к остову. Состоит из набора уков (тонких жердей) определенной длины. Одним концом они опираются на деревянные решетки основания, а верхним примыкают к сагараку (деревянный круг). Последний элемент образует проем, который служит одновременно и окном и вытяжкой для дыма от костра
  3. кошмы. Как правило, изготовлены они из натуральной овечьей шерсти (натуральный войлок). Покрытия служат в качестве утеплителя на стенах и на полу конструкции.

Кошмы к остову юрты вяжутся при помощи специально предусмотренных веревочек, которые пришиваются к углам войлочного покрытия и посредине каждого из краев. Для придания прочности снаружи по всей длине кошмы опутываются волосяными веревками. Концы бечевок (арканы) прикрепляются к вбитым в землю колышкам. Устанавливается только три точки крепления: так обеспечивается наиболее высокая устойчивость к ветровым нагрузкам.
Сагарак днем не накрывается. Только ночью или в непогоду он накрывается четырехугольной кошмой. Когда необходимо проветривание, войлок немножко приподымается длинной жердью. Если рассветало или погода сменивалась на солнечную, войлок свертывается, но остается на вершине юрты.
Одностворчатая дверь чаще всего выполнялась из дерева и окрашивалась в красный или темно-красный оттенок. Основание жилища тоже окрашивалось таким же цветом. Реже юрта башкирская встречается с откидной войлочной дверью.

Распределение жилищного пространства

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.


Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

  1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее
  2. мужскую . Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Значение юрты для кочевников

Издавна для кочевых народов юрта являлась центром мироздания на земле. Это реальность, а не громкие слова. Именно здесь начинается путь жителя степей, и здесь он заканчивается. Долгое время она воплощала модель мира. Сначала она была плоской (одноярусной), затем – объемной: внизу – земля, вверху – небо и звезды.


Подобно космосу по вертикали юрта трехуровневая: пол символизирует землю, внутреннее пространство подобно воздуху, а купол олицетворяет небосвод. Для кочевых племен пол всегда имел особое значение по сравнению с землепашцами. На полу принимали самых дорогих гостей, ели и спали. Здесь же отмечали праздники и печальные события, здесь рождались и умирали.
Именно поэтому его оформлению уделялось особое внимание, а уход был трепетным. Пол всегда застилали яркими кошмами, узорными коврами и дрожками. По сравнению со стенами он выглядел нарядней и ярче. Именно пол формировал художественный интерьер древнего жилища.
Стены закрывались домоткаными паласами и тканями с традиционными для народности узорами. На фоне больших полотен в башкирской юрте красовались вышитые полотенца меньших размеров. Тут же хранились праздничные костюмы, дорогая сбруя, семейные реликвии. Вместе с узорами на полу создавался своеобразный ансамбль. Купол символизировал небосвод, а отверстие для выхода дыма олицетворяло солнце. Сагарак носил сакральный смысл и передавался из поколения в поколение по отцовской линии.
Юрта как традиционное жилище кочевых народов Башкирии в наши дни практически не сохранилась. Оформленное в народных традициях жилье можно увидеть разве что на весеннем празднике «Сабантуй» или в музеях страны. Однако бесследно она не исчезла, а ее значение для кочевников Башкортостана осталось неизменным.

Башкиры относятся кочевым народом, поэтому проводят большую часть жизни не в возведенных ими домах, а в небольших сооружениях, носящих временный характер. Самый распространенным жилищем являлась юрта.

История и описание юрты

Юрта сыграла огромную роль в развитии человечества, это изобретение часто сравнивают с парусом. Дело в том, что создание юрты позволило быстро перемещаться на большие расстояния, что очень важно для кочевых народов.

Первые кочевники совершали свои путешествия в кибитках и палатках, которые ставили на колеса. Однако, эти кибитки были не так удобны как юрты, которые можно было в любой момент собрать и перевезти в форме вьюка. Такая форма собранной юрты позволила передвигаться там, где раньше народы передвигаться не могли. Например, на узких тропах или в дремучих лесах. Для тех, кто передвигается в дорожных кибитках, такие препятствия, как река или лес были практически непреодолимыми, в то же время лошадь, несущая свернутую юрту, могла легко пройти по самой узкой тропинке.

Если юрта имеет диаметр четыре метра, она переносится двумя лошадьми. Последние могут преодолевать с таким грузом до нескольких десятков километров в день, при этом не перетруждаясь и отдыхая в достаточном количестве. Так как у большинства семей имелось много лошадей, при необходимости несколько десятков километров превращались в почти сотню. Таким образом, буквально за две недели кочевники могли преодолеть до тысячи километров. Это сыграло роль в завоеваниях кочевников, которые они осуществляли очень быстро и на больших расстояниях.

Юрта существовала несколько тысяч лет, за это время ее усовершенствовали и отсекали лишнее элементы. Каждая часть юрты может быть заменена другой, каждая часть носит универсальный характер.

Башкирская юрта

Несмотря на то что юрту изобрели несколько тысяч лет назад, ее использование остаётся актуальным и в настоящее время. Это популярность обуславливается маленьким весом, и хорошей компактностью. В то же время она не мешает мобильности перемещения и может использоваться практически в любую погоду.

Помимо вышеописанных качеств, юрта обладает еще одним очень важным качеством – низкой стоимостью. Материалы стоят достаточно дёшево, а установка и обслуживание такого жилья не требуют специальных навыков. Стоимость юрты составляет одну третью часть от других сооружений, которые можно возвести очень быстро.

башкирка в юрте

Юрты используются в современном мире, к примеру, в Башкирии. Этот регион обладает замечательной природой, которая привлекает множество туристов. Однако, если стоит вопрос о возведении специальной туристической базы, всё упирается в денежные средства. Туроператоры не готовы предлагать своим клиентам палатки, так как последнии не обеспечивают нужную степень комфорта. Именно здесь можно применять юрту. Она находится в средней категории цены и качества и является тем самым необходимым компромиссом.

Таким образом, туроператоры могут организовывать передвижные туристические базы. Например, один грузовик может привести до нескольких юрт, в каждом переносном доме можно с комфортом поселить несколько человек. Получается практически полноценная туристическая база, которая может размещаться каждый раз в разных места абсолютно без усилий.

Башкирская юрта. Конструкция

Сама по себе юрта представляет собой переносной дом, имеющий разборный каркас. Стены дома, как правило, были из войлока. Установка юрты происходила поэтапно, со строгим соблюдением несложной технологии. Если от последней отой, есть опасность замерзнуть или погасить домашний очаг. В первую очередь, определяли место, в котором нужно установить переносной дом. Именно в этом месте размещалось все необходимое имущество. После этого устанавливались дверная рама и решётки, которые скрепляются веревками между собой. Этот каркас покрывали войлоком. Последний прикреплялся к каркасу небольшими веревочками из волос. Стоит заметить, что войлочное покрытие устанавливалось в соответствии с определенным порядком. В первую очередь закидывали кошму с юго-запада, затем с юго-востока. После этого накидывали оставшиеся кошмы так, чтобы их края имели возможность придавить края первых.

Конструкция башкирской юрты

Лучшие куски войлока использовались для стен и кровли. Важно было лучше утеплить сторону, выходящую на север. Это делалось, очевидно, для защиты от холодных ветров. Кроме того, необходимо было проследить, чтобы дождевая вода не заливала алтарь. Размер юрты говорил об обеспеченности ее хозяина.

Конструкция башкирской юрты

Благодаря полукочевому образу жизни, в обиходе башкиров появились различные предметы быта, которые не могли появиться ни при каком другом образе жизни. Например, ковровые изделия, направленные на различное использование. Они употреблялись для утепления жилья, в качестве мебели, чемоданов или чехлов. Ковёр никогда не играл только декоративную роль, он всегда использовался для практических целей.

Конструкция башкирской юрты

К примеру, большие ковры использовались для того, чтобы застилать пол. Одежда и прочие принадлежности хранились в ковровых мешках, которые вешались на стену. Накидка из ковра использовалась для занавешивания входа в юрту, то есть как дверь.

Распределение жилищного пространства

По традиции, вход располагается к югу. Это имеет практическое значение – северную сторону необходимо утеплить и укрепить, дверь только помешает. Часть жилища, которая располагается у северной стены, считается наиболее важной. Как правило, ее выделяют гостям хозяина. На фото башкирской юрты можно увидеть что данное жилище всегда обращено в одну сторону.

В центре находится очаг. Такое расположение источника тепла позволяет обогреть круглое жилище равномерно. Кроме того, над костром непосредственно располагается отверстие в крыше, для отвода дыма. В другой части юрты данное отверстие было бы неудобным. Когда очаг выносят на улицу, в центре жилища располагают скатерть, которая играет роль обеденного стола. Вокруг импровизированного стола размещаются члены семьи и гости, садясь на специальные подушки, предварительно раскинутые вокруг.

Шаршау – очень важная часть каждой юрты. По сути, она представляет собой плотный занавес, который используется в качестве перегородки. Последние необходимы для разделения жилья. Иными словами, шаршау это стены квартиры.

Юрта традиционно делится на две части: женскую и мужскую.

внутри юрты

Женская часть жилища всегда меньше. Она находится по правую руку от двери. В этой части юрты располагаются различные хозяйственные принадлежности и женская одежда. Проецируя юрту на современное жилье, можно сказать что в женской части находилась кухня и гардеробная. Все, что нужно женщине, не заинтересованной в карьере. Кроме того, в этой части юрты располагалась детская. В современном мире такое разделение невозможно хотя бы потому что женщины и мужчины играют примерно одинаковую роль в семье. Однако, кочевники жили во времена патриархата, когда мужчина занимал главенствующую роль, женщина была второстепенной. Поэтому того, что располагалось в правой части юрты, было вполне достаточно.

Распределение жилищного пространства

Мужская часть была больше чем женская. Она исполняла роль гостиной, позволяя хозяину хижины принимать гостей. Как правило, эта часть юрты украшалась различным текстилем: коврами, скатертями, полотенцами. Кроме того, здесь хранилось все имущество мужчины: оружие, доспехи. Вид футляров для пороха, конской упряжи, подсумок для дроби абсолютно привычен для этой части юрты.

Особое место выделяется для тех, кто пришел в гости. Это почетное место выделяется напротив дверей. у самой утепленной стены. В этой части юрты также размещается и сундук с ценнейшими вещами семьи. В их число, как правило, входили различные ковры, одеяла, постельные принадлежности.

Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« УКРАИНСКАЯ ШКОЛА »

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

План-конспект занятия

« Традиционные жилища башкир »

педагог дополнительного образования

МБУ ДО « УШ » г. Салавата

8-917-450-45-39

Салават 2018 г.

Музейная педагогика .

План-конспект занятия.

Тема : «Традиционные жилища башкир».

Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья башкир.
Задачи:
1.Познакомить с бытом и культурой башкирского народа.
2.Помочь раскрыть гармонию башкирской юрты с природой.
3.Рассмотреть конструкцию юрты и интерьер.
4.Воспитывать чувство уважения к культуре и традициям наших предков.
Оборудование: презентация.

Ход занятия. 1. Организация группы. 2. Вступительная беседа. Ведя кочевой и полукочевой образ жизни, башкиры нуждались в постоянных и временных жилищах. Соответственно и сооружались жилища постоянные и временные. Временные жилища сооружались на летних стойбищах башкир. К ним относились юрты; конические корьевые, лубяные, берестяные конусные шалаши - ; балаганчики; бревенчатые избушки - ; кошомные шатры - сатыр, войлочные кибитки - . По южным отрогам Уральских гор в Зилаирском, Зианчуринском и Кугарчи нском районах РБ сооружались сборные - аласыки.

Универсальным жилищем была юрта. Постоянные жилища строились каркасной конструкции. Промежутки заполнялись деревом, землёй, глиной, соломой, саманом. Фундамент был бревенчатым, из камней или каменных плит. Пол дощатый, иногда земляной ил глинобитный. Крыши на слегах или стропилах. Для предохранения покрытия от гниения, крыши делали без фронтонов. В горнолесных районах Башкортостана на крышах отсутствовали коньковые бревна. В качестве подсобного помещения для приготовления пищи и хранения продуктов рядом с домом сооружался - асалык из луба, тына или плетня.

В 19 веке, в зависимости от мест расселения, башкирами строились дома следующих типов: каменные - прямоугольной формы с более высокими фасадными стенами; срубные - 4-стенная изба (дүрт мөйөшлө өй, һыңар йорт) с сенями (солан); саманные (саман өй) - из сырцовых кирпичей, с плоской или покатой крышей; плетнёвые - из кольев, оплетённых тальником и обмазанных внутри и снаружи глиной; дерновые или пластовые дома (кәс өй) - из дёрна, уложенного травой вниз. Дёрн для укрепления прокладывали жердями.

В постоянных жилищах были окна. По поверьям башкир, через них можно было подвергнуться тяжёлому сглазу, поэтому нельзя разговаривать через окно.

3. Физ. минутка. 4. Новый материал. Юрта. Юрты башкиры сооружали из шерсти, дерева и кожи. В её нижней части была решетка, скрепленная ремнями. Вверху - деревянный круг для прохода дыма и света. Занавесь (шаршау) разделяла юрту на две части. Правая, меньшая часть была женской, в ней была спальня с предметами хозяйственной необходимости, одеждой и припасами. Левая часть была для мужчин - гостевая. Вход в юрту располагался с южной стороны.

Украшения дома. Оберегающей функцией у башкир обладал красный цвет. В красно - коричневый цвет окрашивали остов юрты, дверь, чтобы сделать их непроходимыми для нечистых сил. Фасад дома украшался больше, чем выходящая во двор сторона. Начиная с 19 века окна башкирских изб, украшались декоративными наличниками с узорами по мотивам, имеющими символические значения (ромб и круг). Особое внимание уделялось украшению их верхних частей. Надоконная доска орнаментировалась выемчатой резьбой, ромбами, квадратами. Основной отличительной чертой в оформлении современных наличников - раскраска. Чаще выбираются контрастные цвета: темный и светлый. Если наличник раскрашивается в темные тона (темно - синий), то накладные фигуры светлые, и наоборот. Башкиры для украшения внутри жилища использовали вышитые ковры, полотенца, праздничную одежду, украшения, охотничьи принадлежности, конскую упряжь и оружие.

5. Сообщение ученика.

Внутреннее убранство . Северная часть башкирского жилища, противоположная входу, считалась главной и предназначалась для гостей. В центре жилища был очаг, над ним - дымовое отверстие. Если очаг был во дворе, то в центре жилища расстилалась скатерть, вокруг неё раскладывали подушки, мягкие подстилки, . На полу лежали коврики и подушки. Текстильные изделия, ковры, паласы, войлоки, скатерти, занавеси, салфетки и полотенца имели в доме смысловое значение - делали дом защищённой территорией. В мужской половине жилища размещались сундуки на деревянных подставках с паласами, кошмами, одеялами, подушками, тюфяками. На стенах развешивали праздничную одежду. На видном месте - седла, инкрустированная упряжь, лук в кожаном футляре и стрелы в колчане, сабля. На женской половине красовалась кухонная утварь. К основным принадлежностям относились деревянные нары на подпорках. Нары покрывали войлоками и паласами, подушками, тюфяками, стегаными одеялами. На нарах спали и ели. Края нар украшались геометрическим орнаментом с символическими ромбиками, обозначающими четыре стороны света. В постоянных жилищах тепло в доме в холодное время года обеспечивала печь. Наиболее распространенной формой печи была каминная печь (сувал). По древним представлениям башкир, в печи обитает домовой, а через печную трубу в дом может проникнуть шайтан. Поэтому все отверстия в печах после топки закрывались. Печи стоят и в современных башкирских дома на случай окончания централизованного отопления . 6. Итог занятия.

Как же назывались жилища башкир?
- Из чего их строили?
- Какие элементы интерьера запомнили?
7. Домашнее задание.
Нарисовать эскиз интерьера юрты.




Остов юрты состоял из деревянных складных решеток (канат), которые ставили по кругу. К ним прикреплялась конусообразная крыша, образуемая из деревянных тонких жердочек (ук), опиравшихся нижним концом на решетки, верхним (заостренным) – к деревянному кругу (сагарак), который одновременно был и окном, и дымовым отверстием для выпуска из юрты паров, скапливающихся под ее войлочным сводом от дымящегося среди нее котла.


Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами (войлоком). «Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)


Внутреннее убранство юрты Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.


Женская половина юрты Занавесь (шаршау) разделяла жилище на две неравные части. Правая от двери (меньшая) часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости кожаная и деревянная утварь, пищевые припасы, женская и детская повседневная одежда и т.д.)


Мужская половина Левая, бо"льшая часть предназначалась для мужчин, она же была и гостевой. На ее решетчатые стены развешивались орнаментированное воинское снаряжение всадника (колчаны, футляры и сумы для дроби и пороха), конская упряжь, праздничная одежда. И, наконец, в мужской половине, вдоль стены напротив входа, было традиционное почетное место – урын.




Злые силы, по представлениям древних башкир, могли проникнуть в жилье через входную дверь, место соединения различных частей юрты. Поэтому украшалась прежде всего линия, где соединяется решетчатый остов с куполом: на ней закреплялась широкая тканая лента с геометрическим узором. Сам остов, как отмечалось, декорировался узорными тканями, паласами.


Постоянные жилища башкир В зимнее время башкиры жили в домах, которые в полукочевом скотоводческом хозяйстве представляли простые срубы в основном без декора. Заметные изменения в строительной технике и способах украшения жилищ произошли во второй половине XIX в. При сооружении дома башкиры исходили из принципа: жилище должно быть не только прочным и удобным, но и привлекательным в художественном отношении.








На фасаде наиболее декорированными были наличники окон, ставни, фронтоны, т.е. части, которые закрывали места соединений, через которые могли проникнуть в дом вредные духи. Наличники окон, украшенные хотя и не сложной резьбой, оживляли фасад дома, придавали ему привлекательный вид. Возможно, поэтому долгое время именно они были основным, нередко единственным объектом художественного оформления. Особое внимание уделялось украшению верхней части наличников. Нижняя их часть, как правило, скрытая от глаза изгородью, забором, отделяющим дом от улицы, орнаментировалась меньше.







Как говорили древние «Все вернётся на круги своя». Так оно и есть. Каждая нация имеет право на свой символический знак, символ, который объясняет саму суть, внутреннее содержание, менталитет народа. И символом башкир была и есть — кочевая юрта.
Юрта — это миросозидание и обозначение природы, той, что окружала кочевников. Юрта универсальна. Она обозначала дом не только у башкир, но и у всех кочевых народов Великой степи. И самое главное — это жилище было настолько священным, что кочевники всех племен и народов, сознавая свое единство, выработали единый этикет поведения человека в этом жилище. Это самое главное.
Как нельзя сидеть в юрте, чтоб не оскорбить святость дома, при этом отдавая дань гостеприимству.
До сих пор мало исследованным остается вопрос о семантике поз сидящих в юрте, более изучены этикетные нормы, связанные с тем, как правильно сидеть в юрте мужчинам и женщинам. Не вдаваясь подробно в исследование всего этикетного комплекса, остановимся на некоторых значимых его моментах.
Кочевые народы различают следующие виды запретных поз: У башкир замечено:
«hoйэнеп утырырға ярамай, терэлеп утырырға ярамай» – «нельзя сидеть, прислонившись к чему-либо, опираясь на что-либо», т.к. считалось, что это поза больного человека. А поездка больного человека в дальний путь порицалась башкирами, ибо это говорило о равнодушии и бессердечности родственников, отпустивших больного в тяжкую для него дорогу.
«Таянып утырырга ярамай» — «нельзя сидеть, подперев руками землю» – это поза скорби, горя, означающая смерть близкого человека. Выражение « ергэ таянды» означает «сильно горевать, оплакивать». Эта поза разрешалась только гонцу, сообщающему горестную весть в присутствии родственников.
При нахождении в юрте гостей существовал определенный этикет в отношении мужчин принимающей стороны. Это имело сакральное значение. По поведению мужчин, их поз сидения, острый глаз кочевника определял потенциал того или иного рода. Если мужчины начинал подпирать бока или же при сидении прислонятся, это говорило о слабости рода, о том, что нет защитников в случае набега. Потому и существует устойчивый запрет: «артыңа, биленгэ таянма» (не опирайся спиной). Если так сидит мужчина, то эта поза означает «кос киткэн» — «мужская сила ушла», что было признанием поражения в борьбе за будущее рода и племени. Определенный запрет и в поведении женщин. То, что считается в современном мире признаком боевитости и определенного напористого характера у женщин, — это когда женщины подбочениваются, что, кстати, считалось оскорблением всему дому башкира, то подобная поза была недопустимой в юрте. Означало, что ей предстоит кого-то оплакивать или же предлагалось оплакивать кого-то гостям, что считалось не только унижением, но признаком дурного тона обитателей юрты хозяина. Но есть и другая сторона. «Бүйеренгэ таянма» — «не подпирай руками бока, не подбоченивайся». Если женщина сидит в такой позе, ей могут сказать: «Бүйеренгэ таянып, кемде юк итеп утыраhын?» — «Не подпирай руками бока, или ты кого-то оплакиваешь?!»
Запрещалось подпирать рукой щеку – лоб – (эта поза также считается обозначающей печаль, заботы и т.п.), которая могла омрачить визит гостя.
Нельзя сидеть, подняв руки над головой или заложив их за голову – поза неуважения к гостю.
Нельзя сидеть, обняв колено или же сцепив руки в замок на колене – так же считалось неуважение к пришедшему.
Нельзя в юрте потягиваться при посторонних, это считалось оскорблением находящихся в юрте. Молодым людям вообще запрещалось возлежать в юрте и принимать пищу полулежа – потому как гость, видя это, мог бы подумать, что перед ним больной человек, ибо только больной человек не в силах сидеть прямо, а такая поза могла принизить престиж дома, рода, племени.
Нельзя сидеть, вытянув ноги вперед – говорят «эт аяғың hузган», что дословно значит «собака лежит на вытянутых лапах». Такая поза разрешалась только маленьким детям.
Не рекомендуется в юрте сидеть на корточках. Эта поза считается исключительно мужской; у кочевников она означает, что человек торопится, пришел ненадолго. Обычно сидящему в такой позе говорят: — «Садись-ка правильно! Торопишься? Стадо твое разбредется что ли?» Возможно, корни подобного отношения башкир к этой позе объясняются представлением, отмеченным также у тувинцев о том, что «если будешь сидеть таким способом (на корточках), то обеднеешь. Так сидели только бедняки, скитальцы, не имеющие ни семьи, ни скота, ни имущества. Верили, что если будешь так сидеть, то встретишь что-нибудь плохое, что нужно ждать чего-то плохого». Подобные позы обитателей говорили гостю о бедности или же об определенных трудностях принимающей стороны, что не способствовало престижу рода.
Правильным способом сидения в юрте у башкир для мужчины считается — подвернув ноги калачиком. Для замужней женщины, хозяйки – лицом к очагу, на подогнутой под себя правой ноге, левая же согнута в колене. Этот же способ используют и мужчины, когда угощает за трапезой (разливают кумыс, чай и т.п.), но поскольку они сидят на противоположной, мужской половине, положение подогнутой под себя и согнутой в колене ноги обратно женскому. Видимо, это объясняется предписанием, аналогичным правилу у кочевников: «Колено поднятой ноги… должно быть обязательно обращено к двери», поэтому женщины, как правило, сидели на правой ноге и выставляли перед собой левое колено, а мужчины наоборот, на левой ноге, выставляя перед собой правое колено». Женщинам также разрешалось сидеть боком, подтянув к себе ноги, ступни при этом должны быть прикрыты подолом платья.
Народная традиция разработала довольно строгие этикетные нормы, связанные с юртой. У башкир — подъезжать всаднику к юрте следовало с задней, тыльной стороны: «Ехать мимо дверей юрты (алдынан юру), а не сзади ее, считалось невежливым… Нужно останавливаться и привязывать лошадь сзади юрты, а потом вызывать хозяев словами: «Эдэм бар ма? Эй, хужа!» (« Есть ли хозяева?»). И терпеливо дожидаться выхода их. При этом другие обитатели кочевья, поздоровавшись, могут заниматься своими делами. Естественно, интерес к чужому присутствует. Любопытно, что у всех кочевых народов существует единый запрет женщине, у башкир это звучит так «ир-ат алдынан утмэйу» — дословно имеет значение «не переходить дорогу мужчине, стоящему перед юртой», иначе будет неудача. По-видимому, этот запрет связан с семантикой противопоставления «передняя сторона – задняя сторона» («лицо-спина»).
Запрет подъезжать к юрте со стороны двери был настолько значимым, что закреплен в обычном праве единый для всех кочевников: «Если привязанная спереди юрты лошадь лягнет ребенка, то платить за смерть ребенка – полный кун. Если лошадь лягнула на задней стороне юрты, то вина падет на ребенка, отправившегося туда. Если бы там лошадь убила его до смерти, то взыскалась бы только стоимость лошади, а в случае отягчающих вину хозяина обстоятельств – ½ куна (хун, или кун – компенсация за увечье или убийство)».
У кочевников, в частности у башкир, рекомендовалось не входить в юрту с плеткой в руке; в прежние времена «…если кто-либо входил в юрту тархана, бия, с плеткой на запястье… тархан или же бий имел право приказать забрать у виновного его коня. Запрет входить в юрту с плеткой отмечен у казахов, тувинцев и монголов. Отметим, что плетка использовалась не только при верховой езде, она была также предметом вооружения кочевника. Запрет вносить ее в юрту стоит в одном ряду с предписанием вынимать ножны с ножом из-за пояса и оставлять снаружи огнестрельное оружие. Данные действия должны были, по-видимому, демонстрировать отсутствие враждебных намерений гостя. Нельзя входить в юрту, имея что-либо во рту. Если хозяин заметит, что кто-нибудь вошел к нему с жующим ртом, то непременно заставит его выплюнуть у порога все, что есть во рту. Это считалось оскорблением гостеприимству хозяина. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу – тамақ ауыз итэу, буквально «прикоснуться ртом к пище», хоть крошку хлеба гость юрты должен был отведать, иначе хозяин был бы оскорблен, а подобная обида вела порой к нешуточной вражде.
Таким образом, юрта, являясь одной из древних форм жилища кочевников, воплощает сложный мировоззренческий комплекс. Сравнительно небольшой объем площади юрты был четко маркирован в зависимости от пола, возраста, положения в системе родства и свойств. Жизнь человека начиналась в правой части юрты, и в ней же завершалась, замыкался жизненный круг его.
Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, благополучия его обитателей. В каждой юрте было свое назначение называемый башкирским словом «қот» — хранитель благополучия дома, и всякий входящий в юрту, произносил торжественные слова приветствия, обращенные к «қот», а покидая юрту, уносил с собой напутствие: «Юлыгыз котло булhын!»
Я всегда завидовал тем, кто, будучи в юрте, и выйдя из нее, любовался звездной ночью, очаровывался ощущением единства с природой, чувствовал дуновение теплого ветерка на своей щеке и, глядя в бездонную ночную глубь, поражался гармонией мира.
Да будет вам всем удача, кто побывал в башкирской юрте!



Вверх