Достоевский ф. м. Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание

На вопрос Суть теории Раскольникова? заданный автором Правоспособный лучший ответ это ЧТО ЕСТЬ ДВА ТИПА ЛЮДЕЙ. ЛЮДИ. И НЕЛЮДИ. НУ И ПОДРОБНО ОКАЖДОЙ.))) ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИЖКА

Ответ от Пользователь удален [гуру]
Не читал (а) ?
По мнению Раскольникова старушенции деньги не нужны и вообще нечего ей мир коптить, взял да убил, а потом чуть с ума не выжил от страха.


Ответ от Невропатолог [гуру]
Одни люди - масса, мясо для пушек.
Другие - избранные. Им можно все, что они хотят, ибо они обладают какой-то великой целью, для воплощения которой могут делать с остальными людьми все, что захотят.
Бред. Очень похоже на фашизм.


Ответ от Опорос [гуру]
Твари дрожащие или право имеем...Он считал что может убивать чтобы показать что не боится морали и закона и останется безнаказанным


Ответ от Meffistoffel [гуру]
все люди делятся на тех, кто право имеет(к примеру, Алекс Македонский) и "тварей дрожащих" он решил доказать, что право имеет))))


Ответ от Ѐоман Мамаев [гуру]
У кого топор тот и сильнее


Ответ от Џзва [гуру]
ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА.
а) Право на насилие. В мире существует 2 разряда людей: обыкновенные люди - их большинство; избранные - их очень мало, они могут сомневаться в справедливости существующего положения в общ-ве и, если надо, они могли переступить через чуществующее положение вещей, но такое переступление является преступлением.
б) Достоевский подталкивает героя к эксперименту, т.е. к самопроверке и проверке теории. Достоевский развенчивает антигуманность (тварь ли я...)
1) эта теория антигуманна, она вызывает непредсказуемую епную реакцию (собирается убить старуху, а случайно убивает еще 2-х
2) Цель и ср-ва. Цель прекрасная - помочь человечеству, вывести человечество в светлое будещее; средства - никуда не годятся), значит и цель не была достигнута. Ср-ва должны соответствовать уели, нельзя идти к цели, круша все вокруг себя. Народ не видит своего героя.
3) Раскольников хочет взять власть над обществом, чтобы делать ему добро, и он сам прямо говорит в соем споре с Соней, что он хочет взять власть над муравейником.
4) Несостоятельность теории показана через идеологических двойников Раскольникова - Лужина и Свидригайлова. Лужин выдвигает теорию разумного эгоизма. Свидригайлов - духовно-нравственный аспект теории.
Достоевский показывает, что даже в сознании закоренелого преступника рано или поздно всплывали категории нравственности и тогда преступник вершит суд над собой.


Ответ от Наталия [активный]
нужны были деньги, а теория так для прикрытия


Ответ от Алиса [эксперт]
Люди правда,избранные есть...с этим поспорить нельзя...главное с пустого места не возомнить из себя избранного и не переубивать кучу народа,как многие делают...


Бывший студент Родион Романович Раскольников — главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович — человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» — на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» — это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» — Наполеон Бонапарт: «…настоящий властелин, кому все разрешается, — громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, — а стало быть, и все разрешается».

Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.

Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он — не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.

С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Романович уже «доведен до кондиции» — он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой. Материал с сайта

Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир — она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Романовича — он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.

Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение — причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман «Преступление и наказание» классикой мировой литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мое отношение к теории раскольникова сочинение
  • моё отношение к теории раскольникова сочинение
  • как развинчивается теория раскольникова?
  • В чем теория раскольникова о возможности еденичного злодейства во имя высокой цели
  • теория родиона раскольникова и ее развенчание

Весь роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является развенчанием идей радикального индивидуализма и элитизма на примере судьбы обычного студента из Петербурга Родиона Раскольникова. Писатель, беря, на первый взгляд, рациональную теорию своего героя о «тварях дрожащих и право имеющих», постепенно низводит её до фигового листка, которым пользуются негодяи и злодеи, чтобы спрятать и облагородить в глазах окружающих истинную природу свои действий. Одним из таких негодяев является Лужин, который выдвигает свою версию идеологии Раскольникова – теорию целого кафтана. Этот персонаж со своим видением социальной справедливости не менее интересен читателю, чем главный герой, поэтому его личность стоит рассмотреть подробнее в рамках данной работы.

Краткая характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Инфернальный образ этого персонажа мы впервые встречаем в письме Пульхерии Александровны к сыну уже в самом начале романа. Сначала он представляется нам добрым и хорошим человеком, ведь берет в жены девушку из бедной семьи без приданного. Сам он богат и успешен, и это решение кажется, конечно, благородным, но странным, не без подвоха. Не зря раскольников воспринимает появление этого господина в штыки, даже не зная его. При встрече он видит, что перед ним не меценат-благодетель и не отчаянно влюбленный человек. Перед ним меркантильный и пошлый мещанин с завышенной самооценкой.

Даже на Дуне он женится только ради того, чтобы сделать из неё послушную, всецело зависящую от него игрушку, которая будет удовлетворять его манию величия. Потерпев неудачу, он принимается мелочно мстить Родиону, выставив воровкой проститутку Софью Мармеладову, к которой тот испытывал некоторую симпатию. К счастью, Лужина настигает заслуженное фиаско, разоблачённый и обруганный он с позором изгоняется из общества бедняков и пьяниц, которых так презирал.

В чем же заключается теория Лужина? С помощью развернутой метафоры он объяснил ее в двух словах. Человеку не стоит рвать на груди последнюю рубашку, чтобы помочь ближнему, в этом случае все будут нищими и голыми. Нужно копить на кафтан, и тогда в обществе будет хоть один преуспевающий лидер, который со временем сможет повести за собой остальных, но в светлое будущее, а не за половинкой рубашки. Звучит здраво, но что эта теория представляет собой на деле? Вся энергия героя направлена не на улучшение жизни общества, но на удовлетворение собственного эго. Если Раскольников совершает преступление, искренне веря в его необходимость и благо, которое можно совершить с его помощью, то Лужин использует рассуждения о высшем благе, как ширму, скрывающую его истинные намерения. Он, в отличие от Родиона, способен притворяться, лгать и временно сдерживать свою натуру ради достижения цели, что делает его не полезным, а опасным для окружения.

Для Достоевского только исконно христианская мораль человеколюбия способна спасти человечество от самого себя. Человек, отринувший любовь, гуманизм и стыд, неизбежно превращается в одинокое бесцельно существующее чудовище, у которого нет будущего. Наглядным примером, подтверждающим эту мысль, является Лужин.

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческой души. С присущей ему правдивостью и трагичностью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманные отношения между людьми, страдающий за «униженных и оскорбленных».

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - это повествование о том, «как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце ее наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».

На страницах романа автор подробно исследует теорию Родиона Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовалась давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: «Цель оправдывает средства». Это высказывание является сутью теории Раскольникова.

По теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда. Одни, люди «обыкновенные», обязаны жить в смирении, повиновении и послушании, они не имеют права переступать юридические законы, потому что они обыкновенные. Это «твари дрожащие», «материал», «не люди», как называет их Раскольников.

Другие же - «необыкновенные» - имеют право переступать закон, совершать всякие злодеяние, бесчинства, преступления именно потому, что они необыкновенные. Раскольников говорит о них как о «собственно людях», «наполеонах», «двигателях истории человечества». Раскольников считает, что низший разряд существует для того, чтобы производить «себе подобных». А «сверхчеловеки» -это люди, имеющие «дар или талант», которые могут сказать в своей среде новое слово. «Первый разряд - господин настоящего, а второй - господин будущего», - говорит Раскольников.

Раскольников доказывает, что «необыкновенные люди» могут и должны «переступать законы», но только ради идеи, «спасительной для человечества».

Разумеется, создавая свою теорию, себя Раскольников причислял заочно к «людям». Но ему нужно проверить это на практике. Тут и «подворачивается» старуха-процентщица. На ней он хочет проверить свой расчет, свою теорию: «Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».


Итак, не обладая необходимым материальным состоянием. Раскольников решает убить ростовщицу и получить таким образом средства для достижения своей цели. Но согласно теории героя романа, он имеет право «переступить», если исполнение его идей (спасительной, возможно, для человечества) потребует этого.

Раскольников вначале (до преступления) искренне верит, что преступление его будет совершено «во имя спасения человечества». Потом он признается: «Свобода и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником! Вот цель!..» Впоследствии он объясняет Соне: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Он жаждал попасть в число тех, кому «все позволено»: «кто много посмеет». Вот последнее, определяющее его цель признание: «Не для того я убил, чтобы матери помочь. Вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Результат и средства преступления не совпали с высокими целями, которые он провозглашал. «Цель оправдывает средства», - вот казуистика Раскольникова. Но у героя не было такой правой цели. Здесь цель не оправдывает средства, а указывает на неправильность, негодность таких средств и результатов, как убийство. Теория Родиона Раскольникова сломалась, рухнула.

Достоевский не согласен с философией Раскольникова. По мнению автора, вседозволенность страшна, антигуманна и поэтому недопустима.

Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий», «чистокровных арийцев». «Люди делятся на «господ» и «рабов», - говорил он, - и господам - «сильным личностям», «сверхчеловекам» - все дозволено». Следуя такой теории, эти «сверхчеловеки» вправе не считаться с законом, с моралью, уничтожать и подавлять всех, кто становится на их пути. Позднее теория Ницше послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, бедствий всему человечеству.

Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства, и тем более, «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне смог их переступить, по религиозным понятиям способен на все.

Достоевский не согласен с философией Раскольникова, автор заставляет своего героя самого в ней разубедиться. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья - краеугольный камень философии Достоевского. Писатель, веря в искупительную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Проводником философии Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.

Сломать что надо, раз и навсегда, да и только; и страдание взять на себя!
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

“Преступление и наказание” – одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф.М.Достоевского. Писатель работал над ним в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции. Герой Достоевского – не только непосредственный участник событий, но и человек, идеологически оценивающий происходящее.

Родион Романович Раскольников – бывший студент. Уже в самом начале, на первых страницах, мы узнаем, что “странная мысль наклевывается в его голове, как из яйца цыпленок”. Она заключается в следующем: “Убить старуху, взять ее деньги, “обреченные в монастырь”, взять не себе – для погибающих, умирающих от голода и порока, и "будет восстановлена справедливость”. Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови. Герой создает теорию, по которой все люди делятся на “имеющих право” и на “тварей дрожащих”. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом: к какому разряду людей относится он сам? “…Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?.. ” Убийство старухи- процентщицы – это самопроверка героя. Вынашивая идею в своем воспаленном сознании, Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеона) и спасителя человечества (Христа) одновременно. Существует много мотивов преступления. Сам же герой объясняет их следующим: во-первых, “ …я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…”, во-вторых, “хотел помочь матери, спасти сестру… всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…”, в-третьих, “я просто убил; для себя убил, для себя одного…мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как и все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..”. Значит, убийство совершено со справедливой целью – взять деньги и облагодетельствовать ими нищее человечество? И преступления никакого нет?.. Теперь перейдем к моментам, когда Раскольников осознает свою ошибку.

После того, как Родион совершает убийство, он пытается найти человека, которому можно поведать свою страшную, мучительную тайну и который поймет его. Соня Мармеладова была именно таким человеком. Узнав о том, что именно Раскольников убил процентщицу и Лизавету, Сонечка в первую минуту “…отошла от него к стене, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет ”. Она увидела в лице своего друга глубокие страдания и сожаление. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!” – воскликнула она. После долгого и мучительного разговора ей стало еще больше жаль Родиона. Она предположила, что он сделал это не ради себя, а ради дорогих ему людей. В то же время Раскольников совершает для себя открытие. Раньше, исходя из своей теории, он относил себя к “имеющим право”, а теперь он убеждён, что его теория не верна и что он попадает в разряд “тварей дрожащих”. Поняв это, герой считает, что жизнь не стоит продолжать: “Разве я старушонку убил? Я себя убил… а старушонку эту черт убил, а не я…” Но Соня подсказывает ему выход: “Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: “Я убил!”… страдание принять и искупить себя им, вот что надо”.

Незадолго до признания у Раскольникова начинается почти распад сознания, он как бы теряет разум. Его охватывает то болезненная тревога, то панический страх, то полная апатия. Он уже не владеет своими мыслями, волей и чувствами, старается убежать от ясного и полного понимания своего положения. Вся его арифметика оборачивается страшной ложью, а теоретическое преступление – полной бессмыслицей. Не медля ни минуты, герой отправляется в контору, где и делает чистосердечное признание: “Это я убил тогда старуху-процентщицу и сестру её Лизавету топором и ограбил ”. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина – преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели же не достиг. Конечно, мы понимаем, сколько силы воли нужно иметь, чтобы прийти с повинной и все рассказать. Раскольников жестоко наказан. Но в этом наказании - его спасение.

Идея поработила Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в пешку, лишенную воли. После признания героя отправляют на каторгу в Сибирь. Раскольников, дитя огромного мрачного города, оказывается в новом, необычном для него мире, он вырван из фантастической больной жизни Петербурга, из той искусственной почвы, которая взрастила его страшную идею. Это иной, доселе чуждый ему, мир - мир народной жизни, вечно обновляющейся природы. Приговор оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению. Но судьи учли тот факт, что “причиной всему было скверное его положение, его нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью по крайней мере трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами”. И вот, он один, без друзей, без дорогих ему людей, без мечты, без цели в жизни, в мрачной пустой холодной крепости.

И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий написанную Достоевским в “Преступлении и наказании” картину человеческого бытия, мы видим просвет в жизни героя. Мы верим в нравственную силу, мужество и решимость Раскольникова найти путь и средства истинного служения людям. Ведь он был и остался “человеком и гражданином”.




Вверх