Дефо, даниэль. Биография даниеля дефо

Даниэль Дефо - английский писатель, публицист, журналист, основоположник экономической журналистики, популяризатор жанра романа в Великобритании, автор романа о Робинзоне Крузо - родился примерно в 1660 г. недалеко от английской столицы, в Криплгейте. Отец, торговец мясом, готовил его карьере пресвитерианского пастора и отдал в духовную семинарию, Академию Мортона в Стоук-Ньюингтоне, где его сын изучал классическую литературу, а также латынь и греческий. Однако Дефо-младшего влекла совершенно другая стезя - коммерческая деятельность, торговля.

После окончания академии он поступил на работу к чулочному торговцу приказчиком, неоднократно предпринимал деловые поездки в Испанию, Португалию, Францию, Италию. В дальнейшем он приобрел собственное чулочное производство, было в его предпринимательской биографии управление и владение крупным заводом, выпускавшим кирпичи и черепицу. В этом смысле Дефо являлся человеком своего времени: тогда таких коммерсантов-авантюристов было немало, и он оказался в числе тех, чья коммерческая деятельность в итоге завершилась банкротством.

Однако предпринимательство было далеко не единственным интересом Даниэля Дефо; он проживал яркую и насыщенную жизнь . Будучи молодым человеком, принимал активное участие в политической жизни, был одним из восставших против короля Якова II Стюарта, потом скрывался по разным городам, чтобы избежать тюремного заключения.

Деятельность на поприще литературы началась с памфлетов и сатирических стихотворений, а также прозаических трактатов, посвященных вопросам предпринимательской деятельности. В 1701 г. Дефо написал памфлет «Чистокровный англичанин», высмеивавший аристократию. Тот приобрел невероятную популярность: его продавали на улице, и все 80 тысяч экземпляров были сразу раскуплены. За памфлет власти приговорили его к позорному столбу, гигантскому штрафу и посадили в тюрьму до исполнения наказания. Когда Дефо стоял у позорного столба, жители Лондона пришли его поддержать, но деловой репутации был нанесен немалый ущерб, и, пока он сидел в тюрьме, его коммерческое предприятие – производивший черепицу завод - по сути, развалилось.

Тюремное заключение могло быть очень долгим, а перспективы – неясными, если бы Даниэля Дефо не вызволил Роберт Харли, спикер палаты общин, министр. После этого Дефо работал на него как секретный агент, собирал в Англии и Шотландии разнообразную интересующую покровителя информацию. Харли в 1704 г. устроил его на госслужбу - в известное периодическое издание «Ревью», где в обязанности ему вменялось написание и редактирование статей. Издание просуществовало до 1713 г., комментарии Дефо периода работы в «Ревью» стали самыми известными из его сочинений политического характера.

Не покладая рук работая на поприще журналистики, Даниель Дефо пишет и литературные произведения. В 1719 г. увидела свет книга «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - произведение, вошедшее в сокровищницу мировой литературы и принесшее автору ошеломительный успех. На его волне Дефо написал в том же году «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а через год - еще одно повествование-продолжение, но слава «Жизни и приключений…» оказалась недосягаемой. Именно с этим произведением, воспевающим силу человеческого духа, его неистребимую волю к жизни, ассоциируется в первую очередь имя Даниэля Дефо, хотя его творческое наследие было очень богатым и разнообразным по тематике, жанрам, масштабу.

Его перу принадлежит более чем полтысячи сочинений, среди которых романы «Радости и горести Моль Флендерс» (1722), «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724), «Жизнь, приключения и пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона» (1720) и «История полковника Джека» (1722), труды «Совершенный английский торговец», «Морской торговый атлас», «Всеобщая история пиратства», «Путешествие по всему острову Великобритания». Умер Даниэль Дефо в апреле 1731 г. в Лондоне.

Даниэль Дефо родился в Лондоне в семье Джемса Фо, торговца мясом и свечного фабриканта. Свою фамилию писатель впоследствии изменил на Дефо.
Интересы семьи, в которой вырос Даниэль, составляли торговля и религия. Отец Даниэля по своим религиозным взглядам был пуританином, диссидентом. Верность кальвинизму, непримиримое отношение к господствующей англиканской церкви были для английских купцов и ремесленников своеобразной формой защиты их буржуазных прав в годы политической реакции и реставрации Стюартов (1660-1688).
Отец Даниэля, заметив исключительные способности сына, отдал его в диссидентскую школу, носившую название академии и готовившую священников для гонимой пуританской церкви.
Дефо отказался от будущности священника и занялся торговлей. В течение всей своей жизни Дефо оставался коммерсантом. Он был чулочным фабрикантом и торговым посредником по вывозу из Англии тканей и ввозу вин. Впоследствии он стал владельцем черепичного завода. В качестве торгового посредника он много путешествовал по Европе, особенно долго пробыл в Испании и Португалии. Самые разнообразные коммерческие планы возникали в голове Дефо, он затевал все новые и новые предприятия, обогащался и разорялся вновь. В то же время он принимал активное участие в политических событиях своей эпохи.
В так называемой «славной революции» 1688 года Дефо принял посильное участие. Он вступил в армию Вильгельма, когда тот высадился на английском берегу, а затем в составе почетного караула, выставленного богатейшими купцами, присутствовал при триумфальном шествии короля.
В последующие годы Дефо вместе с буржуазной партией вигов активно поддерживал все мероприятия Вильгельма III Оранского. Он выступил с рядом памфлетов в защиту его внешней политики и обширных военных ассигнований, предназначенных для войны с Францией. Но особенно большое значение имел его стихотворный памфлет «Чистокровный англичанин» (1701), направленный против дворянско-аристократической партии. В памфлете Дефо защищает Вильгельма III от его врагов, кричавших, что голландец не должен управлять «чистокровными англичанами». Памфлет имел резкую антифеодальную окраску. Дефо отрицает самое понятие «чистокровный англичанин», так как английская нация образовалась в результате смешения различных национальностей, в результате завоевания британских островов римлянами, саксами, датчанами и норманнами. Но с наибольшей резкостью он обрушивается на английских аристократов, гордящихся «древностью рода». Недавние выходцы из буржуазии, они приобрели гербы и титулы за деньги и, забыв о своем буржуазном происхождении, кричат о дворянской чести, о дворянском достоинстве.
Писатель призывает английских аристократов признать уже совершившийся классовый компромисс, забыть о мнимой дворянской чести и окончательно пойти за буржуазией. Достоинство человека отныне должно измеряться его личными заслугами, а не блестящим титулом. Сатирические выпады против дворянства обеспечили памфлету успех в самых широких читательских кругах. Вильгельм III, довольный поддержкой талантливого памфлетиста, стал оказывать Дефо постоянное покровительство.
Смерть Вильгельма III в 1702 г. положила конец тем надеждам, которые Дефо возлагал на этого короля. Он с негодованием обрушился в своем памфлете «Притворные плакальщики» на дворян-ториев, радовавшихся смерти Вильгельма.
Царствование королевы Анны (дочери Иакова II) было ознаменовано временной политической и религиозной реакцией. Анна ненавидела пуритан и втайне мечтала о полной реставрации Стюартов. При ее содействии в 1710 г. произошел торийский переворот в парламенте. Еще раньше под ее покровительством началось жестокое преследование пуритан-диссидентов. Епископы и пасторы, фанатики англиканской церкви, открыто призывали в своих проповедях к расправе с диссидентами.
Дефо чувствовал себя несколько одиноким в своей собственной пуританской партии, так как его возмущали проявления всякого рода религиозного фанатизма. Но в эти трудные для пуритан годы он с неожиданным пылом выступил в их защиту. Писатель избрал для этого путь пародии и литературной мистификации и выпустил в 1702 г. анонимную брошюру «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Брошюра была написана от лица Представителя англиканской церкви, призывающего к полному истреблению диссидентов. В этом памфлете-пародии анонимный автор советовал уничтожать английских пуритан, как некогда во Франции уничтожали гугенотов, предлагал заменять виселицами пени и штрафы, а в заключение рекомендовал «распять этих разбойников, распинавших доселе святую англиканскую церковь».
Эта мистификация была настолько тонкой, настолько воспроизводила разнузданный тон погромных проповедей, звучавших в церквах, что обе религиозные партии сначала не поняли ее подлинного смысла. Некоторые сторонники англиканской церкви заявили о своей полной солидарности с автором брошюры. Ее приписывали кому-нибудь из епископов. Смятение и ужас диссидентов, ожидавших поголовного истребления, были так велики, что Дефо был вынужден выпустить «Объяснение к «Кратчайшему способу», где он открыл свой замысел – осмеять кровожадных церковников. Это объяснение, как и сам памфлет, было анонимным, но друзья и враги теперь догадались об авторстве Дефо. Правда, диссиденты еще не вполне успокоились, не вполне поверили своему защитнику, выступившему под маской врага.
Но зато правительство и англиканское духовенство вполне поняли смысл памфлета и оценили опасность, которую представлял для них неукротимый памфлетист. В январе 1703 года был отдан приказ об аресте Дефо, «виновного в преступлении чрезвычайной важности».
Дефо бежал и скрылся от полиции. В «Лондонской газете» появилось объявление о правительственной награде в 50 фунтов стерлингов тому, кто выдаст Дефо, «худощавого человека среднего роста, около 40 лет, смуглого, с темно-каштановыми волосами, серыми глазами, крючковатым носом, и большой родинкой около рта». Дефо был выдан и заключен в Ньюгетскую тюрьму. Памфлет был сожжен на площади палачом.
Приговор, вынесенный писателю, отличался исключительной суровостью. Он был приговорен к уплате большого штрафа, троекратному стоянию у позорного столба и тюремному заключению на неопределенный срок до специального приказа королевы. Дефо мужественно принял наказание. Еще во время предварительного заключения он написал «Гимн позорному столбу» (1703), в котором заявил, что гордится своей участью. Этот гимн был распространен его друзьями, продавался на улицах мальчишками и скоро был у всех на устах. Появление у позорного столба превратилось для Дефо в настоящий триумф. Огромная толпа восторженно приветствовала его, женщины забрасывали его цветами, позорный столб был украшен гирляндами. Однако на этом закончился героический период в жизни Дефо. Он был выпущен на свободу в том же году, тайно приняв условия, предложенные ему торийскими кругами и, прежде всего, Робертом Гарли, впоследствии премьер-министром торийского правительства.
В дальнейшем Дефо уже не подвергался политическим гонениям.
К концу жизни он оказался в одиночестве. В загородном захолустье Дефо доживал свои дни. Собственные дети давно разлетелись из гнезда. Сыновья торгуют в Сити, дочери замужем. И только дети его воображения герои его книг - не бросили старика Дефо, когда судьба нанесла ему роковой удар. Больного и немощного, она снова заставила его покинуть уютный дом, бежать, скрываться. И как когда-то, в минувшие дни, Дефо неожиданно для всех укрылся в так хорошо ему знакомых трущобах Лондона.
Он умер в конце апреля 1731 года. Сердобольная мисс Брокс - хозяйка дома, где Дефо прятался, похоронила его на свои собственные деньги. Газеты посвятили ему короткие некрологи, большей частью издевательского свойства, в самом лестном из которых его удостоили назвать “одним из величайших граждан республики Граб-стрит”, то есть лондонской улицы, где ютились тогдашние борзописцы и рифмоплеты. На могилу Дефо положили белую надгробную плиту. С годами она заросла, и казалось, что и память о Даниеле Дефо - вольном гражданине города Лондона - покрылась травой забвения. Прошло более ста лет. И время, суда которого так опасался писатель, отступило перед великими его творениями. Когда журнал “Крисчен уорлд” в 1870 году обратился к “мальчикам и девочкам Англии” с просьбой прислать деньги на сооружение гранитного памятника на могиле Дефо (старую плиту расколола молния), тысячи почитателей, в том числе и взрослых, откликнулись на этот призыв. В присутствии потомков великого писателя состоялось открытие гранитного монумента, на котором было высечено: “В память автора “Робинзона Крузо”. И это справедливо: из трехсот произведений, написанных Даниелем Дефо, подлинную славу ему принесло именно это сочинение. Его книга - зеркало эпохи, а образ Робинзона, в котором писатель воспел мужество человека, его энергию и трудолюбие, - герой великой эпопеи труда.

Писательская деятельность Дефо была необычайно разнообразной. Им написано более 250 работ различных жанров – от стихотворных и прозаических памфлетов до обширных романов. Помимо упомянутых выше политических памфлетов и «Опыта о проектах», он выпустил после 1703 года огромное количество очерков и статей самого разнообразного содержания. Здесь были исторические и этнографические труды, в которых исключительное внимание уделялось развитию торговли: «Всеобщая история торговли, в особенности британской коммерции» (1713), «Всеобщая история открытий и усовершенствований, в особенности в великих отраслях коммерции, навигации и земледелия, во всех частях света» (1725), «Путешествие по всему острову Великобритании» (1727), «Беспристрастная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии» (1723). Здесь были и поучительные трактаты, всячески пропагандирующие буржуазную предприимчивость («Образцовый английский негоциант», 1727, и т.д.). Одновременно появлялись в печати новые проекты Дефо, новые попытки исследований в форме «Опытов» – «Защита печати, или опыт о полезности литературы» (1718), «Опыт о литературе, или исследование о древности и происхождении письма» – и наряду с ними остроумные злободневные памфлеты, иногда в форме пародий («Инструкции из Рима в пользу претендента, адресованные высокопоставленному дону Сачевереллио», 1710, памфлет, вскрывающий близость англиканской церкви с католичеством).
Некоторым своим памфлетам и очеркам Дефо нарочно придает сенсационный характер и снабжает их эффектными, интригующими заголовками. В одном памфлете 1713 года он ставит перед читателем вопрос: «Что делать, если королева умрет?», другой озаглавливает: «Что, если нападут шведы?» (1717). Известную смелость и свободу в постановке таких вопросов позволяло Дефо его сближение с правящими кругами, а также анонимность памфлетов. Английский обыватель, разумеется, с жадностью набрасывался на эти брошюры и искал в них помощи и совета в годы, когда стране угрожала новая реставрация Стюартов или вторжение шведов.
Погоня за литературным заработком заставляла Дефо создавать наряду с серьезными трудами бульварные «истории» о знаменитых грабителях и привидениях, точные и детальные отчеты о совершенно фантастических событиях. Он подробно описал ужасающий ураган, пронесшийся в 1703 году над Англией, будучи его очевидцем; но через несколько лет он дал такое же точное и реалистическое описание извержения вулкана, которого на самом деле не было. В 1705 году им был написан фантастический отчет о путешествии на луну, представляющий сатиру на последние события в Англии, особенно на действия фанатиков англиканской церкви.
Дефо следует считать основателем журналистики в Англии с 1705 по 1713 год он издает газету «Обозрение французских дел». Под этим маскирующим названием имелось в виду обозрение всей европейской политики и внутренних дел Англии. Дефо издавал свою газету один, был ее единственным сотрудником и проводил в ней, несмотря на свою тайную связь с Гарли, прежние прогрессивные принципы, постоянно задевая церковников и крайних ториев. В газете печатались обширные международные обзоры, комментировались и события внутренней политической жизни Англии. На четвертой странице газеты, озаглавленной «Скандальный Меркурий, или Новости Клуба скандалов», помещался юмористический отдел, носивший сатирико-нравоучительный характер. Здесь осмеивались главным образом частные пороки, выводились сатирические образы сварливых или неверных жен, легковерных и обманутых мужей; но иногда разоблачалась также несправедливость подкупленных судей, продажность журналистов, фанатизм и невежество церковников; читатели узнавали в таком случае под вымышленными именами известных в Лондоне лиц, и это способствовало популярности газеты. Ее резко независимый тон, откровенные выпады против реакционных кругов, обстоятельность политических обозрений завоевали ей широкие читательские симпатии. Газета выходила два раза в неделю и предвосхищала во многих отношениях журналы Стиля и Аддисона («Болтун» и «Зритель»), издававшиеся в 1709–1711 годах. Нужна была вся колоссальная работоспособность и энергия Дефо, чтобы в течение ряда лет вести одному эту газету, перевоплощаясь то в серьезного обозревателя, то в остроумного памфлетиста.
Уже стариком, обогащенным огромным опытом публицистической и историографической работы, Дефо приступил к созданию художественных произведений. Его прославленный роман «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) был написан им на 58-м году жизни. Вскоре появились вторая и третья части романа, а затем еще ряд романов: «Жизнь и приключения знаменитого капитана Сингльтона» (1720), «Мемуары кавалера» (1720), «Записки чумного года» (1721), «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1721), «История и замечательная жизнь достопочтенного полковника Жака» (1722), «Удачливая любовница, или История жизни и разнообразных похождений... особы, известной под именем леди Роксаны» (1724), «Записки Джорджа Карльтона» (1724).
Все романы Дефо написаны в форме автобиографии и мемуаров вымышленных лиц. Все они отличаются простотой и сдержанностью языка, стремлением к точным описаниям, к точной передаче мыслей и чувств героев.
Дефо был убежденным сторонником простоты и ясности стиля. Каждый его роман представляет историю жизни и воспитания героя, начиная с детских или юношеских лет, причем воспитание человека продолжается и в его зрелые годы. Разнообразные приключения, тяжелые испытания формируют человеческую личность, а в романах Дефо это всегда энергичная и расчетливая личность, всеми дозволенными и недозволенными средствами завоевывающая себе жизненные блага. Герои Дефо чаще всего плуты, их накопительство сопровождается рядом неблаговидных поступков (исключение представляет Робинзон, любимейший, а потому и положительный герой Дефо). Капитан Сингльтон – пират, Молль Флендерс и «полковник» Жак промышляют воровством, Роксана – авантюристка и куртизанка. При этом все они преуспевают на своем жизненном пути и пользуются известным сочувствием писателя. Автор, хорошо знавший испанский язык, использует традиции испанского плутовского романа с его пестрой сменой приключений, скитаний ловкого одиночки в равнодушном и жестоком мире. Но восприятие жизни и отношение к собственным героям в романах Дефо гораздо сложнее и глубже, чем в плутовском романе. Некоторые герои Дефо отличаются сердечностью и трудолюбием (Молль Флендерс), они сознают свое падение, но жестокая буржуазная среда уродует их, превращает в безнравственных авантюристов. Дефо прекрасно понимает и показывает своим читателям, что вина за моральное падение его героев ложится на общество. Пружиной личной и общественной жизни оказывается эгоизм, как в «Басне о пчелах» Мандевиля. Подобно Гоббсу, Дефо склонен считать эту эгоистическую борьбу индивидов за материальные блага извечным законом человеческого существования.

ДЕФО, Даниель (Defoe, Daniel - 1660 или 1661, Лондон - 26.04. 1731, там же) - английский писатель и публицист.

Дефо - основоположник европейского реалистического романа нового времени. Будучи первым звеном в истории просветительского романа XVIII века, он подготовил и социальный реалистический роман XIX в. Традиции Дефо продолжили Г. Філдінґ, Т. Д. Смоллет, Ч. Диккенс. Творчество Дефо составила целую эпоху в развитии английской прозы. Его главное произведение - роман «Робинзон Крузо» - получил мировое признание.

Дефо стал зачинателем таких раВНОвидностей жанра романа, как приключенческий, биографический, психологический, криминальный романы, роман воспитания и роман-путешествие. В его творчестве эти раВНОвидности предстают еще в недостаточно расчлененном виде, но именно Дефо с присущей ему широтой и удалью начал их разрабатывать, наметив важнейшие линии в развитии романному жанру.

В своей концепции человека Дефо выходит из просветительского представления о ее добрую природу, которая подвергается воздействию окружающей среды и жизненных обстоятельств. Роман Дефо развивается как роман социальный.

Важную роль Дефо сыграл и в развитии английской журналистики. Сын своего бурного и напряженного времени - эпохе становления буржуаВНОго общества, - Д. находился в центре политической, идейной и религиоВНОй борьбы. Его энергичная и многогранная натура сочетала черты дельца и политика, яркого публициста и талантливого писателя.

Д. родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Джеймса Фо, который жил в Лондоне. К отцовскую фамилию Фо долю «Где» присоединил сам Даниэль в 1703 г., когда он уже стал известным как автор памфлетов и мог рассчитывать на свои силы в литературной деятельности. Семья Дефо была пуританской и разделяла взгляды дисинтерів (противников господствующей англиканской церкви). Даниэль учился в пуританской духовной академии, но религиозным проповедником он не стал. Его влекло жизнь со всеми ее превратностями, риском в коммерции, бурной предприимчивостью в самых раВНОобразных сферах. Несколько раз он вынужден был объявлять себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции. Однако интерес Дефо не ограничивались предпринимательством, его бурная энергия проявлялась в политической и публицистической деятельности. В 1685 г. он принял участие в возглавленном герцогом Монмаутом восстании против короля Якова II, который пытался восстановить католичество и абсолютную монархию. После поражения восстания Д. вынужден был долго скрываться, чтобы избежать суровой кары. Революцию 1688 г. он встретил сочувственно и поддерживал политику Вильгельма III Оранского.

Дефо постоянно размышлял над способами лучшей организации жизни общества, выступал с различными проектами совершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он и писал в своих трактатах и памфлетах. Его беспокоили просвещение соотечественников и особенно вопросы женского образования, проблема сословных привилегий и судьба обделенных природой людей - слепых, глухих, умалишенных; он писал о возможных путях обогащения и занимался вопросами этики коммерсанта, выступал против англиканской церкви, отрицая ее догматы. Народ благосклонно относился к произведениям Дефо, а самого автора неоднократно арестовывали и сажали в тюрьму.

Начало литературной деятельности Дефо приходится на 1697 г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах» («An Essau upon Projects»).

Дефо выступил здесь с предложением об организации банковского кредита и страховых компаний, об улучшении путей сообщения; он писал о создании академии, которая могла бы заниматься вопросами норм литературного языка, говорил о необходимости женского образования. Через год появился памфлет «Ходатайство бедняка» («A Poor man"s Plea», 1698), где говорится о несправедливости законов, карающих бедняков и защищают богачей: «Паутина наших законов такова, что попадают в нее маленькие мухи, а большие пробиваются сквозь нее».

Демократический характер имела и стихотворная сатира «Чистокровный англичанин» (The True-born Englishman. A Satyr», 1701), где утверждается право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, не избранными предками, а благородными поступками и деяниями. Дефо осуждает и высмеивает аристократическую спесь дворян. Этот памфлет написан в защиту Вильгельма III (голландца по происхождению), которому сторонники правящих в 1688 г. Стюартов упрекали за то, что, не будучи «чистокровным англичанином», он захватил престол. Дефо считает, что само понятие «чистокровный англичанин» не имеет права на существование, поскольку история английской нации - это история смешения разных народов. Обращаясь к генеалогии, он доказывает неправомерность притязаний британской знати называться «чистокровными англичанами». Сатира Дефо была популярной среди народа.

После смерти Вильгельма III (1702) английская церковь сняла новую волну преследований дисинтерів. В этой обстановке Дефо анонимно опубликовал памфлет «Кратчайший путь расправы с дисинтерами». («The Shortest Way with the Dissenters», 1702). В нем он выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации: призывая к расправе с дисинтерами, автор, по сути, выступил их приверженцем. Раскрытие сути авторского замысла повлекло преследование Дефо. Его присудили к заключению и стояния у позорного столба. Еще до свершения этой гражданской казни среди людей распространился «Гимн позорному столбу» («A Hymn to the Pillory», 1703), Дефо написал в Ньюгейтській тюрьмы. «Гимн» создан в форме народной песни, и того дня, когда Дефо стоял у позорного столба, толпа, сошелся на площадь, пел эту песню, приветствуя ее автора.

Тематика памфлетов и трактатов Дефо раВНОобразна: он писал о событиях и фактах общественно-политической и повседневной жизни англичан, дает советы дельцам и коммерсантам, делится собственным опытом ведения раВНОобразных дел и одновременно фантазирует, придумывает, привлекая внимание необычностью, сенсационностью «новостей». Но о явно вымышленные события он пишет так же деловито, как и о явлениях вполне достоверные и реальные. О появлении призрака он сообщает с использованием таких будничных подробностей, все кажется вполне привычным, а о путешествии на Луну пишет так, как будто лично принимал в ней участие. Творческое воображение писателя подкрепляет смелость его мысли. Реальность и вымысел сливаются воедино и подаются как жизненный факт.

Дефо освободили из тюрьмы, когда он дал согласие стать тайным агентом правительства. Жизненный опыт убедил его в лицемерии политиков, и теперь он уже не делал разницы между тори и вігами, служа и тем, и другим.

Нескрываемое выражение демократических симпатий изменилось стойкой умеренностью взглядов. В период с 1704 по 1713 гг. Дефо регулярно выступал со статьями на страницах газеты «Ревью» («The Review»), обращаясь к самым разным проблемам: коммерция, мораль, образование, политика. Он сделал существенный вклад в развитие журналистики и становление жанра эссе. Однако в историю мировой литературы он вошел как романист, и прежде всего как создатель знаменитого «Робинзона Крузо».

Дефо было пятьдесят девять лет, когда появилась первая часть романа о Робинзоне Крузо. Его полное название - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, морехода иВНОрка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж погиб, с переводом его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» («The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe...», 1719). Создавая эту книжку, Дефо не думал продолжать ее. Однако успех первой части побудил его написать вторую, а вслед за ней и третью: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» («The Батьки Adventures of Robinson», 1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира»(1720). Мировое признание получила первая часть, которая осталась жить в веках. После «Робинзона Крузо» Дефо написал: приключенческие романы «Молль Флендерс» (The Fortunes and Misfortunes of the Famous Moll Flandres», 1722), «Роксана» («Lady Roxana», 1724), «Полковник Джек»(«Colonel Jacque», 1722); морской роман «Капитан Сінґлтон» («Captain Single-ton», 1720); исторические романы «Дневник чумного года» («A. Journal of the Plague Year», 1722) и «Мемуары кавалера» («Memoirs of a Cavalier», 1720). Все эти жанровые модификации представлены в творчестве Дефо на ранней стадии их развития.

С присущей ему склонностью к мистификации Дефо издал свой первый роман за мемуары самого Робинзона, тем самым репрезентувавши своего героя читателям как личность вполне реальную.

Именно так сначала Робинзона и воспринимали современники. Впрочем, для этого были определенные основания, поскольку толчком, а во многом и основой для создания романа стал очерк «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. в журнале «Англичанин». В нем говорилось о реальный случай: матрос Селькирк поссорился с капитаном корабля и его высадили на острове Хуан Фернандес, где тот провел в полном одиночестве четыре месяца. Он имел при себе запас продуктов на один день, несколько фунтов табака, кременеву ружье, фунт пороху, кремень и огниво, топор, нож, котелок, носильний костюм и постель, несколько книг духовного содержания, книги про навигацию и некоторые математические приборы. Сначала Селькирк удался в отчаяние и тяжело переживал одиночество, но со временем, обжившись на острове, он окреп духом и жизнь «стало для него настолько удивительно приятным, что никакие минуты не считал он за груз». Он ел мясо черепах, казатину; когда одежда его иВНОсилась, он одевался в одежду из козьих шкур. Он молился Богу, вполне смирился со своей судьбой, и «жизнь для него стало таким же радостным, как раньше было печальным». Возвращение на большую землю не сделало Селькирка счастливее. Очерк заканчивается поучительным выводом: «Счастливый тот, кто ограничивает свои желания лишь естественными потребностями; у того же, кто підохочує свои прихоти, потребности растут вместе с богатством».

Представленный в очерке Стила факт трансформировался в творчестве Дефо в развернутое повествование, что привлекала не только интересной фабулой, но и философским смыслом. История Робинзона перерастает в аллегорическое изображение человеческой жизни как такового. В определенном смысле герой Дефо близок каждому. И очевидно, именно поэтому, заканчивая свой роман, и сам Дефо приходит к мысли о том, что все, изображенное в его книге, он пережил лично. Об этом он рассказывает в заключительной части «Робинзона Крузо», сопоставляя свою жизнь с судьбой Робинзона: «Приключения Робинзона Крузо - схема истинного жизни двадцати восьми лет, проведенных в наиболее блукацьких, одиноких и печальных обстоятельствах, которые когда-либо выпадали человеку. За это время я прожил долгую и удивительную жизнь - в постоянных бурях, в борьбе с наихудшим видом дикарей и каннибалов... Я потерпел всяческих насилий и пригноблень, несправедливых упреков, человеческого пренебрежения, нападения дьяволов, небесных кар и земной вражды; изведай бесчисленные превратности фортуны, побывал в рабстве хуже, чем турецкое, спасся с помощью такого же удачного плана, как тот, что изображен в истории Ксурі.., попадал в море бедствий, снова вирятовувався и снова погибал... Одно слово, нет в воображаемой истории ни одного обстоятельства, которое не было бы законным намеком на настоящую историю». Роман Дефо - это история человеческой личности. Просветительская концепция человека, вера в его возможности, обращение к теме труда, увлекательность и простота рассказа, удивительная сила воздействия всей атмосферы произведения - все это привлекает к нему людей разных эпох, раВНОго возраста и разных интересов.

Рассказ в романе ведется от имени Робинзона. Его простота и бесхитростность, доверчивость тона создают иллюзию абсолютной достоверности того, что происходит. Классически простой зачин произведения: «Я родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье...» В этом стиле рассказ продлится до самого конца. Сила воздействия романа - в правдоподобности.

Робинзон воплощает просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой. Впервые в литературе развивается тема творческого труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оказавшись в полном одиночестве, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью работает над изготовлением предметов домашнего обихода, выдалбливает лодка, выращивает и собирает свой первый урожай. Преодолевая множество трудностей, он осваивает различные ремесла. В мельчайших подробностях описано изготовление каждой вещи, каждый этап трудового процесса. Дефо побуждает читателя наблюдать с неослабным вниманием за напряженной работой мысли и ловких рук Робинзона. Во всем проявляется деловитость и здравый смысл героя. Его религиоВНОсть и набожность сочетается с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы, не расстается с Библией, но всегда и во всем руководствуется интересами выгоды. Он «с полной безсторонністю, словно кредитор», все сопоставляет и оценивает, а в своем дневнике, который ведет с присущей ему аккуратностью, он уделяет специальное внимание подведению «баланса» позитивных и негативных сторон своего положения:

«...словно кредитор и должник, я разделил страницу пополам и написал слева «плохо», а справа «хорошо», и вот что у меня получилось: Плохо

Меня забросило на ужасный, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды освободиться.

Я изолирован от всего человечества; я отшельник, изгнанный из человеческого общества.

Но я остался жив, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники.

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте...»

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей. В этом молодом дикуні, которого он спас от смерти, Робинзон хочет видеть своего преданного слугу. Недаром первое слово, которое он учит его проиВНОсить, - «господин». Робинзону необходим послушный помощник, ему приятно от «смиренной благодарности», «безграничной преданности и покорности» Пятницы. Но, узнав его ближе, Робинзон понимает, что Пятница ни в чем не уступает ему.

Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, передает своеобразие каждого времени года, его замечательные описания моря. И навсегда в памяти остается портрет Робинзона, вдягнутого в камзол и штаны до колен, высокую меховую шапку и со сделанной из козьей кожи зонтиком над головой; навсегда сохраняется в душе пережитое вместе с Робинзоном чувство страха и надежды, когда на прибрежном песке он увидел след ноги человека.

Вторая и третья части «Робинзона Крузо» и по глубине содержания, и за художественными достоинствами уступают первой. В них говорится о жизни и делах Робинзона после того, как он покинул остров, - о его торговые путешествия в Индию, Китай и Сибирь, об организации им колоний поселенцев на том острове, где когда-то он жил в одиночестве. Робинзону приходится преодолевать много препятствий, однако теперь это уже не столько приключения, сколько деловые авантюры, торговые сделки и спекуляции, да и сам Робинзон изображен как ловкий предприниматель и делец. Третья часть романа содержит дидактические размышления о жизни Робинзона.

«Робинзон Крузо «повлиял на развитие литературы, философии и политической экономии XVIII в. Его идеи и образы отразились в творчестве писателей и мыслителей многих поколений. Они нашли отклик в «Кандіді» Вольтера, в трудах о воспитании Же. Ж. Руссо, в «Фаусте» И. В. Гете. Известно, как восхищался романом Дефо юный Л. Толстой. Существует много подражаний и переделок романа Дефо. Самые раВНОобразные «Новые Робинзоны» стали появляться во многих странах сразу после публикации «Робинзона Крузо» Дефо в Англии, в частности и на украинском языке - Бы. Гринченко (1891), А. Павецького (1900), В. Отамановского (1917), Г. Орловны (1927) и др. Т. Шевченко вспомнил это произведение в автобиографической повести «Художник» и создал рисунок «Робинзон Крузо» (1856). «Робинзонада» быстро разрасталась, а сам термин утвердился и распространился в литературоведении он означает произведения, в которых описываются жизнь и приключения человека, оказавшегося вне общества; вне литературным контекстом термин «робинзонада» используется во многих случаях, связанных с ситуацией - человек в единоборстве с природой, во взаимоотношениях с природой.

За свою жизнь Дефо написал более трехсот пятидесяти произведений самых разных жанров. Помимо знаменитого «Робинзона Крузо», в историю литературы вошли романы «Молль Флендерс», «Полковник Джек», «Роксана», а также некоторые другие произведения, которые стали прообразом исторического романа нового времени («Дневник чумного года», «Мемуары кавалера» и др.). Традиции европейского плутовского романа связан роман Дефо «Радости и тяготы знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгейтській тюрьме и в течение шести десятков лет своей раВНОобраВНОм жизни (не считая детского возраста) была двенадцать раз содержанкой, пять раз замужем (из них один раз за своим братом), двенадцать раз воровкой, восемь лет сосланной в Вирджинию, но в конце концов разбогатела, стала честную жизнь и умерла в раскаянии. Написано по ее собственными заметками». События этого романа происходят в Англии. Героиня - дочь каторжанина, которая родилась в тюрьме и воспитывалась в приюте. Она знает жизнь трущоб и ежедневную борьбу за существование. Молль Флендерс умная, энергичная, красивая, но жизненные обстоятельства вынуждают ее стать воровкой и авантюристкой. В «Робінзоні Крузо» Дефо рассказал историю борьбы человека с природой. В «Молль Флендерс» он рассказал о судьбе одинокой женщины в обществе. На путь греха ее толкают нищета, голод, жестокость людей. Молль хотела бы другой судьбы, она пытается побороть свою собственную «жестокость и бесчеловечность», но ей это не удается. «Нищета... - настоящий яд добродетели».

Романы Дефо написаны в форме мемуаров или биографий. В них передана история жизни героя и становление его личности. Дефо раскрывает влияние условий и обстоятельств жизни на формирование человека. Его герои сталкиваются с жестоким и бездушным миром. Обычно, это люди без прочных общественных связей, - сироты, подкидыши, пираты, вынуждены действовать согласно жестоких законов и общественных установок. Каждый борется в одиночку, рассчитывая на свои собственные силы, изобретательность и ловкость. Люди не гнушаются никакими средствами ради достижения благополучия. «Истинно благородный» полковник Джек, который в детстве был беспризорным бродяжкою и воришкой, потерпев всевозможных жизненных невзгод, становится работорговцем. Принятая при дворе очаровательная Роксана имеет за плечами темное прошлое: ради карьеры она становится негласной сообщницей убийства собственной дочери.

В историю литературы Дефо вошел как автор «Робинзона Крузо», как создатель просветительского реалистического романа. Он писал для широких кругов читателей. Его бессмертный «Робинзон Крузо» стоит в одном ряду с величайшими произведениями мировой литературы.

Английская литература

Даниэль Дефо

Биография

ДЕФО, ДАНИЕЛЬ (Defoe, Daniel) (1660−1731), английский писатель. Родился в Лондоне в 1600 в семье торговца сальными свечами и диссентера Джеймса Фо. Около 1703 Даниель переменил фамилию на Дефо. Учился в школе Дж. Фишера в Доркинге, затем в Академии Ч. Мортона в Стоук-Ньюингтоне, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви. В 1681 начал сочинять религиозные стихи, но вскоре занялся коммерческой деятельностью. Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Известно, что (до 1685) на пути между Хариджем и Голландией он попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его якобы выкупили. В 1684 Дефо женился на Мэри Таффли, которая родила ему восьмерых детей. Жена принесла приданое в 3700 фунтов стерлингов, и некоторое время он мог считаться сравнительно состоятельным человеком, однако в 1692 и приданое жены, и его собственные сбережения поглотило банкротство, унесшее 17 тысяч фунтов стерлингов. От такого коммерческого провала, случившегося из-за того, что Дефо имел неосторожность подписаться под флотскими страховыми обязательствами на период войны с Францией, он так и не сумел оправиться.

В 1701 Дефо написал стихотворение Чистокровный англичанин (The True-Born Englishman), высмеивавшее выдумки о расовом превосходстве, и король Вильгельм III счел это сочинение ценной услугой, но монарх через год умер и на Дефо посыпались нападки со всех сторон. Тори ставили ему в вину совет королю распустить профранцузский парламент, рьяные приверженцы высокой церкви были уязвлены насмешками в его едком сочинении Как окоротить инаковерующих (Shortest Way with the Dissenters, 1702), а судей городского управления Лондона, перед которыми он предстал по обвинению в политических прегрешениях, он восстановил против себя разоблачением их личных пороков. В конечном счете по приговору, оглашенному в июле 1703, он должен был трижды выстоять у позорного столба, заплатить огромный штраф и найти поручителей в своем примерном поведении в течение семи лет, причем до исполнения приговора ему надлежало оставаться в тюрьме. Хотя выставление Дефо у позорного столба превратилось в демонстрацию восторженной поддержки, репутация его пострадала и процветавшее дело по производству черепицы за время, пока хозяин находился в тюрьме, пришло в совершенное расстройство. Он мог бы остаться в заключении до конца дней, если бы не вмешательство спикера палаты общин Р. Харли, знавшего цену Дефо-журналисту. В ноябре 1703 Харли добился освобождения Дефо, а затем устроил его на государственную службу. Дефо стал редактировать «Ривью» («Review»), периодическое издание, выходившее с 1704 по 1713, чаще всего раз в три недели. Из всех политических сочинений Дефо его комментарии в «Ривью» известны лучше всего. С 1691 по 1730 почти непрерывным потоком выходили книги, памфлеты, стихи Дефо, звучали его выступления в поддержку правительства. В 1719, не прекращая активной журналистской работы, Дефо начинает заниматься прозой. Вслед за Жизнью и удивительными приключениями Робинзона Крузо (The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe, 1719) выходят Записки кавалера (Memoires of a Cavalier, 1720), Капитан Синглтон (Captain Singleton, 1720), Удачи и несчастья Молль Флендерс (The Fortunes and Misfortunes of Moll Flanders, 1722), Дневник чумного года (A Journal of the Plague Year, 1722), История капитана Джека (The History of Colonel Jack, 1722) и Роксана (Roxana, 1724). Им были написаны и такие важные труды, как Путешествие по всему острову Великобритания (A Tour Through the Whole Island of Great Britain, 1724−1727), Всеобщая история пиратства (A General History of the Pirates, 1724−1728), Совершенный английский торговец (The Complete English Tradesman, 1725−1727) и Морской торговый атлас (Atlas Maritimus et Commercialis, 1728). Умер Дефо в Лондоне 26 апреля 1731. Роман Робинзон Крузо впервые вышел в свет в 1719, а затем появились два его продолжения. В Жизни и удивительных приключениях (лишь эта часть трилогии снискала непреходящий успех у читателей) Крузо рассказывает о том, как он убежал из дому, чтобы стать моряком, как попал в плен к берберийским пиратам, как его корабль потерпел крушение и его выбросило на необитаемый остров близ побережья Венесуэлы, где он спас дикаря Пятницу от людоедов. В Дальнейших приключениях (Farther Adventures, 1719) Крузо возвращается на свой остров и совершает путешествие вокруг Африки и Азии. Серьезные размышления (Serious Reflections, 1720) написаны ради ознакомления публики с раздумьями Крузо, которым он предавался в одиночестве. Описание жизни Крузо на необитаемом острове, уникальное для всей мировой художественной литературы, частично основывалось на случае с А. Селкирком, высаженным на один из необитаемых островов архипелага Хуан-Фернандес (1704−1709), частично - на рассказах о пленении Р. Нокса на Цейлоне (1660−1680), однако прежде всего это рассказ о борьбе человека с природой. Крузо по крупинке складывает цивилизацию из подручного материала. Роман Молль Флендерс впервые был опубликован в 1722. Молль рассказывает о своей жизни начиная с рождения в Ньюгейтской тюрьме и повествуя затем о том, как она пошла в служанки в Колчестере, как ее соблазнили, как она пять раз побывала замужем, как она была карманной воровкой и проституткой, как ей удалось спастись от виселицы, согласившись на ссылку в Виргинию, и о своем последнем муже, с которым она в счастливом достатке доживает свою жизнь в Англии. Молль Флендерс сообщает читателю жизненную правду, не подслащенную сентиментальностью, причем изложение столь подробно, что книгу цитировали как документальный источник.

Даниэль Дефо (1660−1731) родился в Лондоне в семье торговца. Его настоящая фамилия Фо. Окончил школу Дж. Фишера в Доркинге, затем учился в Академии Ч. Мортона в Стоук-Ньюингтоне на пастора пресвитерианской церкви. В 1681 начал писать религиозные стихи, но, в конце концов, отдал предпочтение торговле. Некоторое время занимался коммерческой деятельностью в Испании, исколесил всю Западную Европу.

В 1684 Дефо сочетался браком с Мэри Таффли. У них родилось восемь детей. Приданое жены сделало его вполне обеспеченным человеком, однако в 1692 году он разорился.

В 1701 Дефо написал памфлет "Чистокровный англичанин", в котором высмеивал английские националистические предрассудки и выступал в защиту короля Вильгельма, голландца по происхождению. За это он заслужил особое расположение монарха, который, однако, через год умер, а Дефо за политические прегрешения предстал перед судом и был помещен в тюрьму. Он мог бы провести в заключении весь остаток своей жизни, если бы не заступничество спикера палаты общин Р. Харли. В ноябре 1703 Дефо был выпущен на свободу и получил должность редактора в периодическом издании «Ривью». Из всех сочинений Дефо, посвященных политике, его комментарии в «Ривью» наиболее известны.

В 1719, продолжая активно заниматься журналистской работой, Дефо пробует себя в прозе. В 1719 году он пишет «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и два его продолжения, а затем еще 14 романов. Умер Дефо 26 апреля 1731 в Лондоне.

Произведения

Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо

Английский писатель Даниэль Дефо родился в Сток-Ньюингтоне (недалеко от Лондона) вероятнее всего в сентябре 1660 года. Его отец - Джеймс Фо (Даниэль сменил свою фамилию с Фо на Дефо примерно в 1703 году) сначала занимался производством свечей, а затем стал мясником.

Рано пробудившаяся в Даниэле страсть к чтению, вызванная его ненасытной любознательностью, вызывала у его матери серьёзные опасения за будущность сына, но отцу давала надежду, что мальчик со временем может стать дельным купцом или духовным лицом. Мать с этим мнением не соглашалась, так как Даниэль увлекался чтением книг преимущественно исторического содержания, описаниями путешествий и фантастических приключений.

Когда Дефо исполнилось двенадцать лет, его отдали в школу, где он пробыл до шестнадцатилетнего возраста. Окончив школу, юноша по настоянию отца поступил в контору одного богатого торговца, обещавшего через несколько лет сделать Даниэля участником своего дела. Даниель добросовестно исполнял свои обязанности. Однако, не имея ни малейшей склонности к коммерческой деятельности, года через три он увлекся журналистикой и начал печатать свои статьи по вопросам, волновавшим общество, в одном из политических журналов.

Лет двадцати Даниель Дефо вступил в ряды армии герцога Монмаута, который восстал против своего дяди, Якова Стюарта, проводившего во время своего правления профранцузскую политику. Яков подавил восстание и сурово расправился с мятежниками. Даниелю Дефо пришлось скрываться от преследований.

Несмотря на то, что Даниэль родился в простой семье, ему удалось поступить в Сток-Ньюингтонскую семинарию. Затем он занялся коммерцией и с этой целью посещает Испанию, Францию, Германию и Италию. В 1683 году он открывает свой галантерейный магазин и годом позже женится на Мэри Таффли, которая впоследствии родила ему семерых детей. Примерно в то же время он начинает интересоваться политикой, принимает участие в восстании Монмута и способствует восшествию на престол Гийома Оранского.

С наступлением более благоприятных времен, то есть с вступлением на престол Вильгельма Оранского, Дефо вернулся к литературной деятельности. Когда народ начал роптать, что на престол посадили чужестранца, Даниель Дефо написал сатирическое стихотворение «Истинные англичане», в котором показал, что вся английская нация состоит из смеси различных племен, и поэтому нелепо смотреть неприязненно на безупречного во всех отношениях короля только потому, что он родился не в Англии, а в Голландии. Это стихотворение наделало много шума при дворе и в обществе. Вильгельм пожелал видеть автора и сделал ему довольно значительный денежный подарок.

В 1702 году на английский престол взошла королева Анна, последняя из Стюартов, находившаяся под влиянием партии консерваторов. Дефо написал свою знаменитую сатирическую брошюру «Вернейшее средство отделаться от диссентеров». Диссентерами назвались в Англии протестантские сектанты. В этой брошюре автор советовал парламенту не стесняться с беспокоившими его новаторами и вешать их всех или ссылать на галеры. Сначала в парламенте не поняли истинного смысла сатиры и обрадовались, что Даниель Дефо направил свое перо против сектантов. Потом кто-то раскусил действительный смысл сатиры. Парламент признал его мятежником, приговорил его к денежному штрафу, к выставлению у позорного столба и к тюремному заключению. Но восторженный народ усыпал ему путь к позорному столбу цветами и устроил овацию. Во время своего пребывания в тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» и ухитрялся издавать журнал «Обозрение».

Через два года Дефо был освобожден из тюрьмы. По поручению министра Гарлея отправился в Шотландию с дипломатической миссией - подготовить почву для соединения Шотландии с Англией. Дефо оказался талантливым дипломатом и блестяще выполнил возложенную на него задачу.

По вступлении на английский престол Ганноверского дома, Даниель Дефо пишет еще одну ядовитую статью, за которую парламент присудил ему огромный штраф и заключение в тюрьму. Это наказание заставило его навсегда оставить политическую деятельность и посвятить себя исключительно беллетристике.

После освобождения из заключения Даниэль Дефо издает «Робинзона Крузо». Эта книга вышла в 1719 году. Сам Дефо путешествовал всего один раз: в молодости он совершил плавание в Португалию, а все остальное время жил на родине. Но сюжет романа писатель взял из жизни. Жители Англии на рубеже 17-18 веков неоднократно могли слышать от моряков рассказы о людях, живших более или менее продолжительное время на различных необитаемых островах. Но ни одна история в этом роде не привлекла к себе столько внимания как история шотландского матроса Александра Селкирка, который жил на необитаемом острове в полном одиночестве четыре года и четыре месяца(1705-1709), пока его не подобрал проходивший мимо корабль. История Селкирка и послужила важнейшим источником для «Робинзона». Эта книга заслужила необыкновенную популярность не только в Англии, но и во всех странах цивилизованного мира. Весь роман проникнут просветительскими идеями - прославлением разума, оптимизмом и проповедью труда.

Ободренный громадным успехом «Робинзона», Даниэль Дефо написал еще множество других сочинений в том же духе: «Морской разбойник», «Полковник Джек», «Путешествие вокруг света», «Политическая история дьявола» и другие. Дефо написал более двухсот книг и брошюр, пользовавшихся успехом у современников. Но, несмотря на это, он, подобно другим талантам, жил и умер в нужде в Лондоне. Ранние биографы Дефо рассказывают, что надгробная плита, установленная на его могиле в 18 веке имела скромную, но многозначительную надпись: «Даниэль Дефо автор «Робинзона Крузо». Умер 24 апреля 1731 года на 70-м году от рождения».

Что касается литературного значения Дефо, то в этом отношении его смело можно считать предшественником Ричардсона и Филдинга и основателем той литературной школы, которая достигла в Англии своего наивысшего расцвета при Диккенсе и Теккерее.

В 1692 году вся коммерческая деятельность Дефо находится на грани банкротства. Он всеми силами пытается спасти свою торговлю, пускается с этой целью во всевозможные интриги и, наконец, ему удается получить аудиенцию у короля. В 1701 году он публикует сатирическую поэму «Настоящий англичанин». Эта поэма высмеивает народные предрассудки в отношении короля, который родился за границей. В 1792 году он печатает пасквиль под названием «Самый простой способ покончить с инакомыслящими», в котором он самого себя выводит в образе диссидента и требует любой ценой подавлять всякое инакомыслие. Особой популярности эта его работа не сыскала. Смерть Гийома Оранского ухудшила положение Дефо. Его сажают в тюрьму, где он находится с мая по ноябрь 1703 года, а затем определяют для него наказание - привязывают к позорному столбу.

Убежденный в том, что постыдное пребывание в тюрьме и так не сулит ему в будущем ничего хорошего, Даниэль Дефо начинает без зазрения совести использовать публицистику, принимая заказы на написание памфлетов. В 1704 году после публикации серии противоречивых брошюр он основывает газету «Обзор». Он то подвизается в качестве шпиона в Шотландии, состоя на жаловании у официального Лондона, который предпринимает усилия для дальнейшего объединения Англии и Шотландии, то участвует в двусмысленных делишках, связанных с воцарением Георга I. За ряд его статей против него выдвигаются обвинения в государственной измене, и власти вновь бросают его в тюрьму. В 1713 году он переименовывает свою газету: теперь она называется более звучно - «Меркатор». В 1715 году Дефо пишет и публикует книгу, которая называется «Семейный наставник». Эта книга полностью основана на пуританской морали и сопровождается многочисленными более или менее романтизированными биографиями известных людей.

Лишь к 60 годам у Даниэля Дефо обнаружился настоящий литературный талант. Его первый роман сразу же стал знаменит и назывался он - «Робинзон Крузо» (полное название романа звучит очень длинно и несовременно - «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим»). Книга была опубликована в 1719 году и имела огромный успех у публики - в те времена приключенческие книги были очень популярны. За «Робинзоном Крузо» последовали «Мемуары кавалера», «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона», «Молл Флэндерс», «Дневник чумного года», «История полковника Джека», «Счастливая куртизанка, или Роксана».

Но во всех этих романах проявляется характер писателя, который предпочитает легкую победу серьезному литературоведческому исследованию. В самом деле, Даниэль Дефо предлагает проекты романов своему издателю, а количество страниц он определяет исходя из того, сколько ему заплатили по контракту. Он никогда не упускает случая сделать себе рекламу. Так, написав биографию приговоренного к смерти, он желает передать ему экземпляр этой книги в тот самый день, когда смертный приговор приводят в исполнение. И он делает-таки это, вручив осужденному экземпляр со своим автографом перед изумленной толпой, пришедшей полюбоваться на казнь. Кроме указанных романов, из-под его пера вышли и другие книги: «Путешествие по Великобритании» (нечто вроде гида для туристов), «Политическая история Дьявола» (эссе по оккультизму) и «Идеальный английский негоциант».

Будучи человеком, чьи моральные устои были весьма двусмысленны, в своих книгах Даниэль Дефо представляет обретенное могущество английской буржуазии начала XVIII века. Он пишет свои произведения простым и реалистичным языком, хотя все они и изобилуют очевидными психологическими просчетами, встречающимися буквально во всех его романах. Сегодня Даниэль Дефо, равно как и Генри Филдинг, считается одним из основоположников современного жанра повествования и журналистики. дефо писатель крузо роман

Написанное в тюрьме стихотворение «Гимн позорному столбу» создало Дефо популярность как защитнику веротерпимости и свободы мысли. Позорная экзекуция неожиданно превратилась в триумф. Толпы народа приветствовали осужденного и бросали к его ногам цветы. Писал Дефо необыкновенно много и на самые разнообразные темы. Одновременно с изданием первой в Англии политической газеты «Обозрение французских дел» (1704-1713) он выпускал множество сочинений по истории, педагогике, статистике, экономике, географии, философии, медицине, религии и т. д. Особо следует отметить его «Беспристрастную историю жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии», книгу, отражающую заинтересованность англичан в развитии торговли с богатой и могущественной «Московией». До последних дней Дефо не прекращал литературной деятельности. Если собрать воедино все, что он успел написать за свою долгую жизнь, то из его сочинений составилась бы целая библиотека в 250-300 томов.

Жизнерадостное мироощущение, вера в безграничные силы и возможности человека - отличительная особенность его художественных произведений. Герои Дефо деловиты и энергичны, в минуту опасности не теряют самообладания, всегда находят выход из самого трудного и, казалось бы, безвыходного положения. Романы написаны простым, протокольно-четким, даже несколько суховатым языком. Повествование ведется от лица заглавного героя - купца Робинзона, авантюристки Молль Флендерс, пирата Сингльтона, уличного воришки «полковника» Джека и т. д. Каждый из них фигурирует на титульном листе в качестве автора записок. Поэтому романы Дефо воспринимались современниками как правдивые и поучительные рассказы бывалых людей о своей удивительной жизни и благодаря этому раскупались нарасхват.

Из всего, что написал Дефо, один роман создал ему мировую известность и прославил его в веках. Полное заглавие этого романа: «Жизнь и необычайные поразительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж, исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написана им самим» (1719).

Огромный успех романа побудил Дефо в том же 1719 году выпустить продолжение: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни и охватывающие изложение его путешествий по трем частям света, написанные им самим». Во втором томе Дефо заставил своего героя объехать чуть ли не весь свет: посетить вторично уже колонизованный остров, побывать на Мадагаскаре, в Индии, Китае и, наконец, совершить трудный и опасный переход через всю Сибирь - из Пекина в Архангельск - и вернуться на родину уже семидесятидвухлетним старцем. Особенно любопытны во втором томе главы, где описываются похождения Робинзона в Сибири, его жизнь в Тобольске и общение с политическими ссыльными. Что касается третьего тома романа, вышедшего под заглавием «Серьезные мысли, передуманные Робинзоном в течение его жизни» (1720), то он обманул ожидания читателей, так как оказался довольно бессвязным набором назидательных рассуждений на религиозные и коммерческие темы. Наиболее популярным остался навсегда первый том «Робинзона». «Робинзон Крузо» Дефо породил бесчисленное количество переводов, переделок и подражаний, так называемых робинзонад. В робинзонадах изображается полная превратностей трудовая жизнь одного человека или небольшой группы людей на необитаемом острове.

Литература XVIII века была заполнена десятками робинзонад, написанных под влиянием романа Дефо. В каждой стране и даже во многих провинциях и городах появились свои Робинзоны. Известны были, например, Робинзоны французский, датский, голландский, греческий, ирландский, силезский, берлинский, лейпцигский и т. д. Только в Германии до 1760 года насчитывалось около сорока робинзонад. Первый, кто обратил внимание на воспитательное значение книги Дефо и, можно сказать, приобщил ее к детской литературе, был французский просветитель Жан Жак Руссо. В своем педагогическом романе «Эмиль» (1762) он объявил «Робинзона Крузо» книгой, достойной в течение долгого времени составлять «всю библиотеку» подростка. В том же 1762 году, когда появился «Эмиль» Руссо, книга Дефо впервые была издана на русском языке в переводе Якова Трусова, взявшего за основу французский текст романа. Сравнение перевода с подлинником показало, что Трусов сильно сократил роман и пересказал своими словами целые главы, приспособив произведение к менее подготовленной аудитории, по всей вероятности для детей. Книга несколько раз переиздавалась и пользовалась большим успехом у маленьких читателей. Более полный перевод «Робинзона Крузо» был издан на русском языке в 1843 году А. Красовским. В 30-40-х годах XIX века продолжали появляться многочисленные переработки и пересказы «Робинзона» - русских и иностранных авторов, которые подверглись острой критике со стороны В.Г. Белинского. Он справедливо считал, что это произведение полезно детям не только богатейшим познавательным материалом, но и примером воли и мужества героя. Однако все лучшее, что есть в романе Дефо, исчезало при пересказе произведения.

В 1862 году «Робинзон Крузо» был напечатан в коротком пересказе Л. Н. Толстого, приспособленном для яснополянских школьников, едва только начавших осваивать грамоту. Переделка эта весьма произвольна, и сам Толстой впоследствии признал ее неудачной. Но попытка великого писателя использовать роман Дефо для пропаганды своих педагогических и нравственных идей заслуживает, конечно, внимания.



Вверх