Биография валентины левко. О галине вишневской Семья и дети

оперная певица, народная артистка РСФСР Валентина Левко.

Валентина Николаевна Левко родилась 13 августа 1926 года в Москве в семье Николая Николаевича Суркова (1904-1975) и Варвары Ивановны Жедринской (1907-1997). Отец был инженером-металлургом, мать вела домашнее хозяйство.

С восьми лет Валентина Левко посещала музыкальную школу, где играла на скрипке. Первым учителем был Павел Глухов.

С июля 1941 года вместе с семьей находилась в эвакуации в г. Павлово (Горьковская область, ныне - Нижегородская область). Работала на заводе. Брала уроки игры на скрипке у музыканта Михаила Непомнящего, также эвакуированного в Павлово. В 1943 году вернулась в Москву. В 1948 году окончила в столице Государственное музыкальное училище (ГМУ) им. Гнесиных (ныне - Музыкальное училище им. Гнесиных Российской академии музыки им. Гнесиных) по классу альта. Занималась под руководством Вадима Борисовского и Александра Багринцева, играла в оркестре Московского театра миниатюр.

В 1953 году окончила оркестровый факультет Государственного музыкально-педагогического института (ГМПИ) им. Гнесиных (ныне - Российская академия музыки им. Гнесиных) по классу альта. В институте также занималась под руководством Александра Багринцева.

В 1963 году экстерном окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу вокала. Певческий голос - контральто. В годы учебы в ГМПИ им. Гнесиных выступала в составе институтского симфонического оркестра.

В 1957-1960 годах - солистка оперной труппы Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Дебютировала в партии Элен Безуховой в постановке оперы Сергея Прокофьева "Война и мир".

В 1959 году была приглашена для исполнения партии Ратмира в опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила" на сцене Государственного академического Большого театра (ГАБТ). После успешного выступления получила предложение о переходе на работу в Большой театр.

В 1960-1982 годах - солистка оперной труппы ГАБТ. Исполняла партии в операх: "Война и мир", "Игрок" и "Повесть о настоящем человеке" Сергея Прокофьева, "Садко" и "Царская невеста" Николая Римского-Корсакова, "Иван Сусанин" Михаила Глинки, "Евгений Онегин", "Пиковая дама" и "Иоланта" Петра Чайковского, "Борис Годунов" и "Хованщина" Модеста Мусоргского и др.

С 1982 года являлась солисткой Московской государственной академической филармонии. Регулярно выступала с концертами, исполняла романсы и русские народные песни. С 1974 года преподавала вокал в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

В 1985-2011 годах заведовала кафедрой сольного пения. Профессор (1986).

С 2009 года была художественным руководителем Центра вокального искусства Валентины Левко (Москва).

В 2013 году фирма Brilliant Classics выпустила издание записей певицы на 11 музыкальных дисках. Народная артистка РСФСР (1969). Была награждена орденами Трудового Красного Знамени (1976) и Почета (2002).

Была замужем за летчиком, участником Великой Отечественной войны Владимиром Иосифовичем Левко (1922-1991). Дочь - Любовь Левко (род. 1951) - директор Центра вокального искусства Валентины Левко. В 2007 и 2008 годах в Москве проходил Всероссийский открытый конкурс вокалистов Валентины Левко. Жизни и карьере певицы посвящен фотоальбом "Валентина Левко" (2003, составитель Михаил Агин).

– Дорогая Валентина Николаевна, я всегда, помимо восторга, чувствовала своеобразное родство, когда слушала Вас. В прошлом я тоже по диплому альтистка. Считаю наш инструмент самым вокальным (пусть простят меня друзья – скрипачи и виолончелисты), способным имитировать и женский голос (меццо, контральто), и мужской тенор.

Возможно, сейчас прозвучит прозаично, но я перешла в юности со скрипки на альт, чтобы не голодать. Буквально! Трудные военные годы, всё по карточкам. Я в 1943 году одна вернулась из эвакуации в Москву (где оставалась моя бабушка), чтобы поступать в училище. И вот как скрипачка, учась на первом курсе Мерзляковского училища, я искала, где бы подработать. Тогда в кинотеатрах перед сеансами играли небольшие струнные ансамбли, в драме часто набирали живой оркестр на разовые спектакли. Но везде говорили: «Нет, скрипачей хватает, нам бы альтиста найти». Как раз вскоре в Гнесинском училище открылся класс Вадима Васильевича Борисовского, основателя русской/советской альтовой школы, профессора и педагога плеяды впоследствии выдающихся музыкантов, включая .

Борисовский послушал меня, отметил мою природную хорошую вибрацию, владение правой рукой, то есть звуком. Сказал, что на альт рекомендует с удовольствием. Закончив первый курс в Мерзляковском, я вновь поступила на первый курс, но уже Гнесинского училища, на альт. И уже через три месяца я получила первую свою работу в Театре миниатюр, в оркестре, затем был оркестр Театра им.Ермоловой. Позже я была принята в оркестр Всесоюзного радио. Это уже было серьёзное место с приличной зарплатой, спецталонами на продукты и прочими материальными благами. Затем как альтистка я закончила Институт им. Гнесиных (теперь Российская академия музыки им. Гнесиных) в 1953 году по классу ассистента и друга Борисовского, Александра Васильевича Багринцева.

– Успела познакомиться с Вашим профессором. Мой педагог альта в училище им. Гнесиных, Евгения Юделевна Стоклицкая, однажды поручила передать ноты в соседнее здание института со словами: «Вот ты увлекаешься оперой, наверное, будет интересно увидеть преподавателя по альту Валентины Левко». И вправду, уже очень пожилой джентльмен, Александр Васильевич в минуту очаровал меня, пятнадцатилетнюю девчонку. Скажите, а впоследствии Багринцев не ревновал, что Вы изменили инструменту, став вокалисткой?

– Нет, ничуть. Мы расстались после моего диплома друзьями. Я и в дальнейшем неоднократно заходила к Багринцеву в класс. Александр Васильевич гордился мною. На одном из юбилейных моих концертов он передал букет с запиской: «Альтистке, ставшей народной артисткой». А Вадим Васильевич Борисовский сыграл со мной в нескольких концертах «Песнь о розе» – его авторское переложение французской мелодии XIII века короля-трувера Тибо IV для контральто и виоль-д-амура.

Ещё учась в Гнесинке на альте, я познакомилась с певицей Татьяной Дмитриевной Жемчужной. Она, уже солистка филармонии, экстерном заканчивала тогда институт для диплома. Я спела ей что-то, а петь для себя любила всегда, с детства. Но очень высоким сопрано. У меня хорошо шёл верхний регистр, колоратура. Жемчужная удивилась, попробовала со мной нижний диапазон, распела как меццо. И так обнаружился мой настоящий голос. Всё, что не получалось, я тут же проигрывала на альте – проверяла себя. Голосом не то – сыграю красиво. Повторю. Таким образом и впевала.

– Прочла в Вашей книге «Моя жизнь в Большом театре» высказывание из японской прессы, что и в дальнейшем, уже став солисткой Большого театра, Вы все партии разучивали сначала на инструменте.

– Про все партии, скорее, преувеличение. Но поначалу – именно так. Да и Любашу в « » всю выигрывала на альте, искала краски, оттенки звучания. Струнный инструмент очень помогает вокалу, и ушам, и физиологии.

В общем, получив диплом альтистки, я стала серьёзно заниматься вокалом, брала уроки у Т. Д. Жемчужной, потом у известной в своё время певицы Евгении Исидоровны Панкратовой. Как певицу меня стали приглашать на концерты. В 1957 году мне предложили прийти на прослушивание в стажёрскую группу Большого театра, но я показалась неудачно, хотя тщательно подготовила партию Ратмира. В том же году набирали в штат Музыкального театра им. и . Слушали меня несколько первых солистов студии Станиславского во главе с Марией Соломоновной Гольдиной. Велели остаться. Слышу: «Леонид Васильевич, вот она, посмотрите!» Вошёл строгий элегантный «барин» – Баратов, главный режиссёр, теперь легенда театра. И сразу предложил мне роль Элен Безуховой в готовящейся тогда премьере « » .


– Слухи, вернее, память о той красавице Элен – Левко хранилась в Музыкальном театре лет тридцать, вплоть до моего закулисного детства в тех же стенах.

В Станиславском я проработала три сезона, спела довольно много партий. Не отказывалась ни от чего – пусть крошечная роль, пусть возрастная. Традиции МХАТовской студии ещё жили тогда в Музыкальном театре. С нами, молодёжью, занимались и выходили в спектаклях ученики и сподвижники Станиславского и Немировича Данченко. Это стало для меня отличной школой актёрского и сценического мастерства.

Вдруг позвонил ни кто иной, как сам : «Ну что же, придёте к нам прослушиваться, в Большой театр?» Пришла, вновь показала Ратмира. Занимался со мной Соломон Григорьевич Бриккер – прекрасный вокальный концертмейстер, один из самых опытных. Мне дали дебют в « ». Спела спектакль и перешла на работу в Большой театр в 1960 году. Интересно, что Ратмир стал и моей дипломной работой. В конце очередного сезона, который, как известно, совпадает с окончанием учебного года, в Большой театр на « » пришла Госкомиссия консерваторской вокальной кафедры во главе с Никандром Ханаевым. До того я спела им в Бетховенском зале камерную программу из семи произведений, как положено. За Ратмира поставили «отлично» и выдали диплом консерватории, вокальный.

– Поразительный и беспрецедентный случай!

– Меня всегда любили записывать в студии – голос хорошо ложился на магнитную ленту, и я сразу выполняла все технические пожелания звукорежиссёров. Пожалуй, самой памятной для меня стала запись фрагментов из оперы Бородина « » – каватины Кончаковны и дуэта Кончаковны и Владимира Игоревича. Эту фондовую запись мы должны были сделать с Евгением Райковым. Вдруг накануне мне позвонили: «Райков заболел внезапно. Но нам повезло уговорить выручить нас ». У меня просто дух захватило! Встретились в студии грамзаписи на улице Станкевича, начали с небольшой репетиции – и я почувствовала себя с таким маститым и на поколение старшим партнёром удивительно легко. Иван Семёнович сделал несколько очень корректных, но ценных замечаний. Запись получилась уникальной, а для меня стала сокровенным подарком.

Параллельно с Большим театром у меня складывалась насыщенная концертная жизнь, включая зарубежные гастроли. Я ведь объездила как камерная, концертная певица весь мир. Даже в Австралии и Новой Зеландии побывала. Разве что в Африке не была. Много раз выступала в США. Знаменитый американский импресарио Сол Юрок так полюбил мой голос, что пригласил участвовать в фильме, посвящённом его юбилею. Съёмки проходили в Голливуде.

– Валентина Николаевна, когда Вы пришли в Большой театр, большинство поющих коллег не могли похвастать полноценным музыкальным образованием. Не чувствовали Вы тогда себя белой вороной?

– Нет, никогда себя лучше всех не ощущала. Среди оперных артистов в наше время всё же соблюдался достойный уровень общей культуры. К сожалению, нынешняя вокальная молодёжь, хоть и знает сольфеджио и свободно читает с листа, но зачастую пренебрегает знаниями литературы, истории, классических сюжетов. Они оболванены с детства телевидением, где почти нет нормального пения. Ведь были красивые эстрадные, массовые песни. Сейчас вместо этого – говорок в микрофон, прыжки по сцене, полуголые тела, запредельная громкость. Почему исчез из теле- и радиоэфира жанр лирической песни? А там нужен поставленный голос. Сколько я и другие оперные артисты пели прекрасных советских и народных песен!

– Навсегда в ушах испанская «Малагенья» в Вашем исполнении. Пряный, с первого звука узнаваемый тембр, темпераментно, но с безупречным вкусом исполнено. И кроме Вас никто, кажется, не пел, хотя вещь очень эффектная .

– Я эту песню услышала на гастролях в Испании. Так понравилось, что сама, как диктант по сольфеджио, записала мелодию по памяти, вокальную строчку. Аккомпанемент мне сочинил Григорий Соломонович Зингер. И те ноты я никому не отдавала, они заветные! Потом уже и оркестровая аранжировка появилась для записи. На гастролях ко мне часто подходили композиторы и дарили ноты своих произведений. И я многие произведения включала в свои программы.

Несколько лет назад моим творчеством заинтересовалась голландская звукозаписывающая фирма Brilliant Classics. Они попросили собрать все мои звукозаписи – фондовые, концертные, трансляционные, в чём мне очень помогла моя внучка Валентина. Это составило одиннадцать CD – одиннадцать часов сорок пять минут звучания.

Начинается с и Генделя. Потом зарубежная классика, следом русская. Так вот, директор фирмы написал в письме, что стандартная серия – десять дисков, но одиннадцатый они включили как бонус, не могли удержаться от собрания «Песни народов мира» в моём исполнении. Альбом вышел в 2013 году, и до сих пор его можно найти и заказать в Интернете.

– Многие народные песни Вы исполняете на языке оригинала. Слышала, в те строгие годы это не поощрялось. И, кстати, владеющий испанским друг отметил очень достойное произношение в «Малагенье». Ведь коучей – носителей языка тогда тоже не было.

– Мне никогда не запрещали петь в концертах или на радио на иностранных языках. Что касается произношения – только на слух схватывала, музыкантская натренированность и способность подражать фонетике чужого языка выручали. Я смолоду любила заниматься фонетикой и дыханием. Выработке долгого и правильного певческого дыхания мне в своё время помогли книги по йоге.


– Валентина Николаевна, к сожалению, успела вживую, на сцене Большого театра услышать Вас только в двух возрастных партиях – Няни в « » и Графини в « ». Лучшей Графини для меня нет и по сию пору. Может быть, оттого, что ещё раньше, совсем в раннем детстве, именно Ваш голос запомнился из кинофильма «Чайковский». Плюс любимейшая грамзапись «Пиковой дамы», где рядом с Вами Атлантов, Милашкина, Мазурок.

– Поскольку я пришла в театр не от педагога-вокалиста, а сама по себе, то не понимала типичных амбиций, когда молодые красивые артистки отказывались петь эпизодические или возрастные роли. Мне как музыканту было интересно всё. Что просили выучить – то и делала, с удовольствием. Старую Графиню долго не воспринимали как выигрышную партию. Пока во время первых гастролей Большого театра на сцене Ла Скала после спектакля « » известный итальянский критик Анджело Матаккиера не написал: «Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко в « ». Она изумительная певица и великолепная актриса». С этих слов он начал рецензию, строчки об остальных персонажах шли ниже. Тогда все наши ведущие меццо-сопрано спохватились и тоже стали учить Графиню.

– Всё, что связано с « », окружено мистикой. Вы как для себя решали образ: обобщённо, как злой рок, «тайную недоброжелательность», цитируя Пушкина, или опирались на исторический прототип княгини Голицыной?

– Я не думала о какой-то конкретной женщине, «осколке екатерининской эпохи», которую мог знать Пушкин. Хотя, конечно, его повесть «Пиковая дама» была перечитана много раз перед дебютом в опере. Специально не старила свой тембр, в песенке из «Ричарда Львиное сердце» Гретри достаточно уловить стиль придворной французской оперы XVIII века. Я просто точно выполняла написанное Чайковским в клавире – этого оказалось достаточно! Ну и, безусловно, очень хорошо занимался, подробно всё показывал и рассказывал, вводя в спектакль, Борис Александрович Покровский.

– Что-то менялось в рисунке роли, акцентах, в зависимости от исполнителя Германа?

– Нет. У меня был свой сделанный личный образ.

Моя особая любовь – , с ранних лет ученичества на скрипке и альте и через всю жизнь. Переложение одной из сольных виолончельных сюит я играла на Госэкзамене по альту. Всегда любила его петь. Я даже отказалась ехать второй раз на месяц с концертами в Австралию, выбрав участие в «Страстях по Матфею» Баха здесь, в Москве. И не жалею. Ария из «Страстей по Матфею» Erbarme Dich – это шедевр! Считаю, что в процессе обучения исполнение баховских кантат, арий из «Страстей» так же необходимо вокалистам, как пианистам «Хорошо темперированный клавир» или сольные сюиты виолончелистам, сонаты и партиты скрипачам. Введение в обязательную программу вокального факультета Академии им. Гнесиных считаю своей заслугой. При правильном подходе Бах – это точность интонации, ритма, это Школа.

– Вы абсолютница?

– Нет. Но интонация абсолютно чистая, поскольку я профессиональный музыкант. И я не помню замечаний дирижёров или звукорежиссёров на эту тему. Все вокальные грехи – когда пережимают, поют не в резонаторе, давят на связки – слышу мгновенно.

– Сейчас большинство вокалистов приходят с хорошей музыкальной подготовкой. Много дирижёров-хоровиков, теоретиков, пианистов. Однако фальшивые ноты в концертах и спектаклях по-прежнему не редкость.

– Неточность интонации идёт от неправильного вдоха, некоторые пытаются вдохнуть ртом, а не носом, и получается излишняя опора на грудь. Не все умеют воспринимать замечания, не умеют учиться. Не хотят вникать: почему именно так развивается мелодия, как ложится на неё текст. Хочется сразу громко показать голос, орать. Результат обучения заметен, если у человека присутствуют на уроке и мозги. Важна мера. Если струнник передавит на смычок – звук захрипит. Так же и в пении. У меня альт был выручалочкой. Как что не так в процессе разучивания – тут же беру в руки, сыграю, всё встаёт на место. К тому же я очень много читала методической литературы. Полный шкаф книг по истории и теории оперного пения скопился за годы работы. Часто расспрашивала врачей-фониатров об устройстве голосового аппарата. С гастролей привозила много пластинок, всё слушала, анализировала и делала выводы для себя. Не пропускала ни одного значимого концерта или спектакля приезжавших к нам певцов. Прочтя кучу вокальных трудов, сделала вывод: никто не говорит до конца, от и до, на какую «кнопку» нажать, чтобы зазвучало, как хочется. Школа вокала, особенно из уст великих певцов, всегда хранит секрет. Механика пения, по словам прославленной контральто Мариан Андерсон, требует личного понимания. Так трудно заставить всё тело подчиняться пению! Чтобы плечи не поднимались, чтобы легко лился звук и сидя, и лёжа – в спектакле без этого никак. Ценные моменты по формированию отдельных фонетических звуков обнаружила в книге замечательного нашего филолога А. В. Реформатского «Введение в языкознание», в чём-то он перекликается с легендарным певцом и педагогом XIX века Мануэлем Гарсиа. Я всегда вела записи, дневники. Вносила туда для памяти события, встречи, впечатления – то, что меня волновало, интересовало. Правда, я не очень организованный человек в плане систематизации и хранения архивов. К счастью, накопленные за много лет педагогические размышления о вокальной школе и методах преподавания помог собрать в книгу «Культура сольного пения» историк-музыковед Дмитрий Киреев. Она только что вышла – читаю, и самой интересно. Удалось объединить собственный опыт и все лучшие, опробованные на себе и учениках приёмы прошлых мастеров.

Интервью-проект «O’key, Гнесинка» Народная артистка РСФСР, солистка Большого театра, профессор Валентина Левко (студенческое научно-творческое общество)

– Чем объяснить, что всегда так мало встречалось голосов Вашего типа – настоящих драматических меццо-сопрано, контральто?

– Редкость низких женских голосов объяснить не берусь, это от природы. Меня называли контральтовым меццо. Но контральто не означает рычать и пугать всех голосом. Контральто от меццо отличается густой окраской внизу и несколько ограниченным верхним регистром. У Шуберта в романсе «Смерть и девушка» есть нота ре малой октавы. Так поёт Мариан Андерсон. Хотя есть и вариант наверх. Я полгода добивалась, думала, как опустить голос так низко, наконец, нашла эту богатую контральтовую ноту. Записала для истории в студии. Сейчас, кстати, могу взять и нижнее до.

– Боюсь спрашивать, но очень хочется знать Ваше мнение о нынешней моде на контратеноров. Они ведь зачастую «отбирают хлеб» у контральто.

– На мой взгляд, петь фистулой, фальцетом – это отход от классической традиции. Как если бы на скрипке или альте использовать только флажолеты.

– Ваша биографическая книга лишена упоминаний о соперничестве, клановости, пропитывающих мемуары некоторых коллег. И так же отзываются о Валентине Левко старожилы Большого театра: «она держала дистанцию и была в стороне от закулисных сплетен». Как такое удавалось?

– Если бы я училась у певца или певицы, наверное, всё сложилось бы иначе. Знала бы заранее о вокальных интригах, они в разы острее, чем в оркестровой или фортепианной среде. Какие-то скользкие моменты я просто не понимала – только много лет спустя мне объяснили: кто с кем и почему. Я никогда не имела склонности знакомиться или флиртовать с кем бы то ни было ради карьеры. Единственный мужчина в моей жизни – мой муж, Владимир Иосифович Левко. Лётчик-истребитель, герой Великой Отечественной. В послевоенные годы он занимался испытательской работой, служил в ГК НИИ ВВС в Чкаловской, где готовился полёт в космос Юрия Гагарина. То есть, первые годы в Большом театре я была женой засекреченного военного. Это обязывало держаться особняком и поменьше болтать. Перед зарубежными гастролями вызывали в ЦК партии, задавали всякие «невинные» бытовые вопросы, вплоть до: «О чём разговаривают друзья мужа, лётчики, когда собираются у вас в гостях? Что видите из окна машины, подъезжая к аэродрому Чкаловский?»

Напряжённая, физически и морально, работа мужа привела к тому, что его здоровье не выдержало – он потерял сознание прямо на лётном поле. Был в коме, долго лежал в госпитале. Пришлось распрощаться с авиацией, выйти в отставку. А ведь ему было только чуть за сорок! Неожиданно в Большом театре предложили Владимиру Иосифовичу попробовать себя в должности администратора. Он с увлечением окунулся в совершенно новый мир. И у него получилось. Военная дисциплина, умение планировать всё заранее вызывали уважение не только у моих оперных коллег, но и у артистов балета, которых он неоднократно вывозил на зарубежные гастроли.

– В чём секрет активного долголетия от Валентины Левко?

– Мне повезло с семьёй. Моя мама взяла на себя все домашние хлопоты, позволяя мне не отвлекаться от работы и творчества. Муж оказался идеальным человеком, другом, опорой во всём. У него был уникальный характер – спокойный, добрый, радушный. Люди к нему тянулись. Собственно, певицей я стала во многом благодаря Владимиру Иосифовичу. Он влюбился и женился на альтистке. Но так поверил в мой певческий голос, что всячески поощрял занятия вокалом. После того, как не стало Владимира Иосифовича, а потом и мамы, мне помогает дочь Люба и мои уже взрослые внуки Валентина и Николай. В последние годы, наряду с преподаванием в РАМ имени Гнесиных, я с наслаждением работаю в Центре вокального искусства Валентины Левко, где являюсь художественным руководителем. Центр открыт Департаментом культуры города Москвы в 2009 году, находится на юго-западе: Ломоносовский проспект, 6А. http://centerlevko.ru/

На бюджетном отделении мы обучаем детей. Взрослым предлагаем коммерческие занятия. Я могу помочь, подсказать и поправить уже сложившихся певцов, разработала курс коррекции голоса. Но мне очень нравится работать с малышами – они такие восприимчивые, благодарные. Всегда с болью смотрела, как эксплуатируют желание ребят выступать на сцене, как заставляют их манерничать, что-то изображать, громко петь, чрезмерно напрягая голос, что приносит вред и психике, и, прежде всего, нежному вокальному аппарату. Набралась печальная врачебная статистика профессиональных болезней вплоть до узелков на связках у юных певцов. Наша задача – научить детей петь классику. Начинаем с , который, оказывается, немало написал для детских голосов. У нас эти ноты не издавались, многое я привезла из своих зарубежных турне. Сейчас готовлю к публикации книгу об обучении детей академическому пению.

Звонкие детские голоса и звуки фортепиано доносились иногда в кабинет художественного руководителя центра, где мы беседовали. Пару раз заходили с деловыми вопросами, но почти семейными объятиями цветущие молодостью и оптимизмом бывшие студентки Левко, нынешние педагоги центра. Небольшое здание в тихом дворе показалось уютным общим Домом, где мамы и бабушки мирно щебечут возле входа, ожидая ребят с музыкальных занятий. Присутствие удивительной Валентины Николаевны здесь – та самая «связь времён и поколений нить». Низкий поклон Артистке и самые добрые пожелания!

фото из семейного архива Валентины Левко

Все права защищены. Копирование запрещено

1969 г. - удостоена звания Народной артистки РСФСР.
1976 г. – Орден Трудового Красного знамени.
2002 г. – Орден почета.

Биография

Родилась в Москве 13 августа 1926 г.
В 1948 г. окончила Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по классу альта. Будучи студенткой, работала в оркестре Театра миниатюр. В 1953 г. окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных - также по классу альта. В 1963 г. экстерном окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского.
В 1957-60 гг. была солисткой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где дебютировала в партии Элен Безуховой в опере «Война и мир» С. Прокофьева.
В 1959 г. была приглашена в Большой театр на партию Ратмира («Руслан и Людмила» М. Глинки).
В 1960 г. стала солисткой Большого театра, в оперной труппе которого прослужила до 1982 г. Оставив театр, продолжила карьеру певицы в качестве солистки Московской государственной филармонии.

Репертуар

Ее репертуар в Большом театре включал партии:

1959
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)

1960
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
Нежата («Садко» Н. Римского-Корсакова)

1961
Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
Разведенка Катерина («Не только любовь» Р. Щедрина)

1962
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
Куикли («Фальстаф» Дж. Верди)

1963
Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского)
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
Ахросимова («Война и мир» С. Прокофьева)

1964
Графиня («Октябрь» В. Мурадели)

1965
Любаша («Царская невеста Н. Римского-Корсакова)

1966
Ипполита («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
Хозяйка корчмы («Борис Годунов» М. Мусоргского)

1967
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)

1968
Няня («Евгений Онегин» П. Чайковского)

1974
Уважаемая Дама («Игрок» С. Прокофьева)

1975
Княжна Марья («Война и мир» С. Прокофьева)

1979
Марта («Иоланта» П. Чайковского)

1981
Бабуленька («Игрок» С. Прокофьева)

Участвовала в гастролях Большого театра в Италии, США, Канаде, Японии.
Много выступала с концертами в СССР и за рубежом. Выступала в крупнейших концертных залах, среди которых Карнеги-холл, Мюзикферрайн, Альберт-холл, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского, Концертный зал им. М.И.Глинки в Санкт-Петербурге, Большой зал Санкт-Петербургской государственной филармонии.
В концертном репертуаре - произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Верди, Г. Малера, Ф. Шуберта, И. Брамса, М. Де Фальи, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, Ц. Кюи, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Д. Бортнянского и дрв.

С 1974 г. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте/ Российской академии музыки им. Гнесиных, с 1985 г. заведовала кафедрой сольного пения (профессор).

В 2009 г. был открыт Центр вокального искусства Валентины Левко, художественным руководителем которого она и стала.

Среди аудиозаписей: оперы «Фальстаф» (дирижер Александр Мелик-Пашаев), «Пиковая дама» (дирижер Марк Эрмлер), «Иван Сусанин» (дирижер Марк Эрмлер), арии из опер, ораторий и кантат, русские народные песни и романсы.

Фильмография: «Простая история», «Свадьба в Малиновке», «Чайковский»; «Арии Баха и Генделя», фильм-концерт «Элегия», «Валентина Левко на оперной сцене» и др.

Распечатать

Певица (меццо-сопрано).

Заслуженная артистка РСФСР (12.06.1964).
Народная артистка РСФСР (1969).

Музыкой начала заниматься с 8 лет по классу скрипки. Пела с 12 лет. Во время войны находилась в эвакуации в городе Павлово-на-Оке Горьковской области. В 1943 году поступила в музыкальное училище при Московской консерватории по классу скрипки. Во время учёбы работала в оркестрах театра миниатюр, театра имени Ермоловой.

В 1948 году, после окончания училища имени Гнесиных, поступила на оркестровый факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, где получила квалификацию артиста оркестра и преподавателя по классу альта.

В 1957 году перешла в Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. 6 ноября 1957 года дебютировала в партии Элен Безуховой в опере «Война и мир» С. Прокофьева.

В 1960 году была зачислена в труппу Большого театра. Здесь она спела более 20 партий. В 1963 году окончила Московскую консерваторию по специальности «оперная и концертно-камерная певица». Участвовала почти во всех гастролях Большого театра по стране и за рубежом.

Итальянский публицист Анджело Матаккиера после гастролей Большого театра на сцене «Ла Скала» писал:
"Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко в «Пиковой даме». Она изумительная певица и великолепная актриса."

Во время ее гастролей в Берлине Вольфганг Шультце в газете "Die Welt" писал:
"Она является певицей экстра-класса и среди меццо-сопрано русской школы, которые зачастую тяготеют к резкой, напряженной манере пения. Она является женщиной с прекрасно округлым, роскошным голосом, обладающим глубоким тембром и безукоризненной ровностью во всех регистрах".

Несколько лет цитата из арии Графини ("Пиковая дама" П. И. Чайковского) открывала популярную телевизионную передачу "Что? Где? Когда?".

В 1982 году завершила оперную карьеру в театре, но продолжала концертную деятельность, выступала с сольными концертами как в СССР, так и за рубежом (более чем в 20 странах Европы, Америки, Азии, Австралии). В разные годы принимала участие в международном цикле "Мастера вокального искусства" в Югославии, циклах концертов "Прекрасные голоса мира в камерном абонементе" в Западном Берлине, в благотворительном гала-концерте в пользу детей-инвалидов под патронатом принца Уэльского в Лондоне, в концертах, посвященных творчеству С. Прокофьева в Вене.
Она была первой представительницей России на XIV Генделевском фестивале в Галле в Германии. Газета "Фрайхайт" отмечала: "Талант артистки проявился в такой теплоте чувств, сочности и полноте голоса, что позволяет говорить о Левко как о вокальном феномене".

Концертная деятельность:
Пела альтовые партии в Реквиемах В. Моцарта и Д. Верди, 9-й симфонии Бетховена и 3-й Г. Малера, в ораториях и кантатах И. Баха, Г. Генделя, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, О. Фельцмана, Р. Манукова, хоровом концерте № 33 Д. Бортнянского.
Выступала с оркестрами под управлением К. Кондрашина, Д. Китаенко, Г. Рождественского, Ю. Темирканова, Е. Светланова, Н. Рахлина, К. Мазура, Т. Шипперса, Ю. Домаркаса, Н. Ярви, с эстрадно-симфоническим оркестром Ю. Силантьева, в сопровождении оркестра русских народных инструментов.

"Валентина Левко - прекрасная певица. Её свободно, красиво звучащий бархатный голос льётся благородно и чисто, и она поёт так, как поют великие певицы." - «Экспресс» (австрийская газета)

Валентиной Левко были подготовлены и впервые в СССР исполнены следующие произведения: "Страсти по Матфею" И. Баха (партия альта), Реквием (на стихи Р. Рождественского) и вокальный цикл (на стихи Р. Гамзатова) Д. Кабалевского, вокальные циклы В. Бибика, Г. Дмитриева, современного американского композитора Лефлера, арии и песни Баха, Вивальди и другие.

Выступала почти во всех залах мира: Карнеги-холл, Мюзик-феррайн, Альберт-холл, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Концертный зал имени М. И. Глинки в Санкт-Петербурге, Большой зал Петербургской филармонии.

С 1974 года параллельно с работой в театре стала преподавать вокал в Институте имени Гнесиных.
В 1985-2011 гг. руководила кафедрой сольного пения.
В классе профессора В. Н. Левко наряду с российскими занимались студенты из США, Греции, Югославии, Китая, Южной Кореи и других стран.

В 1994 году была приглашена в Китай для проведения мастер-классов в консерватории города Шэньян. В 1996 году она посетила Южную Корею, где занималась с певцами и принимала участие в большом концерте в городе Сувоне.

Являлась заместителем председателя Всероссийского музыкального общества, членом правления Экспериментального совета «Новые имена планеты».

В Москве работает образовательный центр - «Центр вокального искусства Валентины Левко».
Автор книги "Моя судьба в Большом театре". - Владимир: Фолиант, 2000.

В разные годы на фирме «Мелодия» были выпущены грампластинки и компакт-диски с записями в исполнении В. Левко:
оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Фальстаф» Д. Верди, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, сцены из опер «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Царская невеста» А. Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, арии Баха, романсы Шуберта, Брамса, Де Фальи, Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Балакирева, Кюи, Чайковского, Метнера, Рахманинова, старинные русские романсы и песни.

театральные работы

Дуэнья в одноимённой опере С. С. Прокофьева
Устинья - «Емельян Пугачёв» М. Коваля
Чипра - «Цыганский барон» И. Штрауса
Ратмир - «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
Марфа - «Хованщина» М. П. Мусоргского
Любаша - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
Ваня - «Иван Сусанин» М. И. Глинки
Кончаковна - «Князь Игорь» А. П. Бородина
Княгиня - «Русалка» А. С. Даргомыжского
Куикли - «Фальстаф» Д. Верди
Нежата - «Садко» А. Н. Римского-Корсакова
Ахросимова - «Война и мир» С. С. Прокофьева
Графиня - «Пиковая дама» П. И. Чайковского
Бабуленька - «Игрок» С. С. Прокофьева

Это не случайно, что в начале поста стоит ролик с фрагментами из фильма "Простая история".

Можно не быть знакомым с творчеством Валентины Николаевны Левко , Народной артистки РСФСР, солистки Большого театра, но голос замечательной певицы, украсившей своим проникновенным исполнением начало и финал картины, конечно же, узнают все, кому этот фильм пришелся по сердцу.

Известный дирижер, народный артист России Фуат Мансуров так писал о певице:

«Валентина Левко пела в оперном театре весь репертуар Надежды Обуховой, и все романсы, которые исполняла она. У певиц были похожи тембры. И мне, несмотря на свой музыкальный слух, порой бывает нелегко понять, чей это голос звучит…

У Валентины Левко был обширный русский репертуар, она великолепно пела партию Любаши в «Царской невесте», Марфу в «Хованщине»… Русский репертуар ей давался очень легко.


Получив фундаментальное музыкальное образование, она всегда очень трепетно относилась - и относится! - к партитуре. По первому образованию Валентина Левко - оркестровый музыкант, скрипачка. Она играла на скрипке, а затем на альте - это более глубокий по тембру инструмент, более содержательный, что ли… Она даже выиграла конкурс и была принята в оркестр Большого театра.

Валентина Левко очень органична и в классическом репертуаре, и в исполнении романсов и народных песен. Народные песни требуют от певца особой внутренней культуры и тактичности: велик соблазн исполнять их разухабисто, пользуясь той свободой, которую этот жанр предполагает. Валентину Левко упрекнуть в этом нельзя: она пела очень разборчиво - именно то, что ей подходило и по голосу, и по темпераменту, и по актерскому амплуа.

Русская народная песня "Матушка, что во поле пыльно..."


Русская народная песня "Колокольчик"


Также избирательно она исполняла и романсы. Пение романсов - это особая сфера музицирования, театр одного актера: самое главное здесь - даже не вокальная техника, а верно найденная человеческая интонация.

М.Яковлев, А.Дельвиг "Элегия"


М.Шишкин, М.Языков "Ночь светла"



Многогранность таланта Валентины Левко сейчас проявляется в педагогической деятельности. Наверное, она счастливый человек: по крайней мере у человека, слушающего ее искрящийся голос, создается именно такое ощущение».



Вверх