Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон. Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон Старшее поколение Мелеховых

Анна Погудко

В романе М. А. Шолохова женщины-казачки, пожалуй, единственные, кто не поддается влиянию политических страстей. Однако в «Тихом Доне» есть и наследница «прогрессисток» Ф. Достоевского - пламенная революционерка Анна Погудко. М. Шолохов-художник не демонизирует героиню, ей свойственны человеческие слабости, любовь-жалость к Бунчуку, но духовная природа, духовная сущность этого типа личности - женщины-разрушительницы - остается неизменной. Она добровольно приходит в команду пулеметчиков-красногвардейцев, чтобы научиться убивать. М. Шолохов дает выразительную характеристику: «С острой любознательностью вникала во все Анна Погудко. Она назойливо приставала к Буныку, хватала его за рукава неуклюжего демисезона, неотступно торчала около пулемета».

Автор отмечает «неверный и теплый блеск глаз» Анны, ее пристрастие к речам, овеянным сентиментальным романтизмом. Эта жалостливость к дальним парадоксально сочетается с ненавистью к ближним. Желание убивать ради утопической мечты огромно: «неверной, спотыкающейся рысью» ведет Погудко людей в атаку. Расплата следует немедленно, ее смерть страшна, натурализм в описании агонии намеренно акцентирован автором. Из цветущей женщины героиня превращается в полутруп, она как бы заживо горит в аду: «Иссиня-желтая, с полосами застывших слез на щеках, с заострившимся носом и жутко-мучительной складкой губ», умирающая постоянно требует воды, которая не в состоянии залить ее внутреннего, всесожжигающего огня.

Страсть к победе любой ценой, в том числе и смерти, стоит выше любви, даже на свидании с Бунчуком Анна не забывала о пулеметах. Она «зачаровывает» Бунчука до окончательной духовной и физической гибели, его поведение после смерти подруги инфернально - он уподобляется зверю. Представляется символичным, что и убивает его палач-доброволец Митька Коршунов, дающий ему следующую оценку: «Гляди вот на этого черта - плечо себе до крови надкусил и помер, как волчуга, молчком».

Нереализованные женские амбиции, отсутствие смирения выливаются в желание разрушать все и вся. Люди с «новыми» идеями оказываются тут как нельзя кстати.

И все-таки и в Анне есть женское, материнское начало, которое в разном градусе растворено почти в каждой настоящей любви женщины к мужчине: и в любви Натальи и Аксиньи к Григорию, и в любви «глубокоглазой» Анны Погудко к Бунчуку... Если для Бунчука три недели его тифозного беспамятства были неделями странствия «в ином, неосязаемом и фантастическом мире», то для идейно экзальтированной девушки стали испытанием ее первого чувства, когда «в первый раз пришлось ей так близко и так оголенно взглянуть на изнанку общения с любимым», столкнуться в «грязном уходе» с завшивевшей, безобразно истощенной, дурно пахнущей плотью и ее низовыми выделениями. «Внутренне все вставало в ней на дыбы, противилось, но грязь наружного не пятнила хранившегося глубоко и надежно чувства», «неиспытанной раньше любви и жалости», любви тут матерински-самоотверженной. Через два месяца Анна сама впервые пришла к нему в постель, а Бунчук, высохший, почерневший от расстрельной работы в ревтрибунале (хотя в этот день и ушел оттуда), оказался бессилен -- вся эротическая влага этого, пусть и идейно себя наяривавшего, палача на службе революции перегорела в жуть и надлом. Анна и тут сумела переступить через «отвращение и брезгливость» и, выслушав его заикающиеся, горячечные объяснения, «молча обняла его и спокойно, как мать, поцеловала в лоб». И только через неделю ласка, материнская заботливость Анны отогрели Бунчука, вытащили из мужского бессилия, выжженности, кошмара. Но зато когда Анна мучительно умирает на руках Бунчука от раны в бою, потеря любимой женщины обессмысливает все в нем и вокруг, приводит его в состояние полной апатии, бесстрастного автоматизма. Совсем не помогает то, чем крепился и лютовал прежде: ненависть, борьба, идеи, идеалы, исторический оптимизм... все летит в тартарары! Равнодушно-полусонно примыкает он к экспедиции Подтелкова, просто «лишь бы двигаться, лишь бы уходить от следовавшей за ним по пятам тоски». И в сцене казни подтелковцев Бунчук один все поглядывает «в серую запеленатую тучами даль», «на серую дымку неба» -- «казалось, ждал он чего-то несбыточного и отрадного», может быть, из детских давно попранных суеверий о встречах за гробом, безумно надеясь на то, что единственно могло утолить его безмерную тоску, ту тоску, которая уронила его как несгибаемого большевика и очеловечила.

Дуняша

После смерти Натальи и Ильиничны хозяйкой мелеховского куреня становится Дуняшка, ей предстоит примирить в одном доме героев-антагонистов: Мелихова и Кошевого. Дуняшка - особенно привлекательный женский образ в романе.

С младшей из Мелеховых - Дуняшей - автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше. И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых.

Дуняша - это новое поколение женщин-казачек, которому предстоит жить в ином мире, чем ее мать и братья, Аксинья и Наталья. Она вошла в роман звонкоголосой, вездесущей, трудолюбивой девочкой-подростком и прошла путь до красавицы казачки, не запятнав ни в чём своего достоинства. Образ пронизан лиризмом и динамичностью молодости, открытостью всему миру, непосредственностью проявления и трепетностью первого рассвета чувств, ассоциирующегося у Шолохова с зорькой - восходящей надеждой на жизнь в новых условиях. В поступке дочери, с которым вынуждена была смириться Ильинична, есть отказ от некоторых устаревших элементов традиционно казачьей (да и не только казачьей) семьи, но разрушения её основ здесь нет. Да, более «счастливым» для создания семьи Дуняше кажется личный выбор будущего супруга. Но родительское благословение тоже считает обязательным, и, несмотря на все трудности, получает его. С трудом, но всё же добивается от атеиста и «злого донельзя на себя и на всё окружающее» Михаила Кошевого церковного освящения их брака. Она сохраняет неколебимую веру во врачующую силу православных канонов семейной любви.

Возможно, ей удалось понять в новом времени нечто, не понятое многими её современниками: люди озлоблены и совершают поступки, порою мерзкие и трагические по своим последствиям, вовсе не в силу природной испорченности, а становясь жертвами обстоятельств. Их надо не только жалеть, но в меру своих сил помогать им стать самими собой.

Михаил Шолохов написал поистине гениальное произведение о таком сословии в России, как казачество. Это роман «Тихий Дон». Герои книги - простые люди со своими трудностями и проблемами. Женские образы в этом произведении раскрываются на основе традиционных представлений о том, в чем состоит предназначение казачки, которая должна быть хорошей матерю и хранительницей очага. Женский образ в романе «Тихий Дон» помогает раскрыться личности главного героя, Григория Мелехова. Прежде чем перейти к анализу женских образов этого знаменитого романа, скажем несколько слов о том, как он создавался.

История создания: «Тихий Дон»

Идея написания романа о революции и простых людях появилась у Шолохова в середине 20-х годов прошлого века.

Шолохов озадачился необходимостью написать роман так, чтобы объяснить исторические условия, которые привели к революции. Автор пишет о жизни людей, их быте, сложностях, стараясь показать рост революционных настроений. Перемена замысла привела к тому, что роман получил новое название - «Тихий Дон».

Жизнь действующих лиц произведения олицетворяет, по авторскому замыслу, быт разных слоев населения во время войны и революции.

Кроме того, Шолохов ставит перед собой задачу рассказать о трагической судьбе людей, которые попали в водоворот событий периода с 1914 по 1921 год.

Замысел романа «Тихий Дон», который, как теперь видно, отличался от первоначальной идеи автора, созрел в последние дни 1926 года. Начался сбор материала для произведения.

С этой целью писатель перебрался в Вешенскую станицу, совершая поездки по близлежащим хуторам и беседуя с участниками войны и революции. Чтобы хорошо изучить фольклор казачества, автор посещает архивы Ростова и Москвы.

По мере написания Шолохов публиковал части своего романа. Отзывы об этом произведении не сходили со страниц прессы. Работа над четвертой книгой шла не очень быстро, что побуждало читателей, переживавших за судьбу героев, писать Шолохову многочисленные письма.

Известно, что в среде литераторов распространился слух о том, что роман написал не Шолохов, а некий убитый офицер, из сумки которого была изъята рукопись. Автор был вынужден отправиться в Ростов и собрать комиссию для опровержения клеветы.

Однако роман, написанный Шолоховым, выдержал испытание временем. Его продолжают читать многие поколения людей, восхищаясь самобытными характерами главных героев и переживая вместе с ними трудности жизни.

Итак, теперь нам известна история создания «Тихий Дон». Перейдем к рассмотрению главных женских образов романа.

Любовный треугольник

Для классического романа характерен Главные герои романа «Тихий Дон» также обречены на это. В этом произведении две женщины, Наталья и Аксинья, любят одного казака - Григория Мелехова. Наталья - его законная жена, Аксинья - жена соседа Мелеховых, Степана Астахова. В романе «Тихий Дон» Аксинья горячо любит Григория запретной чувственной любовью. Неудивительно, что ее искренне отношение глубоко тронуло сердце казака.

Аксинья

Образ этой женщины является центральным в романе. Она независима, сильна, красива. Аксинья способна на глубокие чувства. Она олицетворяет собой способность казачки быть независимой и пылко любить, принося себя в жертву.

Характер и судьба героини

Жизнь Аксиньи была непроста. Связь с Григорием, о которой болтал весь хутор, стала известна ее мужу, Степану Астахову. На его вопрос о том, правда ли это, Аксинья призналась ему без колебаний. Ее готовность нести ответственность за свои поступки выдает в ней Произошедшее между ней и Мелеховым для Аксиньи не простая интрижка, а глубокое чувство.

Она, как и Григорий, не лгала, не притворялась. Оба были твердо уверены, что связь между ними - не случайная интрижка. Подобное поведение жители хутора восприняли как безнравственное.

Жизнь по велению сердца

В романе «Тихий Дон» Аксинья олицетворяет собой чувственную натуру, которая хочет жить по своей воле, подчиняясь лишь велению сердца. Она даже более смелая, чем ее возлюбленный, Григорий Мелехов. Именно Аксинья предлагает Григорию уйти вместе с родного хутора, порвав с условностями.

Эта женщина всегда шла за своим любимым, не спрашивая, куда они собираются, настолько беззаветным было ее чувство.

Слабости и пороки

Герои романа «Тихий Дон», как любые люди, обладают своими недостатками. Аксинья - женщина, которая способна на сильные чувства, ее жизнью управляют страсти, что приносит немало горя окружающим и ей самой. Ее любовь к Мелехову во многом стала причиной его разлада с женой Натальей. Аксинья не отступает даже тогда, когда у Григория и Натальи появляются дети. женщины также стал причиной ее измены Мелехову с Листницким. Тем не менее стоит признать, что неверность Аксиньи еще больше показывает ее сильное чувство к Григорию.

Безысходность любви Аксиньи и Григория

Аксинья любит Григория неистово, ее чувство сметает все на своем пути. Она всюду следует за ним. Люди, способные так сильно чувствовать, как правило, редко бывают счастливы, им хочется быть рядом с любимыми всюду, занимать их жизнь полностью. Автор подчеркивает обреченность этих отношений тем, что дети Аксиньи и Григория не смогли выжить. Их союз не гармоничен, ведь такая страсть нарушает природное равновесие.

Наталья

В отличие от Аксиньи, совсем другим характером обладает Наталья. «Тихий Дон» в образах этих двух женщин показывает разные типы казачек. Если Аксинья свободолюбива, чувственна, сильна, то Наталья совершенно иная. Она - верная жена, хорошая хозяйка, мать, Эта женщина красива, добра, трудолюбива, но при этом глубоко несчастна. Она - мечта любого казака, но чего-то в ее характере не достает мужу, который по-своему, конечно, любит ее.

Любовь Натальи к Григорию

Наталья до свадьбы была сильно влюблена в Григория. Узнав о том, что к ней должны посвататься Мелеховы, девушка заявляет, что больше ни за кого замуж идти не желает.

После свадьбы для нее, как для образцовой жены, единственным счастьем становятся муж и дети. Ее любовь к Григорию покорна и высоконравственна.

Таков образ Натальи. «Тихий Дон» олицетворяет в этой героине идеал высшей женской добродетели.

Соперницы

Итак, роман-эпопея «Тихий Дон» рассказывает нам о любви двух женщин, которые соперничали между собой.

Различие в их характерах очень ярко проявляется во время их встреч друг с другом.

При первой встрече Наталья молит Аксинью оставить Григория. Возлюбленная Григория выказывает презрение к законной жене. Наталья побеждена.

Вторая встреча между женщинами происходит спустя пять лет. Наталья становится сильнее, она защищает сына и дочку. Обе соперницы повзрослели: в них больше чувства собственного достоинства, они не опускаются до брани и ругани, предоставляя Григорию возможность выбора.

Смерть Натальи и Аксиньи

Роман «Тихий Дон», герои которого образовали такой типичный для произведений данного типа любовный треугольник, описывает смерть множества героев. Во время гражданской войны на самом деле гибли люди в бесчисленном количестве.

Очень тяжелой оказалась судьба Григория Мелехова, который потерял любимых женщин: Аксинью, которую он любил страстно, и Наталью. Ее он тоже по-своему любил, хоть и не признавался в этом.

Что касается Натальи, то этот женский образ в романе «Тихий Дон» помогает нашему воображению представить себе красивую, богобоязненную, но нервную казачку. Неверность мужа довела ее до попытки самоубийства, после чего на ее шее навсегда остался шрам.

Задолго до смерти Наталья думала уйти от Мелеховых в родительский дом, чтобы дать мужу возможность жить с Аксиньей, но мать Григория отговорила ее от этого.

Позднее Наталья убила ребенка Григория, которого вынашивала. Это стало причиной гибели женщины. После смерти Натальи Аксинья заботится о ее детях, они даже называют ее мамой.

Григорий тяжело переживает смерть жены. При виде телеграммы, известившей его об этом, он чувствует боль в сердце. Еще больнее ему стало, когда он узнал, что на такой страшный шаг Наталью подтолкнул разговор с Аксиньей, женский образ в романе «Тихий Дон» которой олицетворяет самоотверженную пылкую любовь. Однако ее чувство подчинено разуму, у Аксиньи хватает сил бороться за Григория. Его жена, Наталья, любила его лишь сердцем, она была слишком чиста, ее представления об отношениях людей были слишком возвышенными. Аксинья рассказала жене Григория о своей связи с ним, после чего Наталья решается на роковой шаг. Неизвестно, предполагала ли возлюбленная Мелехова, чем это обернется для ее соперницы.

Узнав правду, Григорий на какое-то время испытывает неприязнь к Аксинье. Он вспоминает Наталью, долго гладит и ласкает детей, представляя, как она целовала и крестила их перед смертью. Еще больнее ему становится, когда он узнает от Ильиничны, что Наталья простила его за все, любя до последней минуты своей несчастливой жизни.

Смерть Аксиньи тоже вызывает в душе Григория глубокие страдания. Любимая погибает прямо у Мелехова на руках. Кровь течет у нее изо рта, клокоча в горле. Этот сильный казак понимает, что в его жизни случилось самое страшное.

Одиночество Григория Мелехова

Гибель Аксиньи привела к тому, что жизнь Григория практически потеряла смысл. Он сам хоронит ее, думая, что их расставание будет недолгим.

Смерть отняла у самых близких и дорогих его сердцу людей. К финалу произведения он остается лишь с сыном Мишаткой.

Смерть дорогих его сердцу женщин, по замыслу автора, углубляет одиночество главного героя.

Женский образ в романе «Тихий Дон», будь то Наталья, Аксинья или другие героини романа, это нечто, дающее силу. Лишившись такой поддержки, главный герой перестает понимать смысл своего существования.

Другие женские образы в романе «Тихий Дон»

Центральные женские образы в романе - это, безусловно, Аксинья и Наталья. Однако в данной статье мы не можем обойти вниманием другие женские образы.

Мать Григория, Ильинична, заслуживает особого внимания. Это немолодая казачка, которая посвятила свою жизнь благополучию детей, семьи. Ее автор изображает с Это настоящая хранительница очага. В молодости Ильинична отличалась красотой и статью, но быстро состарилась от тяжелой работы. Немало горя она хлебнула от своего мужа, Пантелея Прокофьевича, который отличался очень крутым нравом, доходил в гневе до беспамятства.

Вся жизнь этой мудрой женщины наполнена хлопотами и заботами о семье, она старается отгородить их от невзгод и неприятностей. Такова ее характеристика. «Тихий Дон» изображает Ильиничну хорошей хозяйкой, расчетливой и экономной.

К отношениям Григория с Аксиньей она относится негативно. Однако во время войны Ильинична сближается с ней на фоне переживаний о сыне.

Эта пожилая женщина любит сноху Наталью, переживает за нее, старается переложить часть работы на Дарью. Она чувствует боль от того, что Григорий изменяет ей. Смерть Натальи потрясла Ильиничну.

Не менее интересна жена старшего брата Григория, Дарья. «Тихий Дон»в ее образе представляет нашему вниманию распутную, ленивую, хитрую героиню. Она красива, живет ради чувственных удовольствий. Дарья любит обратить на себя внимание мужчин и умеет это делать. Ей нравятся посиделки и праздники. После смерти своего мужа Дарья пыталась наверстать упущенные годы, крутила романы, что привело ее к болезни и гибели.

С Дуняшей Мелеховой читатель знакомится еще в ту пору, когда она была длинноруким подростком с большими глазами. Позднее она становится стройной казачкой со строптивым характером. Повзрослевшая Дуняша представлена в романе как умная самодостаточная девушка, которая добивается своей цели, выйдя замуж за Она полюбила его несмотря на то, что ее избранник совершил множество кровавых преступлений.

Мы рассмотрели основные женские образы романа «Тихий Дон». Именно они помогают осмыслить автору новую веху в жизни донских казаков. Женщина в произведении Шолохова занимает центральное место. С ней автор связывает вопросы о смысле жизни, понятия счастья и любви.

Кабы мне, младе, ворона коня,
Кабы мне, младе, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная, молоденькая!
Русская народная песня

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» большое место занимают образы русских женщин из народа. Они написаны с удивительным проникновением в их душевный мир. Сильная характером и гордая сердцем Аксинья; кроткая и трудолюбивая, чистая душой Наталья; мудрая, мужественная Ильинична; веселая и развязная Дарья; пленяющая девической, юной красотой Дуняша. Но самая яркая из шолоховских героинь это, по-моему, Аксинья Астахова. Она выделяется особым обаянием внешней и внутренней красоты, сильным и смелым характером. Рано испытав всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против своего рабского приниженного положения, против патриархальной морали. В ее страстной любви к Григорию Мелехову выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. «За всю жизнь за горькую, отлюблю! А там хоть убейте».

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, хотя пришлось ей терпеть и обиды от любимого. Сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженной готовности следовать за любимым на край света, перенести вместе с ним самые тяжкие испытания. «Гордо и высоко несла она свою счастливую, но срамную голову». Ради Григория оставила Аксинья родной хутор, работала в батраках у Листницкого, пошла с повстанцами «в отступ», разделяла с Григорием все невзгоды походной жизни. Любила его по-прежнему с изнуряющей страстью: «Вошел ты в меня, проклятый, на всю жизнь». И в последний раз по зову Григория она покидает свой дом с надеждой найти с ним свою «долю» на Кубани. Но счастье, неуловимое, как жар-птица, не дается в руки. Шальная пуля в предрассветной тишине обрывает жизнь Аксиньи.

Совсем иными красками рисует Шолохов образ Натальи. В отличие от страстной и порывистой Аксиньи Наталья сдерживает свои чувства, прячет и любовь, и обиду в глубине души. Да и жизнь Натальи отлична от жизни Аксиньи: она росла любимой дочерью в семье своих родителей. Аксинью же в 16 лет изнасиловал собственный отец, ее выдали замуж за нелюбимого. Родители Натальи пошли ей навстречу: замуж за Григория она вышла по любви, хотя, судя по богатству отца, ей могли бы подыскать более выгодную партию. Она любит Григория и по чувству долга, поскольку они венчались в церкви, и по велению сердца. Несмотря на унижение и позор, которые приносит неудавшееся замужество, Наталья беззаветно предана мужу, детям, семье. Она не ищет, как другие, утешения на стороне. До последней минуты она надеется на возвращение бросившего ее мужа и, умирая, прощает его.

Неисчерпаемый запас сил таится в душе Ильиничны. Нравственная стойкость помогает ей преодолеть выпавшие на ее долю неисчислимые горькие беды и тяжелые утраты. Нелегкими были первые годы замужества Василисы Ильиничны, ее жизнь с крутым, своенравным Пантелеем Прокофьевичем. Хотя он часто бывал неправ и даже неоправданно жесток в отношении жены, но «право» всегда было на его стороне. В условиях старого кондового быта жена должна была все сносить молча, рассчитывать было не на кого. Однако нравственная сила Ильиничны была столь сильна, что со временем она сумела обуздать непомерно вспыльчивого мужа, под ее влиянием он изменился к лучшему.

За короткое время Ильинична лишается мужа, старшего сына, любимой снохи Натальи, переживает гибель Дарьи. С молчаливым страданием переносит она все это и живет только «младшеньким» — Григорием. Только любовь к сыну согревает ее сердце, держит ее на ногах. Да, по сути говоря, вся многочисленная семья Мелеховых держится на ней, она — нравственный стержень семьи.

Дарья Мелехова воспринимается как разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час — и за ее циничной, потребительской моралью, за развязностью открывается нечто иное, доселе скрытое. Дарья твердо решила умереть, чтобы не жить обезображенной «дурной болезнью», — в этом есть и гордый вызов, и человеческая сила. Только теперь окружающий мир открывается ей с неузнанной прежде стороны: «Я вон какую жизню прожила и была вроде слепой... Повернусь кругом, гляну — Господи, красота-то какая!! А я ее и не примечала». Теперь она не подсмеивается, как прежде, над Натальиной верностью, строгостью, чистотой, а, напротив, завидует такой любви: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?» Материал с сайта

На примере образа Дуняши Мелеховой автор «Тихого Дона» показывает, как формируется сильный женский характер. На первых страницах романа Дуняша предстает угловатым, нескладным подростком, непосредственной и смешливой девчонкой. Старшие пока оберегают ее от непосильных физических нагрузок, от столкновений с суровой правдой жизни. Но чем больше потерь несет семья, тем больше забот и обязанностей ложится на плечи девушки. Решение о замужестве она принимает самостоятельно, вопреки категорическому нежеланию матери. После того, как Ильинична заболела, Дуняша фактически становится главой некогда большой семьи Мелеховых.

Галерея созданных Шолоховым на страницах «Тихого Дона» женских образов относится к числу наиболее запоминающихся женских характеров не только в русской, но и в мировой литературе. Их внешняя и внутренняя красота, стойкость, преданность любимому человеку, чувство долга, умение противостоять невзгодам дают читателю нравственный пример жизненной силы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ дуняши в романе тихий дон шолохова
  • образ женщины казачек в романе тихий дон
  • василиса ильиночна из романа тихий дон
  • образ дарьи в романе тихий дон позиция автора
  • Образ Дуняши в тихом Доне

Что тебе жизнь молодая сулила,

Чем подарила, что даст впереди...

Бедная! лучше вперед не гляди!

Н. А. Некрасов.

Тема шолоховского романа - семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» - романе - люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре.

Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняша.

М.А. Шолохов в своем романе создал очень запоминающийся образ матери Григория - Ильиничны. Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, казалась незаметной, и в происходящих событиях мало принимала участия.

Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а есть только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила на своем веку: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Писатель показывает ее силу и стойкость. «Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего – вы и беситесь, - говорит Ильинична Наталье. – Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то ты недовольна, вон какую чуду сотворила: и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала... Ну скажи, скажи, болезная, и это – хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на зло срывал. Придет бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю... По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить».

В этом монологе Ильинична передала всю свою горькую, беспросветную жизнь, но при этом она не жалуется, не жалеет себя, она лишь хочет пробудить в снохе такое же мужество и стойкость.

Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.

Ильинична любит и умеет красиво одеться, в отличие от своего мужа; она содержит дом в строгом порядке, экономна и расчетлива. Она не одобряет связи Григория с Аксиньей: «До каких пор мне такую страму на старости лет принимать?»

Ильинична не разбиралась в событиях революции и гражданской войны, но она оказывалась намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов, поддерживает Пантелея Прокофьевича, который выгоняет со своего обоза Митьку Коршунова. «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость». - Говорит возмущенная Ильинична Наталье. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям».

Во всех этих поступках проявляется человечность, нравственность этой героини.

Внуков Ильинична любит всем своим большим и добрым сердцем, видя в них своих кровинок. Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, - всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно.

Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Она боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняше. Старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её,

Мишатки. Она благословляет их, казалось бы противоестественный союз, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить.

В этом проявляется мудрость Ильиничны. Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что «душегуб» не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку… На этом Ильинична и завершила свою высокую миссию женщины-труженицы, женщины-матери.

В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких. «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй даже слишком много...» Эта строчка передает сострадание и любовь, которые испытывает автор к своей героине.

«Твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о Григории думает Ильинична. Только им жила она последние дни. «Старая я стала... И сердце у меня болит о Грише... Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно», - говорит она Дуняше. В тоске по сыну, который все не возвращался, Ильинична достает его старую поддевку и фуражку, вешает их на кухне «Войдешь с базу, глянешь, и как-то легче делается... Будто он уже с нами...», - виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняше».

Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: «Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал... Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и еще дорогим деткам...»

Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына.

«Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер. Аксинья ясно видела озаренные голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под черной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала: «Гришенька! Родненький мой! – Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - кровинушка моя...»

Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то в конце романа все меняется, она словно вся состоит из материнской любви.

Последние дни ее описаны Шолоховым с большой силой. «Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию… И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем...»

Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной героини, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты и любви к ближнему. Ильинична без колебаний может быть поставлена в ряд матерей, украшающих мировую литературу, мировую живопись. Эти матери зовут людей мужественно глядеть правде в глаза.

С младшей из Мелеховых - Дуняшей - автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше. И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых.

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе романа. Но ее образ Шолохов показывает абсолютно по-другому.

Михаил Шолохов при описании внешности своих героев стремится дать запоминающийся зрительный образ, воссоздать человека в неповторимом движении. Сами живописные подробности у него почти всегда приобретают отчетливо психологическую характерность. Его занимает в портрете не только выразительность, характерность внешнего облика, но и тип жизненного поведения, темперамент человека, настроение данной минуты. Портрет в романах Шолохова показывает героя в определенной жизненной ситуации и настроении.

При первом появлении Дарьи упоминаются лишь «икры белых ног». В главе романа, где описывается возвращение Аксиньи Астаховой ранним утром от знахарки домой, Шолохов обращает внимание на брови повстречавшейся Дарьи: «Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров».

В своем романе М. А. Шолохов поднимает множество вопросов и тем. Образы, которые описаны автором, воплощают не только свое время, но и подлинные человеческие характеры. Ильинична в романе «Тихий Дон» выступает как образ праведной матери, символ терпеливости, трудолюбия и смирения. Именно такие качества Шолохов вложил в героиню, которая стала олицетворением материнства.

Портрет героини

Василиса Ильинична Мелехова - мать Григория и Петра Мелеховых. В начале рассказа женщина уже находится в преклонном возрасте. Ее портрет, описываемый автором, говорит о том, что Ильинична приятная и мудрая женщина. «Дородный стан» Василисы, ее величавая походка не подверглись возрасту. Автор называет ее «мудрой и мужественной старухой». Из детей на нее больше всего был похож Петр.

Судьба Ильиничны

Василиса Ильинична - примерная и образцовая жена и мать. Она настоящая хранительница очага. Несмотря на то, что ей пришлось много вытерпеть от мужа, она осталась верна ему и смогла воспитать детей хорошими людьми. В разговоре с невесткой, Ильинична признается, что в ее семейной жизни не все было хорошо и гладко - ей приходилось терпеть и измены, и побои. Но она сумела простить мужа, сохранила семью. Женский долг оказался для нее превыше всего.

Василиса сильная женщина. Узнав о смерти мужа, она не дает волю чувствам, справляется с потерей на уровне внутренних переживаний, не выпуская наружу свое горе. Все свое время эта женщина проводит в трудах - смысл ее жизни заключается в работе ради детей и семьи.

Ильинична редко видела счастье в собственной жизни, но это не озлобило ее. Своим детям она пытается привить самые нравственные качества. Добро и справедливость - вот основные критерии жизни для Василисы, такими хочет она воспитать и своих детей. Видя разногласия между сыном и невесткой, Ильинична пытается дать мудрые советы, является голосом разума. Она пытается отговорить Наталью от решения избавиться от ребенка, пытается показать ей несправедливость такого намерения.

Множество тяжелых испытаний выпали на долю этой женщины, но самым страшным из них стала война. Она забрала у нее любимых людей, но даже это не смогло подорвать для нее веру в светлое будущее, истинные человеческие добродетели.

Образ материнства

Образ Ильиничны Шолохов описывает как символ материнства. Она безумно любит своих детей, готова на все ради них. До последнего момента она ждет возвращения Григория, но судьба не позволила ей еще раз увидеть сына.

Чужих детей для нее не бывает, и даже Мишку Кошевого, несмотря на его поступок, она прощает и всячески помогает ему. Отношение к детям показывает Ильиничну мудрее, чем все воюющие стороны. Она не разделяет людей на «белых» и «красных».

Она понимает, что все они – люди, которые являются чьими-то сыновьями, их всех любят и ждут матери. Стрельба друг в друга, массовые убийства среди двух воюющих сторон ранят сердце Василисы Ильиничны, она пытается вразумить своего сына, взывая его сознание к Богу, чести и справедливости.

Характеристика Ильиничны в романе «Тихий Дон» является воплощением женской судьбы того времени, поломанной, но не сломленной. Через ее образ Шолохов передает добродетельность истинных материнских чувств, горечь потери детей, весь страх и несправедливость проводов сыновей на войну. Ильинична олицетворяет величие народа, его стойкость и силу духа, даже в таких страшных обстоятельствах, как война.



Вверх