Железные дороги китая. Китайские железные дороги

На нашем сайте уже появлялась заметка о впечатлениях о путешествии по железным дорогам Китая блогера Ильи Варламова.

Однако, интернет большой. Да и путешественников в России также немало, как и их отчетов о своих вояжах.
Ниже - взгляд на железные дороги Китая и общей их инфраструктуре от пользователя vaily популярного портала www.yaplakal.com . Национальный оператор железных дорог Китая - China Railways , основанная в 1949 году.

Железнодорожная сеть Китая - самая протяженная в мире. Также Китай может похвастаться высокоскоростной магистралью Гуанчжоу-Пекин : 2300 километров за 8 часов. Существует план развития сети под названием «4х4» - строительство четырех магистралей Восток-Запад и 4 магистралей Север-Юг до 2020 года.


С чего начинается поездка? Правильно - с вокзала. Практически в любом китайском городе он присутствует. Названиями вокзалы не блещут и, как правило, складываются из названия города и стороны света (например, «Ханчжоу-Южный»).



Вокзалы бывают разные. Есть те, что поражают инфраструктурой и размерами (как, например, «Шанхай-Ханчжоу», который и не вокзал а огромный комплекс из железнодорожного, автобусного и аэровокзала)...



А есть и достаточно маленькие, например, вот вокзал-симпатяга «Джудзи».



Встречаются недавно отстроенные и хорошо внедренные в общую инфраструктуру, как, например, втиснутый в центре города на эстакадах «Хайкоу-Восточный».



В то же время много и достаточно старых зданий, которые стоят на своих текущих местах с незапамятных времен. Такие, как вокзал «Аншан».



При всем многообразии вокзалов, требования к ним везде одинаковы. Дело в том, что вход и выход на вокзал осуществляется только по билетам. И там, и там стоят валидаторы, которые считывают баркод с билета, и в случае несовпадения станций отправления и назначения валидатор просто вас не выпустит и вы будете платить штраф.
Кстати, билеты есть двух типов – красные и синие. Соответственно, две отдельные очереди. В чем разница – я понятия не имею, на одни и те же поезда порой попадались как красные, так и синие.



А вот это валидаторы. Процесс проверки билета занимает секунды две от силы.



Посадка на поезд – только за 15 минут до отправления. Соответственно, на перронах в период времени между поездами нету никого. И перроны выглядят достаточно пустынно.



Что мне здесь дико нравится – так это очень понятная система навигации на вокзалах. Сразу понятно, где первый вагон, а где десятый. Не надо вслушиваться в тарабарщину «от головы поезда, прицепные в середине».



На всех вокзалах действует рентген-контроль багажа и стоят металлоискатели . Правда, из личного опыта, досматривают спустя рукава или вообще не досматривают. Везде по-разному. В Шанхае чуть-ли раздеваться не заставили, а в Гуанчжоу махнули рукой, мол, проходи.

Ладно, до поезда мы добрались. Давайте разберемся с поездами. Итак...
Их можно разделить на несколько типов в зависимости от скорости и комфорта. Для определения типа необходимо обратить внимание на литеру перед номером поезда. Для примера мы будем руководствоваться маршрутом Пекин-Гуанчжоу .

Самые крутые поезда - под литерой «G» (сокращенно от «высокоскоростные ж/д»). Они развивают скорость до 300 км/ч, практически не совершают остановок на своем маршруте, оборудованы розетками, кондиционерами. Ездит на них, соответственно, достаточно обеспеченая публика. Стоимость проезда по вышеозначенному маршруту протяженностью 2298 километров (8 часов в пути) - 862 юаня (около 140 долларов США).




Поезда с литерой «D» уже не такие крутые, но все же... Развивают скорость – 200 км/ч. Остановок гораздо больше, чем у G-шного состава, розеток в вагонах уже не наблюдается, но общий комфорт сохраняется. Стоимость проезда, к примеру, по маршруту Шанхай-Джудзи протяженности 256 километров (1 час 48 минут в пути) составляет 74 юаня (около 12 долларов).




В поездах нумерации «T» крутость падает на порядок. Такие составы имеют достаточно обычную скорость около 130 км/ч. В расписании значится, что подобный поезд проезжает 2294 километра за 20 часов 30 минут. Стоимость билета за такую поездку составит на сидячее место 251 юань (около 40 долларов), на спальное – 450 (около 72 долларов).




«K»-номера - это уже тихий ужас, хотя значатся они здесь как «скорые поезда». Это обычный поезд со спальными местами, сидячими местами, кучей остановок и соответствующим комфортом. Но зато в них можно проехать очень дешево, но при этом очень долго - 3112 километров за 29 часов, но отдав при этом 250 юаней (около 40 долларов) за сидячее место или 515 юаней (около 83 долларов) за спальное.

Причем в «Т» и «К» поездах есть так называемые «билеты без места» , которые стоят еще дешевле... Но как людям удается 20 часов простоять или пролежать на полу - представить очень сложно. «L», «Z» и прочие редковстречаемые номера не попадались, поэтому про них я ничего не скажу.



И, наконец, самое страшное, что может вам встретиться в путешествиях по Китаю – это поезд без буквы . Если увидите такой в расписании – бегите подальше. Это кромешный ужас. Именно в них и можно встретить крестьян с курами и козами, спящих на полу и в тамбурах людей, слой мусора высотой с человека. Я ездил в таком только раз, и в дальнейшем буду избегать их, как огня...
Фотографий по понятной причине нет - я не рискнул доставать камеру. Вообще, занесло меня туда по ошибке... Просто попробуйте себе представить худший поезд в мире и умножьте на два.

Обратите внимание на фотографии - ан всех локомотивах присутствуют китайские иероглифы, обозначающие понятие «гармония». Что это значит я не знаю, могу лишь предполагать, что с китайским отношением к цифрам, номер поезда влияет на его безотказную работу.



Двухэтажные вагоны встречались только раз, в провинции Гуанси. Кстати, по комфорту это обычный Т-поезд...



Конечно же, рассказ о китайских железных дорогах будет неполон, если не вспомнить «МагЛев»/«MagLev» (в названии используется производная от английского «magnetic levitation» - «магнитная левитация»). Это единственный в мире серийно эксплуатирующийся поезд на магнитной подушке . Ходит из Шанхайского аэропорта Пудонг до станции метро ЛуньянЛу. Время в пути – 7 минут, скорость – 431 км\ч. Стоимость билета в две стороны – 70 юаней (около 11 долларов), в одну сторону – 40 (около 6,5 долларов). Вот тут сравнений с московским аэроэкспрессом никак не избежать. .. За те же деньги немного другой уровень сервиса...




Естественно, все билеты на поезд можно купить онлайн и распечатать баркод, по которому вас пропустят на посадку. Самый удобный сервис по поиску и покупке, который я нашел - www.qunar.com . Будете в Китае - советую пользоваться.
Само собой, для покупки нужно удостоверение личности или паспорт. По факту поездки и проверки билетов - номера документа на билете и в паспорте должны совпадать.

Вообще, общее впечатление от китайских железных дорог однозначно позитивное. Год назад «G»-поездов из Пекина до Гуанчжоу, «D»-поездов от Шеньяна до Аньшаня еще и не существовало. Теперь они есть. Собственно, что обещают, то и делают. И если будет выбор между самолетом и поездом я выберу последнее, ибо:

  • не теряется время на поездку в и из аэропорта;
  • не теряется время на регистрацию;
  • поезда ходят независимо от погоды.
В итоге, на расстояния 1000-1500 километров тут гораздо проще и быстрее путешествовать на поезде. Полет Тяньцзинь-Шанхай на самолете занял у меня 6 часов, на поезде – 5. На пригородных расстояниях альтернативы поездам вообще нету. Ну, и главное, что оставляет впечатляние – это прогресс и скорость.

Китай имеет одну из самых разветвленных железнодорожных сетей в мире. Китайские железные дороги связывают почти каждый город Поднебесной. Это удобный способ путешествовать по территории Китая. Нередко, прилетев в Китай, внутри страны путешественники перемещаются именно на поезде. Надо сказать, что поезда в Китае отличаются от привычных российских поездов.

Категории китайских поездов

Номер китайского поезда обычно начинается с буквы, которая указывает на категорию поезда. Чем выше категория поезда, тем он быстрее, современнее и дороже.

C, D и G - современные скоростные дневные и спальные поезда с кондиционерами.

Z - высококачественный спальный экспресс, с кондиционерами. В нем есть только мягкие вагоны (soft seat и soft sleeper).

T и K - скорые поезда (extra fast), идут с остановками в крупных городах. Могут быть и с кондиционерами.

Встречаются и другие буквенные коды.

Поезда с номером без буквы - самые медленные, останавливаются на каждом полустанке.

Типы вагонов

Основные типы вагонов: hard seat, soft seat, hard sleep и soft sleep.

Hard seat - жесткий сидячий - что-то вроде электрички. Не-откидные сиденья друг напротив друга, между ними столик. Шумно, может быть грязно, много китайцев. Иногда продают билеты без мест, это значит, нужно ехать стоя или сидя на полу на газетке. Такой способ путешествовать не все смогут перенести. Тем более ночью. Но в буквенных поездах hard seat может быть поприличней.

Soft seat - мягкий сидячий - удобные чистые вагоны - самое то для несколько часовой поездки на небольшие расстояния (например, от Пекина до Шанхая можно доехать за 5 часов).

Hard sleep - жесткий спальный. Многие находят его самым оптимальным по цене и качеству. Это что-то вроде нашего плацкартного вагона - открытые купе. Но койки располагаются по другому - друг над другом по три койки - верхняя, средняя и нижняя. В новых вагонах есть розетки для ноутбуков и мобильных.

Soft sleep - мягкий спальный - 4-местные закрывающиеся купе. В некоторых есть телевизоры и розетки (зависит от категории поезда). Если иностранец не уточнит тип вагона, то ему, скорее всего, продадут билеты именно в soft sleep.

В поездах дальнего следования есть вагоны-рестораны . Есть багажные вагоны, но это необходимо уточнять. Если вы везете, к примеру, велосипед, то скажите кассиру - он продаст билет на поезд с багажным вагоном.

Туалеты бывают двух видов - "европейского" и "китайского" варианта. С собой лучше прихватить туалетную бумагу. Туалеты в поездах классов D и Z безупречны.

Курение в коридорах и купе вагонов не допускается. В высокоскоростных поездах курение запрещено везде, даже в тамбурах. В поездах категорий T и K курение может быть разрешено в вагонах-ресторанах.

Посадка на поезд

Всегда приезжайте на вокзал заблаговременно. В крупных городах станции большие и многолюдные, может потребоваться время, чтобы найти свой поезд. На крупных станциях, таких как в Пекине и Шанхае, есть проверка безопасности, в том числе и "просвечивание" багажа.

Название маршрута поезда на китайском языке, но вы можете сориентироваться по номеру и времени отправления поезда. Всегда можно обратиться за помощью к китайским ближним в форме, показав билет. Все путешественники рассказывают, что помогают китайцы охотно.

На крупных станциях могут быть разные залы ожидания . Найдите зал ожидания для своего поезда - информацию ищем на электронных досках и у проходящих мимо китайцев 🙂

Примерно за 30 минут до отправления поезда начинается регистрация - то есть вы можете пройти через контроль билетов на платформу. За 5 минут до оправления выход на платформу закрывается.

При входе в вагон билеты проверяются, так что вы можете быть уверены, что сели в свой поезд.

Когда покупать билеты на поезд

Билеты можно без проблем купить за 2-3 дня до отправления, но в пиковые периоды нужно покупать их с момента открытия продаж. Пиковые периоды - праздники 1 мая, 1 октября и в китайский новый год плюс минус неделя.

Как купить билет на станции

В больших городах есть кассы для иностранцев на английском языке.

Возьмите паспорт свой и тех, на кого покупаете билеты. С 2011 года для покупки билетов на поезда категорий C, D и G требуется паспорт. Также паспорт понадобится при посадке на поезд.

С относительно недавних пор у китайской железной дороги есть центральная система бронирования билетов, так что билеты на любой маршрут можно купить с любой станции.

На основных станциях есть автоматы самообслуживания, но иностранцу нельзя будет купить через них билеты на поезда C, D и G, так как они принимают только китайское удостоверение личности. Но на поезда T и K можно купить билет, к тому же есть английский язык.

На вокзале Пекин-Главный (北京站) касса для иностранцев расположена в северо-западном углу на 1 этаже. Открыта с 5.30 до 23.00 с двумя 30-минутными перерывами.

На вокзале Пекин-Западный (北京西站) касса на английском расположена в основном зале и работает круглосуточно.

Билеты можно купить только на внутренние маршруты. Чтобы купить билет из/в Россию, воспользуйтесь сайтом http://www.rzd.ru/ (сайт Российских Железных Дорог).

Как купить билеты заранее, за пределами Китая

1 способ . Забронируйте отель и попросите их купить вам билет на поезд. Но помните, что на категории C, D и G требуется паспорт, поэтому отель не сможет купить билеты на эти поезда, но на другие (Z, T, K) - пожалуйста, за не большую плату примерно в 50 RMB.

2 способ . Купите билет на сайте агентства, например:

Эти агенства могут принять заказ до открытия продаж, и сразу в момент начала продаж забронировать билет. Билеты не могут быть переданы за границей. Обычно их отправляют в отель в Китае, там и нужно забирать их. Но эти агенства дорого берут за услугу, поэтому обращаться к ним имеет смысл только в пиковые периоды, если вам действительно очень нужно попасть на определенный поезд в определенное время.

ВНИМАНИЕ! Билет можно обменять на лучший уже в вагоне

Если при покупке билетов не было мест в более удобный вагон, а ехать нужно обязательно, то покупайте билеты, какие есть на данный момент. Уже сев в вагон, попросите проводницу "поменять билет" - 补票 - Bǔpiào. После некоторых станций могут освободиться места в подходящих вагонах - и вас за дополнительную плату переведут туда.

При этом цена будет такой же, как если бы вы покупали билет в кассе, и даже дешевле, так как вы меньше станций проедете на этом месте. Вам выдадут билет с указанием нового места.

Например, мне очень было нужно ехать определенным поездом из Шанхая до Пекина в ночь. Билеты были только в сидячий вагон. Я не могу ехать и спать на сиденье. Когда мы проехали Нанкин, я попросила поменять билет. Места были, и меня тут же проводили на мое новое место. По пути в каком-то вагоне я доплатила необходимую сумму и получила дополнительный билет. И хорошо выспалась в купейном вагоне.

Как читать китайский железнодорожный билет

Учтите, что вы находитесь в Китае, а в Китае много народу. Так что и в кассу, и на выходе на перрон придется отстоять очередь, а то и право выйти с использованием локтей 🙂 (как в китайском фильме ). Проявляйте терпение, не раздражайтесь - это неизбежно, но не страшно 🙂

Счастливого пути!

Некоторые полезные ссылки:

Китайские железные дороги - карты на английском и на китайском - http://www.johomaps.com/as/china/chinarail.html .

Расписание поездов :

Китайский сайт - можно посмотреть стоимость в юанях: http://www.huochepiao.com (火车票 - Huǒchēpiào - железнодорожный билет).

А на этом сайте по указанному маршруту, дате и типу вагона составляется табличка с просьбой продать нужный билет на английском, китайском упрощенном и в транскрипции пиньинь (ее остается распечатать и подать в кассу при покупке билета):

Железнодорожное сообщение в Китае - одно из приоритетных видов транспорта как на близкие, так и на дальние расстояния. Путевая инфраструктура очень развита и обладает высоким качеством. На ее строительство и совершенствование ушло много лет и финансов. Железная дорога из Китая имеет сообщения с транспортными системами России, Монголии, Казахстана, Вьетнама, Северной Кореи.

История железной дороги

В различные исторические периоды строительство железных дорог в Китае велось по-разному. В 1876 году было проложено первое полотно, которое соединяло Шанхай с Усуном.

В 1881 году было принято решение построить дорогу протяжённостью в десять километров от района Цзытан Шаньцуань к поселению Суйгэ. В период с 1876 по 1911 год в стране велось строительство путей, протяжённость которых составила 9100 км. В 1912 году была предложена первая концепция строительства железной дороги. К 1949 году протяжённость полотна в стране достигла 26 200 км.

В Старом Китае строительство велось низкими темпами, в малом количестве и с низким качеством. Полотна прокладывали в основном вдоль побережья. На юго-западе и северо-западе страны железных дорог не было. Пути были разбиты на участки и контролировались разными учреждениями.

При Новом Китае появилось Министерство железных дорог, в ведомство которого перешли все железнодорожные сообщения. Была создана программа работ по строительству и восстановлению трасс и мостов. Развивался Китай, железная дорога к 1996 году разрослась, и её протяжённость достигла 64 900 км. Строились и восстанавливались вокзалы, увеличилось производство тепловозов, электровозов, пассажирских машин.

К 2013 году протяжённость железнодорожных путей составляла 103 144 км. В результате преобразований повысилась пропускная способность и скорость передвижения поездов. Возросли объёмы грузовых и пассажирских перевозок, увеличилась плотность движения поездов.

К 2020 году в государстве планируется построить более 120 000 км путей. Железная дорога из Китая строится в сторону Хабаровска. Кроме того, разрабатывается проект, который соединит китайское Южно-Синьцзянское полотно с Киргизией.

Схема железнодорожных путей

Сейчас железнодорожная инфраструктура Китая является одной из самых развитых. Протяжённость путей в стране на сегодняшний день составляет более 110 000 км. Большое внимание уделяется развитию железнодорожного строительства в портовых районах и на запад, вглубь континентальной части.

Население на территории КНР распределено неравномерно, и наибольшую плотность схема железных дорог Китая имеет на юго-западе и востоке страны. Для охвата всей территории Республики увеличивается сеть путей, внедряются новые технологии.

Классификация поездов

В Китае номер поезда обозначается большой буквой и цифрами. Буква обозначает категорию поезда. На категорию поезда влияет скорость, сервис, количество остановок.

  • Поезд типа «G» - сверхскоростной, может развить скорость до 350 км/час.
  • Поезд типа «D» - скоростной, его скорость составляет более 200 км/час, в пути останавливается только на основных станциях. В поезда входят вагоны первого, второго класса, есть спальные места.
  • Поезд типа «Z» - едет без остановок, скорость развивает 160 км/час, останавливается на крупных вокзалах. Как правило, это ночной поезд, его составляют плацкартные вагоны и купе.
  • Поезд типа «T» - экспресс, его скорость достигает 140 км/час, останавливается в больших городах и на транспортных станциях. В поезде вагоны есть сидячие, плацкартные и купе.
  • Поезд типа «K» - развивает скорость 120 км/час, останавливается как в больших городах, так и в посёлках. В нем есть сидячие вагоны и плацкартные.
  • Поезда без буквы - No Prefix, к ним относятся старые составы с очень низкой скоростью.

Классы в поездах

Вагоны в китайских поездах можно разделить на 4 типа (класса).

  • Мягкий спальный - это купе двухместное или четырёхместное.
  • Жесткий спальный - это купе с шестью полками.
  • Мягкий сидящий.
  • Жесткий сидящий.

В поездах типа «D» существует понятие «сиденье первого и второго класса», их отличие состоит в комфортабельности кресел.

Высокоскоростные поезда

Китаю, для того чтобы и дальше динамично развиваться, необходимо быстро и удобно передвигаться. Для этого правительство страны делает всё возможное. Одним из самых масштабных инфраструктурных проектов Китая является строительство сети высокоскоростных железных дорог. Оно имеет широкий размах, охватывает большую территорию страны и является одним из самых грандиозных в мире. Также толчком для строительства подобных линий стала Олимпиада в 2007 году.

В основном высокоскоростные железные дороги в Китае строятся на эстакадах - они имеют форму мостов протяжённостью сотни километров. Скорость движения поезда составляет в среднем 200 км/час. Протяжённость таких путей в КНР на конец 2013 года составила 15 400 км. На железной дороге есть участки, где поезд может развить до 350 км/час.

В Китае существует следующая классификация линий по скорости:

  • Обычная (100-120 км/час).
  • Среднескоростная (120-160 км/час).
  • Скоростная (160-200 км/час).
  • Высокоскоростная (200-400 км/час).
  • Сверхвысокоскоростная (более 400 км/час).

Высокогорные линии

Строиться высокогорная железная дорога в Китае начала в 1984 году. Сначала был освоен лёгкий участок, а с 2001 года приступили к освоению сложного отрезка. Летом 2006 года была открыта самая высокогорная железная дорога в мире - Цинхай-Тибетская. Она соединяет Китай с Тибетом, протяжённость её составляет 1956 км. Отрезок пути длиною в 1142 км проходит по горам. Около 550 км железнодорожного полотна проложено в зоне высокогорной тундры, самая высокая отметка дороги достигает 5072 метров над уровнем моря.

Пассажиры во время поездки не страдают симптомами горной болезни, так как вагоны герметичны, а воздух в вагонах обогащён кислородом, существует защита от солнечной радиации.

В зоне высокогорной тундры поезд движется со скоростью 100 км/час, на остальных участках пути поезд перемещается со скоростью 120 км/час.

Железная дорога из Китая в Тибет обеспечивает стабильное сообщение между государствами. Лёгкость и быстрый доступ обеспечили ее популярность не только для жителей этих стран, но и для туристов.

Железные дороги на острове Хайнань

Скоростные железные дороги Китая развиты не только на материке, но и на островах. Интересно и уникально их строительство на острове Хайнань. Железная дорога на данном куске суши представляет собой кольцо, которое условно разделяется на западную и восточную половины. Протяжённость кольца составляет 308 км. Его строительство в западной части острова происходило в сложный период Второй мировой войны. Оно строилось по частям. Окончательно работы завершились только к 2004 году. В 2006-2007 годах оно подверглось модернизации, и теперь обслуживает поезда со скоростной способностью 120-160 км/час. В 2007 году появляется связь железной дороги острова с материком при помощи парома.

Строительство линии в восточной части острова началось в конце 2007 года, закончилось в 2010 году, и в том же году вторая часть кольца была сдана в эксплуатацию.

Особенности китайских железных дорог

В КНР существует особый режим допуска на перрон. Пройти к поезду можно только к моменту его подачи. На станциях, которые он проезжает без остановки, можно наблюдать только служащих вокзала.

В Китае слабое транспортное сообщение с соседними государствами. Несмотря на то что существует сквозной путь и действующая инфраструктура, железная дорога из Китая закрыта, и границу приходится переходить пешком.

Покупка билета на поезд также имеет свои особенности. Все билеты в Китае продаются только при наличии документов, удостоверяющих личность. Гостю страны билет можно приобрести только в кассе. При покупке через автомат требуется китайская ID-карта.

В стране практически отсутствуют пригородные перевозки.

Железнодорожные вокзалы в городах

Китайские железнодорожные вокзалы имеют типовую архитектуру и похожи друг на друга. Исключением являются лишь старые перроны в маленьких поселках или в городах с историческим прошлым.

Новые вокзалы преимущественно строят на окраинах населенных пунктов. Существующие железнодорожные пути переносят из центра, старые здания сносятся или подвергаются реконструкции. Китайские вокзалы можно сравнить с аэропортами - они масштабны, оснащены инфраструктурой и имеют много уровней.

В Китае невозможно попасть на вокзал без билета, только в некоторые очень ограниченные сектора. Но на старых вокзалах на перрон можно пройти раньше посадки, для этого в кассе нужно приобрести специальный билет. Он дает право находиться на платформе, но не совершать посадку в поезд.

Россия-Китай

Прокладывание путей в Китае исторически связано с Россией. В 1897 году началось строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая является южной веткой В период с 1917 по 1950 год, в результате военных и политических действий, она была передана Китаю и прекратила своё существование. Произошло это в 1952 году. Вместо нее на карте мира появилась Китайская Чанчуньская железная дорога.

В скором будущем железная дорога Китай-Россия приобретёт популярность. Разрабатывается проект Евроазиатского высокоскоростного транспортного коридора, который соединит Пекин с Москвой. Пути будут проходить по территории Казахстана, время передвижения по ним займёт два дня.


Китай постепенно превращается в ведущую мировую железнодорожную державу. Он покрывает густой сетью скоростных дорог не только свою территорию, но и соседние страны. В этом обзоре мы расскажем про сам феномен Китайских железных дорог , а также про перспективы его влияния на Россию , ведь Китай уже заявляет о планах построить магистраль Пекин-Москва стоимостью 242 миллиарда долларов.


На самом деле, новость про многомиллиардные инвестиции Китая в развитие железнодорожного маршрута Пекин-Москва вызывает удивление лишь у тех, кто не знает о реальном современном положении дел в транспортной инфраструктуре Поднебесной. Дело в том, что на протяжении последних двух десятилетий эта страна вкладывает огромные средства с создание новых дорог, мостов, развязок, эстакад, тоннелей и прочих объектов, в том числе, необходимых и для железнодорожных нужд. Более того, именно на рельсовый транспорт Китай и делает основной упор в своем инфраструктурном развитии, ведь только он позволяет быстро, качественно и относительно недорого соединить разные регионы огромного по площади и населению государства.

Железные дороги Китая

Статистика говорит, что в последнее время в Китае ежегодно строится более двух тысяч километров высокоскоростных железнодорожных линий, по которым ездят новенькие китайские поезда, способные разгоняться до 500 километров в час. Впрочем, реальная средняя скорость движения по железным дорогам Китая все-таки в три раза меньше.



Благодаря этому стремительному развитию сети железных дорог, удобстве и скорости передвижения, а также относительно невысокой стоимости проезда при динамичной политике ценообразования, поезда стали основным пассажирским видом транспорта в Китае.



Развитие железнодорожной сети также положительно влияет на рост и без того мощной экономики страны. Ведь именно грузовые, а не пассажирские, перевозки являются основным доходом железных дорог любого государства, а также основной логистики товаров и ресурсов.



Понимая огромную важность железных дорог, добившись заметного успеха в их строительстве и эксплуатации на территории своей страны, китайские власти несколько лет назад приняли решение начать железнодорожную экспансию в другие государства. Первым и, на данный момент, основным направлением этой деятельности стала Юго-Восточная Азия.

Китай и Юго-Восточная Азия

В 2011 году Министерство путей сообщения Китая заявило о старте программы по созданию Азиатской железной дороги, которая объединит в единую сеть железнодорожную инфраструктуру Лаоса, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда, Малайзии, Мьянмы и Сингапура. Поднебесная намеревается выкупить линии, находящиеся в этих странах, чтобы затем их реконструировать, а также создать множество новых маршрутов. Всего эта перспективная сеть будет состоять из примерно 40 тысяч километров новых железнодорожных линий.



При этом Азиатская железная дорога объединит именно те страны, которые последние десять лет являются крупнейшими мировыми производителями товаров широкого потребления. И Китай через железнодорожную инфраструктуру получает контроль над производственными и логистическими процессами в этих государствах.

Но и Юго-Восточной Азией транспортные интересы Китая не ограничены. Эта страна прорабатывает идеи куда более широкой инфраструктурной экспансии на Запад и на Восток.

Китай и Америка

Одним из последних перспективных проектов железнодорожного строительства в Китае является идея строительства трансконтинентальной высокоскоростной железной дороги из Пекина в Лос-Анджелес.

Это может выглядеть шуткой, но Китай, на самом деле, всерьез размышляет о том, чтобы в обозримом будущем соединить при помощи железной дороги Азию и Северную Америку. Линия длиной 13 тысяч километров начнется в Пекине, пройдет через Владивосток, побережье Охотского моря, нырнет в 200-километровый тоннель под Беринговым проливом, затем снова пройдет по земле через всю Аляску, западное побережье Канады с Ванкувером, а потом и по Соединенным Штатам Америки до Лос-Анджелеса. В перспективе ее можно будет продлить на восток до Нью-Йорка и на юг в сторону Южной Америки.



Расстояние между Пекином и Лос-Анджелесом высокоскоростные китайские поезда смогут преодолевать всего за 24 часа. Это достаточно много для пассажирских перевозок, но зато невообразимо быстро для транспортировки товаров, а именно в качестве грузовой эта дорога, в основном, и должна будет использоваться.

Китай и Европа

Смотрят китайские власти и на Запад. 18 ноября 2014 года из города Иу на востоке Китая вышел грузовой состав, состоящий из трех десятков вагонов с китайскими товарами. Через двадцать один день он прибыл в конечную точку своего маршрута, Мадрид, преодолев по дороге 13 тысяч километров и восемь стран: Китай, Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Францию и, собственно, Испанию.



Китайские власти заявили, что подобные грузовые составы будут ездить по данному маршруту на регулярной основе. Люди уже называют эту рекордно длинную дорогу «Новый Шелковый Путь» или «Шелковый Путь 21 века».



Впрочем, в предыдущих двух абзацах речь идет исключительно о грузовом сообщении между Китаем и странами Запада. Но Поднебесная вынашивает планы создания также пассажирских высокоскоростных магистралей, которые соединят ее с Европой. Несколько лет назад власти Китая заявили о том, что намереваются в будущем создать новый «Восточный Экспресс», который соединит Пекин и Лондон. Это будет главный поезд мира, который наконец-то превратит растянутую на 15 тысяч километров с запада на восток Евразию в единый континент.

Китай и Россия

Но маршрут до Лондона - это дело будущего. А пока что Китай планирует закрепиться на своих ближайших рубежах. Об этом и свидетельствует стремление Пекина провести скоростную линию железной дороги до Москвы.

Ожидается, что общая протяженность дороги составит около 7 тысяч километров. Она начнется в Пекине, пройдет через северо-запад Китая, Казахстан и Европейскую часть России до Москвы. Поезда будут проходить этот маршрут всего за 2 суток, в то время как нынешние составы преодолевают его более чем за 7 дней.



Заявляя о своих планах строительства железной дороги до Москвы, Китай фактически делает заявление о том, что считает Россию одним из своих основных партнеров, что верит в дальнейшее развитие экономики этого государства, а также политических и экономических связей между РФ и КНР.

Итог

На основании изложенных фактов можно сделать вывод, что Китай превращается в крупнейшего в мире оператора пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок. Эта страна, получая огромные прибыли, инвестирует их в инфраструктурные проекты по всему миру. Это отличный пример для других государств, в том числе, и для России.

Если в России высокоскоростные поезда - это, скорее, дань моде и великодержавные понты для поддержания реноме, то Китай использует строительство высокоскоростных железных дорог, как стратегический инструмент создания единого экономического пространства на территории всей Юго-Восточной Азии.

В последние два десятилетия Китай стремительно развивает свою железнодорожную инфраструктуру, создавая все более быстрые поезда и охватывая новыми путями даже самые дальние уголки страны.

Сейчас в Китае около 76 тысяч скоростных железнодорожных путей и сеть эта с каждым годом становится все больше и больше. Каждый год в Китае строит более 2 тысяч километров высокоскоростных железнодорожных линий. После создание внутренней сети скоростных поездов на всей территории Китая и запуска в работу масштабнейшего проекта - высокоскоростной линии в Тибет, китайцы вплотную подходят к осуществлению грандиозной идеи по связыванию высокоскоростными железными дорогами всех государств Юго-Восточного региона Земли: Великой Китайской железной дороги.

В ближайшие несколько десятилетий Китай хочет создать железнодорожную сеть, покрывающую многие страны Азии. В числе первых государств, куда зайдут китайцы для реализации этой идеи будут Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Малайзия, Мьянма и Сингапур. КНР собирается выкупить уже существующие в этих странах железные дороги, полностью их реконструировать, построить новые (всего около 40 тысяч километров магистралей) и развернуть на их основе единую азиатскую высокоскоростную железнодорожную сеть. Причем, необходима она будет как для перевозки пассажиров, так и для трансферта грузов. Ведь все перечисленные страны в последние десятилетия являются основными производителями товаров широкого потребления в мире.

Главная задача будущей Великой Китайской железной дороги - это интеграция стран Юго-Восточной Азии в единое экономическое и транспортное сообщество, самый крупный рынок, самый крупный промышленный и экономический центр мира. В общем, Китай создает новую Китайскую Империю, для чего вовсе не обязательно завоевывать другие страны, достаточно лишь купить их инфраструктуру и интегрировать ее в инфраструктуру Поднебесной. А кто контролирует инфраструктуру, тот контролирует современный мир. В Китайской Народной Республике отлично понимают данный принцип.

Есть у китайцев и более грандиозные замыслы: не только связать воедино высокоскоростными железными дорогами всю Восточную Азию, но и обеспечить связь, с помощью высокоскоростной железной дороги, конечно, с другими мировыми центрами: Европой и Северной Америкой.

Аналогом этому проекту может служить знаменитый «Восточный Экспресс»: появившийся в1883-м году знаменитый железнодорожный маршрут - Париж-Стамбул. Тогда появление этой линии казалось чем-то невероятным и прогрессивным. Ведь за каких-то 67 часов можно было добраться от центра Европейской Цивилизации до ее окраин. Сейчас, более чем через сто лет после этих событий, идет разработка куда более масштабного и знакового проекта - строительства железнодорожной магистрали Пекин-Лондон.

Как заявляет Ван Меншу (Wang Mengshu) - член Китайской инженерной академии, куратор железнодорожных проектов Китая - возведение такой дороги, если задаться целью, возможно за каких-то десять лет. И поезда по маршруту Пекин-Лондон будут проходить за двое суток - это столько же, сколько был в пути Восточный Экспресс конца 19-го века. Но теперь этот поезд уместнее было бы назвать Западный Экспресс, учитывая, что инициатива его создания исходит именно от Китая.

Другой проект, еще более грандиозный: строительство высокоскоростной железнодорожной линии из Пекина в Лос-Анджелес, часть которой пройдет в тоннеле под водой. Это может показаться фантастической выдумкой, но Китай всерьез размышляет о реализации глобального инфраструктурного проекта, который соединит Азию с Северной Америкой посредством железной дороги. Пресса КНР уже не первый месяц муссирует эту тему, китайское правительство делает официальные заявления о желании взяться за дело, а лучшие специалисты страны просчитывают маршрут и бюджет будущей колеи.

Предполагается, что железная дорога длинной 13 тысяч километров начнется в Пекине, пройдет через Владивосток, побережье Охотского моря, нырнет в 200-километровый тоннель под Беринговым проливом, затем уже снова по земле через всю Аляску, западное побережье Канады с Ванкувером, а затем и по Соединенным Штатам Америки до Лос-Анджелеса. Высокоскоростные поезда будут преодолевать данное расстояние за двое суток, что делает эту железную дорогу хорошей альтернативой самолетам для людей, которые по тем или иным причинам не могут летать, и, особенно, для грузовых трансконтинентальных перевозок.

В начале строительства высокоскоростных железных дорог китайцы все технологии экспортировали с Запада, но быстро научились производить все необходимое у себя. Огромные финансовые и научно-технические резервы, сосредоточенные Китаем для осуществления своих железнодорожных проектов, приносят плоды: китайцы вплотную подошли к самым передовым рубежам в этой сфере. Одна из передовых научно-технических разработок, над которой работают китайские инженеры - поезд «CRH-X Cobra», который сможет развивать среднюю скорость более 500 километров в час.

Недавно в Китае уже прошли успешные испытания скоростного электропоезда собственного производства «CRH2-380A», развившего скорость 486 км/час. Но это лишь промежуточный этап - на пути создания продвинутой модификации поезда «CRH-X», которая за свою форму, мобильность и способность изгибаться получила название «Cobra».



Вверх