ВОВ в русской литературе XX века: Произведения. Проза о великой отечественной войне Вов в произведениях русских поэтов

Тема Великой Отечественной войны в литературе: сочинение-рассуждение. Произведения Великой Отечественной Войны: «Василий Теркин», «Судьба Человека», «Последний бой майора Пугачева». Писатели 20 века: Варлам Шаламов, Михаил Шолохов, Александр Твардовский.

410 слов, 4 абзаца

Мировая война ворвалась в СССР неожиданно для простых людей. Если политики еще могли знать или догадываться, то народ уж точно пребывал в неведении вплоть до первой бомбежки. Советы не смогли подготовиться полномасштабно, и наша армия, ограниченная в ресурсах и вооружении, в первые годы войны вынуждена была отступать. Хоть я и не был участником тех событий, я считаю своим долгом знать о них все, чтобы потом рассказать обо всем детям. Никогда мир не должен забыть о той чудовищной схватке. Так считаю не только я, но и те писатели и поэты, которые рассказали о войне мне и моим ровесникам.

Прежде всего, я имею в виду поэму Твардовского «Василий Теркин». В этом произведении автор изобразил собирательный образ русского солдата. Это жизнерадостный и твердый духом парень, который всегда готов идти в бой. Он выручает товарищей, помогает мирным гражданам, каждый день у него – молчаливый подвиг во имя спасения Родины. Но он не строит из себя героя, ему хватает юмора и скромности держаться просто и делать свое дело без лишних слов. Именно таким я вижу своего прадеда, погибшего в той войне.

Еще мне очень запомнился рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов – тоже типичный русский солдат, судьба которого вместила все горести русского народа: он потерял семью, попал в плен, и, даже вернувшись домой, едва не угодил под суд. Казалось бы, не под силу человеку выстоять под таким напористым градом ударов, но автор подчеркивает, что не один Андрей стоял – все стояли на смерть ради спасения Родины. Сила героя в его единстве с народом, который разделил его тяжкую ношу. Для Соколова все жертвы войны стали родными, поэтому он берет к себе сироту Ванечку. Такой же доброй и стойкой я представляю себе свою прабабушку, которая не дожила до дня моего рождения, зато, будучи медсестрой, выходила сотни ребятишек, которые сегодня учат меня.

Кроме того, я помню рассказ Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Там солдат, безвинно получивший наказание, сбегает из тюрьмы, но, не сумев добиться свободы, убивает себя. Меня всегда восхищали его чувство справедливости и мужество его отстаивать. Он – сильный и достойный защитник отечества, и за его судьбу мне обидно. Но ведь те, кто сегодня забывает тот беспримерный подвиг самоотверженности наших предков, ничуть не лучше властей, что посадили Пугачева и обрекли его на гибель. Они даже хуже. Поэтому сегодня я хотел бы быть похожим на того майора, который не побоялся смерти, лишь бы отстоять правду. Сегодня правда о той войне нуждается в защите, как никогда раньше… И я ее не забуду благодаря русской литературе 20 века.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Слышали выражение? «Когда гремят пушки, музы молчат». Во времена Великой Отечественной войны музы не просто не молчали - они кричали, пели, звали, вдохновляли, вставали во весь рост.

1941-1945 годы, наверное, одни из самых страшных в истории «государства Российского». Слёзы, кровь, боль и страх - вот основные «символы» того времени. И несмотря на это - мужество, радость, гордость за себя и своих близких. Люди поддерживали друг друга, боролись за право жизни, за мир на земле - и в этом им помогало искусство.

Достаточно вспомнить слова, сказанные двумя немецкими солдатами спустя много лет после окончания войны: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» А 9 августа в ленинградской филармонии оркестр исполнял седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича…

Не только музыка помогала людям выжить. Именно в военные годы снимались поразительно добрые фильмы, например, «Свадьба» или «Сердца четырёх». Именно в эти годы пелись прекрасные, бессмертные песни, вроде «Синего платочка».

И всё же огромную роль, едва ли не главную, сыграла литература.

Писатели и поэты, литераторы, критики, художники не понаслышке знали, что такое война. Они видели её своими глазами. Только вчитайтесь: К. Симонов, Б. Окуджава, Б. Слуцкий, А. Твардовский, М. Джалиль, В. Астафьев, В. Гроссман… Неудивительно, что их книги, их творчество стали своеобразной летописью тех трагических событий - летописью прекрасной и ужасной.

Одним из самых известных стихотворений о войне становятся короткие ученические четыре строчки Юлии Друниной - строки испуганной, взволнованной девчонки-фронтовички:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Навсегда тематика Великой Отечественной останется в её творчестве.

Пожалуй, одним из самых страшных стихотворений станет произведение «Варварство», которое написал поэт Муса Джалиль. Столько зверства, которое показали захватчики, кажется, не найдётся у всех диких животных на свете. Только человек способен на такую невыразимую жестокость:

Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Много ещё было пролито слёз, много сказано горьких слов о предательстве, о трусости и низости и ещё больше - о благородстве, самоотверженности и человечности, когда, казалось бы, ничего человеческого не могло остаться в душах.

Давайте вспомним Михаила Шолохова и его рассказ «Судьба человека». Он написан уже после войны, в середине 50-х годов, однако его реалистичность поражает воображение даже современного читателя. Это короткая и, пожалуй, не уникальная история солдата, потерявшего в страшные годы всё, что у него было. И несмотря на это, главный герой, Андрей Соколов, не озлобился. Судьба наносила ему удары один за другим, но он справился - вынес свой крест, продолжил жить.

Годам Великой Отечественной войны свои произведения посвящали и другие писатели и поэты. Одни помогали солдатам выжить в бою - например, Константин Симонов и его бессмертное «Жди меня » или Александр Твардовский с «Василием Тёркиным ». Эти произведения вышли за грани поэзии. Их переписывали, вырезали из газет, перепечатывали, посылали родным и близким… А всё потому, что Слово - сильнейшее оружие мира - вселило в людей надежду на то, что человек сильнее войны. Он умеет справиться с любыми трудностями.

Другие произведения рассказывали горькую правду о войне - например, Василь Быков и его повесть «Сотников».

Почти вся литература 20 века так или иначе связана с тематикой военного времени. Из книг - огромных романов, повестей и коротеньких рассказов мы, поколение, не заставшее годы ужаса и страха, можем узнать о величайших событиях нашей истории. Узнать - и отдать дань уважения Героям, благодаря которым над нашими головами голубеет мирное небо.

Ефремова Евгения

VII НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА VII Научно – практическая конференция Подготовила Ефремова Евгения, ученица 11 «А» класса МОУ СОШ №69

Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова. В тоске и славе этих лет, И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет. /А. Твардовский/

Война - это беда не одного человека, не одной семьи и даже не одного города. Это беда целой страны. И именно такое несчастье произошло с на- шей страной, когда в 1941 году фашисты без предупреждения объявили нам войну. Надо сказать, что в истории России было множество войн. Но, пожа- луй, самой страшной, жестокой и беспощадной была Великая Отечест- венная война. … Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколе- ния, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Утихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Давно отстроено и восстановлено разрушенное войной. Но почему наши писатели, поэты обращались и обра- щаются к тем давним дням? Может быть, память сердца не даёт им покоя…

Первыми на эту войну откликнулись поэты, издавшие немало замечательных стихотворений, и уже в конце 1941 – начале 1942 годов появились такие произведения о войне, как «Фронт» А. Корличука и «Волоколамское шоссе» Александра Бека. И, думаю, мы просто обязаны помнить эти шедевры, потому что нет ничего ценней тех произведений о войне, авторы которых сами прошли через нее. И не зря Александр Твардовский написал в 1941 году такие строчки, раскрывающие настоящий характер русского писателя-солдата: «Я долю свою по-солдатски приемлю, ведь если бы смерть выбирать нам, друзья, то лучше, чем смерть за родимую землю, и выбрать нельзя…» Хочется отметить, что главным героем военной прозы становится рядовой участ- ник войны, её незаметный труженик. Этот герой был молод, не любил рассуждать о героизме, но честно выполнял свои воинские обязанности и оказывался способным на подвиг не на словах, а на деле. И целью моего реферата является ознакомление с героями войны, представлен- ными в произведениях отечественных писателей и рассмотрение различных взглядов на войну. Я попытаюсь как можно подробнее рассмотреть военную прозу Виктора Некрасова, Константина Воробьева и Юрия Бондарева, потому что, думаю, очень важно понимать войну не поверхностно, а изнутри, побывав на месте простого солда- та, отчаянно сражавшегося за Родину…

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ Глава 1. «Судьба страны в моих руках» (по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»)

Великая Отечественная война 1941-1945 годов открыла новую страницу в истории современной литературы. Вместе с ней в произведения писателей входит тема патриотизма, литература вдохновляет на борьбу с врагом, правительству зачастую помогает держать фронт, простому народу - выжить. Пожалуй, одним из интереснейших и наиболее значительных произведений о войне является повесть Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда", представляющая собой дневниковые записи молодого бойца. Описание боев и воинского быта чередуются с размышлениями героя во время отдыха, перед боем, с воспоминаниями о довоенной жизни.

Перед нами вырисовывается нелегкий путь человека на войне, путь от желторотого выпускника института к опытному командиру батальона.Но важнее, пожалуй, то, как через судьбы отдельных людей писатель раскрывает перед нами трагедию войны, принесшей горе всей нашей огромной стране. Виктор Некрасов впервые заговорил об этой трагедии правдивыми, откровенными словами. И вспоминаются слова одного из героев повести, инженера, считавшего, что нельзя обольщаться рассуждениями о патриотизме: "Геройство геройством, а танки танками". Но все же героизм остается героизмом… По русским обычаям, только пожарища На русской земле раскидав позади, На наших глазах умирают товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. Нас пули с тобою пока еще милуют, Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все–таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился… (Константин Симонов)

Глава 2. Становление человека через испытание войной (по повести Константина Воробьева «Убиты под Москвой»)

Книги могут нравиться или не нравиться. Но есть среди них такие, которые не попадают ни в одну из этих категорий, но представляют собой нечто большее, которые врезаются в память, становятся событием в жизни человека. Таким событием для меня стала книга Константина Воробьева “Убиты под Москвой”. Я словно услышала тот голос: ...Нам свои боевые Не носить ордена. Вам - все это, живые, Нам - отрада одна: Что недаром боролись Мы за Родину-мать. Пусть не слышен наш голос, - Вы должны его знать. Эти строки взяты автором в качестве эпиграфа из стихотворения Твардовского “Я убит подо Ржевом”, которое и названием, и настроением, и мыслями перекликается с повестью Константина Воробьева. Автор повести сам прошел через войну… И это чувствуется, потому что писать так с чужих слов или из воображения невозможно - так писать мог только очевидец, участник.

Константин Воробьев - писатель-психолог. В его произведениях “говорят” даже детали. Вот курсанты хоронят погибших товарищей. Время остановилось для мертвеца, а на его руке все тикают и тикают часы. Время идет, жизнь продолжается, и продолжается война, которая будет уносить все новые и новые жизни так же неотвратимо, как тикают эти часы. И жизнь, и смерть описаны с ужасающей простотой, но сколько боли звучит в этом скупом и сжатом слоге! Опустошенный страшными потерями, человеческий ум начинает болезненно подмечать подробности: вот сожжена изба, а на пепелище ходит ребенок и собирает гвозди; вот Алексей, идущий в атаку, видит оторванную ногу в сапоге. “И понял все, кроме главного для него в ту минуту: почему сапог стоит?” С самого начала повесть трагична: еще идут строем курсанты, еще война не началась для них по-настоящему, а над ними, как тень, уже нависло: “Убиты! Убиты!” Под Москвой, подо Ржевом...” И во всем этом мире До конца его дней Ни теплички, ни лычки С гимнастерки моей. Сжимается сердце при мысли, что они были лишь чуть старше меня, что это они убиты, а я жива, и тотчас же оно наполняется невыразимой благодарностью за то, что мне не пришлось испытать того, что испытали они, за драгоценный дар свободы и жизни. Нам - от них.

ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА Глава 1. «Один за всех…» (по повести Вячеслава Кондратьева «Сашка»)

Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Повесть эта, составившая имя Вячеславу Кондратьеву, и сейчас, когда перед нами уже целый том его прозы, несомненно, лучшая из всего, что он написал. Тяжкий период войны изображает Кондратьев - мы учимся воевать, дорого стоит нам эта учеба, многими жизнями плачено за науку. Постоянный мотив у Кондратьева: уметь воевать - это не только, преодолев страх, пойти под пули, не только не терять самообладание в минуты смертельной опасности. Это еще полдела - не трусить. Труднее научится другому: думать в бою и над тем, чтобы потерь - они, конечно, неизбежны на войне - все-таки было поменьше, чтобы зря и свою голову не подставлять, и людей не класть. Против нас была очень сильная армия - хорошо вооруженная, уверенная в своей непобедимости. Армия, отличавшаяся необычайной жестокостью и бесчеловечностью, не признавая никаких нравственных преград в обращении с противником. Как же обращалась с противником наша армия? Сашка, что бы там ни было, не сможет расправиться с безоружным. Для него это значило бы, кроме всего прочего, утратить чувство безусловной правоты, абсолютного нравственного превосходства над фашистами.

Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему это грозило, он отвечает просто: “Люди же мы, а не фашисты.” В этом он непоколебим. И простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности. Прожита целая жизнь, и четыре года - какими бы они там ни были - это все-таки только четыре года, Но почему-то вопреки такой очевидной арифметике кажется, что военные годы заняли полжизни, что пережить было в ту пору, когда каждый день был бесконечно длинным и мог стать для тебя последним, куда больше, чем за всю остальную жизнь. И, читая военную прозу Кондратьева, постоянно ощущаешь это, хотя героям его тогда в голову не приходило, не могло прийти, что в их судьбе ничего важнее, больше и выше не будет, чем эти очень тяжелые, до отказа забитые обычными солдатскими заботами и тревогами дни.

Глава 2. Судьба человека в судьбе страны (по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека»)

Да, никто не любит войну... Но на протяжении тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам - все это рождалось в жадных умах как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкивалась с другой. Одни нападали и грабили, другие защищали и старались сохранить. И во время этого противостояния каждый должен был показать все, на что способен. . Но на войне нет сверхгероев. Герои все. Каждый совершает свой собственный подвиг: кто-то рвется в бой, под пули, другие, внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на заводах до изнеможения, спасают раненых. Поэтому именно судьба отдельного человека особенно важна для писателей и поэтов. О прекрасном человеке поведал нам Михаил Шолохов. Много испытал герой и доказал, какой силой может обладать русский человек.

Многотрудна, страшна была судьба Соколова. Он потерял близких, родных. Но важно было не сломаться, а выстоять и остаться солдатом и человеком до конца: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести...” И главный подвиг Соколова в том, что он не зачерствел душой, не обозлился на весь свет, а остался способным любить. И Соколов нашел себе “сына”, того самого человека, которому он отдаст всю свою судьбу, жизнь, любовь, силы. С ним будет и в радости и в горе. Но ничто не изгладит из памяти Соколова этот ужас войны, его понесут с собой “глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть”. Соколов жил не ради себя, не ради славы и почестей, а ради жизни других людей. Велик его подвиг! Подвиг во имя жизни!

ПОДВИГ РУССКОГО СОЛДАТА В РОМАНЕ ЮРИЯ БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»

Наше все! На слукавили Мы в суровой борьбе, Все отдав, не оставили Ничего при себе… Среди книг Юрия Бондарева о войне "Горячий снег" занимает особое место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических задач, поставленных ещё в его первых повестях - "Батальоны просят огня" и "Последние залпы". Эти три книги о войне - целостный и развивающийся мир, достигший в "Горячем снеге" наибольшей полноты и образной силы. В романе "Горячий снег" выражено понимание смерти - как нарушение высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого Касымова: "сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-белым, истончённым жуткой красотой смерти, удивлённо смотрело влажно-вишнёвыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в клочья, иссечённую телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к прицелу. В этом невидящем прищуре Касымова было тихое любопытство к не прожитой своей жизни на этой земле и одновременно спокойная тайна смерти, в которую его опрокинула раскалённая боль осколков, когда он пытался подняться к прицелу".

В "Горячем снеге", при всей напряжённости событий, всё человеческое в людях, их характеры открываются не отдельно от войны, а взаимосвязано с нею, под её огнём, когда, кажется, и головы не поднять. Обычно хроника сражений может быть пересказана отдельно от индивидуальности его участников, - бой в "Горячем снеге" нельзя пересказать иначе, чем через судьбу и характеры людей. Наибольшей высоты этическая, философская мысль романа, а также его эмоциональная напряжённость достигает в финале, когда происходит неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближение без непосредственной близости: Бессонов наградил своего офицера наравне с другими и двинулся дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стоял на рубеже реки Мышкова. Их близость оказывается более возвышенной: это близость мысли, духа, взгляда на жизнь. Разделённые несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели - не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов. И все места, где немец проходил, Куда вступал бедой неотвратимой, Рядами вражьих и своих могил Мы отмечали на земле родимой. (Александр Твардовский)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Шестьдесят с лишним лет минуло со дня окончания Вели- Кой Отечественной войны. Но сколько бы ни прошло лет, не потускнеет, не сотрется в памяти благодарного челове- чества совершенный нашим народом подвиг. Нелегкой была схватка с фашизмом. Но даже в самые тяжелые дни войны, в самые критические её минуты не покидало советского человека уверенность в победе. И сегодняшний день, и наше будущее во многом обусловлены маем 1945 года. Салют Великой Победы вселил в миллионы людей веру в возможность мира на земле. Не пережив того же, что переживали бойцы, переживал сражающийся народ, - нельзя было правдиво и горячо рассказать об этом …

Проблема войны актуальна и сегодня. Нельзя с уверенностью сказать, что война 1941-1945 годов была последней. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с кем угодно. Я надеюсь, что все те великие произведения, написанные о войне, предостерегут людей от таких ошибок, и больше не повториться такой масштабной и беспощадной войны. Ах, своя ли, чужая, Вся в цветах иль в снегу… Я вам жить завещаю,- Что я больше могу? (Александр Твардовский)

«Великая Отечественная война в произведениях наших писателей»

Великая Отечественная… годы тяжелейших мучений и переживаний, как физических, так и нравственных, четыре года ожидания смерти, в то время как сотни других падают, подкошенные ее косой. Был человек – и вот его уже нет навсегда… Нелегко найти слова для того, чтобы описать ту дикость и жестокость ужасной войны, самой страшной из всех тех, что только выпадали на горькую долю нашего народа за многовековую историю земли русской, страны, в которой мы живем.

Одним из тех людей, кто запечатлел на бумаге и сохранил для будущих поколений единение народа и у нас войны, стал Борис Васильев. «В списках не значился» повествует о героическом подвиге защитников Брестской крепости в тяжелую годину гитлеровского нашествия.

Главный герой повести Коля – Николай Плужников, молодой девятнадцатилетний лейтенант, еще не успевший закончить военное училище в Москве и направленный к западным рубежам страны для прохождения военной практики. Коля Плужников простоват по характеру, он свято верит в идеалы, воспитанные советским правительством в народных массах. Он убежден, что и за него, и за весь народ должны думать конкретные лица, что если в газетах говорят о невозможности какого-либо нападения на СССР извне и о непобедимости Красной Армии, то так, значит, оно и есть на самом деле.

Ужасное утро двадцать второго июня он встретил уже в казармах крепости. Он ощутил в тот момент то же самое, что и многие другие неопытные бойцы, да и командиры – растерянность, непонимание происходящего. Миф о постоянной боеготовности красной Армии слишком прочно сидел в умах наших солдат. И по истечении недели боев они продолжали надеяться на скорую помощь, на близящийся разгром фашистских войск.

Смерть десятков и сотен товарищей, гибель мирных граждан- все угнетающе действовало на характер поведения защитников Брестской крепости. Одни жертвовали собой ради жизни других, во имя победы над врагом, попирающим родную землю. А некоторые позорно оставляли свой боевой пост, спасались а чужими спинами, скрываясь в глубоких казенатах, и среди гибнувших за них товарищей хранили свою никчемную шкуру (до лучших времен). Плужников был обязан своей жизнью другим: и не только тем, кто закрывал его от фашистских пуль телом, но и тем, кто еще продолжал воевать, уничтожая немцев, не только сражаясь рядом с ним. Коля хорошо понимал это, он воевал не за себя, а за весь народ, пусть не покажется это лишь громкой фразой.

Б. Васильев не просто писал о войне, но он был обеспокоен состоянием душ нынешнего поколения. Он пришел в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние современного ему поколения, разделив с ним его страдания и радости. Пройдя сквозь огонь Великой Отечественной войны, писатель имел право писать о ее героях, передавая сюжет красками собственных воспоминаний. Нет, не так проста эта повесть, как думается сперва – это целое поколение, воспитавшее нас. Кто-то оказался героем, кто-то не оставил о себе никаких добрых воспоминаний. Коля Плужников – это то, что случилось с нашей молодежью, как встретила она трудные, даже жестокие испытания войной. В трагических обстоятельствах раскрывается душевные силы, нравственное превосходство над косностью, злом и невежеством.

Всякий герой подвергается испытанию, он поставлен в ту или иную ситуацию, где требуется проверка его нравственных качеств, где перед ним стоит сложнейший выбор. Например, что делать с драгоценной, как жизнь, водой: отдать пухнущим детям, изнемогающим от мучений раненым или пустить на охлаждение пулеметных стволов? От того какой он, человек, и зависит то, как он поступит.

Нравственному выбору на войне подвергает своих героев писатель Василь Быков. Особенно интересуют Быкова ситуации, в которых человек, оставшись один, должен руководствоваться не прямым приказом, а только лишь своим нравственным «компасом». Так построены его повести: «Обелиск», «Волчья стая», «Сотников». В повести «Сотников» мы встречаемся с двумя типами жизненного поведения.

Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое –Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Не перенеся пытки, Сотников погибает, а Рыбак ценой предательства спасает жизнь. Рыбак – смелый боец, но лишь тогда, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись один на один с врагом, он сначала колеблется, потом идет на предательство и убийство товарища. Анализируя этот характер Быков приходит к выводу, что истоки предательства Рыбака нужно искать еще в детстве, когда он прибегал к мелким, казалось бы, жизненным уловкам. Сотников – бывший учитель, скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности. Почему, будучи больным, слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врагов, явилась его болезнь – он не сдержал душивший его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака. Некоторые наши современники обвиняют Сотникова, считают, что он не имел права в таком состоянии идти в разведку. Нет, имел. Совесть и честь не позволили Сотникову переложить опасное для жизни задание на плечи других: «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказаться?». Измученный пытками, шантажируемый врагом, он остается несломленным. Сотников погибает физически, но не духовно, перед казнью он видит в толпе людей мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой человеческий долг на Земле. Цена подвига и позорный финал нравственного компромиса, истоки героизма и предательства- вот волнующие Быкова вопросы.

Перечитывая книги о войне, я часто задаю себе вопрос: заслужили ли мы право на существование, смогу ли я и мои ровесники отдать свою жизнь, защищая Родину, как Николай Плужников и Сотников?

Всегда ли мы помним о тех, кто дал нам возможность жить на земле?

Вопросы…, Вопросы…

Еще лежат в земле не похороненными наши соотечественники, костьми легшие на пути захватчиков.

Нам нужны книги о войне, чтобы знать о наших стариках, о тех, кто с нами, и о тех, кого уже не вернуть. Спасибо вам, дедушки, за ваше мужество, за ваш героический подвиг, давший нам возможность жить сейчас!

При произношении одних лишь слов «Великая Отечественная война » мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль всё еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена. Но эта тема касается не только тех, кто прошел войну, но и тех, кто родился намного позже. Поэтому мы учим историю, смотрим фильмы и читаем книги, чтоб быть осведомленными этой темой. Помимо тех страшных моментов, через которые довелось пройти нашим дедушка и бабушкам, есть другая сторона, это та самая долгожданная победа. День победы, считается легендарным днём, это гордость за все те поступки и тех людей, которые приложили все усилия для защиты своей земли.

Тему Великой Отечественной войны безоговорочно можно назвать главной в течение всего XX века. Много авторов обращались к этому событию в своих рассказах и стихах. Конечно главными авторами были те, которые сами пережили тот страшный период и стали свидетелями всего происходящего. Поэтому, в некоторых произведениях можно найти совершенно правдивые описания и факты, так как часть литераторов сами принимали участие в войне. Всё это было с целью описать читателю прошлую жизнь, рассказать из-за чего всё началось и как сделать так, чтобы такие страшные события не повторились.

Главными русскими писателями, прошедшими период 1941-1945 годов можно назвать Шолохова , Фадеева, Толстого, Симонова, Быкова , Твардовского и еще часть остальных авторов. Из перечисленного списка особо хочется выделить Василии Быкова, в его работах не было особых описаний кровавых сражений. Его задачей было больше исследование поведения человека в неординарной ситуации. Поэтому особо выделятся в его творениях характер героя, отважность, сила, упорство, но наряду с положительными чертами, можно увидеть и предательство и подлость.

Но Быков не делил героев на хороших и плохих, он больше давал эту возможность читателю, чтобы тот сам решил кого осуждать, а кого считать героем. Главным примером такого рассказа можно назвать работу Быкова "Сотников".

Помимо рассказов о войне, не малую роль в русской литературе сыграли и стихи. В них идет речь не только о периоде сражений, но и о самих моментах победы. Как пример, можно выделить работу автора Константина Симонова "Жди меня", оно добавило силы и боевого духа солдатам.

Андрей Платонов написал рассказ "Возвращение". Как по мне, оно пропитано трогательностью и насыщенностью событий, не смотря на то, что действия описанные автором происходят уже после завершения боевых действий. В нем идет речь о возвращении капитана Иванова домой к своей семье. Но с годами их отношения меняются, появляется некое непонимание со стороны родных. Капитану не известно, как жила его семья, пока его не было, как жена работа целыми днями, как тяжело было детям. Видя, что к его детям приходит Семен Евсеевич, Иванов даже начинает подозревать свою жену в измене, но на самом деле Семён просто хотел привнести хоть какую-то радость в жизнь детей.

Постоянные размолвки и не желание слышать кого-то кроме себя доводят Иванова к тому, что он бросает дом и хочет уехать, но в последний момент, видя, как дети бегут за ним он всё решает остаться. Автор показал не события происходящей войны, а что было после, как менялись характеры людей и судьбы.

Несмотря на прошедшие многие годы со дня этих событий, произведения не теряют свою актуальность. Ведь именно они рассказывают о жизни нашего народа, о событиях и победе над фашизмом. Как бы не было тяжело и страшно, советских людей не бросала надежда на победу. Война стала великим событием, показавшим силу духа, героизм всего народа, а победа дала будущее и веру в мир, многих поколениям.

Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века

Великая Отечественная Война – это трагедия для многих семей. На фронт уходили отцы, братья, мужья, некоторые не возвращались. Наверное, именно поэтому тема войны очень часто проскальзывает в произведениях писателей 20 века. Многие из них сами воевали, их произведения, особенно трогательные и чуткие. Любой писатель 20 века был пронизан этой ужасной атмосферой, из-за чего их произведения очень стоящие и интересные.

Произведения начинали писаться уже в годы самой войны. Например, Твардовский писал поэму « Василий Теркин» с 1941-1945. Эта поэма имеет тридцать глав, в каждой из них описан эпизод данной трагедии, а именно жизни обычного, фронтового солдата. В этой поэме Василий Теркин воплощение мужественного и настоящего мужчины, в тот момент именно с таких людей следовало брать пример.

Повесть Некрасова « В окопах Сталинграда» была так же написана в начале войны. Она очень трогательная, но в то же время жесткая: события, которые описываются в повести, просто разрывают сердце.

«В списках не значился» легендарное произведения Быкова, которое посвящено защитникам Брестской крепости. Ведь именно Брестская крепость первой получила удар от фашистских захватчиков. Самое главное то, что это произведение основано на реальных событиях и впечатлениях.

Эта тенденция с каждым годом росла и росла. Отечественная война отложила огромный отпечаток на судьбах людей. Многие свои переживания они описывали в поэмах, рассказах, романах, песнях и стихах. Такая тема всегда пронизывает до дрожи, ведь каждая семья столкнулась с этой трагедией, и пережил Ад на земле.

Рассказ Шолохова « Судьба Человека» - это трагичное произведение, которое заставляет, безусловно, задуматься. В этом рассказе говорится о простом человеке, шофере. Он испытал на себе полный гнет немцев, побывав в концлагере. Он видел самое ужасное, что происходило в те годы: боль, муки, потерянные глаза, полные слез, смерть невинных людей. Видел то, как фашисты издевались над женщинами и детьми, убивали людей, даже не моргая глазам. Самое главное отличие этого персонажа в том, что он хотел жить и выжить, потому что дома его ждала семья.

Не смотря на то, что прошло уже много лет с момента этих трагических событий, произведения о войне актуальны и по сей день. Ведь в них отображается сущность народа, их воля к победе и патриотизм. Война – это то событие, когда нужно собрать волю и силы в кулак и идти до конца, к победе.

Несколько интересных сочинений

  • Роль художественной детали в рассказах Чехова

    Наверное, нет такого человека в нашей стране, которые не читал рассказы Чехова. Его рассказы короткие взяты из жизни, но в них он описывает художественные детали, которые трудно не заметить.

  • Сочинение Математика мой любимый школьный предмет 5 класс

    Все школьные предметы можно сравнить с кирпичиками, из которых складывается наше общее образования. Они являются одинаково важными элементами этого образования, и нельзя, отдавая предпочтение одному, совсем не заниматься другими

  • Сочинение по картине Первая зелень Остроухова

    На картине, мы видим обычный пейзаж, присущий для любой деревни или пригорода. Природа, запечатленная художником, не отличается особыми красками, она слегка тусклая и невзрачная.

  • Маргарита Степановна Осянина – одна из главных героинь знаменитой повести известного советского писателя Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие». На ее примере автор показывает, какое горе принесла война, как покалечила она судьбы людей.

  • Вишневый сад драма или комедия сочинение

    Известнейшее произведение Чехова Вишневый сад, является комедией. Не так просто определить жанр произведения, ведь оно состоит из самых разных жанров. Исходя из всего повествования, можно сделать вывод



Вверх