Error: не определено #11234. Творческая работа по изобразительному искусству. Организация внеклассной работы по изобразительному искусству. Основная цель программы

Творческая работа по изобразительному искусству. Организация внеклассной работы по изобразительному искусству. Основная цель программы

Составитель программы:

Учитель ИЗО

Ускова Е. Б.

г. Владимир, 2013 г.

Пояснительная записка.

Направленность программы «По ступеням творчества» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1 год обучения.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач :

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 5-9 кл.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников:

I группа – 5-7 кл.,

II группа – 8-9 кл.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в первой группе дети выполняют творческие задания, в второй группе – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • · Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • · Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • · В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  • · Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • · Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • · Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Тематический план

«Сказочная страна рисования»

для 5-7 классов

Тема урока

Кол-во часов

Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного края» Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.
Рисование животных (уголь) Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы углем. (штрихи, растушевки)
Рисование животных (гуашь)
Рисование композиции «Зимующие птицы» Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками.
Рисование зимнего пейзажа Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.
Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет плаката, рисовать сказочных героев, делать праздничную надпись. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
Декоративная работа из полос бумаги Рассмотреть узоры, составить узор в любой из геометрической форм. Учить выполнять декоративную работу из узких полос бумаги; наклеивать полосу на ребро.
Изготовление из бумаги карнавальных масок и их роспись Познакомиться с происхождением и изготовлением масок, с правилами их украшения. Учить изготавливать новогодние маски из бумаги и украшать их перьями, бусами, мишурой т.д.
Рисование животных в технике графика. Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать выразительные средства графики.
Рисование портрета Учиться рисовать портрет по памяти, соблюдая пропорции фигуры человека, передавать характерные черты лица, цвет волос, любимый наряд.
Рисование цветов Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.
Рисование животных «Фауна владимирской области» Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.
Рисование фигуры человека Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции
Рисование «Мой друг». Учить рисовать людей, соблюдая пропорции фигуры человека; передавать портретное сходство своего друга. Использовать выразительные средства живописи.
Рисование композиции «Страна восходящего солнца — Япония» Рассмотреть репродукции японского искусства. Учить рисовать фигуру человека в японской одежде, передавать окружение человека в японском стиле
Рисование композиции «Китай» Рассмотреть репродукции китайского искусства. Учить рисовать фигуру человека в китайской одежде, передавать окружение человека в китайском стиле
Итого часов

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Тематический план

работы кружка по изобразительному искусству

«Мир рисунков»

для 8 — 9 классов

Тема урока

Количество часов

Рисование осеннего пейзажа.
Рисование осеннего натюрморта
Рисование животных (уголь)
Рисование животных (гуашь)
Рисование зимующих птиц
Рисование зимнего пейзажа
Рисование композиции «Новогодние фантазии»
Рисование новогоднего плаката
Рисование новогоднего натюрморта
Рисование животных (гуашь)
Портрет
Рисование цветов
Рисование животных жарких стран
Рисование весеннего пейзажа
Рисование плаката «День победы»
Искусство Японии
Искусство Китая
Итого часов

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу обучения учащиеся должны знать:

— основные этапы развития русского и зарубеж­ного изобразительного искусства, национальные тра­диции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

— систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно­ го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности - по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктив­ное строение, светотень, цветоведение, композиция). Учащиеся должны уметь:

— самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы про­изведения художников с музыкальными и литератур­ными произведениями;

— самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добива­ясь художественно-образной выразительности;
— при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, конт­расты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

— определять степень холодности и теплоты оттен­ков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

— в тематической композиции сознательно при­менять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воп­лощения замысла.

— использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Рабочая тетрадь для работ по изобразительному искусству 1-4 класс\ авт.-сост. Е.В. Буянова.

Тетрадь для самостоятельных работ составлена в соответствии с требованиями программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.:В2сб.\Под ред. В.В. Воронковой.-М.:Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2013.-сб.1,-304с.

Предложенные задания помогут учащимся 1-4 классов закрепить и проверить знания по изобразительному искусству, а учителю позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно ориентироваться в задании, формировать выводы,

Предназначена учителям курса «ИЗО», педагогам специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов.

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая рабочая тетрадь представляет собой практическое пособие для учителя. Предназначена для индивидуальной работы обучающихся по курсу «Изобразительное искусство» в сопровождении и под руководством учителя.

Рабочая тетрадь содержит упражнения, вопросы и задания составленные по принципу доступности и предназначенные для самостоятельного поиска ответов учащимися ориентированием их на конкретный учебный материал.

Предложенный материал значительно облегчит процесс обучения, поможет закрепить изученное, научить последовательно и системно делать выводы, обобщать, социально адаптироваться, сформировать устойчивый интерес к предмету.

Учитель может использовать рабочую тетрадь для проверки знаний, умений и навыков.

1.Художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

Рисование сюжетное по замыслу

«Посмотрим в окошко»

Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
Предварительная работа. Экскурсия по школе с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изобра­жающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».
Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:
На-на-на-на-на-на-на!
Смотрит кто-то из окна!
Не-не-не-не-не-не-не!
Кто же там торчит в окне
Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
Эй, цветок не урони!
Но-но-но-но-но-но-но!
Мы отправились в кино!
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
Тучи спрятали луну.
Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!
Как темно-то без луны!
На-на-на-на-на-на-на!
Машет мама из окна!
Материалы, инструменты, оборудо­вание. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши.

Содержание занятия.
Учитель читает детям рассказ «Окно»
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.
Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной тра­вой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.
И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.
В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.
Через раму картины ничего не видно.
Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
Выполнение детьми практического задания.

2.Говорящие цвета.
Вопросы и задания.
Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.

3.Игра-упражнение «Цвета радуги»

Прочти внимательно стихотворение Т. Белозерова «На радуге»:

Не во сне, а наяву – что же здесь такого?

Я на радуге живу, в домике лиловом.

Выбегаю поутру в бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору алую морошку.

С листьев падает роса в темно-синей чаще,

Филин желтые глаза на меня таращит.

Там, где свищут соловьи в закоулках бора,

Пробираются ручьи к розовым озерам,

Машет белка за кустом фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут под вишневый мостик…

Я на радуге живу, приходите в гости!

Какие цвета упоминаются в стихотворении? выбери эти цвета.

4.Упражнение «Угадай и нарисуй деревья»

Попробуй отгадать загадки о деревьях и нарисовать эти деревья:

В белом сарафане стала на поляне,

Летели синицы, сели на косицы.

Что же это за девица: ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки опадают те иголки.

лиственница

5.«Инопланетяне»

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

6.«Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

7.Раскрась правую половину елки с игрушками так же, как раскрашена левая.

8. Найди на картинке максимальное количество фруктов и ягод круглой формы.

9.Задания – опознание изображений.

10. Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

11. Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

12. Попробуйте нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

13.«Дорисуй картинку» . В этом задании нужно придумать, на что похож рисунок, дорисовать его и раскрасить по-своему.

14. Диктант

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный. Всё ходит по цепи кругом

15. Раскрась рисунки согласно времени года.

17.Упражнение: «Слушаем и рисуем»

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

18.Упражнение: «Нарисуй по рассказу»

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

19. Основные цвета

Характеристика цвета

Лекция 2.3.6 Содержание и формы организации внеклассных занятий по изобразительному искусству

1.Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Кружок

Факультатив

4.Экскурсии, беседы, лекции

5.Арт-студия

Общая характеристика внеклассной работы по ИЗО.

Внеклассная работа по ИЗО преследует в основном те же цели, что и учебные занятия. Виды и формы внеклассных мероприятий могут быть весьма разнообразными: конкурсы, викторины, творческие мастерские, кружки, студии и др. Особенностью внеклассных занятий является то, что имеются широкие возможности для поиска эффективных методов и средств приобщения учащихся к художественному творчеству.

Традиционные уроки ИЗО могут быть дополнены системой углубленных занятий по одному из видов искусства и разнообразными праздниками, фестивалями, смотрами, конкурсами, олимпиадами искусств, школьными выставками, концертами, спектаклями и т.д. Большой популярностью в последнее время пользуются факультативы и курсы по выбору (эликтивные). Важное место в системе форм организации внеклассных мероприятий занимают коллективные посещения школьниками музеев и выставок искусства с последующим их обсуждением.

Развитию интереса и любви к изобразительному искусству способствует и выступление приглашенных в школу художников, посещения художественных выставок, мастерских художников.

Как известно, для нормальной работы кружка необходим кабинет или мастерская изобразительного искусства с комплексами методических пособий, таблиц и натурного фонда.

2. Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы.

Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий.

Но кружковые занятия имеют свои особенности:

1.Это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью.

2. Структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.


Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т.д., при организации различных оформительских работ в своем классе, отряде, звене.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

Введение

изобразительный дошкольник ребенок

Актуальность темы. Основная задача воспитания дошкольников - гармоничное развитие личности ребёнка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующему поколениями. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выгодского, И.Я. Лернева, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, С.Л. Рубинштейна и других показывают, что решить задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволяют ребёнку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно прикладное искусство. Самым распространённым видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике.

Иллюстрации по определению Курочкиной. Н.А, - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчинённые содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие её декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М. Сокольникова).

Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, даёт знания обокружающим мире (Это доказано в исследованиях В.А. Езикеевой, Р.И. Жуковской, В.Я. Кионовой, Т.А Кондратович, И.О. Котовой, Т.А. Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф. Яковличевой и другие.) Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребёнка.

Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит создание художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний по искусству. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.

Изобразительное искусство испокон веков считается одним из основных принципов воспитания гармоничного развития личности.

Цель данной работы: рассмотреть влияние изобразительно искусства на гармоничное развитие личности ребёнка - дошкольника.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

Проанализировать влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка.

Научить детей правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

Овладение детьми техническими приемами работы с различными материалами.

Активизировать деятельность личности и, прежде всего, познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности.

1. Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка

.1 Теоретические основы изобразительной деятельности в развитии дошкольника

В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеет разнообразные виды художественной - творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятие дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у ребёнка воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам развиваться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развитие детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположение предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребёнок, взрослый), цветов (растения в разные времена года), разные пространственные расположения предметов и частей (птица сидит, летает, клюёт зёрна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкции могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел и др.), с их свойствами выразительными возможностями, приобретают новые навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыплёнка (предметы имеющую круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путём, закрепляется в сознании.

На занятии по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствуют обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указываю психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Дети определяют и называют эти свойства, сравниваю предметы, находят свойства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно - образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребёнок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно - волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определёнными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладеть трудовыми навыками.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша и кисти, к следам, оставленными ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определённое изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы и ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства.

Яркость, выразительность образов в картинах, в скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепки, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

1.2 Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника

Творчество - еще один из важных видов культурно-досуговой деятельности ребенка.

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме этого педагогу нужно уметь:

) не мешать ребенку, творить;

) быть рядом с ним в этом процессе;

) принять и понять его;

) довериться ребенку в минуты творческого поиска;

) самому быть творцом;

) бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Н.П. Сакулина пишет, что развития художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка.

Развивать творческую способность детей можно средствами изобразительного искусства по-разному. Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал.

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует художественному творчеству. Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях.

Первый - самый простой, и поэтому именуемый часто поверхностным, уровень методик, построенных на базе использования основных приемов творческого воображения.

Агглютинация (от греч - склеивание). Крупные части разнородных объектов соединяются, склеиваются вместе, и получаются с новыми, ранее небывалыми, необычными свойствами. На основе этого приема можно разработать много интересных творческих заданий. Например, попросить детей, соединяя части разных животных, «сконструировать» новое. Сначала его надо придумать, затем нарисовать и только потом дать этому животному название. Все эти три этапа требуют творческого подхода.

Аналогия. С визуальными аналогиями мы имеем дело практически постоянно. Разнообразные объекты, не имеющие строго заданной природной формы (такие облака, падающие тени, пятна, краски).

Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками - на что они похожи. Следует фиксировать идеи каждого ребенка.

В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, узоры на ковре, или на стекле. Например, детям предлагаются другие специальные задания карточки, на которых содержится сложные по форме и цвету фигуры. Задача - найти как можно больше аналогий с реальными изображениями (на что похоже).

В определенных случаях и преувеличение, и преуменьшение выступают как приемы творческого воображения. Таким путем можно наглядно продемонстрировать детям пример рисования карикатур, сказочных персонажей, героев мультфильмов.

Акцентирование - умение подметить и выделить, подчеркнуть главное - еще один из приемов творческого воображения.

Задания для развития могут быть следующими:

рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги, Колобка, рисуя их портрет, изображают эти черты;

нарисовать героя своей любимой сказки.

Типизация - самый сложный прием творческого воображения. Задача создания типичного образа - подлинно художественная задача, но работа в данном направлении с детьми рассматриваемые нами образы крайне затруднены. Однако на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей способность, можно развивать.

Задание: сложив листок цветной бумаги определенным образом, вырезать с детьми «снежинки». Конкурс - чья «снежинка» больше всех похожа на настоящую.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.

Главное для творческого мышления - не шаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

.3 Изобразительная деятельность дошкольника с учетом возрастных особенностей

Работа с детьми-дошкольниками по изобразительной деятельности осуществляется по двум самостоятельным направлениям: - в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства; - на занятиях по рисованию и лепке и в свободной самостоятельной деятельности детей. По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, «у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости». Установлено, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму, цвет, строение предметов, но и красоту окружающей его действительности; учиться любоваться нежной зеленью растении, радоваться красоте цветов.

Задача педагога - управлять чувственным опытом ребенка в процессе наблюдений за природой или общения с произведениями искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, он может восхищаться величественной красотой скульптуры и архитектуры, сопереживать героям сказок, испытывать чувство радости или огорчения при восприятии произведений живописи, которые взволновали его, и т.п. В то же время изобразительные возможности дошкольника весьма ограничены и связаны с развитием различных комплексов движений рук. Для того чтобы ребенок овладел необходимыми формообразующими движениями, проводятся специальные упражнения, основанные на изображении простейших предметов (ленточки, платочки, баранки, мячики, кубики и др.), которые не представляют эстетической ценности. Так в процессе обучения реализуется принцип его доступности. Воспитатель должен развить у малышей эмоциональную отзывчивость к природе, красивым предметам и материалам. Они с удовольствием рассматривают произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книжную графику. Живо реагируют на образы матери и ребенка при восприятии репродукций произведений мировой живописи (принцип опоры на чувственный опыт). Рисование и лепка рассматриваются не только как важное средство эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия, а также своевременного и полноценного психического развития.

«Ученые установили, что представления дошкольного возраста о предмете во многом отличаются от самого предмета и сохраняют не все его качества, а лишь отдельные стороны, которые произвели на них наибольшее впечатление. При этом полученные от восприятия представления не остаются неизменными, а постоянно меняются и преобразуются». Кроме того, происходит процесс обобщения представлений, и дети изображают в рисунках и лепке не то, что они видели, а то, что они себе представили, вообразили сами. Поэтому рисунки детей четырех лет специалисты относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с ручной умелостью ребенка. В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. «Ребенок использует возможности ритма, цвета, не имея предварительных знаний о них; он просто увлекается доступным ему в данный момент материалом.

Чтобы ребенок представлял, осознавал, что он делает, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Обучение должно быть научным. При этом крайне важно помнить: «направлять» ребенка - это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний». Несмотря на то, что движения руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, они еще недостаточно скоординированы. Действия детей пятого года жизни, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах обучения дошкольники, всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль над направлением движения часто отступает или сведен до минимума. С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков.

По данным Г.А. Кислюк, у детей 6-7 лет этот процесс происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей пятого года жизни. Поэтому обучение должно строиться с учетом возраста и возможностей ребенка. Одним из печальных результатов является превращение художественных образов в застывшие шаблоны. Для того чтобы вместо примитивных, с точки зрения взрослого, рисунков скорее получить полноценный продукт детской деятельности, педагоги строят процесс обучения на основе копирования заданного ими образца. «Отвечая элементарным требованиям изображения, шаблоны находят признание у окружающих и, благодаря этому, закрепляются в индивидуальном опыте ребенка. С одной стороны, это имеет положительное значение, так как создает определенную графическую основу для изобразительной деятельности, вселяет уверенность - ребенок немедленно получает результат. Однако, с другой стороны, шаблоны представляют большую опасность для развития детского творчества. Если не руководить деятельностью детей, то они могут так и не научиться рисовать ничего, - кроме нескольких усвоенных ими застывших построений отдельных предметов, и полностью утратить личные средства выражения, адекватные их жизненному опыту». Нарушается принцип сознательности и активности в обучении.

Психофизиологические возможности детей 4-5 лет весьма ограничены, а обучение изображению по заданной схеме порождает штампы и лишает детей возможности самостоятельно изобразить что-либо. В результате при обучении дошкольников этого возраста возникают серьезные трудности. Детей можно и нужно учить. Но не технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства и обязательно с учетом их возрастных особенностей. Особое значение в работе с детьми принадлежит новым педагогическим технологиям, построенным на основе игровой мотивации, которые подробно описаны в руководстве по воспитанию, образованию и развитию детей пятого года жизни.

Если на пятом году жизни серьезные трудности у детей возникают с передачей формы и строения предметов, то, с другой стороны, проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей этого возраста в работе с цветом: - к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор: дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, знать названия основных цветов и некоторых оттенков; - в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению; - дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов. Очевидно, что способность ребенка пятого года жизни воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение. Благодаря этому, даже самые несовершенные работы удаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения. Но отношение детей к цвету как к свойству, присущему данному предмету, неустойчиво. Поэтому, повторяя изображение какого-либо предмета, ребенок может изменить его окраску по своему вкусу. Лишь постепенно, к 5-6 годам локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Однако и в старшем возрасте сохраняется тенденция к выбору цвета независимо от реальной окраски изображаемого.

Кроме того, ученые считают, что у дошкольников наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в рисунке: - цвет как передача окраски изображаемого; - цвет как украшение. При этом было установлено, что преобладание того или иного отношения к цвету само по себе является показателем развития ребенка.

Поэтому для повышения эффективности изобразительной деятельности дошкольников необходимо: - создать в группе условия для их самостоятельных занятий рисованием с использованием палитры и побуждать к экспериментированию с цветом; - на занятиях рисованием научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка и научить украшать поверхность вылепленных изделий (процарапывание, печатание, и др.); - способствовать проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтений детей и развивать способность к изобразительному творчеству, учитывая вышеизложенные задачи, также важно помнить, что в работе с детьми пятого года жизни внимание следует уделять формированию у них интереса к цвету, желание действовать с множеством цветов и оттенков.

.1 Методы и приёмы изобразительной деятельности в развитии ребёнка

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы: наглядный, словесный, практический.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: ЛернерИ.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно - рецептивный, репродуктивный, исслед овательский, эвристический, метод проблемного изложения материала.

В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя : беседу, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы - показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях - важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе - сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно - рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Игровое творчество проявляется в поисках средств и способов для изображения задуманного. Можно определить их воспитательную роль следующим образом:

)игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту),

)позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;

)дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;

)играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

2.2 Виды изобразительной деятельности

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное, декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.

Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т.д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) - Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Для занятий с детьми применяются три вида лепки: предметную, сюжетную, декоративную. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Формы аппликации могут быть различного содержания. Сюда включается: предметная, сюжетно-тематическая, декоративная аппликация.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется - применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов - изображение домов, транспорта, животных и т.д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами - умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

.3 Опыт работы в изобразительной деятельности с детьми

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение изобразительной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно - эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Методы проведения:

позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи кружка для детей старшего дошкольного возраста:

.Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

.Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Задачи кружка для детей подготовительной к школе группе:

. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Методическая база:

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

Организация занятий кружка. Два занятия в месяц по 30-35 минут. Материал для работы: акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Заключение

На становление творческой личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, умение понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируются представления об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени.

Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности.

Занятие рисованием, лепкой не призваны делать всех детей художниками и скульпторами их задача освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы, ребёнок становится мужественным, искренним, развивает фантазию.

Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребёнка, а следовательно и творческие способности.

Список литературы

1 Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. - М., 1968.

Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М., Просвещение, 1984

Волков И.Н. Учимся творчеству. - М., 1982.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

Гете В. Об искусстве. - Л.-М., 1936.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - С. 220

Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности человека. - М., 1968.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998. - С. 12-15

Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М., 1985.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Камышлов, 2016

Составитель: Валуева Анастасия Юрьевна студентка 4 курса, специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», сборник творческих заданий по изобразительному искусству как средство развития креативных способностей учащихся 3 класса, – 2016. – 11 с.

Руководитель: Болотова Е.Ю., преподаватель.

Сборник включает в себя творческие задания по изобразительному искусству как средство развития креативных способностей учащихся 3 класса.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016

Оглавление

Пояснительная записка

1 класс

Пояснительная записка

Сборник творческих заданий разработан на основе требований ФГОС и способствует развитию креативной личности младшего школьник, а именно творческого мышления.

Данный сборник представляет собой подбор творческих заданий, направленных на развитие креативных способностей. Задания разделены на классы и группу заданий. Каждый блок задания поделен еще в соответствии с уровнем знаний обучающихся.

1. Тренировочные задания;

2. Частично – поисковые задания;

3. Творческие задания

Листая сборник можно увидеть следующие условные знаки:

задания для одаренных детей

задания для детей с ОВЗ

Данный сборник может быть использован педагогами по изобразительному искусству, педагогами дополнительного образования в области изобразительного искусства, во внеурочную деятельность, студентами, родителями.

Материалы сборника могут представить интерес для педагогов начальной школы и студентов педагогических колледжей при прохождении производственных практик

3 класс

    Тема: «Музеи в жизни города»

Изобрази художественный музей России

    Дорисуй

    Изобрази музей, с помощью:

Цветных карандашей Гуашью или акварелью + пальчики

    Создай красочный, выразительный художественный литературный, исторический музей

    Тема: «Картина – особый мир. Картина пейзаж»

Изобразите пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением

    Дорисуй:

    Изобрази:

Зимний пейзаж с помощью акварели Горный пейзаж с помощью гуаши + ватных палочек

    Создай яркий, красочный осенний пейзаж, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек, цветных карандашей, фломастеров, мелков и т.д.

    Тема: «Картина – портрет»

Создайте портрет кого либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрета

    Дорисуй

    Изобрази:

Портрет, с помощью восковых мелков Портрет, с помощью гуаши + губки

    Создай портрет или автопортерт, с помощью акварели, гуаши, ножниц, цветной бумаги, кусочки ткани, пластилин и т.д.

    Тема: «Картина – натюрморт»

Создайте натюрморта с ярко выраженным настроением

    Дорисуй

    Изобрази натюрморт

С помощью гуаши С помощью гуаши + ватные палочки

    Создай натюрморт, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек, губки и т.д., передавая настроение

    Тема: «Картины исторические и бытовые»

Изобразите сцену из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра

    Дорисуй

    Изобрази

Бабушка вяжет носки, с помощью акварели Мама шьет платье с

и гуаши + ватные палочки помощью акварели и гуаши + губка

    Создай сцену из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек и т.д.

    Тема: «Скульптура в музее и на улице»

Создай фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры

    Создай фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры, с помощью акварели, гуаши, ватных палочек и т.д.

Вверх