Тк рф возложение на работника дополнительные обязанности. Приказ о возложении обязанностей: тонкости вопроса

Дополнительная работа

Как возложение новых трудовых обязанностей регулируется законодательством

Многим работникам наверняка приходилось сталкиваться с попытками работодателя вменить им в обязанность выполнение каких-либо дополнительных работ. Причем некоторые работодатели подходят к данному вопросу с позиции силы, заявляя, что в любом случае заставят работника выполнять дополнительные обязанности, и при этом стремятся либо сэкономить на оплате дополнительной работы, либо вообще не платить за нее. Такое положение вещей в корне противоречит интересам наемных работников.

Рассмотрим вопросы возложения на работника дополнительных обязанностей в том виде, в котором данная процедура регламентирована законодательством РФ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ ВИДЫ

Объем работы конкретного сотрудника, перечень его должностных обязанностей определяется при приеме на работу и закрепляется в трудовом договоре, должностной инструкции. За выполнение этого объема работы устанавливается заработная плата, размер которой тоже фиксируется в трудовом договоре. Одностороннее отступление работодателем от условий заключенного трудового договора, в том числе увеличение объема работ, не допускается.

В то же время нередко возникают ситуации, когда некому выполнять ту или иную работу. Причина одна - нехватка рабочих рук, но корни у этой причины могут быть разные: человек заболел, ушел в отпуск, уволился (или был уволен по инициативе работодателя), расширилась сфера деятельности, увеличился объем работ и т.п. Для оперативного решения таких проблем законодательство предусматривает возможность поручения необходимой дополнительной работы кому-либо из имеющихся сотрудников.

У работника тоже может быть определенный интерес к выполнению дополнительной работы - возможность дополнительного заработка.

Часть 1 ст. 60.2 ТК РФ устанавливает: с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

С учетом положений ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ поручаемая дополнительная работа может осуществляться в различных формах в зависимости от того, предусмотрена ли данная работа профессией (должностью) работника.

1. Если работнику поручается работа по другой профессии (должности), то такая работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Необходимо сразу обозначить отличия работы на условиях совмещения профессий (должностей) от работы по совместительству. Эти два вида работ, имеющие схожие названия, в то же время коренным образом различаются своим содержанием.

Работа на условиях совмещения профессий (должностей) предполагает выполнение работником наряду со своей основной работой, которая предусмотрена трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). Такая дополнительная работа выполняется в пределах рабочего времени на основной работе (в течение рабочего дня, смены) и не может осуществляться за рамками рабочего времени.

В отличие от работы на условиях совмещения профессий (должностей) работа по совместительству может выполняться работником как у того же работодателя, так и у другого. Работа по совместительству требует заключения отдельного трудового договора и выполняется только в свободное от основной работы время (ст. 60.1 ТК РФ).

2. Работнику также может быть поручена дополнительная работа в рамках его профессии (должности). Такая работа может выполняться за счет увеличения объема работ или расширения зон обслуживания. В таком случае человек фактически выполняет свою работу, но в большем объеме.

3. Кроме того, дополнительная работа по другой или такой же профессии (должности) может быть поручена для исполнения обязанностей другого, временно отсутствующего работника, который находится на больничном, в отпуске, в командировке либо отсутствует по другим причинам, и в соответствии с законодательством за ним сохраняется место работы (должность).
Законодательство не устанавливает каких-либо ограничений для поручения дополнительной работы за отсутствующего работника не одному, а нескольким работникам; в таких случаях каждый из них берет на себя определенную часть работы отсутствующего.

Во всех перечисленных случаях работник не освобождается от основной работы и выполняет дополнительную работу за счет уплотнения трудового процесса, повышения интенсивности труда, использования скрытых резервов рабочего времени. Для выполнения дополнительной работы не требуется заключать новый трудовой договор.

Во второй части статьи будут рассмотрены вопросы, касающиеся срока, содержания, объема дополнительной работы, ее оформления, а также оплаты.

Денис ЖУРАВЛЕВ, юрисконсульт

Окончание следует

Возложить на работника дополнительные обязанности, не предусмотренные его трудовым договором, безусловно, можно.

Например, во время отсутствия специалиста отдела кадровой службы, приемом на работу новых сотрудников может заняться секретарь или бухгалтер, работающий в одной организации с временно отсутствующим сотрудником.

Однако увеличить объем работы, возложив на работника дополнительные обязанности, в одностороннем порядке работодатель не вправе.

Во-первых, необходимо получить согласие работника на выполнение функций отсутствующего коллеги. Во-вторых, оформить данные изменения в трудовых отношениях документально.

Что такое дополнительные обязанности?

В трудовом праве под понятием «дополнительные обязанности» подразумевается выполнение сотрудником за отдельную плату дополнительно возлагаемых на него трудовых функций наравне с его основными обязанностями (установленными в трудовом договоре) в течение рабочего дня (ст. 60.2 ТК РФ).

Ограничений относительно круга лиц, которые могут быть привлечены к выполнению дополнительных поручений, не существует.

Руководитель вправе возложить дополнительные обязанности на любого подчиненного, исходя из его загруженности, опыта, профессиональных качеств. Главное условие – получение письменного согласия со стороны сотрудника.

Труд, связанный с выполнением функций, не предусмотренных трудовым договором, является дополнительным и оплачивается отдельно.

Продажа обуви – один из интересных вариантов бизнеса. – читайте по ссылке.

К дополнительному труду лицо может быть привлечено в следующих случаях:

  • Отсутствие на рабочем месте лица, для которого данные обязанности являются основными. Перечень таких случаев, позволяющих сотруднику отсутствовать на рабочем месте на законных основаниях, установлен трудовым кодексом РФ. Наиболее распространенными из них являются отсутствие по причине болезни, отпуска, прохождения сотрудником медицинского обследования.

Во всех указанных случаях обязанности отсутствующего коллеги могут быть перераспределены между работающими коллегами.

  • В случае, когда производственную задачу может выполнить только определённый специалист , но данная специальность в штатном расписании отсутствует. Обязанности отсутствующего специалиста могут быть возложены на специалиста, обладающего необходимыми навыками (совмещение профессий).
  • Увеличение объема работ в пределах одной профессий. Работник является квалифицированным специалистом и в течение рабочего дня может выполнять наряду с основными трудовыми обязанностями также и другие, но в пределах своей профессии (например, при сокращении штатной единицы обязанности одного сотрудника могут перейти к другому, более квалифицированному).

Приказ о возложении дополнительных обязанностей на работника

Любое изменение условий труда может быть произведено работодателем только после оформления соответствующего приказа (обязательное для исполнения подчиненными распоряжение руководителя).

Приказ о возложении дополнительных обязанностей издает кадровая служба.

До издания приказа должно быть получено согласие руководства и работника, на которого возлагаются указанные обязанности.

Согласие работника обычно оформляется в виде двустороннего соглашения, в котором необходимо предусмотреть перечень возлагаемых на работника обязанностей, размер оплаты дополнительного труда, срок действия соглашения. Соглашение подписывается работником и работодателем.

Приказ после оформления отдается на ознакомление работнику. Подписанием приказа работник выражает согласие с его содержанием и подтверждает факт ознакомления с ним.

  • Обязанности, которые возлагаются. Данный пункт необходимо изложить подробно, указав в каком объеме и какие обязанности возлагаются на лицо .

Например:

«Возложить на бухгалтера Смолину А.П. выполнение обязанностей кассира в течение установленного трудовым договором рабочего времени за дополнительную оплату».

  • Условия оплаты. Как правило, если обязанности выполняются в полном объеме, то размер оплаты устанавливается в размере оклада отсутствующего работника, если трудовые функции выполняются частично, то соразмерно объему выполняемой работы.

Но, в любом случае, размер оплаты будет устанавливаться по согласованию между работником и работодателем.

«Установить Смолиной А.П. доплату за выполнение обязанностей кассира в размере 10 000 руб.».

  • Документ-основание . Ссылка на номер и дата документа, возлагающего дополнительную работу на сотрудника (доп. соглашение).
  • Подпись руководителя компании и сотрудника.

Если сотрудник отказывается от подписания приказа, для выполнения обязанностей может быть привлечена кандидатура другого сотрудника.

  • Реквизиты , указываемые в отдельных случаях. В случаях, когда поручение связано с совмещением должностей, будет дополнительно указываться поручаемая должность.

Например:

«Возложить обязанности инженера на главного механика Рысина О.К.»

Можно ли самостоятельно ? Пошаговая инструкция и полезные советы – по ссылке.

Иногда в организациях может сложиться такая ситуация, когда одному сотруднику необходимо выполнять не только свою работу, но и работу временно отсутствующего коллеги.

В таком случае работодателю необходимо позаботиться о грамотном оформлении соответствующей документации. Важно знать, что эта ситуация требует обязательного выпуска приказа о возложении соответствующих обязанностей на работника, а он должен под ним подписаться.

Нюансы оформления

Законодательно возложение дополнительных обязанностей рассматривается в статье 60.2 ТК РФ, где отмечается, что такая работа может быть поручена только с письменного согласия сотрудника и за дополнительную оплату .

При этом для выполнения функций отсутствующего работника без снятия обязанностей по основной деятельности сотруднику можно поручить дополнительную работу как по его профессии, так и по другой.

Соглашение о возложении дополнительной работы можно оформить в виде дополнительного соглашения к трудовому договору либо в виде отдельного документа. В нем необходимо указать перечень вменяемых обязанностей и размер дополнительной платы за их исполнение.

Действовать такой договор может либо до истечения срока действия, либо прекратиться по инициативе работодателя или работника.

Когда необходимо составлять

Такой приказ требуется составлять в нескольких случаях. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • Совмещение двух или более профессий или должностей. Например, по причине временного отсутствия кадровика эту работу можно возложить на бухгалтера. При этом сотрудник обязан будет выполнять свою работу и наряду с этим справляться с новыми обязанностями.
  • Увеличение зоны обслуживания или объема работ. К примеру, диспетчеру, работающему в такси, необходимо принимать вызовы из нескольких районов города. В этом случае спорным вопросом часто выступает размер доплаты.
  • Выполнение обязанностей сотрудника, который временно отсутствует на рабочем месте. Самые частые причины такой ситуации – очередные отпуска, болезни, командировки, отпуска по уходу за ребенком и прочие причины.

Порядок издания

Работодателю необходимо знать, что сотрудник должен быть ознакомлен с приказом, о чем свидетельствует его подпись. Если он отказывается подписывать документ, работодатель не имеет права настаивать на возложении обязанностей. Это противоречит нормам трудового законодательства.

Приказ о вменении новых обязанностей может быть издан в свободной форме, законодательством не предусмотрено для него жестких рамок. Однако, в нем необходимо отметить ряд важных элементов:

  • Причина возложения дополнительных обязанностей. К примеру, это может быть отпуск сотрудника, который выполняет эту работу, сокращение штата, болезни и другие причины.
  • Должность . Этот пункт указывается только тогда, когда поручаемая работа относится к другой должности.
  • Срок , в течение которого на работника возлагаются обязанности. Это может быть строго определенный срок, также может быть указано условие, при наступлении которого прекращается необходимость в выполнении обязанностей (выход из отпуска по уходу за ребенком, выход из очередного отпуска и т. д.)
  • Новые обязанности – их перечень, содержание и объем. В этом пункте необходимо как можно более детально перечислить все обязанности, возлагаемые на сотрудника. Это избавит от возникновения конфликтных ситуаций и недопониманий.
  • Размер доплаты . Этот пункт остается на усмотрении работодателя, но чаще всего с работником заранее обговаривается величина выплат.

Важно учесть, что при возложении дополнительной работы на сотрудника необходимо заключать дополнительное либо отдельное соглашение, заключаемое в рамках норм трудового законодательства. На номер и дату этого документа необходимо сослаться в первом пункте приказа.

Оформленный таким образом приказ сначала подписывает руководитель компании. После этого с его текстом необходимо ознакомить работника. В том случае, когда последний отказывается подписывать документ, необходимо составить акт и выбрать другую кандидатуру для возложения соответствующих обязанностей.

Все приказы согласно правилам документооборота регистрируются в журнале распоряжений, где им присваивается порядковый номер, и указывается дата составления.

В соответствии со статьей 19 Перечня типовых документов с указанием сроков хранения, такие документы необходимо хранить 75 лет .

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Андреева Валентина Ивановна
Тема: Документы кадровой службы, Временный перевод на другую работу, Обязательные и дополнительные условия
Рубрика: Заполняем без ошибок

Обратите внимание!

На практике очень часто возникает необходимость возложить обязанности временно отсутствующего работника на другого работника. При этом нередко применяется издание приказов с формулировками: «возложить обязанности» или «назначить исполняющим обязанности», а к замещаемой должности делается приписка «и. о.». Такую практику нельзя признать соответствующей законодательству

Трудовое законодательство предусматривает три формы исполнения трудовой функции по другой должности при необходимости замещения временно отсутствующего работника.

1. Временный перевод на другую работу для замещения отсутствующего работника. Если такой перевод осуществляется по соглашению сторон трудового договора (ч. 1 ст. 722 ТК РФ), то стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указывается трудовая функция, срок временного перевода, другие условия (см. приложение 1 ). Временный перевод на другую работу по соглашению сторон оформляется приказом работодателя по унифицированной форме Т-5 (см. приложение 2 ). По окончании срока перевода работнику должна быть предоставлена прежняя работа. Во избежание споров работодателю целесообразно издать приказ (в произвольной форме) об окончании срока временного перевода и о предоставлении прежней работы (см. приложение 3 ).

Работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца для замещения временно отсутствующего работника, если необходимость такого замещения возникла в связи с обстоятельствами, перечисленными в случаях, указанных в ч. 2 ст. 722 ТК РФ. Такой перевод оформляется приказом работодателя по унифицированной форме Т-5.

2. Если стороны решают вопрос об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы и за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, то должен оформляться трудовой договор по совместительству на определенный срок (см. приложение 4 ). На основании заключенного трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу по совместительству по унифицированной форме Т-1 (см. приложение 5 ).

3. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в пределах нормальной продолжительности рабочего времени, работнику может быть поручена дополнительная работа (ст. 602 ТК РФ). Вопрос о размере доплаты за выполнение дополнительной работы решается по соглашению сторон трудового договора (см. приложение 6 ). Выполнение дополнительной работы устанавливается работодателем с согласия работника путем издания приказа в произвольной форме (см. приложение 7 ).

Приложение 1

Пример оформления дополнительного соглашения к трудовому договору о временном переводе работника на другую работу по соглашению сторон

Приложение 2

Пример оформления приказа (распоряжения) о временном переводе работника на другую работу по соглашению сторон (форма № Т-5)

Приложение 3

Пример оформления приказа о предоставлении работнику прежней работы по истечении срока перевода.

Приложение 4

Пример оформления трудового договора о работе по совместительству (фрагмент)

Приложение 5

Пример оформления приказа (распоряжения) о приеме на работу по совместительству

Приложение 6

Пример оформления дополнительного соглашения к трудовому договору об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором

Приложение 7

Пример оформления приказа об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором

СТ 24 НК РФ .

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом
возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов
в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом.
Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22
настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых
налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать
налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда
налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных,
удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе
по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для
осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для
исчисления, удержания и перечисления налогов.

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим
Кодексом.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей
налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 24 Налогового кодекса

В соответствии со ст. 9 комментируемого Кодекса к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены в том числе организации и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоговыми агентами. Установлению правового статуса указанных участников налоговых правоотношений и регламентации их деятельности посвящена комментируемая статья.

Налоговыми агентами могут быть признаны физические лица и организации, на которых в соответствии с частью второй комментируемого Кодекса возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению отдельных налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Так, например, применительно к налогу на доходы физических лиц ст. 226 комментируемого Кодекса содержит перечень лиц, которые признаются налоговыми агентами по указанному налогу, а именно: российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, предусмотренный п. 2 указанной статьи, а также коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации по доходам с доходов адвокатов. Применительно же к налогу на прибыль ст. 289 комментируемого Кодекса установлено, что если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с ее постоянным представительством в Российской Федерации, то обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих соответствующий доход налогоплательщику. Налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять на территории Российской Федерации реализацию конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству. Также п. 3 ст. 161 комментируемого Кодекса предусматривает, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества; в данном случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества; на них возлагается обязанность по исчислению, удержанию из средств, уплачиваемых арендодателю, и уплате в бюджет соответствующей суммы налога.

В соответствии с комментируемой статьей налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обеспечение и защита их прав осуществляются в соответствии со ст. 22 НК РФ (см. комментарий к ней). Кроме того, необходимо учитывать положения ст. 35 НК РФ (см. комментарий к ней), согласно которой налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налоговым агентам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия указанных органов, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других их работников при исполнении ими служебных обязанностей.

Обязанности налоговых агентов установлены в комментируемой статье: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; 5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Кроме того, налоговые агенты могут нести и другие обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога лежит на налогоплательщике. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ (см. комментарий к ней) она должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно, если иное прямо не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Включение в отношения "налогоплательщик - бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации" налогового агента как раз и является таким исключением. В связи с указанным значением налоговых агентов в отношениях по исполнению обязанности по уплате налогов особого внимания заслуживает правовая позиция о моменте исполнения налогоплательщиком данной обязанности. Данная позиция первоначально сложилась в рамках судебно-арбитражной практики, а с принятием комментируемого Кодекса была включена в него. Так, применительно к налогоплательщикам - физическим лицам Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 12 октября 1998 года N 24-П указал на то, что с учетом многостадийности процесса уплаты подоходного налога он считается уплаченным с момента, когда работодатель удержал его сумму из заработной платы, а не когда соответствующие средства поступили в бюджет. Уже в статье 45 НК РФ (см. комментарий к ней) применительно к исполнению обязанности по уплате налогов через налогового агента установлено, что данная обязанность считается исполненной со дня удержания сумм налога налоговым агентом.

В соответствии со ст. 8 НК РФ (см. комментарий к ней) налог может быть уплачен исключительно в денежной форме, т.е. путем отчуждения денежных средств налогоплательщика, принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом обязательства налогового агента перед налогоплательщиком могут быть исполнены в неденежной (натуральной) форме. В связи с этим необходимо учитывать правовую позицию, высказанную в п. 10 совместного Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 11 июня 1999 года N 41/9, согласно которой в том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в соответствующем налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность по удержанию налога и в этом случае необходимая информация представляется налоговым агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном комментируемой статьей. Данная позиция была повторена в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30 июля 2013 года N 57, в соответствии с которым, если денежных выплат в налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент, руководствуясь п. 3 комментируемой статьи, обязан только исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика. Указанный судебный орган далее (в п. 2) указывает, что принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно только в том случае, когда налоговым агентом сумма налога была все же удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет. Исключение из данного правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, когда налог не был удержан налоговым агентом при выплате денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в Российской Федерации. В данных обстоятельствах обоснованным представляется взыскание с налогового агента не только пеней, но и суммы самого налога.

Правила, установленные для налогоплательщиков, могут применяться к налоговым агентам только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В той связи интерес представляют ряд правовых позиций различных судебных органов. Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 23 своего Постановления от 30 июля 2013 года N 57 рекомендовал нижестоящим судам учитывать, что, поскольку п. 3 ст. 76 комментируемого Кодекса возможность приостановления операций по счетам в банках связывает с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а в силу п. 1 ст. 80 комментируемого Кодекса налоговая декларация может быть представлена только налогоплательщиком, соответствующая обеспечительная мера не может быть применена к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй комментируемого Кодекса. С другой стороны, в том же Постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъясняя положения ст. 78 комментируемого Кодекса, указал, что правила зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора) и пеней распространяются также на налоговых агентов, пояснив, что если при рассмотрении дела суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, то решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях: 1) если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается на него законом; 2) если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.



Вверх