Театральное творчество младших школьников. Театрализованная деятельность в начальной школе Театральная деятельность в начальной школе

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление, обусловленное рядом социально-культурных и образовательных факторов. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования.

На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.

Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. Школьный театр предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком.

Разработка методики школьного театра, органично включённого в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью.

Театрализованная деятельность может быть на любом уроке, в любом школьном деле. Основные функции театральной педагогики:

  • использование театральных форм и методов на уроках и на внеурочных занятиях (включая предметы естественно-научного цикла);
  • организация театральных постановок и праздников силами одного класса или параллели (по истории, литературе, языку, в том числе по иностранному, МХК);
  • организация разовых представлений праздников (приуроченных к юбилейной дате, событию);
  • организация школьного театра или детской театральной студии;
  • посещение профессиональных театров и театральных музеев для получения яркого эстетического, эмоционального опыта, приобщения к культуре и истории;
  • приглашение профессиональных актёров, специалистов театра в школу;
  • просмотр фрагментов театральных постановок, спектаклей на уроках (история, МХК, литература и др.)

Театр – искусство синтетическое. Постановка спектакля – это работа не только с актёрами. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии, сохраняя при этом общую тенденцию к многообразию форм эстетического отражения действительности и самовыражения. Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором.

Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах:

  • в создании драматического содержания, т. е. в интерпрета­ции, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочине­нии вариативного либо собственного сюжета;
  • в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адек­ватно воплощать художественный образ с помощью разных средств вырази­тельности: интонации, мимики, пантомимики, движения;
  • в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального со­провождения, афиш, программок.

Школьный театр рассматривается как методика введения ребёнка в мировую культуру, которая совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественно-научного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

Основные приёмы театральной педагогики:

  • активные действенные формы подачи и усвоения материала;
  • сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;
  • эмоциональная значимость материала для ученика и учителя;
  • сюжетное построение урока. Движение от неизвестности к обретению знания;
  • ролевая игра;
  • целостное включение личности. Методы социоигровой и интерактивной педагогики;
  • раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности;
  • ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей;
  • ориентация на достижение конечного творческого результата.

Основные виды театральной деятельности, используемые при работе с учащимися:

  • театрализация и ролевая игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • сценические движения;
  • сценография;
  • хореография;
  • вокал;
  • основы театральной культуры;
  • основы актёрского мастерства;
  • создание спектакля.

Подготовительная работа по созданию театральной постановки не только может стать инструментом для развития творческих способностей или одним из профильных направлений, но и может повлиять на достижение высоких образовательных результатов каждого ребёнка.

Алгоритм работы создания театральной постановки

Выбор произведения и обсуждение его с детьми. Изучение истории этого произведения, биографии автора. Посещение театров, просмотр театральных постановок по выбранному произведению. Создание сценария. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.

Репетиционный процесс требует взаимодействия педагогов различных направлений для юных актеров – это актёрское мастерство, ритмопластика, риторика, сценические движения, культура и техника речи.

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов, их изготовление. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за фото и видео съёмку, за смену декораций, реквизита. Премьера спектакля. Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Таким образом, театральную деятельность реализуют как в основной образовательной программе – через учебные занятия и внеурочную деятельность, так и через широкий спектр программ дополнительного образования, что позволяет обеспечить максимальное вовлечение учащихся и создание как краткосрочных, так и долгосрочных проектов.

Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:

– вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого, в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;

– профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность – специфика педагогической и актёрской профессиональной ситуации. Как актёр, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должен обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актёров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссёр также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

Задача педагога – помочь ребёнку овладеть различными методами познания естественно-научной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

Дети в школьном театре попадают в особую эмоциональную зависимость от руководителя.

Риски и опасения:

  • небрежность, нетребовательность руководителя по отношению к себе и детям;
  • дурновкусие руководителя;
  • неуважение руководителя к личности ребёнка;
  • неудовлетворённое собственное тщеславие руководителя, неумение прислушаться к законам и стилям жанра, которые диктуются возможностями и интересами исполнителей.

Мастер-классы в области детской театральной педагогики с целью развития деятельностного, компетентностного подхода, средовой педагогики и педагогики искусства через обогащение театральными методами, которые можно организовать для участников школьной театральной педагогики:

Темы

Театральные игры.

Техника речи.

Сценическая речь.

Ритмодекламация.

Сценическое движение.

Пантомима.

Ситуативные этюды.

Актёрское мастерство.

Искусство сценографии.

Движение и звук.

Преображение пространства.

Звукопись.

Импровизация

Учителя школ, педагоги дополнительного образования – руководители и педагоги детских театральных коллективов, учителя-предметники, применяющие театральные методики на уроках, педагоги-организаторы, учителя литературы, истории и образовательной области «Искусство», классные руководители

Воспитанники детских театральных коллективов, учащиеся гуманитарных классов, педагогических классов.

Учащиеся начальных, средних и старших классов, интересующиеся театральным искусством, учащиеся средних и старших классов художественных школ и школ с углублённым изучением предметов эстетического цикла

Педагоги и руководители детских театральных студий, хореографы, специалисты в области пластики и движения, старшие воспитанники детских театральных студий, хореографических коллективов, студий пантомимы и пластики

Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Начиная работу по созданию театральной педагогики, коллективу школы следует отчётливо понять возможности и место школьного театра в конкретной школе, с её собственными традициями и способами организации учебного процесса. Тогда предстоит выбрать и выстроить систему, именно в системном подходе театральная деятельность позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов.

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Кружок предназначен учащимся 1-4 классов начальной школы. Программа рассчитана на 68 часов в год(2 часа в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный)).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программные задачи:

1. Прививать любовь к сценическому искусству.

2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Главной задачей было вовлечь как можно больше учащихся в творческую деятельность. По образованию я профессиональная актриса и мне не составило особого труда сделать спектакль. Первый опыт получился удачным. Спектакль на школьном конкурсе театральных работ занял первое место. Мне предложили поработать в школе в качестве педагога дополнительного образования.

С 2002 по 2005 учебные года были поставлены спектакли:

  • по стихам Б. Заходера,
  • по сказке А. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»,
  • русская народная сказка «Лубяная избушка»,
  • по стихам Д. Хармса «Цирк Принтипрам»,
  • спектакль по рассказам Е. Клюева «Сказки простого карандаша», который стал лауреатом окружного фестиваля школьных театров.

Постепенно я увлеклась и втянулась в школьную жизнь. Параллельно с репетициями я стала обучать детей актерской технике, разыгрывались этюды на беспредметные действия, изучалась пластика, проходили занятия по сценической речи. Классный руководитель стала с удивлением отмечать, что дети, занимающиеся театром, стали лучше читать, говорить и даже логически мыслить, успеваемость и дисциплина у этих детей значительно отличалась от их сверстников. Мне предложили создать школьную театральную студию. В студии появились и новые спектакли и новые актеры-ученики как младшей школы, так и основной, и старшей.

Интересным был опыт работы с 9 «А» классом. Ко мне пришла группа учащихся и попросила принять всех их в студию. Они были готовы участвовать в любой постановке, все равно какой, лишь бы вместе и лишь бы сейчас. Пришлось объяснить, что для начала мне нужно их узнать, понять их индивидуальность, а для этого надо начать с этюдов. Я задаю предлагаемые обстоятельства, и прошу ребят существовать в них, ничего не выдумывая, вести себя так, как они повели бы себя в реальных ситуациях. И тут выяснилось, что дети к девятому классу обросли комплексами, потеряли искренность и наивность восприятия, не могут вести себя естественно, а о фантазии и говорить не приходится. В сжатые сроки пришлось ознакомить их с театральной лексикой, отсмотреть и обсудить ряд театральных работ известных мастеров сцены, ввести их в мир театра, перевоплощения, выполнения задач, поставленных режиссером. А тем временем я присматривалась к ним и искала пьесу, чтобы каждому была роль по его способностям и как говорят в театре «на его индивидуальность».

К сожалению, театром в большинстве хотят заниматься девочки, а пьесы рассчитаны на мужской состав труппы, и я их уговорила на постановку сказки А. Усачева «Страсти по Насте», где каждому нашлась подходящая роль. Жанр мы определили как «балаган с Петрушкой», и началась работа.

Нужно было сохранить жанр и стиль существования на сцене в костюмах. Кое-что ребята шили сами, что-то подбиралось из «бабушкиных сундуков», Ребята знакомились с книгами по истории костюма, слушали народную музыку, научились понимать, что соответствует нашему спектаклю, а что не совсем подходит, искали музыкальные темы для линии влюбленных, для поддержки комичности смешных персонажей, долго и мучительно искали трагическую музыкальную тему.

Репетируя спектакль, мы продолжали работу над этюдами, занимались сценическим тренингом (пластика и речь), постепенно мои актеры начали делать первые шаги на сцене и уже играли почти как профессионалы. Спектакль вышел к концу учебного года и был сыгран 11 раз. К последнему спектаклю ребята признались, что перестали быть скованными, думать о руках, ногах, а у всех было ощущение, что они и есть эти персонажи, и удовольствие от игры на сцене наконец-то пришло. Удивительно и то, что никто из них не собирается связать свою жизнь с профессией актера, но с завидной настойчивостью они каждый новый учебный год приходят на собрание студии и ждут новых работ.

С этой группой были поставлен спектакль «Играем классику» включавший сцены из пьес А. Грибоедова «Горе от ума», Н. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», инсценировка рассказа А. Чехова «Хористка». К слову сказать, и этот спектакль был дан 10 раз. В этом году с этой группой выпускается 3-ий спектакль по пьесам А.П. Чехова. Ребята признавались мне, что после работы над спектаклями им стало интересней читать программные произведения, и они стали их лучше понимать. «Мы как будто выросли», — говорили мне мои студийцы, а родители сообщали по секрету, что давно с таким рвением дети не читали заданного по литературе.

Сегодня театральная студия насчитывает 90 человек, а это 6 групп по 15 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Каждая группа — это маленький коллектив со своим расписанием и укладом (как правило, все учатся в классах одной параллели). Многие дети открывают для себя новые профессии, научаются работать руками, с удовольствием работают декораторами, гримерами, звукорежиссерами, рабочими сцены.

Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свои возможности, осознать собственный потенциал, реализовать себя в различных формах деятельности. Процесс подготовки и выпуска спектакля с каждой театральной группой разрабатывается как проект. Каждая группа выбирает драматургию, определяют этапы работы, распределяют обязанности, а сам спектакль выступает как представление проекта.

Если раньше весь процесс обучения театральному искусству подготовки спектаклей лежал на моих плечах, то сегодня, несмотря на большую занятость учебой, ребята с удовольствием дополнительно занимаются с педагогами пластикой и вокалом, сценической речью.

Основным условием набора в студию является мотивация ребенка — «я очень хочу этим заниматься». Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний при поступлении в студию нет. Да и кто может заранее сказать, что может получиться при большом старании и создании условий для выявления их творческих возможностей. Да и я не ставлю своей задачей превратить их в актеров. Важно, что ребята, приобретая навыки в процессе актерских тренингов и сценического опыта, значительно отличаются от большинства своих сверстников умением говорить, держаться на публике, и даже логически мыслить и рассуждать.

Моей главной задачей является воспитание гармоничной личности, умеющей творчески жить и мыслить, знающей этику поведения, умеющей выходить из конфликтной ситуации, а главное умеющей отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр. Театр учит работать в коллективе, объединяться ради идеи спектакля, умению управлять своей волей, видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять себя и оценить свои возможности.

Первый спектакль мы играем для родителей и друзей, а после его просмотра родители с удивлением и восхищением говорят, что они узнали о своих детях много нового, неожиданно раскрылись новые грани их личности. Оказалось, что талантом к сценическому творчеству обладают все занятые в спектакле дети. Эти встречи и обсуждения затягиваются допоздна, расходиться никто не хочет, всех объединяет теплая дружеская атмосфера внутри студии и радость.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость

При студии создан родительский комитет, который собирается на заседания раз в месяц. В работу комитета входит родительская помощь по оформлению спектаклей и изготовления костюмов, а также обсуждение после спектакля работ детей — маленький худсовет. Это нужно и детям и родителям, теперь у всех есть общее дело, объединяющее интересы детей и интерес родителей к своим детям. В наше время много развлечений и мало дел и, которые могут объединить детей и родителей, и времени, которое родители могут посвятить своим детям и собственным примером серьезного отношения к делу помочь в воспитании ответственной личности. Затем мы играем для школы, где присутствуют и педагоги и ученики, после приглашаем школы-соседи, и наконец, представляем спектакль жителям нашего района

Опыт моей работы показывает огромные возможности школьной театральной деятельности в воспитании молодых людей и решении сложных проблем их адаптации к жизни в современном обществе.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности. В работе с вновь пришедшими в студию я ставлю задачу раскрепостить их, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал, приближенный к клоунаде, где дети в радости и свободе творят вдохновенно, надевая смешные костюмы и гримируясь соответственно образу клоуна, забывают робость и неуверенность.

Театр позволяет выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствует выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ; содействует самореализации личности ребенка и педагога. Театр помогает укрепить взаимоотношения в коллективе. Элементы совпадения в художественном творчестве ускоряют развитие эмпатии и положительных чувств; усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность.

Театр — ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр.

Занятия в театральной студии позволяют успешно преодолевать тревогу, раздражительность, страх, неуверенностью в себе, сниженную самооценку, трудности в общении, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.

Театр позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру, а так же помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Сама атмосфера театра безопасная и воодушевляющая, поэтому действует для зрителей и актеров исцеляюще.

За прошедшие годы я стала понимать значимость театра в жизни школы и каждого ученика в отдельности. Мои наблюдения открыли мне огромные возможности театра в воспитании и формировании личности учащихся, а опыт показал необходимость театра для детей.

Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, является управленческой, регулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер. Сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

Внеурочная половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьный театр как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в работе театральной студии способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Жаль, что воспитательные возможности школьного театра как дополнительного образования до сих пор не осознаются педагогами в достаточной мере. Как показывает опыт, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях.

Таким образом, школьный театр способен решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы. Это лишь первый шаг на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его. Дальнейшее будет зависеть от нашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе и какими мы их подготовили для будущего профессионального самоопределения.

Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.

Ноябрь 2009 г.

Об авторе: Кольчугина Елена Константиновна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ №648 САО г. Москва закончила ГИТИС им. А.В. Луначарского, Режиссёрский факультет, курс А.В. Эфроса и А.А. Васильева.

Игра ведущая деятельность дошкольника, но если это необычные дети, дети со сниженным интеллектом, возможна ли игра и в школе? А со старшеклассниками? Конечно, да! Это будет необычная игра, это - театр! Театральная деятельность является арттерапевтическим методом в образовательно-воспитательном процессе, был выделен психологами Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и др. еще в 30-40 годах прошлого столетия.

Театрализованная деятельность относится к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, т.е. игровые, культурно воспитывающие технологии и технология коллективных творческих дел.
Проблема детей с особыми образовательными потребностями становится с каждым днём всё более актуальной для специалистов, работающих в сфере образования, психологии, медицины и других научных дисциплин, ориентированных на решение вопросов развития человека.

Театральная студия способна разрешить массу проблем коррекционного, воспитательного и образовательного значения:

  • учить детей при помощи средств театрализованной деятельности выражать эмоциональное состояние, передавать особенности поведения героев литературного произведения; развивать творческие способности;
  • расширять кругозор;
  • развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;
  • формировать навыки общения, совместного взаимодействия, коллективного творчества.
  • приобщать детей к художественной культуре.
  • расширять активный и пассивный словарный запас детей, улучшать внятность речи;
  • развивать устную речь;
  • формировать речевую деятельность, как средство общения;
  • знакомить детей с содержанием художественных произведений;

Театрализованная деятельность предполагает особый психологический климат, построенный на сотворчестве взрослых и детей. Театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества. И ещё этот вид деятельности является частью коррекционной работы педагога-психолога. В игре происходит коррекция как отдельных психических функций, так и формирование личности ребёнка в целом.

В составе участников студии много детей с проблемами личностного, поведенческого, эмоционально-волевого, умственного развития. Например, такими как: конфликтность, завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная подвижность, застенчивость, робость. И с помощью средств театрализованной деятельности, совместного взаимодействия в коллективе для достижения определенной цели, в процессе подготовки спектакля, где надо помогать, уступать, учитывать интересы друг друга, происходит воздействие на эти недостатки.

В зависимости от того, как формируется речь - развивается и интеллектуальная сфера детей; их кругозор, познавательные процессы, мыслительная деятельность, а это, в свою очередь, влияет на развитие навыков коммуникации, на эмоциональное состояние, настроение детей. Подбирая и составляя сценарии я стараюсь максимально задействовать и зрителей: подбор игр, загадок, упражнений позволяют детям становиться частью действия.

Радостные лица детей после спектакля, убедительно свидетельствуют, что дети очень любят этот вид искусства. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой. Необычность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение ребёнка к действующим лицам и их поступкам. Каждый этап подготовки спектакля является этапом коррекционной работы. В изготовлении атрибутов, декораций, костюмов нам помогают учителя, вожатая, сами дети, музыкальный руководитель, никогда не отказывает в помощи и администрация школы.

Премьера спектакля - это всегда событие, которое вызывает повышенный интерес у детей, сотрудников школы и, конечно, у родителей.

С помощью театрализованной деятельности игра, шутка, юмор, творчество органично входят в жизнь каждого ребёнка. Сказки, игры, музыка формируют у детей эстетический вкус, развивают эмоции. Театрализованная деятельность раскрепощает их, учит полноценному общению, даёт веру в возможность собственного успеха.

Сценарий из репертуара
Сказка «Три поросенка»

Декорации: елки из бумаги, из картона дом соломенный, из веток, из камней нарисованные.

Действие 1. (лес)

Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми весёлыми хвостиками.

Даже имена у них были похожи.(Выходят поросята). Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. (Кланяются на свое имя). Всё лето они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.
Но вот наступила осень.

Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом. И пошел дождь.

Игра со зрителями «Дождик»

Первые капельки упали на землю (одним пальцем стучим по ладошке), дождь полил сильнее (двумя), начался ливень (хлопаем в ладоши), поднялся ветер (у-у-у), гром грохочет (бах-ба-бах). Но вот дождь стал стихать (пальцами стучим по ладошке) и совсем перестал.

Пора нам подумать о зиме, - сказал Наф-Наф своим братьям. - Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной тёплой крышей.

Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние тёплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать тяжёлые камни.

Успеется! До зимы ещё далеко. Мы ещё погуляем, - сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.
- Когда нужно будет, я сам построю себе дом, - сказал Нуф-Нуф и лёг в лужу.
- Я тоже, - добавил Ниф-Ниф.
- Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф. Я не буду вас дожидаться. С каждым днём становилось всё холоднее и холоднее. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не торопились. Им и думать не хотелось о работе. Они бездельничали с утра до вечера. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры, прыгали и кувыркались.
- Сегодня мы ещё погуляем, - говорили они, - а завтра с утра возьмёмся за дело.
Но и на следующий день они говорили то же самое.

И только тогда, когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья взялись наконец за работу.

Действие 2 (дома)

Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы. Ни с кем не посоветовавшись, он так и сделал. Уже к вечеру его хижина была готова.

Ниф-Ниф положил на крышу последнюю соломинку и, очень довольный своим домиком, весело запел:

Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!

Напевая эту песенку, он направился к Нуф-Нуфу. Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик. Он старался скорее покончить с этим скучным и неинтересным делом. Сначала, так же как и брат, он хотел построить себе дом из соломы. Но потом решил, что в таком доме зимой будет очень холодно. Дом будет прочнее и теплее, если его построить из веток и тонких прутьев.

Так он и сделал.

Он вбил в землю колья, переплёл их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов.

Нуф-Нуф с гордостью обошёл его несколько раз кругом и запел:

У меня хороший дом,
Новый дом, прочный дом.
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром!

Не успел он закончить песенку, как из-за куста выбежал Ниф-Ниф.

Ну вот и твой дом готов! - сказал Ниф-Ниф брату. - Я говорил, что мы и одни справимся с этим делом! Теперь мы свободны и можем делать всё, что нам вздумается!
- Пойдём к Наф-Нафу и посмотрим, какой он себе выстроил дом! - сказал Нуф-Нуф. - Что-то мы его давно не видели!
- Пойдём посмотрим! - согласился Ниф-Ниф.

И оба брата, довольные тем, что им ни о чём больше не нужно заботиться, скрылись за кустами.

Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надёжный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.

Он сделал в доме тяжёлую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться.
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф застали брата за работой.

Что ты строишь?! - в один голос закричали удивлённые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. - Что это, дом для поросёнка или крепость?
- Дом поросёнка должен быть крепостью! - спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.
- Не собираешься ли ты с кем-нибудь воевать? - весело прохрюкал Ниф-Ниф и подмигнул Нуф-Нуфу.

И оба брата так развеселились, что их визг и хрюканье разнеслись далеко по лужайке.

А Наф-Наф как ни в чём не бывало продолжал класть каменную стену своего дома, мурлыча себе под нос песенку:

Я, конечно, всех умней,
Всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней,
Из камней, из камней!
Никакой на свете зверь,

Не ворвётся в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь!

Это он про какого зверя? - спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа.
- Это ты про какого зверя? - спросил Нуф-Нуф у Наф-Нафа.
- Это я про волка! - ответил Наф-Наф и уложил ещё один камень.
- Посмотрите, как он боится волка!- сказал Ниф-Ниф.
- Он боится, что его съедят! - добавил Нуф-Нуф. И братья ещё больше развеселились.
- Какие здесь могут быть волки? - сказал Ниф-Ниф.
- Никаких волков нет! Он просто трус! - добавил Нуф-Нуф.

И оба они начали приплясывать и петь:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Они хотели подразнить Наф-Нафа, но тот даже не обернулся.
- Пойдём, Нуф-Нуф, - сказал тогда Ниф-Ниф. - Нам тут нечего делать!
И два храбрых братца пошли гулять. (Уходят со сцены).

По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
- Что за шум? - недовольно проворчал злой и голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье двух маленьких глупых поросят. - как же я хочу есть. А вы хотите?(спрашивает зрителей).

Игра «Съедобное- несъедобное» (со зрителями).

Волк: Ой, есть хочу!(прячется за деревом).

Выходят поросята:- Ну какие тут могут быть волки! - говорил в это время Ниф-Ниф, который волков видел только на картинках.
- Вот мы его схватим за нос, будет знать! - добавил Нуф-Нуф, который тоже никогда не видел живого волка.
- Повалим, да ещё свяжем, да ещё ногой вот так, вот так! - расхвастался Ниф-Ниф и показал, как они будут расправляться с волком.

И братья опять развеселились и запели:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

И вдруг они увидели настоящего живого волка! Он стоял за большим деревом, и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа по спинкам пробежал холодок и тонкие хвостики мелко-мелко задрожали.

Бедные поросята не могли даже пошевельнуться от страха.

Волк приготовился к прыжку, щёлкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк.

Никогда ещё не приходилось им так быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому.

Ниф-Ниф первый добежал до своей соломенной хижины и едва успел захлопнуть дверь перед самым носом волка.

Сейчас же отопри дверь! - прорычал волк. - А не то я её выломаю!
- Нет, - прохрюкал Ниф-Ниф, - я не отопру! За дверью было слышно дыхание страшного зверя.
- Сейчас же отопри дверь! - прорычал опять волк. - А не то я так дуну, что весь твой дом разлетится!

Но Ниф-Ниф от страха ничего уже не мог ответить.
Тогда волк начал дуть: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
С крыши дома слетали соломинки, стены дома тряслись.
Волк ещё раз глубоко вдохнул и дунул во второй раз: «Ф-ф-ф-у-у-у!»
Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган.
Волк щёлкнул зубами перед самым пятачком маленького поросёнка. Но Ниф-Ниф ловко увернулся и бросился бежать. Через минуту он был уже у двери Нуф-Нуфа.

Едва успели братья запереться, как услышали голос волка:

Ну, теперь я съем вас обоих!

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф испуганно поглядели друг на друга. Но волк очень устал и потому решил пойти на хитрость.

Я передумал! - сказал он так громко, чтобы его услышали в домике. - Я не буду есть этих худосочных поросят! Я лучше пойду домой!

Ты слышал? - спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа. - Он сказал, что не будет нас есть! Мы - худосочные!
- Это очень хорошо! - сказал Нуф-Нуф и сразу перестал дрожать. - Раз волк ушел, давай играть.

Игра со зрителями «Летает-не летает» (дети показывают движения руками, если названное летает- машет крыльями, если нет- опустить)

Братьям стало весело, и они запели как ни в чём не бывало:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

А волк и не думал уходить. Он просто отошёл в сторонку и притаился. Ему было очень смешно. Он с трудом сдерживал себя, чтобы не расхохотаться. Как ловко он обманул двух глупых маленьких поросят!
Когда поросята совсем успокоились, волк взял овечью шкуру и осторожно подкрался к дому.
У дверей он накрылся шкурой и тихо постучал.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень испугались, когда услышали стук.
- Кто там? - спросили они, и у них снова затряслись хвостики.
- Это я-я-я, бедная маленькая овечка! - тонким чужим голосом пропищал волк. - Пустите меня переночевать, я отбилась от стада и очень устала!
- Пустить? - спросил брата добрый Ниф-Ниф.
- Овечку можно пустить! - согласился Нуф-Нуф. - Овечка - не волк!

Но когда поросята приоткрыли дверь, они увидели не овечку, а всё того же зубастого волка. Братья захлопнули дверь и изо всех сил налегли на неё, чтобы страшный зверь не смог к ним ворваться.

Волк очень рассердился. Ему не удалось перехитрить поросят.

Он сбросил с себя овечью шкуру и зарычал:
- Ну, погодите же! От этого дома сейчас ничего не останется!

И он принялся дуть. Дом немного покосился. Волк дунул второй, потом третий, потом четвёртый раз.
С крыши слетали листья, стены дрожали, но дом всё ещё стоял.

И только когда волк дунул в пятый раз, дом зашатался и развалился. Одна только дверь некоторое время ещё стояла посреди развалин.

В ужасе бросились поросята бежать. От страха у них отнимались ноги, каждая щетинка дрожала, носы пересохли. Братья мчались к дому Наф-Нафа.

Волк нагонял их огромными скачками. Один раз он чуть не схватил Ниф-Нифа за заднюю ножку, но тот вовремя отдёрнул её и прибавил ходу.

Волк тоже поднажал. Он был уверен, что на этот раз поросята от него не убегут.
Но ему опять не повезло.

Поросята быстро промчались мимо большой яблони, даже не задев её. А волк не успел свернуть и налетел на яблоню, которая осыпала его яблоками. Одно твёрдое яблоко ударило ему между глаз. Большая шишка вскочила у волка на лбу.
Автор: -Ребята, давайте поможем поросятам убежать от волка. Мы построимся в змейку, головой станут поросята, а волк- хвостом. Животик змейки станет изгибаться, прикрывая голову.

Игра со зрителями «Змейка»

Действие 3 (домик Наф-нафа изнутри)

А Ниф-Ниф и Нуф-Нуф ни живы ни мёртвы подбежали в это время к дому Наф-Нафа.

Брат впустил их в дом. Бедные поросята были так напуганы, что ничего не могли сказать. Они молча бросились под кровать и там притаились. Наф-Наф сразу догадался, что за ними гнался волк. Но ему нечего было бояться в своём каменном доме.

Он быстро закрыл дверь на засов, сел на табуреточку и громко запел:

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!

Но тут как раз постучали в дверь.

Кто стучит? - спокойным голосом спросил Наф-Наф.
- Открывай без разговоров! - раздался грубый голос волка.
- Как бы не так! И не подумаю! - твёрдым голосом ответил Наф-Наф.
- Ах, так! Ну, держитесь! Теперь я съем всех троих!
- Попробуй! - ответил из-за двери Наф-Наф, даже не привстав со своей табуреточки.

Он знал, что ему и братьям нечего бояться в прочном каменном доме.

Тогда волк втянул в себя побольше воздуха и дунул как только мог! Но сколько бы он ни дул, ни один даже самый маленький камень не сдвинулся с места.

Волк посинел от натуги.

Дом стоял, как крепость. Тогда волк стал трясти дверь. Но дверь тоже не поддавалась.

Волк стал от злости царапать когтями стены дома и грызть камни, из которых они были сложены, но он только обломал себе когти и испортил зубы. Голодному и злому волку ничего не оставалось делать, как убираться восвояси.

Но тут он поднял голову и вдруг заметил большую широкую трубу на крыше.

Ага! Вот через эту трубу я и проберусь в дом! - обрадовался волк.

Он осторожно влез на крышу и прислушался. В доме было тихо.

«Я всё-таки закушу сегодня свежей поросятинкой», - подумал волк и, облизнувшись, полез в трубу.
Но как только он стал спускаться по трубе, поросята услышали шорох. А когда на крышку котла стала сыпаться сажа, умный Наф-Наф сразу догадался, в чём дело.

Он быстро бросился к котлу, в котором на огне кипела вода, и сорвал с него крышку.
- Милости просим! - сказал Наф-Наф и подмигнул своим братьям.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф уже совсем успокоились и, счастливо улыбаясь, смотрели на своего умного и храброго брата.
Поросятам не пришлось долго ждать. Чёрный, как трубочист, волк бултыхнулся прямо в кипяток.
Никогда ещё ему не было так больно!

Глаза у него вылезли на лоб, вся шерсть поднялась дыбом.

С диким рёвом ошпаренный волк вылетел в трубу обратно на крышу, скатился по ней на землю, перекувырнулся четыре раза через голову, проехался на своём хвосте мимо запертой двери и бросился в лес.

А три брата, три маленьких поросёнка, глядели ему вслед и радовались, что они так ловко проучили злого разбойника.
А потом они запели свою весёлую песенку, ребята, а вы не хотите повеселиться с поросятами?

Вставайте в круг:

Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!

(Общий танец со зрителями)

С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей.

Вот и всё, что мы знаем про трёх маленьких поросят - Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.

В зависимости от возраста зрителей игры и длительность спектакля можно варьировать.



Вверх