Error: не определено #11234. Театр мхат в камергерском переулке. Современный период МХТ им. Чехова

Театр мхат в камергерском переулке. Современный период МХТ им. Чехова

Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Художественно-Общедоступный театр.
В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ),
С 1919 г. - Московский Художественный академический театр (МХАТ),
С 1932 г. - Московский Художественный академический театр имени М.Горького.
В 1924 на основе 1-й студии МХТ был основан Московский Художественный театр второй (МХТ 2-й), просуществовавший до 1936 года.

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагался в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель).

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл.И.Немирович-Данченко (О.Книппер, И.Москвин, В.Мейерхольд, М.Савицкая, М.Германова, М.Роксанова, Н.Литовцева), и участники спектаклей руководимого К.С.Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М.Лилина, М. Андреева, В.Лужский, А.Артем). Из провинции был приглашен А.Вишневский, в 1900 году в труппу принят В.Качалов, в 1903 году Л.Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А.П.Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба - 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский художественный театр - первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И.С.Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии (см. Студии Московского Художественного театра). В 1924 из этих студий в труппу вошли А.К.Тарасова, М.И.Прудкин, О.Н.Андровская, К.Н.Еланская, А. О.Степанова, Н.П.Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М.М.Яншин, А.Н.Грибов, А.П.Зуева, Н.П. Баталов, М.Н.Кедров, В.Я.Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б.Г.Добронравовым, М.М.Тархановым, В.О.Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А.П.Кторовым, П.В.Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н.В.Гоголю (1932), «Враги» М.Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет - «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами - А.В.Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л.А.Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М.Г.Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А.М.Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было.
Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (ныне - Московский Художественный театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).

В театре начинали свой творческий путь великие режиссёры ХХ века — Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, а труппа всегда состояла из выдающихся прославленных мастеров. Для Художественного театра писали пьесы:

  • Антон Чехов;
  • Максим Горький;
  • Михаил Булгаков.

Выдающиеся художники Серебряного века оформляли здесь спектакли. Театр в Москве притягивал к себе лучшее, что было в русской жизни. Здание в Камергерском переулке — дар театру от легендарного мецената Саввы Морозова и великого русского архитектора Фёдора Шехтеля. В 1943 году при Художественном театре была открыта Школа-студия МХАТ, ставшая одной из ведущих театральных школ мира. Тридцать лет жизни театра (1970-2000) связаны с творчеством Олега Николаевича Ефремова — выдающегося актёра, режиссёра и театрального деятеля.

Современный период МХТ им. Чехова

В 2000 году МХТ возглавил Олег Павлович Табаков, взявший курс на полное обновление репертуара (ставки сделаны как на классику мировой драматургии, так и на произведения современных русских и зарубежных авторов). К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы сегодняшней режиссуры. В труппу МХТ входят около ста актёров, многие из которых являются звёздами советского и российского театра и кинематографа. Помимо артистов труппы, в спектаклях участвуют и приглашённые артисты — прославленные мастера и талантливая молодёжь. После ухода из жизни Олега Табакова с 2018 года театр возглавляет Сергей Женовач.

В 2001 году, в дополнение к Основной и Малой сценам, была открыта третья — Новая — сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.

Желаете посетить одну из премьер или спектаклей постоянного репертуара? Ознакомьтесь с расписанием и купите билеты по оптимальной цене в режиме онлайн на сайте КАССИР.РУ.

Московский Художественный театр им. А.П.Чехова - один из двух театральных коллективов, образованных при разделении труппы Московского Художественного академического театра в 1987 году, - так называемый "ефремовский МХАТ".

Первоначально театр носил то же название, что и "доронинский МХАТ". Таким образом, в Москве параллельно существовали два театра под названием "МХАТ им. Горького". Это положение сохранялось до 1989 года, после чего "ефремовский МХАТ" взял название "МХАТ им. Чехова". Имена драматургов в названиях двух МХАТов имели принципиальное значение: Чехов символизировал преемственность с дореволюционной русской интеллигенцией, а Горький для многих тогда олицетворял собой монументальность советской пропаганды.

После смерти Олега Николаевича Ефремова в 2000 г. художественным руководителем МХАТа им. А.П.Чехова становится Олег Павлович Табаков. В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию - Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово "академический".

Посчастливилось побывать на премьере спектакля «Сцены из супружеской жизни» по произведению И. Бергмана, режиссера А. С. Кончаловского. Думаю, большинство в зале смотрели фильм 1979 года, но на сцене мы видим начало 90-х, когда в нашу страну пришло время сексуальной свободы и пересмотр ценностей семейной жизни.
Играют только двое: Юлия Высоцкая и Александр Домогаров.
Сюжет такой же, как в фильме, состоит из отдельных сцен, между которыми проходят разные периоды времени. Сначала это счастливая семья, где супруги довольны жизнью и друг другом, потом измена и развод. В процессе этих трагических событий мы видим, что практически бывшие супруги все еще любят и относятся друг к другу с нежностью, одновременно понимая, насколько они разные и сколько ошибок наделали, пока жили вместе.
Для меня главной мыслью «Сцен из супружеской жизни» было то, что когда люди расходятся, они становятся откровеннее, начинают лучше понимать себя и друг друга, и отношения, которые уже невозможно сохранить, живя под одной крышей, еще вполне возможны, если встречаться время от времени.
Теперь о плюсах и минусах спектакля. Да, к сожалению, вторые тоже были, но сначала о хорошем. Во-первых, хочу отметить прекрасную актерскую игру. Юлия была просто неподражаема, такая изящная, пластичная, я ею просто любовалась, даже не ожидала, что она настолько хорошая актриса. Александр в целом был не хуже, хотя можно было бы в первом акте поменьше разговаривать из другой комнаты, когда его и на сцене не видно.
Во-вторых, удачное видео-сопровождение, смотря на которое в памяти оживает много воспоминаний. На стенах квартиры, а потом кабинета, показывали репортажи с улиц городов, где проходили митинги и прочие события перестройки, а также пели известные исполнители: ДДТ, Аллергова, Киркоров. В-третьих, интересные декорации. Уютная квартира, с выходом на балкон. Люблю я, когда на цене не просто одна комната, а еще кусочек коридора, где видно ванную комнату. И Юлия часто меняла наряды, один лучше другого, что ее украшало еще больше.
И самый большой плюс - интересное рассуждение о том, что в молодости героев был дефицит всего кроме времени. Но потом пришел доллар, и они поменяли время на деньги.
Минус был только один, но для меня значительный - корявость действия. Вроде все как в фильме, некоторые диалоги прям один в один, но смотреть неинтересно. Сначала я думала, что я просто чего-то не понимаю, потому что из другого поколения, но нет, у моей спутницы, которая в 2 раза меня старше сложилось аналогичное мнение.
Еще я подумала, что в сюжет внесли серьезные изменения, поэтому он так странно смотрится, ведь о фильме я слышала только восторженные отзывы, хотя сама его не смотрела перед спектаклем. Поэтому вчера решила, что надо освоить весь материал и включила фильм. Первая мысль после просмотра была - зачем наших людей показали такими неприятными, ведь в фильме два интеллигента, которые ведут себя достойно в любых ситуациях. Когда спектакль только начинается и герои говорят, что жене 35, а мужу 42 и у них нет детей, то сразу понимаешь, что семья у них так себе. Пока они еще живут вместе, героиня Высоцкой наигранно счастливая, потом становится истеричной, но когда муж уходит, вроде превращается в нормальную женщину. Герой Домогарова наоборот, из нормального мужчины превращается в неприятного типа.
В общем, премьера оставила у меня странные ощущения. Пожалуй, спектакль А. С. Кончаловского я могу порекомендовать только поклонникам Высоцкой и Домогарова, и тем, кому любопытно сравнить фильм с тем, что получилось на сцене.

Вы можете купить билеты в МХТ имени Чехова прямо сейчас, без очередей и поездок.. Выберите лучшие места онлайн, и мы вам их доставим по указанному адресу.

Немного истории

МХТ им. Чехова – знаменитый драматический театр столицы, который был создан в конце девятнадцатого века легендарными театральными деятелями Константином Сергеевичем Станиславским, а также Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Именно их судьбоносная встреча в ресторане под названием «Славянский базар» положила начало грандиозным планам и идеям по созданию нового передового храма Мельпомены.

Ещё с начала двадцатого столетия театр находится в здании, расположенном в Камергерском переулке. Раньше оно принадлежало Лианозовскому заведению. Сначала художественный театр называли общедоступным, ориентированным на самые широкие слои населения. Причём в течение нескольких десятков лет название изменяли ещё пару раз.

«Царь Фёдор Иоаннович» – это первый спектакль, который появился в афише Художественного общедоступного театра. Режиссёром большинства постановок являлся сам Станиславский, который, гастролируя вместе со своим коллективом, постепенно завоевал признание публики во многих странах мира. Многие театральные деятели позднее старались подражать во всём гениальному мэтру режиссуры нашей страны.

В 1919 году заведение стало академическим, а с 32-го года стало называться Московским художественным академическим театром имени М. Горького. Огромной популярностью у зрителей пользовались спектакли МХАТ в Камергерском – «Иванов», легендарная «Чайка», знаменитый «Дядя Ваня». В восьмидесятые годы в работе над постановками были задействованы такие знаменитые режиссёры, как Розовский, Додин, Эфрос, Гинкас.

Через пятьдесят с лишним лет театр был разделён на два официальных новых театра – МХАТ имени Чехова и Максима Горького. В первом из них руководство труппой взял на себя Олег Николаевич Ефремов, после чего билеты в МХАТ им. Чехова стали активно раскупаться. В семидесятые годы именно он восстановил разрушенный после раскола театр, поставив на его сцене ряд настоящих шедевров искусства. МХАТ им. Чехова был назван в честь великого русского писателя, так как в нём было немало постановок, связанных с его драматургией.

В репертуаре появились новые спектакли «Чайка», «Дядя Ваня», а также «Три сестры», постановка «Вишнёвый сад» и другие. Изменился актёрский подход к работе: теперь образ героя преподносился с акцентом на особенности его психологии. В режиссёрской работе стало главным объединить актёров в творческий ансамбль, что влияет на всю атмосферу действия.

В 2000 году руководителем МХАТ в Камергерском становится прекрасный артист Олег Павлович Табаков. Он сразу же принимает решение обновить репертуар МХАТ им. Чехова, для которого были выбраны лучшие образцы мировой классики. Были поставлены легендарные спектакли, из которых можно выделить «Вишнёвый сад», постановку «Господа Головлёвы» и «Белая гвардия», знаменитый «Король Лир», известный «Тартюф».

Новый руководитель взял курс на сотрудничество с современными российскими и иностранными авторами. Кроме того, был обновлён и актёрский состав. Слово «академический» из названия было убрано в 2004 году. Таким образом, театр уже десять лет имеет официальное название МХТ имени Чехова, по которому его и знают все ценители театрального искусства.

В 2001 году в репертуаре появился спектакль Владимира Машкова «№13» с Евгением Мироновым и Авангардом Леонтьевым в главных ролях. Спектакль пользовался небывалым успехом вплоть до самого закрытия. В 2014 году Машков вернул «№ 13» в репертуар, к названию прибавилась буква D, а в самом «№ 13D» сменились актёры. Аншлаги на спектакле остались прежними.

На сегодняшний день московский театр им А.П. Чехова – один из самых известных в стране. В репертуаре МХТ сохранены все традиции, которые были заложены в своё время отцами-основателями. Более того, театр давно заслужил мировую славу, любовь и признание публики. В его стенах постоянно царят аншлаги. В афише МХТ Чехова множество самых разных по жанру спектаклей. Все они проходят на трёх сценах. Из них «Новая» предназначена для экспериментальных постановок, есть также «Малая сцена» и ещё одна - «Основная».

Последние годы Московский Художественный театр сотрудничает с известными современными режиссёрами. С 2011 года помощником художественного руководителя в театре становится Кирилл Серебренников. Плодами совместной работы Серебренникова и театра стали такие спектакли, как «Зойкина квартира», «Трёхгрошовая опера», «Господа Головлёвы» и другие постановки.

После нескольких лет успешной работы в театре под руководством Олега Табакова – его «Табакерке», в МХТ пригласили ещё одного современного постановщика - Константина Богомолова. Богомолов поставил провокационные спектакли «Идеальный муж» и «Карамазовы», вызвавшие широкое общественное обсуждение. Спектакли вмиг стали популярными, и купить билеты в МХТ было практически нереально.

Репертуар

Каждый зритель всегда найдёт в пёстром репертуаре театра постановку на свой вкус. В МХТ Чехова есть спектакли для любителей классики, а также для тех, кто следит за творчеством современных драматургов. Репертуар театра имени Чехова зрители любят и за то, что в нём с завидной регулярностью появляются премьерные спектакли. Поэтому билеты в МХТ им. Чехова пользуются у публики небывалым спросом. В театре великолепный творческий коллектив и блестящий актёрский состав.

Настоящим украшением всех спектаклей театра является блистательная актёрская игра Константина Хабенского, непревзойдённого Олега Павловича Табакова, а также Михаила Пореченкова, Евгении Добровольской. А также ещё многих других талантливых звёзд театрального небосклона. Кроме того, в некоторых постановках принимают участие специально приглашённые артисты.

Среди них можно выделить Сергея Безрукова, Евгения Миронова, Марину Зудину. Пустых залов в театре имени Чехова никогда не бывает. Таким образом, билеты нужно купить заблаговременно.

Вверх