Error: не определено #11234. Такое наивное искусство. Школьная энциклопедия Что такое наивное искусство

Такое наивное искусство. Школьная энциклопедия Что такое наивное искусство

Анна Силивончик родилась в 1980 году в городе Гомеле. С 1992 по 1999 гг. училась в Республиканском лицее искусств (Минск, Беларусь). 1999-2007 гг. - обучение в Белорусской Государственной Академии Искусств, отделение станковой живописи в Минске. С 1999 - участие в областных и республиканских выставках. Диплом 4-ой Ташкентской Международной бьеннале современного искусства (2007).

В настоящее время живет и работает в Минске.

В среде молодых белорусских живописцев её по праву считают яркой индивидуальностью за необычайно самобытный авторский стиль, созданный особый мир образов. Источник эстетических ориентировАнны следует искать в фантастическом реализме М.Шагала, наивном искусстве примитивистов начала ХХ века, и, конечно, в народном декоративно-прикладном искусстве и фольклоре.


Анна работает в традиционной технике масляной живописи, но постоянно экспериментирует с различными изобразительными средствами, используя фактуру и рисунок холста, который подбирает специально для каждого произведения. Очень тонкое чувство цвета и продуманность линии, доскональная работа над деталями помогают очень точно выразить определенное настроение

Надо отдать должное: работы художницы пронизаны хорошей долей тонкого юмора и дают зрителям сильный эмоциональный заряд, поражая своей метафоричностью, рождая множество неожиданных ассоциаций.

Работы находятся в Музее современного искусства Минска, Беларусь, и в частных коллекциях в России и за рубежом.

artnow.ru





Наивное искусство - определение относится к живописи (и в меньшей мере к скульптуре), созданной в более или менее цивилизованных обществах, но не имеющей общепризнанной оценки относительно изобразительного мастерства.
Для нее характерны яркие, ненатуральные цвета, отсутствие законов перспективы и по-детски наивное или буквально видение. Иногда как синоним этому определению употребляется термин "примитивное искусство", но он может ввести в заблуждение, поскольку определение "примитивный" также широко применимо к искусству проторенессанской эпохи (этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) итреченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения . Термин был впервые введен швейцарским историком.Буркхардом) и творчеству "нецивилизованных" обществ.Другие названия, которые иногда используются в схожем значении: "фольклорное", "народное" искусство или "воскресные художники", - тоже могут быть оспорены. Например, "воскресный художник" - ведь многие любители не пишут в наивном стиле, а для наивных художников (по крайне мере, самых удачливых) живопись часто оказывается постоянной работой. Профессиональные художники могут сознательно культивировать наивный стиль, но такую "ложную наивность" нельзя спутать с непосредственностью произведений настоящих наивных художников, так же как, скажем, работы Клее или Пикассо выполненные умышленно по-детски, с искренними рисунками детей.
Наивное искусство имеет собственное свойство, которое легко распознать, но трудно дать ему определение. Это резюмировал Скотти Уилсон (1889-1972), сказав: "Вы не можете описать это ощущение. Вы рождаетесь с ним, и оно просто проявляется".
Анри Руссо (1844-1910) был первым наивным художником, завоевавшим серьезное признание художественной критики. Он остается единственным, кто считается великим мастером, хотя многие другие заслужили достойное место в современном искусстве.




Главным критиком, отвечающим за продвижение наивных художников в годы после Первой мировой войны, был Вильгельм Уде. Поначалу свежесть и прямота видения наивных художников привлекала главным образом их товарищей, но ряд важных выставок 1920 и 1930 годов способствовали развитию интереса к ним со стороны общественности.
Особое значение имела выставка "Мастера народной живописи: современные примитивисты Европы и Америки" в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1938 году.
Большинство ранних наивных художников, получивших известность, были французами (в основном из-за деятельности Уде во Франции). Среди них:
Андре Бошан (1873-1958)



Камиль Бомбуа (1883-1970)


Луиза Серафин (1864-1934)



Берил Кук (1926--2008)









Также часто к наивным художникам причислялся Лоренс Стефен Лаури (1887-1976)






Но некоторые критики исключают его из их числа, т.к. Лаури долгое время обучался в художественной школе.

В США среди ведущих фигур были Джон Кейн (1860-1934)



и Анна Мэри Робертсон Мозесон (1860-1961)

Большое число наивных художников дала Хорватия, где самым известным был Иван Генералич (1914-1992)


Наивное искусство (naive art) - одно из направлений примитивизма, которое характеризуется наивной простотой техники, анти-академическим подходом к живописи, свежестью взгляда и оригинальностью манеры исполнения рисунков. Непризнаваемый и поначалу преследуемый за «варварское» отношение к каноноам живописи, арт-наив в итоге выжил и занял достойное место в истории мировой культуры. В творчестве художников, работающих в этом жанре, не редко присутствуют бытовые сцены, связанные с едой, что, естественно, не могло не заинтересовать наш тематический сайт.

Следует сказать, что корни жанра «naive art » уходят далеко в глубину веков. Первыми образцами наивного изобразительного искусства можно считать наскальные рисунки, найденные в пещерах Южной Африки. (Уверены, что рисунки древнего охотника скорее воспринимались окружающими в качестве меню, а не живописи 🙂).

Гораздо позже греки, обнаружив к северу от Черного моря скифские статуи «каменных баб», тоже сочли их примитивным «варварством» из-за нарушения пропорций тела, которые в древнегреческой культуре характеризовали гармонию и красоту. Вспомните хотя бы «золотое сечение» Поликлета.
Тем не менее, «правильность» классического искусства постоянно продолжала подвергаться партизанским нападкам народного творчества. И вот, после свержения господства Рима в большинстве стран Европы, изобразительное искусство, сделав галс, сменило курс от совершенства в сторону поиска выразительности. В роли средства для достижения этой цели весьма подходила оригинальность и самобытность бывшего изгоя и аутсайдера, которым считалось наивное искусство.
При этом нельзя игнорировать тот факт, что выдающиеся художники «арт-наива» никогда бы не получили мирового признания, если бы их идеями и стилем не заинтересовались европейские художники, вроде Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоана Миро, Макса Эрнста и других. Это они поддержали «восстание против романтики классицизма ».
В поисках «пятого элемента» изоискусства, они, вроде средневековых алхимиков, пробовали иррационально оперировать чудом и загадкой, смешивая на своих картинах авангардизм и дикую природную первозданность, которая произростала из недр затерянного «примитивного» мира Африки, а так же Центральной и Южной Америки.
Общеизвестно, что Пабло Пикассо подробно исследовал африканский стиль «примитивного искусства», изучал подлинные маски и скульптуры, привезенные оттуда, чтобы постичь творческое подсознательное начало «черного континента» и воплотить его в своих работах. Что во многом и определило его фирменный асимметричный стиль. Даже на , он использует приемы диспропорции.
Портрет этого испанского новатора-живописца был своеобразно выполнен колумбийским художником, которого в программе ВВС 2007 года самого окрестили «Пикассо Южной Америки «.


Бывший иллюстратор Фернандо Ботеро Ангуло (1932 г.р.) стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году. Это отворило ему двери в Европу, где и началась крутая карьера этого самобытного художника и скульптора, творчество которого впоследствии повлияло на многих апологетов наивного искусства. Чтобы увидеть это, можно сравнить его картины с работами некоторых современных коллег по арт-наиву. Чтобы не отвлекаться от «продуктовой» тематики, возьмем одну из излюбленных тем Ботеро – пикники .

Один из старейших художников-примитивистов, лидер хорватского наивного искусства — Иван Генералич (1914- 1992). Отсутствие профессиональной выучки, крестьянское происхождение и сельская тематика картин, не помешали ему с 1953 года получить признание во всей Европе. Крестьянская жизнь предстает в его работах как бы увиденной изнутри, что придает им удивительную экспрессию, свежесть и непосредственность.

Картину, где под Эйфелевой башней хорватский дедушка пасет коров, можно счесть скрытной усмешкой в адрес парижского бомонда, стоит только глянут на фото автора: скромная закуска из колбаски, хлеба и лука, разложенных на табуретке; кошелка на дощатом полу, одет в потертую дубленку… Генералич по жизни непритязателен и мудр. Французский романист Марсель Арлэн писал про него:» Он рожден землей. Он обладает мудростью и очарованием. Ему не нужны учителя.»

Многие художники современного «наивного искусства», кажется, не избежали очарования произведений предшественников. Но, при этом, в непосредственность художественного выражения, присущую арт-наиву, они привносят неведомые западным европейцам элементы «соцкульта». Как пример, приведем несколько декоративных жанровых сценок белорусской художницы Елены Наркевич , много лет назад эмигрировавшей в Испанию. Ее картины — ироническая реконструкция идеализированного мира, приснопамятного общего прошлого, хорошо знакомого всем жителям бывшего СНГ. Они переполнены ностальгическими флюидами исчезающей эпохи соцреализма с запахами кухни, где готовят оливье и суетятся хозяйки в ожидании гостей, где дачи заменяют загородные дома, а пикники называются вылазками на природу.

И хотя в работах Елены Наркевич присутствует большинство формальных признаков жанра «наивного artа», вроде искажений в геометрических аспектах, нерафинированность цвета на композиционных планах, утрированные пропорции фигур и прочие маркеры арт-наива, но эксперты относят подобные произведения к псевдо-наивному искусству или «искусственно наивному », — когда художник работает в подражательной манере. (Еще одну черту наивного искусства — нарочитую «детскость» изображения – довела до коммерческого совершенства художница Евгения Гапчинская ).

В схожей с манерой Елены Наркевич пишет свои картины художница родом из Донецка — Анжела Джерих . О ее творчестве мы уже рассказывали в .


Внутренний мир рисунков Анжелы Джерих иногда сравнивают с магией изображения персонажей в фильмах Феллини. Художнице удаются иронические и, в тоже время очень любовные, «иллюстрации ушедшей эпохи» соцреализма. В дополнение к этому, Анжела обладает элегантной фантазией и может по-пушкински фиксировать «прекрасные мгновенья» жизни.

О ее коллеге по «арт-наивному цеху», московском художнике Владимире Любарове , мы тоже рассказывали. Серия его работ под названием «Едоки », хоть и радует глаз съестными натюрмортами, но эту «гастрономическую реальность» он не выделяет саму по себе. Она является лишь поводом к тому, чтобы продемонстрировать жизнь своих персонажей, их характеры и чувства. . Там же можете ознакомиться с его забавными и душевными картинами. (Или на его персональном сайте www.lubarov.ru).


Если Любаров от цивилизации сбежал в поселок, чтобы там рисовать свои картины и заниматься натуральным хозяйством, то «наивный художник» Валентин Губарев из Нижнего Новгорода переехал в Минск. (Словно для того, чтобы восполнить потерю от эмиграции Елены Наркевич 🙂).

Картины Валентина Губарева, о которых обладают невероятной притягательной силой и обаянием. На них эмоционально и позитивно реагируют даже далекие от искусства люди. В его произведениях кроется некое простодушие и ирония, озорство и грусть, глубокая философия и юмор. На его картинах - множество действующих лиц, деталей и предметов, как на балконе панельной пятиэтажки, заваленном вещами нескольких поколений жильцов. Но, как точно подмечают ценители его картин: “много всего, но ничего лишнего”. За страсть к мелкой деталировке картин его называют «белорусским Брейгелем ». Сравните сами – слева Брейгель в оригинале, а справа одна из сотен схожих картин Губарева. (Кстати, ювелирно используя миниатюры, Брейгель на своей картине изобразил 118 пословиц из скандинавского фольклора).

В целом, возникновение примитивизма было вызвано, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и подъемом массовой культуры, а с другой — вызовом изощренному элитарному искусству. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания. Эти веяния коснулись многих художников Европы, Америки и России.

Нельзя не упомянуть о ярком представителе искусства наива и примитивизма на рубеже XIX-XX веков, французском художнике Анри Руссо . Его картины вообще сложно охарактеризовать словами из-за буйства фантазии и несравнимой ни с кем манеры рисунка. Живописью он стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования. Часто рисовал экзотические джунгли, которых никогда в жизни не видел. Не обращая внимания на многочисленные упреки, что «так может рисовать и ребенок», Руссо шел по тропе своего призвания. В результате его настойчивость оказалась тем архимедовым рычагом, который перевернул мир изобразительного искусства: гений Анри Руссо признали, а новое поколение художников перехватило у него палочку эстафеты.

Черты примитивизма были присущи и творчеству великих французских живописцев, Полю Гогену и Анри Матиссу . Только посмотрите на гогеновских «Таитянок с манго» или на бурную «Радость жизни» Матисса: вылазка на природу в полном разгаре. (Недаром Матисс был фовистом).


В России были свои группы приверженцев стиля наивного искусства. Среди них участники творческих сообществ «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал) и другие.

Одним из гениев примитивизма по праву является Нико Пиросмани . Этот художник-самоучка из маленькой грузинской деревни перебивался нищенским доходом, торгуя молоком. Свои картины он часто дарил покупателям или отдавал перекупщикам в надежде выручить немного денег. Веселые застолья, сцены крестьянской жизни, природа — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Все пикники и празники на его картинах обладают характерными национальными особенностями. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, а его пиры и застолья говорят о мгновениях радости земного бытия.

Можно и дальше продолжать приводить примеры, но даже из маленького экскурса становиться очевиден мультикультурный феномен наивного искусства. Подтверждением тому могут быть сотни музеев и галерей, где хранятся картины «наивных художников». Или суммы продаж произведений naive artа, исчисляемые в сотнях миллионов долларов.

Жанр примитивизма оказался живучим и адаптируемым, как все простейшие в природе. Развивалось наивное искусство не благодаря академическим «искусственным» наукам (художники арт-наива зачастую не имели образования), а скорее вопреки, ведь средой зарождения и обитания наивного искусства являются глубоко природные, малодоступные ученым и критикам явления, где царит всемогущий гений Человека.

В случае с произведениями жанра naive art , мы полностью солидарны с выражением Луи Арагона: «Наивно считать эти картины наивными

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 19.07.2015 17:32 Просмотров: 3012

Часто наивное искусство отождествляют с примитивизмом . Но, хотя два этих направления в искусстве очень близки, это не одно и то же.

Наивное искусство объединяет самодеятельное творчество, искусство художников-самоучек. Что же касается примитивизма, то это стиль живописи, возникший в XIX в., который представляет собой обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными. Это уже живопись профессионалов.
К наивному искусству ближе искусство Ар брют. Наивное искусство представлено во всех видах: живописи, графике, декоративном искусстве, скульптуре, архитектуре. К наивному искусству тяготел и русский авангард .

Нико Пиросмани (1852-1918)

Самым известным, пожалуй, представителем наивного искусства является Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманишвили). Это о нём песня «Миллион алых роз». Он родился в Грузии в крестьянской семье. Не получил не только художественного, но и вообще никакого образования. Умел только читать по-грузински и по-русски. Живописи учился у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. Собственное творчество создавал на том единственном, что находилось всегда под рукой – на простой клеёнке, снятой со столика.

Н. Пиросмани «Порт Батуми»
Летом 1912 г. творчеством Пиросмани заинтересовались кубофутуристы , которые и начали его пропагандировать: Илья и Кирилл Зданевичи, Михаил Лё-Дантю и др. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, а Илья Зданевич опубликовал в 1913 г. в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманишвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 г. в Москве на выставке «Мишень» наряду с произведениями известных художников (Ларионова и Гончаровой) были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. Творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники, а Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений. Но это не дало Пиросмани житейского благополучия – в 1918 г. он умер от голода и болезней.

Н. Пиросмани «Косуля на фоне пейзажа» (1915). Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси
Особое место в творчестве художника занимают образы животных. Один из грузинских художников заметил, что у животных на картинах глаза самого художника.
Наивное искусство как явление художественной культуры находится вне рамок профессионального искусства. Его понимание и оценка начали складываться только в начале XX в., но наивное искусство оказало и оказывает влияние на творчество профессиональных художников России и Западной Европы. В период советской власти самодеятельность использовалась в целях идеологической работы. Но наивное искусство осталось верным этическим ценностям: вере в будущее, уважительному отношению к прошлому. Главное его отличие от официального и конъюнктурного искусства – оно бескорыстно.

Сергей Заграевский «Натюрморт». Этого автора относят и к примитивизму.

Во многих странах существуют музеи наивного искусства: в Германии это музей Шарлотты Цандер. В музее Царицыно коллекцию наивного искусства собирал Помещиков. В Суздальском государственном музее-заповеднике есть большая коллекция наивного искусства. В Москве действует Музей Наивного искусства в Новогиреево. В частных коллекциях также находится много картин самодеятельных художников. В Ницце (Франция) работает Музей наивного искусства А. Жаковского.
Произведения наивного искусства очень притягивают. На них хочется смотреть и смотреть, удивляться и улыбаться, грустить и восхищаться. Иногда кажется, что не такое уж оно наивное, это искусство, если вызывает столько чувств. Оно как бы из другого мира. Но это личное отношение и личные эмоции. А как же оценивают наивное творчество специалисты?
Несколько книг о современном наивном искусстве издала К. Богемская. К её книге «Наивное искусство» мы и обратимся, говоря о творчестве Павла Леонова.

Павел Петрович Леонов (1920-2011)

Павел Леонов (2001)

«Свои композиции Леонов называл конструкциями. Эти конструкции обрастают плотью цвета. Фигуры людей чаще всего черные - будто все они, как зэки в лагере, одеты в черные бушлаты. Но иногда они одеваются в белое. Мелкие черные птички, галочками видневшиеся в бледном небе ранних картин, становятся мясистыми черными грачами в синеве более поздних, а затем сюда прилетают и белые птицы.
Торжество мечты над жизнью, замысла над воплощением, столь присущее Леонову, является характерной чертой национального русского характера» (К. Богемская).

П. Леонов «Здравствуй, Пушкин!»
Эти конструкции у Леонова многоярусные, распространяющиеся по всей площади холста. А холсты – огромных размеров, что позволяет автору как бы жить внутри своей картины, жить в том мире, который он изображает. Его картины изображают прошлое, но в то же время, приукрашивая прошлое, они как бы рассказывают о лучшем будущем. «В картинах Леонова заключена такая жизненная сила, что они покоряют каждое сердце, открытое художественным впечатлениям и не испорченное стандартами потребления музейных образцов».

П. Леонов «А мне летать...»
«Созданное вне пределов профессиональной школы и стиля маргинальное творчество рождается из потребностей, далеко отстоящих от стремления к художественной славе. Его создатели странные люди - чудаки, изгои. Они проецируют в свои произведения образы и видения, явившиеся из воспоминаний, снов и мечтаний. Они говорят с собой языком изображений. Они рисуют как колдуют, создают вокруг себя собственный мир, коконом укрывающий их от реальности» (К. Богемская).

П. Леонов «В краю, где пальмы и лимон»
«...Пройдут годы, и всем будет очевидно: Леонов – великий русский художник. Уже не будут вспоминать определение «наивный». Так самым знаменитым художником Швейцарии стал Адольф Вёльфли . Так великим художником Грузии считается Нико Пиросманишвили.
Леонов создал свой образ России, какого еще не было. Он создал стиль, который принадлежал ему самому, и свой одухотворённый цвет.
Наследие Леонова, состоящее из полутора тысяч больших холстов, как и наследие других великих художников, огромный собственный мир, в гранях которого отражаются и преломляются различные грани мира окружающего.
Значение Леонова оценит будущее, которому потребуются основы для возведения здания национальной культуры» (К. Богемская).

Из биографии

П. Леонов «Автопортрет» (1999)

Павел Петрович Леонов родился в Орловской губернии. Жизнь его была тяжёлой, работал на заводах, рубил лес, ремонтировал суда, строил дороги, был столяром, штукатуром, печником, жестянщиком, маляром, художником-оформителем. Жил в Орле, в Украине, в Азербайджане, Грузии, Узбекистане. Был несколько раз арестован в 1940-1950 гг.
Живописью стал заниматься в 1950-е годы на Камчатке. В 1960-е гг. учился у Рогинского. Рогинский называл его «Дон Кихотом советского времени». Наиболее плодотворный период его творчества начался 1990-е годы, тогда его работы активно скупались московскими коллекционерами, хотя жил он постоянно в нужде, в тяжёлых бытовых условиях.
После смерти жены не работал и жил у сына в п. Савино Ивановской области. Там и похоронен.

Елена Андреевна Волкова (1915-2013)

В её работах есть что-то детское, тёплое и трогательное. Они не похожи на знаменитые произведения классики . Но знакомство с ними вносит в душу счастье.

Е. Волкова «Поросёнок спрятался» (1975-1980)
Среди винограда, огурцов, яблок, груш и грибов, в самом центре нарядного натюрморта улегся поросенок. «Не подумайте, что это заливной поросенок, - каждый раз говорила Елена Андреевна, показывая эту работу. - Просто он убежал от мамы и спрятался среди фруктов».
Елена Андреевна Волкова воссоздает в своих картинах радостное мировосприятие своего детства.

Е. Волкова «Лошадь в серебряном бору»
«Все, что я пишу сейчас на своих полотнах, это все у меня рождалось с самого детства. Это все была моя мечта, я все наблюдала, запечатляла с детства и по сегодняшний день. Я не пройду никогда мимо какой-то красоты, всё вокруг мне нравится. Всё по-своему очень красивое» (из книги К. Богемской «Наивное искусство»).
С детства будучи музыкальной, она неправильный цвет воспринимает как неверный голос, испортивший весь хор. Её картины несут тепло и радость, духовную чистоту и саму жизнь во всей её многогранности.

Е. Волкова «Мир всем!» (1984)
Её реальность наполнена любовью. Её мир – это абсолютный свет и покой.

Е. Волкова «Весна»

Из биографии

Родилась в Чугуеве, недалеко от дома, где родился Илья Репин, в простой семье. Работала помощником киномеханика на передвижной киноустановке. Её муж умер во время войны. Е. Волкова начала писать картины в 1960-е годы возрасте 45 лет, не имея художественного образования. Один из основателей украинского авангарда, Василий Ермилов, приобрёл ряд её картин. Сергей Тарабаров из московской галереи наивного искусства «Дар» в 2000 г. считает Волкову одной из наиболее интересных художниц, работающих в стиле наивного искусства в России.
Елена Волкова стала первой художницей жанра наивного искусства, кому устроили персональную выставку в Третьяковской галерее.
Последние годы жила в Москве. Умерла на 99 году жизни.

Таисия Швецова (р. 1937)

Художница из Вологодской области. Специального художественного образования не имеет. Живописью занимается с 1996 г. Её картины – это праздник щедрости и доброты.

Т. Швецова «Лошадка» (2008)

Т. Швецова «Четыре рождества» (2007)

Голландская художница Ина Фреке (р. 1941)

Ина Фреке родилась в городе Хронинген (Голландия). Спокойным пейзажам родной страны она предпочитает яркие краски лета. Художница взялась за кисть, чтобы компенсировать жизненную утрату (смерть мужа). Потрясение, которое она пережила, переносилось ею проще, когда она лепила скульптуры и писала картины. В наивное искусство многие приходят после глубоких переживаний или стрессов.
Любимые темы рисунков Ины – экзотический мир Африки, фантастика космических путешествий и романтика юности. Разделение ярких цветовых пятен музыкальными линиями – стиль Фреке.

Ина Фреке «Легкомысленность»

И. Фреке «Планета утопия»
Жаль, что для широких кругов любителей искусства и профессионалов наивное искусство пока остаётся только маргинальным‚ непонятным и забавным явлением культуры. Это целый мир, в который надо просто войти, чтобы его понять. Причём войти без предубеждения, с чистым сердцем – ведь именно чистым сердцем создавались эти работы.

Наивная картина «Шапка и розы»

Наивное искусство, наив - (англ. naive art) - одна из областей искусства примитива XVIII- XX вв., включающая самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру), а также изобразительное творчество художников-самоучек. К произведениям наивного искусства относят картины замечательного французского художника А. Руссо по прозвищу Таможенник, т.к. он был таможенником по профессии, и великолепные провинциальные портреты русских людей XVIII - XIX вв. неизвестных художников.

«Наивный» художник отличается от «не-наивного», как шаман отличается от профессора: оба — специалисты, каждый в своем роде.

Неповторимость бытового примитивного портрета обусловлена не только особенностями художественного языка, но и в равной мере характером самой натуры. В общих чертах композиционная схема купеческого портрета заимствована из современного ему профессионального искусства. В то же время строгость лиц, обостренное чувство силуэта, техника живописи заставляют вспомнить иконопись. Но еще больше чувствуется связь с лубком. Это проявляется прежде всего в самом подходе к натуре, которая воспринимается художником наивно и целостно, декоративно и красочно. В лице и одежде четко прослеживается национальный русский этнический тип. Добросовестное воспроизведение главного и второстепенного вело к созданию целостного образа, поражающего силой жизненной характерности.

Наивное искусство сочетает самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, моделировки и др.

Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.

Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. Наивное искусство является как бы противовесом «техничному». В наивном искусстве, нет техники, нет школы, ему невозможно научиться.Оно просто «прет» из тебя. Оно – самодостаточное. Ему все равно, как оценивают его мастера, к какому стилю его относят. Это такое исконное творчество души, и учеба скорее лишит его силы, чем отточит его.

Одна из сторон наивного искусства – наивность или простота форм, образов, техники; в нем нет гордыни, самолюбования, претензий. Но за наивностью формы отчетливо видна глубина смыслов (иначе, оставаясь наивным, оно перестает быть искусством). Оно – настоящее. Оно доступно любому – ребенку и старику, неграмотному, и доктору наук.

У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.

Долгое время в России доминировало мнение о некоей «второстепенности» наивного искусства. В русском (как и в некоторых других) языке, термин «примитивный», имеет в качестве одного из главных — оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии наивного искусства. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида. Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Наивном искусстве многие представители культуры стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.

Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако в сущности своей наивное искусство отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.

Вверх