Error: не определено #11234. Страны Западной Европы: послевоенное устройство

Страны Западной Европы: послевоенное устройство

1. Особенности
социально-экономического
и политического развития в первые
послевоенные годы.
2. Интеграция стран Восточной Европы:
Создание Коминформа, СЭВ и ОВД.
3. Кризисы в странах Восточной Европы.
4. Развитие стран «народной демократии»
в 50-70-е г.г. XX в.
5. Особый путь Югославии.

ЧТО ТАКОЕ «ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА»?

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы - Польша, ГДР,
Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания, Болгария

Европа к 1914 г.
На протяжении столетий страны Восточной Европы развивались в тени
более крупных государств. До 1914 г. большая часть региона входила в
состав Австро-Венгерской, Германской, Российской и Османской
империй. Лишь после Первой мировой войны многие из этих стран
обрели независимость, но спустя двадцатилетие были захвачены
нацистской Германией.


и политического развития
в первые послевоенные годы
В 1945 г. советские войска
освободили от нацистской
оккупации большую часть
Восточной Европы.
В результате Советский Союз
установил своё влияние над
этим регионом.
В большинстве из этих стран
в 1945 – 1948 гг. к власти
пришли коммунистические
партии.
Государства «Восточного блока»

1945 – 1946 г.г. – демократические преобразования
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ
УНИЧТОЖЕНИЕ КРУПНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ
НАКАЗАНИЕ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ
ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИЙ
ЛИКВИДАЦИЯ МОНАРХИЙ
ПЕРЕХОД ВЛАСТИ К ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ
Эти преобразования в восточноевропейских странах
называли народно-демократическими революциями, а
сами страны - народными демократиями.

Особенности социально-экономического
и политического развития
в первые послевоенные годы
1947 – начало 1950-х г.г. –
приход к власти коммунистов,
становление тоталитарного социализма
В 1945 г. коммунистические режимы были
установлены в Югославии.
В 1946 г. - в Албании, Болгарии.
В 1947 г. в Польше, в Венгрии, Румынии
В феврале 1948 г. коммунистический режим был
установлен в Чехословакии.
Утвердившись у рычагов государственного управления,
коммунистические партии взяли курс на строительство
социализма, приняв исходной моделью социальноэкономическую и политическую систему, созданную в
Советском Союзе.

Особенности социально-экономического
и политического развития
в первые послевоенные годы
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Ликвидация многопартийности. Концентрация
всей полноты власти в руках коммунистических
партий
Сращивание партийного и государственного
аппаратов
Отказ от принципа разделения властей
Массовые репрессии по примеру СССР
Права и свободы, формально декларируемые,
не соблюдались.

Особенности социально-экономического
и политического развития
в первые послевоенные годы
ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Полная национализация промышленности и финансов
Ускоренная индустриализация, направленная
на преимущественное развитие тяжёлой
промышленности
Коллективизация без национализации земли
(замена индивидуальных хозяйств кооперативами)
Утверждение плановой экономики вместо рыночной

Страны Восточной Европы.
СФРЮ
(Югославия)
ПНР (Польша)
ЧССР(Чехословакия)
СРР(Румыния)
ГДР

В 1948 г. просоветский режим был установлен
в Северной Корее.
В 1949 г. коммунисты одержали победу в
гражданской войне в Китае (образование КНР).
В результате образовалось социалистическое
Содружество (социалистический лагерь),
включавшее СССР и свыше 10 государств в
Европе и Азии, а также Кубу, где революция
победила в 1959 г.

1 октября 1949 г. – образование КНР

Интеграция стран Восточной Европы

В сентябре 1947 г был создан Коминформ
(Информационное бюро коммунистических и
рабочих партий).
Создано на секретном совещании
компартий Болгарии, Венгрии, Италии,
Польши, Румынии, Советского Союза,
Франции, Чехословакии и Югославии в
Шклярска Поремба (Польша).
Идея созыва принадлежала Сталину.
С основным докладом на совещании выступил
А. А. Жданов. В докладе был сформулирован
тезис о начавшемся расколе мира на два
"лагеря" - "империалистический" (США и их
союзники) и "демократический" (СССР и его
союзники). Компартиям предлагалось перейти
к более жесткой конфронтационной политике.

Для экономического и
политического контроля СССР
создал организации
экономического и военного
характера:
- Совет экономической
взаимопомощи /1949 г./;
- - Организацию Варшавского
договора /1955 г./.
Здание СЭВ в Москве.

СЭВ и ОВД
25 января 1949 г. – создание
Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Страны – члены СЭВ
Москва. Здание СЭВ

СЭВ и ОВД
Май 1955 г. – создание Организации
Варшавского договора (ОВД)
Болгария
Албания
Венгрия
Румыния
Польша
ГДР
Чехословакия
СССР

В. Молотов и Г.Жуков подписывают Варшавский договор

Кризисы и потрясения

КРИЗИСЫ И ПОТРЯСЕНИЯ
Советские солдаты помогают
восстанавливать хозяйство. ГДР.
1958 г.
По мере нарастания «холодной войны» СССР всё больше усиливал своё
влияние на союзников.
Несмотря на определённый экономический прогресс, часть населения
восточноевропейских государств начала открыто проявлять своё
недовольство властью. В некоторых странах дело дошло до забастовок и
вооружённых столкновений.


1953 г. - политический кризис в ГДР
Берлин.
17 июня
1953 г.

Германия не раз становилась ареной острых конфликтов.
1948 г. - советское руководство блокировало транспортные
магистрали, ведущие из западных зон оккупации в
западные секторы Берлина.
В 1953 году в ГДР вспыхнули беспорядки, переросшие в
восстание против просоветского режима.
Это был ответ восточных немцев на снижение своего
жизненного уровня. Положение коммунистического
руководства ГДР осложнялось тем, что в «другой» Германии
- ФРГ благодаря реформам экономическое положение
улучшалось. Коммунистическая верхушка ГДР не смогла
справиться с кризисной ситуацией собственными силами.
В Берлин были введены советские войска, и восстание было
подавлено.
Новому руководителю страны В. Ульбрихту удалось
стабилизировать положение в стране.
Однако со временем ГДР стала все больше проигрывать
Западной Германии в темпах роста экономики и уровня
жизни.
Символом «холодной войны» и раскола германской нации
стала Берлинская стена (1961 г.).

Германия: разделенная нация.

Кризисы тоталитарного социализма
1956 г. - политический кризис в Польше
В июне 1956 г. в Польше на
отдельных предприятиях
начались забастовки, быстро
переросшие во всеобщую
стачку.
Рабочих поддержали студенты
и либерально настроенная
интеллигенция.
Однако благодаря позиции
руководителя польской
компартии В. Гомулки
Руководитель
стабилизировать ситуацию в
ПОРП
стране.
Владистав
Гомулка

Кризисы тоталитарного социализма
1956 г. – народное восстание в Венгрии
В 1956 г. правительство Венгрии
возглавил Имре Надь.
Он отменил однопартийное правление
и потребовал вывода советских войск
из Венгрии, заявив о выходе своей
страны из Организации Варшавского
договора. В ответ руководство СССР
ввело на территорию Венгрии войска.
Венгерские «борцы за свободу»
сопротивлялись и просили помощи у
Запада. Однако её не получили.
В начале 60-х г.г. стала заявлять о
Имре Надь.
своей самостоятельности Румыния.
Лидер реформистов.
Порвала связи с СССР Албания.
Премьер-министр

Середина 1950-х – конец 1960-х г.г. –
перемены в политике
ПРЕКРАЩЕНИЕ МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ,
ЧАСТИЧНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИХ ЖЕРТВ
СМЯГЧЕНИЕ ФОРМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
КООПЕРИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ЧАСТИЧНОЕ СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ
ДЛЯ МЕЛКОГО БИЗНЕСА
ОСЛАБЛЕНИЕ ЖЁСТКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО
КОНТРОЛЯ НАД ЭКОНОМИКОЙ
ТОТАЛИТАРНЫЙ СОЦИАЛИЗМ НЕ ЛИКВИДИРОВАН,
А ЛИШЬ СМЯГЧЁН

«Пражская весна»

В январе 1968 г. лидер реформаторского крыла
компартии А. Дубчек стал первым секретарем
ЦК компартии.
ПРОГРАММА КПЧ
апрель 1968 г.
ВНЕДРЕНИЕ РЫНОЧНЫХ
МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКУ
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ
ОБЩЕСТВА
Александр Дубчек
Первый секретарь ЦК
КПЧ
(январь- август 1968 г.)

«Пражская весна»

Программа действий реформаторов
предусматривала большую идеологическую
открытость общества, создание механизмов для
обеспечения плюрализма мнений.
Как только оппоненты коммунистов получили
возможность открыто пропагандировать свои
идеи, многие коммунистические постулаты
оказались поколебленными.

«Пражская весна»

«Пра́жская весна́» (чеш.
«Pražské jaro», словацк.
«Pražská jar») - период
политической и культурной
либерализации в
Чехословакии с 5 января по
20 августа 1968,
закончившийся вводом в
страну войск Организации
Варшавского договора (кроме
Румынии).

Развитие стран «народной

21 августа 1968 г. – ввод войск СССР, ГДР, Польши,
Болгарии, Венгрии в Чехословакию.

Развитие стран «народной
демократии» в 1950 - 1980-е годы
Ухудшение экономического положения с 1970-х г.г.
ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТОВ У ЗАПАДНЫХ СТРАН
С ЦЕЛЬЮ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОЯВЛЕНИЕ
ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
СКЛАДЫВАНИЕ
УСЛОВИЙ
ПАДЕНИЕ ТЕМПОВ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
ДЛЯ
РЕВОЛЮЦИЙ
СРЫВ ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ
ПОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ:
БЕЗРАБОТИЦЫ, ИНФЛЯЦИИ, ДЕФИЦИТА ТОВАРОВ

Развитие стран «народной
демократии» в 1950 - 1980-е годы
1970-е – конец 1980-х г.г. – усиление тоталитаризма
ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗРОДИВШИХСЯ ЭЛЕМЕНТОВ
РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ВОЗВРАТ К АДМИНИСТРАТИВНЫМ МЕТОДАМ
РУКОВОДСТВА ЭКОНОМИКОЙ
ПОЯВЛЕНИЕ ДИССИДЕНТОВ
И ИХ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
СКЛАДЫВАНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ ВОЖДЕЙ

Особый путь Югославии
«САМОУПРАВЛЯЮЩИЙСЯ
СОЦИАЛИЗМ»
САМОУПРАВЛЕНИЕ
ОТСУТСТВИЕ
ДЕМОКРАТИИ
ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
ВЫБОРНЫЕ
ОДНОПАРТИЙНЫЙ
СОВЕТЫ
РАБОЧИХ
РЕЖИМ
НЕОГРАНИЧЕННАЯ
ПЕРЕДАЧА ПЛАНИРОВАНИЯ
ЛИЧНАЯ
ВЛАСТЬ
ИЗ ЦЕНТРА
ВОЖДЯ
НА МЕСТА
ПАРТИИ
ОРИЕНТАЦИЯ НА
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
КОНФЛИКТ
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
- СТАЛИН
½ТИТО
- ЕДИНОЛИЧНИКИ
Иосип Броз Тито.
Президент СФРЮ

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы особенности социально-экономического и
политического развития в станах Восточной Европы в
первые послевоенные годы?
2. Приведите примеры кризисов и социальных
конфликтов в годы строительства социализма в
странах Восточной Европы?
3. Почему перестройка в СССР стала толчком к
революциям в Странах Восточной Европы?
4. Каковы особенности демократических революций в
странах Восточной Европы?
5. Какое место в современной системе международных
отношений занимают страны Восточной Европы?

Развитие стран Восточной Европы после второй мировой войны (1945 70 е гг) 1. Особенности социально экономического и политического развития в первые послевоенные годы. 2. Интеграция стран Восточной Европы: Создание Коминформа, СЭВ и ОВД. 3. Кризисы в странах Восточной Европы. 4. Развитие стран «народной демократии» в 50 70 е г. г. XX в. 5. Особый путь Югославии.

ЧТО ТАКОЕ «ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА» ? Страны Центральной и Юго Восточной Европы Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания, Болгария

Европа к 1914 г. На протяжении столетий страны Восточной Европы развивались в тени более крупных государств. До 1914 г. большая часть региона входила в состав Австро Венгерской, Германской, Российской и Османской империй. Лишь после Первой мировой войны многие из этих стран обрели независимость, но спустя двадцатилетие были захвачены нацистской Германией.

Особенности социально экономического и политического развития в первые послевоенные годы В 1945 г. советские войска освободили от нацистской оккупации большую часть Восточной Европы. В результате Советский Союз установил своё влияние над этим регионом. В большинстве из этих стран в 1945 – 1948 гг. к власти пришли коммунистические партии. Государства «Восточного блока»

1945 – 1946 г. г. – демократические преобразования ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ВОССТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ УНИЧТОЖЕНИЕ КРУПНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ НАКАЗАНИЕ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИЙ ЛИКВИДАЦИЯ МОНАРХИЙ ПЕРЕХОД ВЛАСТИ К ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ n Эти преобразования в восточноевропейских странах на зывали народно демократическими революциями, а сами страны - народными демократиями.

Особенности социально экономического и политического развития в первые послевоенные годы 1947 – начало 1950 -х г. г. – приход к власти коммунистов, становление тоталитарного социализма В 1945 г. коммунистические режимы были установлены в Югославии. В 1946 г. - в Албании, Болгарии. В 1947 г. в Польше, в Венгрии, Румынии В феврале 1948 г. коммунистический режим был установлен в Чехословакии. Утвердившись у рычагов государственного управле ния, коммунистические партии взяли курс на строитель ство социализма, приняв исходной моделью социально экономическую и политическую систему, созданную в Советском Союзе.

Особенности социально экономического и политического развития в первые послевоенные годы ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Ликвидация многопартийности. Концентрация всей полноты власти в руках коммунистических партий Сращивание партийного и государственного аппаратов Отказ от принципа разделения властей Массовые репрессии по примеру СССР Права и свободы, формально декларируемые, не соблюдались.

Особенности социально экономического и политического развития в первые послевоенные годы ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ Полная национализация промышленности и финансов Ускоренная индустриализация, направленная на преимущественное развитие тяжёлой промышленности Коллективизация без национализации земли (замена индивидуальных хозяйств кооперативами) Утверждение плановой экономики вместо рыночной

В 1948 г. просоветский режим был установлен в Северной Корее. В 1949 г. коммунисты одержали победу в гражданской войне в Китае (образование КНР). В результате образовалось социалистическое Содру жество (социалистический лагерь), включавшее СССР и свыше 10 государств в Европе и Азии, а также Кубу, где революция победила в 1959 г.

Интеграция стран Восточной Европы n В сентябре 1947 г был создан Коминформ (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий). n Создано на секретном совещании компартий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, Советского Союза, Франции, Чехословакии и Югославии в Шклярска Поремба (Польша). n Идея созыва принадлежала Сталину. n С основным докладом на совещании выступил А. А. Жданов. В докладе был сформулирован тезис о начавшемся расколе мира на два "лагеря" - "империалистический" (США и их союзники) и "демократический" (СССР и его союзники). Компартиям предлагалось перейти к более жесткой конфронтационной политике.

Для экономического и политического контроля СССР создал организации экономического и военного характера: - Совет экономической взаимопомощи /1949 г. /; - Организацию Варшавского договора /1955 г. /. Здание СЭВ в Москве.

СЭВ и ОВД 25 января 1949 г. – создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) Страны – члены СЭВ Москва. Здание СЭВ

СЭВ и ОВД Май 1955 г. – создание Организации Варшавского договора (ОВД) Болгария Албания Венгрия Румыния Польша ГДР Чехословакия СССР

КРИЗИСЫ И ПОТРЯСЕНИЯ Советские солдаты помогают восстанавливать хозяйство. ГДР. 1958 г. По мере нарастания «холодной войны» СССР всё больше усиливал своё влияние на союзников. Несмотря на определённый экономический прогресс, часть населения восточноевропейских государств начала открыто проявлять своё недовольство властью. В некоторых странах дело дошло до забастовок и вооружённых столкновений.

Германия не раз становилась ареной острых конфликтов. n 1948 г. советское руководство блокировало транспортные магистрали, ведущие из западных зон оккупации в западные секторы Берлина. n В 1953 году в ГДР вспыхнули беспорядки, переросшие в восстание против просоветского режима. Это был ответ восточных немцев на снижение своего жизненного уровня. Положение коммунистического руководства ГДР осложнялось тем, что в «другой» Германии - ФРГ благодаря реформам экономическое положение улучшалось. Коммунистическая верхушка ГДР не смогла справиться с кризисной ситуацией собственными силами. В Берлин были введены советские войска, и восстание было подавлено. n Новому руководителю страны В. Ульбрихту удалось стабилизировать положение в стране. n Однако со временем ГДР стала все больше проигрывать Западной Германии в темпах роста экономики и уровня жизни. n Символом «холодной войны» и раскола германской нации стала Берлинская стена (1961 г.).

Кризисы тоталитарного социализма 1956 г. - политический кризис в Польше n В июне 1956 г. в Польше на отдельных предприятиях начались забастовки, быстро переросшие во всеобщую стачку. n Рабочих поддержали студенты и либерально настроенная интеллигенция. n Однако благодаря позиции руководителя польской компартии В. Гомулки Руководитель стабилизировать ситуацию в ПОРП стране. Владистав Гомулка

Кризисы тоталитарного социализма 1956 г. – народное восстание в Венгрии В 1956 г. правительство Венгрии возглавил Имре Надь. Он отменил однопартийное правление и потребовал вывода советских войск из Венгрии, заявив о выходе своей страны из Организации Варшавского договора. В ответ руководство СССР ввело на территорию Венгрии войска. Венгерские «борцы за свободу» сопротивлялись и просили помощи у Запада. Однако её не получили. В начале 60 -х г. г. стала заявлять о Имре Надь. своей самостоятельности Румыния. Лидер реформистов. Порвала связи с СССР Албания. Премьер министр

Середина 1950 х – конец 1960 х г. г. – перемены в политике ПРЕКРАЩЕНИЕ МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ, ЧАСТИЧНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИХ ЖЕРТВ СМЯГЧЕНИЕ ФОРМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО КООПЕРИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЧАСТИЧНОЕ СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ МЕЛКОГО БИЗНЕСА ОСЛАБЛЕНИЕ ЖЁСТКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ НАД ЭКОНОМИКОЙ ТОТАЛИТАРНЫЙ СОЦИАЛИЗМ НЕ ЛИКВИДИРОВАН, А ЛИШЬ СМЯГЧЁН

«Пражская весна» n В январе 1968 г. лидер реформаторского крыла компартии А. Дубчек стал первым секретарем ЦК компартии. ПРОГРАММА КПЧ апрель 1968 г. ВНЕДРЕНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКУ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Александр Дубчек Первый секретарь ЦК КПЧ (январь август 1968 г.)

«Пражская весна» n Программа действий реформаторов предусматривала большую идеологическую открытость общества, создание механизмов для обеспечения плюрализма мнений. n Как только оппоненты коммунистов получили возможность открыто пропагандировать свои идеи, многие коммунистические постулаты оказались поколебленными.

«Пражская весна» n «Пра жская весна » (чеш. «Pražské jaro» , словацк. «Pražská jar») - период политической и культурной либерализации в Чехословакии с 5 января по 20 августа 1968, закончившийся вводом в страну войск Организации Варшавского договора (кроме Румынии).

Развитие стран «народной демократии» в 1950 - 1980 -е годы 21 августа 1968 г. – ввод войск СССР, ГДР, Польши, Болгарии, Венгрии в Чехословакию.

Развитие стран «народной демократии» в 1950 - 1980 -е годы Ухудшение экономического положения с 1970 -х г. г. ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТОВ У ЗАПАДНЫХ СТРАН С ЦЕЛЬЮ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОЯВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ СКЛАДЫВАНИЕ УСЛОВИЙ ПАДЕНИЕ ТЕМПОВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ РЕВОЛЮЦИЙ СРЫВ ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ ПОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: БЕЗРАБОТИЦЫ, ИНФЛЯЦИИ, ДЕФИЦИТА ТОВАРОВ

Развитие стран «народной демократии» в 1950 - 1980 -е годы 1970 -е – конец 1980 -х г. г. – усиление тоталитаризма ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗРОДИВШИХСЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОЗВРАТ К АДМИНИСТРАТИВНЫМ МЕТОДАМ РУКОВОДСТВА ЭКОНОМИКОЙ ПОЯВЛЕНИЕ ДИССИДЕНТОВ И ИХ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ СКЛАДЫВАНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ ВОЖДЕЙ

Особый путь Югославии «САМОУПРАВЛЯЮЩИЙСЯ СОЦИАЛИЗМ» САМОУПРАВЛЕНИЕ ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ОДНОПАРТИЙНЫЙ ВЫБОРНЫЕ СОВЕТЫ РАБОЧИХ РЕЖИМ НЕОГРАНИЧЕННАЯ ЛИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ПЛАНИРОВАНИЯ ВЛАСТЬ ВОЖДЯ МЕСТА ИЗ ЦЕНТРА НА ПАРТИИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КОНФЛИКТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ТИТО СТАЛИН ½ ЕДИНОЛИЧНИКИ Иосип Броз Тито. Президент СФРЮ

Вопросы и задания для самоконтроля Каковы особенности социально экономического и политического развития в станах Восточной Европы в первые послевоенные годы? 2. Приведите примеры кризисов и социальных конфликтов в годы строительства социализма в странах Восточной Европы? 3. Почему перестройка в СССР стала толчком к революциям в Странах Восточной Европы? 4. Каковы особенности демократических революций в странах Восточной Европы? 5. Какое место в современной системе международных отношений занимают страны Восточной Европы? 1.

Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Преобразования периода народной демократии

Участие во Второй мировой войне принесло народам Восточной Европы огромные лишения и жертвы. Этот регион являлся основным театром военных действий на европейском континенте. Восточноевропейские страны стали заложниками политики великих держав, превратившись в бесправных сателлитов противоборствующих блоков или объекты открытой агрессии. Их экономика оказалась серьезно подорвана. Чрезвычайно сложной была и политическая обстановка. Крах профашистских авторитарных режимов, широкое участие населения в движении Сопротивления создавали предпосылки для глубоких изменений всей государственно-политической системы. Однако в действительности политизация масс и их готовность к демократическим преобразованиям носила поверхностный характер. Авторитарная политическая психология не только сохранилась, но и даже укрепилась в годы войны.Для массового сознания по-прежнему было свойственно желание видеть в государстве гарант социальной стабильности и силу, способную в кратчайшие сроки «твердой рукой» решить стоявшие перед обществом задачи.

Поражение национал-социализма в глобальной войне общественных систем поставило лицом к лицу других непримиримых противников - коммунизм и демократию. Сторонники этих победивших в войне идей получили преобладание в новой политической элите восточноевропейских стран, но это обещало в будущем новый виток идеологического противоборства. Ситуация осложнялась также возросшим влиянием национальной идеи, существованием даже в демократическом и коммунистическом лагерях националистически ориентированных течений. Национальную окраску получили и возрожденная в эти годы идея аграризма, деятельность по-прежнему влиятельных и многочисленных крестьянских партий.

Уже в последние месяцы войны в подавляющем большинстве восточноевропейских стран начинается процесс консолидации всех бывших оппозиционных партий и движений, образования широких многопартийных коалиций, получивших название национальных или отечественных фронтов. По мере освобождения их стран эти коалиции принимали всю полноту государственной власти. Так произошло в конце 1944 г. в Болгарии, Венгрии и Румынии, в 1945 г. - в Чехословакиии, Польше. Исключение составили лишь страны Балтии, оставшиеся в составе СССР и подвергшиеся уже в годы войны полной советизации, и Югославия, где полное преобладание сохранил прокоммунистический Народно-Освободительный фронт.

Причиной столь неожиданного на первый взгляд единения совершенно разнородных политических сил было единство их задач на первом этапе послевоенных преобразований. Коммунистам и аграриям, националистам и демократам было совершенно очевидно, что наиболее насущными проблемами является формирование основ нового конституционного строя, ликвидация авторитарных структур управления, связанных с прежними режимами, проведение свободных выборов. Во всех странах был ликвидирован монархический строй (лишь в Румынии это произошло позже, после утверждения монопольной власти коммунистов). В Югославии и Чехословакии первая волна реформ касалась также решения национального вопроса, формирования федеративной государственности. Первоочередной задачей являлось и восстановление разрушенной экономики, налаживание материального обеспечения населения, решение насущных социальных проблем. Характер проводимых преобразований позволил охарактеризовать весь этап 1945-1946 гг. как период «народной демократии».

Первые признаки раскола правящих антифашистских блоков проявились в 1946 г. Крестьянские партии, наиболее многочисленные и влиятельные в тот момент не считали необходимой ускоренную модернизацию, приоритетное развитие индустрии. Они выступали также против расширения государственного регулирования экономики. Основной задачей этих партий, в целом выполненной уже на первом этапе реформ, было уничтожение латифундий и проведение аграрной реформы в интересах среднего крестьянства.

Демократические партии, коммунисты и социал-демократы, несмотря на политические разногласия, были едины в ориентации на модель «догоняющего развития», стремлении обеспечить рывок своих стран в индустриальном развитии, приблизиться к уровню ведущих стран мира. Не имея большого перевеса в отдельности, все вместе они составили мощную силу, оттеснив от власти своих оппонентов. Изменения в высших эшелонах власти привели к началу крупномасштабных реформ по национализации крупной промышленности и банковской системы, оптовой торговли, вводу государственного контроля над производством и элементов планирования. Однако если коммунисты рассматривали эти преобразования как первый этап социалистического строительства, то демократические силы видели в них лишь процесс усиления государственного регулирования рыночной экономики. Новый виток политической борьбы был неизбежен, и итог его зависел не только от расклада внутренних политических сил, но и от событий на мировой арене.

Восточная Европа и начало «холодной войны».

После своего освобождения восточноевропейские страны оказались на aвaнсцене мировой политики. CIIIA и их союзники предпринимали самые активные действия по укреплению своих позиций в этом регионе. Однако уже с последних месяцев войны решающее влияние принадлежало здесь СССР. Оно основывалось как на прямом советском военном присутствии, так и на большом моральном авторитете СССР как державы-освободительницы. Понимая свое преимущество, советское руководство долгое время не форсировало развитие событий и подчеркнуто уважительно относилось к идее суверенитета восточноевропейских стран .

Ситуация в корне изменилась к середине 1946 г. Провозглашение «доктрины Трумэна», объявившей начало крестового похода против коммунизма, положило начало открытой борьбе сверхдержав за геополитическое влияние в любой точке земного шара. Восточноевропейские страны ощутили изменение характера международной обстановки уже летом 1947 г. Официальная Москва не только отказалась от инвестиционной помощи по американскому плану Маршала, но и жестко осудила возможность участия в этом проекте любой из восточноевропейских стран. СССР предложил щедрую компенсацию в виде льготных поставок сырья и продовольствия, быстро расширяя масштабы технической и технологической помощи странам региона. Но главную задачу советской политики - искоренение самой возможности геополитической переориентации Восточной Европы - могла обеспечить лишь монопольная влаcть в этих странах коммунистических партий.

2.Образование социалистического лагеря. Период «построения основ социализма»



Оформление коммунистических режимов в странах Восточной Европы происходило по схожему сценарию. Еще с конца 1946 г. началось складывание левых блоков с участием коммунистов, социал-демократов и их союзников. Эти коалиции провозглашали своей целью мирный переход к социалистической революции и, как правило, получали перевес при проведении демократических выборов. В 1947 г. новые правительства, пользуясь уже открытой поддержкой советской военной администрации и опираясь на органы государственной безопасности, создававшиеся под контролем советских спецслужб на основе коммунистических кадров, спровоцировали серию политических конфликтов, которые привели к разгрому крестьянских и буржуазно-демократических партий.

Состоялись судебные политические процессы над лидерами венгерской партии мелких сельских хозяев З.Тильди, польской народной партии С.Миколайчика, Болгарского земледельческого народного Союза Н.Петкова, румынской партии цэранистов А.Александреску, словацким президентом Тисо и поддержавшим его руководством словацкой демократической партии. Логичным продолжением разгрома демократической оппозиции стало организационное слияние коммунистических и социал-демократических партий с последовавшей дискредитацией, а впоследствии и уничтожением лидеров социал-демократии. В итоге к 1948-1949 гг. практически во всех странах Восточной Европы был официально провозглашен курс на построение основ социализма.

Политический переворот, произошедший в восточноевропейских странах в1946-l948 гг., укрепил влияние СССР в регионе, но еще не сделал его подавляющим. Для поддержки «правильного» политического курса молодых коммунистических режимов Восточной Европы советское руководство предприняло ряд энергичных мер. Первой из них стало образование нового международного координационного центра коммунистического движения - наследника Коминтерна. Осенью 1947 г. в польском городе Шклярска-Поремба состоялось совещание делегаций коммунистических партий СССР, Франции, Италии, восточноевропейских государств, постановившее создать Коммунистическое информационное бюро. Коминформ стал политическим инструментом для закрепления «правильного» видения путей строительства социализма, т.е. ориентации социалистического строительства по советскому образцу. Поводом же для решительного искоренения инакомыслия в рядах коммунистического движения стал советско-югославский конфликт.

Советско-югославский конфликт.

На первый взгляд, из всех восточноевропейских стран Югославия давала наименьшие основания для идеологических разоблачений и политической конфронтации. Еще со времен войны Коммунистическая партия Югославии превратилась в наиболее влиятельную силу в стране, а ее лидер Иосиф Броз Тито стал настоящим национальным героем. Уже с января 1946 г. в Югославии была юридически закреплена однопартийная система, началась реализация широких программ национализации промышленности, коллективизации сельского хозяйства. Форсированная индустриализация, проводимая по советскому образцу, рассматривалась как стратегическая линия развития национальной экономики и социальной структуры общества. Авторитет СССР в Югославии в эти годы был непререкаем.

Поводом для осложнения советско-югославских отношений стало стремление руководства Югославии представить свою страну в качестве «особого» союзника СССР, более значимого и влиятельного, чем все остальные члены советского блока, консолидировать вокруг Югославии страны Балканского региона. Югославское руководство также попыталось поставить вопрос о недопустимом поведении некоторых советских специалистов, работавших в стране и почти открыто вербовавших агентуру для советских спецслужб. Ответом стал вывоз из Югославии всех советских специалистов и советников. Конфликт принял открытую форму.

27 марта 1948 г. Сталин направил личное письмо И.Тито, в котором излагал обвинения, выдвинутые в адрес югославской стороны. Тито и его соратникам ставились в вину критика универсальности исторического опыта СССР, растворение коммунистической партии в Народном фронте, отказ от классовой борьбы, покровительство капиталистическим элементам в экономике. На самом деле к внутренним проблемам Югославии эти упреки не имели никакого отношения - она была избрана мишенью только из-за излишнего своеволия. А вот руководители других коммунистических партий, приглашенные участвовать в публичном «разоблачении преступной клики Тито», были вынуждены официально признать преступность самой попытки найти иные пути строительства социализма.

Период «построения основ социализма».

На втором заседании Коминформа в июне 1948 г., формально посвященном югославскому вопросу, окончательно были закреплены идеологические и политические основы социалистического лагеря - право СССР на вмешательство во внутренние дела других социалистических стран, признание универсальности советской модели социализма, приоритет задач, связанных с обострением классовой борьбы, укреплением политической монополии коммунистических партий, проведением ускоренной индустриализации. Внутреннее развитие стран Восточной Европы отныне происходило под четким контролем СССР. Создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи, взявшего на себя функции по координации экономической интеграции социалистических стран, и уже в 1955 г. - военно-политического блока Организация Варшавского Договора, завершило создание социалистического лагеря.

Переход строительства социализма в странах Восточной Европы под жесткий контроль СССР привел к радикальной чистке самого коммунистического движения в этом регионе . В 1949-1952 гг. здесь прокатилась волна политических процессов и репрессий, ликвидировавших «национальное» крыло коммунистических партий, выступавшее за сохранение государственного суверенитета своих стран. Политическая консолидация режимов, в свою очередь, стала толчком к ускоренному реформированию всей социально-экономической системы, форсированному завершению национализации, ускоренной индустриализации с приоритетом отраслей по производству средств производства, распространению полного государственного контроля над рынком капиталов, ценных бумаг и рабочей силы, проведению насильственного кооперирования в сельском хозяйстве.

В результате проведения реформ уже к середине 50-х годов Восточная Европа достигла небывалых успехов в «догоняющем развитии» и совершила впечатляющий рывок в наращивании всего экономического потенциала, в модернизации социальной структуры. В масштабах всего региона был завершен переход к индустриально-аграрному типу общества. Однако стремительный рост производства сопровождался увеличением отраслевых диспропорций. Создаваемый экономический механизм был во многом искусственным, не учитывающим региональную и национальную специфику. Его социальная эффективность была чрезвычайно низкой, и даже успешный ход реформ не компенсировал большое социальное напряжение в обществе и снижение жизненного уровня, вызванные издержками ускоренной модернизации.

Политический кризис в Восточной Европе в середине 50-х годов.

В наибольшей степени пострадали те восточноевропейские страны, в которых к началу реформ уже существовали основы рыночной инфраструктуры, - Польша, Венгрия, Чехословакия. 3десь социалистическое строительство сопровождалось особенно болезненной ломкой социальной структуры, ликвидацией достаточно многочисленных предпринимательских слоев, насильственным изменением приоритетов социальной психологии. Со смертью Сталина в 1953 г. и некоторым ослаблением контроля со стороны Москвы в правящих кругах этих стран начинает расти влияние тех политиков, которые призывали к более гибкой стратегии реформ, повышению их социальной эффективности.

В Венгрии с 1953 г. правительство Имре Надя начало серию реформ, призванных снизить темпы индустриализации, преодолеть крайности насильственной коллективизации в сельском хозяйстве, повысить хозяйственную самостоятельность предприятий. Столкнувшись с оппозицией в руководстве правящей Венгерской партии трудящихся, Надь был смещен с занимаемого поста и вернулся к власти уже в конце 1956 г. на фоне острого социального кризиса, охватившего венгерское общество. Решающие события начались в Будапеште 23 октября из стихийных манифестаций студентов, протестующих против действий старого руководства ВПТ. И.Надь, вновь возглавивший правительство, объявил о продолжении реформ, о разрешении демонстраций и митингов, свободы слова. Однако сам Надь в действительности не имел четкой концепции реформирования общественного строя Венгрии, обладал явными популистскими наклонностями и скорее шел за событиями, чем управлял ими. Вскоре правительство полностью утратило контроль над происходящим.

Широкое демократическое движение, направленное против крайностей сталинской модели социализма, вылилось в откровенную антикоммунистическую контрреволюцию. Страна оказалась на грани гражданской войны. В Будапеште начались вооруженные столкновения восставших с рабочими дружинами и сотрудниками госбезопасности. Правительство Надя фактически встало на сторону противников режима, заявив о намерении выйти из Организации Варшавского Договора и закрепить за Венгрией статус нейтрального государства. В столице и крупных городах начался белый террор – расправы над коммунистами и сотрудниками ГБ. В этой ситуации советское правительство приняло решение о вводе в Будапешт танковых частей и подавлении восстания. Одновременно бежавшие из столицы члены ЦК ВПТ во главе с Яношем Кадаром образовали новое правительство, принявшее к 11 ноября всю полноту власти. Надь и его ближайшие соратники были казнены. Партия, преобразованная в Венгерскую социалистическую рабочую партию, подверглась чистке. Одновременно Кадар заявил и о намерении искоренить все проявления сталинизма, вызвавшие кризис венгерского общества, добиться более сбалансированного развития страны.

Не менее драматично развивались события и в Польше, где стихийные выступления рабочих в 1956 г. правительство встретило жестокими репрессиями. Социальный взрыв был предотвращен лишь благодаря возращению к власти опального В.Гомулки, возглавлявшего ЦК Польской рабочей партии в 1943-1948 гг., но исключенного из партии за увлечение идеей «национального социализма». Эта перестановка в руководстве Польши вызвала большую тревогу в СССР. Однако новые польские лидеры смогли убедить представителей Москвы в своей политической лояльности и в том, что корректировка реформ не затронет основ социалистического строя. Это произошло в тот момент, когда к Варшаве уже направлялись советские танки.

Рост напряженности обстановки в Чехословакии был не так велик, поскольку в промышленно развитой Чехии задача ускоренной индустриализации практически не стояла, а социальные издержки этого процесса в Словакии компенсировались в некоторой степени федеральным бюджетом.

С возвратом к мирной жизни в послевоенной Европе требовалось в первую очередь восстановить экономику. За относительно короткий срок к концу 1940-х годов большинство европейских стран достигли довоенного уровня промышленного производства. Быстрый рост производства привёл к сокращению безработицы, улучшению социальной обстановки. В возрождении экономики были заинтересованы все слои общества. Некоторые политики и публицисты, пользуясь этим, выдвинули лозунги общественного единения, примирения предпринимателей и рабочих.

Борьба за демократизацию новой жизни

Однако в политической сфере вторая половина 1940-х годов стала временем острой борьбы прежде всего по вопросам государственного устройства. Ситуации в отдельных странах существенным образом различались. Великобритания в полной мере сохранила довоенную политическую систему. Франция и ещё ряд стран должны были преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А в Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма и создании новых демократических государств.

Несмотря на различия, существовали и общие черты в политической жизни западноевропейских стран в первые послевоенные годы. Одна из них заключалась в приходе к власти левых сил - социал-демократических и социалистических партий. В ряде случаев в первых послевоенных правительствах участвовали и коммунисты.

Так было во Франции и Италии, где к концу войны коммунистические партии стали массовыми, пользовались значительным авторитетом благодаря активному участию в движении Сопротивления. Укреплению их позиций способствовало сотрудничество с социалистами. Во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет двух партий, в Италии в 1946 г. подписано соглашение о единстве действий коммунистов и социалистов, а также профсоюзов. Во Франции коммунисты входили в состав коалиционных правительств в 1944-1947 гг., в Италии министры-коммунисты работали в правительствах в 1945-1947 гг.

В странах Северной Европы наибольшим влиянием после войны пользовались социал-демократические партии, находившиеся здесь у власти ещё в 1930-е годы. В Швеции и Норвегии они образовали в 1945 г. однопартийные кабинеты. В первые послевоенные правительства Дании, Исландии наряду с социал-демократами входили также коммунисты.

Основные политические мероприятия первых послевоенных правительств предусматривали восстановление демократических свобод, чистку государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы пять крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945-1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались компенсации. Национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Несмотря на массовую поддержку политики левых партий и ослабленные позиции партий консервативного толка, утверждение демократических основ послевоенного общества и экономические преобразования проходили в острой борьбе. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику». В результате референдума 18 июня 1946 г. страна была провозглашена республикой. Значительные политические баталии развернулись во многих странах вокруг выборов в учредительные собрания и разработки новых конституций.

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 1940-х годов - в 1946 г. во Франции (конституция Четвёртой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, - стали самыми демократическими за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам, зафиксированным ещё в Декларации прав человека и гражданина (вспомните, когда, в результате каких событий был принят этот документ), провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Эти меры предпринимались под влиянием требований и выступлений трудящихся. Так, в Великобритании в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Стабилизация

Особым периодом в истории западноевропейских стран стали 1950-е годы. Это было время быстрого экономического развития, когда прирост продукции промышленного производства составлял в среднем 5-6 % в год. Послевоенная промышленность восстанавливалась с применением новых машин и технологий. В 1950-е годы началась научно-техническая революция, одним из основных направлений которой являлась автоматизация производства. Тяжёлый ручной труд, работа человека за станком всё больше заменялись автоматикой. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, росла их зарплата. Они пополняли ряды «белых воротничков» - работников с высокой профессионально-технической подготовкой.

В Англии уровень заработной платы в 1950-е годы повышался в среднем на 5 % в год при росте цен на 3 % в год. В ФРГ за этот же период реальная заработная плата выросла в 2 раза. В некоторых странах, например в Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же власти периодически «замораживали» зарплату (запрещали её повышение), что вызывало протесты и забастовки рабочих.

Наиболее ощутимым оказался экономический подъём в ФРГ и Италии. В первые послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 1950-х годов расценивалась как «экономическое чудо». Это не только количественный, но и качественный скачок. В Италии среднегодовой прирост объёма промышленной продукции составлял 10 % в год. Из аграрно-индустриальной страны она превратилась в индустриальную. Особенно быстро развивались машиностроение, автомобилестроительная и химическая отрасли. Итальянская промышленная продукция стала продаваться во многие страны.

«Экономическое чудо» в ФРГ и Италии произошло благодаря целому ряду процессов: перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимической, электронной, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным финансовым подспорьем явилась американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъёма производства заключалось и в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. К тому же существовал значительный резерв дешёвой рабочей силы за счёт переселенцев, выходцев из села. Немаловажное значение имело отсутствие в бюджете этих стран в первые послевоенные годы расходов на армию и вооружения.

Экономический подъём обеспечил социальную стабильность. В условиях сокращения безработицы, относительной устойчивости цен и повышения заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 1950-х годов, когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации, в частности сокращение рабочих мест.

Определяющей чертой политического развития стран Западной Европы в 1950-е годы стал приход к власти консервативных партий. Они создавались после войны на базе распавшихся довоенных партий, а иногда - заново.

Даты и события:

  • 1943 г. - в Италии католические деятели - участники Сопротивления создали Христианско-демократическую партию (ХДП).
  • 1944 г. - во Франции образовано Народно-республиканское движение на базе довоенной партии католического толка.
  • 1945 г. - в Германии основан Христианско-демократический союз (ХДС), в 1950 г. к нему присоединился действовавший в Баварии Христианско-социальный союз, в результате возник блок ХДС/ХСС.

Эти партии объединяли крупных промышленников, банкиров, известных католических деятелей. Вместе с тем они стремились получить широкую поддержку в обществе, чему должно было способствовать выдвижение христианских ценностей в качестве главных идейных основ новых партий. Занимая в целом консервативные позиции, христианские демократы учитывали особенности политической ситуации. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию.

Придя к власти в 1950-е годы, лидеры консервативных партий отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили о социальных гарантиях для людей труда, обществе всеобщего благосостояния. В ФРГ получила распространение концепция «социального рыночного хозяйства», основанного на частной собственности и свободной конкуренции. Британские консерваторы, находившиеся у власти в 1951-1957 гг. (премьер-министры У. Черчилль, а затем А. Иден), провели реприватизацию (возвращение в частные руки) некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). В то же время началось наступление на провозглашённые во второй половине 1940-х годов политические права и свободы.

В ФРГ в 1951 г. приняли закон об уголовном преследовании по политическим мотивам - «блицзакон», согласно которому ввоз неугодной властям литературы, критические отзывы о руководителях государства, деятельности государственного аппарата, контакты с официальными органами ГДР могли рассматриваться как «государственная измена» и караться заключением на срок от 5 до 15 лет. За 10 лет на основании этого закона было заведено 200 тыс. дел, затронувших 500 тыс. граждан ФРГ. В 1953 г. появился закон, ограничивавший возможности проведения собраний и демонстраций. В 1956 г. по приговору конституционного суда была запрещена Коммунистическая партия Германии.

В Италии в 1952 г. христианские демократы предприняли попытку отменить пропорциональную систему представительства в парламенте, предложив предоставлять 2/3 мест в парламенте партии или блоку, собравшему более половины голосов на выборах.

В 1958 г. произошёл значительный поворот в политической жизни Франции. В середине 1950-х годов здесь сложилась кризисная ситуация. Её составными элементами являлись политическая неустойчивость и частая смена правительств социалистов и радикалов, начавшийся распад французской колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшение положения и рост выступлений трудящихся. В такой обстановке всё большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал Ш. де Голль.

В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире, поддерживаемое ультраправыми силами, отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернётся Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. 1 июня 1958 г. он был назначен премьер-министром. Спустя три месяца появился проект новой конституции. На референдуме 28 сентября 1958 г. за неё проголосовали 79 % избирателей. Во Франции утвердилась Пятая республика. В декабре 1958 г. Ш. де Голль был избран президентом Франции. Сложившийся при нём режим не без основания назвали «режимом личной власти». Опорой его стала основанная сторонниками де Голля партия «Союз в защиту новой республики» (ЮНР).

Конституция 1958 г. предоставляла самые широкие права президенту, избиравшемуся на семилетний срок. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, назначал членов правительства и всех высших гражданских и военных должностных лиц. Президент не только подписывал все законы, но, по существу, решал их судьбу: мог вернуть на повторное рассмотрение в парламент или вынести на референдум. Он имел право распустить Национальное собрание (нижнюю палату парламента) и назначить новые выборы. Но парламент, со своей стороны, не мог сместить президента и практически не имел возможности добиться отставки правительства.


Ш. де Голль (слева) во время визита в ФРГ в 1962 г. Справа - К. Аденауэр

Шарль де Голль (1890-1970) родился в зажиточной дворянской семье. В юности избрал военную карьеру. Участвовал в Первой мировой войне. В начальный период Второй мировой войны настаивал на решительных действиях против германской армии, в апреле 1940 г. назначен командиром танковой дивизии. После поражения французской армии перебрался в Лондон, где создал комитет «Свободная Франция». С 1943 г. - один из руководителей Французского комитета национального освобождения. В 1944-1946 гг. возглавлял первые послевоенные коалиционные правительства. В 1958-1969 гг. - президент Франции. Человек консервативных убеждений, Ш. де Голль на первое место ставил национальные интересы и величие Франции. Стремясь утвердить сильный и независимый внешнеполитический курс своей страны, он нередко предпринимал шаги, которые не совпадали с позициями западных партнёров Франции. Например, в годы «холодной войны» выступал за неприкосновенность германо-польской границы по Одеру - Нейсе, дипломатическое признание Китайской Народной Республики, за вывод американских войск из Вьетнама и др. Он настоял на том, чтобы Франция вышла из военной структуры НАТО (1966), сохранив участие только в политической организации этого блока. Одним из первых среди западных лидеров де Голль совершил визит в Советский Союз (1966), положив начало расширению франко-советских отношений.

Конрад Аденауэр (1876-1967) родился в католической семье. В 1901 г. окончил университет и стал адвокатом. Общественную деятельность начал до Первой мировой войны, с 1917 г. - обер-бургомистр Кёльна. Был активным деятелем католической партии Центра. Как противник идеологии и политики национал-социалистов смещён нацистскими властями со службы. В 1945 г. стал одним из основателей, а в 1946 г. - руководителем партии Христианско-демократический союз. В 1949 г. избран канцлером только что образованной Федеративной Республики Германии, занимал этот пост до 1963 г. В своих взглядах и деятельности Аденауэр опирался на идеи индивидуализма (в том числе преобладания частных интересов и активности над государственными) и христианской морали. В государственной политике выступал как сторонник федеративности, объединения Европы. К. Аденауэр, прозванный «железным Конрадом», вошёл в историю как один из основателей послевоенного западногерманского государства, отцов «экономического чуда» 1950-х годов.

Начало интеграции

Характерной чертой послевоенного мира стало развитие региональной интеграции. Она осуществлялась в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке. Что заставляло ту или иную группу государств устанавливать тесные связи, вступать в союз? Рассмотрим это на примере стран Западной Европы. Выше уже говорилось о создании в 1949 г. военно-политической организации НАТО, а в 1957 г. - Европейского экономического сообщества. Очевидна одна из причин их возникновения - разделение и соперничество между «западным» и «восточным» блоками. Но существовали и другие побудительные мотивы для интеграции. Во-первых, западноевропейские государства стремились укрепить свои позиции в условиях появления в послевоенном мире нескольких экономических центров, таких как США, Япония, социалистическое содружество. Во-вторых, всё отчётливее ощущалась потребность устранить межгосударственные противоречия в самой Западной Европе, например между Францией и Германией.

В интеграции были заинтересованы не только государства, но и европейские монополии. В послевоенные десятилетия банковский и промышленный капитал приобретал всё более наднациональный характер. Сложилась сеть транснациональных корпораций (ТНК), для которых государственные границы становились препятствием. Представители крупной буржуазии видели в объединённой Европе прежде всего «Европу трестов». Объединение поддерживали и социал-демократические деятели, считавшие, что оно позволит «упорядочить» экономическое развитие стран региона, эффективнее регулировать экономику.


Здание штаб-квартиры ЕС в Брюсселе

Даты и события:

  • 1951 г. - создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли шесть западноевропейских государств.
  • 1957 г. - ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали в Риме договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС или «Общий рынок»). В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. Участники ЕЭС основали также Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
  • 1967 г. - ЕЭС, ЕОУС и Евратом под общим названием Европейские сообщества (ЕС) перешли под общее руководство. Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе (Бельгия).

В последующие десятилетия интеграция углублялась. С конца 1970-х годов стали проводиться прямые выборы в Европарламент, был учреждён Европейский суд. В 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение об отмене взаимного пограничного паспортного контроля девятью странами Европейского союза (так изменилось с 1993 г. название Европейского сообщества). С 1999 г. в ряде стран введена новая валюта - евро.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

После окончательного разгрома фашистов к власти во многих государствах Восточной Европы пришли коалиционные правительства, которые принадлежали к различным политическим силам коммунистам, либералам, социал-демократам.

Первостепенной задачей для лидеров восточноевропейских стран стала ликвидация остатков фашисткой идеологии в обществе, а также восстановление экономики. После начала холодной войны, государства восточной Европы были разделены на два лагеря: те, кто поддерживал просоветский курс, и те, которые отдавали предпочтение капиталистическим путям развития.

Модель развития Восточной Европы

Несмотря на то, что в большинстве восточноевропейских стран в 50-х годах оставались коммунистические режимы, правительство и парламент были многопартийными.

В Чехословакии, Польше, Болгарии и Восточной Германии коммунистическая партия была признана доминантной, но вместе с тем социал-демократические и либеральные партии не были распущены, а наоборот обладали возможностью активного участия в политической жизни.

В начале 50-х годов в Восточной Европе начала устанавливаться советская модель развития: подобно СССР в странах проводилась коллективизация и индустриализация, некоторые лидеры пытались создать культ своей личности.

СССР и Восточная Европа

В послевоенный период все страны Восточной Европы имели статус независимых государств. Однако уже с 1947 года фактическое руководство этими государствами осуществлял Советский Союз.

В этом году в Москве было создано первое Информбюро, в компетенцию которого входил контроль над коммунистическими и рабочими партиями социалистических государств ликвидация из политической арены оппозиции.

В начале 50-х годов в Восточной Европе еще оставались советские войска, что говорило о фактическом контроле СССР внутренней политики государств. Члены правительства, которые позволяли себе негативно отзываться о коммунистах, принудительно отправлялись в отставку. Такая кадровая чистка широко практиковалась в Польше и Чехословакии.

Лидеров некоторых восточноевропейских государств, в частности Болгарии и Югославии, были подданы резкой критики со стороны КПСС, так как инициировали модернизацию экономики, которая соответствовала капиталистическому пути развитию.

Уже в начале 1949 года, Сталин призвал лидеров коммунистических партий Югославии и Болгарии к свержению руководителей государств, объявив их врагами пролетарской революции. Тем не менее, главы государств Г. Дмитров и И. Тито, свергнутыми не были.

Более того, вплоть до середины 50-х годов, лидеры продолжали строить капиталистическое общество, используя при этом социалистические методы, что вызывало негативную реакцию со стороны СССР.

Резкой советской критике поддавались Польша и Чехословакия, которые в начале 50-х годов также инициировали проведение модернизации. Для этого восточноевропейским странам требовалось объединить свои ресурсы, чтобы достигнуть максимально высоких результатов.

Советское правительство расценивало это как попытку создания новой империи, которая в конечном итоге полностью освободиться от влияния Москвы и в будущем даже может становить угрозу государственности СССР.

Вверх