Стилевое многообразие 17 18 века. Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. Художественная культура XVII – XVIII вв

Урок по технологии смешанного обучения

Модуль «Смена рабочих зон»

Предмет - Мировая художественная культура 11 класс

Учитель МХК и музыки, высшей квалификационной категории - Очирова З.М., «Почётный работник общего образования»

Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»

Так много новостей за 20 лет

и в сфере звёзд,

и в области планет,

на атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

всё стало относительным для нас.

Джон Донн (1572-1631)англ. поэт

Цель урока

Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.

Задачи

    Определить закономерность смены художественных стилей.

    Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства

    Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.

Тип урока – обобщающий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.

Форма обучения : фронтальная, групповая

Формируемые УУД

Коммуникативные приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Познавательные

    умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.

    умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.

Личностные

    умение слушать и слышать собеседника.

    умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.

Регулятивные (рефлексивные)

    Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.

    Умение прогнозировать восприятие собеседника.

Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).

План урока

1.Организационный момент 1-2 мин.

2. Введение в тему 2- 3 мин.

3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.

4.Основной этап урока 25 -30 мин.

5.Подведение итогов урока 3-5 мин.

6.Рефлексия 1-2 мин.

7. Заключение 1-2 мин .

Ход урока

    Организационный момент - приветствие.

/На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /

2.Введение в тему

XVII-XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.

Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.

Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.

3 .Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).

В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искус­ствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное пере­живание времени»

Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.

4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.

Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.

Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.

Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.

И группа - «D» (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».

Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы «D». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - «Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».

В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.

Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.

С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.

5.Подведение итогов урока.

Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….

Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущ­ность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных соци­ально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеоло­гических, этических.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закреплен­ная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержа­тельно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.

6.Рефлексия

А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.

/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/

7. Заключение

А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).

Всем спасибо за урок!

    Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.

    Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.

    Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.

Урок по технологии смешанного обучения

Модуль «Смена рабочих зон»

Предмет - Мировая художественная культура 11 класс

Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»

Так много новостей за 20 лет

и в сфере звёзд,

и в области планет,

на атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

всё стало относительным для нас.

Джон Донн (1572-1631)англ. поэт

Цель урока

Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.

Задачи

    Определить закономерность смены художественных стилей.

    Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства

    Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.

Тип урока – обобща ющий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.

Форма обучения : фронтальная, групповая

Формируемые УУД

Коммуникативные приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Познавательные

    умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.

    умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.

Личностные

    умение слушать и слышать собеседника.

    умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.

Регулятивные (рефлексивные)

    Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.

    Умение прогнозировать восприятие собеседника.

Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint , раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).

План урока

1.Организационный момент 1-2 мин.

2. Введение в тему 2- 3 мин.

3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.

4.Основной этап урока 25 -30 мин.

5.Подведение итогов урока 3-5 мин.

6.Рефлексия 1-2 мин.

7. Заключение 1-2 мин .

Ход урока

    Организационный момент - приветствие.

/ На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /

2.Введение в тему

XVII- XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.

Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.

Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.

3 . Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).

В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искусствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное переживание времени»

Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.

4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.

Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.

Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.

Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.

И группа - « D » (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».

Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы « D ». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - « Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».

В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.

Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.

С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.

5.Подведение итогов урока.

Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….

Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных социально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.

6.Рефлексия

А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.

/ на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/

7. Заключение

А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).

Всем спасибо за урок!

    Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.

    Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.

    Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.

    Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII веков

  • МХК 11, ч.2.
  • Модуль 1
  • Урок 1
  • Учитель МХК Смирнова Ольга Георгиевна
  • 1 кв. категория
  • МОУ «Климовская СОШ»

Эль Греко исцеление слепорожденного 1570 Дрезденская галерея


Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд, и в облике планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас Всё стало относительным для нас. Джон Донн


Предпосылки возникновения новых стилей

Возрождение

Новые стили

  • Мир – единое целое
  • Научные открытия начала XVII века окончательно расшатали образ мироздания.
  • Человек – ничтожная песчинка мироздания
  • Хаос, распад космического миропорядка
  • Трагизм, скепсис
  • Человек – мера всех вещей (Возрождение)
  • Гармония вселенной
  • Гуманизм

Новые стили

Маньеризм

Маньеризм

Барокко

Барокко

Рококо

Рококо

Классицизм

Классицизм

Реализм

Реализм


Маньеризм (характерные черты)

  • Изысканная, виртуозная техника
  • Напряженность и вычурность образов, оказавшихся во власти сверхъестественных сил
  • Отказ от изображения реального мира и уход в мир фантастический, потусторонний
  • Изломанность, «змеевидность» контурных линий
  • Резкая игра световых и цветовых контрастов
  • Неожиданное сопоставление больших и малых планов
  • Нагромождение обнаженных тел
  • Непривычное удлинение фигур или, напротив, явное уменьшение деталей
  • Неустойчивость и сложность поз

Мученичество Святого Маврикия.

1580 – 1583 гг.



  • Главная цель барокко – стремление удивить, вызвать изумление
  • Как и маньеризм, барокко передавал напряжение конфликта, дух противоречий
  • Но гораздо сильнее выражено стремление к возрождению гармонии в жизни человека
  • Человек одержим желанием выявить и понять главные законы развития жизни
  • Жажда жизни, страх перед смертью сочетаются с инстинктом самосохранения
  • Героические поступки на грани трагедии и ужаса. Человек перед выбором
  • Понимание тщетности бытия, бренности жизни


Что жизнь? Тень мимолётная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час забытый всеми; сказка В устах глупца богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем. Уильям Шекспир


Главные темы барокко

  • Мучения и страдания человека
  • Мистические аллегории
  • Соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них

Характерные черты

  • Эмоциональный накал страстей
  • Динамизм и «тревожность» силуэтов
  • Картинная зрелищность
  • Преувеличенная пышность форм
  • Изобилие и нагромождение причудливых деталей
  • Использование неожиданных метафор
  • Вместе с тем барокко возродило некоторые общие признаки Ренессанса: широкий утверждающий характер, энергичный оптимизм, цельный, последовательный взгляд на мир, приверженность к ансамблю и синтезу искусств


Эпоха Просвещения Классицизм

Главные темы:

  • Торжество общественных начал над личными
  • Подчинение чувства долгу
  • Идеализация героических образов

Характерные черты классицизма

  • Ясность, прямота и простота в выражении содержания
  • Сдержанность, спокойствие в эмоциях и страстях
  • Стремление к объективному отражению окружающего мира
  • Достоинство и рационализм в поступках
  • Соблюдения правильности и порядка
  • Архитектура отличается строгой организованностью геометрических линий, четкостью объемов, регулярностью планировки
  • В живописи и скульптуре и ДПИ: логическое развертывание сюжета, уравновешенная композиция, плавная контурная линия, четкая моделировка объема, подчиненность цвета смысловым акцентам


Рококо (характерные черты)

  • Изысканные, сложные формы, причудливые линии
  • Стилизация раковины. Превращение ее в сложные завитки, в украшения в виде щита, свитка, герба или эмблемы
  • Мотив Аканта (стилизация травянистого растения)
  • В России – рокайли – декоративные орнаменты, имитирующие соединение причудливых раковин и диковинных растений
  • Маскароны – лепные, резные или витые маски в виде человеческого лица или головы зверя, размещенные над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах, мебели

Растение

Стилизация в стиле рококо




  • Время возникновения – 17 – 18 век
  • Принцип реалистического искусства – отражение «как в зеркале»
  • При этом истинному реализму чужд натурализм, слепое подражание природе
  • Художники только учились видеть жизнь такой, какая она есть


Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей

Эскиз Бернини

Клод Перро


  • В искусстве 17-18 века сосуществовали различные художественные стили
  • Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали глубоким внутренним единством и общностью
  • Часто совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека

Вопросы к теме

  • Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства 17-18 века? Как по сравнению с эпохой Возрождения изменились представления о человеке и общей картине мира?
  • Расскажите о стилевом многообразии 17-18 века. Каковы их главные отличительные черты


Вверх