Специфика толпы, механизмы управления толпой

Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением

Как управлять толпой

Управление толпой находится в руках у лидера, который, обладая определенными качествами, ведет ее в нужное ему направление . Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением, то есть восприимчива к стереотипам и простым повторяющимся формам и образам.

При обращении к толпе, нужно тщательно продумывать речь, потому что зачастую большее влияние оказывает не точность информации, а ее образность, та эффектность, которая помогает в сознании толпы формироваться идеологическим представлениям. Выступление вождя должно изобиловать мощными словами, состоять из формулировок, вмещающих в себя знакомые всем понятия, например - братство, равенство, любовь и т.д. Не все до конца понимают, что значат эти слова, но звучат они для всех весомо. Также не стоит нагружать толпу перечислением сложных фактов и данных, особенно цифр, внимание будет рассеиваться, лучше сразу всё округлять и обобщать.

Когда оратор подкрепляет свои новые идеи прошлыми воспоминаниями, концепциями или эмоциями, таким образом, он соединяет в сознании слушающих хранимые в памяти верования и убеждения с настоящими событиями. Этот метод, основанный на прошлом знании, очень действует на мнение людей, меняя его и формируя заново.

Мышление, объясняющее реальность, бывает двух типов - основанное на идее-понятии и идее-образе. Отдельному человеку присуще первое, он мыслит по законам логики, т.е. понятиями. Для толпы же характерно мышление образами.

Чтобы успешно управлять толпой, необходимо научиться управлять ее воображением, и учитывать, что невозможно толпу заставить поверить в идею, которая для неё самой нехарактерна. Вождь должен производить впечатление, будто гипнотизировать людей – это уже половина успеха.

Пытаться влиять на толпу силой или умом бесполезно, управлять массой возможно только, управляя её воображением. По сути, вождь является обольстителем. И его основное оружие – обаяние, которое может превратить толпу в послушный безвольный организм. Воздействие вождя на массу людей похоже на работу гипнотизера – он помогает людям отключиться от ежедневных проблем и тревог, и поверить в другую, волшебную и приятную реальность. Оратор всегда должен поддерживать этот эффект, этот мираж в сознаниях людей, чтобы он не рассеялся.

Магия обольщения делает речь сильнейшим средством управления мыслями и настроениями масс. При чем вождь не скрывает свою технику, он открыто и откровенно создаёт иллюзии у всех на глазах, играет эмоциями и привлекает внимание. Он обольщает и тем самым уводит толпу в созданный им мир фантазий, который так необходим массам. Но не думайте, что все вожди просто актеры и мошенники, они сами проникаются собственными иллюзиями и верят в них, поэтому они могут порой выглядеть странно и эпатажно, их манеры и внешний вид могут сильно отличаться от среднестатистических.

У каждого вождя свой неповторимый стиль, но общие стратегии одни, их три разновидности.

Представление. Эта стратегия направлена на пространство – то есть место сбора толпы. Для большой массы людей нужно место: стадион, площадь или дворец культуры и спорта. Эти места и создаются специально для толпы, чтобы люди, попадая туда, становились единой массой, забывая об обычной жизни. Пространства на улицах и площадях предназначено для создания открытых толп, стадионы и дворцы подходят для закрытых.

В таких местах всегда есть отдельное место для вождя – сцена или трибуна, куда нацелено всё внимание людей. Встреча толпы и ее лидера может быть похоже на гипнотическое действо, в котором также важную роль играют символы, звуки, песни и окружающие предметы – флаги, листовки, плакаты. Все эти предметы важны в процессе объединения вождя и толпы, которая под воздействием этого всего становится абсолютно послушной и ведомой, а может натворить множество безумств.

Чтобы личность как можно глубже и сильнее растворилась в толпе, существует церемониал. Примером этого может быть застолье, когда индивиды превращаются в толпу и под воздействием музыки входят в состояние гипноза. Затем появляется вождь, что является главным событием, он начинает своё представление, основанное на обольщении, которое манипулирует простыми человеческими чувствами. Тщательно созданный образ вождя овладевает сознанием людей, покоряет, продуманные слова заставляют верить и проникаться идеями.

В речи вождя важна не логика, а те ассоциации, которые она вызывает в сознании толпы, она должна быть направлена на чувственную память.

И поэтому, третья стратегия – это убеждение. Оратор утверждает свою позицию, обороняет ее и доказывает словами и образами. Проталкиваемая идея не допускает возражений в своей правоте. При этом нужны решительные интонации, четкие фразы, риторические вопросы, уже подразумевающие понятные утвердительные ответы. В пропаганде идеи большую роль играет частое ее повторение, с помощью которого все мысли вождя с каждым разом становятся всё более осязаемыми, настоящими, входящими ещё глубже в подсознание.

Все убеждения формируются в идеологию и верования, и начинают распространяться очень быстро среди людей. Этому способствует не точность идей, а их постоянное повторение, и в итоге – заражение ими масс. При использовании всех трех стратегий, вождь добьется несомненного успеха, и в итоге осуществит коллективное внушение своих идей толпе.

Но если вы не собираетесь становиться вождем, то вам важно узнать, как не попасть и не раствориться в толпе.

Когда человек счастлив и живет в гармонии c собой, он вряд ли попадет в толпу. Фрейд в свое время говорил, что главное в жизни: любить и работать. И правда, если у человека реализованы эти потребности, он занят любимым делом и живет с любимым человеком – он не захочет идти в толпу и проникаться ее идеями. Главное лекарство от попадания в толпу – это стать собой, тем, кем вы должны быть, найти своё дело, себя в нем, и тогда никогда вы не растворитесь в толпе.

Обычные люди, не нашедшие свой путь, зависимы от мнений, от любви толпы, они легко растворяются и зависят от неё. Они подвержены влиянию общественных идей и верований, это поглощает их. Но необходимо отличать общественные группы от толпы.

Давайте подробнее рассмотрим понятия групп.

Если у толпы есть какая-то определенная цель, то она может стать ассоциацией – это один из этапов развития группы, на котором у всех её участников есть одна четко сформулированная задача. Пример ассоциации - очередь в магазине за определенной вещью.

Ассоциация может развиваться дальше, если держится в своем составе долго, то начинают появляться руководители, затем неформальные лидеры, и далее идет распределение ролей между ее членами. Таким образом, ассоциация перерастает в кооперацию – следующий этап группы, на котором она уже начала достижение цели и ее участники присвоили себе роли.

Примеры ассоциации вокруг нас – это практически любая новая группа - и очередь в магазине, и только собравшийся первый класс в школе, группа первокурсников в университете и т.д . На первых порах в ассоциации все равны, но после распределения ролей выделяются лидеры и активисты. Если вам никогда не удавалось занять позицию лидера ни в одной ассоциации, то скорее всего виноваты не обстоятельства, а вы сами. Не упускайте момента и в каждой только образовавшейся ассоциации пробуйте стать лидером – это поможет вам в преодолении психологических блоков.

Самое интересное начинает происходить, когда ассоциация переходит на этап кооперации, когда группа вовсю работает, пытаясь достичь своей цели – студенты обучаются, рабочий коллектив производит продукцию, группа туристов совершает обход достопримечательностей. И тут плетутся интриги, руководители сдают позиции и не справляются с управлением, появляются неформальные лидеры и группы, члены группы начинают переходить в другие. Объединить заново группу пробуют с помощью агитации и пропаганды, но если ничего не выходит, то за этим следуют захваты власти, смещение лидеров, перевороты и т.д.

Помимо внутренней борьбы участников, существует борьба между группами за лидерство – между спортивными командами – за участие в соревнованиях, в рабочих коллективах – за премию, в студенческих – за гранты и стипендии.

Если такая внешняя борьба между группами занимает больше рабочего времени, чем все остальные внутренние процессы, то группа становится процессуальной. Такие группы мы можем наблюдать в коллективах государственных учреждений – в школах, больницах, институтах. Если это группа частной компании или фирмы, то внешняя борьба будет слишком отвлекать коллектив от необходимой работы для существования бизнеса. Вскоре фирма развалится.

Когда группы в коллективе слишком увлекаются групповой борьбой, руководитель должен стараться сбалансировать работу так, чтобы выровнять все процессы и чтобы борьба положительно сказывалась на развитии предприятия. Сражающиеся группы – это те коллективы, которые постоянно борются за свои границы и положение. Пример – спортивная команда, во время важных соревнований выглядит очень сплоченной, хотя в обычной обстановке ее члены могут друг друга недолюбливать и плести интриги за спиной друг у друга.

Для сплочения группы легче всего сделать ее сражающейся, для этого нужно лишь четко определить врага, против которого будут все сражения – соперники, другая команда, демократы, империалисты, контрреволюционеры и т.д. Но абсолютно все группы, основанные на сражениях, распадутся в итоге – либо при разделе наград при победе, либо при определении виновного при поражении.

Когда группа успешно достигает своих целей, она является активной – отношения между участниками дружелюбные, они вместе создают качественную продукцию. В итоге такая группа перерастает в коллектив – это тот уровень, на котором участник для реализации целей группы может ущемлять свои интересы, но при этом, с достижением целей группы, удовлетворять их.

При вступлении в группу, обязательно определите – кооперация это или коллектив, это очень важно для вашего успеха.

Коллектив открыт для новых участников, там важны дружественные связи и развитие. Кооперации часто распадаются, особенно в неблагоприятных экономических условиях, а коллектив напротив, крепче объединяется. В коллективе люди работают долго и продуктивно, даже после выхода из него с добром и радостью вспоминают о сослуживцах.

Кооперация со временем может переходить на следующий этап, и если коллективом стать не удалось, она будет корпорацией. Её характерная черта – эгоизм группы, проникнуть в ряды сложно, но если получилось, можно больше ни о чем не переживать, даже о своем развитии. Чужаков в корпорацию почти не пускают, а ее члены относятся друг к другу очень холодно.

Настоящих коллективов, дружных, сплоченных и продуктивных на сегодняшний день крайне мало, от этого так много людей, обращающихся к психологу, ведь при успешной работе в дружной группе у человека не возникает психологических проблем.Поэтому при выборе работы или места учебы очень внимательно относитесь к тому коллективу, в котором вам нужно будет трудиться. опубликовано

Под словом " ТОЛПА " обычно подразумевается собрание индивидуумов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол > каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собраниё.

С одной стороны нам понятно, что под словом толпа мы пони маем просто определенную группу лиц, связанную одинаковой целью к тому же группу лиц различной принадлежности полов и возрастов Самый поразительный факт, наблюдавшийся в такой, образовавшейся толпе, следующий: каковы бы ни были индивидуумы, составляющие ее, каков бы ни был образ жизни, занятий, их характер или ум одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовалась своего рода душа, заставляющая их чувствовать, думать действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувство вал каждый из них в отдельности. Сформировавшаяся таким путем толпа представляет собой временный организм, образовавшийся и разнородных элементов, на одно мгновение в виде единого организма. Отсюда вытекают такие характерные черты, которые присущи любому мыслящему организму: импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы; податливость внушению и легковерие; преувеличение и односторонность чувств, впадание в крайности; нетерпимость, авторитетность и своеобразный консерватизм.

Следует отметить, что все вышеперечисленные качества присущи в какой-то мере каждому индивидууму, но в массе они возраст ют многократно. Лидеры, которые знакомы с психологией толпы, умело играя на ее чувствах, амбициях и настроении, а также, используя момент времени, могут руководить толпой, направлять ее и использовать в своих целях. При этом подготовленный лидер знает, что основными факторами, которые необходимо учитывать при воздействии толпу являются:

РАСА: данный фактор должен стоять в первом ряду, так как своим значением он превосходит все другие.

ТРАДИЦИИ: в традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы, в них заключается синтез расы.

ЭПОХА: исторически обусловлено то, что период времени способствует возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает силу и могущество и время же лишает того и другого. Время подготавливает мнения и верования толпы или, по крайней мере, почву, на которой они могут развиваться. Вот почему некоторые идеи могли быть осуществимы только в известные эпохи.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: Учреждения и правительства - это продукты расы, и не они создают эпоху, эпоха создает их. Народы управляются не так, как того требует их характер. Нужны целые века для образования какого-нибудь политического режима, и точно также нужны века для его изменения. Учреждения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи для какого-нибудь народа в данную минуту времени, могут быть совсем не пригодны для него в другую.

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: Этот фактор определяет цивилизованный, культурный и интеллектуальный уровень толпы. Чем выше образование и воспитание, тем больше вероятность взаимопонимания между лидером и толпой. Необходимо помнить, что толпа несколько напоминает сфинкса из античной сказки: надо либо научиться разрешать загадки, предлагаемые нам ее психологией, или же безропотно покориться тому, что толпа нас поглотит.

В заключение приводятся некоторые способы воздействия на толпу с целью управления ею:

1. ОБРАЗЫ, СЛОВА И ФОРМУЛЫ - Изучая психологию толпы, можно видеть, что на нее удается действовать с помощью образов. Такие образы не всегда имеются в нашем распоряжении, но их можно вызвать посредством умелого применения слов и формул. Искусно обработанные формулы получают действительно ту магическую силу, которая им приписывалась некогда адептами магии. Они могут возбудить в толпе самые грозные бури, но смогут также и успокаивать ее.

2. ИЛЛЮЗИИ - Толпа сама по себе никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становиться ее повелителем.

3. ОПЫТ - Опыт является единственным действительным средством для прочного укрепления какой-нибудь истины в душе толпы. Однако нужно помнить, что опыт должен быть совершенен в широких размерах и апробирован несколько раз.

4. РАССУДОК - На толпу нельзя влиять рассуждениями, так как ей доступны только грубые ассоциации идей. Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошо ознакомится с воодушевляющими ее чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредством первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы. Надо также уметь вернуться назад в случае нужды и, главное, уметь угадывать те чувства, которые порождаешь в толпе.

05. Управление толпой

1. Способы управления общественным мнением:

Стихийные – чаще всего бурная и никем не планируемая реакция на событие, вызвавшее широкий резонанс;

Рациональные – определенные технологии, которые используют политики и другие группы влияния.

Способы управления общественным мнением делятся также на :

- основанные на убеждении; предполагают воздействие на сознание людей силой аргументов, доказательств;

- основанные на внушении; предполагают воздействие на сознание с помощью эмоциональных эффектов.

2. Управление толпой – разновидность работы с общественным мнением

При проведении PR -акций нужно учитывать «законы толпы».

1) «Средняя доза ума, отпущенного на толпу, составляет количество ума самого тупого индивида в ней. Вывод: толпа предпочитает простые и ясные девизы.

2) Люди в массе легче поддаются эмоциям. Вывод: нужно управлять эмоциями толпы, формировать эмоциональное отношение к высказываемым тезисам.

3) Люди в толпе обладают повышенной восприимчивостью к внушению. Вывод: следует обращаться к инстинктам людей –

Выживания и самосохранения (в частности, агрессии по отношению к чужакам и стремление к материальным благам),

Продолжения рода (в частности, потребность заботы о потомстве),

Доминирования (в частности, стремления к лидерству).

4) Толпа не стремится к полной правде и отличается легковерием.

5) Люди в толпе безответственны и агрессивны.

6) Толпа склонна подчиняться лидерам, случайным или запрограммированным. В сознании толпы доминирует не стремление к свободе, а потребность подчинения.

3. Как увлечь толпу

1. Научиться владеть мускулатурой лица и жестами, использовать взгляд для создания эффекта активного общения. Если этого не будет, не будет и доверия массы, которая тщательно наблюдает за выступающим.

2. Утверждение тогда лишь способно оказать влияние на толпу, когда оно неоднократно повторяется в одних и тех же формулировках: 10-кратное повторение одной и той же фразы в течение десятиминутной речи внедряет и впечатывает идею в умы так прочно, что она, в конце концов, воспринимается как непреложная истина, а затем и врезается в область бессознательного.

3. Для того чтобы увлечь толпу, нужно пользоваться сильными фразами, яркими образами и выражениями. Любое утверждение не доказывается, а констатируется хлесткими словами, гиперболизированными образами.

4. Не нужно заставлять толпу думать. Прием «вопрос - моментальный ответ» - главный способ убеждения. При этом мнение толпы нужно изменять с помощью «мнимого единства»: например, поняв, какие мысли в данный момент занимают людей, сообщить, что вы полностью разделяете их мнение, что вызовет безусловное доверие к вам, а затем проводить свою линию.

5. Нельзя спорить с толпой, любая дискуссия заставит людей относиться к оратору враждебно.

6. Говорить на языке, который привычен данному контингенту, местности, сословию. Можно употреблять шутки, соответствующие ситуации и ау дитории. Правильно подобранная шутка создает эффект близости к массе и повышает общий уровень внимания.

4. Как управлять толпой

Перенос внимания. Здесь есть два способа переноса внимания - непосредственно перенос и рассеивание. Перенос внимания людей с одного объекта на другой (идею, деятельность, человека и др.) снижает волнение и агрессию, переориентирует ее, даже отрезвляет. Опять-таки, если внимание отдельных личностей в массе рассеивается по иным каналам, тут же формируются несколько групп, и масса, только что представлявшая собой монолит, спаянный образом единого «врага» или готовностью к совместным мероприятиям, распадается. Чем сильнее рассеяно внимание, тем больше мелких группировок в толпе и тем менее оказываются подавленными черты личностной структуры человека. В итоге, каждый индивид более трезво осмысливает и регулирует свое поведение, а сама толпа теряет свою активность и постепенно редеет.

Угроза индивидуального разоблачения. Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы, с последующим показом по телевидению.

Личное обращение. Для этого вам нужно узнать имена и фамилии нескольких десятков участников собрания, митинга, демонстрации и т. д. Обращение к конкретным личностям своеобразный «вызов» на открытый диалог. С одной стороны, вы отвлекаете на себя внимание и толпы, и очага негативного воздействия; с другой - каждый отдельный человек, не желая быть опозоренным публично, возвращается в нормальное психологическое состояние.

Обезглавливание: удаление или изоляция «смутьянов». Обезглавленная толпа снова становится просто сборищем, без устойчивых связей и идеи. Следовательно, нужно предусмотреть заранее возможные «случайности», в результате которых вожак исчезает или стушевывается. И тогда его роль либо не замещается никем, и тогда легче проводить меры по рассеиванию толпы, либо вы принимаете роль нового вожака на себя и направляете эмоции толпы в другое русло.

Угроза преследованием по закону. Называйте конкретную фамилию и обещайте строгое наказание за правонарушение. Призывайте соседей по толпе помочь в задержании провокатора, это всегда действует - стремление уйти от справедливой кары и не оказаться в числе свидетелей рассеивает толпу.

Вообще-то толпа фактически невосприимчива к голосу разума. Внезапно брошенное злобное слово или иной сигнал могут привести к панике и необратимым последствиям, даже если люди собрались на праздник. Поэтому в любой масштабной PR -акции важна тщательная подготовка и готовность к разным вариантам развития событий.

Различают приемы воздействия на массу людей извне и изнутри. Чтобы в них разобраться, полезно обратить внимание на специфический феномен, который называют географией толпы.

Толпа кат таковая не обладает позиционно-ролевой структурой. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр пространственной и эмоциональной неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при фотосъемке сверху) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется аффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние (рис. 22).

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне обычно рекомендуется нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри чаще рекомендуется проникнуть в ядро, где гипертрофированы внушаемость и реактивность.

Стихийное массовое поведение часто сопряжено с серьезными неприятностями, и в ряде случаев приходится выбирать меньшее из зол. Какое же именно из зол считать меньшим – это, конечно, зависит от системы ценностей, политических целей и моральных качеств той группы, которая осуществляет воздействие.

Приемы управления толпой изнутри.

Два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают соответствующие слухи. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника, что в конкретных случаях все-таки менее плохо.

Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на нейтральный объект. В таком случае либо жертвой насилия становится не тот, на кого ярость была первоначально направлена (один из самых подлых приемов манипуляции толпой; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор), либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную, что с точки зрения социальных последствий опять-таки менее плохо.

Более разнообразны приемы воздействия на толпу извне. Самый известный из них опять-таки переключение внимания на другой объект. При этом рекомендуется ориентация, прежде всего, на периферию. Небольшая автомобильная авария, популярная в данном обществе динамичная игра в исполнении умелых игроков, раздача или дешевая продажа дефицитных товаров и т.д. могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

Это одна из причин, почему организаторам массового мероприятия консультанты рекомендуют предусмотреть, чтобы оно по времени не совпало с каким-либо другим интересным для народа событием. Рекомендуется также заранее позаботиться о непосредственных нуждах людей и зависимости от погоды: прохладительных напитках, укрытиях от дождя, жары и т.д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым, и, скажем, паника с трагическими последствиями возникнет из-за такой мелочи, как внезапно хлынувший ливень. При разработке сценария важно внимательно ознакомиться с прогнозом погоды и, если возможно, проконсультироваться с синоптиками.

Еще один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению.

Однако противодействие различным видам толпы требует различных ритмов. Как мы видели, превращению агрессивной толпы в экспрессивную (экстатическую) способствует быстрый ритм типа рока, твиста или шейка. На паническую толпу следует воздействовать ритмом иного типа.

Еще один способ противодействия массовой агрессии. В толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Это условие нарушается приемами деанонимизации: например, в толпе снуют личности с фотоаппаратами или блокнотами, откровенно фиксирующие самых активных индивидов. На раннем этапе формирования толпы этот прием, вероятно, может кого-то отрезвить и предотвратить экстремистские действия. Демонстративные действия (с проверенными путями ухода агентов от опасности) способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта.

Разработкой механизмов управления толпой в первую очередь заинтересованы правящие слои населения, для которых жизненно необходимо сохранить как власть так и богатства. Над исследованиями за поведением толпы и их лидерами работали целые коллективы социологов и психологов. Поэтому нам остается только ознакомиться с ними и кратко изложить. В основу таких разработок ложатся свойства и характеристики толпы. Тогда действиями лидеров толпа будет делать то, что ей скажут и не будет представлять на этот момент опасности. Чтобы убедить толпу, лидеру сначала надо понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что он разделяет их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы.

Особую роль играет речь лидера. Было замечено, что желающий увлечь толпу, должен использовать сильные выражения, преувеличивать, утверждать и многократно повторять одни и те же выражения и никогда не пробовать доказывать. Тогда идея внедряется в умы и в самые глубокие области бессознательного, то есть воспринимается как доказанная истина. Этот прием применяется лидерами толпы.

Чтобы контролировать поведение толпы необходимо пробудить осознание людьми своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение, а также не позволять людям собираться в большие толпы, расформировывая их на ранней стадии образования. Эту функцию выполняют органы охраны правопорядка.

Специалисты советуют следующие методы контроля над стихией толпы:

Ш переориентирование внимания людей, составляющих толпу. Они распадаются на отдельные группы, при этом восстанавливаются личностные черты людей, и они снова контролируют свое поведение. Толпа перестает быть активной и рассеивается;

Ш изоляция лидеров толпы, тогда толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости и тут же проводить мероприятия по рассеиванию толпы;

Ш по громкоговорящему оборудованию отвлечь внимание толпы на объявления о привлечении к ответственности участников, ссылаясь на видеосъемки скрытыми камерами, называя мнимо известных участников перечисляя фамилии, имена, отчества, наиболее распространенных в данной местности. Затем используя формы приказов и обещаний подменить роль лидера, ликвидируя активность толпы и принять меры по ее рассеиванию.

Только зная психологию толы, власть внушенных ей идей можно руководить толпами. Надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее.

Конечно, все изложенное не означает, что человек увидевший активную толпу должен бросаться спасать людей. Он попросту будет уничтожен толпой. Эту функцию выполняют специально подготовленные профессионалы.

Заключение

Каждому человеку, а особенно находящемуся на государственной или просто руководящей работе, необходимо знать и точно определять тип толпы, ее идеи и эмоции, направленность действий, учитывая степень активности толпы и ее лидеров. Это позволит грамотно использовать методы контроля над стихией толпы.

Вверх