Снегурочка (Весенняя сказка) А. Н. Островский. Образы сказки "снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Островский, А. Н. Снегурочка: весенняя сказка в 4-х д. с прологом / А. Н. Островский; худож. В. М. Васнецов. - Москва: Гослитиздат, 1954. - 141 с. : рис.

12 апреля 2018 года исполнилось 195 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886) и 145 лет, когда была написана весенняя сказка «Снегурочка».

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судебного чиновника. Детство и раннюю юность провел в купеческом Замоскворечье, которое является местом действия во многих пьесах драматурга.

Литературную известность Островскому принесла пьеса «Свои люди – сочтемся!». Первоначально она была запрещена цензурой к театральному представлению, а сам ее автор отдан под надзор полиции.

Первые свои произведения А. Н. Островский публиковал в журнале «Москвитянин». Пьесы «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» отражали, как определил сам драматург, «нравственно-общественные коллизии» своего времени. В течение более тридцати лет не проходило и года без премьер его драм и комедий в московском Малом и петербургским Александрийском театрах. Его пьесы «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Снегурочка» вошли в золотой фонд русской драматургии. Федор Михайлович Достоевский назвал их «повестями в ролях».

Творчество А. Н. Островского оказало большое влияние на дальнейшие поиски и судьбу отечественного театра. Его реалистические пьесы не сходят со сцены и сегодня.

«Снегурочка» резко выделяется на фоне всего творчества Александра Николаевича Островского, его многочисленных драм и комедий, созданных на сугубо бытовом материале. Сказка поражает удивительной поэтической красотой.

Фонд редких книг владеет сказкой «Снегурочка», выпущенной в 1954 г. в Москве Государственным издательством художественной литературы.

Замысел «Снегурочки» возник у А. Н. Островского в начале 1873 г. Сказка, как считают литературоведы, создавалась в счастливые минуты творческого вдохновения. Работу над ней драматург начал в конце февраля 1873 г. и завершил её уже 4 апреля в 10 часов вечера. На одном из беловых автографов «весенней сказки» стоит другая дата – 31 марта. Примечательно, что это день рождения писателя, которому в 1873 г. исполнилось 50 лет. Возможно, что Александр Николаевич хотел специально приурочить завершение произведения к своему дню рождения. В «Снегурочке», очень дорогом для драматурга детище, «очень многое сошлось и очень многое раскрылось. Островский считал, что с этим произведением он выходит на новую дорогу в русской драматургии». Поэтому он высоко ценил свою «весеннюю сказку» и ревниво относился к отзывам о ней.

Стихи «весенней сказки» долго «бродили в душе писателя». Духовное обращение А. Н. Островского к стране мудрых и добрых берендеев началось ещё в юности, когда в апреле 1848 г. он с домочадцами отправился в самую глушь Костромской губернии, в усадьбу Щелыково. Путь лежал через древние русские города Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, который продолжался целую неделю. Будущий драматург свои впечатления описал в путевом дневнике, который стал «своеобразной прелюдией к сказке». Записи свидетельствуют, что Островский внимательно прислушивался и присматривался к народному миру. Возможно, что именно здесь он услышал легенду о берендеях. Недалеко от Переславль-Залесского находилось знаменитое Берендеево болото, в центре которого на острове, сохранились остатки какого-то древнего городища. В народном предании рассказывалось о том, что на месте болота существовало царство счастливых берендеев, управляемое умным и добрым царем.

А живописная природа родовой усадьбы Щелыково, которую впоследствии посещал драматург каждый год, в мифологическом облике в полной мере предстанет в весенней сказке «Снегурочка». Островский здесь совершал частые прогулки по окрестностям. И естественно, пройдя через творческую фантазию писателя, они стали средой его произведения.

«Весеннюю сказку» А. Н. Островский растил в своей душе более двадцати лет. Сестра драматурга вспоминала, что писатель был влюблен в щелыковскую весну. Лучшие замыслы его создавались во время деревенского отдыха, среди русской природы.

Источники «Снегурочки» - быт и язык родной земли, её история, старинные обряды, песни, общерусские мотивы народных сказок, преданий, само обаяние патриархальной русской жизни, естественной и простой, с традициями и гостеприимством.

В «Снегурочке» органично соединяются реальность и фантазия, правда и вымысел. Островский привнес в облик героев своей сказки черты знакомых ему щелыковских крестьян. Многочисленные беседы с местными крестьянами, возможно, питали творческое воображение драматурга. Так, другом писателя был Иван Викторович Соболев, безземельный крестьянин, местный художник-самоучка, резчик по дереву. Под влиянием искусного народного мастера пристрастился к занятиям резьбой по дереву и сам А. Н. Островский.

Фольклорные образы Александр Николаевич черпал не из книг, а из жизни. Ему неоднократно приходилось наблюдать народные праздники в окрестностях Щелыкова. Вероятно, не без воздействия этих впечатлений возникла в «Снегурочке» поэтическая картина праздника Ярилы. Во времена Островского место, где проводились гулянья, называлось Ключевой лог, позднее оно стало называться Ярилиной долиной. Ключик с темно-голубоватой водой, носящий название Голубой, потому что таковым остается он круглый год, вода в нем не замерзает даже в сильные морозы, стали называть Снегурочкин ключик, поскольку по щелыковской легенде, именно здесь растаяла Снегурочка под лучами Солнца-Ярилы и именно здесь бьется её вечно живое любящее сердце.

Литературоведы считают, что в «весенней сказке» условно можно выделить три плана: сказочный, раздумья автора о реальной действительности и философско-этический план. Они «не изолированы друг от друга, а пересекаются, взаимодействуют между собой и сходятся у Островского в единой мысли, утверждаемой им: только любовь и душевная красота должны царить в мире!».

«Снегурочка» А. Н. Островского содействовала и совершенствованию русского театрально-декоративного искусства. В представляемом издании «весенней сказки» использованы иллюстрации русского художника Виктора Михайлович Васнецова (1848-1926), который в 1882-1883 г. работал над художественным оформлением спектакля «Снегурочка» в доме Мамонтова.

В. М. Васнецов создал и мастерские эскизы костюмов к спектаклю:

«Дед Мороз» и «Весна»

«Снегурочка» и «Лель»

«Купава» и «Мизгирь»

«Берендей» и «Берендейки»

Образ «Снегурочки» В. Васнецов воплотил и в живописном изображении. Художник написал картину в 1899 г. и увидеть её можно в представляемом издании и в Государственной Третьяковской галерее.

Мастер изобразил героиню сказки по-новому. «Она необыкновенно юна и поэтична в своей пушистой шапочке и старинной светлой шубке… Жест руки передает её удивление свободе и красоте, разлившейся вокруг, а выражение детского лица говорит об охватившем её восторге…».

Живописно, помимо В. Васнецова, образ «Снегурочки» изобразил и М. Врубель.

Прежде всего, пьеса-сказка способствовала становлению русского драматического театра. Постановка её на сцене потребовала серьёзного приспособления на площадке: эффекты электрического освещения, движение облаков, изображение таяния героини… Исполнителями пьесы в разное время были Гликерия Федотова, А. П. Ленский, Пров Садовский, Е. Д. Турчанинова, М. П. Лилина и др.

«Снегурочка» оказала своё воздействие и на обогащение русской классической музыки и оперного жанра. Музыкальную интерпретацию сделал П. И. Чайковский, написали оперы Н. А. Римский-Корсаков и А. Т. Гречанинов.

Специалисты считают, что «Снегурочка» вобрала в себя значимые пласты русской культуры и, в свою очередь, стимулировала дальнейшее развитие многих областей отечественного искусства: драматического театра, актерского мастерства, музыки, оперного театра, декоративного искусства, живописи, графики и скульптуры. Вне этого широкого контекста пьеса А. Н. Островского немыслима».

Список использованной литературы:

  1. Знаменитые музеи-усадьбы России / сост. И. С. Ненарокомова. - Москва: АСТ-Пресс, 2010. – С. 220-247.
  2. Лебедев, Ю. В. "Снегурочка", "весенняя сказка" А. Н. Островского: (жанровые истоки) / Ю.В. Лебедев // Жанр и композиция литературного произведения. – Вып. 1. - Калининград: Издательство КГУ, 1974.
  3. Роговер, Е. С. «Снегурочка» А. Н. Островского в контексте русской литературы // Литература в школе. – 2015. - № 10. – С. 2-6.
Мифопоэтические оппозиции в пьесе

А.Н.Островского «Снегурочка»

А.В. Семенова
Многие ученые, в том числе Ю.М.Лотман, В.В.Иванов, В.Н.Топоров, А.В. Юдин, Клод Леви-Стросс, полагали, что мышление первобытных или древних людей было мифологическим. Чтобы воспринять мир, древним людям необходимо было разложить его на составляющие в своем сознании и противопоставить эти составляющие друг другу, что делало картину мира четкой и понятной. Мифы и фольклор отражают мифологическое сознание древних людей.

Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» основана на фольклорном материале. В произведении ясно отражены особенности сознания и мировосприятия древних славян, что проявляется в наличии мифопоэтических оппозиций в «Снегурочке».

Цель настоящей работы:

Выявление мифопоэтических оппозиций в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» и их всесторонняя характеристика.

Задачи исследования:

а) общая характеристика восточнославянской мифологии и определение места в ней мифологических оппозиций;

б) сравнение традиционных мифологических персонажей с образами героев пьесы Островского; выявление сходств и различий;

в) сопоставление сюжетов русской народной сказки «Снегурочка» и пьесы Островского; выявление сходств и различий; выделение общих для народной сказки и пьесы мифологических оппозиций;

г) выявление и описание мифопоэтических оппозиций в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»;

д) классификация мифопоэтических оппозиций в «Снегурочке»;

е) определение основных функций мифопоэтических оппозиций в исследуемой пьесе Островского.

Образы мифологических персонажей в фольклорной традиции и их интерпретация А.Н.Островским в «Снегурочке»

Многие герои весенней сказки Островского соотносятся с традиционными персонажами восточнославянской мифологии. Других героев пьесы таковыми назвать нельзя, однако они носят своеобразные имена, вызывающие определенные ассоциации в сознании читателей или зрителей. Создавая свое произведение, Островский использовал образы традиционных фольклорных персонажей, но по-своему трактовал их. В отличие от фольклорных персонажей, которые были носителями конкретных, устойчивых черт и функций, герои пьесы А.Н.Островского «Снегурочка» наделены индивидуальными характерами. Оппозиции, членами которых являются эти персонажи, становятся не только функциональными и гендерными, но и характерными.

Сопоставление русской народной сказки о снегурочке и весенней сказки А.Н.Островского

Весенняя сказка Александра Николаевича Островского «Снегурочка» занимает особое место как в творчестве писателя, так и в русской драматургии вообще. Сказка – один из жанров устного народного творчества, она имеет свою особую структуру, свои законы (см. «Морфология сказки» В.Я. Проппа ). Островский на основе известного сюжета русской народной сказки создал совершенно новое, оригинальное произведение, сохранив в нем фольклорные традиции.

Существует как минимум 4 варианта народной сказки о Снегурочке. Для исследования мы выбрали наиболее простой и часто встречающийся сюжет: бездетные старики зимой вылепили из снега девочку , она ожила, стала их помощницей и приемной внучкой. Летом снегурочка пошла с подругами в лес на гуляние, прыгнула через костер и растаяла (Афанасьев А.Н. Русские народные сказки ). Вероятно, именно этот вариант трансформирован и развит в пьесе. Из другого варианта сказки Островский заимствовал лесных зверей, помогающих снегурочке.

Как отмечалось ранее, Островский, сохранив основные моменты фольклорного сюжета, трансформировал его, создав новое произведение, во многом расходящееся с народной сказкой. Во-первых, в пьесе гораздо больше персонажей, чем в сказке. Во-вторых, герои пьесы наделены характерами, автор пытается показать их психологию, что совершенно не характерно для фольклора. В-третьих, в пьесе присутствует любовный конфликт, участники которого противопоставлены друг другу по нескольким признакам. В-четвертых, в произведении Островского описано государственное образование, а не просто деревня. В-пятых, в пьесе гибнет не только Снегурочка, но и Мизгирь, и гибель героев более трагична, чем смерть девочки в народной сказке.

Итак, сделаем выводы. В народной сказке и в пьесе Островского «Снегурочка» совпадают две оппозиции, традиционные для восточнославянского фольклора: основополагающая оппозиция тепло – холод (Снегурочка – солнце) и противопоставление свой – чужой мир , представленное оппозицией дом – лес. Все остальные оппозиции в весенней сказке А.Н.Островского являются результатом изменения, дополнения и усложнения сюжета русской народной сказки.

Мифо-поэтические оппозиции

А.Н. Островский был достаточно хорошо знаком с русским устным народным творчеством. Совершая путешествие по Северной Руси, родине своих предков, Островский посетил несколько деревень, наблюдал жизнь, быт, традиции русских крестьян, интересовался фольклором. Вероятно, многое драматург почерпнул из трудов Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» и «Русские народные сказки» , которые были ему хорошо знакомы. Существует мнение, что одним из источников «Снегурочки» мог послужить роман П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» , содержащий художественную обработку мифа о древнеславянском боге Яриле. Так или иначе, очевидно, что Островский уверенно ориентировался в исходном материале: он знал сказку о тающей в пламени костра девочке-снегурочке, русские народные традиции, праздничные обряды и песни, а также мифо-поэтические оппозиции, характерные для русского фольклора.

I.Оппозиции.

Фундаментальной оппозицией в пьесе «Снегурочка» является противопоставление тепла и холода. Эта оппозиция бинарная и многоуровневая. Она выражена в сказке по-разному и многократно, имеет несколько подуровней. Именно на этой оппозиции базируется основной конфликт пьесы. Попытаемся выделить основные подуровни оппозиции:

1) Тепло – это . С наступлением теплого времени года оживает природа, дары которой в свою очередь являются источником жизни людей. Холод же губит жизнь, усыпляет природу, отнимает источники пропитания, способен убивать. Таким образом, оппозиция жизнь – смерть восходит к оппозиции тепло – холод. В «Снегурочке» животворное тепло противопоставлено мертвящему холоду.

2) Оппозиция зима-весна очевидным образом соотносится с теплом - холодом и жизнью – смертью. Так уже самой природой устроено, что холодному времени года противостоит теплое. Разделение года на два основных сезона издревле определяло образ жизни русских крестьян. В холодное время отдых, подготовка к грядущей страде, череда зимних праздников, в теплое время – основные работы, запасы на зиму, летние праздники. Мы не зря обращаем внимание на праздники. В весенней сказке островского смена сезонов отражена в обрядах и песнях, сопровождающих народные гуляния. Автор отразил в пьесе традиции Масленицы и Семика, то есть проводы зимы, встреча весны и лета. Это символично в произведении: холод уступает место теплу, жизнь сменяет смерть, пробуждается любовь…

3) В литературе часто встречается определение человеческого сердца как холодного или горячего. Человек с холодным сердцем – это существо бесчувственное, равнодушное, не способное к сильным эмоциям, а значит обделенное даром любви. Любовь свойственна людям с горячим сердцем. Такой человек наделен склонностью испытывать гамму ярких эмоций по отношению к окружающим, он иначе воспринимает мир и людей, нежели человек с холодным сердцем. Оппозиция любовь – равнодушие ярко проявлена в «Снегурочке». Всех героев пьесы можно разделить на способных и неспособных любить. Ко вторым относятся Снегурочка и Мороз, к первым – все остальные. Снегурочка и Мороз – порождения холодной зимы, остальным же милы теплые весна и лето. Между героями возникает непонимание и неприятие, развивается конфликт.

4) Разделение героев по признаку любовь – холодность влечет за собой ряд гендерных оппозиций:

а) На первых же страницах произведения мы встречаем два мифических персонажа – Весну и деда Мороза. Они являются олицетворениями холодного и теплого времени года. Весна несет с собой тепло и любовь , Морозу же и то и другое чуждо. Однако противоречие в оппозиции Мороз – Весна не самое острое. Будучи мужчиной и женщиной, они находят общий язык. Мороз откликается на легкомысленное кокетство Весны, и результатом их непрочного союза является дочь Снегурочка.

б) Снегурочка – существо с холодным сердцем. Ей незнакома любовь. Попав в мир людей , она сталкивается с теми, кто способен испытывать пылкие чувства. Оппозиция Снегурочка – Лель создает один из основных конфликтов в пьесе. Лель – пылкий юноша, любвеобильный, воспитанный Солнцем. Он постоянно жаждет любви и ласки. Снегурочка не может подарить их ему, хотя Лель ей очень нравится. Такая ситуация порождает конфликт Снегурочки и Леля и внутренний конфликт Снегурочки. И все-таки противоречие в этой оппозиции не достигает максимальной точки. Сердце Леля не разбито холодностью девушки, симпатия Снегурочки к юноше обусловлена его пригожестью и талантом.

в) Оппозиция Снегурочка – Купава не гендерная, но напряжение здесь нарастает. Пылкая, целиком отдающаяся любви Купава – полная противоположность холодной, сдержанной, скромной Снегурочки. Отличие девушек друг от друга приводит к возникновению двух любовных треугольников: Снегурочка – Купава – Мизгирь, Снегурочка – Купава – Лель. Ситуация очень конфликтная, из нее два выхода: гармоничный союз Купавы и Леля, гибель Снегурочки и Мизгиря. И то и другое реализовано в произведении.

г) Максимального накала противоречие достигает в гендерной оппозиции Снегурочка – Мизгирь. Девушка – воплощение холодности, в Мизгире кипят страсти. Ситуация усугубляется тем, что Снегурочка не просто равнодушна к Мизгирю, он ей неприятен, его напор и внезапные сильные чувства пугают ее. Желание Мизгиря обладать Снегурочкой сталкивается с ее нежеланием принадлежать. Страсть героя противопоказана холодному сердцу Снегурочки. Девушка и Мизгирь несовместимы настолько, что по волшебству возникающее ответное чувство Снегурочки приводит ее к смерти. Это наиболее негармоничное разрешение конфликта.

Все рассмотренные выше оппозиции являются реализациями основополагающей оппозиции тепло – холод.

Оппозиция Снегурочка – Мизгирь требует дополнительного внимания. Она проявляет себя как разновидность противостояния тепла и холода, но не исчерпывается этим. Здесь есть еще один уровень. Когда снегурочка, надев венок из волшебных цветов, обретает способность любить, на короткое время она перестает быть противоположностью Мизгиря по признаку любовь – холодность. Зато возникает другое противоречие: любовь самоотверженная – любовь эгоистичная. Мизгирь изначально заботится лишь о своих чувствах и об удовлетворении своих желаний. Полюбив Снегурочку, он навязывает себя ей, позже прибегает к применению силы. Настойчивость и безоглядность Мизгиря приводит к разладу Снегурочки с Купавой и Лелем. Снегурочка умеет жертвовать своим благополучием ради других. Подчиняясь приемным родителям, она против воли прогоняет Леля. Поняв важность умения любить, девушка готова пожертвовать жизнью за единый миг любви. Собственно, так она и поступает. Снегурочка знает, что лучи солнца растопят ее, но покоряется воле Мизгиря и идет с ним на поляну встречать Ярилу. А что же Мизгирь? Он хочет добиться прощения царя и доказать, что сдержал свое слово, покорил Снегурочку. Мизгирь упоен успехом, он не внимает ни страху, ни просьбам невесты и ведет ее прямо к погибели. В иной ситуации любовь жертвенная и любовь эгоистичная вполне могли бы сосуществовать и даже дополнять друг друга, но Островский распорядился иначе. Он столкнул два вида одного чувства и довел дело до трагической развязки.

Одной из наиболее важных оппозиций в весенней сказке Островского является противопоставление Снегурочка – Ярило. Ярило – бог солнца, плодородия, умирающей и воскресающей жизни. Его пора - лето. Ярило довольно жесток, требователен и мстителен. Культ этого божества подразумевал жертвоприношения, иногда кровавые. Все это отражено в рассматриваемой пьесе. С самого начала из речи Мороза мы узнаем о гневе Ярилы и его намерении убить Снегурочку. Позже о крайнем недовольстве бога солнца говорит царь Берендей. Причину дурной погоды, холодного, короткого лета он усматривает в охлаждении человеческих сердец, умалении любви. Что же так сердит бога солнца? Ярило отвечает прежде всего за плодородие, за продолжение жизни. А в мире людей наблюдается неприглядная картина. Любовь, закономерным следствием которой являются брак и рождение детей, сдает свои позиции в человеческих сердцах. Имеют место измены, взаимное охлаждение мужей и жен, равнодушие юношей и девушек друг к другу. Всему этому во многом поспособствовало рождение Снегурочки, а потом и ее появление в слободе и посаде берендеев. Снегурочка – порождение Мороза, она увеличивает собой стан сил Зимы и холода. К тому же Весна ради дочери потворствует злоупотреблениям Мороза. Разумеется, Ярило не может не гневаться. А раздражение свое жестокий бог вымещает на людях. Есть еще одно непримиримое противоречие между Ярилой и дочерью Весны и Мороза. Снегурочка – воплощенное целомудрие, которое абсолютно несовместимо с чувственной любовью, браком и рождением детей. Она существо, изначально противное Яриле, поэтому бог стремится ее погубить. Конфликт Ярилы и Снегурочки – это аллегория вступления в брак. Жених должен лишить невесту целомудрия, чтобы обрести возможность породить новую жизнь. Гнев Ярилы на снегурочку усиливает еще и то, что появление новой красавицы в слободе перессорило юношей с их невестами, то есть привнесло еще больше раздоров и холодности в отношении людей, расстроило не один брак. Конфликт непримирим, выходом из него является лишь устранение одного из участников. Бог силен и бессмертен, гибнет Снегурочка.

Весьма любопытна в пьесе Островского оппозиция свой – чужой мир. Это противопоставление наиболее характерно для фольклорных жанров, особенно для сказок. В весенней сказке оно выражено противопоставлением лес – дом , иначе лес – слобода и посад берендеев . Свой мир или дом – это мир людей, в котором не могут действовать потусторонние силы. Представителям иномирья сюда закрыт путь. Чужой мир или лес – опасное для людей пространство. Здесь обитают духи, боги, магические существа. Одни из них дружественны, другие нейтральны, третьи враждебны по отношению к людям. В «Снегурочке» свой мир представлен слободой, посадом и всеми берендеями. К чужому миру относятся лес, Мороз, Весна, Леший и другие обитатели чащи, Ярило. Бог солнца близок людям, они поклоняются ему. Тем не менее ярило чужд человеческому миру. Не просто так праздник в его честь устраивается на поляне посреди леса, а не в слободе или посаде. Особое положение между своим и чужим миром занимает Снегурочка. Она родилась и выросла в лесу, но может жить и среди людей. Впрочем, появление Снегурочки в своем мире вызывает в нем разлад. Мир людей отторгает представительницу иномирья. Оппозиция не нарушается.

Еще одна традиционная фольклорная оппозиция в «Снегурочке» - это свадьба – похороны. Свадебный и похоронный обряд были во многом схожи. Невеста отчасти сродни покойнику, она переходит из одного состояния в другое. В «Снегурочке» свадьба и похороны сведены максимально близко. Праздник в честь Ярилы должен увенчаться вступлением в брачный союз многих юношей и девушек. Но этот же момент в пьесе ознаменовывается гибелью Снегурочки и мизгиря. Более того, смерть Снегурочки является необходимой для благополучного свершения свадебного обряд. Непостижимым образом похороны Снегурочки и Мизгиря, нарушавших гармонию этого мира, вплетаются в языческий венчальный обряд перед лицом Ярилы. Такое тесное соседство смерти и свадьбы в пьесе можно объяснить особенностью культа бога солнца. Ярило – божество продолжающих друг друга жизни и смерти.

Анализируя оппозиции в пьесе «Снегурочка», следует остановиться на противопоставлении предки – потомки. Предки выступают как хранители и защитники старины, потомки – представители нового времени, носители изменившихся нравов. Иначе эту оппозицию можно представить как старина – современность . В сказке Островского предками допустимо назвать царя Берендея и отца Купавы Мураша. О них мы слышим рассказы о том, как жилось раньше. Мураш говорит о честности и верности слову прежних берендеев. Царь придерживается мнения, что во времена его молодости люди больше любили друг друга и все в мире было хорошо и правильно. Потомки в пьесе – вся молодежь. Окружающую действительность им не с чем сравнивать, и они воспринимают все как должное. Происходит неизбежное столкновение нравов. Поведение Мизгиря, Елены Прекрасной, юношей и девушек не нравится мудрому царю, а Берендей наделен властью и пытается изменить ситуацию. Впрочем, особого сопротивления ему никто не оказывает. Молодежь проникается духом праздника в честь Ярилы , настроением любви и весны. Торжествует справедливость.

Таковы основные оппозиции в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка».

II. Классификация оппозиций.

Оппозиции в весенней сказке можно разделить на две группы:

1)Противопоставления, характерные преимущественно для фольклорных жанров.

2)оппозиции, прочно обосновавшиеся в художественной литературе.

Разумеется, такая классификация весьма условна. Большинство оппозиций в «Снегурочке» так или иначе соприкасаются с фольклором. Однако некоторые из них имеют явную мифологическую окраску. К таким противопоставлениям относятся все гендерные оппозиции, участниками которых выступают сказочные существа, а именно Весна – Мороз, Снегурочка – Ярило. Этой же группе принадлежит противопоставление свой – чужой мир. Данная оппозиция крайне редко выходит за пределы фольклорных жанров. Исключение составляют произведения писателей-романтиков, рыцарские и фантастические романы, в которых обязательно присутствует другой мир. Впрочем, такие произведения чаще всего базируются на фольклоре и близки к мифам, сказкам, быличкам, легендам, преданиям. Еще одна фольклорная оппозиция – это свадьба – похороны. Исконные свадебные и похоронные обряды очень долго сохранялись в крестьянской среде, но в дворянском, а позже и в современном обществе им не нашлось места. Вследствие этого обряды, их сходство и оппозиция свадьба – похороны в литературе почти не отражены. Рассматриваемое противопоставление осталось принадлежностью фольклорных жанров.

Ко второй группе оппозиций из пьесы «Снегурочка» относятся противопоставления, чья принадлежность к мифологии оказалась непрочной. Речь идет о противопоставлениях, перекочевавших из фольклорных жанров в художественную литературу. Например, оппозиция тепло – холод в ее гендерных и характерных выражениях стала вполне традиционной для многих литературных жанров. Пожалуй, нагляднее всего она проявляется в сентиментальных романах и повестях (например, «Чувствительный и холодный» Н.М. Карамзина). В основе таких оппозиций лежит противопоставление любовь – равнодушие, восходящее к теплу – холоду. Таким образом, оппозиции Снегурочка – Лель, Снегурочка – Купава, Снегурочка – Мизгирь, любовь – безразличие можно назвать в большей степени поэтическими, нежели мифологическими. К данной группе следует отнести и оппозицию предки – потомки. Конфликт отцов и детей, старого и нового поколений, устаревших и современных убеждений и нравов многократно обыгран поэтами и писателями (например, «Отцы и дети» И.С. Тургенева). Различие между предками и потомками – неизбежное и естественное явление в человеческом обществе. Это связано с постоянным развитием науки, культуры, религии и, как следствие, самих людей. Каждое новое поколение в чем-то опережает предшествующее , возникает несовпадение убеждений, часто приводящее к конфликтам. Наверное, так было всегда, поэтому оппозиция предки – потомки характерна и для древних фольклорных жанров, и для современной литературы.

III. Функции оппозиций.

Как отмечалось ранее, пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» основана на оппозициях. Такое построение произведения не может быть случайным. Каждая оппозиция должна выполнять ту или иную функцию. Попытаемся определить, для достижения каких целей служат противопоставления в весенней сказке.

А.Н.Островский, назвав свою пьесу сказкой, обязал себя следовать определенным традициям фольклорного жанра. Участниками многих оппозиций в пьесе являются мифические и сказочные существа: Снегурочка, Мороз, Весна, Леший, Ярило. Согласно сказкам, мифам и народным поверьям, они противостояли и друг другу, и людям. Оппозиции с участием иномирных существ мифологизируют пьесу Островского, превращают ее в сказку. Этой же цели служит противопоставление свой – чужой мир, иначе дом – лес. Данная оппозиция является отличительной чертой фольклорных жанров, ее наличие в произведении Островского позволяет отождествить пьесу со сказкой. Оппозиция свадьба – похороны тоже сближает пьесу с фольклором.

Сюжет «Снегурочки» Островского лишь очень отдаленно напоминает сюжет русской народной сказки о девочке, слепленной стариком из снега и растаявшей в пламени костра. Автор пьесы по-новому взглянул на фольклорный сюжет, трансформировал его, создал неомиф (см. Доманский Ю.В. Словообразующая роль архитипических значений в литературном тексте ). Одним из средств выполнения этой задачи стали оппозиции. Ведущая роль в весенней сказке отведена любовному конфликту и его участникам, чего нет в народной сказке. В основе этого конфликта – характеры героев, их способность или неспособность любить, теплота или холод в их сердцах. Сталкивая Снегурочку с Лелем, Купавой и Мизгирем, Островский создает совершенно новый сюжет сказки.

В народной сказке конфликт Снегурочки и Ярилы не обозначен, однако и там снежная девочка боится тепла и солнечных лучей, прячется от них, грустит с приходом лета. Островский в своей пьесе использует этот мотив, развивает его. В сказках всегда доминирует действие , а сложность и глубина конфликта, мотивы героев остаются без внимания. Островский же пытается показать все аспекты конфликта. Для этого он вводит оппозицию Снегурочка – Ярило и усложняет сюжет. Анализируя это противопоставление, мы понимаем всю сложность противостояния тепла и холода, Лета и Зимы в славянской мифологии.

Определяя функции оппозиций в весенней сказке, необходимо помнить, что участницей большинства противопоставлений является Снегурочка. Это девушка-существо оксюморонное, так как приходится дочерью Весне и Морозу, которые противостоят друг другу. Снегурочка холодна, но умеет ценить дружбу, талант. У девушки ледяное сердце, однако она хочет любить и получает такую возможность. Дочь Весны и Мороза никому не желает зла, но причиняет множество неприятностей окружающим ее людям. Снегурочка – порождение чужого мира, и все-таки она вполне способна жить среди берендеев. Все в Снегурочке противоречиво и одновременно гармонично слито воедино. Возникает впечатление, что в образе главной героини воплощена двойственность культуры и верований русского народа. Для русской мифологии характерно сочетание несочетаемого, например: брачные союзы враждебных друг другу существ, возможность человека посещать иной мир, взаимодействовать с его представителями и возвращаться обратно. Противоречивы даже функции богов: Ярило несет и жизнь, и смерть; Велес покровительствует и купцам, и ворам. Сами языческие божества принимают то мужской, то женский род. Яркий пример амбивалентности русской народной культуры – феномен двоеверия, гармоничное сочетание языческих верований, обрядов и праздников с христианскими. Вероятно, Островский использовал оппозиции, чтобы отобразить в пьесе противоречивый дух русского народа.

Наконец, рассмотрим главную функцию оппозиций в весенней сказке. Противопоставление подразумевает столкновение, столкновение ведет к конфликту, наличие конфликта является главным условием развития сюжета. Нельзя забывать, что «Снегурочка» - это пьеса. Здесь преобладает действие, и конфликт должен быть ярко выраженным и максимально острым. Все это в полной мере обеспечивается построением пьесы на оппозициях. Использование различных противопоставлений дало автору возможность создать не только основной конфликт, но и несколько второстепенных конфликтов, углубляющих главный и усложняющих сюжет.
Заключение
Итак, нам удалось справиться с поставленной задачей. Мы выделили и рассмотрели основные оппозиции в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка», классифицировали их и попытались определить их функции в произведении. Некоторые оппозиции в весенней сказке имеют несколько значений и выполняют не одну функцию. Можно сделать вывод, что оппозиции в рассматриваемом произведении сплетаются в сложную систему, компоненты которой дополняют, поясняют, усложняют и углубляют значения друг друга. Использование оппозиций помогло автору создать выразительную картину нравов и верований русского народа в дохристианскую эпоху. Кроме того, именно оппозиции определяют двойственный характер самой пьесы: «Снегурочка» - это реалистичное изображение народной жизни в фантастической форме. На одних оппозициях базируется правдоподобие произведения, на других – его сказочность. Позволим себе заключить, что без мифо-поэтических оппозиций не было бы и пьесы «Снегурочка», во всяком случае, такой, какой она известна нам.

Опираясь на фольклорный материал, А.Н. Островский создал произведение, в котором ярко отражены традиции, обряды, песни, верования и мировоззрение древних славян. Поскольку « Снегурочка» - художественное произведение, автор позволил себе по-своему интерпретировать некоторые мифические персонажи. Островский создал новые, еще более красочные образы и постарался максимально полно раскрыть их. Герои Островского оказались очень запоминающимися и стали ассоциироваться в сознании читателей с мифологическими персонажами, вытесняя традиционные представления о них. Образы, созданные Островским в весенней сказке, оказали значительное влияние на дальнейшее использование сюжета сказки о Снегурочке другими писателями.

Можно сделать вывод, что пьеса « Снегурочка» стала одним из образцов для создания новых мифологизированных произведений.

Использованная литература

1. Леви-Стросс Клод. Структурная антропология. Москва, 2005.

2. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. Москва, 1974.

3. Островский А.Н. Снегурочка: пьеса. Вступительная статья, подготовка текста и примечания Л.М.Лотман. Ленинград, 1989.

4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Ленинград, 1928.

5. Толковый словарь / под ред. Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. Москва, 2005.

6. Энциклопедия Мифология/ под ред. Мелетинского Е.М. Москва, 2003.

7. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Москва, 2004.

8. Словарь славянской мифологии / под ред. Е.Грушко и Ю.Медведева. Нижний Новгород, 1995.

9. Капица Ф.С. Тайны славянских богов. Москва, 2007.

10. Толковый словарь живого великорусского языка / под ред. В.И.Даля. Москва, 1995.

11. Большой толковый словарь / под ред. Ушакова Д.Н. Москва, 1989.

12. Энциклопедия Мифы народов мира / под ред. Токарева С.А. Москва, 1992.

13. Холодов Е.Г. Язык драмы. Москва, 1978.

14. Топоров В.И. первобытные представления о мире. Москва, 1984.

15. Словарь культуры ХХ века/ под ред. Руднева В. Москва, 1998.

16. Мельников-Печерский. В лесах. Москва, 1998.

17. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Тверь, 2001.

18. Лотман Ю.М. Феномен культуры. Таллин, 1992.

19. Бакулина А.В. Бинарность как основная черта методологии Клода Лева-Стросса. Киров, 2010.

20. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Москва, 1994.

21. Елкина М.В. Сказочный сюжет «Снегурочка» в интерпретации русских писателей. Омск, 2009.

22. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. Москва, 1999.

23. Леви-Стросс К. Мифологики: Сырое и приготовление. Москва, 2006.

24. Леви-Стросс К. Мифологики: От меда к пеплу. Москва, 2007.

25. Леви-Стросс К. Мифологики: Происхождение застольных обычаев. Москва, 2007.

26. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869.

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», историю и интересные факты об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги


Краткое содержание «Снегурочки»


В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.


Купава опозорена, и не может оправиться от горя. Соседи советуют ей идти к мудрому царю Берендею. Их философская беседа о том, стоит ли любить и верить, трогательна и сострадательна. Призвав Мизгиря на суд, Берендей не может решить дилемму: как можно против воли заставить человека любить? На что Мизгирь предлагает царю взглянуть на Снегурочку, виновницу беды. С одного взгляда на нее царь понимает, кто перед ним стоит. Она – причина того, что Бог Ярило насылает на царство испытания. Берендей дает указ: до утра следующего дня (дня праздника Ярилы) кто-то должен растопить ледяное сердце Снегурочки – влюбить ее в себя. Выполнить задачу берется Лель, пастух, поющий сладостные песни. Мизгирь упрашивает дозволения тоже попробовать.

Снегурочка тянется к Лелю, с которым подружилась. Но он внезапно обращает свой взор на Купаву. И это больно ранит Снегурочку. Она начинает испытывать доселе неизведанные чувства. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.


Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.

Теперь Берендей уверен, что тяготы его народа позади. Жизнь продолжается. Опера завершается хоровой сценой, изображающей счастливый освобожденный от проклятия народ, поющий гимн «Свет и сила, Бог Ярило!».


Продолжительность спектакля
I - II Акт III - IV Акт
45 мин. 55 мин.

Фото :

Интересные факты:

  • Работа над оперой была завершена 31 марта 1881 года – в день пятидесятилетия композитора.
  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова .

Знаменитые арии и номера из оперы «Снегурочка»

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) - слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) - слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) - слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) - слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) - слушать

История создания «Снегурочки»

К работе над оперой приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.


Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского , написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.


Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Музыка


С раннего детства очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.


Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты ), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

Иносказания в сказке и опере


О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.

Аллегории в сказке:


Оперу «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием. был настоящим патриотом своей Родины, объехав полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа. Его эстетическим идеалом и стремлением было сохранять традиции русского фольклора, подчеркивать его. Изобретая новые художественные приемы и композиторские техники, он стремился поставить в центр своего творчества народное чувствование красоты. И в «Снегурочке» ему это удалось на славу.

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Снегурочка»

Как персонаж она нашла отражение в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке. А образы сказки «Снегурочка» в живописи стали олицетворением внешнего образа девушки.

Снегурочка: происхождение героини

Только российская новогодняя мифология имеет в своем составе положительного героя женского пола. Несмотря на ее уникальность, происхождение ее окутано тайной. Существует три самых популярных теории, которые не только никак не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве наглядно описывают все три теории.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же - дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Слепленная из снега девочка

В.И. Даль писал, что на Руси снегурками, снеговиками и снегирями именовали птах (птиц), которые зимовали в лесах. Кроме того, он отметил, что это «складенные из снега болваны». Согласно В.И. Далю, эти болваны имели образ человека.

Примечательно, что слова Даля обобщенно характеризуют все образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Образ слепленной стариками из снега девушки появился после крещения Руси.

«Снегурочка» - сказка Островского, она является самым популярным отражением рассматриваемого нами персонажа. Однако произведение не является единичным и уникальным.

Русская народная сказка «Снегурушка» показывает нам героиню, которая родилась от прямого соприкосновения с печуркой: бабка и дед...

В.И. Даль в своей сказке «Девочка Снегурочка» так преподносит рождение героини:

Мифологизированный образ застывших зимних вод

Жарникова С. В., этнолог, считает, что образ Снегурочки нашел свое первое отражение в боге Варуне. Светлана Васильевна объясняет это просто: Снегурочка - верная спутница Деда Мороза, а он берет начало во временах Варуна. Поэтому Жарникова предполагает, что Снегурка - есть воплощение замерших (зимних) вод. Ее происхождению соответствуют и ее традиционные одеяния: белые одежды в сочетании с серебряным орнаментом.

Снегурочка - прообраз Костромы

Некоторые исследователи связывают нашу героиню со славянским обрядом похорон Костромы.

Что общего в образах Костромы и Снегурочки? Сезонность и внешний образ (в одной из интерпретаций).

Кострому изображают молодой женщиной в белоснежных одеяниях, в своих руках она держит дубовую ветвь. Чаще всего показана в окружении множества людей (хоровода).

Именно этот лик Костромы роднит ее со Снегурочкой. Однако соломенное чучело женщины (второе изображение Костромы) также имеет много общего со снежной девой. Считается, что игрища заканчиваются сожжением чучела: это означает, что зиме конец - грядет весна. Аналогично заканчивает свой годовой цикл и Снегурочка: тает, прыгнув над костром.

Что еще общего у Снегурочки и Костромы? Кострома - это не только женский фольклорный образ, но и город Центрального федерального округа России, являющийся родиной внучки Деда Мороза.

Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка»

В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка».

Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка»раскрывает образ девушки немного с другой стороны, нежели произведения русского фольклора.

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

«Весенняя сказка» А.Н.Островского ожила и приобрела свою мелодичность благодаря композитору, имя которого - Н. Римский-Корсаков.

После первого прочтения пьесы композитор не вдохновился ее драматизмом, но уже зимой 1879 года задумался о создании оперы «Снегурочка».

Здесь начинают свой путь образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.

Первым художником, запечатлевшим образ сказочной русской красавицы, можно назвать В.М. Васнецова. Именно он выполнял декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной на сцене Большого театра.

Вдохновленный оперой Виктор Михайлович не только создал декорации к постановке, но и стал автором отдельного произведения: картины «Снегурочка» (1899).

Васнецов - не единственный художник, воплотивший в жизнь образы сказки «Снегурочка». Эскизы костюмов и декораций принадлежат перу Н.К. Рериха. Он четыре раза занимался оформлением пьесы «Снегурочка».

Первые версии оформления (1908 и 1912) Н.К. Рериха переносили зрителя в мир древней дохристианской Руси, когда в обществе царило язычество и безоглядно верили в сказки. А постановка 1921 года отличалась более современным (по тем годам) видением сюжета.

К созданию образа Снегурки приложил кисть и М.А. Врубель.

В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, М.А. Врубель - живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый повязку на волосах светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку.

Образ снежной девушки запечатлели на своих полотнах художники: Александр Шабалин, Илья Глазунов, Константин Коровин.

В.М. Васнецов - образы сказки «Снегурочка»

Виктор Михайлович создал образ Снегурочки, состоящий из сарафана и обруча на голове. Примечательно, что росписью девичьего одеяния занимался сам художник. Его кисти принадлежат и многие части декораций. Позже искусствоведы скажут, что В.М. Васнецов стал полноправным соавтором спектакля.



Вверх