Смешон или страшен Молчалин? Грибоедова "Горе от ума"). Жалок или страшен Молчалин? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Чем страшен молчалин

Появление в начале 19-го века комедии Грибоедова «Горе от ума» открыло новую веху в истории русской литературы. Все созданные писателем персонажи имеют не только литературное, но и общественное значение. Герои комедии разделены на два лагеря: «век минувший» и «век нынешний», но есть и такие, которых некуда отнести. Например, Молчалин Алексей Степаныч , он еще не дворянин с барскими замашками, но уже активно метит на это место. Для него самое главное добиться какого-нибудь выгодного чина, а уж каким путем, это вопрос второстепенный.

Молчалин готов врать, предавать, льстить, заискивать и прибегать к любым хитростям, лишь бы достичь желаемого. Тип таких людей стал одним из самых распространенных на Руси после Отечественной войны 1812 года. Обществом все еще управляли представители «века минувшего», гордо называвшие себя патриотами своей страны и при этом употреблявшие в речи иностранные словечки и носившие одежду по выкройкам от франузских модисток. Другим недостатком людей так называемого «фамусовского общества» было пренебрежение учением и образованием. Люди, занимавшие самые высокие чины, могли быть абсолютны безграмотными и невежественными.

Однако на смену этому поколению зарождалось новое течение активистов, которые несли с собой «свет ученья», любовь к отечеству и свободу крестьянам. Этих людей автор отнес к «веку нынешнему», так как в них он видел надежду на лучшее будущее и зарождение справедливого общества. К сожалению, пока существовали такие характеры как Молчалин, «век минувший» мог спокойно развиваться и процветать. Этот герой нечасто высказывает свое мнение, ведет себя довольно покорно и дружелюбно, и только очень умный и проницательный человек может заметить, что кроется за этой маской. Таким разоблачителем для него стал А. А. Чацкий , но его не хотели слушать.

Достаточно увидеть неподдельное отчаяние Софьи в миг, когда она узнала, что горячо любимый ею Молчалин ухаживал за ней только из-за возможности подняться по служебной лестнице. После этой сцены совершенно очевидно, что такие типажи не смешны, какими они могут показаться, когда льстят при каждой возможности и пытаются прислуживать даже собачке дворянской масти, а страшны и опасны. В действительности, изображая Молчалина, автор хотел показать обобщающий образ мелкого чиновника, унижающего себя перед высокими должностными лицами, чтобы продвинуться по службе. Как видим, такой образ не только смешон со стороны, но и трагикомичен.

Его поступок по отношению к Софье оказался самым подлым и с точки зрения читателя заслуживает смеха и презрения. В конце произведения мы узнаем, что он тайно влюблен в Лизу , а сам все это время ухаживал за дочкой хозяина, в надежде завоевать ее сердце и получить повышение. Не заслуживает уважения и его последующее действие, когда он пытается отпираться и отрицать сказанное, дабы не потерять расположения Софьи. Одним словом, этот герой сплошь представлен порочным и подлым. На мой взгляд, он опасен и далеко не безобиден. Такие, как он, быстро «возрождаются» и вновь приступают к реализации своих планов, поэтому они скорее страшны, чем смешны.

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

А. С. Грибоедов

Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведени-ем «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до кон-ца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.

Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза... Все они по-своему интересны. Но самым интри-гующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество как Молчалин.

Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то кон-торе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге, и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым. Благодаря его покровительству он переведен в Москву, получил чин асессора. Живя в доме Фамусова, Молчалин смог втереться в доверие даже к Татьяне Юрьевне, перед которой трепетал сам Фамусов, и к знаменитому Фоме Фомичу. Последний при трех министрах служил в Петербурге, а затем был переведен в Москву, где и зажил в свое удовольствие. Именно так зажил, как мечталось зажить когда-нибудь Молчалину: «награжденья брать и весело пожить».

Пользуясь покровительством Фамусова, Молчалин, однако, не способен чувство-вать благодарность за благодеяния. За спиной своего благодетеля он пытается, и не-безуспешно, соблазнить его дочь, хотя и не испытывает к ней никаких нежных чувств. Чем же объясняется интерес Алексея Степановича к Софье? Думаю тем, что Молча-лину, несмотря на всю его изворотливость, нелегко добывать чины. При богатой неве-сте его дела пойдут лучше. И чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким «мужем-мальчиком, мужем-слугой», уступчивым, скромным и тихим. Молчалин — идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять.

Что представляет собой Молчалин? Страшен он или жалок? Полагаю, скорее стра-шен, чем жалок. Даже его знаменитый талант — «умеренность и аккуратность», не-сет в себе угрозу. Если подумать, то ни в умеренности, ни в аккуратности ничего пре-досудительного нет. Все дело в том, как эти «таланты» выглядят на фоне общего поведения героя. Анализируя поступки Молчалина, понимаешь насколько непрост и опасен этот человек. Опасен в том смысле, что выражает многие типичные черты сво-его поколения — Молчалины никогда не переведутся в обществе. Живучесть их со-стоит в том, что они всегда найдут для себя почву. В Молчалине не сразу разгадались его отвратительные качества. Он может быть незаметным и потихоньку, вкрадчиво, плести свои сети. Материал с сайта

В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам. Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии уладить конфликт. Утрачена любовь обманутой им Софьи. Не исключено, что Софья расскажет Фамусо-ву правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалина.

В жизни очень часто негодяи, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы. Этим они и страшны.

Я думаю, заслуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от молчалиных, учит разбираться в людях. Хочется верить, что финальная сцена комедии поможет кому-то избежать такого глубокого разочарования, которое пришлось пережить глав-ной героине комедии «Горе от ума».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • жалок или страшен молчалин в комедии горе от ума
  • сколько лет молчалин жил в доме фамусова
  • сочинение на тему жалок или страшен молчалин?
  • смешон или страшен молчалин?
  • горе от ума жалок или страшен молчалин сочинение

А.С.Молчалин-один из главных героев комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".Секретарь Фамусова, живущий у него в доме, не дворянин по происхождению, является типичным представителем Фамусовского общества и полной противоположностью А.А.Чацкого.

Главная и единственная цель Молчалина-карьера, ради которой он готов на всё:на прислуживание, угождение всем, унижение, обман.

За своё прислуживание он получил чин асессора и три награждения.Другим представителем Фамусовского общества нравятся его скромность, покорность и желание всем угодить, поэтому Молчалин находится в дружеских отношениях с окружающими людьми.

Молчалин очень гордится своими "умеренностью и аккуратностью", достижениями в карьере и хвастается ими при удобном случае.

Молчалин держит при себе и никогда не высказывает своё личное мнение, он объясняет это тем, что "в его лета не должно сметь своё суждение иметь, в чинах он небольших".Молчалин труслив, боится опозориться в обществе, ведь "злые языки страшнее пистолета".

В произведении Молчалин также является соперником Чацкого в любовном треугольнике с Софьей.Девушка искренне любит секретаря за его "застенчивость, стыдливость, доброту".

Чацкий никак не может понять, почему такая умная и образованная девушка, как Софья, полюбила пустого льстеца Молчалина.

Но действительно ли Молчалин также искренне любит Софью, как она его?Он открывает своё истинное лицо лишь в конце произведения, когда остаётся наедине с Лизой.Молчалин признаётся служанке, что он на самом деле любит её, а притворяется влюблённым в Софью только ради личной выгоды.

Низкий подлый обман Молчалина и становится причиной "мильона терзаний" Чацкого и Софьи.Сначала он кажется смешным, но когда понимаешь, что Молчалин ради своей выгоды готов пойти на любые подлые поступки и обманы, что ему всё равно на чувства других людей, он становится страшен.Такие люди, как Молчалин, есть во все времена, и наше время, к сожалению, не исключение.

Хитрость - это гибрид глупости
с развитым житейским чутьём.
В. Борисов.

Комедия «Горе от ума» была написана в начале XIX века. Замысел произведения возник у Грибоедова в ту эпоху, когда в России началось зарождение тайных политических обществ. Сам писатель, как известно, был сторонником декабристов, и в «Горе от ума» он изобразил столкновение человека передовых взглядов с реакционной массой дворянства.
Главный герой комедии – Чацкий – противопоставлен «фамусовскому обществу». Одним из самых ярких представителей этого общества является Молчалин – ровесник Чацкого, «тихоня», стремящийся, однако, во что бы то ни стало «выйти в люди».
На первый взгляд, Алексей Степанович Молчалин достоин лишь презрения и жалости, настолько он кажется ничтожным. Однако в финале произведения мы видим, что он одерживает моральную победу над благородным и пылким героем. Так смешон или страшен Молчалин?
На мой взгляд, создавая характер этого героя, Грибоедов стремился показать влияние чиновничьей морали на характер и поведение человека. Молчалин - секретарь Фамусова, «состоит» в его департаменте и «числится по архивам». С детства Алексея Степановича учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Именно поэтому он пресмыкается перед своим благодетелем Фамусовым и всеми членами его семьи. Но, кроме этого, Молчалин возводит в культ каждое слово, сказанное местными московскими «авторитетами» - княгиней Марьей Алексеевной, старухой Хлестовой и прочими.
Во многом благодаря этому герой имеет уже чин асессора, «три награжденья» и продолжает идти к «степеням известным». «Умеренность и аккуратность» - вот спутники этого персонажа. Ему недоступны, в отличие от Чацкого, прогрессивные, новаторские идеи, он не стремится к духовному и умственному развитию. У Молчалина другие идеалы, которые он всеми силами воплощает в жизнь.
Так, Алексей Степанович считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам – всеми возможными способами. Не зря ведь Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи - Молчалин готов на все «в угодность дочери такого человека». Но он трус и не решается «пойти дальше», а лишь прислуживает Софье, как собачонка. Но – и это очень важно – герой не понимает, что поступает по отношению в Софье глубоко непорядочно. Мы помним, что девушка искренне влюблена в Алексея Степановича, а тот лишь притворяется, стараясь угодить дочери начальника.
Размышляя над образом Молчалина, на ум часто приходят слова Сергея Довлатова: «Рожденный ползать - летать не хочет». Они хорошо характеризуют жизненную позицию этого персонажа. Зачем стремиться к высоким идеалам, если всё решается гораздо проще? Молчалин помнит, что «…чтобы чины добыть, есть многие каналы»:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...
Алексей Степанович следует заветам, завещанным ему его отцом: «угождать всем людям без изъятья». Вот он и старается - льстит всем, кто может быть полезным, считает, что «в его года не должно сметь свои суждения иметь». Но с теми, от кого нельзя получить выгоду, Молчалин уже не столь покладист. Так, со служанкой Лизой он повеса, забывающий о робости и воспитанности:
Помада есть для губ, и для других причин
С духами скляночки: резеда и жасмин.
Лиза игнорирует фамусовского секретаря, он ей несимпатичен, она и Софью предостерегает от любви к секретарю отца. В конце концов, дочь Фамусова убеждается в низости своего возлюбленного и просит его покинуть дом до зари. Однако в глазах самого Фамусова Молчалин до конца остаётся безупречным. И, видимо, расскажи Софья обо всем отцу, он не поверил бы ей. В этом и заключается, кроме всего прочего, сила молчалиных – их нельзя разоблачить!
Поначалу кажется, что суть характера этого героя заключается в его «безупречном» лицемерии. Но на самом деле Молчалин… искренен! Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать-то нечего. Он ничтожен, но не хитрит, не интригует, он просто живет по отцовским заветам.
Юноши грибоедовской эпохи, с которых автор писал своего героя, искренне полагали важным не иметь своего мнения ни о чем, ни в коем случае никому не противоречить, быть со всеми в добрых отношениях. Они искренне верили, что их долг - молчать, слушать и слушаться. Что самое удивительное и страшное, «молчалины блаженствуют на свете»! В 1833 году К. А. Полевой писал: «... осмотритесь: вы окружены молчалиными».
Этот «жалкий» герой к финалу комедии проявляет свое истинное – страшное - лицо. Однако, на мой взгляд, трагедия заключается не в том, что Молчалин плох, а в том, что таких, как он, - много. И именно они, эти ничтожные людишки, выдвигаются государством на первый план, именно их глупая, мелкая, подлая и пустая смиренность ценится больше подлинного ума и таланта. Страшен не Молчалин, а молчалины. Они заражают и разлагают общество, но они же были рождены этим обществом. Значит, чтобы избавиться от молчалиных, нужно перевоспитывать не их, а себя, переоценивать собственные ценности, и тогда быть молчалиным станет не нужно и позорно.

Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделяют ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.

Задумаемся, что представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?

Вначале мы знакомимся с ним в основном благодаря характеристикам, данным ему другими персонажами пьесы.

Доволен им Фамусов, поручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей.

Влюбленная Софья отмечает, что он

Уступчив, скромен, тих,

В лицо ни тени беспокойства

И на душе поступков никаких.

Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккуратность - его главные таланты.

И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:

Конечно, нет в нем этого ума…

Имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого.

Но как ошибалась она! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чацким, фамильярным с Лизонькой.

Кажется, что только со служанкой он полностью искренен, открывая свою жизненную позицию:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуго его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, во избежание зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин: угодничество - вот главное в его философии.

Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной самому себе.

Он находчив и осторожен; старается скрыть от посторонних отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теряется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение.

Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин вскоре переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает, советует

Вам не дались чины, по службе неуспех? -

С иронией спрашивает он, А вот и совет:

Ну, право, чтобы вам в Москве служить И награжденья брать, и весело пожить?

Молчалин не только не влюблен - он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…

И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе хладнокровно отвечает:

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели - хорошо, мягко, сладко, устроиться в жизни.

И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, мешает осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо.

Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:

Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.

Итак, поражение Молчалина, по всей видимости, временное. Его простят, И достижение жизненной цели станет ещё сладостней.

Молчалин - антитеза Чацкому. Но как верно сумел предвидеть Грибоедов в этих образах два пути, по которым пойдут люди: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины - смирение и покой.

Итак, нам некого жалеть: не жалкий, а хитрый и изворотливый, удивительно живучий тип перед нами. Оглянитесь вокруг. Разве среди окружающих вас людей нет современных молчалиных?!



Вверх