Сказочный кот людоед обладающий волшебным голосом. Факты о котах из сказок. Произведения, в которых встречается существо

Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.

История создания

Кот Баюн – сказочный персонаж, кот-людоед, чьи размеры сложно вообразить. Он обладает магическим голосом, которым усыпляет встречающихся ему путешественников. Кот убивает соперников и не гнушается легкими жертвами, которые не в силах бороться с его чарами. При этом герой, в чьих силах окажется победить кота, может получить спасение от любых недугов, потому что сказки четвероногого – целебны.

Баюн – означает «рассказчик, говорун». Глагол «баять» истолковывается как «говорить» или «убаюкивать». Животное сидит на высоченном железном столбе посреди мертвого леса, что раскинулся за тридевять земель, в тридесятом царстве. В округе нет живых существ.


Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные , и сочинения . Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.

Образ и характер

Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.


Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.

Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.

В славянской мифологии

Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.


Столб, на котором сидит животное, в сказке заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.

Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.


Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.

Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя . Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.


В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.

Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.


Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий. Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции. Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.

Русский фольклор неизмеримо богат песнями, преданиями, танцами, сказками. Последние представляют собой бесценный пласт народной мудрости. Её носителями выступают самые разные сказочные персонажи. Довольно колоритным среди них является кот Баюн. Он присутствует в большом количестве русских народных сказок. Рассказчики всегда изображали его в виде кота-людоеда, имевшего огромные размеры.

Этот жестокий страшный кот любил сидеть на столбе, чаще всего железном. Греясь на солнышке, он терпеливо поджидал путников. Завидев пилигрима, начинал довольно мурлыкать, предвкушая удовольствие. Ничего не подозревающий путешественник приближался к коту, а тот, распушив хвост, начинал тихим красивым голосом рассказывать сказки и предания.

Голос его обладал волшебной силой. Он убаюкивал человека, погружал в дрёму, делал податливым и беззащитным. В конце концов, путник крепко засыпал, а страшный кот спрыгивал со своего столба, выпускал огромные крепкие когти, разрывал ими несчастного на части и поедал тёплую плоть, плотоядно урча. Вот такие ужасы он вытворял, и не было на него управы.

Само слово «баюн» всегда ассоциировалось с говоруном и краснобаем. Произошло оно от русского глагола «баять» – баюкать, усыплять. Поэтому страшному коту и дали такую кличку. Ведь Баюн как раз и занимался тем, что баюкал, усыплял человека, а затем совершал над ним насильственные действия и лишал жизни.

Обитал кот-людоед за тридевять земель в тридесятом царстве. Вокруг простирался глухой лес, где не было ни зверей, ни птиц. Лесную чащу прорезала узкая дорога, ведущая к столбу, с сидящим на нём чудищем. Считалось, что если кто-то победит кота, то получит спасение от всех болезней. Поэтому многие добрые молодцы отправлялись в далёкие земли, мечтая одержать победу над чудовищем, но погибали, одурманенные волшебным голосом Баюна.

Однако у всех русских народных сказок был счастливый конец. А раз так, то всегда находился молодец, который не поддавался чарам жуткого людоеда. Одним из таких героев являлся Иван-царевич. Он отправился в далёкие земли, чтобы сразиться с чудищем. Увидев его, кот Баюн начал рассказывать сказки своим волшебным голосом. Но царевич надел на голову железный колпак, натянул на руки железные рукавицы и бесстрашно бросился на людоеда.

В этой схватке добрый молодец победил. Измотал он кота, лишил сил, и тот жалобно запросил пощады. Пообещал, что выполнит любое желание Ивана-царевича. Тот забрал кота с собой, привёл к отцу во дворец, и когда-то грозное чудище стало безропотно и покорно служить царю. Сказки ему рассказывало, от разных болезней исцеляло.

Вот такой он был – этот сказочный персонаж кот Баюн. Жуткий, страшный, жестокий по отношению к слабым и беззащитным. Но, как говорится, молодец среди овец, а против молодца и сам овца. Тот, кто побеждал кота-людоеда, становился его полновластным хозяином и господином. Превращалось чудище в послушное и услужливое животное, тратящее свой целебный дар на благие цели.

Станислав Кузьмин

Кот Баюн

Изображение

Этимология

Что означает название существа?

Кот Баюн - Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»

Внешний вид

Кот Баюн - Персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. Выглядит, это странное животное как кот, туловище которого сложено гармошкой. При ходьбе он сначала идет вперед передними лапами, при этом меха растягиваются и задние лапы остаются на месте. А потом, убедившись, что то место, куда он пришел, безопасно для него и его семейства он начинает медленно подтягивать задние лапы и хвост, при этом издавая звуки гармошки (баяна). У разных котов при этом раздаются разные мелодии. В основном, русские-народные. Но ходили слухи о коте, при ходьбе которого раздавались звуки тувинского горлового пения. Но тот, кто распускал подобные слухи уже пойман и наказан.

Происхождение

Кот-Баюн, вопреки распространенному ошибочному мнению, на самом деле, является Котом-Баяном и представляет из себя продукт случайной мутации или направленных генетических экспериментов (это достоверно пока не выяснено). Он произошел путем скрещивания баяна с котом обыкновенным полосатым.

Место обитания

В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Родственники

Кот Ученый (А.С.Пушкин "Руслан и Людмила")

Подобно фантастической птице Сирин, кот Баюн обладает поистине волшебным голосом.

Близким родственником Баюна является и зловещий кот Матвей, образ которого с большой долей иронии был создан Михаилом Боярским в музыкальной сказке «Новогодние приключения Маши и Вити».

Особенности характера и привычки

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным зачаровывающим голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

Интересы

Тому, кто всё же сможет поймать волшебное животное, кот будет служить верой и правдой и рассказывать сказки, исцеляя от разных недугов

Друзья

Кот-людоед

Баба Яга , в одной из сказок о Василисе Прекрасной кот проживал у неё

Враги

Иван-царевич и все путники, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним

Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу.

Характерные фразы, цитаты

… Пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит - идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба. Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову - один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным - и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: - Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. - А пойдёшь со мной? - Куда хочешь пойду. Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл.

Образ в искусстве

Анатолий Константинович Лядов встретил кота Баюна в диковинном месте: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке» и записал свои впечатления в симфонической поэме «Кикимора». Здесь кот Баюн - добрейшее существо, заботливая нянька. Оберегает Баюн кикимору от всех невзгод («Сказания Русского народа» в пересказе академика И.П.Сахарова), качает ее колыбельку «баю-бай, баю-бай». Последний раз ученого кота видели в НИИЧАВО. В музее института, ИЗНАКУРНОЖ, что на улице Лукоморье. Проживает под именем Василий (вновь след Велеса?), о чем и свидетельствуют братья Стругацкие.

Ныне «кот учёный» и кот Баюн - очень популярные персонажи. В пространстве интернета «поселилось» множество таких «котов»: от литературных псевдонимов и наименования веб-журнала, до названия лекарственного препарата для кошек «Кот Баюн» и подписей к фотоснимкам.

Произведения, в которых встречается существо

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

"Матюша Пепельной",

"Перышко Финиста Ясна сокола"

«Баба Яга и кот Баюн»

«Иван дурак и Баба Яга»

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Сказки / Пересказ А. И. Любарской; Рис. Б. Власова и Т. Шишмарёвой; Оформл. Л. Яценко.-2-у изд. - Л.: Дет., лит., 1991-336 с. ил.

«Василиса прекрасная», «Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л. П. Шувалова; Худ. А. Сорокин. - М.: Дет. лит., 1988. - 175 с.: ил.

«Василиса прекрасная», «Русские детские сказки, собранные А. Н. Афанасьевым», М., Детгиз, 1961 (АФ. Д.)

Фильмография

"Ивашка из дворца пионеров" м/ф

Сказочное образование. Кот Баюн и Иван Царевич

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Кот Баюн не просто персонаж русских народных сказок, он кот самого бога Велеса, покровителя скотоводства, земледелия, богатства, которому верно служит. А может, это сам Велес, оборачивающийся котом, когда приходится ему прятаться от грозного Перуна? Сидит кот Баюн на высоком железном столбе, за семь верст видит, за семь верст его голос волшебный слышен. Напускает мурлыканьем своим кот Баюн сон, от смерти неотличимый. Вот что поздние сказки говорят: «... ступай в тридевятое царство за Котом-Баюном. Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать – Кот-Баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а где и катком катись; а если уснёшь, Кот-Баюн убьёт тебя!» Бог Велес не только бог скота, но и бог подземного царства (царства смерти), и бог покровитель певцов и поэтов. Недаром про кота Баюна говорили: «Мертвецкий сон одолевает всякого, кто его услышит». Не от Золотого ли, Серебряного и Медного царства Велеса указание в сказках дается, как кота Баюна одолеть? Пение кота Баюна смертельно опасно, а сказки его целебны, но добыть кота сложно. И дается в сказках указание герою идти за котом с тремя колпаками железными, держать наготове железные клещи и три прута: один железный, другой медный, третий оловянный. Разобьет кот два колпака, а третий не одолеет, хватай его клещами да прутами охаживай. Два прута сломаешь, пока одолеешь Баюна. Будет кот в это время сказки рассказывать - не слушай, а на третьем пруте оловянном взмолится кот и будет служить тебе верно.

Кошка Неджем, жившая в эпоху царствования египетского фараона Тутмоса III, занесена в книгу рекордов Гиннеса, как первая кошка, имеющая имя. Превращение в кошку, что умеет делать, например, профессор Макгонагл из «Гарри Поттера», называется элюрантропией. Кот Баюн в русских сказках - это огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней, поскольку сказки Баюна целебны. Во времена Ричарда III в графстве Чешир жил лесничий Кэтерлинг, который свирепо ухмылялся, когда ему удавалось поймать браконьера. Говорят, он и стал прототипом Чеширского кота. Памятник коту Бегимоту в Киеве Цвет кошки в сказках может быть любым, но если кошка черная, то она обладает мистическими свойствами. Неудивительно, что черным был кот Бегемот Булгакова. Кот в сапогах Шарля Перро был неизвестной масти, однако, обычно его изображают рыжим. Рыжим является и Кот в Сапогах из «Шрека».
Кот из «Бременских музыкантов» братьев Гримм был престарелым животным, которого собственная хозяйка, видя его непригодность, задумала утопить в речке. Собственно, поэтому кот и убежал из дома и оказался на дороге в славный город Бремен, где его и нашли не менее дряхлые осел и собака. Единственный из животных, кто был молодым – это петух. Он сбежал из дома потому, что его собирались зарезать по случаю приезда гостей. Ролан Быков в роли Кота Базилио ("Приключения Буратино") Кот Базилио и лиса Алиса получили свои имена только в сказке о Буратино. В сказке о Пиноккио они безымянные. Гоффман написал роман от имени кота "Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах".. О Мурре Гофман отызвался как о своем "воспитаннике высокообразованном, наделенном необыкновенным умом и красотой". Советская мультипликация одарила нас котом Леопольдом и котом Матроскиным. Студия «Ханна Барбара» прославила на весь мир мышонка Джерри и кота Тома. Полное имя Тома – Tomcat. Это производное от названия вообще всех мужских особей семейства кошачьих. Кстати, в первой серии «Тома и Джерри», которая вышла в 1940 году, Тома звали Джаспером. В голливудском фильме о коте Гарфилде, большом оригинале и гурмане, роль хозяина Гарфилда сыграл актер Брекин Майер. При этом, чтобы получить эту роль, он скрыл один свой недостаток – аллергию на кошачью шерсть.

Сегодня я решила отвлечься от серьезных тем о кошках и обратится к искусству и фольклору. Тем более скоро день рождения Пушкина!
Тема эта мне очень близка и понятна, если не сказать больше — это одна из моих профессий.
В связи с этим у меня припасена иллюстрация с изображением Баюна. Я не удержалась и нарисовала Баюна рыжим. Ну, конечно, Мейн Куна Пушкин не мог держать, поэтому пришлось изобразить сибирскоподобного кота.
Так что же мы знаем о Баюне и Лукоморье?

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).
В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю - сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

Лукоморье из сказок А.С. Пушкина существовало не в сказках, а в реальности. Конечно, эти сказки не были созданы Пушкиным, а только обработаны. И несли эти сказки в особом виде частички правды о Великом Прошлом наших предков. Лукоморьем наши предки называли побережье Белого моря, потому что форма линии побережья напоминала собой лук. Наши предки давали своим землям весьма образные имена. Со временем три слова «Лук у моря» слились в народной речи в одно слово Лукоморье, и в таком виде это слово попало в русские народные сказки:

Эти знакомые практически каждому русскому человеку строки из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» несут в себе много смысла, который мало кому знаком. Лукоморье всеми воспринималось, как сказочная страна, придуманная самим Пушкиным для хорошей «рифмы», но на самом деле Лукоморье было не вымыслом, а самым, что ни на есть, реальным древним названием поморских земель. Опять-таки, мало кто знает, что у наших предков ДУБ почитался, как сакральное дерево, и обычно русы собирались у древнего священного дуба, чтобы выслушать речи своих духовных учителей-волхвов, которые несли людям просветление более ста тысяч лет. Только с приходом на русские земли греческой религии священные для русов рощи и дубы безжалостно вырубались, и только в глухих местах, одним из которых долгое время и был русский север – Лукоморье, эти священные для русов деревья ещё можно было найти.

Да и сам кот учёный в поэме ведёт себя, как волхв: «…идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит…» Ведь именно через песни и сказы из поколения в поколение на Руси Святой передавалась информация о прошлом русов и культуре; особенно это стало важно, после того, как греческая религия стала правительственной и почти все старинные книги были уничтожены. Дуб был выбран нашими предками сакральным деревом не случайно. Многим известно, что дубы могут жить более тысячи лет. И именно этот факт был причиной того, почему именно эти деревья стали священными для русов.

А причём здесь продолжительность жизни дерева, – спросит кто-нибудь?

Дело в том, что дерево хранит в себе информацию о событиях, которые происходили в непосредственной близости от того места, где оно растёт. Поэтому человек, умеющий считывать эту информацию с живого природного компьютера, получает возможность путешествовать в прошлое и воспроизводить в настоящем всё, чему стал свидетелем древний дуб. Но не только считывать, волхв или ведун может «записать» на таком природном «компьютере» любую информацию, любое сообщение для будущих поколений, и они (будущие поколения) получали оное. Настраиваясь на любое годичное кольцо дуба, волхв или ведун с точностью до года и даже дня могли воспроизвести переданную из прошлого информацию. Об этих живых «компьютерах» знали и враги наших предков, и именно поэтому они, наряду с древними книгами, наиболее остервенело уничтожали именно священные дубы и рощи…

Но и это ещё не всё. Иногда так бывает, что в знакомых с детства практически каждому русскому человеку сказках заключён такой глубокий смысл, что порой диву даёшься! Лук у моря… означает, что береговая линия побережья Белого моря своей линией напоминает форму лука – не репчатого лука, а боевого оружия. Но возникает закономерный вопрос: как наши предки узнали об этом, если для того, чтобы увидеть линию побережья, нужно было подняться высоко над поверхностью матушки-Земли? И не просто высоко, а очень высоко! Линию побережья в форме лука можно увидеть только с околоземной орбиты, примерно так же, как и сегодня. Но, как утверждают современные «историки», в те древние времена, когда было дано это название, космических спутников не было, тем более, у каких-то диких славян, как нам всем вбивали с детства в голову на уроках по истории в школе, на лекциях университетов, через средства массовой информации и даже через «художественную» литературу. Только, по чьему заказу строчили свои «исторические» романы писатели и писали «научные» труды «учёные»!? А, как оказывается, во многих русских названиях, в привычных каждому русскому человеку русских словах заложена информация о высочайшем уровне технического развития именно у тех, кого ДАЖЕ в учебниках по истории России называют дикими и невежественными племенами славян…

Многое из того, что нас окружает с детства, буквально «кричит» нам: «Ну, обрати внимание, здесь твоё великое прошлое!», – но мы спокойно проходим мимо, не видя очевидного! Мы произносим слова, но они, как мёртвые – не оживают в наших речах, потому что перестали мы понимать их значение, ибо не рождаются из мёртвых звуков неповторимые образы, которые несёт в себе живой язык…



Вверх