С чем сталкивается человек на войне. Сочинение «Человек на войне. В военной прозе
Тема войны звучит в трилогии о Тимуре А.П. Гайдара , сквозная тема которой - подготовка юношей к грядущей войне. В годы Великой Отечественной войны по образцу придуманной писателем детской организации, помогавшей семьям фронтовиков, возникли многочисленные реальные «тимуровские команды», продолжившие благородные начинания вымышленных героев трилогии. В июле 1941 года А.П. Гайдар уехал на фронт корреспондентом «Комсомольской правды»; в сентябре он отказался вылететь последним самолетом из окруженного фашистами Киева и, оставшись в партизанском отряде, геройски погиб во время краткого боя.
Идеи гуманизма и патриотизма, воплощенные в образах «прекрасного мира России», который надо уберечь от врага, воплощены в написанной накануне войны лирико-философской эпической поэме М.М. Пришвина «Фацелия».
Свою печать наложило время и на изображение человека в литературе военных лет. В центре ее стоял характер героический - привлекательный и яркий. В своем психологизме она почти целиком
устремлена к тому, чтобы показать психологию борьбы, подвига, столкновения, минуя при этом многие сложности общественной и человеческой жизни, ее противоречия и оттенки. Нравственно-психологическая жизнь героев сосредоточена на одном и раскрывается в одном - в подвиге, в подготовке к подвигу, в решимости совершить его. И все остальные чувства, привязанности, конфликты подчинены этой жесткой определенности характеров. Писателями была создана галерея собирательных образов, воплощающих русский национальный характер: Василий Теркин у А.Т. Твардовского, Иван Судаков у А.Н. Толстого, Алексей Куликов у Б.Л. Горбатова, Игнатьев у В. С. Гроссмана.
В лучших произведениях военных лет ощутим трагизм человеческих судеб, глубина драматических переживаний. Но трагедия народа не заслоняла перед писателями веры в его силы, в его бессмертие, в его непобедимость. К.М. Симонов в предисловии к своим военным дневникам писал: «Какая бы тяжелая обстановка ни складывалась на том участке фронта, где мы были, мы по зернышку собирали в горсть все, что говорили нам о надеждах на будущее, о непреложности веры в окончательную победу. ...Найти факты, подтверждающие нашу веру в победу, было не только нашим гражданским долгом, но и душевной потребностью».
Военная действительность с ее уникальным богатейшим материалом требовала скорейшего художественного осмысления, и потому главное место в литературе военных лет заняли «оперативные» жанры: очерк, публицистическая статья, рассказ, лирическое стихотворение, к которым обратились почти все писатели, независимо от своего предшествующего творческого опыта.
В первую очередь в освещении нуждалась подлинная героика фронтовых событий. «Враг в тот памятный день, когда он напал на нас, для многих был абстракцией... Писатели помогли увидеть врага», - писал И.Г. Эренбург. Весь ход войны, ее эпизоды и факты, облик людей, защищающих родину, получали широкое освещение в документальных очерках, которые заняли одно из ведущих мест в литературе военной поры. В то же время война настолько выкристаллизовала события и характеры, что часто не требовалось образного переосмысления действительности, чтобы раскрыть смысл реальных эпизодов и биографий. Следуя строгой документальности, писатели стремились дать подлинным фактам художественную трактовку и психологическую мотивировку. Первой ступенью на этом пути были литературные записи подлинного рассказа или имитации такого рассказа, в который вводился образ рассказчика.
За четыре военных года Илья Григорьевич Эренбург (1891- 1967)написал около полутора тысяч статей для газеты «Красная звезда», более трехсот статей для зарубежных агентств. Одним из главных направлений в его публицистике военных лет было разоблачение фашистской идеологии, защита общечеловеческих ценностей. Главным оружием писателя была сила идейно-эмоционального подтекста, яркая метафоричность.
Алексею Николаевичу Толстому (1882-1945) принадлежит более шестидесяти статей и очерков, созданных за период с 1941 - 1945 год, среди которых «Что мы защищаем», «Родина», «Русские воины», «Блицкриг», «Почему Гитлер должен потерпеть поражение».
К национальной истории обращался в своих очерках «Слава России», «Твой брат Володя Куриленко», «Ярость», «Расправа» Леонид Максимович Леонов (1899-1994).
Главным объектом очерков Василия Семеновича Гроссмана (1905-1964) был Сталинград. С начала Великой Отечественной войны и до ее окончания В. Гроссман работал специальным корреспондентом газеты «Красная звезда»; он отступал с армией до Сталинграда, победу встретил в Берлине. Прочное место в литературе о войне занимают созданные им суровые, лишенные патетики очерки.
Широкий диапазон исторических ассоциаций и философских раздумий свойствен очеркам Михаила Александровича Шолохова (1905-1984).
Публицистический жанр оказал влияние и на художественную прозу, основывавшуюся на подлинных фактах и событиях военной действительности. А.Н. Толстой, К.М. Симонов, В.С. Гроссман и другие авторы лишь расширяли подлинные обстоятельства, дополняя детали и биографии героев. «Рассказчику стало недосуг оглядываться назад. Насущные вопросы, сегодняшние герои плотным кольцом окружали его. Рассказ становился все более современным. Читатель привыкал ощущать в его сердцевине надежную косточку жизненной правды и узнавать себя» 1 . Следствием влияния публицистики на художественную прозу явилось возникновение новой жанровой формы очерка-рассказа: «Наука ненависти» М.А. Шолохова, «Рассказы Ивана Сударева» А.Н. Толстого, «Морская душа» Л.С. Соболева.
Среди прозы, написанной в годы войны, особое место занимает «философский эпос» Андрея ПлатоновичаПлатонова (1899-1951). В начале Великой Отечественной войны он с семьей был эвакуирован в Уфу, но уже в 1942 году добровольно отправился на фронт рядовым. Затем стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда». В это время писатель публикует сборники рассказов «Одухотворенные люди», «Рассказы о Родине», «Броня», «В сторону заката солнца».
Произведения А. П. Платонова военных лет отмечены особой философской насыщенностью: в рассказах «Мать», «Цветок на земле», «Афродита» писатель размышляет о связи времен, о бессмертии духовных ценностей народа. Герои его военных рассказов - «Оборона Семидворья», «Одухотворенные люди», «В сторону заката солнца», «Девушка Роза», «Маленький солдат», «Неодушевленный враг» - ощущают свою связь с народом; личное для них оказывается синонимом народного. В художественной ткани произведений, созданных в годы войны, А.П. Платонов подробное описание деталей военного быта соединяет с вечными философскими вопросами жизни и смерти. Так, в рассказе «Три солдата» символами вечности становятся ребенок и брошенное в землю зерно, которые должны вырасти. Сквозной в прозе А.П. Платонова мотив «мертвых душ» предстает в новой военной ипостаси: в рассказе «Одухотворенные люди» при встрече с «убийцей тружеников» - врагом - желание «отучить фашистов от жизни» достигает предельного накала.
В годы войны, когда возникла опасность уничтожения русской культуры и русского языка, особое значение приобрела проблема национального характера. Интерес к идее развития национального самосознания отразился уже в самих заглавиях произведениий: «Русский характер», «Русская сила», «Разгневанная Россия» А.Н. Толстого, «Мы - русские» В.В. Вишневского, «Слава России» Л.М. Леонова, «Дума о России» Д.Б. Кедрина и др. Обостренное чувство сострадания родине приобрело патриотическую окраску:
Трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За русскую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
(КМ. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»)
Первые повести о войне стали появляться с 1942 года. В них крупным планом изображались конкретные люди - участники боев, защитники Москвы, Сталинграда, других городов и сел.
Исследователи отмечают, что предпочтение в военной прозе отдавалось героям, представлявшим не столько качества отдельной личности, сколько всеобщие, типичные свойства широкой народной массы. Характеры литературы того времени очерчены крупно, резко, обобщенно, без психологической обусловленности и индивидуализации. Эпически приподнятому и обобщенному изображению соответствовал и образно-стилистический строй героической повести военных лет, тяготеющей к героико-романтическим и патетическим формам. Проза военных лет широко использует символические образы и мотивы, приемы песенной лирики и былинного эпоса. Авторы не отделяют себя от героев и событий, их прямая речь органично входит в повествование, придавая ему эмоциональную взволнованность и лирическую насыщенность.
В одном из первых эпических произведений военных лет - повести В.С. Гроссмана «Народ бессмертен» - раскрывается духовная и нравственная сила советского народа, вступившего в смертельную схватку с фашизмом. Эта мощь проявляется и в эпических сценах описания боев, и в лирических отступлениях, содержащих философские размышления автора, и в образе главного героя Игнатьева - воина, наделенного чертами былинного богатыря.
Попытка показать психологическое состояние человека, находящегося в жесточайших условиях войны, реализована в повести А.А. Бека «Волоколамское шоссе». Подвиг самопожертвования в условиях повседневных военных будней изображен в повести К.М. Симонова «Дни и ночи».
В 1943-1944 годах появилось несколько незавершенных глав романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Война в нем показана глазами простого русского солдата, испытавшего горечь отступления, чувство ненависти к фашистам, огромное желание победить.
Уже во время войны стала остро ощущаться потребность в изображении жизни в тылу, грандиозной работы, которую вели его труженики. Среди произведений этой тематики - романы Ф.И. Панферова «Борьба за мир», А.А. Караваевой «Огни», А.А. Первенцева «Испытание».
Первым завершенным романом о Великой Отечественной войне стала «Молодая гвардия» Александра Александровича Фадеева (1901-1956). В годы войны А.А. Фадеев, занимавший руководящий пост в Союзе писателей СССР, много сделал для вовлечения литераторов в патриотическое движение. Сам он часто выезжал на фронт в качестве корреспондента газеты «Правда» и Совинформбюро. Встречи с участниками движения сопротивления фашизму в городе Краснодоне вдохновили А.А. Фадеева на работу над романом «Молодая гвардия». Книга вызвала споры: одни объявляли ее шедевром, другие критиковали автора за то, что он создал произведение на основе вымышленного сюжета о никогда не существовавшей в действительности подпольной организации. На деле писатель отталкивался от реальных фактов, переосмысляя действия прототипов, стремился к художественному синтезу различных изобразительных средств: в романе присутствуют эпичность, психологизм, лирическое начало, героико-романтический пафос.
Несмотря на то что роман «Молодая гвардия» пользовался огромной популярностью (в честь трагически погибших юных героев слагались песни, на основе романа создавались инсценировки, был снят художественный фильм, изучение произведения вошло в обязательную школьную программу), он подвергся резкой критике также и за то, что в нем была недостаточно освещена руководящая роль коммунистов. Писатель остро переживал критику, но в конечном счете, согласившись с ней, подготовил вторую редакцию романа, добавив образы коммунистов-партизан Краснодона. В целом роман А.А. Фадеева звучит как скорбный реквием по молодым, погибшим от рук фашистов.
С самого начала войны исключительную мобильность проявила драматургия, вставшая в один ряд с наиболее оперативными литературными жанрами - публицистикой, патриотической лирикой, массовой песней. На протяжении военных лет она следовала по горячим следам фронтовой действительности, изображая невыдуманных героев, способных сохранять в самых нечеловеческих условиях человечность.
Драматические произведения, созданные в годы войны, обогащались элементами разных родов и жанров литературы. В лучших пьесах военной поры переплетались страстная публицистичность с тонким лиризмом, широкая эпическая масштабность с глубоким психологизмом, изображение картин военных будней было окрашено глубоко трагедийным пафосом. Но главным в драматургии военных лет выступало начало героическое, в котором раскрывалось величие души воина-освободителя.
В пьесах Л.М. Леонова «Нашествие» и «Ленушка», К.М. Симонова «Русские люди», А.А. Крона «Офицер флота» изображались сложные переломы в сознании и психологии людей, произошедшие в годы войны, переход от первых иллюзий к горькой правде реальной исторической обстановки.
Произведения художественной литературы, созданные в первые послевоенные годы, были посвящены трагедии только что отгремевшей войны, и в первую очередь тем великим жертвам, которые были принесены страной ради победы.
Скорбный мотив прощания с погибшими пронизывает лирические произведения А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, С.С. Орлова, О.Ф. Берггольц, М.А. Дудина, А.А. Прокофьева, М.В. Исаковского, Е.М. Винокурова, Ю.В. Друниной.
В стихотворении С.С. Орлова образ солдата, которого похоронили в «мавзолее» Земли, вырастает до вселенского образа-символа:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей Земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей...
(«Его зарыли в шар земной...»)
До конца жизни военные темы и мотивы не оставляли А.Т. Твардовского. В шедеврах его послевоенной лирики «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война...», «Я знаю, никакой моей вины...» поэту удалось выразить чувства глубокой скорби и печали по погибшим, волновавшие целое поколение.
Пронзительная печаль наполняет строки стихов Евгения Михайловича Винокурова (1925-1993) о не вернувшихся с войны московских «мальчиках»:
В полях над Вислой сонной Лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире, Который год подряд, Одни в пустой квартире Их матери не спят...
(«Москвичи»)
Е.М. Винокуров вступил в поэзию, когда входили в силу поэты-фронтовики старшего поколения - М.А. Дудин, С.С. Орлов, СП. Гудзенко, за плечами которых был огромный трагический опыт войны. Он был призван в армию после окончания артиллерийского училища и в неполных 18 лет стал уже «отцом-командиром».
Это стихотворение в журнале «Новый мир» обратило на себя внимание известного киноактера и исполнителя песен М. Бернеса, который попросил композитора А.Я. Эшпая написать музыку на его слова. А.Я. Эшпай вспоминал, что стихотворение поразило его «странным совпадением»: «Все, о чем говорилось в прекрасных стихах Е.М. Винокурова «Сережка с Малой Бронной» <второе название стихотворения было у меня в жизни. Фронт начался у меня с Вислы, откуда я с боями дошел до Берлина; моя мать до сих пор ждет старшего брата, пропавшего* без вести в первые дни войны, и жили мы на Бронной (правда, Большой)».
Положенное на музыку А.Я. Эшпаем стихотворение Е.М. Винокурова в исполнении М.Н. Бернеса стало одной из любимых народом песен - «Москвичи», или «Сережка с Малой Бронной».
Великая Отечественная война не могла не оказать огромного воздействия на общественное сознание. Однако влияние это не было однозначным. С одной стороны, в атмосфере всеобщего ликования триумф советского народа расценивался как свидетельство мудрости сталинского руководства и как подтверждение правильности политики советского строя. На этом фоне официальной критикой всячески поощрялась тенденция приукрашивающего, «лакировочного искусства», придававшего недавней войне искаженный, парадный лик (произведения П.А. Павленко, А.А. Первенцева и некоторых других писателей и поэтов). С другой стороны, у многих из тех, кто имел мужество принимать на фронте ответственные решения, кто кровью своей расплачивался за просчеты вождя, возросло чувство собственного достоинства, произошло определенное раскрепощение психологии и самосознания. Такие люди верили, что после победы у них будет совсем другая, непохожая на довоенную, жизнь. Но этим надеждам не суждено было сбыться: после победы народ вновь оказался в атмосфере страха, во власти тоталитарной системы. Талантливым произведениям литературы, в которых раскрывалась правда о войне, была уготована трудная судьба.
В первые послевоенные годы авторам не надо было выдумывать героев - действующими лицами произведений становились реальные люди, совершившие подвиг во имя отчизны, а писателями - недавние участники войны. На передний план выдвинулась документальная проза - дневники, очерки, записки, письма и воспоминания, запечатлевшие события военных лет: «В лесах Смоленщины» Т. Логуновой; «Война в тылу» Героя Советского Союза Г. Линькова; «Французские записки», повествующие об освободительной борьбе во Франции, А.Н. Рубакина. Авторами вышедших в конце 40-х - начале 50-х годов книг мемуарно-очеркового жанра «невыдуманных рассказов» чаще всего становились руководители партизанского движения - С.А. Ковпак («От Путивля до Карпат»), П.П. Вершигора («Подпольный обком действует»), Д.Н. Медведев («Это было под Ровно»).
В жанре мемуаров написаны «Страницы из Записных книжек» А.Т. Твардовского. Присутствие в его очерках «Родина и чужбина» лирического героя предвосхитило стилевую манеру лирической прозы о войне, созданной в конце 50-х годов.
Нравственные истоки подвига человека, защищавшего родину, исследовали, опираясь на документальный материал, Б.Н. Полевой в «Повести о настоящем человеке» и В.Ф. Панова в «Спутниках». В этих произведениях документальная основа сюжета сочетается с героико-романтическим пафосом.
Событийная основа отодвигается на второй план мощной лирической стихией в повести Эммануила Генриховича Казакевича (1913-1962) «Звезда». Будучи по состоянию здоровья невоеннообязанным, писатель добровольно ушел в армию, служил в разведке, был командиром взвода. Повесть «Звезда» выдержала свыше 50 изданий более чем на 20 языках. Произведение, овеянное светлой печалью, повествует о подвиге разведчиков, погибших в тылу врага, чтобы ценой своих жизней добыть сведения о танковой дивизии СС. Несмотря на трагический финал, произведение проникнуто радостным предчувствием скорой победы.
Сложной оказалась судьба опубликованной в 1946 году повести Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987) «В окопах Сталинграда». С 1941 года он находился в армии; сражался в Сталинграде, в Украине и в Польше. Повесть «В окопах Сталинграда» оказалась самым высоким достижением писателя и этапным произведением для всей советской литературы о Великой Отечественной войне. «Первое очевидное достоинство книги - то, что, лишенная внешне сюжетных, фабульных приманок, она заставляет прочесть себя одним духом. Большая достоверность свидетельства о тяжелых и величественных днях борьбы накануне «великого перелома», простота и отчетливость повествования, драгоценнейшие детали окопного быта и т.п. - все это качества, предваряющие несомненный успех книги у читателя... Это правдивый рассказ о великой победе, складывавшейся из тысяч маленьких, неприметных приобретений боевого опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир. И рассказ этот - литературно полноценный, своеобычный, художнически убедительный...» - писал А.Т. Твардовский о повести В.П. Некрасова. Однако все эти особенности некрасовского произведения официозной критикой трактовались как опасные, писателя обвинили в «очернительстве», «дегероизации», в приверженности «абстрактному гуманизму» и «окопной правде». Изданная многомиллионными тиражами, переведенная на 36 языков мира, повесть вскоре после первой публикации была фактически запрещена за «недостаток идейности».
Психологический натурализм «В окопах Сталинграда» с пронзительной ясностью изображает страшную реальность войны, ее трагический опыт.
Писатель первым в нашей литературе заговорил о нравственной ответственности командира, посылающего бойцов на верную гибель ради выполнения необдуманного приказа. Впоследствии эта тема окажется главной в творчестве В.В. Быкова, Г.Я. Бакланова, Ю.В. Бондарева. В.В. Быков писал о прозе В.П. Некрасова, что в ней выражен прежде всего «честный, незамутненный, человеческий взгляд на войну с немецким фашизмом... чрезвычайно важно, что Некрасов (может быть, первый в нашей литературе) явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, утвердил ее правоту и ее значение как носителя духовной ценности в условиях, так мало способствующих какой-либо духовности. Конечно, он опередил свое время и был за это сурово наказан. Остается уповать на его бессмертную художественную прозу о войне. На его некогда потрясшие мир, исполненные особой, некрасовской правды «Окопы Сталинграда».
Произведения о Великой Отечественной войне были самым значительным жанрово-тематическим течением в «оттепельные» 1950-1960-е годы. Писатели-фронтовики, вступившие в это время в литературу, в силу сходства биографического опыта, близости воззрений и восприятия современности, стягивались в некое творческое единство, выражающееся не только в общности военной темы и волнующих авторов проблем, но и в параллельности исканий в области поэтики. И на рубеже 1950-1960-х годов из большого массива их произведений образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой».
«Лейтенантская» проза открыла новый тип героя. Писателей интересовал процесс становления характера в трагических обстоятельствах войны, которая описывалась как тяжелый каждодневный труд. Исповедальная интонация авторов делала образы воинов живыми. Моральный аспект вышел в произведениях на первый план. Таковы повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Ю.В. Бондарева, «Журавлиный крик», «Третья ракета» В.В. Быкова, рассказы и повести К.Д. Воробьева, Г.Я. Бакланова, Ю.Д. Гончарова, В.П. Астафьева, В.О. Богомолова.
Развитию нового оригинального «поискового» жанра в публицистике положила начало книга Сергея Сергеевича Смирнова (1915-1976) «Брестская крепость». С начала Великой Отечественной войны С.С. Смирнов в составе группы студентов-выпускников Литературного института вступил добровольцем в истребительный батальон, с января 1943 года командовал взводом зенитно-артиллерийской дивизии, затем был сотрудником редакции армейской газеты «Мужество», с которой фронтовыми дорогами прошел путь от Курской дуги до Австрии.
В литературу С.С. Смирнов вошел как летописец Отечественной войны (книги «В боях за Будапешт», «Сталинград на Днепре», «На полях Венгрии», «Крепость на границе»). Преодолевая сопротивление тех, кто не хотел обнародования правды о трагедии 41-го года, С.С. Смирнов рассказал сначала на радио, а затем в телепередачах о людях, принявших на себя бой 22 июня, которые мужественно сражались в полном окружении, на пределе и даже за пределами возможного. Они до конца исполнили свой долг, попали в плен, а после войны их объявили предателями. Выступления С.С. Смирнова пробили брешь в ранее запретной области - за ними пошел целый поток мемуаров и сборников воспоминаний бывших узников концлагерей. Параллельно писатель работал над книгами «В поисках героев Брестской крепости» и «Герои Брестской крепости», из них выросла новая большая книга «Брестская крепость». Она воскрешала имена забытых павших, возвращала доброе имя живым - бывшим узникам фашистских и советских концлагерей.
О поколении фронтовиков, чья юность совпала с годами Великой Отечественной войны, поэт Д.С. Самойлов писал: «...я обращаюсь к войне не только потому, что стараюсь воплотить в творчестве свои гражданские понятия. Есть еще одна сторона дела: лирическая. Мы ведь были очень молоды тогда - в сорок первом и сорок пятом году. Это время было нашей юностью, и все прекрасное, что связано с юностью, у нас отнесено в то время».
Одним из поэтов послевоенного поколения, с воодушевлением принявших эстафету от писателей-фронтовиков, был Роберт Иванович Рождественский (1932 - 1994). В «оттепельные» годы, пытаясь найти гражданский идеал, способный одолеть безверие, сомнения, нигилизм, он обратился к героической эпохе Великой Отечественной войны. Теме войны посвящены такие яркие стихотворения, как «Мамаев курган», «Когда война закончилась...», а также лирико-драматическая поэма «Реквием». Лирический герой «Реквиема» - современник поэта, безрезультатно пытающийся превозмочь боль от того, что было пережито народом. Через все произведение проходят мотивы памяти-верности, памяти-преклонения, памяти-долга, памяти-предостережения:
Помните! Через века,
через года, - помните!
Не плачьте! В горле
сдержите стоны, горькие стоны. Памяти
достойны!
Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью
просторной, каждой
секундой, каждым
дыханьем будьте достойны!
В конце 50-х годов впервые перед широкой аудиторией вместе с поэтами «оттепельной» поры выступил один из поэтов фронтового поколения Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). Талант поэта формировался в жестоких испытаниях, под артиллерийским и минометным обстрелами. Б.Ш. Окуджаве было семнадцать лет, когда он добровольцем ушел на фронт. Свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось...» он написал на войне и о войне. Впоследствии на протяжении всего творческого пути военная тема занимала центральное место как в его поэтическом наследии, так и в прозе.
В песнях о войне «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и других раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытание огнем и сохранившего в душе веру, надежду, любовь ко всему
живому на земле. Поэту и его лирическому герою присуще неприятие «подлой» войны, принесшей «разлуки и дым», загубившей юность целого поколения. Для них характерно утверждение жизни, вера в ее торжество и победу над смертью.
В 1961 году в сборнике «Тарусские страницы» была опубликована первая, во многом автобиографическая повесть Б.Ш. Окуджавы «Будь здоров, школяр!», рассказывающая о судьбе юноши, попавшего на фронт. В ней правдиво показаны обыкновенные военные будни. Проникнутая ненавистью к войне, повесть подверглась резкой критике за «гипертрофирование страха», «дегероизацию событий» и за выраженные в ней пацифистские настроения. В 1965 году в соавторстве с режиссером В.Я. Мотылем Б.Ш. Окуджава написал по этой повести киносценарий для кинофильма «Женя, Женечка и «катюша», в котором лирический дневник школяра переходит «в комедийно-авантюрный сюжет».
Тема Великой Отечественной войны занимает значительное место в творчестве другого мастера авторской песни - Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980), посвятившего ей один из своих песенных циклов. Он обладал талантом слушать собеседника и творчески переосмысливать его рассказ. И хотя герои и сюжеты его песен о войне - вымышленные, но, написанные необыкновенно живо и от первого лица, они оставляли впечатление полной, достоверности. Когда началась война, поэт был трехлетним ребенком, но читатели, принимавшие в ней участие, в письмах, адресованных поэту, спрашивали его, не воевал ли он. Через весь цикл военных песен В.С. Высоцкого проходит сквозной мотив памяти о героическом и трагическом военном времени:
И еще будем долго огни принимать за пожары мы, будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов, про войну будут детские игры с названьями старыми, и людей будем долго делить на друзей и врагов.
А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, и когда наши кони устанут под нами скакать, и когда наши девушки сменят шинели на платьица, - не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять...
(«Как призывный набат...»)
Первой большой удачей эпической традиции послевоенных лет стала трилогия «Живые и мертвые» К.М.Симонова . Писатель говорил, что его «привлекают события, существенные для жизни многих людей, шире говоря - народа и страны, события, касающиеся всех персонажей и так или иначе определяющие их судьбу». Хотя действие трилогии ограничено событиями 41-го года, она вобрала в себя множество событий: отступление, сражение на Волге, бои за Белоруссию. Книга написана в жанре исторической хроники; лишь за редким исключением в ней действуют вымышленные персонажи.
В романе выражены общественные настроения 60-х годов. Его появление во многом определялось осознанием нравственного долга писателя перед миллионами людей, ставшими первыми жертвами и первыми героями Великой Отечественной войны. Но в отличие от простой летописи событий, в романе К.М. Симонова поставлен вопрос: «Как это произошло, почему это стало возможным, как случилось, что мы отступаем?»
Высшим критерием исторической целесообразности в романе К.М. Симонова выступает человечность. Наиболее значительное достижение писателя - образ Серпилина, в котором сочетаются талант полководца и страстная человеколюбивая натура. Даже на бесчеловечной войне он остается самим собой, никогда не пренебрегая ни жизнью солдат, ни их личным достоинством.
Через длительное увлечение «лейтенантской» прозой прошел писатель Борис Львович Васильев (р. 1924). Юношей он ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка. Был в окружении в боях под Смоленском. В этих условиях всю ответственность за решения приходилось брать на себя. Так появилась повесть «А зори здесь тихие...», получившая восторженные отклики читателей и критики. Произведение Б.Л. Васильева выдержало неоднократные переиздания и получило сценические и музыкальные интерпретации, среди которых - одноименный кинофильм режиссера СИ. Ростоцкого, удостоенный многих премий.
В повести «А зори здесь тихие...» изображены экстремальные условия крошечного замкнутого пространства, на котором оказывается старшина Васьков с несколькими девушками. Б.Л. Васильев неожиданно меняет сюжетный поворот прибытия «девушек-вояк», переводя повесть в трагические рамки. «А зори здесь тихие...» - произведение глубоко лиричное, овеянное романтическим пафосом, наполненное описаниями природы, воспоминаниями девушек, их предчувствиями. Благодаря этому ярче высвечивается ее главный нравственно-философский аспект: несовместимость войны, несущей убийство, смерть, и природы человека, особенно женской, призванной дарить жизнь, а не отнимать ее.
В 1970-е годы из произведений художественной литературы постепенно исчезают собственно военные реалии - все меньше страниц уделено в них описаниям военных действий; в центре внимания писателей оказываются психологические коллизии. Тяжелейшие последствия войны изображены в повести «Живи и помни» Валентина Григорьевича Распутина (р. 1937). Писатель подошел к военной теме с необычной стороны: он исследует психологию дезертира - бывшего крестьянина, сбежавшего с фронта и скрывающегося от односельчан. Истоки нравственного надлома героя восходят к его детским годам, когда Гражданская война жестоко истребила всю его семью. В повести звучит протест против войны, калечащей человеческие жизни и судьбы.
Жестокая фронтовая реальность остается за пределами изображаемой действительности в повести о Великой Отечественной войне «Усвятские шлемоносцы» Евгения Ивановича Носова (р. 1925). Писатель родился в семье деревенских мастеров и воспитывался в атмосфере мирных - хлебопашеских и ремесленных - традиций русского села. На фронт ушел в 1943 году, служил артиллеристом. Особенность художественного мышления писателя в разработке военной тематики сказывается в последовательном утверждении мысли об исконном миролюбии русского народа. Ключом к пониманию замысла повести могут служить слова Е.И. Носова: «Суть человека труда, и особенно хлебороба, такова, что он к войне не готов... Обращение земледельца в солдата - это всегда трудный психологический порог, всегда тяжелая внутренняя ломка» 1 . Повесть «Усвятские шлемоносцы» построена на антитезе войны и мира: в ней рассказывается о нескольких днях сенокосной поры, последних мгновениях семейной и трудовой идиллии после известия о начале войны.
Благодаря поддержке К.М. Симонова в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов» увидела свет повесть «Сашка» Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993). В.Л. Кондратьев начал писать поздно, когда ему было за пятьдесят, и путь в печать его произведений был нелегким: рассказанная в них горькая правда о войне отпугивала редакторов.
«Сашка» - высшее достижение В.Л. Кондратьева, самое глубокое, самое совершенное его произведение. Главная его удача, подлинное открытие - характер главного героя. При внешней простоте и ясности он таит в себе и глубину, и сложность, и значительность. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства, твердость нравственных принципов и критический взгляд на происходящее отличают героя. Писатель раскрывает высоконравственный характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты своего поколения (этим объясняются и та близость и взаимопонимание, которые так естественно и легко возникают у Сашки - деревенского парня и у его ротного, бывшего студента, лейтенанта Володьки, выросшего в интеллигентной московской семье).
Сказовая форма повествования, используемая обычно для изображения народного характера, предоставляющая человеку из народа возможность говорить от своего имени, позволила В.Л. Кондратьеву через строй речи героя раскрыть изнутри его характер, ход мыслей, мир чувств. Обращение к сказу свидетельствовало, что повесть «Сашка» возникла на пересечении самых влиятельных и плодотворных литературных тенденций той поры: она вобрала опыт не только В.П. Некрасова и «лейтенантской» прозы, но и «деревенской» прозы, а также «Одного дня Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
Один из сквозных, проходящих через все творчество В.Л. Кондратьева мотивов - зря пролитая кровь, бессмысленно, по бездушию высокого начальства и по дурости военных служак, загубленные жизни. Он проводит мысль о том, что для победы над очень сильной, хорошо подготовленной и вооруженной армией надо превзойти ее не только воинским умением. Эту армию, отличающуюся необычайной жестокостью, чудовищным обращением с противником и мирным населением, могли победить только воины, защищающие те простые и великие ценности человеческой жизни, без которых она лишается смысла. Отказавшись расстрелять пленного, Сашка объясняет это просто: «Люди же мы, а не фашисты...» Именно человечность и была тем рубежом, который фашисты одолеть не могли, она стала духовным фундаментом трудно дававшейся победы. Проза В. Кондратьева, в которой так беспощадно нарисован жуткий лик войны - грязь, вши, кровь, трупы, - проникнута верой в торжество человечности. Антифашистский, антивоенный пафос претворен в ней в пафос гуманистический 1 .
В 1986 году была опубликована написанная в 1943 году повесть Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975) «Это мы, Господи!», основанная на документальных записях пережитых автором событий. Главная тема, поднятая в ней, - участь советских военнопленных - находилась под запретом советского Главлита до 1956 года.
К.Д. Воробьев был призван на фронт, вскоре попал в плен и прошел несколько лагерей; в 1943 году он совершил дерзкий побег из плена и создал партизанскую группу.
Жестокий натурализм изображения нечеловеческих страданий - допросов, пыток, каторжного труда - сочетается в повести К.Д. Воробьева с сюрреалистическим описанием видений главного героя, пребывающего в трагической ситуации насилия и постоянной угрозы смерти. Основная мысль произведения выражена уже в предпосланном ему эпиграфе из «Слова о полку Игореве»: «Плен - хуже смерти». Сюжетный центр повести - трагическая судьба русского воина, лейтенанта Сергея Кострова, не покорившегося обстоятельствам и не сломленного духовно. По словам В.Л. Кондратьева, произведение К.Д. Воробьева погружает читателя «в кромешный сорок первый год, в самое крошево войны, в самые кошмарные и бесчеловечные ее страницы».
Урок литературы в 5 классе.
Педагогическая мастерская.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г.Томмот
Сергеенко Людмила Вячеславовна.
ТЕМА: Якутия – моя малая Родина.
ЦЕЛЬ: научить ребят элементам творческой работы, выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделями, рисунками, текстом. Развитие ассоциативного мышления уч-ся.
Воспитание любви к родному краю и бережному отношению ко всему, что нас окружает.
Ход урока:
1.Саморегуляция. (проводит учитель)
Сядьте поудобнее, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке, а в творческой мастерской. Я ваш мастер, а вы не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, активную работу. Мысленно повторяйте вслед за мной: « Все мои мышцы расслабились, я успокоился, я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чем пойдет речь. Я теперь могу легко выразить словами свои мысли. Я становлюсь интересным человеком. Меня все с удовольствием слушают»
2.Индуктор (мотивация творческой деятельности уч-ся)
Вспомним песню « С чего начинается родина»
Мы живем в Якутии. Якутия – это наша малая родина.
Произнесите медленно слово РОДИНА. Что вы видите, когда произносите это слово? Нарисуйте эту картину словами.
3.Составление уч-ся ассоциативного ряда.
При слове родина я вижу: бесконечные просторы, цветы около дома, речку Алдан, своих друзей.
(учитель записывает на доске, а ребята у себя на листочках)
4.Набор словаря.
- Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг – это символ вечности, символ вечной жизни.
Разделите его пополам по горизонтали. В верхней половине запишите теплые (приятные) слова, связанные со словом «родина».
В нижней половине запишите холодные (неприятные) слова к этому слову.
5.Социализация и обогащение.
Прочитайте теплые слова по цепочке, дописывайте те, которых у вас нет.
Чувствуете, как согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом, добротой, вечностью.
Холодные слова читать не будем.
6.Память.
А теперь вспомните свой фотоальбом. Там обязательно найдется фотография, которая вам нравится больше всего, сделанная на фоне природы. Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография. Запишите отдельными словами свои чувства, ощущения в этот момент. Как влияла природа на ваше состояние и настроение?
7.Читаем вслух и дополняем свои списки.
8.Этап сосредоточения.
Нарисуйте свое сердце, представьте, что это карта России. Звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины.
Звездочка – символ удачи, счастья, света.
Всмотритесь в полученное изображение: в каждом сердце незримо живет образ малой родины – места, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают о единстве Земли и Человека.
А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей звездочке?
Не обижали ли вы свою землю, растения, животных, птиц?
Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте себе слово не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью. Так, как это делали ее поэты и писатели.
9.Поэтические образы.
Прочитать стихотворения о Якутии.
Семен Данилов – народный поэт Якутии. Нежно и мудро воспевал он родной край, просто и красиво выражал любовь и гордость и Якутией, и Россией.
Стихотворение « Подснежники».
Сквозь толщу вечной мерзлоты,
Как выстрел, выбившись наружу,
Неукротимые цветы
Стоят и в непогодь, и в стужу.
Ты мужество их оцени,
Взгляни, восторга не скрывая, -
Среди снегов цветут они,
Суровый край мой украшая.
Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении? Согласны ли вы с ним?
Стихотворение «Моя Якутия»
Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющим с леденящими ветрами.
Мы высекаем из морозов пламя
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним –
Якуты, чукчи, русские, эвены –
И никакой земли во всей вселенной
Иной, чем наша, вовсе не хотим.
Какова основная мысль стихотворения?
Моисей Ефимов – современный поэт Якутии.
Стихотворение « Ода вечной мерзлоте»
Край таежный, край любимый мой,
Дивная якутская равнина!
Воздух здесь и летом, и зимой
Свеж, как нельмовая строганина.
Ну, а если все-таки за год
Наберется грязи и отбросов –
Все сметет весенний ледоход,
Смелет все – и никаких вопросов.
Ничего не смыслят в жизни те,
Кто твердит в досужие минуты:
Мол, живут на вечной мерзлоте
Эти разнесчастные якуты.
Да, земля суровая у нас,
Жизнь трудна и нелегка работа:
В недрах превращаются в алмаз
Пролитые нами капли пота.
Но одну заветную мечту
Берегу в душе, пока живу я:
Сохранить бы эту чистоту,
Молодость и свежесть вековую.
Задание: запишите слова и словосочетания, связанные с темой
« Якутия – моя малая родина».
10.Ситуация разрыва.
Еще раз напишите слово «родина». Составьте слова из букв этого слова. (Дина, Ира, Лора)
Символично?
Родина – рождает, род
11.Набор словаря.
- Подберите рифмы к данным словам:
родина – ромашка –
Алдан - Томмот –
Земля - снежок –
Березы - сосны
Ель - речка –
- Подберите удачные рифмовки.
12.Создание текста.
Раздаются карточки с началом творческих работ.
Есть на карте родины Люблю я родину свою
Мне хочется сказать о Томмоте Есть такой уголок в России
Мне в жизни повезло Когда мне грустно.
Здравствуй, Алдан Якутия – край золота и алмазов
(ребята выполняют работу в течение 10 минут)
13.Социализация.
Чтение работ уч-ся.
14.Рефлексия.
Что было трудным на уроке?
Что было интересным?
Какое настроение было у вас на уроке?
О чем бы вы хотели поговорить на следующих мастерских?
Вещикова Анатолия
Работа написана думающим человеком, который любит читать хорошие книги и размышлять над ними.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Человек на войне.
Конкурсное сочинение
Ученицы 10 в класса Вещиковой Анатолии.
«Война - … самое гадкое дело в жизни», - писал Лев Толстой. К сожалению, не все понимают эту неоспоримую истину. Когда же человечество скажет «нет» войне, которая способна превратить в диких зверей людей, рождённых для того, чтобы жить братьями?
Возвращаясь с фронтов Великой Отечественной, наши прадеды и деды не могли представить себе, что воевать придётся их правнукам и внукам. Но уже позади афганские события, в которых погибло свыше пятнадцати тысяч солдат и офицеров, две войны в Чечне. Разве на полях сражений под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Курском советские бойцы умирали для того, чтобы спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны гибли люди? Нет, каждый из нас рождается на Земле для жизни. Надо всеми силами бороться за мир, который, по мнению Анатоля Франса, нужен для того, чтобы «человек мог вырасти в человека».
Много книг о различных войнах написано русскими и зарубежными классиками, но наиболее сильное впечатление произвела на меня повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка».
В этом произведении нет масштабных картин Великой Отечественной войны, хотя книга посвящена «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым». В повести мало батальных сцен, внимание писателя сосредоточено на отдельном человеке. Кондратьев стремится выяснить, как удаётся рядовому бойцу наперекор тяжёлым обстоятельствам сохранить высокие нравственные качества.
Главному герою повести писатель не даёт даже фамилии. Кондратьев хочет показать, что Сашка не выделяется из толпы, он лишь один из многих защитников Отечества, а не исключительная личность.
На мой взгляд, образ Сашки – большая творческая удача автора произведения. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что кондратьевский герой – человек светоносный, располагающий к себе, внушающий полное доверие.
Впервые мы встречаемся с Сашкой, когда тот заступает на ночной пост, имея «никудышнего напарника», у которого «то там колет, то в другом месте свербит». Но верит боец, что товарищ не симулянт, а «вправду недужный да ослабший от голодухи человек», поэтому и отправляет его отдыхать в шалаш. Человечность Сашки сразу подкупает читателя. Находясь в дозоре, солдат думает о своём командире, оставшемся без обуви, и хочет боец снять с убитого немца валенки для своего лейтенанта. Сашка способен не только позаботиться о ротном, но и выручить его в трудную минуту. Так во время боя видит солдат растерянное лицо командира, который взводит на ходу затвор автомата, а тот «молчит». Понимает Сашка, что ротный расстрелял диск, вот и отдаёт свои боеприпасы офицеру, не думая о том, что самому патронов может не хватить.
Герой В. Кондратьева – мыслящий человек. Ему понятны причины неудач Красной Армии на фронте: «сильнее немец пока и воюет осторожно, людьми не раскидывается, ночами бережётся». Сашке ясно, что отступление советских войск вызвано не только «недохватом снарядов и мин», но и неумением воевать как следует командиров и рядовых. Понимая это, герой повести всё же верит в победу, честно выполняет свой солдатский долг, хотя воспринимает сначала войну романтически.
Сашка мечтает совершить подвиг, ещё «сидя в глубоком тылу» на Дальнем Востоке. Тщеславные мысли покидают героя лишь только тогда, когда он попадает на фронт. На передовой Сашке становится ясно, что война – тяжёлый, напряжённый труд, постоянные встречи лицом к лицу со смертью. Страшно солдату на фронте, но не дрожит за свою жизнь Сашка, не стремится спрятаться за чужую спину. Меньше всего он думает о себе. Автор так описывает поведение героя в экстремальных ситуациях, что читатель воспринимает Сашкины поступки как нечто само собой разумеющееся. По мнению бойца, мужчина – защитник всех, кто физически слабее. Сашка не видит ничего героического в том, что спасает от верной смерти медсестру Зину, прикрыв её во время бомбёжки своим телом. Девушка нравится бойцу, но она любит другого человека. Сашка признаёт за всеми право строить жизнь по-своему. Узнав о том, что Зине дорог не он, герой повести В.Кондратьева находит в себе силы, чтобы уйти с дороги любимой женщины, не держит на неё зла: «…неосудима Зина… Просто война…».
Автор, на мой взгляд, очень удачно использует в повести один художественный приём. О Сашкиных фронтовых буднях рассказывает писатель, но на всё происходящее он смотрит глазами героя. Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский наблюдал за действиями Раскольникова, как бы находясь в его беспокойном внутреннем мире. В. Кондратьев продолжает традицию великого классика и глубоко проникает в психологию героя, хотя диалогов Сашки самим с собой писатель даёт совсем немного.
Самым ярким эпизодом в повести является допрос комбатом пленного немца, доставленного Сашкой в штаб. Фашист молчит, и капитан отдаёт приказ расстрелять гитлеровца. Боец хватает пленного за грудки и кричит: «Да говори ты, гад! Убивать же будут!». Сашка не думает в данный момент о себе. Солдат, который в присутствии офицера пытается спасти жизнь врагу, рискует попасть под трибунал. Что же заставляет героя повести пойти на такой шаг? Русский солдат не хочет быть лжецом даже в глазах фашиста. Ведь Сашка показывал немцу листовку, в которой было написано, что пленных в Красной Армии не расстреливают. Советский солдат знает цену человеческой жизни. Он не может убить безоружного врага. На какую же нравственную высоту должен подняться человек, чтобы,рискуя, отстаивать собственную правоту! А Сашка борется за правду и побеждает. Комбат отменяет своё решение и приказывает вести фашиста в штаб дивизии.
О герое В.Кондратьева можно говорить много. Ярким, запоминающимся получился у писателя этот образ. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что наш народ выиграл войну с фашистами потому, что таких людей, как Сашка, было большинство. Нелегка их фронтовая судьба, но и в тяжелейших ситуациях следует оставаться человеком.
Сашка, как гоголевский герой Тарас Бульба, для которого «нет уз святее товарищества», за друга пойдёт на любое испытание. Мне бы хотелось иметь такого товарища, как Сашка, но, к сожалению, он литературный герой, а не реальный человек.
У повести открытый финал. С Сашкой мы расстаёмся, когда он приезжает в Москву, откуда предстоит ему неблизкий путь домой. Уцелеет ли этот замечательный человек в войне? Вернётся ли домой после победы? Хочется надеяться, что он выживет, выстоит. Сашка – сильный духом человек, храбрый воин, патриот. Если суждено бойцу погибнуть, то смерть он примет, по-моему, как настоящий герой, не уронит чести и достоинства русского солдата. И тогда люди будут помнить Сашку, потому что, как сказал Джеймс Олдридж, «…человек, который умирает за правое дело, оставляет свой след. И мы отчасти живём за его счёт, оплачиваемый его кровью, его смертью. Поэтому он, в сущности, продолжает жить, ибо мы слишком многим ему обязаны, чтобы его забыть… Никто не забыт и ничто не забыто».
Конспект урока «Человек на войне. Правда о нём.»
Эпиграф к уроку:
«Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление».
(В.Быков)
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), (урок-конференция).
Технология: развивающее обучение.
Планируемые результаты.
Предметные: умение анализировать художественное произведение; умение характеризовать литературных героев.
Метапредметные:
Личностные:
Оценивать собственную учебную деятельность, вырабатывать положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества.
Познавательные:
Понимать информацию, делать обобщения, выводы.
Регулятивные:
Принимать учебную задачу, планировать свои действия, анализировать собственную деятельность, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Коммуникативные:
Планировать, осуществлять свою работу в группах, участвовать в учебном диалоге с учителем.
Задачи урока:
Личностные
Формирование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе, гордости за подвиг народа в годы Великой Отечественной войны;
совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
Метапредметные
развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
развивать умение работать с разными источниками информации.
Предметные
развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог, развивать устную связную речь, навыки выразительного чтения;
закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
Средства обучения:
Компьютер, проектор, презентация, тексты художественных произведений, портреты писателей: А.Т.Твардовского, Васильева, Ю.Друниной, выставка книг о войне.
Методы и приёмы:
Словесные, наглядно-практические, самоконтроля.
К уроку учащиеся готовят задания:
1 группа «Документалисты». Подбирают материал о писателях, произведениях.
2 группа «Музыканты». Подбирают к уроку песни о Великой Отечественной войне, музыку.
3 группа «Чтецы». Готовят выразительное чтение стихотворений известных поэтов, стихи собственного сочинения, отрывков из произведений, чтение по ролям фрагментов произведений.
По ходу урока учащиеся заполняют таблицу «Человек на войне. Правда о нём».
1 А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»Герой поэмы Василий Тёркин
Обобщённый образ советского солдата, смелый, отважный…
2 Васильев «А зори здесь тихие»
Герои повести Федот Васков, пять девушек: Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич
3 Герои-земляки, участники войны.
Ход урока.
Звучит песня о Великой Отечественной войне.
« Десятый наш десантный батальон»
Музыка: Б. Окуджава, слова: Б. Окуджава
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо,
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет неутомим,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим!
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
1969
Организационный этап урока. Мотивация к учебной деятельности.
Вступительное слово учителя:
«Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым!» Эти тревожные слова из песни Булата Окуджавы тесно связаны с темой нашего урока. О чём будет идти речь на нашем уроке накануне великого праздника Дня Победы? Определим тему. (Великая Отечественная война. Человек на войне.) Как вы думаете, какова роль такого важного урока для каждого из нас? Какую ответственность возлагают на себя писатели произведений о войне? (Изображать события реально, правдиво…)
Эпиграфом к нашему уроку являются слова советского писателя В. Быкова, который говорил:
«Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление». Как вы понимаете слова замечательного писателя? (Писатель должен говорить о войне правду).
Наш урок посвящён произведениям о Великой Отечественной войне. Содержание каких произведений мы вспомним? (Поэму А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие», стихотворения Ю.Друниной «Зинка», Р.Верзаковой «У войны не женское лицо»). А главным героем на войне является человек. Запишем тему урока в тетрадь «Человек на войне. Правда о нём».
Целеполагание.
Каковы цели нашего урока?
Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны. Знать, какою ценой завоёвана победа. Определять проблемы, которые волнуют авторов произведений… Систематизировать материал к сочинению-рассуждению…
Что вы должны знать к уроку литературы?
Содержание, героев произведения, о времени, изображенном в произведении, жанр произведения, основные сведения об авторах произведения. Что должны уметь ? Пересказывать, давать характеристики героям, выразительно читать, сравнивать произведения разных авторов…
Тип нашего урока: урок-конференция.
Какую форму работы выбрали? (Групповую). Что каждая группа готовила к уроку?
1 группа «Документалисты». Подбирали материал о писателях, произведениях. Готовили презентации к уроку.(Исследовательская работа)
2 группа «Музыканты». Подбирали к уроку песни о Великой Отечественной войне, музыку.
3 группа «Чтецы». Готовили выразительное чтение стихотворений известных поэтов, стихи собственного сочинения, отрывков из произведений, чтение по ролям фрагментов произведений. (Творческие задания)
В течение урока заполняем таблицу «Человек на войне. Правда о нём. Характеристика героев». Таблицы лежат перед вами. В конце урока оцените работу друг друга.(Взаимопроверка, взаимооценка)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
Где можно будет применить знания, приобретённые на уроке? (На экзамене, в сочинении-рассуждении) Какие моменты в написании сочинения-рассуждения вызывают у вас затруднения? Каковы их причины? Каковы основные требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению? Вы знакомы с планом сочинения-рассуждения. Он перед вами на партах, им вы будете пользоваться при написании сочинения дома, используя примеры из литературы и из жизненного опыта, который вы сегодня обогатите.
Первичное закрепление во внешней речи.
А сейчас вспомним произведения о Великой Отечественной войне. Поговорим о подвиге солдат и офицеров. Найдём ответы на вопросы:
Как проявлялся героизм людей во время Великой Отечественной войны? Какую правду о войне рассказали нам авторы произведений?
В каком произведении отразился высокий дух советского солдата?
Презентация учащихся.
Сообщение первой группы «Документалисты» о поэме Твардовского «Василий Тёркин», о картине Ореста Верейского «Портрет Тёркина», об истории её написания. (Межпредметные связи).
Учитель:
Каким вы видите Василия Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по- вашему, он запечатлен?
(Устное описание картины)
Учитель:
Спасибо за презентацию и интересное сообщение. Ребята, что нового узнали из выступления данной группы? Соответствует ваше представление о Василии Тёркине с этим портретом?
Самостоятельная работа учащихся над главой «О потере».
Учитель:
Вспомним некоторые главы из поэмы «Василий Тёркин», в которых ярко проявился настоящий характер героя. На какой главе вам хочется сегодня остановиться?
Сообщение учащегося о главе «О потере».
Учитель:
Посмотрим инсценирование главы « О потере». Отметим основные черты характера бойца Василия Тёркина.
Потерял боец кисет,
Заискался, - нет и нет.
Говорит боец:
(Боец:)
- Досадно.
Столько вдруг свалилось бед:
Потерял семью. Ну, ладно.
Нет, так на тебе - кисет!
Запропастился куда-то,
Хвать-похвать, пропал и след.
Потерял и двор и хату.
Хорошо. И вот - кисет.
Кабы годы молодые,
А не целых сорок лет...
Потерял края родные,
Все на свете и кисет.
Посмотрел с тоской вокруг:
- Без кисета, как без рук.
- Без кисета у махорки
Вкус не тот уже. Слаба!
Вот судьба, товарищ Теркин.
(Василий Теркин:)
- Без кисета, несомненно,
Ты боец уже не тот.
Раз кисет - предмет военный,
На-ко мой, не подойдет?
Принимай, я - добрый парень.
Мне не жаль. Не пропаду.
Мне еще пять штук подарят
В наступающем году,
Тот берет кисет потертый,
Как дитя, обновке рад...
И тогда Василий Теркин,
Словно вспомнил:
- Слушай, брат,
Потерять семью не стыдно -
Не твоя была вина.
Потерять башку - обидно,
Только что ж, на то война.
Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, -
Я не спорю, - тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак,
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят.
Сколько лет живем на свете?
Тыщу?.. Больше! То-то, брат!
Сколько жить еще на свете, -
Год, иль два, иль тыщи лет, -
Мы с тобой за все в ответе.
То-то, брат! А ты - кисет...
Учитель:
Какие качества в характере Василия Тёркина вы цените? (Понимает, какая ответственность лежит на его плечах).
Учитель:
Каким мы видим в этой главе и в других главах главного героя?
Презентация «Василий Тёркин – защитник Родины».
Учащиеся называют главные черты характера литературного героя, определяют, о какой правде повествует нам автор произведения, говорят о преемственности поколений, делают вывод.
Учитель:
Включение в систему знаний и повторение.
Учитель:
Рядом с нами живут ветераны Великой Отечественной войны. Мы знаем их имена и выражаем им глубокую благодарность за мирное небо. Многих, к сожалению, уже нет рядом с нами, но память о них жива. Вспомним наших земляков, приближавших Победу.
Звучит песня «От героев былых времён не осталось порой имён…» (Марк Бернес).
От героев былых времен не осталось порой имен.
Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним.
Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо
Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти - трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один. Те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть
Ученик с презентацией «Наши земляки, участники войны». Сообщение о земляках, участниках войны.
Учитель:
Сохраняется ли преемственность между поколениями в наше время? (Юноши служат в рядах российской армии). Многие ваши ровесники мечтают с армией связать свою жизнь, они выбирают самую мужественную профессию – защищать Родину! Среди них – ваши одноклассники. Сейчас они расскажут нам, почему они выбрали профессию военного. (Рассказы выпускников)
Учитель:
Война…Великая Отечественная …Мы не в праве забывать о том, какой ценой завоёван мир.. “Война ж совсем не фейерверк, а просто-трудная работа”, писал поэт-фронтовик М.Кульчицкий. И эту трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы. Это тоже правда о войне, горькая правда…
Сообщение учеников о женщинах в армии в период Великой Отечественной войны, о том, каковы были их военные профессии. (Исследовательская работа).
Учитель:
Это им, хрупким и сильным, милым, отважным, беззаветно любящим Родину, фронтовик Борис Васильев посвятил произведение “А зори здесь тихие…”. Это одно из лучших и правдивых, искренних произведений о женщине на войне.
Звучит музыка Фредерика Франсуа Шопена «Сад Эдема» (Нежность)
Выступление учеников о творчестве Б.Васильева, о затрагиваемой им проблеме в повести «А зори здесь тихие…»… (Слайды с изображением портрета писателя, девушек – героинь произведения)
Учитель:
Где происходит действие повести?
Учащиеся передают краткое содержание произведения.
Учитель:
Представим каждую девушку. Постараемся понять истоки их героизма. (К доске выходят 5 девушек и Васков, все в военной форме). На экране слайды с изображением девушек.
Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. (Рассказ учащихся о судьбах девушек).
Учащиеся делают вывод об истоках героизма девушек.
Учитель:
Какие чувства испытывает Федот Васков после гибели всех девушек? (Рассуждения учащихся).
В своём стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» Александр Твардовский пишет об этом горьком чувстве так:
(Выразительное чтение стихотворения учащимся)
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Учитель:
С повестью Б.Васильева перекликается стихотворение поэтессы Юлии Друниной «Зинка». В нём также раскрывается тема женщины на войне. Та же боль, та же трагедия…То, что несёт война!
Ученик с сообщением о поэтессе, о стихотворении «Зинка».
Презентация.
Слайд с изображением Юлии Друниной. Фотография медсестры, выносящей с поля боя раненого бойца.
Учитель:
Послушаем стихотворение Ю.Друниной «Зинка» и и сопоставим его с повестью Б.Васильева «А зори здесь тихие».
Звучит стихотворение “Зинка” (Ю. Друнина.) Чтение в лицах.
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблоневом захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в доме квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг нежданный приказ: “Вперед!”
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам, по буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблоневом захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.
Учитель:
Что объединяет повесть Б.Васильева и стихотворение Юлии Друниной?
Во имя чего погибали девушки?
Звучит музыка Фредерика Франсуа Шопена «Сад Эдема» (Нежность).
Выразительное чтение наизусть стихотворения Р.Верзаковой
«У войны не женское лицо»
Хоть имя женское заключено в неё.
Противоречит сути женщины война,
Не для убийства Богом ей любовь дана.
Имеет женщина над миром свою власть –
Любви томление, огненную страсть.
И женщины удел – хранить очаг.
Продленье жизни – в бесконечность шаг.
Мужчину ждать домой; переносить нужду.
Руками нежными предотвращать беду.
И в чистоте блюсти родимое крыльцо,
Растить детей в традициях отцов.
Нет! У войны не женское лицо.
Учитель: Среди наших ветеранов Великой Отечественной войны тоже есть женщины. Юными девушками они отправлялись на фронт и в одном строю с мужчинами воевали за Родную землю. Невозможно не вспомнить их.
Ученица с презентацией « Наши землячки, участницы войны».
Учитель:
Литературные и реальные герои… Такая между ними тонкая грань!
В жизни литературных героев отразились судьбы реальных людей.
Великая Отечественная война коснулась своим огненным крылом каждой семьи. Вы помните своих дедов и прадедов по фотографиям, которые бережно хранятся в семейных альбомах, по рассказам родственников …Вы помните их, свято храните их в своём сердце, будете передавать память о них следующим поколениям. О каждом из них можно написать книгу. И вы посвящаете своим дорогим людям свои стихотворения. Вы расскажете сегодня о них нам. (Чтение учениками стихотворений собственного сочинения)
Рефлексия.
Учитель: Ребята, наш разговор о произведениях о войне, о человеке на войне подходит к концу. Что вам дал сегодняшний урок? Чему научил? Над чем заставил задуматься? Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
Нам необходимо принять решение.
(Помнить о подвиге нашего народа, беречь мир на Земле…)
Домашнее задание.
Обязательное задание для всех. Написать, используя материал урока, сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту о войне Владимира Богомолова «Рейс «Ласточки».
Задания разного уровня сложности по выбору: творческое задание (написать стихотворение по теме урока) или составить тест по прочитанным произведениям.
(По произведениям русской литературы XX века)
Яркие и живые страницы о войне создали К. Симонов, Б. Полевой, Ю. Бондарев, В. Гроссман и многие другие писатели.
Но среди них есть такие авторы, которые описывали не столько саму войну, сколько анализировали поведение человека на ней, глубоко проникая в механизм его поступков. Они хотели понять, почему самый обычный человек, попав в экстремальные условия, может презреть опасность и шагнуть в бессмертие. Что двигало поступками таких людей? Об этом я хочу поразмышлять,
Анализируя рассказ Федора Тендрякова «День, вытеснивший жизнь…». Он понравился мне тем, что война показана без прикрас, правдиво.
«День, вытеснивший жизнь…» – первый день вчерашнего школьника на войне.
Описывается всего один день, но он вытеснил собою всю прежнюю жизнь, где осталась школа, экзамены, костер у реки и много счастливых дней. Поэтому рассказ так и называется.
Впереди – неизвестность, возможно, смерть. Герой Тенков видел фильмы о войне, но его впечатления о ней не совпадают с тем, что он видит. Вокруг сгоревшие танки, воронки от мин и снарядов, земля, изуродованная гусеницами танков
И убитые немецкие солдаты.
Но эти солдаты не вызывают ненависти и злобы, а только «смущающую жалость»; «Я стоял над врагом и испытывал только брезгливость… Но брезгливость не в душе, брезгует мое телесное нутро, а в душу просачивается незваная смущающая жалость». Сержант Тенков вспоминает убитого на войне отца, но и после этого ненависть не закипает в нем.
Хочется верить в то, что эта жалость останется в герое, хотя война изменит и его. Она изменяет все: людей, их судьбы, характеры, жизнь. Никто не знает, как поведет себя человек в экстремальной ситуации. Это хорошо видно на примере образов Сашки Глухарева и Нинкина.
Сашка, казавшийся храбрым и мужественным, оказался трусом, а Нинкин, бывший в жизни незаметным и невзрачным, исполнил свой долг и погиб как герой. Но цена его жизни не сотня немцев, а всего лишь штыковая лопата.
Эта первая смерть надолго запомнилась главному герою рассказа. Он вспоминает ее даже после войны, хотя за долгие годы видел немало смертей, даже более героических, чем эта. Подвиг – это самопожертвование. Но человек не всегда осознает, что совершает великое дело – просто он не может поступить иначе, этот поступок кажется ему естественным и единственно верным.
Совершить подвиг может каждый, но не все находят в себе силы переступить страх, как не смог Глухарев. Война изменяет психику и моральные принципы людей. В какой-то момент боя прежние ценности становятся вдруг незначительными. В этот миг перелома человек способен на все. Жизнь его отходит на второй план, и вместо нее возникает нечто большее – судьба остальных. Вот тогда и совершается подвиг. Именно это происходит с Нинкиным.
Тендряков сумел показать, как по-разному влияет на людей война, именно это – главный пафос его рассказа. Она воздействует на отношение человека к жизни, потому что является для него противоестественной, вторгается в его судьбу и ломает ее.
«Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому. Написаны о другой войне – 1812 года. И хотя она была тоже освободительной и справедливой для русского народа, оружие в ней было менее страшное. Но она такая же бесчеловечная и жестокая.
Подвиг человека – в центре внимания и другого писателя, прошедшего фронтовыми дорогами, – Константина Воробьева. Основная идея его повести «Убиты под Москвой» – прозрение от духовной слепоты, преодоление страха смерти.
Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два веселых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский голос. И тотчас сама рота – отвлеченная армейская единица – становится для нас живым организмом, полноправным и полнокровным действующим лицом повести. Взгляд то останавливается на главном действующем лице – Алексее Ястребове, несущем в себе «какое-то неуемное, притаившееся счастье: радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту».
Это переполняющее героев чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах контраст, резче обозначает два полюса – бьющей через край жизни и неизбежной – всего через несколько дней – смерти. Ведь мы-то знаем о том, что ждет их там, впереди, куда так весело они сейчас идут. Знаем сразу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей неизбежности определенности слова – «убиты». Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает осязаемой плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности, еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени…
Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, хотя ничего не могла сделать против них со своими бутылками и самозарядными винтовками. Но танки были задержаны, хотя и страшной ценой.
Первый бой, который снился Алексею Ястребову как победа под крики «Ура!», протекает совсем иначе. Взвод не кричит «Ура!», а «орет» «бессловесно и жутко», и крик этот потом переходит в вой, потому что ничего вокруг понять нельзя, чувства обостряются, и хочется хотя бы в крике слиться со всеми, почувствовать себя частью всех.
Мальчишка-лейтенант к концу повести становится мужчиной. Это он подбивает танк и уходит в лес с трофейным автоматом, чтобы набрести на рассеявшихся в окружении своих.
«Он почти физически ощутил, – пишет К. Воробьев об Алексее Ястребове, – как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство…» После того, что он пережил в ночном бою, после смерти капитана Рюмина, который умер у него на руках, после всего, что произошло с его ротой, ему почти все равно – и он поднимается навстречу танку. Сцена написана Константином Воробьевым с разрывающей душу ясностью и напряжением.
Да, русские люди совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Воины понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Наши солдаты знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.
Проза К. Воробьева точна, жестока и в подробностях, и в целом. Он ничего не хочет утаить, упустить. Главное достоинство его произведений в том, что с войны сорвана романтическая пелена. К. Воробьев знал: если уж писать, то только правду. Неправда переходит в ложь, в надругательство над памятью погибших…
Бывшие немецкие солдаты, воевавшие под Сталинградом, 9 мая возложили венки на Мамаевом кургане погибшим русским солдатам в знак примирения и покаяния. Это дает надежду на то, что мир изменится и в нем не будет места войне, а память о подвиге останется, потому что недаром тысячи людей не щадили себя, отдавали свои жизни за правое дело. Поэтому с огромным вниманием читаешь строки из письма Маселбека, героя повести Ч. Айтматова «Материнское поле»: «Мы не выпросили себе войну, и не мы ее затеяли, это огромная беда для нас всех, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то мы не достойны будем имени Человека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в Человеке».
Произведения о войне открывают нам не только ее жестокую беспощадность, но и силу героизма, мужества, самоотверженности
наших солдат. Они твердо знали, ради чего шли на гибель: они защищали Родину! А это и есть подвиг.