Российский национальный оркестр, Михаил Плетнёв. Российский национальный оркестр Русский национальный оркестр

Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус.

РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижеры современности: Семён Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашенными дирижерами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице.

РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

Последние сезоны в жизни оркестра отмечены серией крупных международных проектов в России и за ее пределами. В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором исполнили «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.

РНО записал более восьмидесяти альбомов, выпущенных всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon и другими звукозаписывающими компаниями. Многие записи получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым отечественным оркестром, завоевавшим премию «Грэмми». Среди записей РНО последних лет – все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в интерпретации Михаила Плетнёва, симфонии и балеты Чайковского, избранные симфонии Шостаковича, а также сочинения Вячеслава Артёмова. Запись «Колоколов» Рахманинова названа британским изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, когда-либо представленных в записи». Запись Симфонии №7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала ежегодную премию Diapason d"Or и была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучший альбом с объемным звучанием».

Откроет новый концертный сезон Большим фестивалем, который в этом году в девятый раз пройдет в Москве - с 11 сентября по 2 октября.

В рамках фестиваля пройдут шесть концертов, в которых традиционно примут участие всемирно известные солисты и дирижеры.

Праздник музыки

“В афише девятого фестиваля мы постарались отразить все многообразие творческой жизни РНО: здесь, как и в прошлые годы, вы найдете шедевры мирового оперного и симфонического наследия, премьеры, выступления ярчайших звезд современности и экспериментальные формы, сочетающие разные виды искусства”, - сказал РИА Новости Плетнев.

По словам музыканта, главный принцип, сформулированный в самом начале фестивального пути, остается прежним.

“Большой фестиваль - это, прежде всего, праздник музыки, который мы создаем, представляя на суд публики самое лучшее, чем сегодня может гордиться Российский национальный оркестр”, - поделился Плетнев.

Бизе, Равель, Макмиллан

Откроет музыкальный форум симфоническая программа, в которую вошли сочинения французских композиторов Жоржа Бизе и Мориса Равеля, а также грандиозная программа Александра Скрябина “Прометей”. За дирижерским пультом в этот вечер - Плетнев, солировать в Концерте №1 Равеля будет французский пианист Люка Дебарг.

На вечере 14 сентября публику ждет премьера Концерта для скрипки с оркестром современного шотландского композитора Джеймса Макмиллана. Мировая премьера произведения состоялась в Лондоне в 2010 году. В качестве солиста выступил Вадим Репин, которому композитор посвятил свой концерт. В рамках Большого фестиваля выдающийся российский скрипач исполнит его вместе с Российским национальным оркестром под управлением Плетнева.

Созвездие

“Мы верны нашему главному принципу и предлагаем слушателю самое лучшее и интересное из того, что происходит сейчас в мире”, - сказал РИА Новости директор оркестра Олег Полтевский.

“В афише - настоящее созвездие, одни из лучших исполнителей современности: Михаил Плетнев, Вадим Репин, Люка Дебарг, Ольга Перепятько-Мариотти, Кирил Карабиц… Тем, кто не пропускает концертов с участием Плетнева-пианиста будет интересно услышать его интерпретацию Второго фортепианного концерта Сен-Санса”, - сообщил он.

Концерт-посвящение

Один из концертов будет посвящен Альберто Дзедда, самому авторитетному в мире специалисту по творчеству Россини и давнего друга Российского национального оркестра.

“Этой осенью он должен был вновь принять участие в программе Большого фестиваля, и меломаны уже гадали, какой раритет будет представлен московской публике на этот раз, но в марте мы получили горькую весть о кончине маэстро”, - сказал Полтевский.

В программу 19 сентября вошли фрагменты опер Россини в исполнении Перепятько-Мариотти. Программу она подготовила вместе с Дзеддой в 2016 году, это стало их последним совместным проектом.

“Этот концерт - дань памяти выдающемуся музыканту, великому человеку и другу, чье имя стало драгоценной вехой в истории РНО и Большого фестиваля”, - сказал директор оркестра.

Программу вечера 23 сентября, где Плетнев-пианист исполнит Концерт №2 Сен-Санса, дополнят два редко исполняемых в столице сочинения композиторов ХХ столетия: симфоническая картина для большого оркестра “Сны” Сергея Прокофьева и Симфония №3 советского и украинского классика Бориса Лятошинского. Дирижировать будет украинский маэстро, главный дирижер Боримутского симфонического оркестра Кирилл Карабиц.

В завершение…

Экспериментальную линию фестивальных проектов, объединяющих музыку и художественное слово, представит программа “Последняя ночь последнего царя” (27 сентября). В качестве ее автора и главного действующего лица выступит известный драматург Эдвард Радзинский.

В завершение фестиваля 2 октября прозвучит опера Александра Даргомыжского “Русалка”. За дирижерским пультом - Плетнев.

Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году Народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою четвертьвековую историю коллектив обрел международную известность и признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступают лучшие дирижеры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Коллектив регулярно выступает в лучших залах столицы как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва, так и с приглашенными дирижерами. РНО - участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года коллектив дал в Беслане Мемориальный концерт памяти жертв теракта и стал первым, кто после трагедии выступил там по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне оркестр дал благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта "Три Рима". Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Она охватила три важнейших для христианской культуры географических центра - Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. В апреле РНО и Московский Синодальный хор выступили в одном из самых необычных католических соборов мира - Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне. В рамках перекрестного года культуры России и Великобритании в мае РНО выступил с двумя концертами в Школе Стоуи (Stowe School) в Бекингемшире - старейшей частной школе Британии. В июне РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетнёвым открыл свой новый грандиозный проект - первый фестиваль музыки Сергея Рахманинова. Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, получившим самую престижную музыкальную награду - премию "Грэмми".

Российский национальный оркестр, несмотря на свою молодость и многие трудности, является самым популярным и часто посещаемым академическим музыкальным коллективом. Он включен в двадцатку лучших симфонических концертов мира!

Всех поражает, с какой виртуозностью и мастерством солисты исполняют свои партии, с каким чувством и наитием звучат духовые инструменты, каких масштабов и размахов стараются достигнуть руководители.

Кем основан данный коллектив? Чем он примечателен и притягателен для мировой аудитории? Кто входит в состав оркестра и какие задачи коллектив ставит перед собой? Давайте узнаем.

Как все начиналось

Хотя итория Российского национального оркестра очень проста и непродолжительна, в то же время она отличается особой яркостью и неповторимостью.

Коллектив был основан в 1990 году, как раз на переломе советской эпохи, в годы перестройки и кардинальных реформ. Это было нелегкое время как для страны в целом, так и для музыкального искусства в частности.

Экономический кризис, политическая нестабильность… Казалось бы, сейчас не то время, чтобы что-то создавать. Кто пойдет на симфонические концерты? Кто согласится играть за гроши? Что будет с коллективом через год или два? Эти вопросы не могли иметь стопроцентных положительных ответов.

Однако такое положение вещей не повлияло на решение создателя оркестра. Михаил Васильевич Плетнев совершил чудо - создал Российский национальный симфонический оркестр, оазис классической образцовой музыки.

Коллектив был основан на зарубежные пожертвования (в большинстве из США), поэтому он не финансировался из государственного бюджета. Заведование доходами, расходами и выручкой было поручено надежным энтузиастам-специалистам, входящим в Попечительский совет РНСО.

Особенность оркестра

Первым и основным произведением, исполняющимся начинающим оркестром, был “Славянский марш”, написанный неподражаемым, талантливым композитором П. И. Чайковским.

Произведение в оригинальном (полном и неискаженном) виде было исполнено Российским национальным симфоническим оркестром на первом же выступлении. С тех пор “Славянскому маршу” было присвоено негласное название. Это - визитная карточка оркестра М. Плетнева. В исполнении этого произведения музыканты РНО достигли небывалого мастерства и виртуозности.

Ранние турне

Первые гастроли оркестра в основном проходили за границей. Это были Израиль и Ватикан. Говорят, что папа римский аплодировал российским музыкантам стоя.

Всемирная известность коллектива была впечатляющей. Не прошло и шести лет после его образования, как Российский национальный оркестр был приглашен на открытие Экономического форума (Давос) и летних Олимпийских игр (Атланта), а также на фестиваль ВВС (Лондон).

Гастрольная деятельность симфонического коллектива не обошла стороной и родные просторы. В то время, когда другие столичные оркестры почти прекратили свою выездную концертную деятельность по провинции, РНО решил проводить так называемые “Волжские турне” по глубинкам Поволжья, радуя слух жителей Самары, Казани, Волгограда, Ярославля, Саратова…

Все это было возможно только благодаря деятельной инициативе руководителя коллектива - Михаила Васильевича Плетнева, человека, обладающего ярким самобытным талантом и мастерством, безумно влюбленного в музыку и свое детище.

Коротко о главном

На момент создания оркестра Михаилу Плетневу исполнилось тридцать три года. Он - молодой пианист, музыкант и композитор, наделенный небывалым артистизмом и профессионализмом, - представлял собой высокоинтеллектуальную энергичную личность.

Несмотря на довольно молодой возраст, Михаил Плетнев уже обладал огромной популярностью и признанием. За восемь лет до этого ему была присуждена Государственная премия, а всего за один год до описываемых событий он получил почетное звание Народного артиста РСФСР.

Музыкант родился в Архангельске. С детства проявлял влечение к музыкальному искусству, поэтому обучался в казанской музыкальной школе, а позднее окончил Московскую консерваторию.

Вначале Михаил Васильевич заявил всему миру о себе как о талантливом пианисте, виртуозно исполняя технически трудные, эмоционально насыщенные сочинения Бетховена, Мендельсона, Моцарта, Грига, Шопена и др. Его выступления (как сольные, так и вместе с оркестром) проходили в лучших театрах Лондона, Берлина, Израиля, Мюнхена и Чехии.

В возрасте двадцати трех лет Михаил Плетнев дебютировал как дирижер, слаженно и гармонично руководя исполнением многосложных произведений Бетховена, Рахманинова, Шостаковича, Чайковского.

Потрясающе глубокими и экспрессивно выразительными являются и собственные сочинения Плетнева, услаждающие слух ценителей классической музыки до сих пор. Это и Фортепианный квинтет, и Концерт для альта с оркестром, и Адажио для пяти контрабасов, и Каприччио для фортепиано с оркестром.

Как видно, Михаил Васильевич Плетнев - яркая и талантливая личность. Именно таким человеком и должен был являться учредитель и основатель нового замечательного оркестра.

Владимир Спиваков

Однако в 1999 году Михаил Васильевич, проживающий на тот момент в Швейцарии, решил посвятить себя индивидуальной концертной деятельности. Поэтому возник сложный вопрос: кого поставить на пост главного дирижера оркестра?

Новым руководителем стал Владимир Спиваков - одаренный дирижер, скрипач и музыкальный преподаватель. За плечами Владимира Теодоровича лежал огромный опыт оркестровой деятельности: он работал солистом Московской филармонии, преподавал в звании профессора в Музыкально-педагогическом институте, являлся художественным руководителем Музыкального фестиваля (Кольмар, Франция), регулярно участвовал на правах жюри в известных международных конкурсах.

Бесценный опыт и небывалое мастерство Спивакова положительно повлияли на репертуар и выступления Российского национального оркестра.

Смена руководства

Однако зимой 2003 года должность главного дирижера коллектива была упразднена. С тех пор оркестром руководит дирижерская коллегия, в состав которой в различные периоды времени входили такие талантливые и знаменитые дирижеры, как Кент Нагано (американский дирижер японского происхождения), Пааво Берглунд (финский дирижер), Александр Ведерников (советский и российский дирижер) и Владимир Юровский (российский дирижер).

К слову, в коллегию художественных руководителей оркестра вновь вошел Михаил Плетнев, всем сердцем ратующий за свое детище.

Современная деятельность

Несмотря на то что Российский национальный оркестр был создан как частное предприятие, в 2008 году он получил грант правительства Российской Федерации, а через год ему был присвоен государственный статус.

Концерты Российского национального оркестра собирают многотысячные залы благодарных слушателей, они завораживают и вдохновляют одновременно.

Музыкальный коллектив ведет очень активную общественную жизнь - дает благотворительные концерты, проводит всевозможные культурные выступления, осуществляет звуковые записи симфоний, получает отечественные и международные награды.

Давайте узнаем об этом подробнее.

Благотворительность

РНО уже в течение двадцати одного года осуществляет ежегодный проект по исполнению концертов для обездоленных детей. На выступлениях присутствуют маленькие слушатели из детских домов, больниц и интернатов, которым предоставляется возможность испытать на себе исцеляющую силу музыки.

Ребятам могут не только послушать чудесную классическую музыку, но и узнать интересные факты о музыкальных инструментах и исполнителях, а также посмотреть захватывающую и необычную интерпретацию сказки Прокофьева “Петя и волк”.

Общественная деятельность

Также Российский национальный оркестр активно участвует в общественной жизни страны. Например, в 2007 году коллектив провел мемориальный концерт в Беслане.

В 2010 году, весной, в рамках международного проекта с необычным названием “Три Рима”, инициаторами которого выступили православная и католическая церковь, музыкальный коллектив принимал участие в концерте русской музыки.

В 2014 году РНО исполнил два концерта в английской школе Стоуи (в рамках перекрестного года культуры Великобритании и России).

Обязательно необходимо упомянуть и то, что оркестр дает ежегодные концерты в память погибших на Чернобыльской АЭС.

Как видно, российский национальный оркестр популярен и востребован не только на отечественных мероприятиях, но и на зарубежных, что говорит о его невероятной популярности, мастерстве и изысканности.

Участники оркестра

Коллектив выступает под чутким руководством талантливого Михаила Плетнева, а также с другими, не менее виртуозными приглашенными дирижерами, такими как Семен Бычков, Пааво Ярви, Клаус Петер Флор, Инго Метцмахер и многими другими.

Все музыканты Российского национального оркестра - это одаренные опытные люди, способные своим мастерством заворожить и пленить даже самых далеких от симфонической музыки людей. Под руками музыкантов оживают великолепные, насыщенные силой и огнем, классические произведения знаменитых авторов, которые оказывают огромное влияние на душу и разум, врачуют и исцеляют, заставляют задуматься и измениться.

Среди ярких первоклассных исполнителей коллектива следует упомянуть о Бруни Алексее Михайловиче (скрипач, заслуженный артист России, почетный профессор), Готгельфе Александре Львовиче (виолончелист, России, доцент кафедры), Томиловой Ольге Владимировне (гобоистка, Заслуженная артистка РФ, музыкальный педагог), Пачкаеве Вячеславе Павловиче (бас-тромбонист, Заслуженный артист РФ, преподаватель), Лаврике Владиславе Михайловиче (трубач, дирижер и педагог), Раеве Александре Владимировиче (валторнист, Заслуженный артист РФ, педагог) и многих других, которые украшали своими выступлениями отечественные и зарубежные концерты.

На протяжении двадцати семи лет своего существования Российский национальный оркестр сотрудничал с такими талантливыми, всемирно признанными исполнителями, как Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Вадим Репин, Дмитрий Хворостовский, Белла Давидович и многими другими.

Большой фестиваль 2017 года

По традиции, Большой фестиваль в исполнении РНО откроет концертный сезон 2017-2018 года и пройдет в Концертном с 11 сентября по 2 октября 2017 г. Фестиваль будет включать в себя шесть концертов, участие в которых будут принимать известные исполнители и дирижеры, а также восходящие музыкальные звезды.

Первый концерт ознаменуется симфонической программой, составленной из сочинений французских и Равеля. Также вниманию публики будет представлена величественная и непревзойденная поэма Александра Скрябина “Прометей”.

На последнем концерте прозвучит оперное произведение Александра Даргомыжского “Русалка”.

На протяжении фестиваля публику порадуют исполнением симфонической музыки таких талантливых и незаурядных классиков, как Борис Лятошинский, Сергей Прокофьев и Людвиг ван Бетховен. За инструмент сядет сам Михаил Плетнев. Один из вечеров будет посвящен экспериментальному проекту, объединяющему музыку и художественное слово, - “Последняя ночь последнего царя”.

Так что не пропустите!

Михаил Плетнёв

Михаил Плетнёв сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижёра и композитора. Музыкант родился в 1957 году в Архангельске. В шестнадцать лет он стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по 1979 год обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году закончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году – первую премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста.

Плетнёв выступал на лучших сценах мира с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими. Он играл под управлением выдающихся дирижёров современности, среди которых Клаудио Аббадо, Карло Мария Джулини, Бернард Хайтинк, Лорин Маазель, Зубин Мета, Курт Зандерлинг, Леонард Слаткин, Неэме Ярви, Риккардо Шайи, Рудольф Баршай. Публику, коллег и профессиональных критиков неизменно восхищают его безупречная техника, тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению издания BBC Music Magazine, Михаил Плетнёв «исполняет каждое сочинение как своё собственное, его интерпретации поразительны – подобное вряд ли под силу любому другому пианисту».

В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижёр. Взлёт его дирижёрской карьеры пришёлся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Дирижёрская деятельность Михаила Плетнёва насыщенна и разнообразна. Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, он выступает в качестве приглашённого дирижёра с такими музыкальными коллективами, как Малеровский камерный оркестр, Королевский оркестр Консертгебау, Токийский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Симфонический оркестр NHK.

В октябре 2007 года состоялся дебют Плетнёва в качестве оперного дирижёра на сцене Большого театра с оперой Чайковского «Пиковая дама». В ноябре того же года на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского была осуществлена концертная постановка опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини». В мае 2008 года в музее-усадьбе «Архангельское» была представлена опера Римского-Корсакова «Майская ночь», а в феврале 2009 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского с большим успехом была исполнена опера Бизе «Кармен». «Оперная линия» получила продолжение и в рамках Большого фестиваля РНО. На первом фестивале, прошедшем в сентябре 2009 года, под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы Моцарта «Волшебная флейта», в 2010 году фестивальной публике было представлено концертное исполнение оперы Россини «Золушка», одной из кульминаций четвертого смотра стало концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин». В сентябре 2014 года в зале Чайковского под руководством маэстро вновь прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов, в сентябре 2015-го – опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», на фестивале 2016 года – «Иоланта» Чайковского.

В 2006 году музыкант создал Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва. Целью Фонда, наряду с обеспечением жизнедеятельности Российского национального оркестра, является также поддержка наиболее важных культурных и социально-значимых проектов самого высокого уровня, таких как Волжское турне или Мемориальный концерт РНО в Беслане для матерей и родственников жертв трагедии. В 2014 году Михаил Плетнёв выступил инициатором первого фестиваля музыки Сергея

Рахманинова. В июне четыре концерта форума прошли в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области.

Михаил Плетнёв – народный артист России, кавалер Орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, лауреат множества государственных и международных премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф». В 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В 2013 году он стал обладателем Платоновской премии – за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия.

Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Российского национального оркестра, входящего, согласно международным рейтингам, в двадцатку лучших оркестров мира.


Российский национальный оркестр

Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступали лучшие дирижёры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО. «Декабрьский Брамс в исполнении Светланова и Российского национального оркестра звучал как завещание», – писал обозреватель газеты «Коммерсант». Один из выдающихся дирижёров наших дней маэстро Кент Нагано так отзывается об оркестре, с которым ему неоднократно доводилось работать: «У РНО вы чувствуете ярко выраженный характер, своей игрой оркестр напоминает вам о том, что русская культура – одна из самых великих в мире. Да, они играют блестяще, да, они высокие профессионалы, да, в оркестре много отличных солистов, но за этим есть и нечто большее: традиция великой культуры, которая слышна в их игре».

О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнёва в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус.

Оркестр регулярно выступает в лучших залах страны под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва и с приглашёнными дирижёрами. Ежегодно с 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности. За прошедшие годы Большой фестиваль снискал признание и любовь слушателей, завоевав статус события, традиционно открывающего концертный сезон в столице.

РНО является участником знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившем там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Подводя итоги года, авторитетный сербский журнал NIN опубликовал рейтинг лучших музыкальных событий, в котором концерт РНО занял вторую строчку – как «один из самых незабываемых концертов, прозвучавших в Белграде за последние несколько сезонов». Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима». Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.

Последние сезоны были отмечены серией крупных международных проектов с участием оркестра, прошедших как в России, так и за её пределами. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. Через два месяца РНО и Московский Синодальный хор выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, где исполнили «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона. В июне 2014 года РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым провёл фестиваль музыки Сергея Рахманинова в музее-усадьбе композитора в деревне Ивановка Тамбовской области. В декабре того же года оркестр стал главным участником масштабного гала-концерта, посвящённого празднованию 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в грандиозном концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова с участием большого сводного хора). В сентябре-октябре 2016 года в Ивановке прошел второй фестиваль музыки Сергея Рахманинова. В апреле 2017 года состоялись триумфальные гастроли оркестра в Колумбии в рамках III Международного фестиваля классической музыки в Боготе, программа которого была полностью посвящена русской романтической музыке. «Апогеем “Русской романтики” стали выступления Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнёва» («Российская газета»).

Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, завоевавшим самую престижную музыкальную премию – «Грэмми». Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, а также постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов. Так, запись вокально-симфонической поэмы «Колокола» Рахманинова была признана авторитетным британским музыкальным изданием Classic FM Magazine «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи». А запись музыки к балету «Спящая красавица», осуществленная Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва, по версии Би-би-си является четвёртой в рейтинге самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Запись Симфонии № 7 Шостаковича под управлением Пааво Ярви, выпущенная в 2015 году, завоевала престижные международные награды, в том числе ежегодную премию Diapason d"Or, а также была номинирована на премию «Грэмми-2016» в категории «Лучший альбом с объёмным звучанием».

По мнению многих зарубежных музыкальных критиков на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны: «Больший блеск и рафинированность Российского национального оркестра позволили ему занять место главного симфонического коллектива России» (Chicago Classical Review, 2011).


Ян Сибелиус

Ян Сибелиус (8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Великое княжество Финляндское - 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) - финский композитор.

Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 в Хямеэнлинне в Великом княжестве Финляндском. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе.

В семье говорили на шведском и поддерживали шведские культурные традиции. Однако родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. С 1876 года по 1885 он учился в Нормальном лицее Хямеэнлинны.

Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Христиан - на виолончели, Ян - вначале на рояле, но после предпочёл скрипку. Уже в десять лет Ян сочиняет небольшую пьесу. Впоследствии, его влечение к музыке возрастает и он начинает систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера. Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений.

В 1885 год поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.

В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра - по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений - последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьёлы» (фин. Pohjolan tytär), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelan joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) - свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.

Особое положение в финской национальной культуре занимает симфоническая поэма «Финляндия», являющаяся музыкальной иллюстрацией истории народа и имевшая антироссийскую направленность. Мелодия имела успех и стала национальным гимном. Её исполнение, в том числе и насвистывание мелодии в общественных местах, каралось русскими властями заключением.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений - особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 г. была даже анонсирована её премьера); однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 г. композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, - возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.

Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903-1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О. Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С. Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».

С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р. Штраус и Э. Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.

Еще при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса (фин. Sibelius-Akatemia).


Вверх