Редакции бориса годунова мусоргского и его путь к славе. Смотреть что такое "Борис Годунов (опера)" в других словарях Действующие лица оперы «Борис Годунов»

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Музыка

Редакции Бориса Годунова Мусоргского и его путь к славе

Редакции Бориса Годунова Мусоргского – это богатая история и бурный творческий процесс. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» создавалась стремительно: осенью 1868 года композитор стал работать над либретто по материалам Пушкина и Карамзина, а к зиме 1869 года готовое сочинение предстало перед Дирекцией императорских театров.

С этого момента дело приняло новый оборот, в результате которого сочинение обросло рядом редакций и было представлено публике лишь спустя 5 лет после создания.

О редакциях Мусоргского…

Музыкальная история, пожалуй, не может назвать иной оперы, представленной в стольких различных редакциях, как «Борис Годунов» Мусоргского.

Первая из них – 1869 года – была отражением основного замысла композитора о противопоставлении народа и царя. Мусоргский видел в народе «великую личность, одушевленную единой идеей» и реализовал эту задачу в первой редакции сочинения.

Вероятно, по этой причине первоначальный вариант оперы подвергся критике со стороны Дирекции императорских театров. В качестве аргумента было выдвинуто отсутствие весомой женской партии, которая считалась обязательным атрибутом оперной постановки. Модест Мусоргский ввел в сочинение персонаж возлюбленной Лжедмитрия Марины Мнишек, что потребовало целого польского акта, а также выполнил другую традицию оперного жанра – эффектный финал, в котором представил восстание народных масс под Кромами.

Вторая редакция, представленная театральному комитету в 1872 году, также была отвергнута. Римский-Корсаков относил причину этого к новаторскому музыкальному языку своего товарища, который «поставил в тупик почтенный комитет».

Тем не менее силами окружения Мусоргского опера была поставлена зимой 1874 года в Мариинском театре. Но спустя 6 лет исчезла из репертуара. Спустя еще год не стало самого Мусоргского (1881). Ситуация со снятием «Бориса» из списка репертуарных спектаклей повторилась в Москве: в 1888 году опера впервые прозвучала в Большом театре, но выдержала только 10 представлений.

…и других

Изучая наследие Модеста Мусоргского, современные музыкальные критики отмечают, что наибольшей стройностью и самодостаточностью отличается именно первая версия «Бориса Годунова», связывая это, в том числе, с отсутствием необходимости следовать чужой воле. Однако в таком виде сочинение впервые прозвучало уже в СССР – в Ленинграде в 1928 году по восстановленной музыковедом Павлом Ламмом редакции 1869 года.

Первым к редактированию оперы приступил Николай Римский-Корсаков. Версия, в которой некоторые «шероховатости» языка Мусоргского были сглажены и частично переделана оркестровка, была представлена под управлением Римского-Корсакова в зале Петербургской консерватории в 1896 году.

К слову, в партии Варлаама в ней выступил Федор Стравинский – отец 14-летнего Игоря, будущего великого композитора. В этой же редакции пел и другой великий русский музыкант – Федор Шаляпин. В роли царя Бориса он впервые появился в 1898 году и представлял оперу в качестве солиста в ее первых заграничных постановках (Париж в 1908, Лондон в 1913, Нью-Йорк в 1921).

В 1959 году в Ленинграде опера прозвучала в новой версии, представленной Дмитрием Шостаковичем. Изменения, которым советский классик подверг сочинение, коснулось исключительно оркестрового письма и во многом было исполнено в стиле самого Мусоргского.

Необходимо отметить, что в ХХ веке «Борис Годунов» нашел свое место в мировом оперном репертуаре. В 1948 году опера была вновь поставлена в Большом театре гениальным составом постановщиков: дирижер Н. Голованов, режиссер Л. Баратов, художник Ф. Федоровский, хореограф Л. Лавровский. Данная версия была восстановлена в 2011 году и сейчас «Борис Годунов» – один из старейших спектаклей главного театра страны.

23 ноября 2017 года . Постановка 1998 года представит сочинение М. Мусоргского в первоначальной редакции.

Новая Опера

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники

В этой статье мы рассмотрим самое известное произведение М. П. Мусоргского - «Борис Годунов». Краткое содержание оперы будет расписано с особой внимательностью. Это произведение является программным для композитора.

Немного об опере

Произведение «Борис Годунов» (краткое содержание оперы представлено ниже) было создано в 1869 году, а первая постановка состоялась только в 1874. В основу произведения легли исторические события 1598-1605 годов, пришедшиеся на время и появление в Москве Лжедмитрия.

Однако сразу после завершения оперу отказались поставить. Еще две редакции и поддержка влиятельных друзей понадобились, чтобы произведение оказалось воплощенным на сцене Мариинского театра.

Либретто оперы «Борис Годунов» было основано на одноименном произведении А. С. Пушкина и материалах, взятых из «Истории государства Российского», принадлежащего перу Н. М. Карамзина.

Действующие лица оперы «Борис Годунов»

  • Борис Годунов.
  • Его сын Федор.
  • Его дочь Ксения.
  • Мамка (кормилица) Ксении.
  • Князь Шуйский, Василий Иванович.
  • Думный дьяк Андрей Щелканов.
  • Отшельник и летописец Пимен.
  • Самозванец, носящий имя Григорий.
  • Дочь сандомирского воеводы Марина Мнишек.
  • Тайный иезуит Рангони.
  • Бродяга Варлаам.
  • Бродяга Мисаил.
  • Хозяйка корчмы.
  • Юродивый.
  • Пристав Никитич.
  • Боярин Хрущев.
  • Ближний боярин.
  • Иезуит Лавицкий.
  • Иезуит Черниковский.
  • Митюха.
  • 1-й крестьянин.
  • 2-й крестьянин.
  • 1-я баба.
  • 2-я баба.

Также участвуют в представлении бояре и их дети, приставы, стрельцы, паны, девушки, московские люди и калики перехожие.

Действие оперы разворачивается в России и Польше, длится с 1598 по 1605 годы.

Пролог. Картина 1

В Москве начинается действие произведения «Борис Годунов». Краткое содержание оперы переносит зрителей на дворовую площадь Новодевичьего монастыря, которая полна людей. Среди собравшихся ходит пристав и, беспрестанно поигрывая дубинкой, просит, чтобы все собравшиеся немедленно опустились на колени и начали молить Бориса Годунова о том, что он согласился стать царем. Тут выходит к собравшемуся люду Щелканов и сообщает, что не соглашается боярин, не желает стать царем российским.

Слышится пение калик перехожих. «Божьи люди», опираясь на спины своих поводырей, приближаются к стенам монастыря. Они раздают встречным ладанки и просят молиться о том, чтобы Борис был избран на царствование, только это спасет Русь.

Картина 2

Теперь краткое содержание оперы «Борис Годунов» переносит нас на величественное коронование. Действие разворачивается на площади Московского Кремля. Звонят колокола, бояре торжественно шествуют под своды Успенского собора. На паперти стоит князь Шуйский и громко произносит торжественное «Да здравствует царь Борис Федотович!». Все собравшиеся славят нового царя.

На паперть выходит Борис Годунов. Его мучают сомнения и мрачные предчувствия. Неспроста он не хотел венчаться на царствие. Однако царь велит созывать на пир московский народ.

Действие первое. Картина 1

Продолжается краткое содержание оперы «Борис Годунов» уже ночью. Перед зрителем предстает В одной из его келий пишет летопись Пимен, старец, повидавший на своем веку немало. Тут же, в углу, приютился и крепко спит Григорий, молодой монашек. Издалека доносится молитвенное пение.

Внезапно Григорий резко просыпается. Юноша видит, что Пимен бодрствует и решается открыть ему увиденный сон, который сильно встревожил монаха. А заодно просит старца и растолковать увиденное. Григорий пересказывает сон.

Грезы монаха заставляют Пимена вспомнить о прошлом, о тех царях, которые сменили свою порфиру и царский посох на «иноков клобук смиренный». С огромным любопытством слушает Григорий рассказы старца о смерти маленького царевича Дмитрия. Пимен также отмечает, что юноша и погибший царевич одного возраста. На ум Григорию неожиданно приходит коварный план.

Картина 2

Во многом благодаря этой опере прославился Модест Мусоргский. «Борис Годунов», можно сказать, стал венцом его творений. Но вернемся к самому произведению.

Литовская граница, корчма у дороги. В помещение заходят Мисаил и Варлаам - беглые монахи. С ними оказывается и Григорий. Добродушная хозяйка начинает угощать всех вошедших. Бродяги рады, они поют песни и пьют вино. Однако Григорий не разделяет их счастья. Юношу поглотили мысли о задуманном плане - выдать себя за погибшего Дмитрия. Именно поэтому бывший монах спешит в Литву. Он не совсем уверен в дороге, и начинает расспрашивать о ней хозяйку. Добрая женщина рассказывает о заставах, которые расставлены на всех дорогах - кого-то разыскивают. Однако это не помеха, так как есть и другие дороги, обходящие заслоны.

Неожиданно слышится стук в дверь корчмы, а затем входят приставы. Они пристально следят за бывшими монахами, которые пируют. Видимо, сочтя их подозрительными, служители власти подходят к ним и начинают расспросы. Затем показывают царский указ, где говорится о том, что велено поймать чернеца Григория Отрепьева, который бежал из Чудова монастыря.

Внимание приставов привлекает юноша, сидящий отдельно от других. Но прежде чем к нему успевают подойти, Григорий выскакивает через окно на улицу. Все присутствующие бросаются его ловить.

Действие второе

Делает произведение еще более интересным то, что основана на реальных событиях опера «Борис Годунов». Краткое содержание оперы изображает богато изукрашенный царский терем в Московском Кремле. Здесь плачет царевна Ксения, стоя у портрета недавно погибшего жениха. Недалеко от нее расположился царевич Федор, который читает книгу «большого чертежа». Мамка Ксении занята рукоделием. Присутствующие стараются развеселить царевну. Поэтому мамка начинает петь веселые побасенки, царевич присоединяется к ней, дурачась.

Внезапно входит Борис. Он подходит к дочери и начинает ласково ее успокаивать. Затем обращается к Федору, расспрашивает об успехах в учебе и хвалит за проделанную работу. Однако эти разговоры не могут отвлечь царя от мучающих его страшных дум. Вот уже шестой год он сидит на троне, но нет счастья ни ему, ни Руси. Страна стонет от голода.

Борис считает, что и голод в стране, и смерть жениха Ксении - месть за страшное, совершенное им злодеяние - умерщвление царевича Дмитрия.

Появляется боярин Ближний. Он кланяется Борису и сообщает о том, что ждет беседы с правителем князь Василий Шуйский. Годунов велит впустить в нему Шуйского. Князь рассказывает о том, что в Литве появился самозванец, который возомнил себя царевичем Дмитрием.

Царь требует, чтобы Шуйский рассказал все, что он знает о смерти младенца. Князь рассказывает о свершенном злодеянии во всех подробностях, стараясь не упустить детали. Борис, и без того мучимый совестью, не выдерживает этого. Царь тяжело опускается в свое кресло. В тенях, беспрестанно колеблющихся, ему чудится призрак убитого Дмитрия.

Действие третье. Картина 1

Практически не отошел от пушкинского сюжета в своем произведении Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (краткое содержание это подтверждает) четко следует сюжету, намеченному поэтом.

Сандомирский замок, комната Марины Мнишек. Панну окружают девушки, которые неустанно восхвалят ее красоту. Однако Марине скучно, ей надоели льстивые речи. У нее другая мечта - с помощью женитьбы на оказаться на московском престоле.

Тут в дверях ее комнаты появляется Рангони. Этот человек, прикрываясь властью, которой наделила его церковь, просит Марину влюбить в себя самозванца, а затем убедить бороться на право оказаться на русском престоле.

Картина 2

Изображает Польшу опера Мусоргского «Борис Годунов» (Boris Godunov). Лунная ночь, Самозванец стоит у фонтана в саду и придается сладострастным мечтам о Марине. В этот момент к нему подходит Рангони. Иезуит начинает говорить о невероятной красоте Марии и постепенно выманивает признание в любви к панне у Самозванца. Недалеко гуляет толпа веселых и шумных гостей, которые уже начали праздновать победу польских войск над силами царя Бориса.

Самозванец прячет от них за деревьями. Вскоре вся компания возвращается обратно в замок, и Марина возвращается обратно в сад в одиночестве. Звучит дуэт, в котором молодые люди признаются в любви и строят честолюбивые планы на будущее.

Действие четвертое. Картина 1

Теперь возвращает зрителей в Москву Мусоргский. Опера «Борис Годунов» богата сценами, где одним из главных героев является русский народ. Так, изображается собор на площади которого собрались московские люди. Они обсуждают слухи и новости о приближающемся войске Лжедмитрия и известия об анафеме, наложенной на Гришку Отрепьева.

Неожиданно появляется юродивый в веригах, его преследуют босоногие мальчишки. Они дразнят юродивого и быстро доводят до слез. Оканчивается обедня. Начинается царское шествие из собора, сопровождающие его бояре раздают собравшимся милостыню. Затем появляется царь Борис, за которым следует князь Шуйский и остальные.

Народ становится на колени и просит у батюшки-царя хлеба. Тут же обращается к Борису и юродивый, жалуясь на мальчишек, и просит, чтобы царь зарезал их, как зарезал он маленького Дмитрия. Люди в ужасе расступаются. Стражники кидаются к юродивому, но Борис останавливает их и уходит, прося, чтобы блаженный помолился за его грешную душу. Однако их уст юродивого слышится приговор царю: не велит Богородица молиться «за царя-Ирода».

Картина 2

Действия разворачиваются в (Московский Кремль). Происходит чрезвычайное собрание боярской думы. В палаты входит Шуйский и сообщает, что только что случайно видел, как царь взывал к погибшему Дмитрию и отгонял призрак убитого младенца, шепча «чур, дитя». Повторяя эти же слова («чур, дитя»), появляется на собрании Борис Годунов.

Постепенно царь приходит в себя и садится на свое место. Шуйский обращается к нему и просит выслушать некоего старца, который желает поведать великую тайну. Борис дает свое согласие.

Входит Пимен. Старец начинает свой рассказ, полный намеков на коварное и бесчестное убийство Дмитрия. Царь впадает в волнение от этих слов и падает, обессиленный, на руки к боярам. Борис чувствует, что близка его смерть, он просит, чтобы немедленно послали за Федором. Так как хочет благословить сына и передать право на царствование. Слышится погребальный звон. Годунов умирает.

Картина 3

Тропинка через лес близ деревушки Кромы, расположившейся практически на литовской границе. По дороге идет толпа бродяг, которые ведут боярина Хрущева. Пленнику угрожают и злословят в адрес Бориса Годунова. В этой толпе и юродивый, опять окруженный оборванными мальчишками. И Варлаам с Мисаилом, рассказывающие о расправах и казнях на Руси, чем еще больше распаляют народ. Бывшие монахи призывают собравшихся встать на защиту законного наследника престола Дмитрия. Народ поддерживает их и желает смерти Борису.

Появляется Самозванец верхом на коне, а за ним - войско. Он объявляет себя русским царевичем Дмитрием Ивановичем и зазывает всех с собой в Москву. Собравшиеся прославляют Самозванца и направляются следом за ним.

На дороге остается лишь юродивый. Он поет скорбную песню, в которой предрекает горькие слезы и темную непроглядную беду.

Так заканчивается опера «Борис Годунов». Краткое содержание для детей может включать не все сцены. Желательно исключить те, в которых описываются страшные подробности гибели Дмитрия.

Опера в четырех действиях с прологом

Действующие лица:

БОРИС ГОДУНОВ (баритон)
дети Бориса:
– ФЕДОР (меццо-сопрано)
– КСЕНИЯ (сопрано)
МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано)
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор)
АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон)
ПИМЕН, летописец, отшельник (бас)
САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно: Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор)
МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или драматическое сопрано)
РАНГОНИ, тайный иезуит (бас)
бродяги:
– ВАРЛААМ (бас)
– МИСАИЛ (тенор)
ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано)
ЮРОДИВЫЙ (тенор)
НИКИТИЧ, пристав (бас)
БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор)
БОЯРИН ХРУШОВ (тенор)
иезуиты:
– ЛАВИЦКИЙ (бас)
– ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас)
ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор, меццо-сопрано и сопрано)
БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ, САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.

Время действия

1598 – 1605 годы

Место действия

Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке, под Кромами

Пролог

Картина 1 . Двор Новодевичьего монастыря под Москвою (теперь Новодевичий монастырь в черте Москвы). Ближе к зрителям выходные ворота в монастырской стене с башенкою. Оркестровое вступление рисует образ забитого, угнетенного народа. Занавес поднимается. Народ топчется на месте. Движения, как указывает ремарка автора, вялы. Пристав, грозя дубинкой, заставляет народ молить Бориса Годунова принять царский венец. Народ падает на колени и взывает: «На кого ты нас покидаешь, отец!» Пока пристав отлучается, в народе перебранка, бабы поднимаются с колен, но при возвращении пристава опять опускаются на колени. Показывается думный дьяк Андрей Щелкалов. Он выходит к народу, снимает шапку и отдает поклон. Он сообщает, что Борис непреклонен и, несмотря «на скорбный зов боярской думы и патриарха, и слышать не хочет о троне царском».
(В 1598 году царь Федор умирает. На царский престол два претендента - Борис Годунов и Федор Никитич Романов. Бояре за избрание Годунова. Его «просят» стать царем. Но он отказывается. Этот отказ казался странным. Но Годунов, этот выдающийся политик, понимал, что законность его притязаний сомнительна. Народная молва винила его в смерти царевича Димитрия, младшего брата царя Федора и законного наследника престола. И винила неспроста. «Современные летописцы рассказывали об участии Бориса в этом деле, конечно, по слухам и догадкам, - пишет В.О.Ключевский. - Прямых улик у них, понятно, не было и быть не могло (…) Но в летописных рассказах нет путаницы и противоречий, какими полно донесение углицкой следственной комиссии». Итак, Борису необходимо было, чтобы «всем миром» его молили принять царский венец. И вот он - в определенной мере блефуя - на сей раз отказывается: в принужденном взывании к нему «народа», согнанного и устрашаемого приставом люда, недостает «всеобщего» энтузиазма).
Сцена освещается красноватым отблеском заходящего солнца. Доносится пение калик перехожих (за сценой): «Слава тебе, Творцу всевышнему, на земле, слава силам твоим небесным и всем угодникам слава на Руси!» Теперь они появляются на сцене, ведомые поводырями. Они раздают народу ладонки и призывают народ идти с иконами Донской и Владимирской Богоматери к «царю во сретенье» (что истолковывается как призыв к избранию Бориса на царство, хотя впрямую они этого не говорят).

Картина 2 . «Площадь в Кремле Московском. Прямо перед зрителями, в отдалении, Красное крыльцо царских теремов. Справа, ближе к авансцене, народ на коленях занимает место между Успенским и Архангельским соборами».
Оркестровое вступление рисует шествие бояр в собор под «великий колокольный звон»: им предстоит избрать на царство нового царя. Появляется князь Василий Шуйский. Он объявляет об избрании царем Бориса.
Звучит мощный хор - славословие царю. Торжественное царское шествие из собора. «Приставы ставят народ шпалерами» (сценическая ремарка в партитуре). Однако Борисом овладевает зловещее предчувствие. Звучит первый из его монологов: «Скорбит душа!» Но нет… Никто не должен видеть ни малейшей робости царя. «Теперь поклонимся почиющим властителям Руси», - произносит Борис, и вслед затем весь народ приглашается на царский пир. Под колокольный звон шествие направляется к Архангельскому собору. Народ ломится к Архангельскому собору; приставы наводят порядок. Сутолока. Борис показывается из Архангельского собора и направляется к теремам. Ликующий звон колоколов. Занавес падает. Конец пролога.

Действие I

Картина 1 . Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Старый монах, Пимен, пишет летопись. Молодой монах, Григорий, спит. Слышится пение монахов (за сценой). Григорий просыпается, его мучает проклятый сон, он снится ему вот уже третий раз. Он рассказывает о нем Пимену. Старый монах наставляет Григория: «Смиряй себя молитвой и постом». Но Григория манят мирские радости: «Зачем и мне не тешиться в боях? Не пировать за царскою трапезой?» Пимен предается воспоминаниям, он рассказывает, как сидел здесь, в этой келье, сам Иоанн Грозный, «и плакал он…» Дальше - воспоминания о сыне его, царе Федоре, который, по словам Пимена, «царские чертоги преобразил в молитвенную келью». Не ведать нам больше такого царя, ведь мы «владыкою себе цареубийцу нарекли». Григория интересуют подробности дела царевича Димитрия, каких он был лет, когда его убили. «Он был бы твой ровесник и царствовал» (в некоторых изданиях: «и царствовал б»), - отвечает Пимен.
Звучит колокол. Звонят к заутрене. Пимен уходит. Григорий остается один, в его уме брожение… В голове рождается честолюбивый план.

Картина 2 . Корчма на литовской границе. Сюда пришли Варлаам и Мисаил, бродяги-чернецы, к которым присоединился Григорий: его цель - пробраться через границу в Литву, чтобы оттуда бежать в Польшу. Хозяйка приветствует гостей. Затевается небольшое пиршество, но все мысли Григория - о самозванстве: он намеревается выдать себя за царевича Димитрия и оспорить трон у Бориса. Варлаам затягивает песню («Как во городе было во Казани»). Тем временем Григорий расспрашивает хозяйку корчмы о дороге через границу. Та объясняет, как пройти, чтобы избежать приставов, которые теперь всех задерживают и осматривают, поскольку ищут кого-то, кто бежал из Москвы.
В этот момент раздается стук в дверь - являются приставы. Они всматриваются в Варлаама. Один из приставов достает царский указ. В нем говорится о побеге из Москвы некоего Григория из рода Отрепьевых, монаха-чернеца, которого требуется изловить. Но Варлаам читать не умеет. Тогда прочитать указ вызывается Григорий. Он читает и… вместо примет, обличающих его самого, вслух произносит приметы Варлаама. Варлаам, чувствуя, что дело плохо, выхватывает у него указ и, с трудом разбирая буквы, сам начинает читать по складам и тогда догадывается, что речь идет о Гришке. В этот момент Григорий угрожающе замахивается ножом и выскакивает в окно. Все с криками: «Держи его!» - кидаются за ним.

Действие II

Внутренние покои царского терема в Московском Кремле. Пышная обстановка. Ксения плачет над портретом жениха. Царевич занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукодельем. Борис утешает царевну. Ни в семье, ни в государственных делах нет ему удачи. На сказку мамки («Песня про комара») отвечает сказочкой царевич Федор («Сказочка про то и про сё, как курочка бычка родила, поросеночек яичко снес»).
Царь ласково спрашивает Федора о его занятиях. Тот рассматривает карту - «чертеж земли Московской». Борис одобряет этот интерес, но вид его царства наводит его на тяжкие думы. Звучит потрясающая по силе выражения и драматизма ария Бориса (с речитативом: «Достиг я высшей власти…»). Бориса мучают угрызения совести, его преследует образ зарезанного царевича Димитрия.
Входит ближний боярин и сообщает, что Борису «князь Василий Шуйский челом бьет». Явившийся Шуйский рассказывает Борису о том, что в Литве объявился самозванец, который выдает себя за царевича Димитрия. Борис в величайшем волнении. Хватая Шуйского за ворот, он требует, чтобы тот рассказал ему всю правду о смерти Димитрия. В противном случае он придумает ему, Шуйскому, такую казнь, что «царь Иван от ужаса во гробе содрогнется». На это требование Шуйский пускается в такое описание картины убиения младенца, от которого кровь стынет в жилах. Борис не выдерживает; он приказывает Шуйскому удалиться.
Борис один. Следует сцена, названная в партитуре «Часы с курантами» - потрясающий монолог Бориса «Ежели в тебя пятно единое…» Мерный бой курантов, словно рок, усиливает гнетущую атмосферу. Борис не знает, куда деться от преследующих его галлюцинаций: «Вон… вон там… что это?.. там в углу?..» Обессиленный, он взывает к Господу: «Господи! Ты не хочешь смерти грешника; помилуй душу преступного царя Бориса!»

Действие III

Картина 1 . Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке. Марина, дочь сандомирского воеводы, сидит за туалетом. Девушки развлекают ее песнями. Звучит изящно-грациозный хор «На Висле лазурной». Честолюбивая полька, мечтающая занять московский престол, хочет пленить Самозванца. Об этом она поет в арии «Скучно Марине». Появляется Рангони. Этот католический монах-иезуит требует от Марины того же - чтобы она обольстила Самозванца. И это она обязана сделать в интересах католической церкви.

Картина 2 . Луна освещает сад сандомирского воеводы. Беглый монах Григорий, теперь уже претендент на московский престол - Самозванец, - поджидает у фонтана Марину. Романтически взволнованы мелодии его любовного признания («В полночь, в саду, у фонтана»). Из-за угла замка, оглядываясь, крадется Рангони. Он сообщает Самозванцу, что Марина любит его. Самозванец ликует, слыша передаваемые ему слова ее любви. Он намерен бежать к ней. Рангони останавливает его и велит скрыться, дабы не погубить себя и Марину. Самозванец скрывается за дверями.
Из замка выходит толпа гостей. Звучит польский танец (полонез). Марина проходит под руку со старым паном. Хор поет, провозглашая уверенность в победе над Москвой, во взятии в плен Бориса. По окончании танца Марина и гости удаляются в замок.
Самозванец один. Он сокрушается, что лишь украдкой и мельком успел взглянуть на Марину. Его обуревает чувство ревности к старому пану, с которым он видел Марину. «Нет, к черту все! - восклицает он. - Скорее в бранные доспехи!» Входит Марина. Она с досадой и нетерпением выслушивает любовное признание Самозванца. Оно ее не волнует, и не для этого она пришла. Она с циничной откровенностью спрашивает его, когда же наконец он будет царем на Москве. На сей раз даже он опешил: «Ужели власть, сияние престола, холопов подлых рой, их гнусные доносы в тебе могли бы заглушить святую жажду любви взаимной?» Марина ведет с Самозванцем весьма циничный разговор. В конце концов Самозванец вознегодовал: «Лжешь, гордая полячка! Царевич я!» И он предрекает, что посмеется над нею, когда царем он сядет. Ее расчет оправдался: своим цинизмом, хитростью и лаской она разожгла в нем огонь любви. Они сливаются в страстном любовном дуэте.
Появляется Рангони и наблюдает за Самозванцем и Мариной издали. За сценой раздаются голоса пирующих панов.

Действие IV

Картина 1 . Лесная прогалина под селением Кромы. Справа спуск и за ним стена города. От спуска через сцену - дорога. Прямо - лесная чаща. У самого спуска - большой пень.
Ширится крестьянское восстание. Здесь, под Кромами, толпа бродяг, схватившая боярина Хрущова, воеводу Бориса, глумится над ним: она обступила его, связанного и посаженного на пень, и поет ему издевательски, насмешливо и грозно: «Не сокол летит по поднебесью» (на мелодию подлинно русской народной величальной песни).
Входит юродивый, окруженный мальчишками. (В постановках оперы, включающих так называемую вставную сцену «Площадь перед собором Василия Блаженного», этот эпизод переносится в нее, где он драматургически несравненно богаче и эмоционально сильнее, несмотря на то что сам Мусоргский партитуру этого эпизода оттуда изъял и поместил в сцену под Кромами.)
Появляются Варлаам и Мисаил. Рассказывая о пытках и казнях на Руси, они подстрекают взбунтовавшийся народ. За сценой слышны голоса Лавицкого и Черниковского, монахов-иезуитов. Когда они выходят на сцену, народ хватает их и вяжет. Оставшиеся на сцене бродяги прислушиваются. До их слуха доносится шум надвигающегося войска Самозванца. Мисаил и Варлаам - на сей раз по иронии судьбы - славят Самозванца (по-видимому, не признавая в нем беглого московского монаха Гришку Отрепьева, бежавшего некогда из корчмы на литовской границе): «Слава тебе, царевичу, Богом спасенному, слава тебе, царевичу, Богом укрытому!»
Верхом на коне въезжает Самозванец. Боярин Хрущов, в оторопи, славит «сына Иоаннова» и кланяется ему в пояс. Самозванец призывает: «За нами вслед на славный бой! На родину святую, в Москву, в Кремль, златоверхий Кремль!» За сценой раздаются удары набатного колокола. Толпа (в которой также и оба монаха-иезуита) идет за Самозванцем. Сцена пустеет. Появляется юродивый (это в том случае, если этот персонаж не перенесен во вставную сцену - Площадь перед собором Василия Блаженого); он предсказывает скорый приход врага, горе горькое Руси.

Картина 2 . Грановитая палата в Московском Кремле. По бокам скамьи. Направо выход на Красное крыльцо; налево-в терем. Справа, ближе к рампе, - стол с письменными принадлежностями. Левее – царское место. Чрезвычайное заседание Боярской думы. Все взволнованы вестью о Самозванце. Бояре, полуграмотные, по-дурацки обсуждают дело и постановляют казнить злодея. Кто-то резонно замечает, что сначала-то его надо изловить. В конце концов сходятся на том, что «жаль, Шуйского нет князя. Хоть и крамольник, а без него, кажись, неладно вышло мнение». Появляется Шуйский. Он рассказывает, в каком плачевном состоянии находится теперь Борис, которого преследует призрак царевича Димитрия. Неожиданно перед взорами бояр предстает сам царь. Муки Бориса достигают предела; он никого не замечает и в бреду сам себя уверяет: «Убийцы нет! Жив, жив малютка!..» (Но в таком случае - все это понимают - Самозванец не самозванец, не Лжедимитрий, а Димитрий, законный царь.) Борис приходит в себя. Тогда Шуйский приводит к нему старца Пимена. Борис надеется, что беседа с ним успокоит его измученную душу.
Пимен входит и останавливается, пристально глядя на Бориса. Его рассказ - о чудесном исцелении слепого старца, который услышал голос детский: «Знай, дедушка, Димитрий я, царевич; Господь принял меня в лик ангелов своих, и я теперь Руси великий чудотворец…», и «…в дальний путь поплелся…» (Царевич Димитрий канонизирован православной церковью - его тело при вскрытии гроба было найдено нетленным; установлены три празднества в его память: в дни его рождения (19 октября 1581), смерти (15 мая 1591) и перенесения мощей (3 июня 1606).)
Борис не может вынести этого рассказа - он падает без чувств на руки бояр. Бояре сажают его, он приходит в себя и тогда призывает царевича Федора. Одни бояре бегут за царевичем, другие - в Чудов монастырь. Вбегает царевич Федор. Умирающий Борис прощается с царевичем и дает ему последние наставления: «Прощай, мой сын! Умираю. Сейчас ты царствовать начнешь». Он прижимает к себе сына и целует его. Слышен протяжный удар колокола и погребальный звон. Входят бояре и певчие. Борис вскакивает и грозно восклицает: «Повремените: я царь еще!» Затем боярам, указывая на сына: «Вот царь ваш… царь… простите…» Fermata lunga (итал. - долгая фермата [остановка]). Царь Борис мертв. Занавес падает.
На сцене толпы обнищавшего народа. В толпе часто мелькают приставы. Оркестровое вступление передает настроение ожидания и настороженности. Входит кучка мужчин от собора; среди них Митюха. В народе возгласы (Митюха), что на обедне проклинали Гришку Отрепьева, а царевичу пели вечную память. У народа это вызывает недоумение: вечную память петь живому (ведь Димитрий, то есть Лжедимитрий, уже совсем близко)!
На сцену вбегает юродивый в веригах, за ним толпа мальчишек. Они дразнят его. Он садится на камень, штопает лапоть и поет, покачиваясь. Он хвастается имеющейся у него копеечкой; мальчишки вырывают ее у него. Он плачет. Из собора начинается царское шествие; бояре раздают милостыню. Показывается Борис, за ним Шуйский и другие бояре. К Борису обращается юродивый и говорит, что его обидели мальчишки, и он просит Бориса, чтобы тот велел их наказать: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Шуйский намеревается наказать юродивого. Но Борис останавливает его и просит юродивого молиться за него, Бориса. Но юродивый отказывается: «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода!» Народ в ужасе расходится. Юродивый поет: «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие».

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ
БОРИС ГОДУНОВ
Народная музыкальная драма в четырех действиях с прологом (десяти картинах)
Либретто по одноименной трагедии А. С. Пушкина написано самим композитором.
Впервые была поставлена 8 февраля 1874 г. в Петербурге, в Мариинском театре.
Действующие лица
Борис Годунов баритон или бас
Феодор Дети Бориса меццо-сопрано
Ксения Дети Бориса сопрано
Мамка Ксении низкое меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк баритон
Пимен, летописец, отшельник бас
Самозванец под именем Григория тенор
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы меццо-сопрано или драматическое сопрано
Рангони, тайный иезуит бас
Варлаам бродяги бас
Мисаил бродяги тенор
Хозяйка корчмы меццо-сопрано
Юродивый тенор
Никитич, пристав бас
Ближний боярин тенор
Боярин Хрущов тенор
Лавицкий иезуит
Черниковский иезуит 6ас
Митюха бас
Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, пристава, паны, пани, сандо-мирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в России и Польше в 1598-1605 годах.

Пролог. Картина первая. Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава
«вдохновляет» народ «глоток не жалеть». Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к
концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.
Картина вторая. Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с
колокольным звоном.
Действие первое. Картина первая . Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах
Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его.
Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о
царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С
замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем -
ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.
Картина вторая .В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он
пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы.
Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает,
что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине
появляются пристава. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама - кто они да откуда.
Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ
вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому - прыжок за окно, и поминай как звали...
Действие второе. Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит отмщение за совершенное злодейство - убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого
царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности
злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.
Действие третье. Картина первая. В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви
он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.
Картина вторая . Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.
Действие четвертое. Картина первая. Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу
в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть
настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек.
Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из
собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к
Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - «Богородица не велит». Таков и приговор народа.
Картина вторая. В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре
жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом
«Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением
выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича,
лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить
угодников Божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль - схима, «в
монахи царь идет»*. Борис умирает.
Картина третья . Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущевым. Тут как тут Варлаам
и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. На это один приговор у народа - «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку
попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый. Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.
* Царей перед смертью постригали в монахи.

Действие I
Картина 1

К окрестностям Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Плетки пристава и стражников "вдохновляют" народ "глоток не жалеть". Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании "скорбной Руси утешенья". Ночь подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. "Божьи люди" направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

Картина 2
Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают тяжелые предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - "всех, от бояр до нищего слепца". И рядом с ним - его любимый сын. За коронацией царя наблюдает летописец - монах Пимен… Славление сливается с колокольным звоном.Действие II
Картина 1
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий не спит. Доносится пение. Григория тревожит повторяющийся сон, "неотвязный, проклятый сон". Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена, который большую часть жизни провел в миру. Рассказы о царях, сменявших "свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный", не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.Картина 2
В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об "окольной" дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются приставы. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - приставы с пристрастием допрашивают Варлаама - кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, хитрит, указывая приметы своего спутника. Приставы бросаются на Варлаама. Григорий, Варлаам и Мисаил решили пошутить над приставами: старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он называет он имя Григория, но Григорий подготовлен к этому еще до развязки, - он быстро уходит.
Действие III
Царский терем. Царевна Ксения плачет об умершем женихе. Царевич Феодор занят уроком географии. Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на карте вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит тень убийства царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения факта гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: он изгоняет князя Шуйского, военачальника; в душе Бориса боль и смятение.Действие IV
Картина 1

В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца. Марина пытается сопротивляться, но уступает, понимая, что это и в ее интересах.
Картина 2
Во дворце магната Мнишека готовятся к балу. Григорий наблюдает за приготовлениями, ждет встречи с Мариной. Входит Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне.
В зал входят многочисленные гости Марины. Начинается бал. Рангони, не желая представлять обществу Григория, выдворяет его из зала. Григорий прячется среди танцующих. Завершается бал, гости вслед за Мариной отправляются в парк - пить вино.
Сцена у фонтана. Парк. По парку проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.Действие V
Картина 1
Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - "Богородица не велит".

Картина 2
Заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского "не ладно вышло мненье". А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом "Чур, дитя!" появляется сам царь в необычном облачении. Годунов обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Входит Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон. Входят монахи со схимой. Борис мертв.



Вверх