Путь идейно нравственных исканий андрея болконского цитаты. Конспект урока по литературе "нравственные искания андрея болконского". Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

На страницах романа Льва Николаевича Толстого решаются вечные и сложнейшие вопросы, волнующие человека: жизнь и смерть, патриотизм и эгоизм, поиск истины, смысла жизни. Ответы на эти вопросы и пытается найти один из главных героев романа Льва Николаевича – Андрей Болконский. Он находится в постоянном поиске смысла жизни, и вместе с тем переживает абсолютное изменение мировоззрения. Первое знакомство с князем Андреем не вызывает особой симпатии, ибо его лицо "с определенными и сухими чертами" выражает скуку и недовольство. Толстой объясняет нам это тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно".
В 1805 году Андрей Болконский покидает надоевшее ему светское общество и уезжает на войну. В погоне за славой, за мечтой о подвиге, за любовью людей он оказывается под небом Аустерлица, истекающий кровью. Именно в этот момент он понимает, какими мелочными и суетливыми были его желания. Даже Наполеон, его герой и кумир, кажется теперь Болконскому маленьким и ничтожным. Он понимает, что разочаровался в славе, и мечтает о тихой семейной жизни.
Вернувшись домой, Андрей Болконский узнает о кончине своей жены Лизы. Это был очередной удар для него, ведь он так и не успел загладить свою вину перед ней. Теперь Андрей пытается жить простой жизнью, заботясь о сыне. Но все равно находится в состоянии депрессии и неверии в возможность счастья. С приездом Пьера происходят перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. Окончательный переворот в душе Андрея происходит после поездки к Ростовым в Отрадное. Во время поездки Болконский видит старый дуб. Дуб этот “не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. Он как бы видит в этом корявом дубе себя, и соглашается с ним: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!». Но по приезду в Отрадное князь Андрей меняет свои представления о жизни, ведь он встречает там Наташу Ростову. Все у него внутри переворачивается, и на следующий день он едет домой уже более оживленным. Проезжая мимо того самого старого дуба он не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». В этот момент Андрей понял, что жизнь его не кончена, а лишь только начинается, что жить нужно не только для себя, но и не забывать об окружающих.
С Наташей Болконский связывает свое счастье жизни. После их танца на балу Андрей Болконский влюбляется в эту удивительную девушку. Но им не суждено быть вместе, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Они любят, но не понимают, не знают друг друга. Для Наташи главное это любить и быть любимой, жить каждым мгновением. Андрей же способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы. Происходит катастрофа: неутоленное любовное желание Наташи выплескивается на пошлого соблазнителя – Анатоля Курагина. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. Наташа же после всего этого считает себя недостойной такого идеального человека, как Андрей. Теперь Болконский живет мечтой отомстить Анатолю за порушенное счастье.
Встреча с Курагиным происходит во время Бородинского сражения: смертельно раненный Болконский видит его на соседнем операционном столе и прощает его. Судьба дарит ему последнюю встречу с Наташей. Он и её прощает. И, наверное, можно сказать, что Андрей Болконский умер счастливым.
В романе Льва Николаевича Толстого мы прослеживаем духовный рост Андрея Болконского. Толстой считает, что только путем страданий и ошибок человек может прийти к счастью. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство.


I. Князь Андрей Болконский в свете





2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”).



3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”).



4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.



II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:

1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”).

2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава – это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени.

3) Аустерлицкое сражение:


а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;


б) подвиг Болконского;


в) небо Аустерлица – крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?


III. Помещик – мизантроп князь Андрей Болконский

1) Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына, он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”).

2) Приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме – перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.

3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).


IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней – окончательное возрождение кн. Андрея к жизни

1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом – отражение двух настроений кн. Андрея).

2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.

3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).


4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского.

5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея – в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где её нет, там все уныние и пустота”).

6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том – что чувствует Наташа.

7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).

8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.


V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.

1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.

2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.

3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).

4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).


5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!


6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью. (“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра!

Думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

Цель:

Ход урока

I

1. Пьер Безухов

По-моему, самое главное в Пьере — доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

II , ч. V

  • Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним ещё эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! — сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

  • А Долохов?

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта - недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности - и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своём друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошёл Пьер.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»

Урок 21.

Нравственные искания

Андрея Болконского и Пьера Безухова

Цель: провести синтез и углубление знаний обучающихся по образам Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Ход урока

I . Беседа с элементами диспута

1. Пьер Безухов

    Скажите, кто из героев романа вам больше всего понравился?

    Сегодня мы поговорим только о Пьере и князе Андрее. Почему вам понравился Пьер Безухов?

(Он не такой, как другие светские... Вот он появляется в салоне А. П. Шерер. Хозяйка салона даже пугается его искреннего, правдивого взгляда. Мне нравится его простота, понимание других людей и сочувствие им. Когда Пьер попадает в плен, то запросто разговаривает с солдатами, находит с ними общий язык.

По-моему, самое главное в Пьере - доброта. Потому он и умеет понять любого человека. Когда Пьер встречается с княжной Марьей, он и ее понимает. Он вообще ко всем добр, даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю.)

    А может быть, Пьер просто понимает, что из-за убийства французского офицера могут быть неприятности...

(Нет, Пьеру вообще не свойственно рассчитывать, что получится в результате какого-то поступка, он просто не мог допустить, что бы убили человека.)

    А в чём еще вы видите доброту Пьера?

(Он спас ребёнка во время пожара, заступился за женщину, раз давал деньги всем, кто просил. Сумел понять Наташу после её разрыва с князем Андреем. Сумел её утешить, хотя сначала шёл к ней с чувством обиды за друга, князя Андрея. (Зачитать отрывок т. II , ч. V , гл.22 со слов «Было морозно и ясно…».)

    Да, это истинная доброта и человечность. Вспомним ещё эпизод дуэли между Пьером и Долоховым. Зачитайте эту сцену (т. II, ч. I, гл. 5 со слов «Ну, начинайте! - сказал Долохов...») Хотел ли Пьер этой дуэли?

(Нет, не хотел.)

    А Долохов?

(Долохову было всё равно. Он гусар, привык к дуэлям. Хотя Денисов не хотел кровопролития, ему было страшно и за Долохова, и за Пьера.)

    Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека.

(Ему грустно, тоскливо. И, наверное, не только потому, что он ранил Долохова, а и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.)

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать самого себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта – недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности – и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своём друге: «Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце». Расскажите, каковы пути правды, по которым прошёл Пьер.

Эти поиски были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстаёт перед нами как организатор тайного политического общества «Независимых, свободных людей». Он обвиняет царя в бездействии, резко критикует существующий строй, возмущается реакцией и аракчеевщиной.

2. Князь Андрей

    Чем привлекает вас Андрей Болконский?

(Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике. А самое главное, не карьерист, не трус, не ищет «уютного местечка»)

    Снова вспомним начало романа. Князь Андрей появляется в салоне А.П. Шерер и ещё не зная его, мы уже можем о нём сказать нечто важное. Что же именно?

(Ему не по себе в светском обществе.)

    А какими деталями Толстой это подчёркивает?

(У князя Андрея скучающий вид. Он смотрит на всех прищурившись. Его красивое лицо портит гримаса. Когда его сзади трогает Пьер, князь Андрей досадливо морщится, потому что не знает, что это Пьер.)

    Мы узнаём, что князь Андрей может быть совсем другим с теми, кого любит... Когда Пьер его спросил, зачем он идёт на войну, которую нельзя назвать справедливой... Что отвечает ему князь Андрей?

(Зачитывается отрывок «Для чего? Я не знаю. Так надо… – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».)

    Какой вывод мы можем сделать?

(Князь Андрей не удовлетворён пустой светской жизнью, он хочет чего-то большего, он мечтает о славе (зачитать отрывок т. I , ч.III, гл.12 «Ночь была туманная»).

    А как вы думаете, слава – это и есть то самое главное, что необходимо человеку?

(Наверное, нет. Ведь слава – только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».)

Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то его надо понимать так: каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства.

    А для чего хочет выдвинуться в жизни князь Андрей?

(Чтобы проявить свои силы, да и о почестях он тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он нам симпатичен, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.)

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. В этом нет ничего дурного. Когда же человек мужает, находит своё признание, всё суетное отступает.

    Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?

(После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон – мелким, хотя и он когда-то мечтал о «своем Тулоне».)

Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое.

    Мечты о славе больше не занимают: к чему стремиться? Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них нет цели в жизни?

(Конечно, нет. Они мелкие люди, а князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но потом понимает, что они оторваны от жизни. Он идёт на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполнены, ведь он участвует в общем патриотическом деле. Но и тут его постигает разочарование.)

    К каким выводам о жизни приходит князь Андрей?

(Он понимает, что жить нужно для добра. Быть добрым вообще, понимать и любить людей – это хорошо, однако, такому человеку нужно активное выражение этой любви.)

    Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?

(Пьер высказывает мысль, что если бы князь Андрей был жив, то он был бы с декабристами.)

    А почему князь Андрей не простил Наташу?

(Он по характеру человек жёсткий, постоянный в своих принципах. Он не смог принять Наташу слабой, растерянной, ошибающейся, мечущейся.)

    Почему же Пьер простил Наташу?

(Он добрее. Возможно, он её пожалел.)

    Когда же князь Андрей простил Наташу?

(Уже раненный, лёжа в избе, он понял, как был жесток. Болконский переосмысливает свою жизнь. Впервые он думает не о себе, а об её боли и страдании. Ему многое пришлось перенести, он становится мягче, добрее, мудрее.)

    Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

(Их сближает многое. Это передовые люди своего времени. Они не живут пустой светской жизнью. У них есть цель, притом, цель большая. Они хотят быть полезными в своей деятельности.)

II. Демонстрация фрагмента видеофильма «Война и мир»

Эпизоды «Аустерлицкое сражение», «Бородинское сражение», «Ранение князя Андрея».

III. Запись ОСК «Андрей Болконский»


"Война и мир" - роман-эпопея великого русского писателя Л. Н. Толстого. Это произведение сплетает воедино большое количество сюжетных линий, с участием самых различных персонажей, которые по мере продвижения сюжета вынуждены принимать трудные решения и преодолевать испытания, что им приготовил автор. На протяжении всего романа, главные его герои меняются порой даже такой степени, что того человека, с которым мы знакомимся в начале произведения нельзя узнать в том, кого мы видим в финале. Именно таким персонажем является Андрей Болконский.

Л. Н. Толстой знакомит читателей с этим героям в самом начале произведения, на светском вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Андрей сразу показывают свое отношение к подобным мероприятиям и к людям, что всегда их посещают. Болконскому здесь скучно, ему неприятно находиться среди этих людей, тем самым герой сразу дает понять, что он отличается от всех, кто его окружает.

После встречи Андрея с его давним другом Пьером и разговора между ними, мы узнаем, что Болконский уже не любит свою беременную жену, что он перестал верить в любовь и жалеет, что вообще женился.

"Никогда не женись" - говорил он другу.

Андрей унаследовал серьезность, дисциплину и многие другие качества у своего отца. Помимо всего, он не верил в бога, а единственным его кумиром являлся Наполеон, и Болконский, идущий на поводу у своей гордыни, стремился к военной славе не меньшей, чем у французского императора.

Когда Андрей попал в армию и стал адъютантом при Кутузове он предлагал свои корректировки стратегии, которая была для него очень важна. Адъютант просился на передовую, рвался в бой, в надежде получить лакомый кусок военной славы. Такая возможность ему представилась в Аустерлицком сражении, но кто бы мог подумать, что оно станет первым моментом в романе, который заставит героя раз и навсегда сойти со своего прежнего жизненного пути.

Под Аустерлицем Андрей воспользовавшись представившейся возможностью, совершает подвиг, когда он взял знамя повел за собой солдат. После герой был тяжело ранен и остался лежать, смотря на небо, вечное, бесконечное небо. Все что происходит вокруг теперь кажется Андрею незначительным в сравнении с небом, и даже подошедший к раненому Наполеон уже не был важен Болконскому. Герой изменился, перестал искать славы, так же он осознал, что между ним и небом, что-то происходило, что-то за гранью его понимания, и этого он отрицать не мог.

Через некоторое время Андрей принимается искать новую цель своего существования. Сначала он начинает принимать участие в реформаторстве Сперанского, но вскоре разочаровывается и в этом начинании. Тогда Андрей решил посвятить себя своему поместью в Лысых Горах, своей семье, ребенку, оставшемуся без матери (та погибла при родах). Болконский начал "жить для себя".

В своих рассуждениях герой сравнивает себя со старым, покрытым болячками, растопырившим свои кривые ветви дубом, который встретился по дороге, Болконский считает, что жизнь, как таковая уже кончена. Но прибывая в гостях у Ростовых, он влюбляется в юную Наташу, и в отличие от того, как это было с его уже умершей женой, полюбил по настоящему. Теперь герой любил и был любимым, Андрей понял, что его жизнь не окончена, а когда Болконский вновь встречает свой дуб, то сразу его и не узнает, дерево расцвело, покрылось листвой, пробудившись ото сна.

Во время подготовки к Бородинскому сражению, при разговоре с Пьером Андрей показывает, что осознал роль рядового солдата на войне, его важность, которую герой теперь ставит выше стратегии.

Болконский снова был ранен, но на этот раз он понимает, что смерть неизбежна. Герой победив свою гордыню, вопреки своим принципам, прощает всех на кого он когда-либо держал обиду. Болконский теперь не боялся смерти, а смирился со всем, Андрей считал, что его душа не угасает, а становится единой с силой, пронизывающий все живое, становятся единой силой, на которой держится весь мир, единой с Богом.

Обновлено: 2018-10-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Вверх