Error: не определено #11234. Проблематика и художественное своеобразие романа Стендаля «Красное и чёрное». Смысл названия романа. Стендаль-психолог. Описание социальной среды в романе Ф. Стендаля "Красное и черное" Герой романа красное и черное 19 лет

Проблематика и художественное своеобразие романа Стендаля «Красное и чёрное». Смысл названия романа. Стендаль-психолог. Описание социальной среды в романе Ф. Стендаля "Красное и черное" Герой романа красное и черное 19 лет

«Красное и черное», анализ и содержание

Жизненная и историческая основы романа.

Жизненная основа – судебное дело, сына кузнеца Антуана Берте, которого казнили за то, что он стрелял в свою бывшую любовницу.

Историческая основа социальная жизнь Франции во время периода Реставрации

Конфликт романа – это столкновенье личности и общества.

Главный герой – сын кузнеца Жюльен Сорель хочет добраться до верхов общества и становиться перед выбором: остаться романтичным, честным, но бедным человеком и прожить всю жизнь без славы, или, же приспосабливаться, подольщаться, использовать других, что бы сделать карьеру ценой загубленной души. На протяжении романа мы будто наблюдаем за линией его жизни.

Жюльен Сорель был очень хрупкого телосложения, даже несколько женоподобный. Основными чертами характера были: молчаливость, романтичность, гордость, честолюбие. В семье отношения были плохими, к нему относились как к выродку, потому что он значительно отличался от всей своей семьи, не только внешностью, но и характером. Главной целью жизни Сореля было – при любых обстоятельствах добраться до сливок общества, и именно для этого он начал учиться. Занимался он тем, что преподавал в доме Д’Реналя, он преподавал латынь и Евангелие.

В доме Д’Реналя Жюльену пришлось непросто. Он презрительно относился к хозяину дома, потому что считал его богатым, глупым, самодовольным аристократом. Именно поэтому Жюльен постоянно пытается при малейшей возможности задеть самолюбие хозяина и показать свое превосходство над ним. Юношу раздражает, что мсье Д’Реналь относиться к нему как к слуге и Жюльен старается добиться любви хозяйки дома, не столько ради самой любви, сколько ради мести и честолюбия. Но он не сразу осознает, что и сам влюбился в госпожу Д’Реналь. Жюльен покидает дом Д’Реналя из-за конфликта вызванного его любовью к хозяйке. Юноша уезжает в Безансон, чтобы там поступить в семинарию.

Жюльен Сорель был умным и старательным, но он не сразу понял, что в семинарии не приветствуют рассуждения и здравый смысл. Ему нужно было выказывать лишь слепую веру и страсть к деньгам, но никак не знания. Именно потому, что он был мыслящим и логичным человеком, Сорель отличался от других семинаристов, и именно за это его не любили товарищи.

Аббат Пирар, не смотря на свои жизненные принципы, очень привязался к Жюльену, но пытался не показывать этого, потому что это принесло бы Сорелю лишь проблемы.

Карьера священника никак не соответствовала ни мечтам, ни призванию Жюльена. Он мечтал стать военным и совершать героические подвиги, но в то время в армию могли попасть только аристократы и что бы достичь высшего общества Жюльен вынужден был стать священником, хотя его существо этому сопротивлялось.

То, что Жюльен был честным человеком и интересным собеседником, любезным со всеми, но не позволявшим себя унижать очень помогло ему неплохо устроиться в доме господина де’Ла Моля. Сначала дочь де’Ла Моля Матильда относилась к Жюльену как к игрушке, с помощью которой хотела развеять скуку. Она была очень гордой и самовлюбленной особой, вначале она попросту издевалась над Жюльеном. В конце концов, Сорелю это надоело и он начал отвечать ей тем же. Эта гордость и чувство собственного достоинства не оставили Матильду равнодушной – она влюбилась без памяти.

Маркизу де’Ла Молю не очень понравилось, что его дочь имеет связь с простолюдином, ему было стыдно за честь своей дочери, это было шоком для него.

Вскоре Матильда захотела обвенчаться с Жюльеном, и это совершенно не входило в планы маркиза, но девушка была очень настойчива, и де’Ла Молю пришлось помочь Сорелю получить звание и титул. Когда стало ясно, что Матильда окончательно решила выйти замуж за Сореля, маркиз де’Ла Моль решил навести о нем справки у своих знакомых аристократов, ведь Жюльен был из простых людей и о нем было мало известно.

Госпожа Де’Реналь очень любила Жюльена, и естественно разозлилась, что он её бросил и решил жениться на другой, она понимала что это брак по расчету, лишь для того что бы выбиться в аристократы. Госпожа Де’Реналь поняла что также как и Матильда она была всего лишь инструментом для Сореля в его пути наверх общества. Она дала ему очень плохие рекомендации. Написала маркизу что Жюльен использует женщин, и этим самым поставила точку на жизни Сореля и его будущем.

Жюльен Сорель усердно пытался достичь своей цели, но женщина, которая клялась ему в вечной любви, предала его, одной чертой перечеркнула все его старания и интриги. Он был в ярости, его просто уничтожили. Это послужило основной причиной выстрела.

В тюрьме Сорель начал раскаиваться, он понял, что попусту потерял свою жизнь и способности. Что единственная женщина которую он любил это госпожа Де’Реналь и что он никогда ей не изменял. В своем последнем слове Сорель в очередной раз бросил вызов аристократам и обществу, которое они создали. Он до конца оставался на своем и не дал себя сломить.

«Красное и черное» («Le rouge et le noir») — роман Стендаля. Роман вышел в 1830 году, в год Июльской революции. Его подзаголовок — «Хроника XIX века». Большая часть действия романа происходит в последние годы правления Бурбонов, суд и казнь главного героя должны были состояться до «славных трех дней». Это следовало из задачи Стендаля: предсказание гибели легитимистского и клерикального режима предполагало создание обширной картины нравов именно этого времени. Иначе трагический финал Жюльена Сореля лишился бы всякого смысла.

Заглавие романа — многозначно. Но любое толкование замыкается на слове «борьба»: революции и реакции, красного гвардейского мундира или черной сутаны священника; двух миров — мира Реналя, Вально и мира Жюльена Сореля; цвета стола, за которым играют в рулетку, намекающий на меркантильный дух времени, где даже «невольное неуважение к деньгам» считалось оскорбительным. Деньги, доказывает Стендаль, становятся той единственной ценностью общества, ради которых обуржуазился провинциальный аристократ де Реналь: он занимается торговлей, владеет фабрикой; его состояние — «заслуженная награда... за его глубокие познания в скобяном деле». Но знатному человеку, монархисту, не пристало быть только фабрикантом, поэтому «1815 год сделал его мэром города Верьера». Буржуа Вально, смотритель тюрьмы, разбогатевший во времена Революции и Империи, теперь соперничает с де Реналем.

Показывая противостояние старой аристократии и новой наполеоновской знати, Стендаль отмечает схожесть взглядов тех, кто стремится к власти и деньгам. Поэтому конфликт аристократа и буржуа неглубок. Для взаимопонимания им достаточно одного слова: «Великое слово, которое все решает в Верьере, — приносить доход». Оттого так комичен страх великосветского общества перед призраком якобинства. Этот страх породил заговор, центром которого стал салон маркиза де Ла-Моля. Но Стендаль показывает, сколь бессмысленны стремления аристократической молодежи, неспособной к малейшему действию. Даже незаурядный маркиз де Ла-Моль, человек старой закалки, вынужден уступить дорогу социальному метису де Реналю. Аристократия — «источенная червями реликвия», вызывает возмущение и осуждение со стороны Жюльена Сореля. «Возмущенный плебей» ее ненавидит. Он называет Матильду и ее друзей своими врагами. Он понимает немощность этого класса: «Что стало бы этой знатью, если мы смогли бы сразиться с нею на равных условиях?» Если ему и хочется чувствовать себя аристократом, то только из отвращения к буржуазии, ее невежественности и грубости. Жюльен ненавидит их всех за богатство и знатность, особенно за богатство, не раз повторяя: «Вот каковы они, богатые люди... Вот таковы эти богачи, нажившиеся на счастье бедных. — Чудовища!»

Хотя Жюльен, как и Стендаль, был учеником Гельвеция, который утверждал, что счастье одного человека должно вытекать из счастья всех людей, он всегда надеялся на свой собственный успех. Он трезво оценивал возможности плебея в эпоху Реставрации, которая препятствовала продвижению личности, поэтому с такой ностальгией он вспоминал о героических временах; замирая от восторга, слушал рассказы о сражениях, «бредил военной службой». Жюльен завидует Наполеону, его судьбе «небогатого лейтенанта низкого происхождения, благодаря своей шпаге сделавшимся повелителем мира». Раз он родился в такое время, когда талант, ум, храбрость бессильны и не способствуют достижению желаемого — карьеры, денег, успеха, то необходима иная тактика и стратегия. Красноречие заменит действие, и Жюльен Сорель выбирает черную сутану. Правда, пребывание его в безансонской семинарии не принесло должного успеха: в этом подлом и лицемерном мире Жюльен удержаться не смог, хотя он и делал превосходные успехи на поприще честолюбия, лицемерия, житейской смекалки. Жюльен Сорель укреплял и чувство долга, которое должно было быть направленным к социальному преуспеванию, поэтому для него все средства были хороши, лишь бы достичь своей цели. В борьбе против несправедливых законов и привилегий он считает наиболее постыдным для себя «не добиться успеха». Его честолюбие не знает границ («Честолюбие воспламенило мое сердце, стало моей страстью»), но оно только вызывает уважение в обществе: Матильда де Ла-Моль признает, что Жюльен человек с характером, что с ним она «не боится безвестности»; Жюльен-выскочка вызывает уважение у г-жи де Фервак, когда он осмелился за ней ухаживать; влюбленная в него, деликатная г-жа де Реналь оправдывает честолюбие своего юного любовника тем, что у него ничего нет. Черная сутана Тартюфа пригодилась Сорелю в XIX веке: искусство лицемерия помогает ему быть осмотрительным во вражеском стане: «Увы! Это единственное мое оружие! Будь это другое время, я бы зарабатывал своей хлеб делами». И тем не менее лицемерие не суть его характера. Это его роль (а он много играет, особенно когда покоряет женщин), его маска (она способствует тому, что он становится шевалье, офицером, женихом Матильды де Ла-Моль). Выстрел в г-жу де Реналь — непростительная небрежность для честолюбца и лицемера. Но зато снята маска, мешавшая оценить его благородное сердце, стремящееся к благородному, героическому. Свободный Сорель обретает искренность и естественность: он может спокойно любить г-жу де Реналь и не обманывать Матильду, не стремиться быть помилованным, отказываясь, тем самым, от своей роли в комедии нравов. Осудив в своей речи общество, Жюльен сам наказал себя, но его поражение — это и победа в то же время. Поэтому абсолютно свободного Жюльена Сореля общество не потерпело.

В методе писателя обнаруживаются такие традиционно романтические приемы, как, например, композиция, держащаяся на образе «единого героя», рассказе о его жизни; характеры героев — незаурядные, пылкие, находящиеся в борьбе с самими собой и со своим окружением; тщательная психологическая разработка характеров на материале интимной сферы человеческой жизни. Но картины социальной и политической жизни эпохи Реставрации делают повествование насквозь аналитичным. В романе нет ни живописности «на манер» В. Скотта, ни загадочности («тайна» Сореля имеет социальное объяснение), ни «роковых» страстей; все просто и ясно в развитии действия, непрерывно следуют сцены-эпизоды, поясняющие внутреннее состояние героев, их чувства, мысли, поступки; лаконичны портретные зарисовки — все это создает неповторимый стендалевский стиль, естественно воспринимаемый современным читателем, на что надеялся и автор, когда писал, что его книги будут читать и через пятьдесят лет, «потому что в них нет аффектации и потому что они правдивы».

Роман был экранизирован во Франции с участием Жерара Филипа (1954 г.). В России фильм «Красное и черное» в 1976 г. снял С.А. Герасимов.

В судьбе главного героя, Жюльена Сореля, автор отражает типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации.

Время Наполеона — время подвигов и свершений, взлетов и падений. Реставрация — погружение в обыденную жизнь, где нет мести героям. Писатель мастерски воссоздает подробности жизни провинции и столицы, но главное — анализ внутреннего мира персонажа, его психология.

Поклонник Наполеона, выходец из простонародья пытается найти достойное применение своим способностям. Он хотел бы дерзать и сражаться. Но в новых условиях пробиваться к верши нам означает лицемерить, изворачиваться, приспосабливаться. И самое ужасное — предавать любовь.

В конце романа, перед казнью, герой осознает ничтожество своих честолюбивых планов. Так физическая гибель оборачивается нравственной победой Жюльена Сореля. Он побеждает прежде всего свои собственные заблуждения. Юный идеалист и мечтатель вначале пытается приспособиться всеобщей трусости, цинизму и раболепию, но в конце своей короткой жизни понимает, как ничтожен тот мир, который казался ему блистательным.

Красное и черное — это два противостоящих начала, которые борются в душе героя. Любовь и гордыня, правда и лицемерие, тяготение к нежности и жажда успеха — эта борьба приводит юного Сореля к краху.

Таково время, когда приходится прокладывать себе путь не шпагой, как Бонапарт, а притворством.

Это эпоха, растлевающая душу. Героя снедает честолюбие, он стремится доказать миру, что он «вылеплен из того же теста, из какого сделаны великие люди». Еще больше, чем всех окружающих, он хочет убедить в своем величии и высоком предназначении и себя самого. Для этого он готов перешагивать через других.

Вот и Матильда де Ла-Моль для него прежде всего богатая наследница, аристократка и только потом — юная красавица, духовно превосходящая свое пошлое окружение.

О родственности этих двух натур говорит свойственное им обоим отвращение к своему измельчавшему веку и тоска по прошлому духовному величию.

Не зря образцом для подражания девушка выбрала королеву Марго, бросившую вызов обществу и сохранившую отрубленную голову своего любовника де Ла-Моля.

Жюльен для дочери маркиза — личность, по своей незаурядности сопоставимая с любовником королевы Марго. Он для нее — величественный гений среди окружающих лицемерных ничтожеств. Скука стала хронической болезнью столетия. Нет вдохновляющего начала, нет поприща, где можно проявить свои лучшие качества и романтические порывы.

Тайный союз с секретарем отца для Матильды — не только проявление любви, это еще и вызов, брошенный обществу: «нечто величественное и дерзновенное». Девушка настроена романтически, ею владеет жажда непокорности всему общепринятому. Ее натура жаждет страстей, чего-то театрального, приподнятого, возвышенного.

Ее подчеркнутое высокомерие в общении с Жюльеном уступает место столь же подчеркнутой покорности. Гордая маркиза начинает играть роль служанки своего повелителя, которого она едва замечала, когда он появился в доме ее отца.

Рискуя своим именем и переступая через понятие аристократической чести, когда-то «надменная до дерзости» Матильда находит своеобразное наслаждение в том, что приносит в жертву свою молодость, богатство, титул.

Общество после героических времен бонапартизма погружается в болото рассудочности, лицемерия, приспособленчества. И только отдельные личности смеют рисковать — но проигрывают: «Так чувствовали только в героические времена».

Основной персонаж «Красного и черного» – это человек по имени Жюльен Сорель, сын обычного мастера кузнечного дела. Субтильный, молчаливый и даже несколько женоподобный Жюльен, которого не особо жаловали в семье, мечтает подняться на вершину французского общества, доказать всем, что он не «выродок», показать свою ценность обществу. Он начинает учиться, преподавая в семинарии

Богословие и латынь.

В романе «Красное и черное» Стендаль показывает читателям возникший внутренний конфликт персонажа: либо остаться собой – безнадежным романтиком, живущим честно, а, следовательно, остаться бедняком, или же, прогибаться под вышестоящих по статусу людей, научиться пользоваться окружающими и извлекать из них выгоду, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.

Товарищи невзлюбили смышленого, честного, вольномыслящего и логичного Жюльена. Тот, в свою очередь, сначала не сообразил, что в семинарии здравому смыслу и рассуждениям совсем нет места. Чтобы получить одобрение, Жюльену следовало

Всего лишь быть пристрастным к богатству. Так же, Жюльен понимал, что не хочет быть священнослужителем, он мечтал быть военачальником, как Наполеон, хотел, чтобы о нем услышали и его заметили.

Эпоха, в которой жил Жюльен, буквально способствовала растлению человеческой души. Он так нуждался в любви и уважении значимых людей, что все-таки стал готов переступать через себя и других.

Вскоре его заметила дочь маркиза – Матильда, которая сначала просто хотела развеять скуку и играла главным героем. Заметив это, Жюльен стал отплачивать ей той же монетой, после чего, Матильда оценила гордость юноши и сильно полюбила его. Потом они решили пожениться, что повергло отца девушки, Маркиза, в полный шок. Но целеустремленная Матильда не отступала и добилась от отца, чтобы тот помог Жюльену получить достойный титул и звание. Отец девушки не переставал быть негативно настроенным, и решил навести о юноше справки. Он обратился с письмом к госпоже Де Реналь, которая, в свою очередь, тоже была неравнодушна к Жюльену и была очень обижена, что он оставил ее. Несомненно, хороших рекомендаций об этом юноше она не дала и настроила семью маркиза против бедного Жюльена Сореля, уверяя их в том, что он хочет обвенчаться с дочерью маркиза только из-за корысти.

Это поставило жирную точку в жизненно пути Сореля – по-настоящему любимая им женщина просто сломала его судьбу и разрушила все мечты. Только в конце романа, находясь в тюрьме, Жюльен ясно понимает, что его разрушительное стремление к честолюбию абсолютно ничтожно. Его казнят, его тело умерло, но душа все-таки одержала победу. Победу над самим собой: он все-таки осознал, что мир, казавшийся ему идеальным, совершенно не такой – он ничтожен и жалок.

Перед нами психологический роман. Писатель создает героев со сложными, порой непредсказуемыми душевными движениями, которые связаны между собой незримыми нитями. Они способны обманываться друг в друге (как обманулся поначалу Жюльен в аббате Пираре), но их отношения — это психологическая борьба, взаимное притяжение и отталкивание, попытки предугадать развитие событий, внутренние боренья с самим собой и многое другое. Удивительное мастерство Стендаля проявилось в том, как пластично отразил он особенности этой душевной борьбы.

Позже М. Горький скажет о Стендале: «Он возвёл весьма обыденное уголовное преступление на степень историко-философского обобщения».

Эпиграф к первой части романа гласит: «Правда, горькая правда». Что же было правдой для Стендаля? Внешнее правдоподобие имело для него значение, но он не преувеличивал его. «Описывая мужчину, женщину, местность, думайте при этом о реальных людях, реальных вещах», — советовал он в 1834 году начинающей писательнице г-же Готье.

Известно, что Стендаль не любил описывать обстановку, костюмы. Важнее было уловить дух времени, идеи, которые витают в воздухе и овладевают людьми. При создании своего романа он опирался на своё знание действительности, фактов.

Критики заметили, что роман Стендаля стал решительным разрывом с романтической традицией. Появился герой, который не только противопоставляет себя всему свету, но и критически анализирует общество, в котором он живёт. Торжество или гибель героя ничего принципиально не меняют в обществе: общественные болезни - хронические, лечение всё равно необходимо. Как мы помним, борьба гордого одиночки против окружающей несправедливости — излюбленная тема писателей-романтиков. Однако Стендалю удалось показать, как в этой борьбе изменяются характеры людей, как они рассчитывают свои поступки, действуя последовательно и логично. Его герои - не просто роли в романтическом действии: они несут на себе отпечаток эпохи, век отразился в их мечтах, сознании, поступках.

«Итак, роман — уже не таинственная история, в которую вносит ясность развязка?» — писал Жан Прево, размышляя о связи романа «Красное и чёрное» с романтической традицией. Действительно, реалистический роман был не таинственной историей, а попыткой исследовать общество, вывести закономерности, создать новый литературный тип.

Всё переплелось в романе «Красное и чёрное» — личное и общественное, сиюминутное и историческое. Многие читатели не сомневались, что такие люди реально жили на свете. Они представлены личностями, но главное — это типичные для своего времени обобщенные характеры. Открытие типа — всегда особая заслуга писателя. В романе - не одни тип: разбогатевший дворянин де Реналь, постепенно увеличивающий своё состояние Фуке, могущественный аристократ де ла Моль, итальянский эмигрант, многократно приговаривавшийся к смерти, — все они воплощают типические характеры людей эпохи Реставрации во Франции. Однако наряду с типичностью характера каждый персонаж обладает индивидуальностью со своими особенностями, его невозможно спутать с другими представителями своего сословия.

Повествователь и герой

В этом романе Стендаль часто прибегает к внутреннему монологу героя. Автор от лица героя показывает нам ход его размышлений. Чем интеллектуальнее герой, тем чаще писатель использует этот художественный приём психологизма: на страницах романа представлены размышления Жюльена о своей жизни, о своих планах. Внутренний монолог перебивается комментариями повествователя. Повествователь ни на миг не оставляет своего героя. Он подчёркивает, что знает и понимает больше него, что многие «хитроумные»» планы Жюльена только кажутся такими. Современники Стендаля назвали такую манеру писателя «поэтическим правосудием»: ведь он и в самом деле судит поступки своих персонажей, вынося им последний нравственный приговор. Стендаль всегда направляет взгляды читателей, не давая им возможности уклониться от понимания писательского замысла.

Так устроены эпизоды романа, в которых внутренний монолог с комментариями повествователя чередуется с диалогами героев. Но как же устроено всё произведение в целом, какова его композиция?

Основу сюжета составляет развитие главного героя. Жюльен - человек честолюбивый, амбициозный. Мы впервые встречаемся с ним, когда он очень молод. Он не знает жизни и познаёт её, лишь действуя и размышляя. Перед ним всё время возникают проблемы, которые он вынужден решать. Жюльен всегда готов действовать. События его жизни складываются, с одной стороны, в последовательный, а с другой - в непредсказуемый сюжет. Он решает свои задачи последовательно и по-своему логично, но результат иногда бывает неожиданным.

Повествователь сопровождает героя с первой до последней страницы, комментируя его мысли, желания, логику поступков и, конечно же, ошибки: ведь он умнее и образованнее своего героя, у него больше жизненного опыта. Например, Жюльен оказывается вовлечен в политический заговор ультрароялистов, а повествователь уже знает, чем закончился этот заговор и как ничтожна роль его персонажа в этой новой «игре». Жюльен не искушён в политических интригах, и корректирующие оценки повествователя создают гораздо более правдоподобную картину для читателя. Такая техника изображения действительности произвела большое впечатление на европейских писателей, а критики назвали её «техникой двойного зрения», заметив, что её эффект можно сравнить с эффектом перспективы в живописи: эта техника создаёт иллюзию реальности и полной объективности.

Лев Толстой, перечитывая в 1883 году «Красное и чёрное», в письме к жене высказался о романе: «Лет 40 назад я читал это, и ничего не помню, кроме моего отношения к автору — симпатия за смелость, родственность, но неудовлетворенность. И странно: то же самое чувство теперь, но с ясным сознанием, отчего и почему».

За несколько лет до начала работы над романом Стендаль заметил, что роман следует писать так, чтобы читатели никогда не могли догадаться о содержании следующей страницы. Он всегда думал не только о том, как выразить свои идеи, но и о читателе, который должен читать роман с интересом. Спустя восемь лет после окончания работы над «Красным и чёрным» он посоветовал другому литератору: не позже чем с шестой или восьмой (на худой конец) страницы должно начинаться действие романа, «приключения», как он любил говорить.

В «Красном и чёрном» такие «приключения» встречаются в каждом эпизоде. То герои ведут себя непредсказуемым образом, то случается неожиданный поворот событий. Все детали описания помогают читателю понять происходящее. Некоторые детали становятся повторяющимися мотивами. Вот, к примеру, образ стены в романе. Стена всегда разделяет. В начале романа мы читаем, что лесопилку Сореля — отца Жюльена — потеснили сады г-на де Реналя. Сорель не может с ним бороться, он вынужден подчиниться и ждать своего часа. В конце концов, земельный участок Сореля куплен де Реналем.

Так же невидимыми стенами разделено французское общество. Сословная принадлежность становится проклятием, она мешает людям занять достойное место в обществе: всё поделено между аристократами. Когда стена оказывается перед Жюльеном, он делает всё, чтобы её преодолеть. Он обладает приятной внешностью, великолепной памятью, наделён целеустремлённостью, наконец, у него есть идеал для подражания (император Наполеон!), чтобы преодолеть все преграды. Кроме того, в нём бушует энергия: когда он чувствует прилив сил, то попросту приставляет лестницу к стене, взбирается по ней и оказывается как равный в спальне г-жи де Реналь или мадемуазель де ла Моль. Но это «равенство» — мнимое, словно краденое, всего лишь на несколько часов.

Еще один сквозной мотив — клетка. Лесопилка отца была клеткой для молодого Жюльена. Клеткой являются и замки для их владельцев. Аристократы не в состоянии понять, чем живёт французский народ, какие новые силы в нём зреют и какого справедливого устройства жизни желают люди из низших сословий. Жизнь в «клетках» — иллюзорна и ничтожна, но именно в «клетках» раздаются чины и награды, именно здесь люди получают должности.

Жюльен — самодостаточный человек, и одиночество ему не в тягость. Он поднимается как-то в горы, взбирается на высокий утес и видит над собой ястреба-перепелятника. Это хищная птица, и Жюльен чувствует своё родство с ястребом. Ведь ястреб — абсолютно свободен, он не знает жизни в клетке, величественно парит над всеми, высматривая добычу. Ястреб — метафора всей жизни Жюльена, но он пока ещё не понимает этого. «Вот такая была судьба у Наполеона, — быть может, и меня ожидает такая же?» — думает Жюльен.

Вверх