Проблема невнимательного отношения детей к родителям аргументы. Проблема отношения человека к матери по тексту А. Алексина (ЕГЭ по русскому). Л. Улицкая рассказ «Дочь Бухары»

Дата публикации: 03.05.2018

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ:

Проблема отношения детей к родителям

Проблема неблагодарного отношения детей к родителям

Проблема отсуствия внимания по отношению к родителям со стороны детей

Возможные тезисы:

К сожалению, вырастая, некоторые люди не балуют родителей вниманием и заботой

Некоторые дети вырастают неблагодарными и не зоботятся о своих родителях

Некоторые люди стараются "откупиться" от родителей деньгами и подарками, не задумываясь о том, что в первую очередь старики нуждаются в общении и заботе.

К счастью, большенство людей помнят обо весм, что сделали для них родители, и ценят это.

Аргументы:

К. Г. Паустовский, рассказ «Телеграмма»


Для героини рассказа забота о матери была далеко не на первом месте. Погруженная в работу, Настя не могла найти время, чтобы навестить в селе одинокую старушку. Она лишь высылала маме деньги, а та, в свою очередь, мечтала увидеть дочь. Катерина Петровна умерла, так и не увидев Настю, чего девушка не смогла себе простить.

Б. П. Екимов, рассказ «Говори, мама, говори!»

А. А. Фадеев, роман "Молодая гвардия"

У Олега Кошевого были исключительно теплые воспоминания о матери. Мысли о ней были пропитаны любовью и благодарностью. Особенно терпетно герой отзывался о маминых руках, которые так много сделали для него. Кошевой призывает относиться бережно к тем, кто подарил нам жизнь, ведь они невечны.


Ю. П. Казаков, рассказ "Запах хлеба"

Дуся не виделась с матерью пятнадцать лет. Покинув родную деревню, она забыла о прошлой жизни. Известие о смерти мамы не тронуло героиню, было лишь немного грустно. Думая, что наследство растащит родня, Дуся отказалась ехать на похороны. Но, когда выяснилось, что все вещи целы, женщина все же поехала на малую родину. В материнском доме на нее нахлынули чувства, Дуся пошла на кладбище и долго плакала на могиле. Однако уже на следующий день она уже пребывала в хорошем настроении.

Ф. А. Абрамов, рассказ "Алька"

Героиня покинула деревню, поддавшись соблазну городской жизни. Мать Альки умерла, девушка не успела с ней попрощаться. И лишь через два года после похорон осознала, что совершила ошибку. Мама была строгой, часто ругала отца и саму Альку, и все же никто не смог бы заменить самого родного человека.

Сергей Есенин, стихотворение "Письмо матери"

Трогательное стихотворение переполнено нежностью и любовью поэта к матери. Он просит свою старушку не беспокоиться о нем зря и обещает навестить ее:


Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом...

А. С. Пушкин, рассказ «Станционный смотритель»

Не лучшим образом поступила Дуня, дочь станционного смотрителя. Старик очень любил свою дочь, но девушка, не задумаваясь о чувствах самого близкого человека, покинула его, сбежав с гусаром. За несколько лет Дуня ни разу не навестила отца. Смотритель спился от тоски, что привело к его смерти.

И. С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

Не баловал вниманием пожилых родителей и Базаров. Приехав в отчий дом после трехлетней разлуки со стариками, Евгений задержался всего на три дня: общестов отца и матери наскучило молодому ученому. Герой осознавал, каким ударом станет для родителей новость о скором отъезде сына, но даже не думал о том, чтобы уделить им чуть больше времени.


Не очень ласков был с родителями Базаров. Старики души не чаяли в «Енюше», но им приходилось сдерживать эмоции после долгой разлуки, т. к. молодому ученому были не подуше объятия и любые проявления чувств. Он знал, насколько это важно для родителей и мог «подыграть», однако оставался верен своим принципам.

I Вступление

Спектакль и рассказ

II Основная часть

1) Общая идея произведений

2) Мои впечатления.

3) Реальность и художественный вымысел.

4) «Вечная» проблема.

5) Влияние воспитания в семье

6) Яблоко от яблони.

III Заключение.

Взаимоотношения в семье.

Отправной точкой для обсуждения на уроке проблемы взаимоотношений родителей и детей стал просмотр сцены из спектакля Московского тетра «Современник» «Мама-папасынсобака» и чтение рассказа Н. Аксёновой.

Спектакль и рассказ объединяет идея о том, что зачастую дети воспринимают любовь своих родителей как должное, сожалеют о своём невнимании к родителям, непослушании и проступках порой слишком поздно.

Визжащие актёры в клоунских костюмах с поролоновыми ушами вызвали у меня резко негативную реакцию, в то время как рассказ Н.Аксёновой пробудил тёплые чувства и светлую грусть.

История о девочке, которая стеснялась внешности своего отца, пока не узнала, что ради неё он готов всё отдать, очень трогательна и поучительна. Однако в реальной жизни не всегда случаются столь драматичные ситуации, поэтому детям сложнее осознать силу любви и готовность к самопожертвованию своих родителей.

Тема взаимоотношений родителей и детей сложна и многогранна, является одной из «вечных» проблем поколений, что нашло отражение в художественных произведениях разных эпох. Мнения «отцов» и «детей» могут не совпадать по вопросам воспитания и образования, выбора профессии, спутника жизни, и так далее.Но даже тогда, когда дети, как им кажется, планируют свою жизнь по собственному усмотрению, живут своим умом, на самом деле они всё равно реализуют модель поведения своих родителей. Здесь можно привести примеры как положительные, так и отрицательные.

Родители Маши Мироновой – героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - погибли от рук пугачёвцев, не запятнав честь предательством и малодушием. И сама Маша отважно отправилась в столицу, чтобы перед императрицей защитить честь своего жениха Петра Гринёва.

Госпожа Простакова из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» относится неуважительно ко всем, перед кем нет необходимости заискивать. Сына Митрофанушку она балует без меры и превозносит не по заслугам. Казалось бы, это тоже проявление родительской любви, но результат совсем иной. Обожаемый сыночек в маму груб и невежествен, её же и гонит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Я считаю, что проблемы взаимоотношений в семье можно решить, если существует взаимопонимание. Для родителей нет ничего важнее, чем счастье их детей, а дети должны помнить, что никто их не будет поддерживать так, как родители.

Сочинение по тексту:

Все мы стремимся к взаимопониманию со своими родителями. Взаимопонимание играет важную роль в нашей жизни. Проблему взаимоотношений родителей и детей ставит перед нами Борис Екимов.Эта проблема была актуальна в прошлом, актуальна сейчас, и будет актуальна всегда.

Автор утверждает, что порой, повзрослевшим детям и пожилым родителям сложно понять друг друга,однако искренняя любовь и забота друг о друге позволяют преодолеть это непонимание.Я разделяю мнение автора и считаю,что конфликт родителей и детей это вечная проблема, которая рано или поздно настигнет каждого,будь ты ребенок,или родитель.Главное, научиться понимать друг друга, искать компромисс.

Стоит обратиться к художественной литературе, и понять что проблема, поднимаемая автором, действительно, извечна. У И. C. Тургенева эта проблема остро выражена в романе «Отцы и дети». Само название говорит о противостоянии старшего поколения младшему. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. Он испытывает очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. При всем этом родителям Базарова их сын, был по-настоящему дорог. Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

Кроме этого, хочу привести пример из жизни. Я, как и все дети, любила гулять с ребятами на улице,теплыми летними вечерами. И мне всегда не нравилось то, что моя мама, постоянно звала меня домой, в то время как другие ребята еще оставались на улице. Из-за этого я злилась и обижалась на нее, считая, что мама не хотела чтобы я гуляла с другими ребятами, а сидела дома. Мама пыталась донести до меня, что это делается для моего же блага, но меня было не убедить. Но повзрослев, я поняла что делала она это потому, что волновалась за меня, значит мама любит меня и заботится обо мне. Все родители желают своим детям добра, нужно понимать это, не противиться этому, а как было уже сказано выше, найти компромисс.

Получается, прав был автор, говоря о том, что иногда, родителям и детям сложно понять друг друга. Но искренняя любовь и забота- позволяют преодолеть это непонимание. "Любовь к родителям — основа всех добродетелей"- Цицерон Марк Туллий.

Текст Б. П. Екимова:

(1) Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка, никак не могла собраться для отъезда.
(2) Последние годы она уезжала зимовать к дочери в город. (3)Возраст: трудно каждый день печку топить да воду носить из колодца. (4)По грязи да в гололёд. (5)Упадёшь, расшибёшься. (6) И кто поднимет?
(7) Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. (8)Да и о доме душа болела. (9) На кого его оставишь...

Текст из ЕГЭ

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность… (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье… (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.

(По Е. Кореневской)

Вступление

На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

Проблема

Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

Комментарий

В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.

В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.

Авторская позиция

Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

Своя позиция

С автором нельзя не согласиться. Если бы мы были толерантнее к консерватизму старших, а они не так поражались всем «странностям» молодежи, жизнь для многих стала бы проще. В конце концов, не так уж мы различны.

Аргумент №1

Об этом пишет И.С. Тургенев, величайший русский классик 19 века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по взглядам миров – мир дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мир революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

С самого начала романа конфликт между «отцами» и «детьми» плавно нарастает, доходя до кульминации в сцене дуэли Павла Петровича и нигилиста Базарова. Но уже во второй половине произведения мы видим, как правила родителей становятся близки Аркадию, как принимает многое из того, что ранее отрицал, Евгений.

В результате, Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. А Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшее следование идеям нигилизма позволили бы Евгению лучше понять стариков Кирсановых и собственных родителей. Может и жизнь его сложилась бы менее трагично.

Аргумент №2

Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главной героини. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островского.

Кабанова – мать большого семейства, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по тем правилам, которые ей подсказывал домострой. Она не допускала ни малейшего отступления от сложившегося у нее в голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы содержать их в постоянном страхе.

Не выдержав столь гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всем сердцем мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Тихон, узнав о ее смерти, обвиняет в произошедшем свою мать.

Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться со слабостями других, с особенностями их мировосприятия. Будь купчиха Кабанова немного умнее, она не осталась бы одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.

Заключение

Непонимание между родителями и детьми – это закономерность, диктуемая ходом времени. Чтобы избежать излишних неприятностей, нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, насколько бы странными они нам не казались.

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях — значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Аргументы

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В данном произведении мы видим самый настоящий . К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» — это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами — людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример — яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

Л.Н. Толстой «Война и мир». В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин — человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети — люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские — люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

А.Н. Островский «Гроза». В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.

А. Алексин «Раздел имущества». Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.



Вверх