Проблема героя Евгений Онегин (Пушкин А. С.). Странный персонаж «Евгения Онегина Странный герой пушкинского романа евгений онегин

Писатели всегда стремились к реальному изображению русской жизни; но в этих изображениях до поры до времени не хватало художественности, свободного творчества. Пушкин привнёс в русскую литературу красоту, мощное эстетическое начало; художественно изображая русскую действительность, он в то же время, прочно встал на позиции глубокого реализма.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — произведение историческое, философское, это роман-жизнь. Картины русского общества, изображенные в романе – это важнейший материал для анализа эпохи, характеров, нравов, традиций.

«Евгений Онегин» — один из самых самобытных романов в русской литературе. И Пушкин, безусловно, это понимал. До него романы писались в прозе, потому как именно жанр «проза» больше подходит для обрисовки деталей жизни, да и для показа её в целом. В стихотворном жанре по-другому. Когда автор пишет стихи, он невольно раскрывает свой внутренний мир, показывает своё «я», отображает жизнь сквозь призму собственных представлений.

В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картину своей эпохи и не отделяет её от себя. В романе живут, любят, страдают придуманные герои, но они почти неотделимы от автора. Рассказ об их жизни — это дневник авторской души.

Новаторским решением Пушкина стало появление в романе необычного образа, образа автора. И поиски соотношений этого образа с образами героев.

Роман называется «Евгений Онегин», естественно предположить, что одним из главных героев романа является одноименный персонаж. Читая строку за строкой, мы понимаем, что наряду с ним, автор в романе тоже играет полноценную роль. Автор незримо присутствует там, где его герои. Он – не бездушный речевой повествователь; это мы можем заметить и по лирическим отступлениям, и по основной сюжетной линии. Автор постоянно вторгается в поле повествования, рассуждает на различные темы, создаёт определенное настроение, уточняет детали. Нам с автором лучше, он — связующее звено между героями и нами.

Особые отношения у автора с Евгением Онегиным. Автор старше Онегина, он «уже давно… не грешит». Они в чём-то похожи. Оба – дворянского сословия. Оба в совершенстве владеют французским языком. Круг чтения Онегина – Байрон, Метьюрин. Но ведь это же самое читал и сам Пушкин!

Произведение Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» — излюбленная книга Онегина. Пушкин и его современники также зачитывались ей. Чайльд-гарольдовская тоска, уныние, разочарование даже «копировались» некоторыми представителями высшего света; маска скучающего человека была популярна.

Что касается Метьюрина — то его романом «Мельмот-скиталец» интересовались и Онегин и Пушкин.

На этом этапе мы сделаем лирическое отступление и скажем, что в романе мы не отождествляем автора с Александром Сергеевичем Пушкиным. Пушкин и автор (речевой повествователь в романе) — не одно лицо. Хотя биографии их отчасти совпадают.

Литератор А.Тархов замечает, что существование двух «я», (некоего автора и реального поэта Пушкина), — одна из главных интриг (противоречий) «свободного романа» «Евгений Онегин».

Возвратимся же к нашим героям. Как относится автор к Евгению Онегину? С иронией, но нельзя не заметить, что и с нескрываемой симпатией тоже. Хотя…

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной»

Сходство героев присутствует в воспитании и образовании. Автор, с иронией замечает:

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть».

В чём ещё похожи, а в чём разнятся Онегин и автор?

Им обоим знакомы берега Невы. Онегин пробовал было взяться за перо, «но труд упорный ему был тошен», автор – не такой. Он принадлежит к «задорному цеху» писателей.

Для Онегина театр и балет – это не храмы искусства, где рождаются красота и эмоции, это место для флирта, романов, воздыханий.

«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис».

«Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней».

Разница же между типажами прослеживается и в том, что Онегин замечал «что и в деревне скука та же», а автор «был рожден… для деревенской тишины».

Образ Онегина в романе не статичен, он претерпевает изменения. Именно в то время, когда Онегин испытывает истинную разочарованность, автор сближается с «добрым приятелем» Онегиным, пытается развить в нём творческое начало, научить писать стихи. Но эта попытка не увенчалась успехом, ибо «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

По мере развития сюжета мы видим, что мировоззрение автора и Онегина меняется. Онегин многое понял, многое прочувствовал. Другим стал и автор. Онегин в финале романа более лоялен и понятен; таковой он ближе автору.

Как сложится дальнейшая жизнь Евгения? Хотелось бы надеяться, что успешно. Положительные задатки у Евгения есть. Проблема вот только заключается в разрыве между потенциальными возможностями Онегина и той ролью, которую он для себя выбрал в обществе.

Заключение

В романе «Евгений Онегин» выступает тот же чудный образ «откликнувшегося поэта». Автор в романе – это не Пушкин, это самостоятельный герой, полноправный участник событий. Автор и Онегин во многом схожи. Они задумываются о жизни, критически относятся ко многим вещам, им свойственен напряжённый поиск цели в жизни. Они выше той толпы, которая их окружает. Но, вместе с тем, они разные. Автор относится к Евгению иронично, но с явной симпатией. Разность во взглядах этих двух типажей установлена ещё в первой главе. То есть точки над i расставлены в самом начале.

Автор, которого Пушкин мудро сделал героем романа, откровенничает с нами, даёт нужные пояснения. Благодаря автору мы лучше понимаем образ Онегина, образы других героев произведения, лучше разбираемся в сюжетной линии романа.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - ГЕРОЙ РОМАНА А. С. ПУШКИНА
Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным.
С самого начала произведения я поняла, что Евгений Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек.

Он, конечно же, в чем-то походил на людей, окружавших его, имел те же увлечения и заботы, что и они, но и в то же время резко от них отличался. Общество, в котором жил Онегин, которое его воспитало, делало все ради собственного удовольствия, по собственному желанию, а Евгений все делал машинально, ни в чем не видел смысла и заставлял себя это делать потому, что это модно, престижно.
Онегин не может познать счастье, его душа закрыта для настоящих человеческих чувств, а подвержена только мимо¬летным, бесконечным и бесполезным увлечениям. Для него, наверное, существует только чувство собственного достоинства, независимости и та гордыня, с которой он относится ко всем окружающим его людям. Он не презирает их, нет. Просто Онегин ко всему равнодушен, ему все безразлично. Герой романа как бы подчиняется обществу, ни с кем не спорит, ни¬кому не противоречит, но в то же время и конфликтует с ним: ему плевать, что о нем подумают. Евгений как будто шутил со своей жизнью, никогда не задумывался о завтрашнем дне. И это ему опять же ни к чему. Ведь каждый его день подобен следующему. Он просто существует, тихо плывет по течению. Моду он ставит перед собой наивысшей целью, в ней он видит почти закон жизни.
Эта оглядка на мнение окружающих, эта зависимость от света лишает Онегина настоящей жизни, борьбы за счастье; он не может стать самим собой, ко всему относится поверхностно. Евгений Онегин даже иногда не задумывается, что делает: с поразительной легкостью переходит от одного занятия к другому.
Опять же, следуя той же моде, Евгений очень тщательно следил за собой, был ужасный пижон:
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Прочитав дальше роман Пушкина, мы узнаем, что Онегин познакомился с Татьяной Лариной и что это знакомство в дальнейшем изменило его судьбу.
Онегин, воспитанный таким обществом, конечно же, считает себя очень мудрым, уже все испытавшим, все повидав¬шим в столь молодые годы и, узнав, что юная Татьяна влюбилась в него, постарался наставить ее на путь истинный, посоветовал «просто взять и выкинуть» из головы эти слабости души - любовь и нежность.
Для него это было все так просто. Как и ко всему, он и к высоким чувствам относился шутя, всего лишь играя в любовь. Мне кажется, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно построено в духе светского общества, главная цель которого - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать…
Нет, он не насмехался над чувствами Тани. Он просто из¬брал сам для себя и хорошо сыграл роль наставника, старшего друга, поучая ее «учиться властвовать собою». Но в разговоре он, может быть по привычке, не удержался и оставил Тане маленькую надежду:
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней…
Эти слова опять же говорят нам о нескрываемом эгоизме Онегина. Он никогда не задумывался над чувствами других.
В деревне Онегин познакомился со своим соседом Ленским, наверное, только из-за того, что умирал со скуки в этой глуши. Они вместе проводили время, заезжали к Лариным и уже считались друзьями. Но дружба их кончилась трагически из-за недоразумения, которое произошло по вине Евгения и Ольги - возлюбленной Ленского. Онегин решил пошутить и доказать всем, что любви не существует, не сознавая, что толкнет этим самым своего друга в могилу. Онегин и Ленский

стрелялись на дуэли, которая тоже была как бы игрой для Ев¬гения. Он просто не ощущал всей глубины событий. Только потом, когда Евгений убил человека, он не чувствовал уже своего прежнего превосходства. Я думаю, именно в этот момент произошел перелом в его душе. После этого случая Евге¬ний Онегин отправился в путешествие, пытаясь забыть и вы¬черкнуть из памяти прошлое.
Несколько лет спустя Онегин вновь возвращается в столицу, уже теперь действительно повидавший мир. На одном из балов он встречает Татьяну. И образ Тани, который все это время жил где-то в глубине души Онегина, воскресает в памяти. Татьяна была все та же, но Евгений поразился, удивился и не смог скрыть своего восхищения ею:
Ужель та самая Татьяна?
Та девочка… иль это сон?..
Онегин влюблен. Наконец-то его сердце познало настоящее страстное чувство. Но теперь как будто судьба смеется над ним. Таня уже замужняя женщина и будет верна своему мужу до конца жизни. Она по-настоящему любит Евгения, но, несмотря на это, она преподнесла ему урок, который он будет помнить всю жизнь.
Стоит Евгений…
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Не правда ли, в конце романа нам даже становится жаль Евгения. Но жизнь преподала ему незабываемый урок, благо¬даря которому ему будет дальше легче жить, не существовать, а жить!

Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах – авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни» , в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным. И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина» . В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием:

Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство прошло в полном отрыве от народа, от всего русского, национального, он воспитывался французами. И воспитание и образование Онегина носило поверхностный характер и не подготовило его к труду, реальной жизни. Такое воспитание было характерно для огромного большинства столичных дворян.

В первой главе образ жизни Онегина приближается к господствующему идеалу, к норме общества того времени. Главная задача первой главы – показать те общественные условия, которые формировали Онегина, показать породившую его среду. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека: богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех в свете, успех среди женщин –

«Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Но и театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Онегина больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло. С мужчинами со всех сторон Раскланялся, потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился и зевнул. И молвил: «Всех пора на смену; Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел.

Автор отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум» , чувство чести и благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года. Какими словами говорит поэт о своей дружбе с Онегиным? Что нравилось в нем Пушкину? Как пишет поэт о сходстве и различии их настроений и взглядов? Перечитаем последние три строки строфы 45: Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней. Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: «шутки с желчью пополам» ; говорит о «злости мрачных эпиграмм» , о «язвительном» споре. Все это показывает, что Онегин принадлежит к числу тех, кто «жил и мыслил» . Так постепенно проясняется образ Онегина и проступают черты человека талантливого, умного, полного благородных стремлений. Прежняя ирония, когда речь шла об Онегине – рабе светских привычек и взглядов – заменяется сочувственным и серьезным тоном, автор подчеркивает свою близость к Онегину, общность некоторых их взглядов и настроений.

Порвав со светом (« условий света свергнув бремя»), Онегин взялся за самообразование: «Отрядом книг уставил полку, Читал, читал – а все без толку…» Говоря о чтении Онегина, нужно вспомнить и о тех книгах, которые он привез в деревню, - их просматривает Татьяна, когда приходит в его опустевший дом. Пушкин называет здесь (глава седьмая, строфа 22) прежде всего Байрона («Певца Гяура и Жуана»). Байрон был в глазах современников олицетворением свободолюбивого человечества. Пушкин неоднократно указывает на то, что Байрон – любимый поэт Онегина: в его кабинете «лорда Байрона портрет» . Так раскрывает Пушкин интеллектуальное превосходство Онегина над его средой.

Ряд нераскрытых автором намеков показывает и другие стороны внутренней жизни Онегина. И хоть он был повеса пылкий, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец. (глава 1, строфа 37) Он в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей. (глава 4, строфа 9) То видит он врагов забвенных, Клеветников, и трусов злых, И рой изменниц молодых,

Здесь Пушкин сближает переживания Онегина со своими настроениями: вспомним такие признания Пушкина, как: «Я жертва клеветы и мстительных невежд» (Посвящение к «Каквказскому пленнику») или строки из элегии «Погасло дневное светило. Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной… (1820) Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые, Мне вас не жаль, изменницы младые… (1820)

Так постепенно рисует поэт положительные черты Онегина: он человек незаурядный, у него острый критический ум, он недоволен окружающей жизнью, ему душно в светской среде, у него передовые литературные симпатии, любимые книги и герои, у него благородная душа, он честен и горд. Вот эти особенности жизни и характера Онегина делают его образ сложным и богатым, внутренне значительным.

Третий период жизни Онегина Пребывание Онегина в деревне, продолжавшееся около года, во многом примыкает к периоду светской жизни. - Что объединяет их? Изменилось ли настроение Онегина? (« В деревне скука та же») - Что сделал Онегин для улучшения жизни своих крестьян? Как оценили это крестьяне? - Как отнеслись к этому

Онегин выступает как представитель нового в своем благородном поступке. Влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов, норм морали и поведения преодолеваются Онегиным. Но этот процесс сложен и не мог быть быстрым. Предрассудки света, закрепленные всем ходом и условиями воспитания и юношеской жизни Онегина, были прочны в его душе, их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевным страданием за себя и за людей, только тесным соприкосновением с реальной жизнью народа, и Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового» в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа – Ленским и Татьяною, сплетая их судьбы.

Каковы первые впечатления Онегина, когда он получил письмо Татьяны? Перечитаем строфу 11 четвертой главы: Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил; И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет, и вид унылый; И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он. Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной. Все хорошее, чистое, светлое в его душе, все не замутненное, не загрязненное светом и светской моралью проснулось в Онегине: «Мне ваша искренность мила; Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства» .

Глубина и значительность душевного мира Татьяны, искренность и сила ее чувства поняты и оценены Онегиным, они родили в его душе такое же чистое и глубокое ответное чувство: «Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней » . А несколько ранее он сказал Татьяне: «Нашед мой прежний идеал, Я, верно б, вас одну избрал В подруги дней моих печальных, Всего прекрасного в залог…» В восьмой главе герой объясняет через несколько лет свой отказ ответить на ее чувство: «Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверил не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел… Я думал: вольность и покой Замена счастью» .

Безразличие к жизни, пассивность, желание «покоя» , равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с молодым, теплым и искренним чувством – и победили, подавили его. Еще трагичнее столкновение «старого» и «нового» в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. -

Глава 6, строфы 9 -11 Онегин и его мотивы Онегин сказал Зарецкому, получив вызов Ленского «… что он всегда готов» . В эту первую и очень важную минуту в истории дуэли Онегин не думает, не анализирует своего поведения, а отвечает готовой, обязательной, внушенной ему светской средой формулой. Так вступили в действие светская автоматика мыслей и поступков, нормы светской морали. За что обвинял себя Евгений «наедине с своей душой» ? В чем он был неправ перед Ленским? Мог ли и должен ли он был предотвратить дуэль? Сумел бы он «обезоружить младое сердце» ? Почему он не сделал этого, что удержало его? Опять светские нормы морали властвуют над поведением Онегина: Но дико светская вражда Боится ложного стыда. Так дуэль стала убийством. Именно это слово употребляет Пушкин для обозначения трагической гибели Ленского. Ну, что ж? убит, - решил сосед. (глава 6, строфа 35) Убив на поединке друга… (глава 8, строфа 12) Убийца юного поэта… (глава 6,

Убийство Ленского на дуэли во имя норм светской морали было осознано как преступление прежде всего самим Онегиным. Началась мучительная трагедия его совести. Он бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской. Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавленная тень Ему являлась каждый день (гл. 8, строфа 13) А перед ним воображенье Свой пестрый мечет фараон. То видит он: на талом снеге, Как – будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит! (гл. 8, строфа 37)

4. Четвертый этап в жизни Онегина начинается его трехлетним путешествием по России: «Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест» . Путешествие Онегина по России дало ему возможность впервые в жизни узнать Родину, увидеть ее действительное положение, узнать правду о страданиях народа, о всеобщем угнетении. Онегин хотел найти себе новый жизненный путь, какое-то полезное дело. В черновике мы читаем: Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели и трудов До двадцати шести годов, Томясь в объятиях досуга, Без службы, без жены, без дел, Быть чем-нибудь давно хотел. Путешествие должно было наметить путь перерождения Онегина, помочь ему найти свое место в жизни («быть чем-нибудь») Белинский говорил: «В 26 лет так много пережить, вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!» Впечатления от картин народной жизни наполнили душу Онегина новой тоской: она стала болью за Родину, за ее позорное настоящее, за бесцельную и никому не нужную жизнь.

Последний этап жизни Онегина, описанный в законченных главах романа, рисует его возвратившимися в светское петербургское общество. Изображение этого общества в восьмой главе резко отличается от картины светской жизни, нарисованной в первой главе. Если там преобладали добродушная ирония и шутка, то теперь Пушкин изображает светскую среду с чувствами негодования и гнева. Это новое настроение автора созвучно настроению его героя. Онегин теперь совершенно другой человек. Резко изменилось к нему и отношение к нему светского общества. Если свет ласкал юношу, то теперь его ненавидят. Перечитаем 7 -12 строфы восьмой главы. Среди ненавистной Онегину среды новым светом засияла для него Татьяна. Онегин полюбил ее. Нельзя сомневаться в глубине его чувств. Письмо Онегина написано Пушкиным с необычайным подъемом и силой. Взволнованность, потрясенность, страстность заменили холодное равнодушие, модную разочарованность в жизни молодого Онегина.

Онегин никогда не переставал думать о Татьяне. Раскроем четвертую главу: приехал Ленский. Вопрос Онегина: «Ну, что соседки? Что Татьяна? Что Ольга резвая твоя? » (строфа 48)- сперва задан вопрос о Татьяне, а не о невесте Ленского. Так Пушкин подготовлял нас к восприятию искренней и глубокой вспышки любовного чувства Онегина, которая нашла выражение в его письме к Татьяне. «А нынче! – что к моим ногам Вас привело? какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? » Но любовь Онегина далека от «мелкого чувства» . Читателю

Белинский заканчивает анализ образа Онегина: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего знать…» В русскую литературу Онегин вошел как образ лишнего человека, не нашедшего своего жизненного пути, не обладавшего должной силой характера, чтобы вырваться из

Урок №1

Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины.

Цели урока:

образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни;

развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного, образное и логическое мышление и речь учащихся.

воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Что же представляет собой главный герой романа - Евгений Онегин?

IV. Работа над новым материалом

1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)

Опорные вопросы

(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.)

♦ Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?

♦ Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?

♦ Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?

♦ Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?

♦ Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

♦ Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?

2. Метод «пресс»

♦ Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,

Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?

- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:

Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).

- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).

- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).

- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

3. Проблемная исследовательская беседа

«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»

Групповая работа (Объединение в группы)

Исследователи первой группы, используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество.

Вторая группа исследователей, используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

4. Фронтальная работа

Оптимистичен или трагичен путь Онегина? Предложите аргументы «за» и «против».

5. Проектная деятельность.

Презентация на тему «Странный» герой пушкинского романа, выполненная учащимися.

6. Слово учителя.

В литературоведении существует понятие «лишний человек». Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Люди, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)

А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

О — одарённый, оригинальный…

Н — необычный, начитанный, новый герой…

Е — европейского склада, если е = э, то эгоист…

Г — главный герой, гордый…

И — интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н — непонятный, незаурядный…

Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?

VІ. Домашнее задание.

1. Конкурс коллажей «Евгений Онегин».

2. Индивидуальное задание трем учащимся: презентация «Образ Татьяны в романе».

Знаком он вам? - И да и нет.

А. Пушкин. «Евгений Онегин»

Роман в стихах назван именем героя; понять роман - это значит, прежде всего, постигнуть существо и судьбу того, чье имя - Евгений Онегин. Задача эта нелегкая; проще - вообще отказать этому странному герою в какой-либо собственной сущности и счесть его «ничтожной пародией», «пустым подражанием» иноземным образцам:

Чем ныне явится? Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной?

Убеждение в том, что Онегин «морочит свет» постоянными сменами своих масок - это только наизнанку вывернутая, недоброжелательно истолкованная действительная проблематичность героя.

Он в романе все время как бы под знаком вопроса: и причина этому не только в том, что герой движется во времени - то есть меняется от главы к главе, - но и в том, что само существо его многосоставно, оно скрывает в себе самые разные возможности. Какие черты образовывали для Пушкина состав того явления, имя которому было - «герой времени»?

Первый подступ к изображению молодого героя времени Пушкин сделал в поэме «Кавказский пленник»: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни й к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века». Поэт остался недоволен этим первым опытом; проблемному герою были тесны границы романтической поэмы, нужен был иной жанр, что и осознал вскоре сам автор: «Характер главного лица... приличен более роману, нежели поэме». Итак, перед Пушкиным возникает сложнейшая творческая задача - роман о современном человеке. В русской литературе такого опыта еще не было; а что создала здесь европейская литература? Что здесь оказалось особенно важным для творца «Евгения Онегина»?

Как мы видели, пушкинский роман в стихах несет в себе активнейшее «литературное самосознание»; в частности, когда в третьей главе вопрос о герое впервые переводится в план «проблематичности» -

Но наш герой, кто б ни был он,

Уж верно был не Грандисон, -

Пушкин тут же (строфы одиннадцатая и двенадцатая) «устраивает смотр» героям старого и нового европейского романа. Весь этот материал имеет прямое отношение к проблеме пушкинского героя; но в этом смысле гораздо более важным оказывается другое место романа, по замыслу автора вплотную подводящее к разгадке героя. Это строфа двадцать вторая седьмой главы, где читателю открывается онегинское «заветное чтение», в центре которого «два-три романа» о современном человеке. Они не названы Пушкиным, вероятно, потому, что составляют ту «избранную европейскую литературу», которая более всего имела отношение к замыслу его собственного романа. Вот эти три романа (они названы в черновике двадцать второй строфы): «Мельмот» - «Рене» - «Адольф».

«Мельмот Скиталец» (опубликован в 1820 г.) английского романиста и драматурга Метьюрина, «Рене» (опубликован в 1801 г.) французского писателя Шатобриана и «Адольф» (опубликован в 1815 г.) французского литератора и общественного деятеля Констана - это те произведения, которые дают «печально верный» портрет современного человека: с душой «холодной» и «раздвоенной», «себялюбивой» и «больной», с умом «мятежным» и «сумрачным», льющим «хладный яд кругом» (черновик двадцать второй строфы).

Набор этих романов замечателен, помимо всего прочего, тем, что они демонстрируют два совершенно разных способа изображения современного человека. «Рене» и «Адольф» - это небольшие по объему психологические романы: они изображают тайники слабой и чувствительной души или сумрачные страсти сердца, жаждущего не любви, а победы; они рисуют людей странных и непоправимо одиноких, не находящих себе места в жизни, не способных дать счастье себе и несущих несчастье другим, - словом, эти романы дают психологический портрет современного «разочарованного героя», одержимого демоном скуки и скепсиса. В отличие от них, «Мельмот» - это колоссальных размеров произведение, синтезирующее самые разные литературные традиции, роман, метод которого можно было бы назвать философско-поэтическим. Для художественного решения проблемы современного человека Метьюрин создает образ Мельмота Скитальца, соединяя в нем воедино образы Фауста и Мефистофеля из гетевской трагедии. «Мельмот, по замыслу автора, - сложный человеческий образ, жертва дьявольских сил, их вынужденное орудие.... Хотя Мельмот не сам искуситель или воплощение дьявольской силы, а всего лишь жертва, обреченная творить зло против воли, но в нем ярко проявляет себя критическое начало... Это и было своеобразное и претворенное Метьюрином «мефистофелевское» начало в образе Мельмота, столь привлекавшие к этому литературному герою внимание целой Мироны первой трети XIX в.».

Выше мы уже говорили об «универсализме» как важнейшей особенности пушкинского романа; поэтому нет ничего удивительного, что такого же всеохватывающего синтеза самых разных художественно-смысловых возможностей ищет поэт и в изображении героя - ибо проблема современного человека охватывается Пушкиным во всем ее масштабе, от психологической точности и социально-исторической конкретности до вечных вопросов человеческого бытия. Поэтому ему одинаково важны разные литературные способы изображения современного человека. Значение «Рене» и «Адольфа» для пушкинского творчества, и в частности для «Евгения Онегина», давно выяснено. Было указано и на явную связь Онегина с героем Метьюрина: «Характер Онегина создавался на фоне... многочисленных демонических героев (Мельмот)». -Демонический Мельмот и его ближайший литературный «предок» - гетевский Мефистофель - оказались особенно актуальны для Пушкина в период так называемого южного кризиса, поэтическим выражением которого стали стихотворения «Демон» и «Свободы сеятель пустынный...». Два эти стихотворения показывают масштаб пушкинского кризиса: это отнюдь не только политический скептицизм, связанный с крушением вольнолюбивых надежд, но это переворот всего мировоззрения - полный пересмотр прежней «горячей восторженности» в свете нового «холода сомнения». Южный кризис - это важнейшее творческое и духовное перепутье всей жизни Пушкина; а тот факт, что кризисные стихотворения «Свободы сеятель пустынный...» и «Демон» в своем окончательном виде возникли из черновиков «Евгения Онегина» (они как бы рождены самим романом), есть очевидное свидетельство того, что главным творческим результатом южного кризиса - и одновременно преодолением, выходом из кризиса - стал всеобъемлющий замысел «Евгения Онегина»!

Итак, задачей Пушкина было дать глубокое изображение «героя времени»; время же поистине было в власти «духа отрицания», когда ропот вечной неудовлетворенности, индивидуалистически-мятежная гордыня ума и «онемелость», охлажденность чувств были разными симптомами одной «болезни скепсиса», поразившей современного человека. Повторим еще раз справедливую мысль, что понимание образа Онегина «требует прежде всего сопоставления с демоническими героями мировой литературы» (И. Медведева). Но, задавая своему герою масштаб не «бытового типа», а «вечного», философского образа, Пушкин вместе с тем хотел найти для своего «духа отрицания» (си пушкинскую «Заметку о стихотворении «Демон») неповторимую индивидуальность современного человека переживающего «демонизм» как свою собственную, личную судьбу. И в этом снова сказался универсализм пушкинского произведения: это не только философское поэтический роман - но и «поэма историческая в полном смысле слова» (В. Белинский).

Синтетически-сложную природу онегинского образа не раз отмечали советские исследователи. «Онегину надлежало носить черты демонизма» - однако ему «прежде всего надлежало быть русским характером, органически связанным с русской действительностью» (И. Медведева); «образ Онегина синтетичен... Онегин вместил в себя и бездумного «молодого повесу», и «демона», искушающего провидение своей «язвительной речью» (И. Семенко).. Универсализм пушкинского романа требовал особого метода изображения героя. Уже в прижизненной Пушкину критике отмечалось, что «тысяче различных характеров может принадлежать описание Онегина», ибо автор не дал своему герою «определенной физиономии». В советском пушкиноведении это обстоятельство получило убедительное объяснение: «Характер» Онегина нельзя рассматривать как «характеры» героев, созданных на более позднем этапе развития реализма XIX в. ...Метод Пушкина - метод обобщений, иных, чем у «его предшественников и даже наследников... он строит образ проблемного героя как образ, в котором широта обобщения и многообразие аспектов преобладает над психологической детализацией... Онегин - художественный образ, в. котором каждая черта и особенно столь серьезная, как разочарование, является сгущением, концентрацией идеи». Вспомним здесь еще термин Ю. Тынянова - знак героя»; употребляя это выражение для обозначения пушкинского способа художественной типизации и отмечая, что некий комплекс противоречиво-разнообразных свойств и черт своего героя Пушкин как бы обводит «кружком его имени», исследователь, вероятно, имел в виду своеобразную эмблематичностъ построения образа в пушкинском романе. Не «психологический» портрет, а «эмблематический» силуэт - вот, кратко говоря, та особенность образности «Евгения Онегина», которая одновременно отвечала и универсальности романа, и обеспечивала возможность проявлении самых разных «ликов» героя по мере развертывания свободного романа во времени.

В том сложнейшем духовном явлении, которое именуется Евгением Онегиным, есть два главных центра - как бы два полюса этого образа. Один из них - скептическая охлажденность, «демонизм»; о другом Пушкин говорит в первой главе после перечисления «способностей» своего героя: «До в чем он истинный был гений» - и далее следует характеристика Евгения как «гения любви». Поначалу ее можно счесть за полуироническое определение того виртуозного донжуанства героя, тех успехов в «науке страсти нежной», которые демонстрирует «молодой повеса». Однако по мере приближения романа к финалу выясняется, что герой Пушкина есть действительно гений любви, что это "самый высший дар его натуры и что в многосоставном образе Евгения это начало противостоит другому - онегинскому демонизму. Эти два полюса - «гения любви» и «духа отрицания» - не только «аккумулируют» в себе драму героя, но и как бы хранят потенцию всего развития романа.

Пушкинский роман - это исследование судьбы героя времени, исследование, осуществленное с помощью новаторской «свободной» формы. Само пушкинское определение собственного романа как «свободного» - многозначно: здесь и проблема свободы в романе, и его внутреннее строение («свободные» отношения между двумя авторами), и, наконец, та особенность сюжетного развития «Евгения Онегина», благодаря которой каждая глава его выходила отдельно и имеет, действительно, большую самостоятельность в общей композиции. Эта особенность органически связана -с начальной установкой Пушкина на движение, эволюцию его героя (и романа в целом) параллельно развитию реального исторического времени. Великий пушкинский культурно-идеологический роман стал еще и уникальным художественно-историческим исследованием, в котором решалась судьба Героя, судьба Автора и судьба Творца, а вместе с ними - судьба всего пушкинского поколения.

А. Тархов

Источники:

  • Пушкин А.С. Евгений Онегин. Вступит, статья и коммент. А. Тархова. М., «Худож. лит.», 1978. 302. с. (Школьн. б-ка)
  • Аннотация: Вниманию читателей предлагается первый опыт комментированного издания романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - величайшего творения поэта: «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение значит - оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности» (В. Г. Белинский).

    Обновлено: 2011-09-10

    .

    Полезный материал по теме

  • Творчество А.С.Пушкина. Культурное значение этики и нравственности в творчестве А.С.Пушкина, как главный смысл романа «Евгений Онегин». Примеры из романа «Евгений Онегин»


Вверх