Приступы сумасшествия. Как это — сойти с ума? Как проявляется безумие

Есть ли способ понять, нормальный ты ещё или уже потенциальный клиент психиатра? Тем более что последствия поступков, совершённых в невменяемом состоянии, могут быть очень опасными как для самого больного, так и для окружающих.

От экстрасенса до шизофреника — один шаг

Рассказывает Дмитрий Воедилов, психолог, специалист по нейролингвистическому программированию, автор книг по НЛП:

— Конечно, психические заболевания могут проявляться самыми разными расстройствами и странностями в поведении, но самое главное — это неуправляемые галлюцинации. Что это может быть? Например:

2) Начинаются видения, которые вы тоже не можете контролировать. Это схоже с состоянием человека, наевшегося ядовитых галлюциногенных грибов, которые он может быть по незнанию принял за съедобные.

3) Вас не покидает чувство тревоги, страха. К примеру, человеку кажется, кто скоро наступит конец света, что его кто-то преследует и т. д.

Чем отличается шизофреник от экстрасенса? Экстрасенс входит в изменённое состояние сознания осознанно: вошёл, воспарил над землёй или услышал духов, потом вышел из транса, пришёл в себя… Он чётко проконтролировал, что сеанс закончился, прекратил галлюцинации. То же самое относится и к их клиентам, пришедшим на гипнотический сеанс: после его завершения надо убеждаться, что человек находится здесь и сейчас. Что он не птица или существо с двумя головами, а нормальный человек. Точно так же, когда мы просыпаемся, то понимаем, что было сном, что происходит наяву. Наш разум контролирует это. Так вот, самый главный критерий, помогающий понять, сошёл человек с ума или нет: может ли он своим решением, своей волей прекратить галлюцинации (они могут быть любые — слуховые, вкусовые и прочие, то есть затрагивающие все органы восприятия). Кстати, тот, кто достиг мастерства медитации, может даже управлять своими видениями. Если же эта система вами уже не управляется, надо не стесняться идти к психиатру и как можно быстрее. Неуправляемые галлюцинации — это нарушение биохимии головного мозга. Такому человеку необходим приём определённых препаратов.

Как не слететь с катушек?

— Обращаться к психологу или психотерапевту, если не получается самому «взять себя в руки» в случае жизненных потрясений. Обычно естественным путём сходят с ума от сильных эмоциональных переживаний — неразделённая любовь, смерть близкого человека, слишком сильная радость… Когда человек начинает так или иначе постоянно о чём-то думать, думать, и это переходит в навязчивую идею. Для эмоции не важно, положительная она или отрицательная, самое главное — сила сигнала.

— Принимать решения, делать выводы, а не вести без конца внутренний диалог на одну и ту же тему. Есть такая технология ввести человека в изменённое состояние сознания — «незаконченный транс». Если человек о чём-то думает, то он должен приходить к какому-то определённому выводу — тогда транс заканчивается. Если же он чем-то озабочен и не может понять, где истина, то такой бесконечный внутренний диалог с самим собой на одну и ту же тему может перейти в навязчивую идею, быть тем сигнальчиком, который пошатнёт психическое здоровье.

— Не доводить себя до изнеможения и истощения, как физического, так и психического. Наш мозг подобен батарейке, которая работает в разных режимах — бодрствуем ли мы, засыпаем, спим глубоким сном и т. д. Одна из главных причин вхождения в галлюцинации — нехватка у мозга энергии войти в активную фазу бодрствования, и он начинает «плавать» в полусонном состоянии (альфа-колебания), между сном и реальностью. Энергии не хватает, чтобы всё анализировать, осознавать и т. д. Такое может происходить при физических перегрузках, голодании, постоянном недосыпании. Кстати, погружать мозг в альфа-колебания могут различные газы (болотные, химические вещества из растений и др). С такой же опасностью «не проснуться» целиком и погрузиться в галлюцинации сталкиваются дайверы, когда долго находятся на глубине, и мозг испытывает кислородное голодание.

глубокое умственное расстройство. Термин «безумие», под который в прошлом веке подводили все умственные расстройства, является слишком общим и сейчас редко используется в психиатрии, разве что в составе некоторых специальных выражений. В прошлом безумные считались какими-то особенными существами. Затем было замечено, что в действительности каждый индивид несет в себе свою «теневую» сторону - импульсы и желания, вытесненные, укрощенные или направленные общественной жизнью в нужное русло. Человек в гневе на несколько мгновений превращается в безумного. Безумие возникает скорее в результате неуравновешенности между различными составляющими личности, между различными аспектами жизни.

Преимущественно оно имеет социальное значение и указывает на социально неприспособленное поведение: так, психологически безумный человек (например, эпилептик) может найти социально пригодную для него должность (в Индии он может стать шаманом, т.е. вдохновленным свыше жрецом). Общее понятие «безумие» указывает на потерю чувства ответственности или чувства реальности (психастения). Сегодня на смену этому термину пришли термины невроз (ухудшение отношений с другим) и психоз (разрыв отношений с другим). Сегодня безумный не изолирован от общества и не оставлен наедине со своей участью. Врачи пытаются его лечить с помощью впрыскивания химически активных веществ; но в действительности только психоанализ (психопатология) позволяет установить точные диагнозы и останавливать прогрессирование заболевания в тот момент, когда оно еще излечимо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗУМИЕ

Франц. FOLIE, DERAISON. Кардинальное понятие в системе мышления и доказательств М. Фуко. Согласно Фуко, именно отношением к безумию проверяется смысл человеческого существования, уровень его цивилизованности, способность человека к самопознанию и пониманию своего места в культуре. Иначе говоря, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит для Фуко показателем, мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. И в этом плане вся история человечества выглядит у него как история безумия.

Как теоретика Фуко всегда интересовало то, что исключает разум: безумие, случайность, феномен исторической непоследовательности - прерывности, дисконтинуитета - все то, что, по его определению, выявляет «инаковость», «другость» в человеке и его истории. Как все философы-постструктуралисты, он видел в литературе наиболее яркое и последовательное проявление этой «инаковости», которой по своей природе лишены тексты философского и юридического характера. Разумеется, особое внимание он уделял литературе, «нарушающей» («подрывающей») узаконенные формы дискурса своим «маркированным» от них отличием, т. е. ту литературную традицию, которая была представлена для него именами де Сада, Нерваля, Арто и, естественно, Ницше.

С точки зрения Фуко «нормальный человек» - такой же продукт развития общества, конечный результат его «научных представлений» и соответствующих этим представлениям юридически оформленных законов, что и «человек безумный»: «Психопатология XIX в. (а вероятно, даже и наша) верила, что она принимает меры и самоопределяется, беря в качестве точки отсчета свое отношение к homo natura, или к нормальному человеку. Фактически же этот нормальный человек является спекулятивным конструктом; если этот человек и должен быть помещен, то не в естественном пространстве, а внутри системы, отождествляющей socius с субъектом закона» (Foucault:1972a, с. 162).

Иными словами, грань между нормальным и сумасшедшим, утверждает Фуко, исторически подвижна и зависит от стереотипных представлений. Более того, в безумии он видит проблеск «истины», недоступной разуму, и не устает повторять: мы - «нормальные люди» - должны примириться с тем фактором, что «человек и безумный связаны в современном мире, возможно, даже прочнее, чем в ярких зооморфных метаморфозах, некогда иллюстрированных горящими мельницами Босха: человек и безумный объединены связью неуловимой и взаимной истины; они говорят друг другу эту истину о своей сущности, которая исчезает, когда один говорит о ней другому» (там же, с. 633). Пред лицом рационализма, считает ученый, «реальность неразумия» представляет собой «элемент, внутри которого мир восходит к своей собственной истине, сферу, где разум получает для себя ответ» (там же, с. 175).

В связи с подобной постановкой вопроса сама проблема безумия как расстройство психики, как «душевная болезнь» представляется Фуко проблемой развития культурного сознания, историческим результатом формирования представлений о «душе» человека, представлений, которые в разное время были неодинаковы и существенно видоизменялись в течение рассматриваемого им периода с конца Средневековья до наших дней.

Подобная высокая оценка безумия-сумасшествия несомненно связана с влиянием неофрейдистских установок, преимущественно в той форме экзистенциально окрашенных представлений, которую они приняли во Франции, оказав воздействие практически на весь спектр гуманитарных наук в самом широком смысле этого понятия. Для Фуко проблема безумия связана в первую очередь не с природными изъянами функции мозга, не с нарушением генетического кода, а с психическим расстройством, вызванным трудностями приспособления человека к внешним обстоятельствам (т. е. с проблемой социализации личности). Для него - это патологическая форма действия защитного механизма против экзистенциального «беспокойства». Если для «нормального» человека конфликтная ситуация создает «опыт двусмысленности», то для «патологического» индивида она превращается в неразрешимое противоречие, порождающее «внутренний опыт невыносимой амбивалентности»: «"беспокойство" - это аффективное изменение внутреннего противоречия. Это тотальная дезорганизация аффективной жизни, основное выражение амбивалентности, форма, в которой эта амбивалентность реализуется» (Foucault:1976, с. 40).

Но поскольку психическая болезнь является человеку в виде «экзистенциальной необходимости» (там же, с. 42), то и эта «экзистенциальная реальность» патологического болезненного мира оказывается столь же недоступной исторически-психологическому исследованию и отторгает от себя все привычные объяснения, институализированные в понятийном аппарате традиционной системы доказательств легитимированных научных дисциплин: «Патологический мир не объясняется законами исторической причинности (я имею в виду, естественно, психологическую историю), но сама историческая каузальность возможна только потому, что существует этот мир: именно этот мир изготовляет связующие звенья между причиной и следствием, предшествующим и будущим» (там же. с. 55).

Поэтому корни психической патологии, по Фуко, следует искать «не в какой-либо «метапатологии», а в определенных, исторически сложившихся отношениях к человеку безумия и человеку истины (там же, с. 2). Следует учесть, что «человек истины», или «человек разума», по Фуко, - это тот, для которого безумие может быть легко «узнаваемо», «обозначено» (т. е. определено по исторически сложившимся и принятым в каждую конкретную эпоху приметам, воспринимаемым как «неоспоримая данность»), но отнюдь не «познано». Последнее, вполне естественно, является прерогативой лишь нашей современности - времени «фукольдианского анализа». Проблема здесь заключается в том, что для Фуко безумие в принципе неопределимо в терминах дискурсивного языка, языка традиционной науки; потому, как он сам заявляет, одной из его целей было показать, что «ментальная патология требует методов анализа, совершенно отличных от методов органической патологии, что только благодаря ухищрению языка одно и то же значение было отнесено к «болезни тела» и «болезни ума» (там же. с. 10). Саруп заметил по этому поводу:

«Согласно Фуко, безумие никогда нельзя постичь, оно не исчерпывается теми понятиями, которыми мы обычно его описываем. В его работе «История безумия» содержится идея, восходящая к Ницше, что в безумии есть нечто, выходящее за пределы научных категорий; но связывая свободу с безумием, он, по моему, романтизирует безумие. Для Фуко быть свободным значит не быть рациональным и сознательным» (Sarup:1988, с. 69). Иными словами, перед нами все та же попытка объяснения мира и человека в нем через иррациональное человеческой психики, еще более долженствующая подчеркнуть недейственность традиционных, «плоско-эволюционистских» теорий, восходящих к позитивистским представлениям.

Проблематика взаимоотношения общества с «безумцем» («наше общество не желает узнавать себя в больном индивиде, которого оно отвергает или запирает; по мере того, как оно диагнозирует болезнь, оно исключает из себя пациента») (Foucault:1972a, с. 63) позволила Фуко впоследствии сформулировать концепцию «дисциплинарной власти» как орудия формирования человеческой субъективности.

Фуко отмечает, что к концу Средневековья в Западной Европе исчезла проказа, рассматривавшаяся как наказание человеку за его грехи, и в образовавшемся вакууме системы моральных суждений ее место заняло безумие. В эпоху Возрождения сумасшедшие вели как правило бродячий образ жизни и не были обременены особыми запретами, хотя их изгоняли из городов, но на сельскую местность эти ограничения не распространялись. По представлениям той эпохи «подобное излечивалось себе подобным», и поскольку безумие, вода и море считались проявлением одной и той же стихии изменчивости и непостоянства, то в качестве средства лечения предлагалось «путешествие по воде». И «корабли дураков» бороздили воды Европы, будоража воображение Брейгеля, Босха и Дюрера, Бранта и Эразма проблемой «безумного сознания», путающего реальность с воображаемым. Это было связано также и с тем, что начиная с XVII в., когда стало складываться представление о государстве как защитнике и хранителе всеобщего благосостояния, безумие, как и бедность, трудовая незанятость и нетрудоспособность больных и престарелых превратились в социальную проблему, за решение которой государство несло ответственность.

Через сто лет картина изменилась самым решительным образом - место «корабля безумия» занял «дом умалишенных»: с 1659 г. начался период, как его назвал Фуко, «великого заключения» - сумасшедшие были социально сегрегированы и «территориально изолированы» из пространства обитания «нормальных людей», психически ненормальные стали регулярно исключаться из общества и общественной жизни. Фуко связывает это с тем, что во второй половине XVII в. начала проявляться «социальная чувствительность», общая для всей европейской культуры: «Восприимчивость к бедности и ощущение долга помочь ей, новые формы реакции на проблемы незанятости и праздности, новая этика труда» (там же, с. 46).

В результате по всей Европы возникли «дома призрения», или, как их еще называли, «исправительные дома», где без всякого разбора помещались нищие, бродяги, больные, безработные, преступники и сумасшедшие. Это «великое заключение», по Фуко, было широкомасштабным полицейским мероприятием, задачей которого было искоренить нищенство и праздность как источник социального беспорядка: «Безработный человек уже больше не прогонялся или наказывался; он брался на попечение за счет нации и ценой своей индивидуальной свободы. Между ним и обществом установилась система имплицитных обязательств: он имел право быть накормленным, но должен был принять условия физического и морального ограничения своей свободы тюремным заключением» (там же. с. 48). В соответствии с новыми представлениями, когда главным грехом считались не гордость и высокомерие, а лень и безделье, заключенные должны были работать, так как труд стал рассматриваться как основное средство нравственного исправления.

К концу XVIII в. «дома заключения» доказали свою неэффективность как в отношении сумасшедших, так и безработных; первых не знали, куда помещать - в тюрьму, больницу или оставлять под призором семьи; что касается вторых, то создание работных домов только увеличивало количество безработных. Таким образом, замечает Фуко, дома заключения, возникнув в качестве меры социальной предосторожности в период зарождения индустриализации, полностью исчезли в начале XIX столетия.

Очередная смена представлений о природе безумия привела к «рождению клиники», к кардинальной реформе лечебных заведений, когда больные и сумасшедшие были разделены и появились собственно психиатрические больницы - asiles d&alienes. Они так первоначально и назывались: «приют», «убежище» и их возникновение связано с именами Пинеля во Франции и Тьюка в Англии. Хотя традиционно им приписывалось «освобождение» психически больных и отмена практики «насильственного принуждения», Фуко стремится доказать, что фактически все обстояло совершенно иначе. Тот же Сэмуэл Тьюк, выступая за частичную отмену физического наказания и принуждения по отношению к умалишенным, вместо них пытался создать строгую систему самоограничения; тем самым он «заменил свободный террор безумия на мучительные страдания ответственности... Больничное заведение уже больше не наказывало безумного за его вину, это правда, но оно делало больше: оно организовало эту вину» (там же, с. 247). Труд в «Убежище» Тьюка рассматривался как моральный долг, как подчинение порядку. Место грубого физического подавления пациента заняли надзор и «авторитарный суд» администрации, больных стали воспитывать тщательно разработанной системой поощрения и наказания, как детей. В результате душевнобольные «оказывались в положении несовершеннолетних, и в течение длительного времени разум представал для них в виде Отца» (там же. с. 254).

Возникновение психических больниц (в книге «Рождение клиники», 1963) (Foucault:1978b), пенитенциарной системы (в работе «Надзор и наказание», 1975) (Foucault:1975) рассматриваются Фуко как проявление общего процесса модернизации общества, связанной со становлением субъективности как формы современного сознания человека западной цивилизации. При этом ученый неразрывно связывает возникновение современной субъективности и становление современного государства, видя в них единый механизм социального формирования и индивидуализации (т. е. понимает индивидуализацию сознания как его социализацию), как постепенный процесс, в ходе которого внешнее насилие было интериоризировано, сменилось состоянием «психического контроля» и самоконтроля общества.

В определенном смысле обостренное внимание Фуко к проблеме безумия не является исключительной чертой лишь только его мышления - это скорее общее место всего современного западного «философствования о человеке», хотя и получившее особое распространение в рамках постструктуралистских теоретических представлений. Практически для всех постструктуралистов было важно понятие «Другого» в человеке, или его собственной по отношению к себе «инаковости» - того не раскрытого в себе «другого», «присутствие» которого в человеке, в его бессознательном, и делает человека нетождественным самому себе. Тайный, бессознательный характер этого «другого» ставит его на грань или, чаще всего, за пределы «нормы» - психической, социальной, нравственной, и тем самым дает основания рассматривать его как «безумного», как «сумасшедшего».

В любом случае, при общей «теоретической подозрительности» по отношению к «норме», официально закрепленной в обществе либо государственными законами, либо неофициальными «правилами нравственности», санкционируемые безумием «отклонения» от «нормы» часто воспринимаются как «гарант» свободы человека от его «детерминизации» господствующими структурами властных отношений. Так, Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как и не может быть человека без элемента безумия внутри себя.

Еще дальше тему «неизбежности безумия» развили Делез и Гваттари с их дифирамбами в честь «шизофрении» и «шизофреника», «привилегированное» положение которого якобы обеспечивает ему доступ к «фрагментарным истинам». У Делеза и Гваттари «желающая машина» (желание) по сути дела символизирует свободного индивида - «шизо», который как «деконструированный субъект», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто просто от своего имени, не спрашивая на то разрешения: это желание, не испытывающее ни в чем нужды, поток, преодолевающий барьеры и коды, имя, не обозначающее больше какое-либо «это». Он просто перестал бояться сойти с ума» (Deleuze, Guattari: 1972, с. 131). Если спроецировать эти рассуждения на ту конкретно-историческую ситуацию, когда они писались - рубеж 60-х-70-х гг., - то их вряд ли можно понимать иначе, как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Говоря о романтике, люди часто говорят о безумии. «Безумная любовь», «безрассудные поступки», «сумасшествие» - это все звучит настолько мило, что люди понимают совершенно иное, нежели имеется в виду в психологической науке. Если психология относит безумие к серьезным психическим расстройствам, когда человек принудительно изолируется от общества, то в любви сумасшествие считается явным признаком данного чувства.

Безумие в любви – это полное отключение критического мышления, когда человек полностью подчиняется собственным чувствам. При этом он не думает о последствиях собственных поступков. К примеру, сорвать цветы с чужой клумбы – романтика для влюбленных и неприятное происшествие для хозяина клумбы, который тратил на выращивание много времени и сил. Однако следует понимать, что безумная любовь очень легко может перерасти в абсолютную ненависть. Человек не мыслит, не думает, не рассуждает, поэтому становится безумным. Когда он любит, это приятно, а в остальных ситуациях это становится опасным для жизни и здоровья людей явлением.

Что такое безумие?

Безумие – это устаревшее название сумасшествия. Что такое безумие? Это психическая патология, которая проявляется в утрате ума. Ранее безумцами считали всех, кто мыслил «по-другому», то есть выходил за рамки нормы, морали и принятых правил. Позднее безумие приписывали различным психическим болезням и расстройствам, например, самоубийству или судорогам.

На сегодняшний день безумие – это психическое состояние, когда человек теряет рассудок, сходит с ума.

Если разобраться, то станет понятным, что практически все люди периодически становятся безумными. Простыми словами это можно выразить состоянием, когда человек перестает думать, рассуждать, мыслить, то есть активно участвовать в мыслительном процессе. Выход за пределы собственного сознания называется безумием, которое проявляется в различных формах:

  1. Полезное безумие. К ней можно отнести магическое, мистическое, эротическое и поэтическое безумие. Пророки, поэты, писатели, маги и прочие представители творческой деятельности в той или иной степени становятся безумцами – людьми, которые поддаются игре собственного ума и влиянию эмоций. Сюда также относят видения, восторг и экстаз.
  2. Безрассудство. И. Кант разделил безумие на безумие, помешательство и невменяемость. Безумие выступало в роли безрассудства, а помешательство выражалось в отсутствии разумного – когда логика больного не соответствовала логике здорового.
  3. Меланхолия. В былые времена данная форма состояния являлась основной, которая позиционирует человека как творческую личность. Тонкие черты тела и мертвое лицо – признаки меланхоличной формы безумия.
  4. Истерия и мания. Противоположностью меланхолии является мания, когда человек становится активным и не контролирует собственных порывов. Истерия тоже проявляется в некоторой форме активности, когда человек капризничает, находится под действием эмоций и готов на все, чтобы достичь своего.

Под безумием ранее понимались многие болезни, которые отличали здорового человека от больного. Сюда могли включаться галлюцинации, потеря сознания после употребления психотропных веществ, страдания после смерти близкого, кома, летаргия, эпилепсия и прочие формы, которые не вписывались в нормы общества.

Симптомы безумия

Поскольку само понятие «безумия» является несколько расплывчатым, нет возможности определить четкие симптомы данного состояния. Однако отмечается одно качество, которое проявляется в человеке – это потеря ума. Это может происходить как с больными людьми, что проявляется в частых безрассудных поступках и словах, так и со здоровыми, что выражается в компульсивных или навязчивых действиях.

Пребывание человека на эмоциях без рассудительного и логического мышления может быть охарактеризовано как основной симптом безумия. Страх, гнев, злоба, аффект, которые человек не способен контролировать, также указывают на сумасшествие. Человеку становятся неважными последствия поступков, которые он совершает, даже не задумываясь об их целесообразности и правильности. Он нацелен на удовлетворение своих инстинктивных потребностей, где контроль абсолютно не требуется.

В состоянии безумия человек не понимает, где реальность, а где его внутренние переживания. Реальность становится искаженной, что сопровождается не галлюцинациями, а скорее иллюзиями.

При безумии могут проявляться такие симптомы, как:

В психологии безумие делят на три состояния:

  1. Меланхолию, которая выражается в таких симптомах:
  • Удрученность.
  • Апатия.
  • Вялость.
  • Отсутствие интереса к происходящему.
  • Душевные мучения и терзания.
  • Угнетенное состояние продолжительного характера.
  1. Манию и истерию. Данные состояния выражаются в таких симптомах:
  • Агрессия.
  • Ярость.
  • Возбужденное состояние.
  • Импульсивные необдуманные поступки.

Безумие имеет свойство постепенно нарастать, становиться более интенсивным и частым. При серьезном помешательстве прослеживаются психические нарушения, которые имеют постоянный характер.

Признаки безумия

Определить безумного человека не так сложно – он зачастую совершает поступки, которые отклоняются от общественных норм, а также придерживается идей, которые не поддаются логике. Если ранее человек не должен был отклоняться от норм общества, то на сегодняшний день безумцем становится тот, кто рассуждает нелогично и полностью находится под влиянием собственных эмоций. Первыми признаками безумия являются:

  1. Отсутствие самокритики.
  2. Потеря самоконтроля.
  3. Общение с самим собой, будто ведется разговор с другим человеком.
  4. Смена настроения без видимых причин.

Индивид в состоянии безумия совершает активные действия. Вот почему его делят на полезный и вредный. Если человек не причиняет вреда окружающим, тогда его безумие становится полезным. Сюда можно отнести любовные действия, о которых мечтают молодые девушки, или создание поэзии. Если человек причиняет вред другим людям, тогда он подвергается лечению психиатров, иногда полностью будучи изолированным от общества.

Примерами безумия могут стать творческие люди всех времен. Выход за пределы собственного сознания, которое полностью подчинено определенным нормам и правилам, позволяет увидеть мир по-другому. Безумием не считается, если человек видит то, что подчинено логическому рассуждению и может быть подвергнуто анализу и выведению теорий. Однако поначалу, когда человек только выдвигает «новые» идеи, которые не приняты в обществе, может показаться безумцем.

Сумасшедшими людьми с определенными психическими отклонениями считаются индивиды, которые теряют чувство реальности, иррациональны в собственных суждениях, совершают поступки, которые причиняют вред окружающим, а также не способны обеспечивать себя, самообслуживать. Их еще можно распознать по выражению лица и настроению, что не соответствует ситуации.

Причины безумия

Разнообразие форм безумия не позволяет выделить единых причин его возникновения. В зависимости от формы, рассматриваются те факторы, которые спровоцировали психическое расстройство.

Обычно легкая форма безумия, которая может быть единичной и даже встречаться у здоровых людей, проявляется тогда, когда у человека сформированы взгляды и стереотипы, которые не соответствуют реальности. Несоответствие внутреннего и внешнего мира приводит к конфликту, в котором находится человек. Поскольку он редко принимает реальность и не желает менять свои взгляды, это приводит к периодическому совершению неверных поступков.

В древности причины безумия делили на сверхъестественные и физические.

  • Сверхъестественной причиной безумия является наказание человека за грешные поступки. Считалось, что через безумие высшие силы наказывают людей. Однако не всегда к нему относились отрицательно, если безумцы давали людям новые знания.
  • К физическим причинам относят различные травмы головы.

К сверхъестественным причинам также относят вселение демонов. Когда человек начинал вести себя неестественным образом, его считали одержимым, что также считалось безумием.

Сайт психиатрической помощи psymedcare.ru выделяет причину безумия в постоянных расстройствах и стрессе. Если какие-то ситуации душевно и морально затрагивают, волнуя и вызывая неприятные чувства (гнев, ярость, горе), тогда они могут спровоцировать сумасшествие. Постоянное стрессовое состояние, при котором человек не видит выхода из ситуации, провоцирует душевный конфликт.

С конца 19 века было устранено слово «душевнобольной», поскольку было определено, что душа не способна болеть. Современные психиатры отмечают причину безумия в нарушениях работы нервной системы, где искажается проводимость нейромедиаторов.

Лечение безумия

Во все века лечение безумия было различным. В древние времена, когда сумасшествие считалось вселением бесов, его пытались излечить путем заклинаний, проведения месс, чтения Библии и прочих магических манипуляций. В каменном веке демонов пытались вывести путем трепанации черепа, когда считалось, что они находятся в голове.

В средние века безумие приписывали к физическим заболеваниям. Истерия считалась исключительно женским заболеванием, поэтому ее лечением занимались путем удаления частей половой системы. Так, проводились гистерэктомия (удаление матки), лоботомия (удаление доли мозга), обрезание (половых губ или клитора).

Поскольку безумия стала считаться физическим заболеванием, врачи стали искать источник его возникновения. Проводились различные операции по удалению разных частей тела. Естественно, это не давало улучшения, а врачи таким образом оправдывали собственную некомпетентность.

На сегодняшний день сумасшествие лечат медикаментозно и терапевтически. Используется шоковая терапия в состоянии наркоза, что не причиняет вреда. При этом больных изолируют от общества.

Поскольку не каждый безумец является психически больным, рекомендуется посещать психиатра или психолога для получения помощи. Нерешенные внутренние конфликты, несоответствие желаемого с действительным можно устранить вместе со специалистом. Это позволит человеку избавиться от неадекватного поведения и улучшить свое самочувствие.

Прогноз

На продолжительность жизни безумие не влияет. Прогноз может ухудшиться лишь по причине того, что человек не получает должного лечения. Безумие не поддается самостоятельному лечению, поскольку человек редко может увидеть за собой болезненное состояние. Помощь должна идти извне.

Итог неизлечимой болезни – полная изоляция от общества. Человека никто не сможет принять и понять. Он постепенно сам отгородится от людей. Нередко безумцы совершают преступления, что позволяет специальным учреждениям отправлять его на принудительное лечение в психиатрическую больницу.

Жить в безумии невесело. Мир кажется не таким, каким он есть на самом деле. Можно сказать, что все люди немного безумны. Однако если здоровый человек убирает факторы, которые искажают его взгляд на реальный мир, то больной продолжает верить в то, что его убеждения являются истинными, а мир безумен.

Поскольку каждый проходит через воспитание и впитывание общественных правил и норм, на многие вещи закрываются глаза. Все люди безумны просто потому, что их ум ограничен. Однако человек здоров, если он здраво рассуждает и сохраняет логичность мышления. В противном случае ему требуется психиатрическая помощь.

    Алекситимия Все люди переживают определенные эмоции. Они бывают разные – плохие и.
  • Истерика у ребенка 1, 2, 3, 4, 5 лет 104 Психология
  • Вербальное общение 148 Психология
  • Адаптация человека 307 Психология

Вся информация, размещенная на страницах сайта является собственностью ее авторов и владельцев проекта. Копирование информации без активной обратной ссылки на сайт Psymedcare.ru строго ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по 146 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации и Международным законом об авторских правах.

Внимание! Убедительная просьба не воспринимать справочную информацию сайта как указания к действию в лечении того или иного заболевания. Для постановки точного диагноза и лечения необходимо обращаться к специалистам.

Первые признаки безумия

Расстройство психики – безумно тяжелое состояние. Для больного это крушение всего мира. Для его родственников – мучения и терзания. Сделать их жизнь проще и счастливей – важнейшая задача психиатрии.

Что такое сумасшествие?

До ХХ века этим словом определяли множество различных психических расстройств. К ним относили и эпилепсию, и бред, и галлюцинации, и судороги, и депрессии, и склонность к самоубийству. Сумасшедшим объявлялся любой человек, поведение, которого выходило за рамки привычной нормы.

Сегодня во врачебной практике не пользуются словом «сумасшествие». Оно употребляется только в быту. В медицинской науке за каждым психическим нарушением закреплен свой диагноз.

Формы сумасшествия

Существует несколько классификаций состояний, определяемых в обычном разговоре как безумие. По характеру влияния на окружающих различают два его вида:

Полезное: восторг, экстаз, художественное вдохновение, дар предвидения;

Опасное: истерия, мания, ярость и прочие признаки помешательства, во время которых сумасшедший способен нанести окружающим физический или моральный урон.

По характеру протекания безумие проявляется в трех формах:

Меланхолии – длительном подавленном состоянии, сопровождающемся апатией, душевными терзаниями;

Мании – помешательстве, сопровождающемся повышенной возбудимостью, неоправданным восторгом, эйфорией, физической подвижностью;

Истерии – патологической реакции, характеризующейся крайним возбуждением и агрессией.

По степени тяжести сумасшествие делят на три вида:

Слабое, когда тревожные симптомы проявляют себя нечасто и в легкой форме;

Серьезное, мощные, частые и не поддающиеся самоконтролю рецидивы помрачения сознания;

Острое, характеризующееся сильными и хроническими психическими расстройствами.

Отчего сходят с ума?

Наши предки связывали безумие со сверхъестественными силами. Народ верил, что помрачение рассудка чаще всего является карой небесной за нарушение человеком божественных заповедей.

Другой причиной помешательства считалась одержимость бесами, которые полностью лишали больного самоконтроля. При этом в народе верили, что безумие избранных – божественный дар.

Что же касается реальных причин сумасшествия, то установлено, что его могут вызывать проблемы душевного или морального плана. Сваливающиеся на голову одна за одной беды, горе, гнев, неистовство – все эти состояния способны затемнить рассудок человека.

К психическому расстройству могут привести и физические факторы, например, сильные черепно-мозговые травмы. Одной из причиной безумия считают нарушение нейромедиаторного баланса.

Как распознать сумасшествие?

Симптомы душевных недугов могут быть очень разными. Главные отличительные признаки психического расстройства – искаженное восприятие реальности, неадекватное поведение больного, потеря им контроля над своими действиями.

В состоянии невменяемости человек может пугать окружающих своей агрессивностью или вспышкой гневом, а может сам испытывать безотчетный страх. Как правило, сознание больного выключено, он подчиняется только своим инстинктам. Порой потемнение рассудка сопровождается повторением бессмысленных действий.

Сумасшествие меланхолическое дает о себе знать отрешенностью, апатией, подавленностью. Человек полностью уходит в себя, внешний мир для него перестает существовать. Он не контактирует ни с кем, практически не реагирует на воздействие извне.

Потеря рассудка может сопровождаться утратой ощущения реального времени, больной может воспринимать вымышленные образы как объективно существующие. Умопомешательство может заставить человека бредить, видеть и слышать галлюцинации.

Гениально до безумия, или Сумасшествие в культуре

С давних времен юродство пугало людей. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на ужасные лики божеств безумия у разных народов. Олицетворением умственного помешательства на греческом Олимпе была жуткая парочка – Мания и Пан.

Растянутый в безумной улыбке рот, высунутый язык, отсутствие смысла в глазах. – так эллины изображали Манию. Она славилась искусством ослеплять какой-нибудь страстью: могла послать человеку неудержимую жажду наживы или безграничную самонадеянность.

Бог, получивший имя Пан, при рождении привел в ужас свою мать: ребенок появился на свет с рогами, козлиной бородой и копытами. Едва выйдя из материнского чрева, он начал куражиться и пританцовывать. Его назначили покровителем пастухов, однако он не столько помогал им, сколько пугал, нарушая полуденный сон странными звуками и криками

От имен этих богов и произошли два ключевых психиатрических термина, характеризующих сумасшествие. Один из них «мания» означает помешательство человека на чем-нибудь, сопровождающееся навязчивыми мыслями о предмете влечения. Другой термин – « панические атаки » – характеризует безотчетные неуправляемые приступы страха.

Не умея объяснить психический недуг, люди приписывали ему божественное происхождение. Безрассудство порой считали источником необычайного вдохновения. Например, в эпоху Возрождения была мода на меланхолию. Такая привилегизация безумия, по мнению психологов, является оборотной стороной страха перед ним.

Многие художники и поэты последующих эпох объявляли различные формы безумия лучшим средством полного самовыражения. Так, к примеру, Сальвадор Дали бравировал «параноидальностью» своего художественного стиля.

До сих пор некоторые люди искусства полагают, что не бывает гениальности без безумия. Недаром уже в наше время английское слова «crazy», означающее «безумный», дало жизнь понятию «креативность».

Душевные болезни, всегда приковывавшие внимание богемы, буквально вросли в контекст истории культуры. Подтверждением этому может служить недавно опубликованный «Словарь безумия» под редакцией Вадима Руднева.

Может ли выздороветь сумасшедший?

В давние века психические недуги пытались лечить магическими заклинаниями и колдовскими премудростями. Из душевнобольного старались изгнать бесов, для чего читали над ним священные тексты. Бывали случаи, когда припадочному просверливали в черепе отверстие, дабы из него выходили демоны. Призывали на помощь силы природы, окуная голову несчастного в ушат с ледяной водой.

В эпоху средневековья сумасшествие не лечили: его принимали за божественное наказание порочного человека. Окружающие относились к нему с нескрываемой опаской и предпочитали избегать его. Впоследствии людей с признаками помешательства начали изолировать от общества: их прогоняли из городов или запирали в отдельном помещении.

В начале ХХ века неразвитость психиатрии привела к изуверским способам лечения от безумия. Больным женщинам проводили удаление детородных органов. Применялись методики лоботомии и шоковой терапии.

Теоретической основой для гуманной психиатрии стали труды парижского филантропа и медика Ф.Пинеля. Он разработал и применял в своем заведении для умалишенных дифференцированные методы щадящей терапии.

Вошел в историю психиатрии и доктор Г.Коттон. Полагая, что люди теряют рассудок из-за локального инфицирования, он удалял им поочередно гланды, зубы, внутренние органы. Смертность в больнице Коттона была обычным явлением. Однако доктор фанатически верил в свой метод, в результате чего удалил зубы себе, двум своим сыновьям и жене. Сегодня его практика, к счастью, не находит последователей.

Современные медики комплексно лечат душевнобольных людей, сочетая психотерапию с медикаментозными средствами. Больных помещают в специальные клиники, где всячески облегчают их страдания. При биполярных расстройствах используют шокотерапию, но только под наркозом.

В последние годы в цивилизованном мире активно разворачивается общественное движение, требующее для каждого психически нездорового человека права не просто на уход из своей среды, но и обретение нового смысла бытия с помощью так называемого «путешествия через безумие».

А я сегодня задумалась, почему же общество сходу объявляет дурачками тех, кто своим поведением не вписывается в соцнормы? Не потому ли что мы изначально не свободны и вынуждены или обязаны жить согласно установленым, самим же социумом нормам и правилам, а значит, тот кто не может, не хочет или просто отказывается следовать этим порядкам -неадекватен?

Вряд ли все так однозначно, да и соцнормы все-таки не зря были приняты обществом, иначе анархической формы социума было бы неизбежать.

Не думаю, что алкоголь и наркотики являются первопричиной, они скорее катализаторы процесса безумия. Очень большой процент среди психически невменяемых - физически здоровые люди. Очень индивидуальный момент зависящий от множества факторов как внешних(проблемы, стрессы и т.д.) так и в большей степени от внутренних(психотип личности, стрессоустойчивость и др.)

Я считаю, что эти люди они настоящие, они вовсе не притворяются. Это мы научились притворятся дабы не показывать свою настоящую сущность. У них свой мир, без грязи, без денег, без всего плохого, что у нас есть. Это самые живые и настоящие люди! Нам всего лишь нужно им помочь, без всяких опытов. Я не психиатр, но моя профессия тесно связана с такими особенными людьми. Я бы очень хотела помочь им..

Добавить комментарий Отменить ответ

Случайные записи

Как познакомиться в Интернете

Человек и общество

Равнодушие и отзывчивость

Обида на любимого человека

Конфиденциальность

Как ласково называть девушку

Как ласково назвать своего парня.

Как помириться с подругой

От рождения каждому человеку присуща потребность в любви. Почему же некоторые люди глушат в себе это чувство или даже стремятся его растоптать? Откуда такое нигилистическое отношение к самым светлым и добрым душевным порывам? Можно ли обвинить в этом

В 1914 году завод Томаса Эдисона сгорел дотла, уничтожив уникальные производственные прототипы общей стоимостью в 24 миллиона долларов. Приехав на место случившегося, мужчина произнес гениальную фразу: «Слава Господу, все наши ошибки сожжены. Теперь Невроз навязчивых состояний: причины, следствия и лечение за

В конце августа 1973-го в столице Швеции беглый заключенный Ян-Эрик Ульссон совершил захват банка. В заложники к преступнику попали мужчина и три женщины. Затем, по требованию Ульссона, к нему присоединился его «коллега по камере» Кларк Улофссон. Шес

Плохих и хороших артистов можно увидеть не только на сцене. Вся наша жизнь – ролевая игра. Только участники ее производят разное впечатление. Об одном говорят: «Как он артистичен! Я ему верю!» Другой актерствует изо всех сил, но получает лишь презре

С наступлением цифровой эры человек постепенно теряет один из самых главных навыков – умение сосредоточенно работать и концентрировать внимание. Ум все крепче опутывается цепями лени и апатии именно в тот момент, когда от него требуется стопроцентная Концентрация внимания

Половина современных первоклассников испытывают трудности в приобретении базового навыка – чтения. У 8 % из них проблема с распознаванием слов, или дислексия, остается на всю жизнь. При обследовании у таких детей не обнаруживается психических или физ

Что важнее – талант или упорство? Могут ли трудолюбие и твердость характера противостоять гениальности? Достаточно ли дара божьего для жизненного успеха? Эти вопросы хоть раз в жизни задавал себе каждый человек. Многим из нас с детства внушали: «Ты н

Первые признаки безумия

Безумие – это устаревшее название сумасшествия, которое являет собой тяжелую потенциально неизлечимую психическую патологию. До конца девятнадцатого столетия безумием называли поведение либо мыслительное функционирование, преступающее границы принятой нормы в определенном социуме. Например, к разновидностям сумасшествия относили судороги, попытки самоубийства. Также эпилептические припадки, последствия мозговых травм и контузии считались признаками безумия. Итак, что означает слово безумие? Данный термин означает утрату ума. Безумец – это индивид, потерявший рассудок либо сошедший с ума. Поскольку исторически понятие «безумие» применялось к множеству различных недугов психики, сегодня оно употребляется крайне редко в современной медицинской и психотерапевтической практике, хотя разговорной речи также популярно.

Причины безумия

Безумие в жизни является тяжелым психическим недугом, который характеризуется искаженным восприятием реальности. Ученые утверждают, что легкое безумие обусловлено нарушением, происходящим в единстве человеческой души и тела. Считается, что главным фактором, провоцирующим начало безумия, является отсутствие возможности корректировки и принятия яви. То есть безумие простыми словами наступает, когда действительность перестает отвечать сформированным мозгом стереотипам. Вследствие того, что разновидности и формы безумия очень разнообразны, сегодня довольно трудно выделить общие причины, способные привести индивида к утрате разума.

Большинство средневековых психиатров, задаваясь вопросом, что такое безумие, относили к этому понятию такие проявления, как банальная лживость, отсутствие патриотизма, а также все, что делало индивидов отличными от основной массы людей. Они готовы были признать великих художников, находящихся в порыве творчества и вдохновения на грани безумия, душевнобольными.

В древности различали две категории причин помешательства: сверхъестественные и физические. Наши пращуры часто связывали сумасшествие с божественным наказанием за прегрешения. Другими словами, делая человека безумным, высшие силы, таким образом, старались наказать его. Однако нередко божественное сумасшествие давало знание, поэтому несло позитивное содержание.

Одержимость демонами также в те времена считалась распространенной причиной сверхъестественной природы, вызывающей описываемое состояние.

Зачастую проблемы морального и душевного характера могут вызвать симптомы безумия. Например, утрату разума может спровоцировать ежедневное повторение неприятностей, большое горе, гнев, сильная ярость. К физическим факторам, вызывающим сумасшествие относят травмы головы.

Медицина древней Греции, опираясь на изыскания Гиппократа, объясняла сумасшествие как излишек «черной желчи», пары которой оседали в головном мозге, разъедая его, что и вызывало помешательство. К росту активности, то есть холерическому сумасшествию, мании и эпилепсии приводил избыток «желтой желчи». Во времена господства ренессанса и гуманизма описываемая концепция обрела вторую жизнь.

Во второй половине девятнадцатого столетия прочно утвердилась теория позитивизма, которая гласила, что душа – это лишь марионетка мозга, поэтому все симптомы безумия имеют физическую природу и вполне излечимы. Вследствие влияния данной концепции из обихода ушло слово «душевнобольной», поскольку оно означало, что у человеческого субъекта есть душа, имеющая возможность «болеть». В обиходе окончательно утвердилось определение «безумец».

Сегодня все симптомы, ранее обобщенные термином безумие, обозначаются как расстройство психики. Ведь, что означает слово безумие? Оно означает без разума, то есть полная потеря разумности в поведении. Действия безумного становятся непредсказуемыми, как и при ряде патологий психики.

Современная психиатрия убеждена, что психические недуги наступают вследствие расстройства нейромедиаторного баланса, другими словами: структурно-функциональные элементы нервной системы – нейроны друг с другом не соединены, расстояние между ними называется синаптической щелью, в которой находятся нейромедиаторы, передающие импульсы между нейронами. Психические расстройства наступают именно из-за нарушения вышеописанного баланса.

Признаки безумия

Поскольку формы безумия довольно многообразны, выделить общие признаки довольно проблематично. Отдельными критериями могут служить поведенческие отклонения от общепринятых норм, например, патологическая гиперактивность и кататонический ступор.

Начало безумия сигнализируют следующие признаки:

Беседа с самим собой словно с другим человеком;

Резкие смена настроения, носящие беспричинный характер.

Диагноз безумие с точки зрения воздействия на социальное окружение выделяют опасное сумасшествие и полезное. К опасному помешательству относят истерию, ярость, манию и иные симптомы полоумия, в ходе которых страдающий индивид может нанести моральный вред или травмы окружающим.

К полезному безумию относят дар предвидения, творческое вдохновение, восторг и экстаз. Многие известные гении находились на грани безумия и создавали шедевры.

По характеру симптоматики безумие в жизни подразделяется на меланхолию, манию и истерию. Меланхолия проявляется в удрученности, полной апатии, вялости, отсутствии интереса к происходящему. Индивиды, страдающие данным отклонением, испытывают терзания и душевные мучения, пребывают продолжительное время в угнетенном состоянии. Мания и истерия – это полная противоположность меланхолии. Данные отклонения выражаются агрессией пациента, возбужденным состоянием и яростью. Индивиды, подверженные мании или истерии, могут импульсивно совершать необдуманные поступки, которые зачастую несут негативные последствия.

По степени тяжести сумасшествие классифицируется на слабое (легкое безумие), серьезное и острое. Слабое расстройство характеризуется проявлениями клинических симптомов либо они выражены в легкой форме. Серьезное помешательство – это расстройство сознания, с которым субъект справиться самостоятельно не в состоянии.

Симптомы серьезного безумия характеризуются нарастанием интенсивности и частоты возникновения. Острое помешательство проявляется сильными отклонениями в функционировании психики, которые носят постоянный характер.

Лечение безумия

В темные века помешательство зачастую пытались излечивать при помощи магии и чтения различных заклинаний. Ведь что такое безумие для средневековых людей? Это одержимость, вселение беса. В католицизме средствами излечения служили мессы, молитвы и паломничество, в евангелизме применялось дополнительно чтение над душевнобольным Библии.

В каменном веке по свидетельствам многочисленных раскопок, для лечения применялась такая процедура, как трепанация черепа. Средневековые психиатры полагали, что освободить демона в голове и дать ему дорогу на свободу можно при помощи отверстия в черепе. И хотя диагноз безумие вряд ли возможно излечить данным способом, он дает основание предположить, что уже в средневековую эпоху сумасшествие связывали с наличием патологий в головном мозге.

Невежество психиатров и неразвитость психиатрии как науки породили ее темные стороны в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия. Именно тогда стали применять не имеющие под собой никакой теоретической основы такие изуверские хирургические способы лечения, как гистерэктомия (удаление матки), женское обрезание (удаление женских гениталий: клитора, губ), лоботомия (иссечение или отделение одной доли мозга от других областей), а также метод шоковой терапии.

Медик и филантроп Ф. Пинель, возглавив заведение для умалишенных в Париже, ввел гуманитарные методы терапии и классифицировал их по форме недуга и тяжести течения. Все категории пациентов он разделил на зоны, в которых развитие отдельных форм болезни можно сравнивать и непосредственно изучать. Весь приобретенный опыт Пинель изложил в монографии, которая стала базисом для научной классификации безумия.

Доктор Г. Коттон был убежден, что главными причинами помешательства являются локализованные инфекции. Он считается основателем метода «хирургическая бактериология», который стал широко применять на душевнобольных, находящихся на лечении в больнице города Трентон.

Коттон совместно со своей командой провели множество операций на душевнобольных людях, нередко без их согласия. Вначале они удаляли больным миндалины и зубы, если излечение не было достигнуто, то они удаляли внутренние органы, которые, по их мнению, порождали проблемы. Коттон до фанатизма верил в собственные методы, вследствие чего удалил собственные зубы, а также провел аналогичную операцию на жене и двух сыновьях.

Коттон был убежден, что придуманный им метод давал высокую степень эффективности излечения пациентов. Хотя на самом деле данное утверждение далеко от истины. Он оправдал смерть сорока девяти пациентов от колэктомии (удаление кишки) тем, что у них якобы была «терминальная стадия психоза» до операции. После смерти Коттона его методы канули в безвестность.

Современная медицина лечит психические недуги комплексно, включая медикаментозную терапию и психотерапевтические техники.

Шоковая терапия применяется до сих пор, но в современной вариации (под наркозом). Она успешно зарекомендовала себя в лечении биполярных расстройств.

Кроме того, по сей день «душевнобольных» индивидов изолируют от общества. Но современные клиники, к счастью, ничего не имеют общего с домами, где содержались душевнобольные до конца девятнадцатого столетия.

5 комментариев к записи “Безумие”

Не знаю что делать у меня изменение восприятия люди машут руками а что говорят не могу понять и это непроходящее. Куда обратиться?

Здравствуйте! У меня сумасшествие. Это лечится? Просто у меня диагноз - параноидальная шизофрения. Я очень плохо себя чувствую. Принимаю Зипрексу. Мозг просто кипит! Короче, я сошел с ума или нет? Заранее спасибо за ответ.

Здравствуйте, Денис! Замедлить развитие параноидальной шизофрении под силу только своевременному лечению. Лечение параноидной шизофрении должно быть длительным. Выделяют несколько периодов в лечении - активная терапия, стабилизирующая и поддерживающая.

Уральский психолог Анна Кирьянова советует оглядеться вокруг, чтобы не заразиться безумием... Или не столкнуться на парковке с психом в камуфляже, который громит железякой машины депутатов

Анна Кирьянова родилась в Свердловске, в семье врачей. В детстве жила в Царском Селе и Кронштадте, затем в Свердловске закончила среднюю и художественную школы. В УрГУ получила два высших образования: философское и психологическое. Как философ-практик и философ-аналитик практикует с 1990 года, с 1993 года работала на радио и телевидении, журналист, член Союза писателей и Литфонда России.

Не исключено, что неадекватный мужчина, который сегодня разгромил на парковке иномарки свердловских депутатов, мог взять лом, для того чтобы убить и вас. Понаблюдайте за людьми из своего окружения: вдруг вас напугают лошадиным смехом, вы увидите «восковую мимику» и услышите «телеграфную» речь. Психолог Анна Кирьянова в экспертной колонке рассказывает читателям «URA.Ru» о симптомах «психической заразы», признаках душевной болезни, врагах мнимых и реальных.

По некоторым данным, каждый пятый россиянин нуждается в помощи психиатра. Или психотерапевта, по крайней мере. Количество психически больных людей неуклонно растет. А растет — потому что во времена перестройки и становления демократии были приняты удивительные законы. По которым человека не то что лечить принудительно нельзя, но даже обследовать без его согласия запрещается. Пока он не совершил преступление. Лучше всего — убийство. Тогда можно обследовать. И даже изолировать можно — по решению суда. И никак иначе.

Безумие бывает заразным. Об этом предупреждал еще Антон Чехов

И ненормальных, извините за бытовой термин, полно. И в реальной жизни, и в виртуальном пространстве, где они чувствуют себя особенно комфортно.

Полная анонимность, возможность делиться бредовыми идеями и выплескивать агрессию. Для начала — вербальную. А между тем известно, что сумасшедшие опасны не только своими деяниями и преступлениями. Есть такое понятие — «индукция». Проще говоря, бред заразен. А сумасшедший бывает весьма убедителен.

Лет двести назад врачи в сумасшедшем доме именно по этой причине делегировали свои полномочия дюжим слугам-санитарам. Врачи, видите ли, стали сходить с ума. Особенно те из них, кто проявлял гуманность и много времени посвящал беседам с пациентами. Рассказ Чехова «Палата номер шесть» как раз об этом. Тонкий, чувствительный, впечатлительный доктор психически заболел. И занял место среди своих бывших пациентов.

Так что не просто жестокостью была продиктована суровая мера — изоляция больных. Они опасны именно вследствие так называемой «психической заразы», описанной еще Гюставом Лебоном .

И разгуливающий на свободе ненормальный член общества становится источником «психической заразы», как туберкулезник или носитель бледной спирохеты.

Общество издревле ломало голову над вопросом, как поступать с сумасшедшими. Даже в жестокие и кровавые времена люди понимали, что речь идет именно о болезни. И наказывать вроде как не за что. С другой стороны — опасность, исходящую от психически больных людей, тоже все понимали.

Распознать сумасшедшего непросто, уверяю. Конечно, если человек ведет себя неадекватно — все сразу видно. Но таких больных единицы, и они не представляют опасности для общества — именно потому, что их легко распознать. Психически больные люди могут быть вполне нормальными с виду. И вполне внятно и понятно разговаривать. И даже втираться в доверие и убеждать в своей правоте.

Иногда опытные психиатры вынуждены месяцами проводить исследования и обследования, созывать консилиум, применять различные методы и средства для выявления заболевания — и то они могут ошибаться и заблуждаться.

Ведь хитрость сумасшедшего вошла в поговорку. И некоторые психические заболевания не приводят к потере или снижению интеллекта. Больной тщательно и хитроумно скрывает свое заболевание. Они прячутся, маскируются, скрывают свой бред. Их преступления часто направлены на абсолютно посторонних людей, которых психически больной человек посчитал «преследователями».

Психотические расстройства — это именно сумасшествие. Больной твердо уверен, что вы — его враг. И психиатры это прекрасно знают, и именно поэтому в советские годы запрещалось публиковать телефон доктора в справочнике. Такого больного можно распознать по разговорам о враждебности мира. О преследовании. О тайных врагах, которые ему докучают и следят. Возможно, проникают в квартиру без его ведома, переставляют мебель, читают переписку или даже мысли в голове.

Если человек высказывает подобные идеи, держитесь от него подальше. Иначе он может «включить в картину бреда» именно вас. И понять, что вы-то и есть — его главный враг и преследователь.

Иногда такие больные высказывают сверхценные или бредовые идеи. Космического масштаба. Говорят о заговорах, великих открытиях, чрезвычайно важных сведениях. Склонны к бесплодному мудрствованию, оторванным от реальности проектам. Это опасные больные. Чрезвычайно опасные. В Интернете их легко узнать по стремлению к политическим обсуждениям, высказыванию «важных идей» переустройства общества. И еще — резонерству. «С одной стороны... С другой стороны...», — и так до бесконечности. Утомительные бесплодные рассуждения. И, конечно, верный признак — агрессия. Когда без всякой причины человек проявляет ярость и гнев по ничтожному поводу или вовсе без повода. Выражает злобную ненависть в комментариях.

Общаться с такими персонажами не надо. Бред не поддается разубеждению, это главный постулат психиатрии. А малейшая критика вызывает нечеловеческую ярость. Сделать что-либо с этим мы не можем — в нашей стране нельзя принудительно лечить ненормальных. Но заблокировать необходимо — попытки «поговорить», «убедить» и так далее только разозлят ненормального человека.

Иногда при сомнении врачи применяют «метод провокации» — говорят что-то критическое. Мягкое замечание. Сумасшедший немедленно сбрасывает маску, и диагноз становится ясен.

И еще — психически больные люди особенно раздражаются при намеке на их диагноз. Который им уже когда-то ставили. Или они смутно предполагают его у себя — психически больные люди зачастую неглупы и читают много. Особенно — специализированной литературы. А психиатров ненавидят. Ну, и психологов заодно.

Настоящие сумасшедшие — это психотики. И количество преступлений, которые они свершают, остается примерно на одном уровне. А вот психопатов становится все больше и больше. Не буду вдаваться в тонкости, о психопатах много написано. Но их главные черты: полное отсутствие совести. Сострадания. Раскаяния. У них присутствует так называемое «вытеснение» — психика попросту «вытесняет» все неприятное и плохое. А самооценка остается высокой, несмотря ни на что. «Меня до этого довели!» — типичные слова психопата. Так называемый перенос ответственности на жертву.

Психопат относится к другим людям как к насекомым, которые создают ему помехи или неудобства. И нисколько не сомневается, что борется за правду и справедливость. Потому что мерило правды и справедливости — он сам. До поры, до времени — пока их что-то не разозлит. Например, одежда. Или поведение. Или — политические взгляды. Неважно. Раздражитель может быть ничтожным, а реакция — ужасной.

Определить психопата можно по реакции на критику, на пустячное замечание. Только иногда определять уже поздно — бывший приличный человек с воем набросился на вас. Или такое начнет писать, что вы чуть сознание не потеряете от ужаса. Общение в этом случае бессмысленно и опасно.

Обратите внимание на манеру выражаться: вычурность, манерность речи — признаки психического расстройства. Так называемый «телеграфный стиль» — оборванные короткие фразы, не имеющие логической связи между собой. «Скачка идей», — когда собеседник исключительно быстро переключается с одной темы на другую, не успевая логически закончить мысль. Или вялая, малоинтонированная речь, без эмоций. Склонность к схоластическим спорам, так называемое «переливание из пустого в порожнее», отсутствие логики: «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Не общайтесь.

Внешне тоже есть некоторые черты, по которым можно понять, что с человеком что-то не так. «Восковая мимика» — сглаженные, застывшие черты лица. Или, наоборот, склонность к гримасничанью. «Смех без причины» — идиотские шутки, несмешной юмор, хихиканье, посмеиванье, гогот и лошадиный смех... Странные одежды. Хотя сам человек считает себя знатоком моды и обладателем художественного вкуса. Особенно это заметно у женщин определенного возраста. Дикий головной убор. Неадекватная косметика, когда дама похожа на короля Монтесуму в расцвете империи инков. Сальность кожи и волос. Пренебрежение личной гигиеной.

Недаром у психиатров есть выражение «запах шизофрении» . Что относится не только к специфическому запаху. Но и к поступкам, на первый взгляд, вполне безобидным.

Психиатры так и говорят: «это пахнет шизофренией». Скажем, человек стеснялся зайти в кабинет начальника и въехал туда на велосипеде. Безобидная шутка. Но нелепость поведения — тоже признак психического расстройства.

Иногда безумие маскируется. А именно — алкоголем или наркотиками. Мы думаем, что перед нами — выпивоха. И поэтому он так странно себя ведет. А это — маскированная шизофрения. Так что девиантное поведение и наличие зависимостей тоже намекают, что с психикой у такого человека не все в порядке. И я искренне советую быть осторожнее и немедленно прерывать общение, если оно вызвало у вас чувство недоумения или тревоги. Больше мы, к сожалению, ничем не можем помочь больному психически человеку. Мы не можем даже отвести его к врачу, если он сам не хочет. Так что стоит подумать о себе и о своей безопасности. В реальной жизни и в Интернете...

Психическая болезнь - невероятно тягостное состояние. Мир заболевшего человека буквально переворачивается, человек переживает сильный шок. Его близкие тоже испытывают мучения и страдания. Главная цель психиатрии заключается в том, чтобы сделать их жизнь более упорядоченной и спокойной. Какие существуют типы расстройств? Поддаются ли они лечению?

Что такое сумасшествие?

Ранее, до ХХ столетия, этот термин применялся практически ко всем душевным заболеваниям. Сумасшедшими считались люди с эпилепсией, галлюцинациями, депрессией, спутанностью сознания, тягой к суициду. Любой человек, чем-то отличающийся от подавляющего большинства нормальных людей, объявлялся безумным.

В настоящее время в медицинской практике термин «сумасшествие» не используется. Так говорят только люди, далекие от медицины, не знающие, что каждое психическое отклонение сегодня называется по-своему. Тем не менее, данный термин все еще имеет право на существование.

Типы сумасшествия

Имеется несколько классификаций отклонений, которые в быту называют сумасшествием. Если говорить о том, как оно отражается на окружающих, то можно различить следующие типы:

  • позитивное : восхищение, небывалый эмоциональный подъем, творческое вдохновение;
  • угрожающее : истерика, гнев, мания и другие признаки сумасшествия, под действием которых человек может причинить людям психологический или физический вред.

В зависимости от особенностей течения различают следующие типы безумия:

  • меланхолия - продолжительное угнетенное состояние, характеризующееся безразличием или душевными муками;
  • мания - отклонение, характеризующееся выраженным психическим возбуждением, беспочвенным восторгом, восхищением, повышенной физической активностью;
  • истерия - ненормальная реакция, сопровождающаяся сильным возбуждением и гневом.

Также сумасшествие делят по выраженности симптомов:

  • слабое, при котором патологические признаки дают о себе знать относительно редко и не бросаются в глаза;
  • тяжелое, при котором часто случаются мощные приступы, и человек не может их контролировать;
  • острое, сопровождаемое выраженными и постоянными психическими отклонениями.

Причины безумия

В давние времена люди считали, что сумасшествие - это результат воздействия сверхъестественных сил. Наши предки думали, что безумие обычно настигает женщин и мужчин в виде божьего наказания за грехи.

Считалось также, что люди сходят с ума, когда в них вселяется дьявол, который напрочь лишает несчастных способности себя контролировать. Однако в некоторых случаях народ верил, что сумасшествие может быть небесным даром. Это касалось одаренных и талантливых людей.

Однако сегодня мы знаем, что причины безумия совершенно иные. Оно может быть спровоцировано психическими и моральными потрясениями. Несчастья и проблемы, постоянно сваливающиеся на человека, могут затуманить его сознание.

Душевное заболевание способны вызвать и физические причины, например, сильные повреждения черепа, в результате которых страдает мозг. Также сумасшествие может спровоцировать неправильный баланс нейромедиаторов.

Как понять, что у человека психическое расстройство?

Существует много признаков сумасшествия. Но основные симптомы душевного недуга - это, как правило, неправильное восприятие действительности, странные и необъяснимые поступки, утрата человеком самоконтроля .

В остром состоянии больной может поражать своих близких злостью или приступами ярости, а может и сам ощущать необъяснимый ужас. Во время психоза сознание человека не работает, он следует только инстинктивным порывам. Иногда помутнение разума сопровождается однотипными движениями и действиями, не имеющими никакого смысла.

Меланхолическое безумие характеризуется равнодушием, безразличием, душевной тяжестью . Человек без остатка погружается в свой внутренний мир, а на внешний не обращает никакого внимания. Он разрывает все контакты с окружающими, почти не отзывается на внешние воздействия. Если больна женщина, то в глаза бросается ее неопрятность и неухоженность.

Один из признаков помутнения сознания - потеря чувства времени . Также человек может считать, что вымышленные объекты существуют в действительности. Сумасшествие сопровождается бредом , слуховыми и зрительными галлюцинациями .

Безумие в культуре

С древности сумасшествие внушало людям ужас. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на пугающие изображения богов безумия, которым поклонялись различные народности. В Древней Греции воплощением замутненного сознания считались Пан и Мания, жившие на Олимпе.

Эллины рисовали Манию с неадекватной улыбкой на устах, высунутым языком и полным отсутствием осознанности во взгляде. Она была известна своей способностью одурманивать каким-нибудь неудержимым желанием: могла «одарить» человека безумной страстью к деньгам или необоснованной самоуверенностью.

Божество, названное Паном, при появлении на свет шокировало собственную мать: мальчик родился с рогами, копытами и бородой, как у козла. Когда он вышел из лона матери, то сразу же пустился в пляс. Он стал покровителем пастухов, но никакой поддержки от него они не получали, ведь все, что он делал - это приводил несчастных в ужас непонятными звуками и воплями, мешая им спать в полдень.

Имена этих мифических героев и послужили названиями для двух основных терминов психиатрии, характеризующих безумие. Мания - это сильная страсть человека к чему-либо , неотступные мысли об объекте влечения. Есть также отклонение под названием панические атаки, которое характеризуется беспричинными неконтролируемыми приступами ужаса.

Не зная ничего о душевных болезнях, люди считали, что они имеют потусторонее происхождение. Некоторые считали, что в сумасшествии можно черпать небывалое вдохновение . Эпоха Возрождения была примечательна тем, что в моду в то время вошла меланхолия. Психологи считают, что такая романтизация безумия - это обратная сторона ужаса, который люди испытывают перед ним.

Некоторые поэты и живописцы последующих веков считали сумасшествие наиболее оптимальным средством самовыражения. Например, Сальвадор Дали гордился «параноидальностью» стиля, в котором он творил.

И в настоящее время многие женщины и мужчины, занимающиеся творчеством, уверены, что гениальность возможна только наряду с безумием. Неудивительно, что недавно в словарях появилось новое слово - креативность, образованное от английского «crazy» (сумасшедший).

Психические отклонения на протяжении веков привлекали внимание интеллигенции, и сейчас интерес к ним не угасает.

Методы лечения в былые времена и сегодня

В незапамятные времена душевные болезни пытались исцелять с помощью магических ритуалов и колдовских заклинаний . Существовал обряд изгнания дьявола из человека, во время которого над больным читали специальные молитвы. Иногда несчастному проделывали в голове дырку, чтобы через нее из тела больного выходили бесы. Обращались также к силам природы, погружая голову человека в таз с холодной водой.

В Средние века безумие даже не пытались лечить : оно считалось божественной карой, ниспосланной на грешника. Люди сторонились безумца и относились к нему с подозрением. В дальнейшем людей с симптомами психических отклонений стали отлучать от социума: их увозили из городов либо закрывали в изолированном помещении.

На заре ХХ столетия психиатрия только начала развиваться, и способы лечения были поистине шокирующими и бесполезными. Безумным женщинам вырезали детородные органы. Также нередко врачи прибегали к шоковой терапии и вырезанию лобных долей мозга.

Теоретической базой для щадящей психиатрии стали работы французского филантропа и врача Ф. Пинеля, который создал и использовал в своей лечебнице для психически больных дифференцированные способы гуманного лечения. Женщинам уже не делали шокирующих операций.

На сегодняшний день психиатрия продвинулась вперед, и изуверские методы лечения больше не используются. Сейчас проводится комплексная терапия душевнобольных: психотерапия и прием специальных лекарственных средств. Некоторых больных приходится госпитализировать в психиатрическую больницу, где им оказывается своевременная помощь.

К сожалению, пока еще не найдено радикальных способов лечения душевных болезней, и больные не могут полностью выздороветь. Но облегчить состояние современная медицина позволяет. Главное - не стесняться вовремя обращаться за помощью, ведь, вопреки расхожим стереотипам, в этом нет ничего постыдного.



Вверх