Error: не определено #11234. Презентация на тему "возникновение цивилизации". Презентация "исламская цивилизация" Презентация на тему типы цивилизаций

Презентация на тему "возникновение цивилизации". Презентация "исламская цивилизация" Презентация на тему типы цивилизаций

Слайд 2

Задание на урок

Типы цивилизаций Этапы развития человеческого общества Признаки цивилизации Причины возникновения Виды цивилизаций Первичные цивилизации-карта

Слайд 3

«Брошенный камень»

Цивилизация-это…

Слайд 4

Слайд 5

Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский,государственный) - термин, впервые введенный в употребление Мирабо (1756)в работе «Друг людей». Первоначально употреблялся французскими просветителями для обозначения гражданского общества, которому присущи свобода, справедливость, правовой строй. Так, автор термина Мирабо писал «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». В дальнейшем содержание понятия "цивилизация" изменилось, в настоящее время данный термин, в частности обозначает этап развития общества, которому присущ определенный, достаточно высокий уровень духовно-культурных и технологических достижений общества, прогресс в искусствах и науках, интенсивное использованием письменности, появление комплекса политических и социальных институтов.

Слайд 6

Цивилизация - это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.

Слайд 7

Типы цивилизаций

Первичные- выросшие непосредственно из первобытности и частично сохранившие черты доисторического периода, Вторичные- цивилизации, впитавшие в себя культуру предшествовавших цивилизаций Современные

Слайд 8

Цивилизации традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт.Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт.Цивилизации срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления.Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм - для народов Запада.Цивилизации монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа.Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.Цивилизации аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями - всё, что роднило людей с землей.Цивилизации индустриальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, всё, что уменьшает зависимость человека от природы.Цивилизации континентальные, привязывающие народ к географическому пространству.Цивилизации морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства.Почти все цивилизации могут быть отнесены сразу к нескольким типам и существуют как бы в их пересечении.

Слайд 9

Типы цивилизаций

Слайд 10

Слайд 11

Общество земледельцев и скотоводов Использование металлов Имущественное расслоение Государство Письменность Религия Культура Культовые постройки Города Признаки

Слайд 12

Причины возникновения цивилизаций

  • Слайд 13

    Этапы развития человеческого общества

    Доисторический период- первобытная эпоха Исторический период- древний мир (история Греции и Рима- античность), средние века, новое время, новейшее время

    Почему производящий тип хозяйства и обработка металла являются основными предпосылками возникновения цивилизаций? Почему возникла цивилизация? Приведите три точки зрения. Какое открытие обозначило конец первобытной эпохи и начало исторического времени?

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира».

    Слайд 3

    Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Для них цивилизация - это прежде всего определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации не мнимой, а подлинной добродетели. Вместе с тем в обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. «Древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, чья цивилизацией не является, доклассовому и до государственному, до городскому и до гражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры», - отмечали известные российские культурологи С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как стадию развития общества, наступившую за дикостью и варварством.

    Слайд 4

    Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода - это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации. Цивилизации - это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным.

    Слайд 5

    Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. В процессе функционирования цивилизации происходит реализация единства духовной жизни крупной социальной общности в исторической преемственности на определенной территории и дифференциация культурной жизни в тех же рамках места и времени. Определенность цивилизации придает духовный фактор - своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их. Цивилизация не совпадает с формацией, поскольку реализует как собственную преемственность во времени и пространстве, так и связь с другими цивилизациями. В отличие от формационного деления общества, связанного с производственно-экономическими отношениями, отношениями собственности, цивилизационное деление связывается с особенностями культуры. Поэтому, чтобы уяснить особенность цивилизации, необходимо рассмотреть отношение понятий «культура» и «цивилизация».

    Слайд 6

    В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни». В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

    Слайд 7

    Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация - это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры - не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же - способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же - отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

    Исламская цивилизация Учитель географии МБОУ СОШ №4 Ногинского м..р Пигуль Елизавета Игоревна Исламская цивилизация Одной из самых молодых цивилизаций Востока наряду с японской является исламская. Она начала формироваться лишь в VII в. Колыбель исламской цивилизации Колыбелью ее стал Аравийский полуостров - пустыня с полосой плодородных земель вдоль побережья, на которых выращивали зерно, финики, виноград, пряности, разводили овец и верблюдов. Древние города Аравии вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. А в аравийских пустынях жили кочевники-бедуины, занимавшиеся скотоводством и обслуживанием торговых караванов. Племена бедуинов враждовали друг с другом. Новая религия Этот пестрый в культурном и социально-экономическом отношении облик Аравии совершенно изменило появление новой религии. Ислам не только сыграл объединяющую и цивилизующую роль в судьбах арабов, он наряду с другими факторами привел к возникновению гигантского исламского мира. До принятия ислама До принятия ислама у арабов преобладали языческие верования, но на них оказывали сильное влияние иноземные религии. На севере и юге Аравии рядом с арабским населением мирно уживались христианские и иудаистские (еврейские) общины. Идея единобожия Еще до появления ислама арабские проповедники выступали с идеей единобожия. Одним из них был пророк Мухаммед (Магомет, 570-632), заложивший религиозные основы исламской цивилизации. Коран В Коране, священной книге ислама, содержались откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду. В них ясно прослеживается влияние христианства и иудаизма, хотя сам пророк считал, что эти религии лишь предшествовали исламу, с его более полными откровениями. Коран Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Идеи ислама Идеи ислама пронизаны фатализмом - верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому объективно этика ислама (в отличие от конфуцианской, католической или тем более протестантской) принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира. Джихад Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям ислама было добавлено еще одно, сыгравшее огромную роль в дальнейшей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), т. е. насильственное распространение ислама, является религиозным долгом мусульманина. И хотя сам Мухаммед советовал обращать людей в ислам "добрыми, мудрыми наставлениями", его последователи настаивали на том, что мусульмане должны вести войну с "неверными", пока те не покорятся исламу. Погибшим в этой войне открывается путь в рай. Но и для оставшихся в живых идея джихада была весьма привлекательна: участники сражения (похода) получали четыре пятых добычи, а остаток в качестве "доли Аллаха" раздавался бедным. Эпоха победоносных военных походов В 630 г. Мухаммед во главе войска мусульман без боя захватил арабский религиозный центр Мекку. Через два года Мухаммед умер, но вскоре под знаменем ислама объединились все арабские племена. Началась эпоха победоносных военных походов молодой исламской цивилизации. Эпоха победоносных военных походов Менее чем за три десятилетия мусульманские армии захватили византийские земли - Сирию, Палестину, Египет, Ливию, а также Персию и Магриб (север и северо-запад Африки). Завоевания продолжались и позднее, хотя и не столь интенсивно. В 711-718 гг. арабы овладели Испанией и даже предпринимали попытки перейти через Пиренеи, но войска франков отбили их набеги. На востоке границы арабских завоеваний достигали Кавказа, Средней Азии и реки Инд. Исламизация населения Во главе арабского государства стояли халифы. (духовные и светские правители), авторитет и власть которых были огромны. Их умелая экономическая политика быстро привела к исламизации населения захваченных территорий. Дело в том, что мусульмане платили в казну только десятину, а приверженцы иных вер - высокий поземельный налог (от одной до двух третей урожая) и подушную подать. Исламизация осуществлялась и путем смешанных браков. Распад Но огромная империя, возникшая с головокружительной быстротой, не отличалась прочностью. Едва сформировавшаяся государственность была не в силах сплотить воедино обширные регионы, разнородные в экономическом и культурном отношении. В центре и на местах различные группировки вели борьбу за политическое первенство. Распад В IX в. Халифат (так наиболее часто называют арабскую империю) стал распадаться на султанаты и эмираты. В дальнейшем на месте Халифата появились и другие мощные государственные образования. В XVI в. было положено начало державе Сефевидов в Персии и государству Великих Моголов в Индии. Еще раньше, в XV в., начала складываться могущественная Османская империя, считавшая себя преемницей Халифата. Культурные достижения То, что такие слова, как мокко и дамаст, арабеска и арак, халиф и минарет,- арабского происхождения, знают все. Но что такие слова, как бушлат, шапка, блуза, алкоголь, карусель, шах, чек, алгебра и цифра, заимствованы из арабского языка или через арабов попали в Европу, известно немногим. Значительное количество слов арабского происхождения в европейских языках говорит о том, что арабское влияние на европейскую культуру отнюдь не ограничивается только влиянием на архитектуру. Культурные достижения Мусульманские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы внесли вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство и тд. Культурное наследие Культурные достижения Спасибо за внимание

    Что такое цивилизация? Древнегреческий историк Фукидид считал признаками «эллинства» (цивилизации) - государственность, которая обеспечивает общественный порядок; - высокий уровень культуры и благосостояния; Павлова Анеля - защищенность прав человека. Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышний Волочек Тверской области,

    Слайд 2

    XYIII век – истинное рождение понятия и теории цивилизации. Это понятие для просветителей означало: Смягчение нравов в обществе Просвещенность людей; Высокий уровень их духовного развития; Главный показатель – гражданское общество, в котором должны обеспечиваться права и свободы всем его членам, где не остается места для произвола правителей.

    Слайд 3

    Теория цивили зации Идея прогр есса Прогресс – совершенствование человечества в процессе его исторического развития.

    Слайд 4

    Цивилизация – это определенная ступень в развитии человечества варварство Накопление знаний; «Война всех против Технические всех» (Т.Гоббс XYIIв.) усовершенствова ния; Повышение уровня жизни цивилизация Накопление знаний не обязательно ведет к улучшению общества; Наиболее гармоничное состояние человека – это «естественная», нецивилизованная жизнь. (Ж.Ж.Руссо XYIII в.)

    Слайд 5

    Главные базовые характеристики цивилизации: Государственность и система права; Города как административные, религиозные, культурные и торговые центры; Письменность, формирование науки; Ремесло, отделившееся от сельского хозяйства; Усложнение социальной структуры общества.

    Слайд 6

    XYIII век – период зарождения двух основных теорий цивилизации. стади альна я История представля ет единый поток Народы сравнивались на основе их «цивилизова нности», своеобразие исследовател ей не интересовало. локал ьная История состоит из целого ряда отдельных потоков Основной интерес вызывает не однотипнос ть циклов развития, а своеобрази е культур. Цивилизация это живой организм. (позитивисты Англ. Филосо Г.Спенсер XIX в.

    Слайд 7

    Культурно-исторический тип – это сложная система, включающая все своеобразие Теория культурнообщественной жизни исторических типов. Все культурноН.Я.Данилевский исторические типы равноценны, поэтому любая цивилизация заслуживает право на Цивилизация – наиболее существование, так как творческий этап развития реализует культурно-исторического неповторимую модель типа. развития. Под влиянием позитивистов стали появляться новые теории локальных цивилизаций.

    Слайд 8

    Немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) Сторонник многолинейного восприятия истории изложил свою концепцию в книге «Закат Европы» Культуры не содействуют прогрессу человечества и не являются его ступенями; Отрицание возможности взаимовлияния и взаимодействия культур; Чтобы понять культуру надо изучать ее изнутри; Каждая великая культура создала свою « картину души».

    Слайд 9

    А.Тойнби (188901975) «Исследование истории» Не общество или государство, а локальная цивилизация – основная единица исторического исследования. Цивилизации познаются только в сравнении; Признание циклической схемы развития цивилизации; Попытка доказать, что стадии развития (рождение, расцвет и упадок) цивилизации связаны с историческими закономерностями.

    Слайд 10

    Закон «вызова-и-ответа» Слишком сильный вызов – развитие культуры приостанавливается. Природноклиматич еские условия Естествен ная среда вызов Разлив ы рек Слишком слабый вызов – развитие приостанавливается. Строите льство дамб ирригац Искусствен ия ная среда Последователями Тойнби были историки, объединившиеся вокруг журнала

    Слайд 11

    XX век – появление новых стадиальных теорий. Одна из них принадлежит немецкому философу К.Ясперсу. Первым доказал, что эпоха создания мировых религий «осевое время» играет важную роль в истории цивилизации; Это связано с появлением новой личности, новых представлений о мире.

    Слайд 12

    Американский историк О.Тоффлер В мировой истории он выделил несколько периодов, взяв за критерий материальное производство. Три волны Тоффлера Цивилизация «третьей волны»: ?????? ?????????? Цивилизация «второй волны»: индустриальная Цивилизация «первой волны»: аграрная

    Слайд 13

    Теория «стадий роста» У.Ростоу Общество «высокого массового потребления» Индустриально е общество («стадия зрелости») «Стадия сдвига» «переходно е общество» «традицион ное Общество»

    Слайд 14

    Типология цивилизаций 1. «первичные» (в По них нет ведущего Н.Я.Данилевскому начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская; 2. «одноосновные» (имеют одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – древнегреческая (культура), древнеримская (политика); 3. «двухосновные» – европейская (культура и политика); 4. «объединительная » – гармоничное По А.Тойнби 1. «первичные» – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие; 2. «вторичные» – возникающие в ответ на вызов; 3. «третичные» – возникают на основе единых религий и церквей из вторичных; (к сер.XXв. не более 7-8) По О.Шпенглеру 1. Четкое разграничение понятий «цивилизация» и «культура»; 2. Цивилизация понималась как стадия упадка, окостенения, умирания культуры; 3. Говоря о культурах он выделял, подчеркивая их самостоятельно сть всего 8: Египетскую, вавилонскую, аробовизантийскую, греко-римскую,

    Слайд 15

    Наиболее общепринятой можно считать следующую Индустри периодизацию: Доиндус альная Постин триальн (машинна дустриа льная ая я, (аграрная, техноген традицио ная) нная) конец XYIII – IY-III тыс. нач. XIX до н.э. до в. до промыш. переворот последне й трети а XX в. (инфор мацион ная); перехо д к ней соверш ается сейчас.

    Слайд 16

    Параметры, отличающие индустриальную цивилизацию от аграрной Утрачивается зависимость от естественной среды; Наука тесно связана с производством; Городское население преобладает над сельским; Промышленное производство оттесняет на второй план сельское хозяйство; Демократизация политической системы; Утверждается система социальной защиты и граждан и защиты прав личности; Личность освобождается от связи со своей социальной средой; Идет процесс глобализации; Духовная жизнь характеризуется усилением рационализма.

    Cлайд 1

    Учитель истории и обществознания ГОУ ЦО №1816 г. Москвы Онищенко Е.М. Идентификатор 239-439-281.

    Cлайд 2

    цивилизация Определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер) Синоним культуры (А. Тойнби) Ступень исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тофлер) Уровень развития региона (этноса)

    Cлайд 3

    В определенный момент развития культуры, когда цель достигнута и идея завершена, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. «Закат Европы» (1918 г.) «Культуры – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография»

    Cлайд 4

    «Локальными цивилизациями» Тойнби называл общества, имеющие во времени и пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделял 23 цивилизации: западную, византийскую, русскую, иранскую, античную, египетскую и т.д. Рост цивилизации ни вызывается географическим распространением общества, ни техническим прогрессом. Рост цивилизации – это прогресс ее внутреннего самовыражения. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические – в античной, религиозные – в индийской, научно-механические – в западной. Цивилизация – это многообразные способы реакции людей на Божественное проявление

    Cлайд 5

    Локальные цивилизации подобны молекулам. Они пересекаются, поглощаются, гибнут, прогрессируют, ассимилируются, двигаясь в едином «цивилизованном канале». Многие философы видят жизнь цивилизации как жизнь живого организма: зарождение, становление, зрелость, дряхление, кризис, смерть. Приведите примеры гибели отдельных цивилизаций. Оставляют ли следы в истории исчезнувшие цивилизации?

    Cлайд 6

    Cлайд 7

    Стадиальный Локальный Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии Цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивую территорию, и специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Началась 8-9 тыс. лет назад Не биологическое изменение, а ответ социальной группы. Сущность неолитической революции: Произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему Возник социальный генотип современного человека, человек научился самостоятельно добывать основные средства существования.

    Cлайд 10

    Cлайд 11

    Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. . Вторая половина XVIII века - XIX век.

    Cлайд 12

    НТР - коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

    Cлайд 13

    Неолитическая революция (8-9 тыс. лет назад)– промышленная революция (18 – сер.19 века) Экономика: полная зависимость от природно-климатического фактора, основа хозяйства – земледелие и скотоводство, традиционный тип экономики, распределение зависит от социального положения, основной фактор производства - земля Социальные отношения: привязанность к коллективу, замкнутость социальных структур, Крестьянская община Политика: определялась не законом, а традицией; власть – большая ценность, чем закон (деспотическая власть) Духовная жизнь: традиционное сознание, необходимость передачи знаний, осознание своего «Я». Традиционный человек понял, что не всесилен, он не равен природе (недостижимость идеала), отсюда – понятие грешности, появление религий спасения. Письменность – новое качество культуры.

    Cлайд 14

    Юм, Кант, Вебер – описывали индустриальное общество Экономика: независимость от природно-климатического фактора, основа производства – промышленность (мануфактура, фабрика), господство частной собственности, рыночные отношения, индивидуальный труд, основной фактор производства – капитал, применение механизмов, технологий. Социальные отношения: большая подвижность, открытость. Положение личности зависит от собственных заслуг Политика: Рождение национальных государств, колониальных империй. Правовое государство и гражданское общество. Духовное развитие: модернизация сознания, «персоноцентризм», Личность, Закон, Свобода, Равенство, Справедливость. Признание идеи прогресса. Стандартизация языка. Языки межнационального общения. Промышленный переворот (сер. 19 в.) – НТР (последняя треть 20 в.) Время, когда одновременно, независимо друг от друга, в разных частях света возникли мысли, идеи, которые показали, что люди осознали весь «ужас мира» и собственную беспомощность. Люди искали пути спасения. «В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы… В Индии – Будда…в Иране Заратуштра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия…В Греции – это времена Гомера, Платона, Гераклита, Архимеда». Были заложены основы мировых религий, «разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день». Карл Ясперс. (1833-1969)
  • Вверх