Prezentacii com духовная жизнь общества. Духовная жизнь общества и культура. I. Повторение пройденного материала

  • Предмет: обществознание.
  • Авторская группа из МБОУ СОШ № 26 г. Пензы: Ученица 10 А класса Сигуева Ксения.
  • Учитель истории Умывалкина Галина Валерьевна, Учитель информатики Флеонов Вадим Валерьевич
Структура культуры
  • Культура - это сложная многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Поэтому очень сложно выделить структуру культуры. Для этого нужно подразделить культуру по носителю. Отсюда правомерно выделять мировую и национальную культуру.
Мировая и национальная культура
  • Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
  • Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
  • Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Что касается соотношения общечеловеческого, национального и классового в культуре - это очень актуальная и сложная проблема. Здесь нужен конкретно-исторический подход, лишенный идеологических, политических пристрастий.
Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда-материальная и духовная культура.
  • Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления-многообразие человеческой деятельности. Отсюда-материальная и духовная культура.
Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной.
  • Ряд других культурологов (Л.Н. Коган) утверждает, что есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной.
  • Эти виды представляют «вертикальное» сечение культуры, как бы пронизывая всю ее систему. экономическая; политическая;
  • экологическая;
  • Культура
  • эстетическая культуры
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
  • По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Это очевидно, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
  • И последнее деление - по признаку актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде. Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет и умирает.
  • Таким образом, структура культуры предстает сложным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему - культуру.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).
  • Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру (А.Г. Спиркин).
Функции культуры
  • Функции культуры весьма разнообразны:
  • 1. По мнению Цицерона, «cultura animi»-возделывание, взращивание духа. Человекотворческая, или гуманистическая функция, культуры-важнейшая задача для нашего возрождаемого Отечества.
  • 2. Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
  • 3. Функция познавательная (гносеологическая), концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
  • 4. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
  • 5. Семиотическая, или знаковая функция служит для изучения соответствующих знаков и систем, без которых овладеть достижениями культуры не удается. Так, язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Существуют специфические языки для познания музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают знаковыми системами.
  • 6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентации человека судят о степени его культурности.
По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.
  • По основным культурно-историческим типам мировую культуру можно разделить на западную и восточную. Их главные различия заключаются в том, что в отличие от христианской Европы, обожествляющей абсолютную личность творца, а тем самым и человека как образ и подобие его, восточная религия основывается на идее ложности индивидуальных форм духовной жизни.
В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших.
  • В свою очередь, как западная, так и восточная культуры прошли несколько стадий своего развития, сменявших друг друга или параллельно существовавших.
  • Культурно-исторические типы не вечны. Они образуются и распадаются. Многие типы уже не существуют. На развалинах некоторых из них возникли новые.
По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретико-научную, эстетическо-научную, эстетическо-художественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественно-экономическая.
  • По мнению известного русского социолога, историка и мыслителя Н.Я. Данилевского, можно только тогда говорить о культурно-историческом типе, если данной историко-культурной общности свойственны четыре вида культурной деятельности: религиозная; собственно культурная, включающая теоретико-научную, эстетическо-научную, эстетическо-художественную и технико-промышленную деятельность; политическая, которая предполагает образование независимого государства; общественно-экономическая.
  • Н.Я. Данилевский
  • Однако из этого не следует, что в каждом культурно-историческом типе равноценно развиты все виды культурной деятельности. История показывает, что каждый культурно-исторический тип достигал высот только в одном или двух видах культурной деятельности. Например, греческий - в собственно культурной, римский - в политической, еврейский - в религиозной.
Используемые источники для презентации:
  • Используемые источники для презентации:
  • Сайт «Блог культурного человека» (http://www.caringheartsofpeedee.com/?p=3494)
  • Источники изображений: http://www.fotomebel.com/?p=catalog&razdel=75
  • http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8.htm
  • http://www.visit-greece.ru/culture/
  • http://www.culturemap.ru/?region=164
  • http://stories-about-unknows.blogspot.ru/2012/07/blog-post_14.html
  • http://wikitravel.org/ru/%D0%A0%D0%B8%D0%BC
  • http://www.nenovosty.ru/klerki-menegery.html
  • https://sites.google.com/site/konstantinovaanastasia01/politiceskaa-kultura-obsestva
  • http://www.samara.edu.ru/?ELEMENT_ID=5809
  • http://yonost.ucoz.ru/index/0-2 http://art-objekt.ru
  • http://www.chemsoc.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/
  • http://maxmir.net http://t2.gstatic.com
  • http://i.allday.ru http://tours-tv.com
  • http://2italy.msk.ru http://2italy.msk.ru
  • http://www.nongnoochgarden.com http://m-kultura.ru
  • http://www.labtour.ru http://www.museum.ru http://www.historylib.org
  • http://cs406222.userapi.com http://miuki.info
  • http://utm.in.ua http://budeco.biz
  • http://karpatyua.net http://ec-dejavu.net
  • http://t0.gstatic.com http://sveta-artemenkova.narod.ru
  • http://italy.web-3.ru http://moikompas.ru
  • http://www.pravenc.ru

Образование Наука Мораль Религия Искусство, учреждения науки, культуры и религии

Духовная сфера

Политическая сфера

Духовная сфера

ОБЩЕСТВО

Экономическая сфера

Социальная сфера


Духовная сфера

Образование

Религия

Искусство


Культура» (от лат. Cultura- возделывание почвы) Цицерон в I в до н.э.


Что означает термин «Культура» в широком смысле слова?

все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»


«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком


Что означает термин «Культура» в узком смысле слова?

Уровень воспитанности человека


КУЛЬТУРА

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству

Материальная культура

продуктом являются материальные блага






Науки о культуре

  • К у л ь т у р о л о г и я
  • История
  • Социология
  • Этнография
  • Лингвистика
  • Археология
  • Эстетика
  • Этика
  • Искусствоведение

Развитие культуры

Опыт,традиции

Новаторство

(Стабильный элемент)

(динамика)


Функции культуры

  • Самостоятельно сформулировать и объяснять стр. 81-82

(уметь пояснять каждую функцию)


Функции культуры

  • 1.Приспособления к окружающей среде
  • 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей
  • 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека
  • 4.Социализации
  • 5.Коммуникативная функция

Многообразие культур Диалог культур

  • Академик Д. С. Лихачев:

«Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».


Многообразие культур Диалог культур

Взаимообмен и взаимодействие культур

  • Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?






Формы культуры

Форма

Особенности

Народная

Примеры

Массовая

Элитарная

Заполните таблицу, используя текст на стр. 84-87








Разновидности культуры

  • По мнению большинства исследователей разновидностей три :
  • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества


Субкультура – присуща конкретным социальным группам



Контркультура(от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре













Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным ». Предположите, к какой форме культуры относятся вы­ставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания .




Учреждения культуры - религиозные организации - соответствующую деятельность людей. Цель: Ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры. Культурный человек терпим и толерантен. Духовно-теоретическая (производство духовных благ и ценностей). Изначально (лат.) – «возделывание, обработка почвы. Зачем нужна культура? Мировая и национальная Материальная и духовная. - Науку - нравственность - религию - философию - искусство - научные учреждения.

«Научно-техническая революция» - Пререстройка энергетического хозяйства. Революционный путь. Технополисы. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований. Характерные черты НТР. Интеллектуализация. Финансирование НИОКР по регионам мира. Космизация. Черты НТР. Примеры эволюционных и революционных изменений. Эволюционный путь. Какие функции выполняют техника и технология. Технопарки м технополисы. Совершенствование уже известной техники.

«Духовность» - Важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение. Важнейшими являются нормы морали. Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Кто же устанавливает моральные нормы? Также есть совесть, патриотизм, гражданственность. Существует главное общечеловеческое требование, которое называется «золотое правило» нравственности. Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

«Мировоззрение» - Венгерский кроссворд. Понятие категорического императива. Обыденное мировоззрение. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Сильная сторона. Призыв к миру. Роль мировоззрения в деятельности человека. Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. О богатстве. Мировоззрение. Поворот к человеку. О помощи нуждающимся. Типы мировоззрения. Одна из классификаций типов мировоззрений.

«Социальное познание» - В узком смысле – познаваемый предмет. Особенности социального познания. В узком смысле – познающий человек, наделенный волей и сознанием. Виды социальных фактов. Субъект. Объект. Ограничена возможность применения эксперимента. Познание -. В широком смысле – общество. Установление социальных закономерностей крайне затруднено. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Обществознание 10 класс.

«Философия и наука» - Культурология появилась в XIX веке. Что изучает культурология? Наука и философия. Учение о благе и ценностях. Археология. Философия. Родоначальница наук - философия. Социология. Философия как общественная наука. Учение о бытии. Культурология. Классификация социально-гуманитарных наук. Гражданская история. Рассел. Какие методы использует социология? История. Физическая химия. Науки об обществе. Что такое история?


  • 1.Основные понятия – «культура», «духовная жизнь».
  • 2.Виды культуры человека.
  • 3.Типы культуры.
  • 4.Примеры взаимовлияния культур.

  • Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок.
  • Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:



  • На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как – КУЛЬТУРА –
  • исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.


  • Информационная
  • Физическая
  • Массовая
  • Народная
  • Элитарная

Формы культуры человека.


Субкультура и контркультура.

Субкультура

Контркультура

  • часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура формируется у каждой группы общества и отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
  • это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

2.Виды культуры.

МАТЕРИАЛЬНАЯ-

ДУХОВНАЯ-

  • Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
  • Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Структура духовной жизни общества:

- Духовные потребности Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности - Духовная деятельность (духовное производство) Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом - Духовные блага (ценности): Идеи, теории, образы и духовные ценности.


  • Духовные общественные связи индивидов.
  • Сам человек как существо духовное.
  • Воспроизводство общественного сознания в его целостности.
  • Особенности - Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

  • По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества.


  • Образец задания
  • A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
  • А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
  • Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны
  • Ответ: …..

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и духовная жизнь общества 10 класс Учитель Бойкова В.Ю.

Предварительные вопросы Для чего обществу нужна культура? Какую пользу она приносит? Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Вспомните Известное вам о пределение культуры? Виды культуры

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Духовная жизнь Н Общества Личности -Нравственность -Религия -Философия -Искусство -Учреждения науки, культуры -Религиозные органы -Наука, т.е. Духовная деятельность людей Духовный мир: -знания -вера -эмоции,переживания -потребности -способности -стремления -мировоззрение…

Духовная деятельность людей Духовно-теоретическая Духовно-практическая Производство духовных благ и ценностей: мысли, идеи, теории, идеалы, худ. образцы Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных благ и ценностей Конечный итог-изменение сознания людей

Понятие культуры Цицерон -1 в.до н.э С 17 века -то, что изобретено человеком человек природа Творческая деятельность Культура Возделывание

Понятие культуры культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

Понятие культуры С более узкой точки зрения: культура-это особая сфера жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. Это понимание культуры близко к определению духовной сферы жизни общества

Науки о культуре к у л ь т у р о л о г и я, история и социология, этнография, лингвистика, археология,эстетика, этика и искусствоведение

Развитие культуры Культура - явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый Опыт,традиции (Стабильный элемент) Новаторство (динамика)

Функции культуры Самостоятельно выписать со стр. 81-82

Функции культуры 1.Приспособления к окружающей среде 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека 4.Социализации 5.Коммуникативная функция

Многообразие культур Диалог культур Академик Д. С. Лихачев: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Многообразие культур Диалог культур Взаимообмен и взаимодействие культур Преодолеление границ Сохранение самобытности Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?

Виды культуры Вид культуры Особенности Кем создается На кого ориентирована народная массовая элитарная Заполните таблицу

Разновидности культуры Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (детская, молодёжная, женская, этнические, криминальная и т.д.) Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Домашнее задание Параграф 8, задания и документ (устно) эссе




Вверх