Поступки швабрина в капитанской. Cочинение на тему «Гринев и Швабрин в повести Капитанская дочка. Литературно-критические замечания о «Капитанской дочке»

Алексей Иванович Швабрин - молодой аристократ, офицер, который попал в Белогорскую крепость за то, что на дуэли убил своего соперника. В повести «Капитанская дочка» он показан как низкий, циничный и высокомерный человек. Ко всем жителям крепости он относился с презрением, считая себя лучше всех. Ему очень нравилась дочка капитана Миронова, но он называл Машу дурочкой и распускал о ней сплетни. Как потом оказалось, просто она не согласилась выйти за него замуж и он таким образом мстил ей. В конце повести Швабрин держит её под замком, сажает на хлеб и воду, хочет таким образом добиться взаимности с её стороны. Его подлость не знает границ, для него ничего не стоит оболгать и унизить человека.

На дуэли с Гринёвым он воспользовался моментом, когда Петра отвлёк Савельич , и ранил его, а потом ещё и рассказал в анонимном письме отцу Гринёва о дуэли. Совершать низкие поступки для Швабрина обычное дело, ведь у него нет ни стыда, ни совести.

Когда Пугачёв захватывает Белогорскую крепость, Швабрин не задумываясь переходит на сторону бандитов. Он становится предателем, позабыв о том, что давал присягу верно служить императрице.

Представ перед правительственным судом, Швабрин не успокоился и рассказал, что Гринёв тоже служил у Пугачёва. Он не смог отойти от своих принципов: врать и совершать подлость до конца.

Публикацию (в сокращении), специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. -NN2-4, 8-12; 1898.- N8) подготовил профессор А. Д. Каплин.

Швабрин.- У него нет ничего общего с мелодраматическими злодеями. - Его прош­лое.- Основные черты его ума и характера, его взгляды и его отношения к Гриневу, к Марье Ивановне, к Пугачеву и к другим действующим лицам «Капитанской дочки».

Швабрин считается обыкновенно неудавшимся Пушкину лицом. Князь Одоевский отказывался понимать его; Белинский называл его мелодраматическим героем. А между тем Шваб­рин, и как тип, и как характер, обрисован в «Капи­танской дочке» с таким же изумительным мастерством, как Гриневы, Мироновы, Пугачев и т. д. Это в полном смысле слова живой человек, и все недоразумения по поводу его объясняются исключительно тем, что Пушкин, следуя усвоенному им в «Капитанской дочке» лаконизму изложения, не подсказывает читателю, какими побуждениями руководствуется Швабрин в некоторых случаях своей жизни. Обязанность критики заключается в том, чтобы выяснить эти побуждения и тем самым положить конец неправильному, но, к сожалению, весьма распространенному у нас взгляду на Швабрина.

Между мелодраматическими героями и Швабриным нет ни­чего общего. Если причислить к ним Швабрина, то его нужно будет отнести к категории так называемых злодеев. Та­кого мнения, очевидно, был и Белинский. Но разве Швабрин похож на традиционных злодеев западноевропейской сцены, которые дышат преступлениями и наяву и во сне грезят о том, чтобы кого-нибудь отравить, задушить, погубить и т. д. Швабрин не та или другая ходячая страсть, не тот или дру­гой ходячий порок, а сложный характер и существо в полном смысле слова живое, носящее к тому же черты той эпохи, которая воспроизведена в «Капитанской дочке».

Швабрин молод, «хорошей фамилии и имеет состояние». Он говорит по- французски, знаком с французскою лите­ратурой и, по-видимому, получил, по своему времени, недурное образование. Он называет Тредиаковского своим учителем и, обладая литературными вкусом и некоторою литературною подготовкой, подсмеивается над его любовными куплетами. Он служил в гвардии, в Белогорскую же крепость попал за пять лет до появления в ней Гринева. Его перевели сюда за убийство какого-то офицера на дуэли. Швабрин ничего не говорит о своих религиозных, философских и политических воззрениях, но о них можно судить по его поступкам и некоторым намекам, разбросанным в романе. Швабрин принадлежал очевидно, к нашим вольнодумцам прошлого столетия, ко­торые, под влиянием Вольтера, французских энциклопедистов и общего духа времени, усвоили себе отрицательное отношение к Церкви и ко всему русскому, смотрели на требование долга и нравственности, как на предрассудки, и, вообще, придержива­лись грубо материалистических воззрений. «Он и в Господа Бога не верует», - с ужасом говорит про Швабрина Василиса Егоровна (в четвертой главе), и уже это одно не могло не оттолкнуть от него Марьи Ивановны, которой он делал предложение за год до приезда Гринева в Белогорскую крепость.

«Швабрин был очень неглуп, - говорит Гринев - разговор его был остер и занимателен». Имея общительный характер и привыкнув в Петербурге вращаться в большом свете, он крайне тяготился пребыванием в той глуши, куда его закинула судьба, свысока посматривал на людей, ко­торыми был окружен, и неподдельно обрадовался приезду Гринева, ибо думал найти в нем сколько-нибудь подходящего собеседника и товарища. Он с первого же раза обворожил неопытного юношу своею живостью, своим уменьем говорить и представлять других в карикатурном виде. Гринев лишь впоследствии понял, что под веселостью Швабрина скрывалось недоброе чувство. Швабрин не щадил даже таких безобидных людей, как старики Мироновы и Иван Игнатьич. Из этого, однако, не следует, что он был истинно наблюдателен и хорошо знал человеческое сердце.

Он был насмешлив, и только. Ум Швабрина был неглубокий, поверхно­стный ум, лишенный той тонкости и глубины, без которых не может быть ни дальновидности, ни верной оценки своих и чужих действий и намерений. Правда, Швабрин был хитер, пронырлив и интересен, как собеседник, но если бы с ним встретился Печорин, он смело мог бы ска­зать об его уме то, что говорит в «Княжне Мери» об уме Грушницкого: Швабрин, как и Грушницкий, был «довольно остер»; его выдумки и остроты бывали часто забавны, но никогда не бывали метки и злы, даже в тех случаях, когда их порождала самая неподдельная злость; он никого не мог убить одним словом, ибо не знал людей и их слабых струн, занимаясь целую жизнь одним собой. Швабрин мог сочинить, будто Иван Игнатьич находится в связи с Василисой Егоровной и будто Марья Ивановна торгует своими ласками; но он, несмотря на все свое коварство, не умел пользоваться людьми, как орудиями своих целей, не умел подчинять их своему влиянию, несмотря на то, что стра­стно желал этого; он не умел даже искусно носить надетую на себя личину и быть в глазах других тем, чем хотел казаться.

Вот почему он и попадал постоянно в рас­кидываемые им для других сети и никого не ввел в заблуждение относительно своей особы, кроме неопытного и доверчивого Петра Андреича. Не только Марья Ивановна, но даже Василиса Егоровна и Иван Игнатьич нимало не сомневались в том, что Швабрин дурной человек. Швабрин чувствовал это и мстил им злоречием. Об отношениях его к Пугачеву можно сказать то самое, что говорит Пушкин о Шванвиче: «Он имел малодушие пристать к самозванцу и глупость служить ему со всем усердием». Это тоже дает не особенно выгодное понятие о дальновидности и проницательности Швабрина.

Швабрин принадлежал к той же категории людей, к ко­торой принадлежат шекспировский Яго и Рашлей Вальтер Скотта (из романа «Роб Рой»). Он плавает мельче их, но он так же бездушен и безнравствен, как они. Сильно раз­витое самолюбие, страшная мстительность, привычка ходить околь­ными путями и совершенная неразборчивость в средствах составляют главные черты его характера. Он живо чувствовал горечь каждой нанесенной ему обиды и не прощал своих врагов. Иногда он надевал на себя маску великодушия и иск­ренности для того, чтобы усыпить их бдительность, но он ни­когда не мог примириться с теми, кого раз намечал в свои жертвы.

Двоедушие и притворство ни на минуту не поки­дали Швабрина. После дуэли с Гриневым он приходит к нему, просит у него извинения и сознается, что сам кругом был виноват, но в то же время пишет старому Гриневу пись­мо, в котором, конечно, не пощадил ни Петра Андреевича, ни Марьи Ивановны и если бы не пугачевский приступ, достиг бы своей цели - перевода молодого Гринева из Белогорской крепости в какую-нибудь другую «фортецию». Добиваясь руки Марьи Ивановны, Швабрин чернит молодую девушку, чтобы уронить ее в глазах Гринева, и, таким образом, отвлечь их друг от друга. Он и в этом случае остался верен самому себе. Излюбленными средствами его интриг были ложь, клевета, наушничество и доносы. Он прибегал к ним в сношениях и с Пугачевым, и с стариком Гриневым, и в Следственной Комиссии.

Нервный, назойливый, юркий, безпокойный и насмешливый Швабрин, совершенно чуждый искренности и доброты, не мог не иметь столкновений с близкими ему людьми. О первой его, петербургской дуэли в «Капитанской дочке» не сообщается никаких подробностей, зато нам прекрасно известно, при каких обстоятельствах произошла дуэль из-за Марьи Ивановны. Швабрин не был бреттером печоринского типа. Он не искал опасностей и боялся их. Правда, он не прочь был разыграть роль храбреца, но только тогда, если этого можно было достигнуть, не ставя на карту своей жизни. Это видно из его столкновения с Гриневым.

Издеваясь в присутствии Гри­нева над Марьей Ивановной, Швабрин, очевидно, не думал, что его молодой товарищ, которого он считал мальчишкой, при­мет так близко к сердцу его слова и ответит ему резким оскорблением. Швабрин вызывает Гринева на дуэль, увле­каемый минутною вспышкой и давно назревшим в нем чувством зависти и ненависти. Сделав вызов Гриневу, они не ищут секундантов. «Зачем нам они?» - говорит он Гриневу, узнав об его разговоре с Иваном Игнатьичем, наотрез отказавшимся «быть свидетелем поединка».

- «И без них обойдемся». Дело в том, что Швабрин был искуснее Гринева в фехтовании, смотрел на него, как на не­опасного противника, и, вызывая его на дуэль, был уверен, что играет наверняка. Готовясь покончить с Гриневым, Шваб­рин вовсе не намерен был биться с ним по-рыцарски и уж, конечно, заранее готовился не упустить случая нанести ему предательский удар (ведь не побрезгал же он сделать это в то время, когда Гринев услышал свое имя, произне­сенное Савельичем, и оглянулся назад). Вот разгадка, почему Швабрин не искал секундантов. Они только мешали бы ему.

Швабрин был трус. В этом нет никакого сомнения. Он боялся смерти и неспособен был жертвовать жизнью во имя долга и чести.

- «Как ты думаешь, чем это все кон­чится?» - спрашивает его Гринев, после первого совещания у Ивана Игнатьича по поводу Пугачева.

Бог, знает, отвечал Швабрин: - посмотрим. Важного, покамест, еще ничего не вижу. Если же...

Тут он задумался и в рассеянии стал насвистывать фран­цузскую арию.

«Если же» Швабрина значило, что он ни в каком случае не намерен идти на виселицу, и что он перейдет на сто­рону Пугачева, если самозванец, действительно, так силен, как говорит.

Мысль об измене явилась у Швабрина при первом же намеке на опасность и окончательно созрела к тому времени, когда пугачевцы показались около Белогорской крепости. Он не последовал за капитаном Мироновым, Иваном Игнатьичем и Гриневым, когда те бросились на вы­лазку, а примкнул к казакам, передавшимся Пугачеву. Все это можно было бы объяснить политическою безпринципностью Швабрина и тою легкостью, с которою он привык играть присягой, как неверующий человек.

Последующее поведение Швабрина показывает, однако, что, изменяя Императрице, он действовал, главным образом, под влиянием трусости. Ког­да Пугачев приезжает в Белогорскую крепость, вместе с Гриневым, Швабрин, заметив, что самозванец недоволен им, дрожит, бледнеет и положительно теряет присутствие духа. Когда Пугачев узнает, что Марья Ивановна не жена Швабрина, и грозно говорит ему: «И ты смел меня обманы­вать! Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?» - Швабрин падает на колени и тем вымаливает себе прощение. В Следственной Комиссии, когда Швабрину не грозит немедленная кровавая расправа, и когда он уже свыкся с положением уличенного преступника, у него хватает духа давать свои показания против Гринева «смелым голосом»: Гринева ему не­чего было бояться.

Как держал себя Швабрин пред судь­ями в первое время? Надо думать, что он валялся и в их ногах. Очень может быть, что он униженно просил бы прощения и у Гринева во время дуэли, если б серьезно опасался за свою жизнь.

Любил ли Швабрин Марью Ивановну? Да, насколько могут любить себялюбивые и низкие люди. Как человек неглу­пый, он не мог не понять и не оценить ее высоких нравственных достоинств. Он знал, что Марья Ивановна будет образцовою женой, что она скрасит жизнь того, кого изберет своим мужем, и ему, как человеку самолюбивому, было бы приятно подчинить чудную девушку своему влиянию. Когда его предложение не было принято, и когда он заметил, что Марья Ивановна предпочитает ему Гринева, он счел себя глубоко оскорбленным. С того времени к чувству любви у него примешивается затаенное чувство ненависти и мести, и это выра­жается в той клевете, которую он вздумал распространять про нее. Понося Марью Ивановну перед Гриневым, Шваб­рин не только действовал своим орудием против зарождав­шейся привязанности молодых людей, но и мстил отвергнувшей его девушке,- вражду злословием охлаждая.

Сделавшись комендантом Белогорской крепости, Швабрин пытается принудить Марью Ивановну угрозами выйти за него замуж. Это ему не удается. Князь Одоевский недоумевал, по­чему Швабрин не воспользовался теми минутами, когда Марья Ивановна была в его власти, т. е. почему он не удовлетво­рил своей страсти путем насилия или не заставил отца Ге­расима перевенчать его с бедною сиротой против ее воли. Да потому, что Швабрин не Пугачев и не Хлопуша: в его отношениях к Марье Ивановне грубая чувственность не игра­ла большой роли. К тому же Швабрин не был человеком, у которого кровь может отуманить разум. Он знал, нако­нец, что Марья Ивановна не из тех девушек, которых можно силой выдать замуж, и что отец Герасим не согла­сился бы совершить таинство брака над дочерью своего старого друга, вопреки ее желанию. Швабрину хотелось, чтобы Марья Ивановна сделалась его женой, а не наложницей, ибо он все-таки продолжал ее любить, ревновать, и страдал при мысли о том, что она относится к нему с отвращением. Стараясь победить ее упорство, он пускал в ход те средства, кото­рые наиболее соответствовали его характеру: застращиванье доносом, всяческие притеснения и угрозы и, вообще, своего рода нравственные и физические пытки.

Клевеща на Гринева перед Следственною комиссией, Шваб­рин ни слова не говорит о Марье Ивановне. Почему это? Отвечая на этот вопрос, Гринев замечает: «Оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое меня заставляло молчать,- как бы то ни было, имя дочери Белогорского коменданта не было произ­несено в присутствии комиссии!» Слова Гринева прекрасно разъясняют, какие побуждения руководили в данном случае Швабриным. Он чувствовал всю горечь обиды, заключавшейся в отказе Марьи Ивановны быть его женой, он испытывал муки ревности и зависть к своему сопернику; но он все-таки продолжал любить Марью Ивановну, чувствовал себя перед нею виноватым и не хотел впутать ее в политическую уго­ловщину, подвергнув всем последствиям близкого знакомства с суровою фемидой времен Шишковского. Любовь к Марье Ивановне даже на Швабрина действовала облагораживающим образом.

Можно, впрочем, допустить еще и другую разгадку поведения Швабрина в Следственной комиссии относительно дочери капитана Миронова, - разгадку, которую упускает из виду Петр Андреевич Гринев, всегда несколько идеализиро­вавший своего соперника и врага. Швабрину было просто не­выгодно привлекать к делу Марью Ивановну, ибо она могла показать многое не в его пользу и легко разоблачить его ложь и клевету; Швабрин, конечно, твердо помнил это на очной ставке с Гриневым.

Итак, что же такое Швабрин? Это не мелодраматический злодей; это живой, остроумный, неглупый, самолюбивый, зави­стливый, мстительный, хитрый, низкий и трусливый, глубоко ис­порченный эгоист, насмешливый и наглый с теми, кого он не боится, подобострастно угодливый с теми, сто внушает ему страх. Подобно Шванвичу, он всегда готов был предпочесть позорную жизнь честной смерти. Под влиянием злобы и чувства самосохранения он способен на всякую низость. По поводу его измены верноподданническому и служебному, долгу можно сказать то, что говорит Екатерина II о Гриневе: «Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй».

Для Швабрина нет ничего святого, и он ни перед чем не останавливался для достижения своих целей. В дополнении к тринадцатой главе «Капитанской дочки» говорится, что Швабрин не дозволил разграбить дом Гриневых, «сохраняя в самом своем унижении невольное отвращение от безчестного корыстолюбия». Оно и понятно. Швабрин получил барское и до известной степени утонченное воспитание; поэтому многое из того, что казалось весьма естественным какому-нибудь полудикарю из беглых каторжников, внушало ему чувство брезгливости.

Это не значит, однако, чтобы он был выше Пугачева или Хлопуши. В нравственном отношении он стоит неизмеримо ниже их. У него не было тех светлых сторон, которые были у них, и если он гнушался некоторыми из их подвигов, то лишь потому, что был цивилизованнее и изнеженнее их. Они бросались на врагов, как львы и тигры, и с бою брали добычу, он же подкрадывался к своим жертвам, как лисица, и, как змея, жалил их в то время, когда они всего меньше этою ожидали: Он с брезгливостью относился к грабежам и разбоям, но он, не задумываясь, наносил своим недругам предательств удары и с легким сердцем пустил бы их по миру при помощи подлогов и всяких неправд, если б ему захотелось овладеть их богатствами.

Швабрин не был ни Ричардом III, ни Францем Моором, но он был бы со­вершенно подходящим человеком для свиты Цезаря Борджиа. У него не могло быть ни друзей, ни беззаветных привязанностей, ибо он искренно, любил только самого себя и был совершенно неспособен к самопожертвованию. Он не был извергом по призванию, но он не умел сильно любить и умел сильно ненавидеть.

Пушкин не спро­ста наделил Швабрина некрасивым лицом: как человек, склонный властвовать над другими и, вероятно, далеко нерав­нодушный к впечатлению, которое он производил на женщин, Швабрин, нужно думать, проклинал свою злосчастную внешность, перенес благодаря ей немало уколов для своего самолюбия и уж, конечно, не прощал тех, кто угадывал по его лицу его душу.

В Швабрине нет ничего русского: все русское вытравлено в нем его воспитанием, но он был все-таки русский выродок,- тип, который мог возникнуть только на русской почве под влиянием ХVIII века и его особенностей. Презирая веру своих дедов и отцов, Швабрин презирал, вместе с тем, понятия о чести и долге, которыми руководятся оба Гриневы.

Отечество, присяга и т. д. - все это для Швабрина слова, ли­шенные всякого смысла. Швабрин, как бытовое явление, принадлежит к тому же самому типу, к какому относится фонвизинская карикатура на наших юных западников ХVIII столетия - Иванушка в «Бригадире». Швабрин умнее Иванушки; к тому же в нем нет ни одной комичной черты. Иванушка может возбуждать только смех и презрение; Швабрин же совсем не годится в герои веселой комедии. Тем не менее, он все-таки имеет много общего с бригадирским сынком, как порождение одного и того же духа времени.

Одним из наиболее «язвительных» образов повести Пушкина « » является образ Алексея Швабрина. Автор, описывая данный образ, изображает его наиболее полно и точно так, что у читателя нет возможности что-то додумать или что-то дополнить.

Впервые с Алексеем Швабриным читатель знакомится во время приезда в Белогорскую крепость. Пушкин описывает Швабрина, как человека небольшого роста со смуглым и живым лицом. Кроме того, Алексей Иванович был образованным молодым человеком, знающим иностранные языки, был вольнодумцем по натуре. В Белогорскую крепость был сослан за то, что участвовал в дуэли. Не удивительно, что Швабрин очень быстро подружился с Гриневым, ведь они были очень похожи друг на друга.

С развитием сюжета повести перед читателем Швабрин открывается совершенно другим человеком. Теперь это низкий и жалкий человек, который добивается своей цели любыми средствами.

Так, он начинает мстить , распуская про нее грязные слухи, только за то, что девушка отвергла эго ухаживания. Гринев, как истинный офицер, решает защитить честь девушки и вызывает Швабрина на дуэль. Там Швабрин подло ранит Гринева, нанеся ему удар в спину в тот момент, когда последнего окликнул Савельич. Он пишет письмо родителям Гринева о том, что их сын, участвуя в дуэли, получил тяжелое ранение. Позже Швабрин напишет лживый донос на главного героя о предательстве и сотрудничестве с мятежниками.

После захвата мятежниками Белогорской крепости, Швабрин переходит на сторону мятежников и становится комендантом крепости. Совершив этот шаг, Алексей Иванович рассчитывал подняться по служебной лестнице, им руководили исключительно корыстные мотивы. И теперь он не оставляет надежд завоевать Машу Миронову. Он запирает девушку, переводит ее на хлеб и воду, принуждает к женитьбе.

Но все попытки Швабрина заканчиваются неудачей. Гриневу удается спасти свою возлюбленную и вывезти ее из крепости. Позже главный герой был оправдан, а Швабрин сослан на каторгу.

В образе Швабрина показал свое отношение к таким низким и бесчеловечным людям. Он считал их поведение недостойным и таким, которое необходимо искоренять из нашего общества. Швабрин самостоятельно выбрал этот путь и был наказан за это.

Помогите с капитанской дочкой!!! почему швабрин предатель, подлец РАЗВЁРНУТЫЙ ОТВЕТ и получил лучший ответ

Ответ от Nina baсlanova[гуру]
О проблеме чести и достоинства в повести "Капитанская дочка" можно рассказать на примере характеров и поступков двух офицеров: Петра Гринёва и Алексея Швабрина.
Пётр предстаёт в начале повествования типичным недорослем, но в нём чувствуются задатки хорошего, порядочного человека, заложенные в семье. Он добр и дарит мужику, спасшему его и слугу Савельича в буран от верной гибели, заячий тулуп. Он дерётся за честь капитанской дочери на дуэли со Швабриным, который опорочил девушку. Он, не боясь смерти, не отрекается от служения Отечеству и остаётся верным присяге, данной императрице, отказываясь подчиниться воле самозванца Пугачёва. Наконец, рискуя жизнью, бросается спасать Машу из Белогорской крепости, занятой мятежниками и остаётся верен своей любви наперекор родителям. Всё это говорит о том, что по мере взросления Пётр Гринёв из юноши вырос в смелого, верного, честного и отважного мужчину и офицера, служащего Родине верой и правдой, не уронившего чести и достоинства в самых трудных ситуациях. Отправляя сына служить, старший Гринёв напутствовал его "Береги платье снову, а честь -- смолоду". Пётр выполнил наказ отца.
Не таков Швабрин, мелкий завистник и сплетник, который был сослан в Белогорскую крепость за убийство на дуэли. Швабрин распускал слухи о семье коменданта Миронова, присягнул на верность Пугачёву, держал Машу Миронову в плену, склоняя к замужеству, и оклеветал Петра, заявив, что тот является пособником самозванца. Из-за трусости и малодушия Швабрин стал предателем, чем уронил своё достоинство и замарал человеческую и офицерскую честь
Нравственный выбор Гринёва -- служить Отечеству и быть верным своей любви.
О нравственном выборе Швабрина сказать нечего, потому что он -- безнравственный человек.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помогите с капитанской дочкой!!! почему швабрин предатель, подлец РАЗВЁРНУТЫЙ ОТВЕТ

Ответ от Ангелина Кузьмина [новичек]
Предатель: Алексей Швабрин - не берег честь смолоду
Как было дело: Алексей Швабрин был сослан в Белогорскую крепость за дуэль, на которой его противник был убит. Относился к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Когда во время штурма и взятия Белогорской крепости Швабрин понимает, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, он переходит на сторону Пугачева.
Чем кончилось: Когда лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Позже, для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым.
Что в итоге: Алексе Швабрин навсегда останется чужим среди своих, своим среди чужих. Он предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. И отношение "своих" к нему всегда будет соответствующим: "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака".


Ответ от Карен Бегларян [мастер]
Алексей Швабрин - один из героев повести "Капитанская дочка". В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы "увидеть наконец человеческое лицо". Однако не только высокомерием определяется характер этого героя.
Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака". Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе.
Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения - поэмы "Полтава" - мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин - прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.
Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни.

Творчество А.С. Пушкина в последние годы его жизни чрезвычайно многообразно: художественная и историческая проза - «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Петра». П.А. Писемский так характеризовал этот этап творчества Александра Сергеевича: «труд многосложный, многообъемлющий, почти всеобъемлющий».

В январе 1832 года Александр Сергеевич сделал первый набросок исторической повести «Капитанская дочка». В ней главные герои Гринев, Маша и Швабрин. Оба главных героя любили Машу Миронову, но взаимностью она отвечала только одному из них, Гриневу.

Оба обладателя сердец, любящих капитанскую дочку, были сильными личностями. Оба были молоды и в чем-то по-своему талантливы. Гринев в отличие от Швабрина отличался привлекательной внешностью. Внешность Алексея Ивановича мы видим глазами Петра Гринева, который познакомился с ним в первое утро своего пребывания в Белорусской крепости:

«Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

Швабрина смело можно назвать антиподом Петра. Несмотря на присущий этому герою ум, умными выводами и высказываниями не отличается. Единственное, что постоянно срывается с его уст: насмешки, смешанные с презрительностью. О Маше отзывается крайне оскорбительно, как о дурочке, помимо этого лично распускает о ней грязные слухи. Не отличается Швабрин и высокими духовными качествами, а, наоборот, проявляет высшую меру бесчестия.

Алексей Иванович часто обманывал Гринева и открыто издевался над ним. Например, рассказывая Петруше о семье его избранницы и о не самой, он больше врал, чем говорил правды. Сначала Гринев думал, что это шутка:

«Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца» …

Но чем дольше это продолжалось, тем меньше веселило и все чаще надоедало:

«Час от часу его беседа становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне».

Хорошо описывает расположение Швабрина и Гринева к Марии в момент чтения авторского стихотворения Петруши. Прочитав Алексею Ивановичу плод своего труда, рожденного благодаря любовным порывам, Петруша ждет похвалы, но к великому своему изумлению видит перед собой другого Швабрина. Вместо обыкновенно снисходительного товарища перед ним предстает решительный и резкий в своих суждениях критик.

«Он взял у меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом».

Швабрин смеется над искренними чувствами Гринева, давая совет подарить Маше вместо любовного послания серьги. Этим он принижает не только любовь Петруши до низменных желаний, но и клевещет на честь Маши.

«… Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег» …

Швабрин, оскорбляя Машу, хотел разорвать взаимную любовь между девушкой и Гриневым, хотел таким подлым способом убрать с дороги своего более удачливого соперника.

Петруша в противовес Швабрину старается добиться расположения Марии справедливостью. Например, во время дуэли Гринев почти побеждает… Однако этому не суждено свершиться, так как Швабрин, как человек без чести, воспользовался тем, что Петруша отвлекся на окрик Савельича, и проткнул ему шпагой грудь.

Вызывая Гринева на дуэль Швабрин был убежден, что юнец не искусен в науке сражений на шпагах… Но осознав, что он проигрывает, поступил, как трус. И здесь мы вновь видим противоречивость характеров двух героев. Так как Гринев предстает перед нами как искренний, смелый человек. Эти качества будут отслеживаться в нем на всем протяжении романа. Теперь давайте отойдем от любовной линии и рассмотрим поведение двух героев во время Пугачевского бунта.

«Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружочек и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» - сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю».

Швабрин переходит на сторону Пугачева не из-за личных взглядов, а из-за страха. Он просто испугался, что Пугачев, после того, как возьмет крепость, убьет его.

Гринев же не позволил себе пойти на такой шаг. Ему не позволили перейти на сторону самозванца такие качества, как честь, любовь и преданность своей Родине. Кроме того, Гриневу, в отличие от Швабрина, была присуща такая черта, как смелость.

Конечно, нельзя сказать, что во всех сценах мы видим в Швабрине сугубо негативного героя. В одном случае он был добр, но этот порыв продлился недолго: в конце концов, в порыве гнева он выдал истинное происхождение Марии Пугачеву.

«А каков Швабрин, Алексей Иванович? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать! А как сказала я про больную племянницу, так он, веришь ли, так взглянул на меня, как бы ножом насквозь; однако не выдал, спасибо ему и за это».

Мужество Петра Андреевича растет и крепнет с каждым новым эпизодом. Нужно отметить и его смелость при попытке спасения из захваченной Белогородской крепости его суженой, которую ожидало замужество со Швабриным.

К замужеству с Алексеем Ивановичем Машу склонял новый командир Белогородской крепости, который самолично и являлся Швабриным. Находясь в новом чине, позволяющем ему командовать, Швабрин стал угрожать Мироновой. Он понимал, что по-честному за него она не выйдет. Но не так слаба сила любви молодого сердца, чтобы какой-то трус, предатель, лжец, смог ее разорвать. Бесчестное поведение Швабрина понимает и Пугачев, он хочет наказать Алексея Ивановича, но тот валяется в ногах, полностью теряя чувство достоинства. Понимая недостойное поведение назначенного им командира, Пугачев отдает приказ об освобождении Маши. Уезжая из крепости с Машей Гринев, видит своего бывшего товарища униженным, но не чувствует торжества: он не злорадствует, а с прискорбием отворачивается.

В романе «Капитанская дочка» было все: любовь, смерть, доброта, злоба, предательство и смелость. Мы видим, что Пушкин очерчивает прямую связь между подлостью, бесчестием и позором, проводит аналогичную линию между смелостью, честью и умением быть благодарным.



Вверх