Поселенческую деятельность на палестинских территориях. Израиль легализует поселения на западном берегу. Статус Поселений с точки зрения ортодоксального иудаизма

ООН № 2334, потребовавшую от Тель-Авива немедленно прекратить поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан, проблема оккупированных палестинских территорий остается нерешенной. Из 3 млн людей, проживающих сегодня на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, примерно 20% - граждане Израиля. И это число продолжает расти. ТАСС вспоминает историю израильских поселений на палестинских территориях и рассказывает, почему действия ООН и международного сообщества никак не могут положить конец экспансии и заключению мирного договора между израильтянами и палестинцами.

Как все начиналось

С 1922 по 1948 год территория нынешних Израиля и Палестины находилась под действием Британского мандата. Однако затем на фоне обострения на этой территории арабо-еврейского конфликта земли было решено поделить, создав два государства: Израиль для евреев и Палестину для арабов. 29 ноября 1947 года недавно созданная Организация Объединенных Наций (ООН) приняла План по разделу Палестины, о создании Государства Израиль было провозглашено в день окончания мандата - 14 мая 1948 года.

Однако этим решением остались недовольны соседи Израиля - арабские государства, которые рассматривали возникновение этой страны как очередное проявление европейской колониальной политики. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили войну Израилю. Она продолжалась до 1949 года, и за это время израильские войска сумели занять больше территорий, чем предусматривалось изначальным планом ООН. Во время мирных переговоров между Израилем и Палестиной была проведена линия прекращения огня. Для ее начертания была использована зеленая краска, поэтому граница получила название "зеленая линия". Впоследствии по ее контуру прошел так называемый разделительный барьер - 703-километровый забор, отделяющий Израиль от Западного берега реки Иордан.

Хрупкий режим прекращения огня продержался до 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. За короткий период с 5 по 10 июня израильские войска захватили не только Сектор Газа и Западный берег, но и Восточный Иерусалим, Голанские высоты, а также Синайский полуостров. Перед Израилем встал вопрос, что делать с Западным берегом:

аннексировать его, предоставив 1,1 млн арабов, проживавших там на тот момент, израильское гражданство;

вернуть обратно под контроль своего врага - Иордании;

позволить местным жителям создать свое автономное государство - Палестину.

Этот вопрос стал предметом для широчайшей дискуссии в Израиле. Многие граждане страны рассматривали победу в Шестидневной войне как знак того, что евреям суждено вернуть себе те территории, где зарождалась история еврейского народа, - речь идет об Иудее и Самарии, которые и составляют бóльшую часть Западного берега. На фоне этих дискуссий тысячи израильтян начали переселяться на территории Западного берега, не имея на это никакого разрешения со стороны государства или международных организаций. Однако остановить их уже было невозможно, и с тех пор любые политические обсуждения о принадлежности Западного берега должны были учитывать израильское присутствие на этих территориях.

ООН назвала поселения незаконными, что было зафиксировано в 1979 году в соответствующей резолюции Совета Безопасности №446, гласившей: "Политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке". В результате сформировалось две точки зрения относительно поселений: израильская, согласно которой евреи лишь переезжают на ранее незаселенные земли, отвоеванные ими во время войны и представляющие для них большую духовную значимость; и международная, согласно которой Израиль осуществляет экспансию и колонизацию территории, которая ему не принадлежит.

Разделяй и заселяй

В последующие десятилетия все больше ветвей государственной власти в Израиле начали поддерживать заселение Западного берега, мобилизуя общественное мнение на свою сторону. Министерство строительства страны совместно с Минобороны разработало и внедрило план по развитию региона, одним из главных пунктов которого было создание дорожной инфраструктуры для соединения поселений в одну транспортную сеть. Таким образом, из нескольких разрозненных поселений израильтяне-переселенцы превратились в институционализированную группу, полностью поддерживаемую Тель-Авивом. Разумеется, такое положение дел не устраивало палестинцев, которые протестовали против экспансии, в том числе с применением силовых методов.

Чтобы положить конец насилию, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, президент США Билл Клинтон и палестинский лидер Ясир Арафат подписали в 1993 году соглашение в Осло - документ, который установил палестинское самоуправление и разделил Западный берег на три зоны:

А , где Палестина имеет полный политический и военный контроль (это примерно 19% Западного берега);

B , где Палестина имеет политический, но не военный контроль (22%);

C - зона, находящаяся под полным политическим и военным контролем Израиля (59–60% территории). Именно в зоне С располагаются израильские поселения, соединенные с остальной страной дорожной сетью. Там же сосредоточены запасы водных и минеральных ресурсов, а также наиболее пригодные для сельского хозяйства земли. Палестинцы имеют ограниченный доступ ко всем этим ресурсам, что сильно бьет по их экономическому потенциалу.

Очередная волна переселенческих настроений захлестнула страну в августе 2005 года, когда Израиль эвакуировал 8,5 тыс. евреев из Газы и северной части Западного берега реки Иордан (северная Самария). По мере того как переселенцев становилось все больше, улучшалась и инфраструктура на колонизируемых территориях: появились новые дома и школы, больницы и даже собственный университет. За 50 лет с момента получения контроля над Западным берегом Иордана в 1967 году Израиль построил около 120 поселений на этой территории. Они считаются одним из основных препятствий на пути возобновления мирного процесса. Кроме этих 120 поселений на Западном берегу располагаются еще около 100 незаконных, даже по мнению израильских властей, форпостов и строений, которые занимают в общей сложности 800 гектаров частной палестинской земли и представляют собой 4 тыс. единиц жилья.

Нынешний израильский премьер Биньямин Нетаньяху также последовательно выполняет шаги по продолжению строительства поселений на палестинских территориях. В том числе и поэтому он так эмоционально отреагировал на резолюцию ООН с требованием к Израилю немедленно прекратить поселенческую деятельность. "По имеющейся у нас информации, эта резолюция, без сомнений, была инициирована администрацией Обамы, стоявшей за кулисами, подготовившей формулировки и потребовавшей ее принятия, - заявил премьер. - Администрация Обамы не только не смогла защитить Израиль от этого сговора в ООН, но и закулисно вступила в него". На голосовании 23 декабря 2016 года документ поддержали 14 членов СБ ООН, включая Россию (представитель США от голосования воздержался).

Американский фактор

После резолюции 2016 года Израиль заявил , что не будет выполнять положения резолюции ООН: поселенческая деятельность продолжится, а ныне существующие поселения эвакуированы не будут. Премьер Нетаньяху пообещал сделать "все возможное, чтобы Израилю не был нанесен ущерб этой постыдной резолюцией". В частности, было анонсировано, что страна пересмотрит отношения с ООН: в первую очередь, в вопросе размеров взносов Израиля в ООН и деятельности ее подразделений на территории страны. По данным израильского издания Haaretz, первым конкретным актом реакции на резолюцию стала отмена визита премьера Украины Владимира Гройсмана в Израиль (Киев также поддержал резолюцию).

Многое в дальнейшем будет зависеть от поведения главного союзника Израиля - США. Резолюция, направленная против поселенческой деятельности, была принята еще при администрации президента Барака Обамы, чьи отношения с Нетаньяху были прохладными. Решение воздержаться при голосовании в ООН Белый дом объяснил тем, что политика Нетаньяху в отношении поселений не привела к подвижкам в переговорном процессе.

Дональд Трамп считается сторонником более произраильской позиции: еще во время предвыборной гонки он обещал перенести посольство США в Иерусалим, статус которого в рамках ООН оспаривается подавляющим большинством исламских стран. Взгляды Трампа и нынешнего руководства Израиля совпадают и в том, что оба они испытывают недоверие по поводу иранской ядерной сделки (израильский премьер в марте 2015 года выступал в Конгрессе США против соглашения о ядерной программе Ирана, которое продвигал Белый дом Обамы). Одновременно Трамп намеревается заключить мир на Ближнем Востоке, возобновив переговоры Израиля и Палестины. Санкции ООН, по мнению политика, препятствуют мирному процессу.

"Вчерашнее большое поражение Израиля в ООН существенно осложнит переговоры о мире. Печально, но мы все равно добьемся этого"

Поселенческая активность получила новый импульс после того, как 6 декабря 2017 года Трамп официально признал Иерусалим столицей еврейского государства. Спустя всего месяц правозащитная организация "Шалом ахшав" ("Мир - сейчас") сообщила, что Комитет по планированию израильской гражданской администрации на Западном берегу Иордана (специальное ведомство Минобороны Израиля) одобрил планы строительства 1122 квартир и домов на одну семью в 20 поселениях, а также опубликовал тендеры на возведение 651 единицы жилья на Западном берегу реки Иордан. Кроме того, правительство Израиля объявило о намерении легализовать статус незаконного поселенческого форпоста Хават-Гилад на Западном берегу в ответ на убийство 9 января его жителя раввина Разиэля Шеваха.

Так что не исключено, что при "произраильском" президенте Дональде Трампе экспансия палестинских территорий продолжится с новой силой, а это значит, что заключение мирного договора будет отсрочено вновь.

"Сделка века"

В дорожной карте ближневосточного урегулирования (или "сделки века", как ее называют американцы) говорится , что администрация США одобряет аннексию крупных поселенческих блоков Израиля на Западном берегу реки Иордан и в Иерусалиме. При этом, по имеющимся данным, Нетаньяху предложил включить туда 15% палестинских территорий, оккупированных в 1967 году, Трамп настаивает только на 10%. Белый дом намерен официально обнародовать эти планы до апреля. Во вторник, 20 февраля, США уведомили Совбез ООН о том, что проект палестино-израильского урегулирования находится в разработке.

Пока же вокруг ситуации с израильскими поселениями идут ожесточенные международные дискуссии. В январе 2018 года постоянный представитель США при ООН Никки Хейли обвинила палестинское руководство в недостаточном стремлении к мирному урегулированию конфликта. В ответ официальный представитель Государства Палестина на переговорах с Израилем Саиб Арикат потребовал от нее "заткнуться <...> и осознать, что проблема - в израильской оккупации и политике, которую он [Израиль] продолжит проводить". На это постпред США при ООН заявила , что будет продолжать "говорить суровую правду", смысл которой: только путь компромисса, который позволил Египту и Иордании помириться с Израилем в 1994 году и вернуть свои оккупированные территории, приведет к разрешению конфликта.

Однако непримиримость позиций мешает достижению этого компромисса. Палестинцы готовы на незначительный обмен территориями с Израилем, но при этом требуют полноценного признания государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Израильтяне не собираются уступать оккупированные территории, а также отвергают возможность раздела Иерусалима. По словам специального координатора ближневосточного мирного процесса Николая Младенова, ситуацию усугубляет и тот факт, что переговоры между израильтянами и палестинцами неравные, так как последние находятся под военной оккупацией.

В этих условиях посредническую роль между всеми сторонами конфликта могла бы сыграть Россия, убежден советник президента Палестины Махмуда Аббаса Набиль Шаат. Но, по признанию замглавы МИД РФ Михаила Богданова, у России нет готового рецепта палестино-израильского урегулирования. Москва считает , что поселенческая активность Израиля на палестинских территориях незаконна, а шансов на достижение справедливого и надежного мира на Ближнем Востоке с каждым днем становится все меньше.

Артур Громов

Израильский кнессет в предварительном чтении одобрил «Закон об упорядочивании еврейских поселений в Иудее и Самарии». В Тель-Авиве утверждают, что документ не является легализацией домов, построенных на Западном берегу реки Иордан, и учитывает ущемленные палестинским законодательством права владельцев земель, на которых находятся постройки. В Палестине считают, что такая постановка вопроса в принципе недопустима, поскольку речь идет об оккупированных территориях.

Законопроект по еврейским поселениям на Западном берегу реки Иордан, который был принят израильским парламентом в предварительном чтении, направлен не на их легализацию, а на упорядочение имущественных отношений и прав как собственников земли, так и жителей домов. Об этом «Известиям» заявил министр абсорбции Израиля, член комиссии кнессета по иностранным делам и безопасности Зеэв Элькин.

Законопроект был принят в предварительном чтении, поэтому у него еще долгий путь в парламенте. Но, скорее всего, он обретет статус закона, если какие-то фракции не изменят свою позицию. В целом итоги голосования были предсказуемыми, поскольку документ получил поддержку министерской комиссии по законодательству. Надо понять, о чем говорит данный законопроект. В ситуации, когда на частной собственности были непреднамеренно построены дома, вместо их сноса предполагается выплата хозяевам земли компенсации. Это в интересах как жителей таких домов, так и собственников земли. С последними есть еще одно обстоятельство, которое надо учитывать. Проблема в том, что, согласно палестинским законам, человек, продающий или отказывающийся от земли в пользу евреев, карается смертной казнью. То есть собственники лишены выбора. Таким образом, данный законопроект - это единственный способ защитить права собственников земли, дать им реальные деньги и в то же время не сносить дома, - говорит Зеэв Элькин.

Собеседник «Известий» отмечает, что речь не идет о политическом статусе палестинских территорий, а всего лишь касается имущественных взаимоотношений, и поэтому нет связи между обсуждаемым документом и проектом резолюции по еврейским поселениям на палестинских территориях, который в будущем планируется вынести на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

Израильский кнессет 16 ноября в предварительном чтении одобрил «Закон об упорядочивании еврейских поселений в Иудее и Самарии». 58 членов законодательного органа, в том числе премьер-министр Биньямин Нетаньяху, высказались в поддержку документа, против проголосовали 50. Под его действие попадают, по разным оценкам, от двух до трех тысяч единиц жилья. Для обретения статуса закона документ должен быть одобрен в трех чтениях.

Москва традиционно выражает обеспокоенность в связи с решениями Тель-Авива о расширении существующих поселений и строительстве новых.

Между тем, как ранее заявил «Известиям» член ЦК партии «Фатх», бывший министр иностранных дел Палестины Набиль Шаат, Египет, который в настоящее время является одним из непостоянных членов Совбеза ООН и единственным представителем арабского мира в этом органе, в ближайшее время вынесет на рассмотрение проект резолюции по еврейским поселениям. В случае одобрения документа они будут признаны незаконными.

Всё упирается в позицию Вашингтона. Остальные члены Совбеза - постоянные и непостоянные - согласны с его положениями. Идея отложить голосование (до формирования новой американской администрации) связана с тем, что тогда возникнет хоть какая-то возможность, что США не станут использовать право вето, - отметил Набиль Шаат.

Преподаватель Открытого университета Аль-Кудс в Рамаллахе Мухаммед Асаад аль-Эвейви считает, что постановка вопроса о том, что израильские власти пытаются учесть интересы владельцев земли, выглядит нелепо.

Речь в принципе не должна идти об уступках, которые Израиль якобы совершает по отношению к палестинскому народу. Поселения находятся на оккупированных территориях, являются незаконными и признаются таковыми как самой Палестиной, так и международным сообществом. К сожалению, позиция, которую заняли США в Совбезе ООН, позволяет Тель-Авиву продолжать поселенческую деятельность. Многие сейчас надеются на некоторые перемены в связи с победой на президентских выборах Дональда Трампа. Но я, если честно, не вижу различий между демократами и республиканцами по палестинскому вопросу. Поэтому не стоит надеяться, что проект резолюции по поселениям будет принят. Израиль продолжит застраивать палестинские территории, - подчеркнул Мухаммед Асаад аль-Эвейви.

Несмотря на протесты, кнессет Израиля принял закон о легализации поселений на палестинских территориях. Критики считают, что, даже создав два государства, конфликт теперь не разрешить.

  • Более двухсот поселений

  • Израильские поселения на палестинских территориях

    Есть ли шанс на примирение?

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Снос Амоны

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Баррикады и беспорядки

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Новое пристанище в Офре

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Принудительный снос в Офре


  • Израильские поселения на палестинских территориях

    Более двухсот поселений

    Согласно данным правозащитной организации "Бетселем", в 1967-2013 годах на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме были созданы 125 официальных израильских поселений и аванпостов и около сотни нелегальных. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), власти Израиля заняли 35 процентов территории Восточного Иерусалима под строительство поселений.

  • Израильские поселения на палестинских территориях

    Есть ли шанс на примирение?

    В районе Хар-Хома, расположенном между Иерусалимом и Вифлеемом, строится новое еврейское поселение. Представители палестинцев считают, что израильская поселенческая политика разрушает шансы на решение затяжного конфликта путем создания двух государств и препятствует мирному урегулированию. Международное сообщество также критикует строительство поселений.

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Израиль конфискует частные земли

    На землях, находившихся в частном владении палестинцев, строительство поселений запрещалось. Новый закон легализовал постфактум поселения, построенные на палестинских территориях "по незнанию или по инициативе государства". Владельцам земли предусмотрены компенсации или предоставление альтернативного участка. Палестинская автономия не разрешает продавать землю Израилю под угрозой смертной казни.

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Снос Амоны

    Новый закон не распространяется на те еврейские поселения, которые должны быть снесены по решению суда. Однако именно при помощи этого закона сторонники поселений надеялись предотвратить принудительное выселение жителей Амоны - поселения на Западном берегу реки Иордан, конфликт жителей которого с властями Израиля тянется с 2005 года. 40 семей были принудительно выселены, затем начался снос зданий.

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Баррикады и беспорядки

    Верховный суд Израиля постановил снести Амону еще в конце 2014 года. Сроки сноса неоднократно переносились. До последнего момента участники правых группировок и поселенцы противодействовали эвакуации жителей и разрушению поселения. Многие из противников сноса Амоны специально приехали сюда из других мест. В свою очередь палестинцы яростно протестовали против сохранения поселения.

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Конфликт поселенцев с палестинцами

    Поселенцы из Амоны полагают, что занятый Израилем в ходе шестидневной войны в 1967 году Западный берег реки Иордан - это земля, обещанная еврейскому народу Богом, о чем свидетельствует Тора. Сегодня около 600 тысяч израильтян проживают в поселениях на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме. Между еврейскими поселенцами и палестинцами вновь и вновь происходят столкновения.

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Новое пристанище в Офре

    В целом примерно 4000 квартир для еврейских поселенцев были незаконно построены на земельных участках, принадлежавших палестинцам. Это в общей сложности 16 поселений и аванпостов. Они должны быть либо принудительно снесены, либо легализованы согласно принятому закону. Многие из потерявших свое жилище поселенцев Амоны нашли новое пристанище в расположенном по соседству поселении Офра.

    Израильские поселения на палестинских территориях

    Принудительный снос в Офре

    Но и в самой Офре, существующей с 1975 года, не все здания были возведены на законной основе. Поэтому здесь к 5 марта 2017 года должны быть снесены девять домов, построенных на частных земельных владениях палестинцев. Семья Бен Шушан также оказалась в числе тех, кому придется покинуть свое жилище.


Смотрите также:

Смотреть видео 00:50



План:

    Введение
  • 1 Термины
  • 2 Обзор истории Иудеи и Самарии (Западный берег реки Иордан)
  • 3 История современных израильских поселений
  • 4 Население
  • 5 Статус Поселений с точки зрения ортодоксального иудаизма
  • 6 Статус Поселений с точки зрения международного права
  • 7 Позиция Израиля
  • 8 Эвакуация поселений
  • 9 Список поселений в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан)
  • 10 Сектор Газа
    • 10.1 Бывшие поселения
  • Примечания

Введение

Вид на город Ариэль

Израильские поселения на Западном берегу реки Иордан (2006) (обозначено красным)

Израильские поселения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа - это населенные пункты, созданные после 1967 года на территориях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны, жителями которых являются граждане Израиля, в основном евреи. Многие страны и ООН определяют данные территории как оккупированные, что оспаривается Израилем. Израиль определяет эти территории как спорные.

В настоящее время эти поселения существуют на территории Западного берега реки Иордан (Иудея и Самария), находящейся как под израильским контролем, так и под управлением Палестинской национальной администрации.

В международном сообществе имеется широкий консенсус [источник не указан 150 дней ] о том, что существование израильских поселений на оккупированных территориях противоречит Женевской конвенции . Такие международные межправительственные организации, как Конференция стран участников Четвертой Женевской Конвенции ,ООН и ЕС неоднократно заявляли, что эти поселения являются серьезным нарушением международного права. Неправительственные организации, такие как Международная Амнистия и Human Rights Watch, также охарактеризовали создание поселений как нарушение международных законов.

Израиль не согласен, что его действия являются нарушением международного права, и считает, что в данном случае не могут быть применены нормы Женевской конвенции, поскольку «эти территории ранее не принадлежали никакому государству» .

На 2007 год количество жителей израильских поселений на Западном берегу реки Иордан (включая районы Иерусалима, расположенные восточнее линии разделения от 1948 года, как например, Неве-Яаков, Писгат-Зеев, Гива Царфатит, Гило, Ар-Хома) составляло 484 тысячи человек .


1. Термины

  • На иврите поселение за пределами зеленой линии как правило называют hитнахлут (התנחלות). Термин это означает «наследие», то есть поселение, основанное на земле унаследованой от предков, живших на ней во времена израильских царств. В Торе он упоминается по отношению к заселению евреями Ханнана после исхода из Египта. Термин это стал употребляться после первой победы на выборах и прихода к власти партии Ликуд в 1977 году. Постепенно термин hитнахлут приобрёл негативную коннотацию и в настоящее время жители поселений и их сторонники пользуются термином hитьяшвут , который означает собственно «заселение».
  • Палестинцы называют израильские поселения термином мустамараат (مستعمرات), что означает в дословном переводе колонии .
  • Израильское правительство официально придерживается исторических названий Иудея и Самария в отношении территории, названной во 2-й половине ХХ века Западным берегом реки Иордан. В отличие от представителей израильского правого лагеря, с этим термином не согласны представители левого лагеря, противники полной или частичной аннексии этой территории Израилем.

2. Обзор истории Иудеи и Самарии (Западный берег реки Иордан)

  • До XIII века до н. э. на территории западного берега реки Иордан располагались несколько городов-государств различных ханаанских народов.
  • В течение XIII-XII веков до н. э. эти территории были захвачены еврейскими племенами и с тех пор вошли в состав Земли Израиля. Название «Иудея» получила территория отошедшая племени иудеев (в еврейской терминологии - колену Иехуды).
  • В XI веке до н. э. эта территория вошла в состав объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город Хеврон, а затем стал Иерусалим.
  • После распада объединённого Израильского царства в X веке до н. э. на его бывшей территории были созданы два царства - Иудея и Израиль. Израильские цари основали новую столицу своего царства - г. Самарию (ивр. שומרון ‎). Территория прилегающая к новой столице стала называться Самария.
  • Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора Адриана во II веке н. э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народов моря (филистимляне, (ивр. פלישתים ‎) проживавших в ней в прошлом.
  • В течение последующих 18 веков эта территория поочерёдно входила в состав Римской Империи, Византийской Империи, арабского Халифата, государства крестоносцев, государства мамелюков, Османской империи и британского мандата.
  • В конце XIX и первой половине ХХ века евреи-репатрианты создали в Иудее, Самарии и в районе Газы ряд поселений. В ходе Арабо-израильской войны 1947-1949 годов Иудея и Самария были заняты и в одностороннем порядке аннексированы Трансиорданией (Иорданией после аннексии), которая дала им название «Западный берег», чтобы различить его с восточным берегом, который был основной её территорией до войны. Жители немногочисленных [уточнить ] еврейских поселений на захваченных Трансиорданией территории бежали или были изгнаны Трансиорданией в Израиль.
  • Территории Иудеи и Самарии попали под контроль государства Израиль в 1967 году, в результате Шестидневной войны.

3. История современных израильских поселений

В 1967 году, в результате Шестидневной войны Израиль приобрел контроль над рядом новых территорий.

  • От Иордании под контроль Израиля перешли Западный берег реки Иордан, включая находившуюся до войны в пределах Иордании восточную часть Иерусалима (Восточный Иерусалим).
  • От Египта под контроль Израиля перешли Синайский полуостров и сектор Газа.
  • От Сирии под контроль Израиля перешли Голанские высоты. В 1981 году они были аннексированы Израилем.
  • В 1967 году муниципальные границы Иерусалима были расширены на старый город и Восточный Иерусалим. Жителям бывшей иорданской части города было на выбор предложено израильское гражданство (за некоторым исключением) или вид на жительство (в случае, если они захотят сохранить иорданское гражданство). Аннексия Израилем Восточного Иерусалима не была признана ни одной страной мира.
  • Синай, сектор Газа и Западный берег реки Иордан получили статус оккупированных территорий. Их жителям не было предложено израильское гражданство или вид на жительство. Хотя изначально, у них де-факто была возможность работать на территории Израиля и пересекать зеленую черту.
  • В 1967 году по решению израильского правительства создаются первые израильские военные поселения на Голанских высотах и поселения на Западном берегу реки Иордан.

Моше Даян писал по поводу создания поселений -

В районах из которых мы не хотим уходить, и которые являются частью новой территориальной карты Государства Израиль, должны быть созданы факты путём создания городских, сельскохозяйственных и промышленных поселений и армейских баз... Я рассматриваю поселения как наиболее важную вещь, которая имеет наиболее сильный вес с точки зрения создания политических фактов. Это основано на предположении, что мы останемся в любом месте, где мы создадим форпост или поселение

Оригинальный текст (англ.)

In areas from which we do not want to withdraw, and which are part of the State of Israel"s new territorial map, facts should be created urban, agricultural and industrial settlements, and army bases.....I view settlement as the most important thing, as the thing that has the greatest weight in terms of creating political facts. This is based on the assumption that we will remain wherever we establish a holding post or settlement."

  • В 1977 году уже существуют 36 израильских поселений на Западном берегу реки Иордан, 16 в секторе Газа и на Синае, 27 на Голанских высотах. Общее население поселений составляло 11 тысяч человек .
  • В 1981 году Израиль произвел эвакуацию всех своих поселений с Синайского полуострова, в связи с возвращением этой территории Египту по Кемп-Девидскому мирному договору. В рамках этого договора Египет отказался от своих притязаний на сектор Газа.
  • В 1994 году в результате мирного договора между Израилем и Иорданией, последняя отказалась от своих притязаний на Западный берег реки Иордан.
  • В августе 2005 года Израиль эвакуировал свои поселения из Газы и северной части Западного берега реки Иордан (северная Самария), согласно Плану одностороннего отделения.

4. Население

В течение долгих лет израильское правительство поощряло переезд израильтян и новых еврейских репатриантов из других стран в поселения. Переселившиеся туда имели налоговые льготы (7 % на месячный доход до 10000 шекелей, льгота отменена в 2002 г. [источник не указан 647 дней ]), субсидии и льготные ссуды на покупку жилья и т.п. В таблице указано, как происходил рост населения в израильских поселениях:

* включая Синай

Численность населения продолжает расти за счёт внутренней миграции, внешней миграции (в поселения прибывает в среднем по 1000 евреев-иностранных граждан в год), а также за счёт высокой рождаемости (в поселениях рождаемость примерно в три раза выше, чем в целом по Израилю, что связано с высоким процентом религиозных поселенцев).


5. Статус Поселений с точки зрения ортодоксального иудаизма

Ситуация при которой законность освобождения евреями Земли Израиля и заселение её будут оспариватся народами мира была описана Раши, известным еврейским комментатором ТаНаХа и Талмуда, ещё в 11 веке н. э., за 900 лет до возвращения евреев на свою землю. В комментарии на первые слова Торы «В начале сотворил Б-г небо и землю» Раши пишет: "Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас - глава месяцев» [Исход 12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с с сотворения мира? Потому что «силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен» [Псалмы 111, 6]. Ибо если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов», то (сыны Израиля) скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».


6. Статус Поселений с точки зрения международного права

В статье 49 «Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны» указано

Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.

В резолюциях СБ ООН 446 , 452 , 465 и 471 , принятых в 1979-1980 гг., указывалось, что создание Израилем поселений на оккупированных территориях является незаконным, и выдвигались требования к Израилю прекратить строительство поселений.

(Совет Безопасности ООН) постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)


7. Позиция Израиля

Израиль не согласен, что его действия являются нарушением международного права, и что в данном случае не могут быть применены нормы Женевской конвенции, поскольку «эти территории ранее не принадлежали никакому государству» .

8. Эвакуация поселений

9. Список поселений в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан)

(Части израильских поселений присвоен статус города)

  • Алон-Швут (ивр. אַלּוֹן שְׁבוּת ‎)
  • Альфей-Менаше (ивр. אַלְפֵי מְנַשֶׁה ‎)
  • Ар-Адар (ивр. הַר אֲדָר ‎)
  • Ар-Браха (ивр. הַר בְּרָכָה ‎)
  • Ар-Гило (ивр. הַר גִּלֹה ‎) Считается израильским поселением. С точки зрения израильского законодательства и фактически является одним из районов Иерусалима.
  • Ариэль (ивр. אֲרִיאֵל ‎)
  • Атерет (ивр. עֲטֶרֶת‎ ‎)
  • Бат-Айн (ивр. בַּת עַיִן‎ ‎)
  • Бейт-Арье - Офарим (ивр. בֵּית אַרְיֵה-עֳפָרִים‎ ‎)
  • Бейт-Эль (ивр. בֵּית אֵל‎ ‎)
  • Бейтар-Илит (ивр. בֵּיתָר עִלִּית‎ ‎)
  • Гиват-Зеев (ивр. גִּבְעַת זְאֵב‎ ‎ - букв. «холм Зеэва»). Поселение названо именем Зеева-Владимира Жаботинского. Считается израильским поселением. С точки зрения израильского законодательства и фактически является одним из районов Иерусалима.
  • Эфрата (ивр. אֶפְרָתָה ‎) (также неофициальное название Эфрат)
  • Восточные районы Иерусалима (Эль-Кудс) (ивр. יְרוּשָׁלַיִם ‎) (араб. القدس ‎‎) (статус города пока спорный)
  • Кармей-Цур (ивр. כַּרְמֵי צוּר‎ ‎)
  • Карней-Шомрон (ивр. קַרְנֵי שׁוֹמְרוֹן‎ ‎)
  • Кдумим (ивр. קְדוּמִים‎ ‎)
  • Кейдар (ивр. קֵדָר ‎)
  • Кирьят-Арба (ивр. קִרְיַת־אַרְבַּע ‎ - «посёлок четырёх») Считается израильским поселением, фактически еврейская часть города Хеврон.
  • Кирьят-Луза (Неве-Кедем) (ивр. (קרית לוזה (נווה קדם ‎) Считается израильским поселением, фактически самаритянская часть города Шхем (Шомрон, Наблус), прилегающая к еврейскому поселению Ар-Браха.
  • Кфар-Эцион (ивр. כְּפַר עֶצְיוֹן‎ ‎)
  • Маале-Адумим (ивр. מַעֲלֵה אֲדֻמִּים‎ ‎)
  • Маале-Амос (ивр. מַעֲלֵה עָמוֹס‎ ‎)
  • Маале-Эфраим (ивр. מַעֲלֵה אֶפְרַיִם‎ ‎)
  • Мейцад (ивр. מיצד ‎) (также неофициальное название Асфар)
  • Мигдаль-Оз (ивр. מִגְדַּל עֹז‎ ‎)
  • Модиин-Илит (ивр. מוֹדִיעִין עִלִּית‎ ‎)
  • Нокдим (ивр. נוֹקְדִים‎) ‎)
  • Невэ-Даниэль (ивр. נְוֵה דָּנִיֵּאל‎ ‎)
  • Оранит (ивр. אֳרָנִית‎ ‎)
  • Пней-Кедем (ивр. פְּנֵי קֶדֶם‎ ‎)
  • Рош-Цурим (ивр. רֹאשׁ צוּרִים‎ ‎)
  • Текоа (ивр. תְּקוֹעַ‎ ‎)
  • Халамиш (ивр. חַלָּמִישׁ‎ ‎) (также неофициальное название «Неве-Цуф», ивр. נוה-צוף ‎)
  • Эльазар (ивр. אֶלְעָזָר‎ ‎)
  • Элькана (ивр. אֶלְקָנָה‎ ‎)
  • Имануэль (ивр. עִמָּנוּאֵל‎ ‎)
  • Гуш-Эцион (ивр. גּוּשׁ עֶצְיוֹן‎ ‎) - поселенческий блок

10. Сектор Газа

15 августа 2005 Израиль начал вывод израильских поселенцев (9 200 человек). 22 августа все израильтяне покинули Сектор Газа. С 23 августа на территории сектора Газа нет ни одного израильского поселения. 12 сентября Сектор Газа покинул последний израильский солдат.

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИЗРАИЛЯ

Попытки представить еврейские поселения на территории Западного берега (древней Иудеи и Самарии) незаконными и "колониальными" по своей природе игнорируют сложность этого вопроса, историю земли и уникальные правовые обстоятельства этого дела.

Исторический контекст

Еврейские поселение на территории древней Иудеи и Самарии (Западный берег) часто представляют лишь как современное явление. На самом деле, еврейское присутствие на этой территории существует в течение тысяч лет, и было признано законным в Мандате на Палестину , принятом Лигой Наций в 1922 году. Этот Мандат предусматривал создание еврейского государства на территории древней родины еврейского народа.
После признания «исторической связи еврейского народа с Палестиной» и «оснований для восстановления его национального дома», Мандат специально оговаривает особое условие в статье 6 следующим образом:
"Администрация Палестины, обеспечивая непредвзято права и положение других слоев населения, должна способствовать еврейской иммиграции в подходящих условиях и должна поощрять, в сотрудничестве с Еврейским агентством, указанным в статье 4, плотное заселение евреями земель, в том числе государственных земель, не востребованных для общественного использования".
Некоторые еврейские поселения, такие как Хеврон, существовали на протяжении веков османского владычества, а некоторые поселения, как Неве Яаков к северу от Иерусалима, Гуш-Эцион в южной Иудее и общины на севере Мертвого моря, были созданы при администрации подмандатной Британии до создания государства Израиль и в соответствии с Мандатом Лиги Наций.

Многие современные израильские поселения были фактически заново созданы на участках, которые были домом для еврейских общин в предыдущих поколениях, осуществляя глубокие исторические связи еврейского народа с этой землей - колыбелью еврейской цивилизации и месторасположением ключевых событий еврейской Библии. Значительное их количество расположено в местах, откуда ранее еврейские общины были насильственно вытеснены арабскими армиями или жестоко убиты, как это было в случае древней еврейской общины Хеврона в 1929 году.

За более чем тысячу лет единственной администрацией, запрещавшей еврейские поселения в этих местах, была иорданская оккупационная администрация, которая во время девятнадцати лет своего правления (1948-1967) объявила продажу земли евреям преступлением, караемым смертной казнью. Право евреев устанавливать дома в этих районах и законное право на частное владение приобретенной землей не могут быть юридически отменены иорданской оккупацией, в результате ее незаконного вооруженного вторжения в Израиль в 1948 году, никогда не бывшего признанным на международном уровне законным, и такие права остаются в силе по сей день.

Попытка изобразить еврейские общины на Западном берегу новой формой «колониального» заселения земель иного суверена как лицемерна, так и политически мотивирована. Ни в какой точке истории Иерусалим и Западный берег не были под палестинским арабским суверенитетом. Право евреев жить на своей древней родине, наряду с палестинскими арабскими общинами, как выражение связи обоих народов на эту землю - вопрос, подлежащий обсуждению.

Международное гуманитарное право на Западном берегу и в секторе Газа

Международное гуманитарное право (IHL) или Законы вооруженного конфликта (LOAC) запрещают перемещение сегментов населения государства на территорию другого государства, которую оно заняло в результате применения вооруженной силы. Этот принцип, нашедший свое отражение в статье 49 (6) Четвертой Женевской конвенции (1949 г.) , был сформулирован сразу же после Второй мировой войны, в ответ на определенные события, которые произошли во время войны.

Как подтверждает официальный комментарий к Конвенции Международного Красного Креста, этот принцип был предназначен защитить местное население от перемещения, в том числе, угрожающего его существованию как расы, как это произошло в отношении вынужденного перемещения населения Чехословакии, Польши и Венгрии до и во время войны.

Совершенно независимо от вопроса о том, применима ли Четвертая Женевская конвенция де-юре к такой территории, как Западный берег, не принадлежащей никакому предыдущему законному государству, случаи, когда евреи добровольно устанавливают свои дома и общины на своей древней родине, рядом с палестинскими общинами, не соответствуют принудительному перемещению населения, предусмотренному статьей 49 (6).

Как пишет профессор Ю. Ростоу, бывший заместитель госсекретаря США по политическим вопросам:

"Право евреев заселять территорию по меньшей мере эквивалентно праву местного населения жить там" (Ajil, 1990, Vol. 84, с.72).
Положения статьи 49 (6) относительно принудительного перемещения населения на оккупированные суверенные территории не следует рассматривать как запрет на добровольное возвращение лиц в города и деревни, откуда они или их предки были насильственно изгнаны. Они также не запрещают движение лиц на землю, не находившуюся под законным суверенитетом какого-либо государства и не представляющую частную собственность.

В связи с этим, следует отметить, что израильские поселения на Западном берегу были установлены только после исчерпывающего процесса расследования, под руководством Верховного суда Израиля, и в отношении их было подтверждено, что они не установлены незаконно на частной земле.

Так же, как поселения не нарушают условия статьи 49 (6) Четвертой Женевской конвенции, они не представляют собой "грубое нарушение" Четвертой Женевской конвенции или «военные преступления», как утверждают некоторые. На самом деле, даже по мнению, что эти поселения противоречат статье 49 (6), замечание, что такие противоречия представляют собой "грубое нарушение" или "военное преступление", было введено (в результате политического давления со стороны арабских государств) только в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям 1977 года, к которым ведущие государства, включая Израиль, не имеют отношения, и которые в этой связи не отражают обычное международное право.

С юридической точки зрения, Западный берег лучше рассматривать как территорию, на которую есть взаимные претензии, и эти претензии должны быть решены в процессе мирных переговоров. Фактически и израильская, и палестинская стороны обязались следовать этому принципу. Израиль имеет обоснованные претензии к названию этой территории, основанному не только на исторических еврейских связях с землей и долговременному проживанию на ней, ее назначении в качестве части еврейского государства по Мандату Лиги Наций и юридически признанному праву Израиля на безопасные границы, но и на том, что эта территория не была ранее под законным суверенитетом какого-либо государства и попала под израильский контроль в оборонительной войне. В то же время, Израиль признает, что палестинцы также имеют претензии на этот район. Именно по этой причине обе стороны договорились решить все нерешенные вопросы, в том числе, будущее поселений, в прямых двусторонних переговорах, необходимость которых Израиль по-прежнему подтверждает.


Израильско-п алестинские соглашения

Двусторонние соглашения, достигнутые между Израилем и палестинцами , регулирующие их отношения, не содержат запрета на строительство или расширение поселений. Напротив, они специально предусматривают, что вопрос о поселениях зарезервирован для переговоров о постоянном статусе, отражающих понимание обеих сторон, что этот вопрос может быть решен только совместно с другими вопросами о постоянном статусе, такими как границы и безопасность. В самом деле, стороны прямо договорились в Израильско-палестинском Временном соглашении 1995 года , что Палестинская администрация не имеет юрисдикции или контроля над поселениями или израильтянами, и что поселения - это предмет исключительной юрисдикции Израиля до заключения соглашения о постоянном статусе.

Указывают, что запрет односторонних шагов, содержащийся во Временном соглашении (статья 31 (7), которые изменяют "статус" Западного берега и сектора Газа, подразумевает запрет на деятельность поселений. Это положение необоснованно. Этот запрет был принят в целях предотвращения каких-либо шагов сторон, которые были бы направлены на изменение правового статуса этой территории (например, путем присоединения или одностороннего провозглашения государственности), в ожидании результатов переговоров о постоянном статусе. Если бы этот запрет был применен к строительству, учитывая, что положение сформулировано в равной степени для обеих сторон, он привел бы к сомнительной интерпретации, что ни одной из сторон не разрешено строить дома для нужд своих общин, пока переговоры о постоянном статусе не будут успешно завершены.

В связи с этим, решение Израиля демонтировать все свои поселения в секторе Газа и некоторые поселения северной части Западного берега в контексте размежевания 2005 года, были односторонними шагами Израиля, а не выполнением юридических обязательств.


Выводы

  • Попытки представить еврейские поселения в древней Иудее и Самарии (Западный берег) незаконными и "колониальными" по своей природе игнорируют сложность этого вопроса, историю земли, и уникальные правовые обстоятельства этого дела.
  • Еврейские общины на этой территории существовали с незапамятных времен и выражают глубокую связь еврейского народа с землей, представляющей собой колыбель его цивилизации, как это подтверждено Мандатом на Палестину Лиги Наций, и с которой евреи или их предки были насильственно изгнаны.
  • Запрет на насильственное перемещение гражданских лиц на территорию оккупированного государства, в соответствии с Четвертой Женевской конвенцией, не соответствует обстоятельствам добровольного еврейского поселения на Западном берегу на приобретенных на законных основаниях землях, которые не принадлежали прежнему законному государству, и которые был предназначены быть частью еврейского государства, согласно Мандату Лиги Наций.
  • Двусторонние Израильско-палестинские соглашения специально выделяли тот факт, что поселения - это предмет согласованной и эксклюзивной израильской юрисдикции, в ожидании результатов мирных переговоров, и они не запрещают поселенческой деятельности.
  • Израиль остается привержен мирным переговорам без предварительных условий, в целях урегулирования всех нерешенных вопросов и взаимных претензий. Он по-прежнему просит палестинскую сторону ответить тем же. Он выражает надежду, что такие переговоры приведут к согласованному, безопасному и мирному урегулированию, которое даст законное выражение связей как евреев, так и палестинцев, с этой древней землей.
Перевод:
Вверх