Портрет ванюшки в рассказе судьба человека. Ванюшка из легендарного фильма «Судьба человека» много лет работал таксистом. Сочинение про Ванюшу

М. А. Шолохов – один из талантливейших русских писателей. Он — мастер создания атмосферы, колорита. Его рассказы погружают нас полностью в жизнь и быт героев. Этот писатель о сложном пишет просто и понятно, не уходя в дебри художественных обобщений. Своеобразный талант его проявился и в эпопее «Тихий Дон», и в коротких рассказах. Одно из таких небольших произведений – рассказ «Судьба человека», посвященный Великой Отечественной войне.

В чем смысл названия рассказа «Судьба человека»? Почему, например, не «Судьба Андрея Соколова», а так обобщенно и опосредованно? Дело в том, что эта история – не описание жизни конкретного человека, а показ судьбы всего народа. Соколов жил обычно, как все: работа, жена, дети. Но его обыденную, простую и счастливую жизнь прервала война. Андрею пришлось быть героем, пришлось рисковать собой ради защиты родного дома, семьи от фашистов. И так поступили миллионы советских людей.

Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы?

Герой прошел тяготы войны, плена, концлагеря, а что же помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? Дело в патриотизме героя, юморе и при этом воле. Он понимает, что его испытания не зря, он воюет против сильного врага за свою землю, которую не уступит. Соколов не может посрамить честь русского солдата, потому он не трусит, не перестает выполнять свой военный долг, а в плену продолжает держаться с достоинством. Один из примеров – вызов героя в концлагере к начальнику Мюллеру. Соколов откровенно высказался относительно лагерной выработки: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этом донесли начальству. Героя вынесли, чтоб допросить, ему грозил расстрел. Но герой не умоляет, не показывает своего страха врагу, не отказывается от своих слов. Мюллер предлагает выпить за победу немцев, но Соколов отклоняет предложение, зато за свою погибель готов выпить даже не одну, а три рюмки, не моргнув глазом. Стойкость героя так удивила фашиста, что «рус Иван» были помилован и награжден.

Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»?

В первую очередь, герой не сломался, хотя потерял всех близких и прошел ад на земле. Да, его глаза «словно присыпаны пеплом», но он не сдается, он заботится о беспризорном мальчике Ване. Также герой всегда поступает по совести, ему не в чем себя упрекнуть: если ему и приходилось убивать, то только ради безопасности, предательства он себе не позволял, самообладания не терял. Феноменально, что у него нет страха смерти, когда речь идет о чести и защите родины. Но такой не один Соколов, таков народ несгибаемой воли.

Шолохов в одной судьбе описал волю к победе всего народа, который не сломался, не согнулся под натиском сурового врага. «Гвозди бы делать из этих людей» — так говорил коллега Шолохова Маяковский. Именно эту идею писатель воплощает в своем великом творении, которое до сих пор вдохновляет нас на свершения и подвиги. Волевая сила человеческого духа, русского духа, предстает перед нами во всем своем великолепии в образе Соколова.

Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора?

Война ставит людей в крайние, критичные обстоятельства, поэтому именно тогда проявляется все лучшее и худшее в человеке. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? Оказавшись в немецком плену, герой спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя. Сложно убить своего, но если этот человек готов предать того, с кем вместе рискует жизнью, может ли такой считаться своим? Герой никогда не выбирает путь предательства, действует по соображениям чести. Его выбор – это постоять за родину и отстоять ее любой ценой.

Та же простая и твердая позиция проявилась в ситуации, когда он стоял на ковре у Мюллера. Эта встреча весьма показательна: немец, хоть и подкупал, угрожал, был хозяином положения, не смог сломить русский дух. В этой беседе автор показал целую войну: фашист наседал, но русский не сдавался. Как бы не старались Мюллеры, Соколовы их переиграли, хотя преимущество было на стороне противника. Нравственный выбор Андрея в этом фрагменте – это принципиальная позиция всего народа, который хоть и находился далеко-далеко, но своей несокрушимой мощью поддерживал своих представителей в минуты тяжких испытаний.

Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней?

Потери СССР в Великой Отечественной войне бьют все рекорды, в результате этой трагедии целые семьи погибали, дети теряли родителей и наоборот. Главный герой рассказа тоже остался совершенно один на свете, но судьба свела его с таким же одиноким существом. Какую же роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? Взрослый нашел в ребенке надежду на будущее, на то, что не все в жизни кончено. А ребенок нашел потерянного отца. Пусть жизнь Соколова не станет прежней, но в ней еще можно найти смысл. Он шел к победе ради таких мальчишек и девчонок, чтобы они жили свободно, не оставались одни. Ведь именно в них будущее. В этой встрече автор показал готовность изможденного войной народа вернуться к мирной жизни, не ожесточиться в боях и лишениях, а восстанавливать свой дом.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Нагрянувшая война отняла у мужчины всё: семью, дом, веру в светлое будущее. Волевой характер и твёрдость духа не позволили сломиться Андрею. Встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой привнесла в жизнь Соколова новый смысл.

Данный расказ входит в учебную программу литературы 9 класса. Перед тем как познакомиться с полной версией произведения, вы можете прочитать онлайн краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, которое познакомит читателя с самыми важными эпизодами «Судьбы человека».

Главные герои

Андрей Соколов – главный герой рассказа. Работал шофёром в военное время, пока фрицы не взяли его в плен, где он провёл 2 года. В плену значился под номером 331.

Анатолий – сын Андрея и Ирины, ушедший на фронт во время войны. Становится командиром батареи. Анатолий погиб в День победы, его убил немецкий снайпер.

Ванюшка – сирота, приёмный сын Андрея.

Другие персонажи

Ирина – жена Андрея

Крыжнев – предатель

Иван Тимофеевич – сосед Андрея

Настенька и Олюшка – дочери Соколова

На Верхнем Доне наступила первая весна после войны. Припекающее солнце тронуло лёд на реке и началось половодье, превратившее дороги в размытую не проездную жижу.

Автору рассказа в эту пору бездорожья нужно было попасть в станцию Букановская, до которой было порядка 60 км. Он добрался до переправы через реку Еланку и вместе с сопровождающим его шофером переплыл на дырявой от старости лодке на другой берег. Водитель вновь уплыл, а рассказчик остался его ждать. Так как шофёр обещал вернуться только через 2 часа, повествователь решил сделать перекур. Он достал папиросы, которые намокли во время переправы, и разложил их сушить на солнышке. Рассказчик присел на плетень и призадумался.

В скором времени от мыслей его отвлёк мужчина с мальчиком, которые двигались по направлению к переправе. Мужчина подошёл к рассказчику, поздоровался с ним и поинтересовался: долго ли ждать ещё лодку. Решили вместе перекурить. Повествователь хотел спросить собеседника, куда он в такое бездорожье направляется с маленьким сыном. Но мужчина его опередил и заговорил о прошедшей войне.
Так повествователь и познакомился с кратким пересказом жизненной истории мужчины, которого звали Андрей Соколов.

Жизнь до войны

Несладко пришлось Андрею ещё в довоенное время. Будучи молодым парнишкой, уехал он на Кубань работать на кулаков (зажиточных крестьян). Это был суровый период для страны: шёл 1922 год, голодное время. Вот и умерли мать, отец и сестра Андрея с голоду. Остался он совсем один. Вернулся он на родину только через год, продал родительский дом и женился на сироте Ирине. Хорошая попалась супруга Андрею, послушная и не ворчливая. Ирина любила и уважала мужа.

В скором времени у молодой пары появились дети: вначале сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Обустроилась семья хорошо: жили в достатке, дом свой отстроили. Если раньше Соколов выпивал с друзьями после работы, то теперь спешил домой к любимой жене и детям. В 29-м ушёл Андрей с завода и стал работать шофёром. Пролетели для Андрея ещё 10 лет незаметно.

Война нагрянула неожиданно. Андрею Соколову пришла повестка из военкомата, и он уходит на фронт.

Военное время

Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.

Во время распределения получил Андрей военный грузовик и отправился за его баранкой на фронт. Но повоевать ему долго не пришлось. Во время наступления немцев Соколову было отдано задание: поставить боеприпасы солдатам в горячую точку. Но довести снаряды к своим не получилось – фашисты подорвали грузовик.

Когда чудом выживший Андрей очнулся, то увидел перевёрнутый грузовик и подорванные боеприпасы. А бой уже шёл где-то позади. Тут Андрей понял, что попал прямо в окружение к немцам. Русского солдата фашисты сразу приметили, но убивать не стали – рабочая сила нужна. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами.

Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Среди арестованных оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею конечность, за что солдат был ему очень благодарен.

Ночь оказалась беспокойная. В скором времени один из пленных начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но старший конвоя запретил кого-либо выпускать из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, - говорит, - осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!» . Немцы застрелили надоедливого богомольца и ещё несколько пленных.

После этого арестованные притихли на некоторое время. Затем начались разговоры шёпотом: стали друг друга расспрашивать, кто откуда родом и как попал в плен.

Соколов услышал рядом с собой тихий разговор: один из солдат угрожал взводному, что расскажет немцам о том, что тот не простой рядовой, а коммунист. Угрожавшего, как выяснилось, звали Крыжнев. Взводный умолял Крыжнева не выдавать его немцам, но тот стоял на своём, аргументируя, «что своя рубашка к телу ближе» .

После услышанного Андрея затрясло от ярости. Он решил помочь взводному и убить подлого партийца. Впервые в жизни Соколов убил человека, и так противно стало ему, будто он «какого-то гада ползучего душил» .

Лагерные работы

Утром фашисты стали выяснять, кто из пленных относится к коммунистам, комиссарам и евреям, чтобы расстрелять их на месте. Но таковых не оказалось, как и предателей, которые могли выдать.

Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему к своим вырваться. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на 40 км. Только по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали 2 года тяжких работ, голода, издевательств.

Попал Соколов на работы в каменный карьер, где пленные «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень» . От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей, и произнес опрометчивые слова в сторону жестоких немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит» .

Нашёлся предатель среди своих, и доложил об этом фрицам. На следующий день Соколова попросило к себе немецкое начальство. Но прежде чем вести солдата на расстрел, комендант блока Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев.

Практически глядя в глаза смерти, отважный боец отказался от такого предложения. Мюллер только улыбнулся и приказал пить Андрею за свою гибель. Терять пленному уже было нечего, и он выпил за избавление от своих мук. Несмотря на то, что боец был очень голодным, к закуске фашистов он так и не притронулся. Немцы налили второй стакан арестованному и снова предлагают ему закусить, на что Андрей ответил немцу: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать» . Рассмеялись фашисты, налили Соколову третий стакан и решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала. В блоке разделили провизию поровну.

Побег

В скором времени Андрей попадает работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции.

По случайности немцы узнают, что Соколов бывший шофёр, и он поступает в услужение немецкой конторы «Тодте». Там он становится личным водителем толстого фрица, майора армии. Через некоторое время немецкого майора посылают в прифронтовую полосу, а вместе с ним и Андрея.

Вновь пленного стали посещать мысли о побеге к своим. Однажды подметил Соколов пьяного унтера, завёл его за угол снял с него все обмундирование. Форму Андрей спрятал под сиденье в машине, а также припрятал гирю и телефонный провод. Для осуществления плана всё было готово.

Как-то утром приказывает майор Андрею везти его за город, где тот руководил постройкой. В дороге немец задремал, и как только выехали за город, Соколов достал гирьку и оглушил немца. После герой достал припрятанную форму, быстро переоделся и поехал во весь опор в сторону фронта.

На этот раз удалось храброму солдату добраться к своим с немецким «гостинцем». Встретили его как настоящего героя и обещали к государственной награде представить.
Дали бойцу месяц отгула: подлечиться, отдохнуть, с родными повидаться.

Отправили Соколова для начала в госпиталь, откуда он сразу написал письмо жене. Прошло 2 недели. Приходит с родины ответ, но не от Ирины. Письмо писал их сосед, Иван Тимофеевич. Не радостным оказалось это послание: жена и дочки Андрея погибли ещё в 42-м. Немцы подорвали дом, где они жили. Осталась от их хатёнки лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели родных попросился на фронт.

Андрей приехал в Воронеж, посмотрел на место, где раньше стоял его дом, а теперь яма, наполненная ржавой водой, и в этот же день отправился в дивизию обратно.

В ожидании встречи с сыном

Долго не верил Соколов своему несчастью, горевал. Жил Андрей только надеждой свидеться с сыном. Между ними началась переписка с фронта и отец узнаёт, что Анатолий стал командиром дивизии и получил множество наград. Гордость переполняла Андрея за сына, и в мыслях он уже стал рисовать, как заживут они с сыном после войны, как он станет дедом и будет нянчить внуков, встретив спокойную старость.

В это время русские войска стремительно наступали и отодвигали фашистов к немецкой границе. Теперь вести переписку не было возможности, и только к концу весны отец получил весточку от Анатолия. Солдаты подошли вплотную к германской границе – 9 мая наступил конец войны.

Взволнованный, счастливый Андрей ждал с нетерпением встречи с сыном. Но недолгой была его радость: Соколову сообщают, что командира батареи подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы. Проводил отец Анатолия в последний путь, похоронив сына на немецкой земле.

Послевоенное время

В скором времени Соколова демобилизовали, но возвращаться в Воронеж он не захотел из-за тяжёлых воспоминаний. Тогда он вспомнил о военном друге из Урюпинска, приглашавшего его к себе. Туда ветеран и направился.

Друг жил с женой на окраине города, детей у них не было. Пристроил приятель Андрея работать шофёром. После работы Соколов часто заходил в чайную, чтобы пропустить стаканчик-другой. Возле чайной Соколов приметил беспризорного мальчишку лет 5-6. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Андрей решил усыновить ребёнка.

Привёл Соколов Ваню в дом, где жил с семейной парой. Мальчика вымыли, накормили и одели. Стал ребёнок своего отца в каждый рейс сопровождать и ни за что не соглашался оставаться дома без него.

Так и жили бы сынишка с отцом ещё долго в Урюпинске, если бы не один инцидент. Ехал как-то Андрей на грузовике в непогоду, машину занесло, и сбил он с ног корову. Животное осталось невредимым, а Соколова лишили водительских прав. Списался тогда мужчина ещё с одним сослуживцем из Кашары. Тот пригласил его к себе поработать и обещал, что поможет получить новые права. Вот они и держат сейчас путь с сыном в Кашарский район. Признался Андрей рассказчику, что всё равно бы долго в Урюпинске не выдержал: тоска не даёт ему засиживаться на одном месте.

Всё бы хорошо, но сердце у Андрея стало пошаливать, боится не выдержит, и сынишка один останется. Каждый день своих покойных родных стал мужчина видеть, будто зовут его к себе: «Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»

Тут показалась лодка. На этом и закончилась история Андрея Соколова. Он попрощался с автором, и они двинулись к лодке. С грустью рассказчик смотрел этим двум близким, осиротевшим людям вслед. Ему хотелось верить в лучшее, в лучшую дальнейшую судьбу этих чужих ему людей, ставших для него за пару часов близкими.

Ванюшка повернулся и помахал повествователю на прощание.

Заключение

В произведении Шолохов поднимает проблему человечности, верности и предательства, храбрости и трусости на войне. Условия, в которые поставила жизнь Андрея Соколова, не сломили его как личность. А встреча с Ваней подарила ему надежду и цель в жизни.

Познакомившись с рассказом «Судьба человека» в сокращении, рекомендуем вам прочитать полную версию произведения.

Тест по рассказу

Пройдите тест – и узнаете, как хорошо запомнили краткое содержание рассказа Шолохова.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 9817.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Что сближает образы «маленьких людей» - Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н. В. Гоголя «Шинель».)

И Акакий Акакиевич, и Петрович - «маленькие люди», униженные и оскорбленные. Жизнь их ничего не стоит, они словно гости в этой жизни, не имеющие в ней ни своего места, ни определенного значения. Шинель - образ, с которым так или иначе связаны все герои повести: Башмачкин, портной Петрович, сослуживцы Башмачкина, ночные грабители и «значительное лицо». Так, и для Акакия Акакиевича, и для Петровича появление новой шинели – поворотное событие в жизни. Петрович «чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново». Новенькая шинель, в которую облачается Башмачкин, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость».

2.2. Каким предстает лирический герой в поэзии А. А. Фета?

Поэзия А.А. Фета отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство.

Лирический герой Фета тонко ощущает переливы и переходы состояний природы («Шепот, робкое дыханье», «Учись у них - у дуба, у березы», «Ласточки»).

В раздумьях о гармонии и противоречиях человека и природы лирический герой находит свое предназначение - служить красоте, которую понимают только «посвященные» («Одним толчком согнать ладью живую», «Как беден наш язык!..», «Мелодия», «Диана»)… Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь - «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадежность» («Она сидела на полу», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной»),

2.3. Какова роль женских образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина. Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично. В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым».

Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее - пагубная страсть к таинственному, неизведанному - к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».

Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье - понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…

2.4. Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы не делают его озлобленным. Главный герой ведёт непрерывную борьбу внутри себя и выходит из нее победителем. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, находит смысл жизни в Ванюше, который также остался сиротой: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» Именно этот мальчик со «светлыми, как небушко, глазами» и становится новой жизнью главного героя.

Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут: «Папка, родненький! Я знаю, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь». У Андрея Соколова просыпаются отцовские чувства к чужому ребёнку: «Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…» Славный герой рассказа снова совершает какой-то душевный, а, возможно, и нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Он помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. Этот ребёнок стал своеобразным «лекарством» для искалеченной души Андрея.

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. В. Исаковский

«Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком плену Андрей Соколов показал себя мужественным и стойким солдатом, но по характеру он человек очень мирный. В плену ему всё время снилась семья, во сне он разговаривал с женой Ириной и детьми: «... я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе...». Так мысли о семье помогали ему выжить в фашистском лагере. Через два года, вернувшись из плена домой, он услышал от соседа рассказ о гибели жены и дочерей при бомбёжке. Но был жив его старший сын Анатолий, и Андрей Соколов опять стал мечтать о семейной жизни, как после войны женит сына и будет нянчить внуков. Его сын погиб вдень Победы от пули немецкого снайпера, и похоронил отец «в чужой, немецкой земле последнюю радость и надежду». Таким образом, за годы войны Андрей Соколов потерял всё, чем дорожил в жизни: жену, детей, дом.

Жениться в другой раз герой не мог, так как по характеру был однолюб. Этот сдержанный и суровый человек нежно любил свою жену: «Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней её, не было и не будет!». Соколов воплощает в себе активное, творческое начало: жить только для себя, своими страданиями и тяжёлыми военными воспоминаниями герой не мог - не такой характер. Подобная концепция личности близка писателю: именно герой с мужественным и великодушным характером может противостоять трагическим историческим событиям. Андрею Соколову надо заботиться о других, отдавать себя людям, любить. Поэтому он сразу обратил внимание на беспризорного малыша у чайной, разглядел его «глазёнки», такие ясные, «как звёздочки после дождя». Примечательно следующее обстоятельство: Ванюшка несколько дней жил возле чайной, где обедали местные шофёры; много взрослых людей видели этого мальчика, кормившегося подачками и объедками, но пригрел его только Андрей Соколов. Мальчика усыновил человек с подорванным здоровьем, без дома, без жены, а, например, не бездетный друг Андрея Соколова, у которого в Урюпинске есть дом и жена-хозяйка.

Ребёнок спас героя от одиночества и отчаяния, жизнь осиротевшего взрослого человека «осмыслилась», то есть получила достойную цель, вполне соответствующую его характеру и убеждениям. Андрей Соколов подарил мальчику отцовскую любовь, о которой ребёнок так мечтал. Жизнь маленького сироты, трагичная в самом начале, выправилась, благодаря случайной встрече у чайной. Так отец и сын, осиротевшие, порознь пропадающие, обрели общую судьбу.

Шолохов оценивает Андрея Соколова как истинного героя не только потому, что солдат выжил в тяжелейших условиях фронта и лагеря, но ещё и потому, что сумел сохранить в себе доброту, сочувствие чужим страданиям и желание помочь слабым. Забота о Ванюшке стала достойным содержанием жизни главного героя. Ребёнок, а также весенний пейзаж становятся символами неоста-новимости жизни, символами надежды. Когда Андрей Соколов и Ванюшка подходят к сидящему у переправы автору, тот быстро сравнивает их внешний вид. Отец - высокий, сутулый, небрежно одетый в прожжённый ватник; мальчик - маленький, одетый в аккуратно зашитую курточку и маленькие сапожки. У одного - «большие чёрствые руки»; у другого - «розовые ручонки». У взрослого - в глазах смертная тоска, от которой автору сделалось не по себе; у маленького - взгляд доверчивый, наивно-ясный.

Начиная свою исповедь, Андрей Соколов отсылает Ванюшку к воде поиграть, и ребёнок практически выпадает из поля зрения автора, захваченного рассказом случайного собеседника. Но к концу исповеди тема обездоленного и спасённого детства выдвигается на первый план, так как через отношение к ребёнку Шолохов проверяет душевные качества взрослых героев - Андрея Соколова и автора. Андрей Соколов боится, что может умереть от сердечного приступа и мальчик опять останется сиротой, а автор отворачивается, чтобы Ванюшка не испугался слёз седою «дяди».

Подводя итог, следует отметить, что главным в «Судьбе человека» является трагический пафос, который пронизывает весь рассказ. Судьбы детей, обездоленных (Ванюшка) или убитых (родные дети Андрея Соколова), являются ярким доказательством бесчеловечности войны. Живым проклятием войне становится судьба главного героя рассказа. Даже тогда, когда Андрей Соколов находит нового сына, happy end не получается: герой каждую ночь видит во сне жену Ирину и родных детей и чувствует, что его здоровье ухудшается с каждым днём.

Это предчувствие трагического конца сложным образом переплетается с любимой идеей Шолохова о непременном, несмотря ни на что, торжестве жизни над смертью. Утверждая свой оптимистический взгляд на мир, в финалах самых трагических произведений писатель изображает весну и ребёнка - символы жизни. На последней странице романа «Тихий Дон» совершенно опустошённый, призывающий смерть как избавление, Григорий Мелехов стоит у порога родного дома и держит на руках своего сына Мишатку. В «Судьбе человека» Андрей Соколов идёт к причалившей лодке, а рядом семенит Ванюшка, его приёмный, но горячо любимый сын.

    Литература о войне - это память народа о грозных и трагических годах. Эту память несут в себе повести В. В. Быкова, Б. Л. Васильева, А. И. Адамовича и многие другие произведения. Книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой...

    Фольклорные элементы поэтики "Судьбы человека" внешне мотивированы тем, что Соколов - выходец из трудового народа - носитель его сознания. Но их "густота", частота, а главное - разножанровость превращают его частный, личный голос...

  1. Новое!

    Михаил Шолохов властно вошёл в XX век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, ещё дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Силой своего великого...

  2. Новое!

    Рассказ «Судьба человека» Шолохов посвя­тил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Ле­вицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принес в издательство рукопись «Тихого Дона». Левицкая была восхищена романом и посодействовала, чтобы...



Вверх