Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – вершинное произведение Некрасова. Некрасов кому на руси жить хорошо Кому на руси жить хорошо жанр

Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

I. Вступление

Композиция – состав, расположение и взаимосвязь час­тей и элементов художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.)

II. Главная часть

1. Основной сюжетный стержень поэмы – поиски «счаст­ливого» семью крестьянами. Эта сюжетная линия как бы про­ходит через судьбы многих людей и завершается образом Гриши Добросклонова, который дает ответ на вопрос, выне­сенный в заглавие поэмы.

2. В процессе поисков счастливого семеро крестьян встре­чаются со многими людьми, выслушивают многочисленные ис­тории, сами принимают участие в некоторых событиях. Мотив странствия, путешествия дает возможность Некрасову расши­рить рамки первоначального сюжета, ввести в композицию по­эмы множество вставных сюжетов (см. Словарик), образов и судеб. Благодаря такому композиционному построению поэма действительно становится своего рода «энциклопедией» рус­ской крестьянской жизни.

3. В поэме Некрасова фактически нет главного героя, а вернее, таким героем становится весь крестьянский мир и от­части соприкасающиеся с ним другие сословия. Наиболее важными героями можно назвать Матрену Тимофеевну, Саве­лия, Ермила Гирина, Якима Нагого, Гришу Добросклонова. Но наряду с ними в поэме существует множество второсте­пенных и эпизодических персонажей, без которых картина русской деревенской жизни была бы неполной. Это староста Влас, Клим Лавин, помещик, поп, безымянные крестьяне из глав «Счастливые», «Пьяная ночь», «Последыш» и др.

4. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась немногое время спустя после отмены крепостного права, поэтому в ее композиции важное место занимают сопоставления дореформенной и пореформенной жизни. Это противопоставление проходит через всю поэму и ярче всего выражается в частях «Пир – на весь мир», «Последыш» и в главах «Поп»и Помещик.

5. Особое композиционное своеобразие характеризует часть «Пир – на весь мир». В ней Некрасов широко обращается к жанру песни, иногда стилизованной под народную, иногда чис­то литературной. Здесь же появляется и жанр сказания-притчи («Про холопа примерного – Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех»). Эти жанровые включения важны тем, что в них прямо или косвенно ставятся вопросы, ключевые для осмысления жизни пореформенной крестьянской России: о рабской и свободной натуре, о грехе и правде, о пер­спективах развития русской деревни и т.п.

III. Заключение

Композиция поэмы Некрасова сложна и своеобразна. По разнообразию входящих в нее элементов, значительной роли вставных сюжетов она может быть сопоставлена с такими произведениями, как «Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя. Особенности композиции поэмы отвечали ос­новной задаче Некрасова: как можно полнее представить жизнь русской деревни на рубеже двух исторических эпох.

Здесь искали:

  • кому на руси жить хорошо композиция поэмы
  • план на сочинение по теме каму на руси жить хорошо

Тема поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — изображение пореформенной России на протяжении десяти-пятнадцати лет после отмены крепостного права. Реформа 1861 года является чрезвычайно важным событием в русской истории, потому что она кардинальным образом изменила жизнь целого государства и всего народа. Ведь крепостное право определяло экономическую, политическую, культурную ситуацию в России примерно триста лет. А теперь оно было отменено и привычная жизнь нарушена. Некрасов формулирует эту мысль в поэме так:

Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику. («Помещик»)

Идея поэмы — рассуждение о счастье человека в современном мире Она сформулирована в самом заглавии: кому живётся хорошо на Руси.

Сюжет поэмы строится на описании путешествия по Руси семи временнообязанных мужиков. Мужики ищут счастливого человека и на своём пути встречают самых разных людей, слушают рассказы о разных человеческих судьбах. Гак в поэме разворачивается широкая картина современной Некрасову русской жизни.

Короткая экспозиция сюжета помещается в прологе поэмы:

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

Мужики сошлись случайно, потому что каждый шёл по своему делу: одному надо было к кузнецу, другой спешил пригласить попа на крестины, третий нёс продавать на базар соты, братья Губины должны были поймать своего упрямого коня и т.д. Завязка сюжета поэмы — клятва семи героев:

В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с жёнами.
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми.
Покуда делу спорному
Решенья не найдут —
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси? (пролог)

Уже в этом споре мужиков Некрасов представляет план развития сюжетного действия в произведении — с кем будут встречаться странники:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю. (пролог)

Как известно, Некрасов не закончил поэму, поэтому задуманный план выполнен не до конца: крестьяне поговорили с попом (глава «Поп»), с помещиком Оболтом-Оболдуевым (глава «Помещик»), наблюдали «счастливую жизнь» вельможи — князя Утятина (глава «Последыш»). Все собеседники странников не могут назвать себя счастливыми все недовольны своей жизнью, все жалуются на трудности и лишения.

Однако даже в неоконченной поэме присутствует кульминации встреча мужиков в главе «Пир — на весь мир» (в разных изданиях на звание главы пишется по-разному — «Пир — на весь мир» или «Пир на весь мир») со счастливым человеком — Гришей Добросклоновым. Правда, мужики не поняли, что видят перед собой счастливца: уж очень этот юноша внешне был непохож на человека, которого, по крестьянским представлениям, можно назвать счастливым. Ведь странники искали человека с крепким здоровьем, с достатком, с хорошей семьёй и, конечно, с чистой совестью — вот в чём счастье, по мнению мужиков. Поэтому они спокойно проходят мимо нищего и незаметного семинариста. Тем не менее именно он чувствует себя счастливым, несмотря на то что беден, слаб здоровьем, впереди у него, по словам Некрасова, короткая и трудная жизнь:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь. («Пир — на весь мир»)

Итак, кульминация находится буквально в последних строчках поэмы и практически совпадает с развязкой:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею. («Пир — на весь мир»)

Следовательно, первой особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На описанный выше общий сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения. Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая «Мёртвыми душами» Н.В.Гоголя. Иными словами, поэма композиционно похожа на пёструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого.

Каждый частный рассказ-история имеет свой более или менее законченный сюжет и композицию. Жизнь Якима Нагого, например, описана оченькратковглаве«Пьянаяночь». Этот немолодой крестьянин всю жизнь тяжело и много работал, на что определённо указывает его портрет:

Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины
На высохшей земле...

Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них смотреть.

Именно Яким даёт ответ господину Веретенникову, когда тот упрекает крестьян в пьянстве:

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?

Более подробные истории с развёрнутым сюжетом посвящены Матрёне Тимофеевне Корчагиной; Савелию, богатырю святорусскому; Ермилу Гирину; Якову верному-холопу примерному.

О последнем герое, преданном холопе господина Поливанова, рассказывается в главе «Пир — на весь мир». Завязка действия находится за рамками рассказа: ещё в молодости

Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать
Да племяша-малолетка качать.

Автор бегло описывает тридцать три года разгульной жизни господина Поливанова, до тех пор пока у него не отнялись ноги. Яков, как добрая сиделка, ухаживал за своим барином. Кульминация в рассказе наступает тогда, когда Поливанов «отблагодарил» своего верного холопа: отдал в рекруты единственного родственника Якова — племянника Гришу, потому что этот молодец захотел жениться на девице, которая самому барину приглянулась. Развязка истории о примерном холопе наступает довольно скоро — Яков завозит своего господина в глухой Чёртов овраг и вешается у него на глазах. Эта развязка одновременно становится второй кульминацией рассказа, так как барин получает за свои злодеяния страшное моральное наказание:

Висит
Яков над барином, мерно качается,
Мечется барин, рыдает, кричит,
Эхо одно откликается!

Так верный холоп отказывается, как это было раньше, всё прощать барину. Перед смертью в Якове пробуждается человеческое достоинство, и оно не позволяет убить безногого инвалида, хотя бы такого бездушного, как господин Поливанов. Бывший холоп оставляет своего обидчика жить и мучиться:

Барин вернулся домой,причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!».
Будешь ты, барин, холопа примерного,
Якова верного
Помнить до судного дня!

В заключение следует повторить, что поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам (Ермилу Гирину, Якову верному, Матрёне Тимофеевне, Савелию, Якиму Нагому и др.). Это несколько неожиданно, потому что в споре семи мужиков названы представители всех сословий русского общества (помещик, чиновник, поп, купец), даже царь — все, кроме крестьянина.

Поэма писалась примерно пятнадцать лет, и за это время её план в сравнении с первоначальным замыслом несколько изменился. Постепенно Некрасов приходит к выводу, что главной фигурой русской истории является крестьянин, который кормит и защищает страну. Именно настроение народа играет всё более заметную роль в государстве, поэтому в главах «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир» главными героями становятся люди из народа. Они несчастливы, но обладают сильными характерами (Савелий), мудростью (Яким Нагой), добротой и отзывчивостью (вахлаки и Гриша Добросклонов). Недаром поэма заканчивается песнью «Русь», в которой автор выразил свою веру в будущее России.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была окончена, однако она может рассматриваться как цельное произведение, так как идея, заявленная вначале, нашла своё законченное выражение: счастливым оказывается Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за счастье простых людей. Иными словами, в ходе работы над поэмой автор заменил крестьянское понимание счастья народническим: счастье отдельного человека невозможно без счастья народа.

Некрасов работал над поэмой более 13 лет. За это время многое изменилось в поэме - от первоначального замысла и до сюжета. Галерея сатирических образов многочисленных господ не была завершена, Некрасов оставил только попа и помещика Оболта-Оболдуева. На первое место поэт поставил народ, сведения о жизни которого Некрасов собирал долгое время. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала поэмой о судьбе народа и его тяжкой доле. Написанная в то время, когда происходила реформа по отмене крепостного права, ничего не принесшая народу, поэма показывает путь к освобождению. Поэтому вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», разрешается уже не в рамках счастья отдельных людей, а введением понятия всенародного счастья. Это сближает поэму с эпопеей.

Еще одной эпической чертой является то, что в «Кому на Руси жить хорошо» очень много героев. Здесь показаны помещики, поп, крестьяне с их судьбами и представители «холопского звания», цель жизни которых заключается в служении барам. Мы не можем сказать, кто на них является главным героем. Известно, что семеро мужиков отправляются на поиски счастья, но выделить среди них главного героя нельзя. Можно сказать, что эти семеро являются основными персонажами. Ведь каждый из них рассказывает свою историю и становится на какое-то время главным героем, пока его не сменит кто-то другой. Но по большому счету главным героем поэмы выступает весь народ.

Жанровым своеобразием поэмы является смешивание в ней сказочных мотивов и реальных исторических фактов. Вначале говорится, что семь «временнообязанных» отправляются на поиски счастья. Конкретная примета мужиков - временнообязанные - указывает на реальное положение крестьян в 60-е годы XIX века. В поэме показана общая картина жизни крестьян в пореформенное время: разорение, голод, нищета. Названия деревень (Заплатово, Разутово, Знобишино, Неурожайка), уезда (Терпигорев), волости (Пустопорожняя), губернии (Подтянутая) красноречиво свидетельствуют о положении губерний, уездов, волостей и деревень после реформы 1861 года.

В поэме широко используются былины, пословицы, сказки и сказания, песни. Уже в прологе мы встречаем сказочные образы и мотивы: скатерть-самобранка, леший, корявая Дурандиха (ведьма), зайка серенький, хитрая лисица, черт, ворон. В последней главе поэмы появляется много песен: «Голодная», «Барщинная», «Солдатская» и другие.

Произведение Некрасова при жизни автора не было целиком напечатано из-за цензурных запретов. Поэтому до сих пор ведутся споры о расположении частей в поэме. Все части, кроме «Последыш» и «Пир на весь мир», объединяются странствующими крестьянами. Это позволяет свободно переставлять части. В целом поэма состоит из частей и глав, каждая из которых обладает самостоятельным сюжетом и могла бы быть выделена в отдельную повесть или поэму.

Поэма дает ответ не только на поставленный в ее заглавии вопрос, но и показывает неизбежность революционного переустройства мира. Счастье возможно лишь тогда, когда народ сам будет хозяином своей жизни.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ

Эта задача - всесторонне исследовать быт и бытие русского народа, проникнуть в глубь его души во многом определяет жанровое своеобразие поэмы. Следует согласиться с Л.А. Евстигнеевой, которая определяет жанр «Кому на Руси жить хорошо» - как «эпопею-обозрение, монтаж разного рода событий, подчиненных развитию центральной мысли автора ». «Последовательное осуществление сюжетной схемы, намеченной в «Прологе», - пишет исследователь, - Некрасов заменяет последовательностью аналитических суждений о народе, его настоящем положении, судьбах России и будущем революционного движения. Рождается новаторская сюжетика, названная впоследствии центробежной, что сближает Некрасова с литературным процессом конца XIX - начала ХХ в.».

Точные определения поэмы - «энциклопедия народной жизни» или «эпопея народной жизни» - предполагают не только умение писателя нарисовать обобщенный портрет всех сословий российского общества, но и дать своего рода «философию жизни» народа, воссоздать в поэме национальный характер. Этой задаче, избранной автором теме подчиняется ориентация автора на многоголосие. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» значительное место занимают диалоги часто неназванных, не описанных персонажей, полилоги, каждый из которых может быть развернут в отдельное повествование. Но предельная краткость диалогов и полилогов не мешает представить характер собеседников или даже их судьбы. Стремлением воссоздать быт и бытие народа определяется и многогеройность повествования: каждый герой входит в повествование со своей судьбой и со своей задушевной историей.

Особую роль выполняют в повествовании фольклорные жанры - загадки, пословицы, поговорки и - главное - песни. Известно, как Некрасов воспринимает песни: «народная поэзия для Некрасова была не только хранительницей поэтических представлений крестьянства, но и результатом жизни народных масс в целом, средоточием национального художественного мышления, лучшей выразительницей русского национального характера».

Народ в некрасовской поэме выплакивает свою боль, жалуется и печалится, открывает читателю свою душу и сам же пытается разобраться в тайнах своей души и своего сердца.

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ

Этот вопрос также относится к дискуссионным. Прежде всего потому, что у исследователей нет единого мнения в решении вопроса: какого принципа придерживаться при формировании поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - брать ли за основу время создания частей или хронологию путешествия крестьян. Учитывая время написания частей, они должны идти в такой последовательности: Пролог; Первая часть; «Последыш»; «Крестьянка»; «Пир на весь мир». Но такой композиции противоречит авторская воля: согласно пометам Некрасова, «Последыш» и «Пир на весь мир» сюжетно связаны: поэт отнес обе эти главы ко второй части, а «Крестьянку» - к третьей части. Таким образом, композиция должна быть иной: Пролог, Первая часть, «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка».

Есть и иное обоснование именно такой композиции - время действия частей. Странствие мужиков должно было охватывать несколько месяцев, и время в главах, как показал В.В. Гиппиус, «расчислено по календарю». Действие Пролога относится к началу весны. «В главе «Поп», - отметил исследователь, - странники говорят: «а время уж не раннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая) происходит самая ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». Это значит, что время действия главы - 29 июня (по старому стилю). В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва и, как показал К.И. Чуковский, в черновых вариантах даже есть название месяца - август.

Тем не менее, с такой композицией согласны далеко не все исследователи. Главное возражение: подобное расположение частей искажает пафос поэмы. Как писал в комментариях к поэме К.И. Чуковский, «требуя, чтобы мы закончили поэму «Крестьянкой», В.В. Гиппиус раньше всего игнорирует то обстоятельство, что в «Крестьянке» (в ее последней главе) зазвучали, наперекор всему содержанию поэмы, «нотки либерального угодничества» <...>. Глава эта зовется «Губернаторша». После всех проклятий ненавистному строю, причинившему столько страданий порабощенной крестьянке, в этой главе появляется благородная аристократка, жена губернатора, которая спасает крестьянку от всех ее мук. <...> Гимном доброжелательной барыне будет закончена вся поэма «Кому на Руси жить хорошо»<...>. И тогда на некрасовский вопрос: «Где ж ты, тайна довольства народного?» - будет единственный ответ: в барской ласке, в барской филантропии». К.И. Чуковским предложен другой вариант композиции: Пролог и первая часть; «Крестьянка»; «Последыш» и «Пир на весь мир». Эта композиция и принята в большинстве изданий, хотя при этом нарушена и авторская воля, и временной календарь, который лежит в основе частей.

Возражая Чуковскому, исследователи указывают на то, что «Крестьянка» заканчивается не гимном «губернаторше», а горькой «Бабьей притчей» - своего рода итогом в размышлениях о неизбежности трагедии в судьбе женщины. Кроме того, идеологические доводы, разумеется, не должны определять композицию. Руководствуясь, прежде всего, временем создания частей, авторской волей и логикой развития авторской мысли, некоторые исследователи предлагают печатать главу «Крестьянка» после «Последыша», но завершать поэму «Пиром на весь мир», указывая при этом, что «Пир» «непосредственно связан с главой «Последыш» и является его продолжением».

Тема: ПОЭМА-ЭПОПЕЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ

Цели урока: вызвать у учащихся живой интерес к произведению «Кому на Руси жить хорошо»; рассказать о творческой истории поэмы-эпопеи; охарактеризовать особенности жанра и композиции.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1. Расскажите об основных темах и мотивах лирики Н. А. Некрасова.

2. Прочитайте (наизусть) и проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3. Как вы понимаете слова: гражданственность, психологизм, лиризм, эпопея, драма?

II. Объяснение нового материала.

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ-ЭПОПЕИ

«Кому на Руси жить хорошо» вершинное произведение Некрасова, плод его неустанного труда.

В течение 20 лет поэт собирал материалы о народной жизни «по словечку». Появилось произведение, грандиозное по широте замысла и глубине проникновения в психологию людей, различных по социальному положению.

Поэт начал работать над «народной книгой» в 1863 году, а закончил тяжелобольным человеком в 1877 году с горьким сознанием незавершенности. «Одно, о чем сожалею глубоко, - это что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо», - говорил поэт незадолго до смерти. Но и в незавершенном виде «Кому на Руси жить хорошо» - великое произведение о народе и для народа.

О композиции. Поэт не успел сделать распоряжение о последовательности частей поэмы. Единственное, что известно, часть «Пир - на весь мир» Некрасов хотел поместить за «Последышем». Итак, литературоведы пришли к выводу, что за «Прологом. Часть первая» должны следовать части «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир». Все эти части связаны темой дороги.

О жанре. По мнению М. Г. Качурина, «перед нами эпопея» - художественное произведение, в котором отражены «великие исторические события, целые эпохи в жизни страны и народа». Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» - реалистическая поэма эпопея.

О сюжете. Сюжет близок к народным сказкам о поисках мужиками-правдоискателями счастливого человека. Начало поэмы («В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай...») напоминает сказочный зачин. Семь мужиков из шести деревень «сошлись», заспорили («Кому живется весело, вольготно на Руси?») и отправились на поиски по-настоящему счастливого человека. Все, что увидели странники во время путешествия по Руси, с кем встречались, кого выслушивали, и составляет содержание поэмы-эпопеи.

III. Комментированное чтение поэмы (по выбору).

Обратить внимание на основные художественные образы (собирательный образ мужиков, образы народных заступников, типические образы помещика, попа, крестьян).

Домашнее задание.

1. Чтение поэмы.

2. Ответить (устно) на вопросы:

1) Творческая судьба «Кому на Руси жить хорошо».

2) Особенности жанра и композиции.

3. Подготовить выразительное чтение понравившихся строк поэмы.

4. Индивидуальные задания (по группам).

Сочинение (или сообщение):

1-я группа - «Савелий богатырь святорусский».

2-я группа - «Образ Якима Нагого».

3-я группа - «Ермил Гирин и его представление о счастье».

4-я группа - «Матрена Тимофеевна - женщина с сильным характером».

5-я группа - «Образ «народного заступника Гриши Добросклонова».



Вверх