Почему людей называют людьми? Как появился человек разумный? Происхождение человека разумного Теория аномалий пространства


Происхождение и становление культуры связаны с происхождением и становлением человека – антропогенезом. Антропогенез есть составная часть биогенеза – процесса происхождения жизни на Земле. Существует две основные точки зрения на проблему происхождения природы и человека.

Креационизм

Первая отражена в концепции креационизма или «творения », согласно которой человек и все живое на земле сотворены некой верховной силой, Богом или богами. Концепция «творения» прослеживается уже в самых древних мифах, созданных в Месопотамии и Египте в 3-м тыс. до н. э. Она отражена в книге «Генезис» («Бытие»), созданной древними иудеями в 1-м тыс. до н. э. и воспринятой христианами как составная часть Библии. В книге говорится о том, что Бог сотворил весь мир и человека за 6 дней. Скоротечность творения выявляет всемогущество Бога. Эту концепцию принял на вооружение и ислам, созданный в Аравии в VII в. н. э.

Поддержанная авторитетом ведущих мировых религий концепция «творения» долго безраздельно господствовала в мире, но в XIX–XX вв. ее позиции были потеснены в Европе, Северной Америке и ряде других стран. Тем не менее, многие люди в этих странах и сегодня привержены концепции «творения», принимая ее более современные версии. Так, например, библейская версия о сотворении мира в течение шести дней получает новый вариант интерпретации, согласно которому библейские «дни» надо понимать как целые эпохи и т. п. Сторонники традиционных взглядов отвергают такие модификации, полагая, что они подрывают версию о всемогуществе Бога. Традиционалисты отвергают саму необходимость аргументации концепции творения, заявляя, что она дается человеку божественным откровением.

Тем не менее, ученые уже в античном мире и в средние века искали рациональные аргументы в пользу концепции «творения». И главный аргумент видели в том, что без признания существования высшего существа, Бога–творца трудно объяснить всю сложность мироздания и мирового порядка. На вопрос, кто создал так сложно и разумно устроенный мир природы, легче всего дать такой ответ: все это создала вышестоящая могущественная сила, которая есть начало всех начал, первопричина всего. Однако при более глубоком рассмотрении, это объяснение порождает вопросы, которые остаются без убедительного ответа. Например: если Бог создал мир, то кто создал Бога? Где обитает Бог? И т. п. И у человека возникает выбор: либо просто верить в то, что Бог создал мир, либо искать какие-то другие объяснения.

Эволюционная теория

Наряду с концепцией «творения» издавна существовала идея становления человека в результате постепенной и долгой эволюции природы. Философы Древнего мира обращали внимание на то, что различные формы жизни на земле проходят постоянно повторяющиеся циклы: рождаются, развиваются и умирают. Это порождало мысль о том, что природа бесконечна и ее развитие идет по единым всеобщим законам. Кроме того, было видно, что природа постоянно создает какие-то новые формы жизни, и развитие идет от простого к сложному. Эти наблюдения вели к возникновению точки зрения, согласно которой человек является результатом длительной эволюции природы, в ходе которой возникли сначала простые формы живых организмов, а затем они становились все более и более сложными.

Некоторые ученые древности удивительно прозорливо наметили основные этапы и последовательность эволюции. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (VI в. до н. э.) полагал, что растения, а затем животные, и, наконец, человек возникли из тины на формирующейся Земле. Китайский мудрец Конфуций (VI–V вв. до н. э.) считал, что жизнь возникла из одного источника при помощи постепенного развертывания и разветвления.

В Новое время эти блестящие догадки древних ученых получили развитие и обоснование в рамках эволюционной теории , которая выступает как альтернатива концепции «творения». Вначале ученые не стремились полностью рвать с концепцией Бога–творца и искали компромиссные варианты. Так, в XVII в. французский ученый Декарт признавал роль Бога как творца материи и первопричину ее развития , но далее обосновывал тезис о естественном возникновении Вселенной и ее развитии по законам, присущим самой материи . Нидерландский философ Б. Спиноза отождествил Бога с природой, которую рассматривал как вечную систему, развивающуюся по своим собственным законам (пантеизм ). В XVIII в. Эразм Дарвин (1731–1802) высказал идею о том, что жизнь возникла из одной нити, созданной Богом , а затем эта нить постепенно развивалась вплоть до возникновения человека под влиянием изменяющейся среды в результате наследования приобретенных признаков.

В начале XIX века ведущим представителем эволюционизма был французский зоолог Ж. Б. Ламарк, который объяснял сходные черты, присущие определенной группе животных (например, львам, тиграм и другим представителям породы кошачьих) тем, что они имеют общего предка. Возникшие различия между ними Ламарк объяснял разными условиями жизни. Особая роль в создании эволюционной теории принадлежит Чарльзу Дарвину (1809–1882), автору учения о происхождении различных видов живых существ в результате естественного отбора в ходе борьбы за выживание: те организмы, которые сумели лучше приспособиться к изменяющейся природной среде, имеют больше шансов на выживание и размножение. Менее приспособленные вымирают. Таким образом, Дарвин более четко, чем его предшественники, показал общий механизм биологической эволюции. Вначале Ч. Дарвин также не решался полностью порвать с концепцией Бога–творца, но затем сделал это.

К проблеме происхождения человека первым применил теорию эволюции американский ученый Л. Г. Морган, который в ходе изучения жизни американских индейцев создал концепцию, согласно которой человек прошел три стадии развития: «дикости», «варварства» и «цивилизации». Моргана считают родоначальником антропологии как современной науки.

В ХХ в. ученые проделали огромную работу по обнаружению и изучению древних останков растений, животных и человека. В ходе изучения четко прослеживалась закономерность: в нижних, самых древних, слоях земной коры находятся наиболее примитивные организмы, в верхних слоях появляются все более сложные. Эти свидетельства очень длительного восхождения от простых форм жизни к сложным – главный аргумент в пользу теории эволюции. В результате создана достаточно стройная картина эволюционного биогенеза и антропогенеза, которая выглядит так.

Возраст Земли определяется учеными примерно в 5 млрд. лет. Первые живые организмы (одноклеточные) появились примерно 3 млрд. лет назад. Развитие примитивных организмов привело к появлению растительного, а затем и животного мира (700 млн. лет тому назад). Примерно 200 млн. лет назад появились млекопитающие – класс позвоночных животных, который вскармливал своих детенышей молоком. Примерно 60 млн. лет назад в этом классе сформировался отряд приматов – пятипалых, с большим пальцем, сильно противостоящим остальным (результат жизни на деревьях). Примерно 8 млн. лет назад высшие приматы (дриопитеки), обитавшие в лесах Восточной Африки, дали три ветви, которые привели к появлению шимпанзе, гориллы и человека (Homo).

В процессе становления человека выделяют три главных звена, которые образуют так называемую гоминидную триаду . Первым звеном становления человека стало прямохождение . Изменение климата привело к вытеснению в ряде районов лесов саваннами, и поэтому часть высших приматов встали на задние конечности. Прямохождение освободило передние конечности для разносторонней деятельности и привело к формированию второго звена триады – кисти руки, способной к тонкому манипулированию . Это позволило заниматься более сложной работой и, в свою очередь, вело к развитию третьего звена – мозга – центрального отдела нервной системы животного, что в частности проявилось в нарастании объема черепа. Развитие мозга породило способность к целенаправленной заранее спланированной, т. е. сознательной , деятельности. Эта способность нашла свое выражение в изготовлении орудий труда – орудийной деятельности . Орудийная деятельность отличает человека от других животных. Обезьяна может использовать палки и камни, но не делает из них более удобные орудия труда для повседневного применения, не занимается их постоянным совершенствованием.

Развитие сознания сделало человека способным к абстрактному мышлению: мышлению при помощи образов, закрепленных в языке . Человек оперирует абстрактными понятиями (символами), которыми он обозначает различные предметы и явления. Язык человека отличен от языка животных. Последний есть система сигналов, передающих звуковую реакцию на какой-либо непосредственный внешний раздражитель. Например, уловив запах врага, животные подают сигнал тревоги. Речь человека есть инструмент передачи очень сложной информации, которая может быть и не обусловленной непосредственными внешними раздражителями. Язык и мышление неразрывно связаны. Наряду с орудийной деятельностью они отделяют человека от животных. Таким образом, удачное сочетание ряда факторов позволило человеку в процессе борьбы за выживание подняться на самую высокую ступеньку эволюции.

Этапы становления человека (род Homo)

В рамках наиболее распространенной классификации непосредственным предшественником рода Homo считают австралопитека («южная обезьяна»), жившего в южной и восточной Африке IV–V млн. лет тому назад. Строение тазобедренных костей и стопы австралопитеков, характер сочленения позвоночника и головы показывают, что они были прямоходящими . Объем мозга у австралопитека доходил до 500 куб. см.

Первыми представителями рода Homo являются так называемые архантропы – « древнейшие люди». Некоторые ученые полагают, что они появились уже 4 млн. лет назад, но достоверным считается срок 2 млн. лет. Помимо прямохождения главная отличительная особенность архантропов – орудийная деятельность. В число архантропов входят:

1) Хомо хабилис – «человек умелый». Он жил 2 млн. лет назад в Африке в районе озера Танганьика (Танзания), где найдена искусственно обработанная галька. Объем мозга – 500–700 куб. см.

2) Homo erectus – «человек выпрямленный». Он появился в тропической зоне Африки 1,5–2 млн. лет назад. Объем мозга – 800 – 1000 куб. см. Ему принадлежат более совершенные орудия труда – рубила, обточенные с двух сторон камни миндалевидной формы. Из Африки homo erectus перешел в Азию и Европу. Наиболее известные представители:

– питекантроп – обезьяночеловек, найденный на острове Ява в Индонезии;

– синантроп – китайский человек, найден недалеко от Пекина;

– гейдельбергский человек, найденный в Германии.

3) Homo ergaster – «человек ремесленный», который появился 1,5 млн. лет назад и морфологически был ближе к современному человеку.

Новая ступень развития человека – палеоантропы (древние люди). Период расцвета – 200–40 тыс. лет до новой эры. Наиболее известные представители названы неандертальцами по имени первой находки в долине Неандерталь в Германии. Мозг – до 1500 куб. см. Неандертальцев считают первыми представителями «хомо сапиенс» – человека разумного, но, скорее всего, неандерталец – это боковая тупиковая ветвь эволюции.

Последняя ступень антропогенеза – неоантропы (новые люди)– хомо сапиенс сапиенс. Наиболее ранние датировки появления неоантропов – 100 тыс. лет. Появились в Африке. Вероятно, это линия идет от Homo ergaster. Наиболее известный неоантроп – кроманьонец, найденный в гроте Кро–Маньон во Франции. Время появления – 35 тыс. лет. Мозг – 1400 куб. см. С биологической точки зрения кроманьонец однотипен современному человеку. В ходе дальнейшей эволюции до 10-го тыс. идет складывание основных рас, но расы – это географические популяции одного и того же биологического вида неоантропа.



Введение

Культурология – наука о сущности и основных этапах развития культуры. Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; мир, созданный руками и головой человека; искусственная среда, отличная от природной среды. Главная функция культуры – обеспечить благоприятные условия для жизни человека. Эту функцию называют гуманистической, подчеркивая тем самым, что культура служит человеку.

В настоящем пособии рассмотрены наиболее важные проблемы становления и развитии мировой культуры с момента ее зарождения до эпохи эллинизма, до начала новой эры. Первая глава посвящена культуре первобытного общества. Глава начинается с рассмотрения проблемы антропогенеза – происхождения человека разумного. В этой связи автор приводит две основные существующие концепции: «творения» и эволюции. Показывает особенности их аргументации. В последующих разделах главы показано, что процесс становления человека был неразрывно связан с его трудовой деятельностью по созданию искусственной, т. е. культурной среды, которая и помогала ему лучше приспособиться к окружающему миру. Именно с такой точки зрения рассматриваются происхождение искусства, магии, религии, мифологии, родовой общины и парной семьи.

Во второй главе анализируются две древнейшие цивилизации Ближнего Востока – шумерская и египетская. На примере Шумера показан механизм становления основных признаков цивилизации (как этапа, более высокого по сравнению с первобытным обществом): городских поселений, государства, права, классового общества, письменности. Обращение к истории Египта позволяет показать высокий уровень развития культуры Древнего Востока.

Третья глава посвящена анализу развития культуры Древней Греции. Особое внимание уделяется проблеме возникновения нового политического строя (республики в форме полиса), а также новациям в области науки и художественной культуры (философия, театр, архитектура, скульптура).

Предложенные темы не исчерпывают всех важных проблем истории культуры Древнего мира. Так, за пределами пособия оказались сюжеты, связанные с историей Вавилона, Индии, Китая, Рима. Поэтому материалы пособия не заменяют лекционного курса. Однако они позволяют студентам более глубоко изучить, в том числе и самостоятельно, ключевые проблемы становления и развития культуры первобытного общества и древних цивилизаций.

ГЛАВА 1. Культура первобытного общества

Происхождение и становление культуры связаны с происхождением и становлением человека – антропогенезом. Антропогенез есть составная часть биогенеза – процесса происхождения жизни на Земле. Существует две основные точки зрения на проблему происхождения природы и человека.



Креационизм. Первая отражена в концепции креационизма или «творения », согласно которой человек и все живое на земле сотворены некой верховной силой, Богом или богами. Концепция «творения» прослеживается уже в самых древних мифах, созданных в Месопотамии и Египте в 3-м тыс. до н. э. Она отражена в книге «Генезис» («Бытие»), созданной древними иудеями в 1-м тыс. до н. э. и воспринятой христианами как составная часть Библии. В книге говорится о том, что Бог сотворил весь мир и человека за 6 дней. Скоротечность творения выявляет всемогущество Бога. Эту концепцию принял на вооружение и ислам, созданный в Аравии в VII в. н. э.

Поддержанная авторитетом ведущих мировых религий концепция «творения» долго безраздельно господствовала в мире, но в XIX–XX вв. ее позиции были потеснены в Европе, Северной Америке и ряде других стран. Тем не менее, многие люди в этих странах и сегодня привержены концепции «творения», принимая ее более современные версии. Так, например, библейская версия о сотворении мира в течение шести дней получает новый вариант интерпретации, согласно которому библейские «дни» надо понимать как целые эпохи и т. п. Сторонники традиционных взглядов отвергают такие модификации, полагая, что они подрывают версию о всемогуществе Бога. Традиционалисты отвергают саму необходимость аргументации концепции творения, заявляя, что она дается человеку божественным откровением.

Тем не менее, ученые уже в античном мире и в средние века искали рациональные аргументы в пользу концепции «творения». И главный аргумент видели в том, что без признания существования высшего существа, Бога–творца трудно объяснить всю сложность мироздания и мирового порядка. На вопрос, кто создал так сложно и разумно устроенный мир природы, легче всего дать такой ответ: все это создала вышестоящая могущественная сила, которая есть начало всех начал, первопричина всего. Однако при более глубоком рассмотрении, это объяснение порождает вопросы, которые остаются без убедительного ответа. Например: если Бог создал мир, то кто создал Бога? Где обитает Бог? И т. п. И у человека возникает выбор: либо просто верить в то, что Бог создал мир, либо искать какие-то другие объяснения.

Эволюционная теория. Наряду с концепцией «творения» издавна существовала идея становления человека в результате постепенной и долгой эволюции природы. Философы Древнего мира обращали внимание на то, что различные формы жизни на земле проходят постоянно повторяющиеся циклы: рождаются, развиваются и умирают. Это порождало мысль о том, что природа бесконечна и ее развитие идет по единым всеобщим законам. Кроме того, было видно, что природа постоянно создает какие-то новые формы жизни, и развитие идет от простого к сложному. Эти наблюдения вели к возникновению точки зрения, согласно которой человек является результатом длительной эволюции природы, в ходе которой возникли сначала простые формы живых организмов, а затем они становились все более и более сложными.

Некоторые ученые древности удивительно прозорливо наметили основные этапы и последовательность эволюции. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (VI в. до н. э.) полагал, что растения, а затем животные, и, наконец, человек возникли из тины на формирующейся Земле. Китайский мудрец Конфуций (VI–V вв. до н. э.) считал, что жизнь возникла из одного источника при помощи постепенного развертывания и разветвления.

В Новое время эти блестящие догадки древних ученых получили развитие и обоснование в рамках эволюционной теории , которая выступает какальтернатива концепции «творения». Вначале ученые не стремились полностью рвать с концепцией Бога–творца и искали компромиссные варианты. Так, в XVII в. французский ученый Декарт признавал роль Бога как творца материи и первопричину ее развития , но далее обосновывал тезис о естественном возникновении Вселенной и ее развитии по законам, присущим самой материи . Нидерландский философ Б. Спиноза отождествил Бога с природой, которую рассматривал как вечную систему, развивающуюся по своим собственным законам (пантеизм ). В XVIII в. Эразм Дарвин (1731–1802) высказал идею о том, что жизнь возникла из одной нити, созданной Богом , а затем эта нить постепенно развивалась вплоть до возникновения человека под влиянием изменяющейся среды в результате наследования приобретенных признаков.

В начале XIX века ведущим представителем эволюционизма был французский зоолог Ж. Б. Ламарк, который объяснял сходные черты, присущие определенной группе животных (например, львам, тиграм и другим представителям породы кошачьих) тем, что они имеют общего предка. Возникшие различия между ними Ламарк объяснял разными условиями жизни. Особая роль в создании эволюционной теории принадлежит Чарльзу Дарвину (1809–1882), автору учения о происхождении различных видов живых существ в результате естественного отбора в ходе борьбы за выживание: те организмы, которые сумели лучше приспособиться к изменяющейся природной среде, имеют больше шансов на выживание и размножение. Менее приспособленные вымирают. Таким образом, Дарвин более четко, чем его предшественники, показал общий механизм биологической эволюции. Вначале Ч. Дарвин также не решался полностью порвать с концепцией Бога–творца, но затем сделал это.

К проблеме происхождения человека первым применил теорию эволюции американский ученый Л. Г. Морган, который в ходе изучения жизни американских индейцев создал концепцию, согласно которой человек прошел три стадии развития: «дикости», «варварства» и «цивилизации». Моргана считают родоначальником антропологии как современной науки.

В ХХ в. ученые проделали огромную работу по обнаружению и изучению древних останков растений, животных и человека. В ходе изучения четко прослеживалась закономерность: в нижних, самых древних, слоях земной коры находятся наиболее примитивные организмы, в верхних слоях появляются все более сложные. Эти свидетельства очень длительного восхождения от простых форм жизни к сложным – главный аргумент в пользу теории эволюции. В результате создана достаточно стройная картина эволюционного биогенеза и антропогенеза, которая выглядит так.

Возраст Земли определяется учеными примерно в 5 млрд. лет. Первые живые организмы (одноклеточные) появились примерно 3 млрд. лет назад. Развитие примитивных организмов привело к появлению растительного, а затем и животного мира (700 млн. лет тому назад). Примерно 200 млн. лет назад появились млекопитающие – класс позвоночных животных, который вскармливал своих детенышей молоком. Примерно 60 млн. лет назад в этом классе сформировался отряд приматов – пятипалых, с большим пальцем, сильно противостоящим остальным (результат жизни на деревьях). Примерно 8 млн. лет назад высшие приматы (дриопитеки), обитавшие в лесах Восточной Африки, дали три ветви, которые привели к появлению шимпанзе, гориллы и человека (Homo).

В процессе становления человека выделяют три главных звена, которые образуют так называемую гоминидную триаду . Первым звеном становления человека стало прямохождение . Изменение климата привело к вытеснению в ряде районов лесов саваннами, и поэтому часть высших приматов встали на задние конечности. Прямохождение освободило передние конечности для разносторонней деятельности и привело к формированию второго звена триады – кисти руки, способной к тонкому манипулированию . Это позволило заниматься более сложной работой и, в свою очередь, вело к развитию третьего звена– мозга – центрального отдела нервной системы животного, что в частности проявилось в нарастании объема черепа. Развитие мозга породило способность к целенаправленной заранее спланированной, т. е. сознательной , деятельности. Эта способность нашла свое выражение в изготовлении орудий труда – орудийной деятельности . Орудийная деятельность отличает человека от других животных. Обезьяна может использовать палки и камни, но не делает из них более удобные орудия труда для повседневного применения, не занимается их постоянным совершенствованием.

Развитие сознания сделало человека способным к абстрактному мышлению: мышлению при помощи образов, закрепленных в языке . Человек оперирует абстрактными понятиями (символами), которыми он обозначает различные предметы и явления. Языкчеловека отличен от языка животных. Последний есть система сигналов, передающих звуковую реакцию на какой-либо непосредственный внешний раздражитель. Например, уловив запах врага, животные подают сигнал тревоги. Речь человека есть инструмент передачи очень сложной информации, которая может быть и не обусловленной непосредственными внешними раздражителями. Язык и мышление неразрывно связаны. Наряду с орудийной деятельностью они отделяют человека от животных. Таким образом, удачное сочетание ряда факторов позволило человеку в процессе борьбы за выживание подняться на самую высокую ступеньку эволюции.

Этапы становления человека (род Homo). В рамках наиболее распространенной классификации непосредственным предшественникомрода Homo считают австралопитека («южная обезьяна»), жившего в южной и восточной Африке IV–V млн. лет тому назад. Строение тазобедренных костей и стопы австралопитеков, характер сочленения позвоночника и головы показывают, что они были прямоходящими . Объем мозга у австралопитека доходил до 500 куб. см.

Первыми представителями рода Homo являются так называемые архантропы – « древнейшие люди». Некоторые ученые полагают, что они появились уже 4 млн. лет назад, но достоверным считается срок 2 млн. лет. Помимо прямохождения главная отличительная особенность архантропов – орудийная деятельность. В число архантропов входят:

1) Хомо хабилис – «человек умелый». Он жил 2 млн. лет назад в Африке в районе озера Танганьика (Танзания), где найдена искусственно обработанная галька. Объем мозга – 500–700 куб. см.

2) Homo erectus – «человек выпрямленный». Он появился в тропической зоне Африки 1,5–2 млн. лет назад. Объем мозга – 800 – 1000 куб. см. Ему принадлежат более совершенные орудия труда – рубила, обточенные с двух сторон камни миндалевидной формы. Из Африки homo erectus перешел в Азию и Европу. Наиболее известные представители:

– питекантроп – обезьяночеловек, найденный на острове Ява в Индонезии;

– синантроп – китайский человек, найден недалеко от Пекина;

– гейдельбергский человек, найденный в Германии.

3)Homo ergaster – «человек ремесленный», который появился 1,5 млн. лет назад и морфологически был ближе к современному человеку.

Новая ступень развития человека – палеоантропы (древние люди). Период расцвета – 200–40 тыс. лет до новой эры. Наиболее известные представители названы неандертальцами по имени первой находки в долине Неандерталь в Германии. Мозг – до 1500 куб. см. Неандертальцев считают первыми представителями «хомо сапиенс» – человека разумного, но, скорее всего, неандерталец – это боковая тупиковая ветвь эволюции.

Последняя ступень антропогенеза – неоантропы (новые люди)– хомо сапиенс сапиенс. Наиболее ранние датировки появления неоантропов – 100 тыс. лет. Появились в Африке. Вероятно, это линия идет от Homo ergaster. Наиболее известный неоантроп – кроманьонец, найденный в гроте Кро–Маньон во Франции. Время появления – 35 тыс. лет. Мозг – 1400 куб. см. С биологической точки зрения кроманьонец однотипен современному человеку. В ходе дальнейшей эволюции до 10-го тыс. идет складывание основных рас, но расы – это географические популяции одного и того же биологического вида неоантропа.

Заключительный этап формирования человека современного типа проходил 300—30 тыс. лет назад. Темпы эволюции популяций формирующихся людей были различными в разных местах, Они определялись как биологическими факторами (миграция, изоляция одних популяций, смешение других), так и набиравшими силу социальными факторами.

Неандертальский человек. Неандертальцы получили свое название по месту первой находки их окаменелых останков в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа (Германия). Окаменелости были обнаружены в 1856 г., и поначалу к ним отнеслись как к останкам современного человека, страдавшего рахитом, артритом и получившего при жизни несколько сильных ударов по голове (таково было заключение патологоанатома). Лишь после опубликования работ Дарвина окаменелости привлекли внимание ученых.

К настоящему времени в Европе и Юго-Западной Азии найдены останки около 200 неандертальцев. Возраст окаменелостей.40—300 тыс. лет. Наиболее хорошо изучены западноевропейские непндертальцы, которых называют классическими. Они жили 70—30 тыс. лет назад. Классические неандертальцы были мускулистыми и коренастыми людьми ростом 1,7 м и массой 70 кг. Плотное телосложение помогало им сохранять тепло в условиях холодного климата Европы ледникового периода. Обнаруженные черепа европейских неандертальцев имеют покатый лоб. надглазничные валики, затылочный бугор с большим основанием. Объем мозга составлял в среднем 1500 см3 (рис. 96). Черепа неандертальцев, обитавших в Юго-Западной Азии, менее массивны, имеют высокий лоб, подборо-дочный выступ, слабо выраженные надглазничные валики.

Европейские неандертальцы жили в пещерах, служивших естественными укрытиями от холода суровых зим. Азиатские неандертальцы сооружали шалаши, покрывая их шкурами животных. Следы очагов говорят об использовании огня для обогрева жилищ. Неандертальцы умели разводить огонь, высекая искры из кусков колчедана.

В эпоху неандертальцев усложнилась технология обработки камня. Тщательно обрабатывая отщепы, неандертальцы создавали более разнообразные и более специализированные орудия по сравнению с орудиями своих предшественников. Наличие среди орудий каменных и костяных игл свидетельствует о том. что неандертальцы шили себе одежду из шкур. В качестве ниток они исполь-зовали сухожилия животных.

Неандертальцы, повидимому, были весьма ловкими охотниками, гак как их существование в холодный период напрямую зависело от успешности охоты. Объектами охоты были как мелкие (лисицы, зайцы, птицы), так и довольно крупные животные (северные олени, лошади, медведи, зубры и даже мамонты).

Неандертальцы первыми среди представителей человеческого ро-дя стали систематически хоронить умерших. Могилы устраивались в иолу пещер. Мертвых клали в позу спящего на боку человека и снабжали предметами, которые по представлению неандертальцев должны были сопутствовать умершему (оружие, орудия труда и др.). Существовал также культ животных, на которых велась охота.

Об искусстве неандертальцев известно крайне мало. Найдены костный амулет, испещренная царапинами галька, куски красного оксида железа, растертый в порошок марганец, возможно, применяв-шийся для раскрашивания тела.

Таким образом, физические данные и передовые по тем временам технические приемы сделали возможным выживание неандертальцев в условиях ледникового периода. Захоронения, ритуалы, зачатки искусства и религиозных верований говорят о достижении неандертальцами более высокого уровня развития самосознания, эмоций, абстрактного мышления по сравнению с их предшественниками.

Место неандертальцев в эволюции человека. Неандертальцы были тупиковой ветвью в эволюции человека. В Европе, Африке, Восточной Азии и Индонезии обнаружены черепа, большой объем (1300 см3), округлый затылок, выпрямленная лицевая часть, мелкие ровные зубы которых позволяют считать их принадлежащими древнейшим формам человека разумного. Возраст найденных черепов 100—300 тыс. лет, что говорит о существовании человека разумного задолго до появления классических неандертальцев.

По-видимому, человек прямоходящий, живший около 500 тыс. лет назад в Северной Африке, дал начало человеку современного физического типа (древнейшая форма Homo sapiens), который в результате нескольких волн миграций заселил сначала Юго-Западную Азию, а затем Европу. В Европе потомками первых миграционных волн человека прямоходящего явились классические неандертальцы. Ученые рассматривают их как высоко специализированный, адаптированный к холодному климату подвид человека разумного — Homo sapiens neanderthalensis. Классические неандертальцы достигли вершины своего развития во время последнего оледенения и исчезли около 30 тыс. лет назад.

Из окаменелостей неандертальцев удалось выделить и расшифровать несколько фрагментов митохондриалыюй ДНК. Сравнение нуклеотидной последовательности митохондриальпой ДНК неандер-тальцев и современных людей подтвердило предположение, что неандертальцы — генетически отдельная, хотя и близкородственная современному человеку, ветвь.

К современного человека и неандертальцев существовал 500 тыс. лет назад.

Примерно 30 тыс. лет назад морфологические изменения человека но основном завершились, и мир населили люди современного тина (подвид II..щи sapiens sapiens).

Кроманьонцы.

Кроманьонцы были несколько ниже среднего нынешнего европейца. Рост мужчины составлял в среднем 170 см, масса — около 70 кг. Для черепов кроманьонцев характерны высокий лоб. прямая (не выступающая вперед) лицевая часть, отсутствующие или слабо развитые надглазничные валики, небольшие челюсти с мелкими ровными зубами, хорошо развитый подбородочный выступ. Объем мозга кроманьонца в среднем был равен 1400 см3. По мнению лингвистов и анатомов, расположение полостей носа и рта, удлиненная глотка позволяли кроманьонцам издавать звуки, гораздо более четкие и разнообразные, чем звуки, доступные их предшественникам. В целом по своему физическому строению кроманьонцы не отлича-лись от современных людей.

Кроманьонцы жили во время последнего ледникового периода. Как и неандертальцы, они населяли пещеры либо сооружали жили-ща в виде шатров из шкур животных. На стоянках кроманьонцев обнаружены разнообразные, тщательно изготовленные из камня и ко-стей животных орудия труда. Были найдены иглы с ушками, крючки для ловли рыб, гарпуны, луки.

Кроманьонский человек был первым создателем музыки (найдены костяные дудочки) и, самое главное, художником. В пещерах обнаружены наскальные рисунки, на которых изображены отдельные животные и целые охотничьи сценки. Найдены костяные статуэтки людей и животных, разнообразные украшения. Кроманьонцы достигли важнейшей ступени интеллектуального развития — способности оперировать символами. Вместе с изображениями животных краманьонцы оставили на стенах пещер непонятные узоры. Самыми древними из этих загадочных знаков являются контуры человеческих ладоней. Кроманьонскому человеку принадлежит древнейшая карта, вырезанная на бивне мамонта, а также загадочные костяные пластинки, украшенные точками. Исследования под микроскопом показали, что тот, кто вырезал метки, многократно менял орудия, силу и угол нажима. Ученые считают, что эти пластинки могут представлять собой лунный календарь.

Сравнение митохондриальных ДНК, полученных от представителей различных современных популяций человека, показало, что все они восходят к одной предковой последовательности нуклеотидов. По разнообразию митохондриальных ДНК современных людей было установлено, что предковая последовательность существовала где-то играли циклические изменения климата, происходив-шие с интервалом в десятки тысяч лет.

Общая схема истории возникновения и эволюции гоминоидов изображена на рисунке 100. На нем видно, что линии, ведущие к современным человекообразным обезьянам и человеку, разделились более 6 млн лет назад. Путь развития от животного до человека не был прямым и однозначным. Некоторые из предшественников человека не смогли его завершить и вымерли. Лишь одной небольшой группе доисторических людей развитие интеллекта, речи, социальных отношений, трудовой деятельности позволило не только успешно конкурировать с другими приматами, но и дать начало современ-ному человечеству.

В Восточной Африке около 200 тыс. лет назад. Таким образом, несмотря на то что представители австралопитеков и людей видов человек прямоходящий, человек умелый и человек разумный подвид неандертальский к этому времени широко расселились по Земле, они не стали родоначальниками современных людей. Кроманьонцы, вероятнее всего, произошли от небольшой группы древней формы человека разумного, жившего в Африке около 200 тыс. лет назад.

Расселение людей современного типа началось примерно 100 тыс. лет назад. Оно шло из Африки через Суэцкий перешеек в двух на-правлениях. Одна ветвь расселения была направлена в Юго-Восточную, Восточную и Северо-Восточную Азию, другая — в Западную Азию и Европу. Было несколько волп миграций доистори-ческих людей из Северо-Восточной Азии через Берингов перешеек в Северную и далее в Южную Америку (40 тыс., 14—12 тыс., 9 тыс. лет назад). В Австралию и на острова Океании человек проник из Юго-Восточной Азии около 50 тыс. лет назад. 40 тыс. лет назад современный человек заселил Европу. В расселении человека существенную роль.

Предмет: История
Класс: 5
Тема урока по учебно-тематическому плану: Появление “человека разумного”.
Форма урока: Комбинированный урок
Оборудование: Учебник Уколова и др., контурные карты,документы, сравнительная таблица, История Мультимедиа комплекс, ЦОР “История древнего мира 5 классы”, издательство НФПК, ЦОР “История 5-е классы” издательство “Просвещение”, ЦОР “Атлас истории Древнего мира ”, собственная презентация
Цель: Доказать, что “человек разумный” наш современник.
Задачи: Развитие познавательного интереса

Воспитание любви к всеобщей истории и следственно к своей Родине

Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками

Ожидаемые результаты: самостоятельно продолжить рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объяснить разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнить отличия рас друг от друга и сделать выводы; выявлять закономерность исторического развития; сравнивать и делать логические выводы. Ответить на проблемный вопрос.

Цель урока: доказать, что “человек разумный” - наш современник.

Оборудование урока: карта “Территории государств в древности”, презентация, задания. Макеты орудий труда, подготовленные к уроку.

Опрос Д.З.

  • вопросы №1-3 (3чел)
  • задание №1-3 (устно)

Новый материал.

Назвать цель урока.

Открыть тетради и записать дату и тему урока.

“Появление “человека разумного”. (Слайд №1 )

На каких континентах жил древнейший человек. (Африка, Евразия ) Показать на карте.

Вспомним теории о происхождении человека (божественная, инопланетная, от крупного млекопитающего)

Чарлз Дарвин (Слайд №2)

Что такое эволюция (Слайд №3) Записываем в тетради.

Посмотрим, как происходило развитие человека или антропогенез – антропо (человек) и генез (развитие). (Слайд №4)

Кто изображен Слайд №5 . (южная обезьяна )

Кто изображен Слайд №6 .(обезьяночеловек)

Все вместе они составляли название “человек умелый”.

Когда появился “человек умелый” (ок. 2,5 млн. лет назад)

Какими были главные занятия древнего человека. (Слайд № 7)

Что такое собирательство.

Какой тип хозяйства вел древний человек.(присваивающее)

Почему. (все необходимое для жизни брал из природы )

Что умел изготовлять “человек умелый”. (орудия труда и оружие) (Слайд №8) + макеты орудий

Из какого материала человек изготовлял орудия труда и оружие. (Дерево и камень )

Как называется такой век, в котором орудия и все необходимое делалось из камня. (каменный)

Из скольких периодов состоит каменный век. (трех) Как они называются и что означают? (палеолит, мезолит, неолит)

Что способствовало развитию мышления человека? (труд)

Эволюция продолжалась и на смену “человек умелый” пришел “человек разумный”. (Слайд № 9) Запись в тетради.

К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец. Запись в тетради.

Где его родина. Читаем текст с.18 посл.абзац . Неандерталец (Приложение №10 ) получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Хоронили умерших в вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир. (Слайд №11 – 14).

Как назывались места, где древние люди по долгу останавливались. (стоянка) (Слайд №15)

Долгое время считалось, что неандертальцы были непосредственными предшественниками человека современного типа. Однако сейчас ученые отказались от данной точки зрения и считают неандертальцев тупиковым видом. Неандертальцы некоторое время жили с другим видом “человека разумного” - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции.

(Слайд № 16)

Есть ли сходство кроманьонца с современным человеком. (Да)

- Кроманьонцы – наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как современных людей, “хомо сапиенс, сапиенс”, т.е. “человек разумный, разумный”. Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете.

40-30 тысяч лет назад – появился кроманьонец . (запись в тетради )

Благодаря постоянному труду, объем мозга человека увеличивался. (Слайд №17)

Человек начинает все более осмысленно трудиться, учится говорить и общаться с сородичами.

Ледниковый период. (Слайд №18 ) Запись в тетради.

Во время оледенения в Европе лишь на короткий период земля оттаивала, и на ней появлялась скудная растительность. Но, ее хватало для пропитания – мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей.

Как вы думаете, какое занятие становится главным у людей и почему. (Охота, т.к. осталась скудная растительность)

Охота в ледниковый период превращается в важнейшее занятие кроманьонцев. Орудия стали изготовлять не только из камня, но и из кости и рога диких животных.

Кроме этого появились костяные иглы, которыми шили одежду из лисицы, волка, и др. животных. (Слайд №19)

Какими способами охотились древние люди на диких животных. (Слайды №20-22)

Изменилось и жилище. (Слайд №23) Читаем. С 20 посл. Абзац.

Можно ли было охотиться на дикого зверя и строить дома в одиночку. (Нельзя)

Требовались десятки людей, организованных, собранных, дисциплинированных. Люди стали жить родовыми общинами. (Слайд № 24) Запись в тетради.

В такую семью входило несколько больших семей, которые образовывали род. Мужчины сообща охотились. Совместно изготовляли орудия труда и строили жилище. Особым уважение пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки.

Что делали женщины. (Занимались собирательством, готовили пищу, следили за огнем, сохраняли запасы пищи, шили одежд, и главное – растили детей)

Родом управляли старейшины – наиболее мудрые и опытные члены рода.

Сообщение на тему “Воспитание детей в родовой общине)

Как вы думаете, почему так жестко воспитывали доисторических мальчиков. (это время – время выживания, и от того как ты будешь подготовлен к жизни, зависит будущее тебя и твоих близких)

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы. Раса – группа человечества. Всего в мире их существует- три. (Слайд № 25) Запись в тетради.

Чем человеческие расы различаются. (Слайд № 26 – 28) (Цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа).

Вывод: расы различаются только внешними признаками. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Закрепление.

Задание №4. Группами и все вместе.

Вернемся к цели нашего урока. Вспомните, сегодня на уроке мы с вами говорили, что ученые называют кроманьонца и современных людей – “хомо сапиенс”,

“человек разумный”. Докажите почему? (внешний облик; человек приобрел качества, которые стали отличать от животного мира: сознание, труд, речь, общение)

(Слайд № 29)

Оценки за урок:

IV. Домашнее задание.

& 4 (в.1,2 у.); творческое задание. “Я – писатель”

Задание №1.

Вставьте недостающие слова.

А) Древнейшие люди жили на земле более ________ лет назад.

Б) Главным отличием древнейших людей от животных было ________.

В) Древнейшими орудиями труда были: ______________.

Г) У древнейших людей было два главных способа добывания пищи _________.

Задание №2.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

В гроте Тешик -Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1.

Задание №3.

Продолжи рассказ. Почему старейшина так поступил?

“… Крек рассказал всё, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он попробовал разжалобить стариков.

Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, - задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, - и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.

Огонь умер… - проворчал один начальник. – И пусть он будет отомщён.

Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились всё громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.

Старший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …”.

Задание №4.

Заполни таблицу, отметив знаком “+” членов родовой общины, которые выполняли перечисленные дела и обязанности. Подчеркни ту работу, которую мужчины, женщины и дети делают и в наши дни.

Дела и обязанности Мужчины Женщины Дети Старейшина
1 Рыть ямы и ловушки
2 Строить жилища
3 Изготавливать орудия труда
4 Шить одежду
5 Готовить пищу
6 Поддерживать огонь
7 Растить детей
8 Собирать фрукты, орехи, сладкие корешки
9 Проверять запасы пищи
10 Учить делать орудия труда
11 Рассказывать предания рода

Задание №5.(Домашнее задание)

Появление человека разумного стало результатом длительного эволюционного развития, занявшего десятки миллионов лет.


Первые признаки жизни на Земле зародились около 4 млрд. лет назад, в дальнейшем возникли растения и животные, и только примерно 90 млн. лет назад на нашей планете появились так называемые гоминиды, которые были самыми ранними предшественниками Хомо Сапиенс.

Кто такие гоминиды?

Гоминидами называют семейство прогрессивных приматов, ставших прародителями современных людей. Появившись около 90 млн. лет назад, они обитали на территории Африки, Евразии и .

Примерно 30 млн. лет назад на Земле началось глобальное похолодание, во время которого гоминиды вымерли повсеместно, за исключением африканского континента, южной части Азии и Америки. В эпоху миоцена приматы пережили продолжительный период видообразования, в результате чего от них отделились ранние предки людей – австралопитеки.

Кого такие австралопитеки?

Кости австралопитеков были впервые найдены в 1924 году в африканской пустыне Калахари. По мнению ученых, эти существа относились к роду высших приматов и жили в период от 4 до 1 млн. лет назад. Австралопитеки были всеядными и могли перемещаться на двух ногах.


Не исключается, что к концу своего существования они научились пользоваться камнями для раскалывания орехов и других нужд. Примерно 2,6 млн. лет назад приматы разделились на две ветви. Первый подвид в результате эволюции преобразовался в человека умелого, а второй – в австралопитека африканского, впоследствии вымершего.

Кто такой человек умелый?

Человек умелый (Homo habilis) был самым первым представителем рода Homo и существовал на протяжении 500 тысяч лет. Являясь высокоразвитым австралопитеком, он имел достаточно крупный головной мозг (около 650 граммов) и совершенно сознательно изготавливал орудия труда.

Считается, что именно человек умелый сделал первые шаги по подчинению окружающей природы, таким образом перешагнув границу, которая отделяла приматов от людей. Homo habilis обитали в стоянках и для создания орудий труда использовали кварц, который приносили в свое жилище из отдаленных мест.

Новый виток эволюции превратил человека умелого в человека работающего (Homo ergaster), появившегося около 1,8 млн. лет назад. Мозг этого ископаемого вида был гораздо крупнее, благодаря чему он мог изготавливать более усовершенствованные орудия труда и разжигать огонь.


В дальнейшем человека работающего сменил человек прямоходящий (Homo erectus), которого ученые рассматривают уже как непосредственного предка людей. Эректусы могли делать орудия из камня, носили шкуры и не гнушались питаться человечиной, а впоследствии научились готовить еду на костре. В дальнейшем они распространились из Африки по всей территории Евразии, включая Китай.

Когда появился человек разумный?

До сегодняшних дней ученые полагают, что человек разумный заменил человека прямоходящего и его неандертальский подвид примерно 400–250 тысяч лет назад. Согласно исследованиям ДНК ископаемых людей, Хомо Сапиенс произошел из Африки, где около 200 тысяч лет назад проживала Митохондриальная Ева.

Этим именем палеонтологи нарекли последнего общего предка современного человека по материнской линии, от которого людям досталась общая хромосома.

Предком по мужской линии был так называемый «Y-хромосомный Адам», существовавший несколько позже – около 138 тысяч лет назад. Митохондриальную Еву и Y-хромосомного Адама не следует отождествлять с библейскими персонажами, поскольку оба они являются лишь научными абстракциями, принятыми для более упрощенного исследования появления человека.


В целом же в 2009 году после проведения анализа ДНК жителей африканских племен ученые пришли к выводу, что древнейшей человеческой ветвью в Африке были бушмены, ставшие, вероятно, общими прародителями всего человечества.



Вверх