План петя в ночь перед боем. Толстой мечтал сделать всех людей счастливыми. Взрослая жизнь внесла изменения во взгляды писателя, но идеалам братства и любви ко всем. В детстве Л.Н. Толстой

Последний бой Пети Ростова - героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В этом отрывке из романа Льва Николаевича Тол­стого «Война и мир» мы знакомимся с Петей Росто­вым. Петя - ещё совсем мальчик, поэтому и отно­шение к войне у него особенное. Он не понимает, что война - это, в первую очередь, смерть. Для него вой- на - это геройство, приключения, испытания себя. Толстой пишет: «Петя находился в постоянно счаст­ливо-возбуждённом состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего герой­ства». Это состояние и привело его к гибели.

Гибель Пети - бессмысленная. Но на примере это­го героя Толстой показывает не только жестокость вой­ны, но и то, что даже на войне можно не терять че­ловеческих качеств.

Денисов пытается уберечь Петю от этой войны, вспоминая его «безумный поступок в Вяземском сра­жении». Но Петя не хочет никого слушать и соверша­ет эти «безумные поступки», словно играет в какую- то свою игру.

Петя во всём хочет казаться взрослым и особенно старается подражать Денисову и Долохову, быть до­стойным их общества. Мальчик пытается быть наравне с ними: «Он может, и я могу!» Нельзя не заметить, что особенно переживает за Петю Денисов, который даже целую ночь не спит, дожидаясь его возвращения из французского лагеря. Денисов просит его только об одном: «…слушаться меня и никуда не соваться», но ведь Петя мечтает командовать!

Мальчик живёт в своём мире, «в волшебном цар­стве, в котором ничего не было похожего на действи­тельность» и «всё было возможно». В этом мире он грезит о геройстве, и ему звучит «торжественно слад­кий гимн».

При чтении этого отрывка всё время переживаешь за Петю. А строчки о его гибели - особенно тяжёлые. Даже для Денисова, который видел не одну смерть на войне, эта смерть была особенным ударом.

Чувствуется огромная симпатия Толстого к этому герою. Петя - очень добрый, искренний человек, настоящий патриот. Наверное, если бы каждый чело­век был таким, то и войн бы не было. Ведь война ру­шит мир, а в данном случае она разрушила особый, волшебный, детский мир.

Здесь искали:

  • смерть пети ростова
  • гибель пети ростова
  • смерть пети ростова в романе война и мир

В романе Л. Толстого «Война и мир» Петя Ростов не является главным героем. Но именно главы с описанием его пребывания в отряде Денисова и трагической гибели в полной мере показывают бесчеловечность и жестокость любой войны. Предлагаем краткое содержание «Пети Ростова» - 7-9 глав 3 части 4 тома.

В отряде Денисова

С тех пор как Петя Ростов попал в свой полк, а затем и в действующую армию, он пребывал в возбужденном и радостном состоянии. Однако ему всегда казалось, что все самое геройское происходит где-то там, без него. Поэтому, узнав об отправке человека к Денисову, Петя стал говорить генералу, что это должен быть именно он. Просьбу удовлетворили, но с условием ни в коем случае не участвовать в действиях отряда и, выполнив задание, сразу же вернуться назад. Так начинается «Петя Ростов», отрывок из романа «Война и мир».

Когда Денисов поинтересовался у героя, может ли он остаться, герой смешался. Отправляясь в отряд, Петя был уверен, что он действительно тут же вернется назад. Но увидев французов и узнав, что нынешней ночью непременно будет атака, молодой человек решил, что уважаемый им до этого дня генерал - дрянь, а Денисов и его товарищи - герои. Следовательно, никак нельзя покидать отряд в трудное для него время.

За ужином

В избе офицеры устроили стол, на котором были водка и ром, хлеб и жареная баранина. Петя поедал душистое мясо, и ему казалось, что в этот момент он влюблен во всех людей. Юноша обратился к Давыдову и попросил отправить его в самую главную… и дать команду. Во время разговора он подарил одному из офицеров свой а потом вспомнил об изюме, что привез с собой: «Я привык жевать что-нибудь сладкое». А еще пообещал прислать кофейник, который недавно приобрел у маркитанта.

Висеня - так прозвали солдаты пленного - сидел у костра. Петя пригласил его в караулку, уверив, что ничего плохо ему не сделают. Действительно, мальчика накормили, одели в кафтан и решили оставить при партии. Все это время герой старался не обращать на француза внимания, но раздумывал, уместно ли дать ему денег.

Встреча с Долоховым: краткое содержание

Петя Ростов много слышал об этом человеке, и когда он вошел в избу, герой поразился простоте его внешнего вида. Гвардейский офицер был выбрит, петлицу сюртука украшал Георгий, а на голове красовалась простая фуражка. Долохов снял бурку и стал расспрашивать Денисова о положении дел. Поговорили о приезде Ростова, ответах генералам, состоянии войск противника. Выслушав, Долохов произнес, что необходимо точно узнать состав последних, потому предложил кому-либо из присутствующих отправиться с ним в разведку. Петя тут же вскрикнул: «Я!», чем вызвал недовольство Денисова.

Заметив барабанщика, офицер начал говорить о неразумности оставлять в живых пленных. Денисов, придерживавшийся иной точки зрения, вступил с ним спор, во время которого Петя соображал. Он многого не понял из услышанного и отнес все к тому, что большие все знают. При этом непременно решил противостоять Денисову и отправиться в разведку. Наконец, Долохов напрямую спросил у Ростова: «Едем?». И юноша в ту же минуту дал утвердительный ответ.

В разведке: краткое содержание

Петя Ростов и Долохов переоделись во французскую форму и, проехав лагерь, направились к мосту. «Попадемся - не дамся живым», - прошептал юноша. Вдруг послышался окрик на французском. Долохов уверенно пояснил, что отстал с товарищем от своего полка и хотел бы найти полковника. Часовой ответил, что командование находится в господской усадьбе, и всадники направились дальше.

Во дворе фермы горел костер, у которого сидели несколько человек. Долохов и с ними завел разговор. Много ли русских на дороге, каково положение дел в войске, сколько пленных в отряде - вот его краткое содержание. Петя Ростов - Толстой неоднократно это подчеркивает - испытывал страх, что сейчас их обман раскроется, но держался стойко. А офицер все расспрашивал. Наконец, он попрощался, и всадники направились дальше. У моста Долохов просил передать Денисову, что утром нужно будет наступать по сигналу, а сам остался на этой стороне.

Ночь перед боем

Денисов очень волновался в ожидании юноши, потому убедившись, что разведка прошла нормально, заснул. А Петя, все еще пребывавший под впечатлением, отправился на двор, где рассказал сидевшему под фурой казаку о поездке. Затем попросил наточить свою саблю и присел рядом. Ростову вдруг показалось, что он находится в каком-то волшебном мире, где вместо караулки была пещера, вместо костра - глаз чудовища, а сам он сидел на высокой башне. Все вокруг было нереальным, и Петя закрыл глаза. В его голове звучала торжественная музыка, которая становилась все громче и отчетливее. Наконец, он понял, что это было во сне. Сквозь дрему он руководил звуками, внимая их красоте. Совсем еще мальчишка, добрый, открытый и далекий от мира жестокости, в котором оказался, - такой может быть в этот момент характеристика героя.

В бою

Сев в седло, Ростов вновь попросил Денисова дать какое-нибудь задание, тот же приказал держаться рядом и никуда не соваться. Однако когда прогремел сигнальный выстрел, Петя помчался вперед. Он проехал мост и уже не разбирал, где свои, а где враги. Подскочив к толпе, увидел, как француз сжимал древко пики, направленной на него. Это еще больше подзадорило юношу, и с криком «ура!» он помчался туда, где раздавалось больше всего выстрелов. Во дворе господского дома заметил Долохова, приказывавшего ждать пехоту. Но Петей владело такое чувство, что он не послушался офицера, а все с тем же криком понесся дальше. Вдруг молодой человек стал странно размахивать руками, выпуская поводья, и сбиваться с седла. В тот момент, когда лошадь остановилась перед тлевшим костром, Петя упал. Его ноги и руки задергались, хотя голова не шевелилась: ее пробила пуля. Так погиб совсем еще юный Петя Ростов.

Отрывок из романа «Война и мир» завершается тем, как к уже мертвому мальчику подошел Долохов и после слов: «Готов» отдал приказ не брать раненых. А подъехавший Денисов повернул к себе бледное лицо юноши, затем быстро отвернулся и отошел, издав звуки, напоминавшие собачий лай.

УРОК

ПЕТЯ РОСТОВ В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ

(«О бедном гусаре замолвите слово»)

Цели урока:

1)усовершенствовать навыки чтения и приемы работы с книгой;

2)развить навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; развить культуру устной речи учащихся;

3)привить любовь к слову, воспитывать патриотизм.

Оформление урока:

Репродукции картин: А.Дюрер. Богородица с Христом и святой Анной. Р Санти. Сикстинская Мадонна. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Икона Владимирской Богоматери. Иллюстрация из журнала «Кругозор». Песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья», фуга И.С.Баха, музыка Н.Рота к кинофильму «Крестный отец», роман «Война и мир».

Ход урока

1 Словарная работа.

На доске слово «палитра», запись в тетрадь его лексических значений.

Палитра.1.Небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски. 2.Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.3.Совокупность выразительных художественных средств.

2. Проверка домашнего задания. Повторение терминов:

цитата, фрагмент, эпизод, композиция.

Отображение на доске схемы сюжета рассказа.

3. Краткое вступительное слово учителя, постановка цели урока.

4. Аналитическая беседа.

Анализ эпизода «Ночь перед боем».

Какие звуки слышит Петя, выйдя во двор? Что он видит?

(Материал для беседы: капли, падающие с деревьев; ржание лошадей; негромкие голоса; храп…)

Это какие звуки: войны или мирной жизни?

Что вы можете сказать о человеке, который слышит эти звуки?

Какой это человек?

(Петя умеет видеть красоту в обычных вещах).

«Сон» Пети.

Какие картины возникают в воображении мальчика?

(Материал для беседы:

Петя был «в волшебном царстве, в котором не было ничегопохожего на действительность: большое черное пятно, может быть, была каркулка, а, может быть, пещера; красное пятно, может быть, огонь, а, может быть, глаз огромного чудовища…; может быть, проходил гусар, а. может быть, его не было;)

(Черные, красные).

Какие это цвета? Радостные? Почему автор использует их?

(Это цвета тревоги, войны. Петя еще не знает о том, что погибнет. В его вплетаются тревожные ноты. Но мальчик еще «в волшебном царстве, в котором все было возможно».

Еще какие картины «видит» Петя?

(Чтение отрывка от слов «Он поглядел на небо…» до слов «рукой можно было достать его»).

(Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Найдите эпитеты (волшебное небо; черное, чистое небо);

олицетворения (облака бежали; небо поднималось над головой; небо спускалось совсем);

сравнение (тучки, как черные пятна).

Какова роль изобразительно-художественных средств языка? Зачем автор использует их?

(Произвести впечатление чего-то волшебного, чудесного, живого; передать чувство восхищения героя прекрасной природой. Душа Пети поет, последний раз в жизни наслаждаясь прекрасной красотой земли. Петя – добрый, честный, чистый мальчик, открытый миру, людям, красоте).

Пересказ двух отрывков из эпизода «Ночь перед боем».

(Звучит фуга И.С.Баха).

Как этот эпизод связан с последующим эпизодом «Первый бой и смерть Пети»?

(Эти два эпизода противопоставляются, в последующем эпизоде автор показывает весь ужас войны и свое отношение к ней).

2.Анализ эпизода «Первый бой и смерть Пети Ростова».

Что чувствует Петя накануне боя? Каково его внутреннее состояние?

Найдите и процитируйте строки.

(Волнение, возбуждение: «глаза горели огнем, озноб пробегал по спине»;

«во всем теле что-то быстро и равномерно дрожало»).

О чем мечтает мальчик?

(Сердце его горит, он мечтает совершить подвиг).

Как он ведет себя в бою? Прочитайте цитату.

(«Как раздались первые звуки топота, крика, Петя, ударив свою лошадь и не слушая Денисова, поскакал вперед.

Ура! Ребята…наши…прокричал Петя и поскакал по улице туда, откуда слышались частые выстрелы и где гуще был пороховой дым.»).

Прочитайте вслух эпизод гибели Ростова Пети.

(«Петя скакал на своей лошади…»).

(Звучит музыка Н.Рота).

Как прореагировали на смерть Пети Денисов и Долохов?

О чем слова Долохова: «Брать не бедем»?

(Для Долохова гибель Ростова – один из эпизодов войны. Рыдание Денисова не признак слабости, а а проявление человечности).

Слово учителя.

Гибель Пети принесла беду в семью Ростовых. Мать Пети из цветущей женщины превратилась в дряхлую старуху.

«Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Душевная рана матери не могла залечиться. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой старухой».

Эта душевная рана наполовину убила графиню.

Демонстрация репродукций картин великих мастеров и иконы Владимирской Богоматери.

Перед вами репрдукции картин А.Дюрера «Богородица с Христом и святой Анной», великого итальянца Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» и «Сикстинская Мадонна» и национальная святыня нашей земли – икона Владимирской Божьей Матери».

Что сближает все эти работы? Прекрасная и вечная тема материнства. Посмотрите, с каким трепетом, нежностью и любовью прижимают они к сердцу своих детей. Разве для гибели рождаются дети и русские, и французы?

Война убивает не только детей, но и матерей.

Аналитическая беседа.

Прочитайте цитаты.

(«…Один упал в грязь под ногами Петиной лошади», «У одной избы столпились казаки. Из серой толпы раздался страшный крик», «Первое, что увидел Петя, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза», «Без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров, а потом француз упал».)

Мы видим наших врагов Петиными глазами.

Что в глубине души чувствует он, глядя на них?

(Сочувствует им, проявляя человечноть. Война убивает детей Божьих, независимо от того: француз он или русский).

Слово учителя.

Чтение фрагмента романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (т.3,часть вторая, глава 39).

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Измученным, без пищи и отдыха. Людям с той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали. Бросить все и побежать куда попало.»

Казалось, что сама природа оплакивала своих детей, убиенных на поле брани.

3.Рассаз ученика о Пете Ростове. Индивидуальное задание – образец ответа подготовленного школьника.

4.Рефлексия.

(Сострадание, любовь к людям, любовь к Родине, желание защитить ее, что есть война и что есть честь).

5.Слово учителя.

Любить человека дорогого, близкого можно человеческой любовью, но только врага можно любить божеской любовью.

Звучит песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья».

На фоне песни обращаемся к иллюстрации из журнала «Кругозор».

Перед вами великое Бородинское поле, на высоких постаментах – двуглавые орлы. А вот фельдмаршал М.И.Кутузов.

Благодаря ему и русским солдатам, таким, как Петя Ростов, стоит наша Россия, державная и бессмертная. Россия, чья нерушимость завоевана кровью и потом нашего народа.


Ответ оставил: Гость

Как часто мы говорим: «Какой красивый человек! » А что значит «красота» ? Мне кажется, в это емкое понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Он видит красоту, «разлитую всюду»: в природе, душах близких ему людей, в произведениях искусства, музыке. Ведь жить без духовной пищи невозможно. Насколько бедна и бессмысленна была бы наша жизнь, не будь в ней творчества в самом широком понимании этого слова. Можно любую работу выполнять с радостью, делать ее с каждым разом лучше и лучше, внося элемент творчества, частицу своей прекрасной души. Это по плечу каждому человеку.
Надо только захотеть, постараться овладеть какой-либо профессией, ибо безделье ведет к деградации. Очень хорошо сказал об этом И. С. Тургенев устами своего героя Базарова. Полемизируя с Павлом Петровичем («Отцы и дети») , Евгений говорит: «Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки» . Как хорошо обрисовано главное условие самоуважения и взаимоуважения в человеческом обществе - необходимостью трудиться! Действительно, разве может тунеядец, бездельник, лентяй вызывать уважение; презрение, жалость, желание помочь, но только не восхищение. Красота, если она истинная, всегда самореализуется. Ведь не важно, чем человек занят, если он творит вокруг себя добро и красоту, делает порученное дело с полной самоотдачей, а по-другому и нельзя, если с ним хорошо и интересно, хочется ему подражать. Только раб выполняет работу из-под палки, а свободный гражданин, умеющий оценивать свои способности, должен стремиться к совершенству вместе с прогрессом. Дух захватывает от мысли, что человек не песчинка, он способен преобразовать мир, но только в основе должно лежать желание множить красоту, разлитую вокруг. Она вернется назад сторицей.
И наоборот, нельзя безнаказанно множить зло, уничтожать красоту, созданную до тебя предшествующими поколениями. Когда я вырасту, стану архитектором. В XXI веке все значительно изменится. Я буду строить необычайно красивые и удобные здания. Мне хочется преобразовать эту землю, на которой мы живем. Но для этого надо много учиться, чтобы не испортить созданное до тебя - нельзя каждому поколению начинать все «с чистого листа» . Мы не иваны, не помнящие родства. У России богатая история, которую творили разные люди, что греха таить, но лучшие ее страницы написаны великими предками: Александром Невским, Дмитрием Донским, Сергием Радонежским, поэтами, художниками, музыкантами и зодчими, заложившими эталон красоты. Я верю, что в XXI веке вырастет и воспитается прекрасный человек, о котором мечтали Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Некрасов. Но это случится не по мановению волшебной палочки. Для этого необходимо много и упорно трудиться над собой: быть искренним, идти к людям с открытыми душой и сердцем.
Для меня идеалами красоты являются литературные герои, созданные фантазией художников, отражающих свои взгляды в ту или иную эпоху: Татьяна Ларина и «тургеневские девушки» , Наташа Ростова и княжна Марья, Кутузов и Тихон Щербатый, Сотников и Зоська Норейко. Да что говорить, есть много литературных героев, на кого я хочу походить, не копируя поведение, жесты, одежду, манеру держать себя. Главное - воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которой родился, и выполнять честно свою работу. Разве этого мало? ! Вполне достаточно, чтобы быть гармоничной личностью, цельной натурой, а значит, и красивым человеком. Эта красота не меркнет со временем, а год от года становится ярче, изысканнее, ценнее.

Ответ оставил: Гость

Кленовый лист оторвался от ветки и полетел... он пролетал над крышами домов и чувствовал себя свободной птицей в небе. И наконец ветер утих и лист плавно упал в реку и его унесло быстрым течением. Кленовый лист вынесло на землю, его нашёл Маленький ёжик и унес в свою норку. И листик сладко уснул в своей зимней постельке.

Вверх