Пейзажа в изобразительном искусстве проект. Творческий проект по изобразительному искусству городской пейзаж. Пример продукта проектной деятельности учащихся

Творческая работа

ТЕМА: « Пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве»

Работу выполнила

Смирнова Галина Петровна

П. Ковернино

Тема: « Пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве»

Цель исследования:

    Проанализировать психолого – педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу, современные программы по изобразительному искусству.

    Собрать материал о видах пейзажа.

    Провести опытно-экспериментальную работу с учащимися по формированию нравственно-эстетического воспитания в процессе ознакомления с жанром пейзажа и его видами.

Гипотеза исследования:

Процесс знакомства с жанром пейзажа, с его выразительными возможностями, как русскими, так и зарубежными будет способствовать формированию нравственно-эстетических суждений и разного художественного творчества при условии, если:

а) будет проводиться систематическая работа по ознакомлению детей с видом жанра «Пейзаж» при реализации комплексного подхода в познании истории развития пейзажа, с его выразительными возможностями;

б) учащиеся будут понимать художественно-выразительные особенности языка и смысл в пейзаже, изучение пейзажа будет опираться на творческие принципы разных художников, методический материал будет соответствовать возрастным особенностям учащихся;

в) занятия будут проводиться в системе;

Методы исследования:

Изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы:

Наблюдение;

Экскурсия;

Изучение и анализ программ по изобразительному искусству;

Опытно-экспериментальная работа;

Практическая работа с учащимися;

Научная значимость:

Теоретически выявлена и практически подтверждена роль пейзажа с его выразительными возможностями в изобразительном искусстве, и жизни людей, в формировании нравственно-эстетического суждения и художественно-творческих способностей учащихся.

Практическая значимость:

Теоретико-экспериментальная работа может быть использована другими учителями при знакомстве с жанром «Пейзаж»

Введение

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлены задачи значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Особое внимание уделяется необходимости развивать чувство прекрасного, формировать высшие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Решить данные задачи помогают уроки по памяти, представлению изображения пейзажа. В детских работах находят отражение радость эстетического познания природы. Одним из жанров изобразительного искусства изучаемых детьми в среднем звене, является пейзаж. Занятие по изучению пейзажа, а также его выразительных возможностей интересные и увлекательные. Живопись пейзажа – одна из необходимых видов работы. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе гармонично, целесообразно, красиво. Воздействие природы на глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствует развитию пространственного мышления, творческих фантазий у ребят. Это помогает прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить и уважать труд взрослых.

Занятия по изучению пейзажа интересны и увлекательны.

Исходя из того, что пейзаж и его выразительные возможности должны воздействовать на различные сферы человеческого сознания и в целом на духовный мир человека, учитель должен находить новые, интересные методы работы, приемы воздействия на детей средствами искусства и действительности, определять новые связи урока с другими учебными предметами, с жизнью.

В связи с этим я провела исследование на тему: «Пейзаж и его выразительные возможности. Язык и смысл». В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования. Огромный вклад в изучение методов работы по ознакомлению с новым материалом на уроках внесли такие педагоги: Шпикалова Т., Неменский Б.М., Неменская Л.А., Кузин В.С. Непосредственно пейзаж и историю его зарождения изучали известные искусствоведы.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение над процессом обучения в среднем звене была выдвинута гипотеза: определить, насколько богата фантазия человека, если:

    На уроках создана атмосфера заинтересованности творчества путем использования различных методов обучения изобразительному искусству;

    На уроках созданы условия для художественной деятельности школьников, инструменты, художественный материал, наглядные пособия и др.;

В работе были использованы методы: изучение и анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, изучение и анализ школьных программ по изобразительному обучению, педагогический эксперимент, беседа, изучение результатов творческой деятельности.

Научная значимость: теоретически выявлена и практически подтверждена роль пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственно-эстетического суждения и художественно-творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: теоретико-экспериментальная работа может быть использована другими учителями при знакомстве с выразительными возможностями в пейзаже.

Новизна исследования: определены оптимальные условия ознакомления учащихся с выразительными возможностями в пейзаже, создана серия работ пейзажей в разной манере исполнения.

Значение занятий по ознакомлению учащихся

с пейзажем и его выразительными возможностями

Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства. Своим эстетическим воздействием произведения пейзажной живописи способны духовно обогатить человека. Пейзаж, передающий характер родной природы, в котором выражено эмоциональное отношение к ней школьников, является и важным средством воспитания чувства любви к Родине.

Общение с природой является неизменным источником вдохновения и зарождения творческих замыслов. Чтобы научиться выполнять пейзаж с натуры необходимо много работать. Работа над этюдом с изображением конкретных объектов начинается с определения в натуре основных цветовых отношений детали пейзажа и окружения. Затем тщательно прорабатывается (по рисунку) форма объекта, его объем. Все это решается цветом с учетом общего колористического состояния освещенности. В пейзаже необходимо умение передавать пространство. Известно, что на большом расстоянии форма предметов теряет объемность, рельефность и приобретает силуэтный плоскостный характер, уменьшается цветовое разнообразие и заметность деталей. Предметы на переднем плане выглядят более объемными, с контрастной светотенью. Цвет предметов по мере их удаления тоже претерпевает значительное изменение, прежде всего, ослабевает его насыщенность.

Занятия в пейзажной живописи помогают детям, вдохновляют и развивают творческие способности, а также индивидуальные способности, прививают любовь к природе, развивают пространственное мышление, образное представление и воображение. На данных уроках дети знакомятся с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Прививают интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Рисование и изучение пейзажа в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Формы и методы, применяемые на уроке

Обучение рисованию пейзажа решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно вести наблюдение, сравнение. Процесс решения этих задач дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать представления об окружающей действительности.

Развитие творческих способностей, играет на воображение. Воображение тесно связано с эмоциями, восхищением, удивлением, что имеет огромное значение для совершения новых открытий.

На уроках изобразительного искусства при изучении пейзажа - огромную роль играет беседа, лекция. Они знакомят детей с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.

Урок – путешествие по выставочному залу, просмотр фильма «Пейзаж». В знакомстве с жанром изобразительного искусства учитель обращает внимание ребят на средства художественного выражения, на технику исполнения, т.е. учит «читать» произведения искусства. Для достижения успеха в работе учителю необходимо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, учитывая их возрастные особенности. Художественное произведение всегда не просто описывает окружающий мир, а создает свой мир, отличный от реальности. Этот мир может быть очень похож на действительность и может быть фантастическим, придуманным, однако он все равно соотнесен с реальностью.

Мир художественного произведения организован волей художника. Каждый элемент этого мира нераздельно слит со смыслом и несет в себе решение образа. Образ всегда обращен одновременно и к чувству, и к разуму. Идеи художественного произведения живут во времени. Они рождаются в определенную эпоху и в определенных обстоятельствах, а потом продолжают жить в иных эпохах и при совершенно других обстоятельствах, которые автор не мог предугадать. Для новых зрителей некоторые идеи, которые автору казались главными, могут отойти на второй план, стать несущественными. И наоборот – новый опыт жизни освещает произведение и создает в нем новые смыслы. Произведения воспринимаются зрителем, обладающим своим опытом понимания современной ему действительности, но ему нужны специальные знания, чтобы освоить опыт жизни, передаваемый через искусство.

Произведение – это всегда диалог между художником и зрителем. Роль художника – придать зримую форму мысленным образам, воплотить их в пространственный и осязаемый образ. То, что мы видим, то, как мы понимаем видимое, на что обращаем внимание, что ценим и чем любуемся, в большей мере зависит от нашего знания и понимания искусства. Издавна важная роль художника состояла в том, что он помогал людям видеть мир. Многие даже не догадываются, как много труда художники вложили в дело видения и на протяжении веков, дали нам огромный запас организованных этим видением жизненных смыслов.

Искусство влияет на жизнь каждого человека. Участвует в формировании образа предметной среды нашей жизни, в организации нашего общения. А значит, оно строит самого человека. Общение с искусством – это творчество, которое позволяет открывать в себе самом новые чувства и мысли, способность понимать окружающих людей, проникать в души предшествующих нам поколений. Искусство дает нам способность ярко ощущать жизнь. Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд – радостный.

Анализ

6 класс

По программе Б.М. Неменского

«Человек и пространство. Пейзаж»

4 четверть

Темы:

1. «Жанры в изобразительном искусстве».

2. «Изображение в пространстве».

3. «Правила линейной и воздушной перспективы»

4. «Пейзаж – большой мир. Организация пространства»

5. «Пейзаж настроение. Природа и художник» - исследовать на практике (выбор учащихся).

6. «Городской пейзаж».

7. «Выразительные возможности в изобразительном искусстве. Язык и смысл».

Тема урока: « Выразительные возможности изобразительного искусства»

Цель урока:

- Через презентацию на повторение пройденного материала – создать пейзаж – передать утреннее и вечернее состояние природы, с помощью выразительных средств художественного материал, раскрыть красоту и функциональность природы в пейзаже, тем самым доказать, что фантазия в каждом человеке имеет удивительное свойство не повторяться и быть выразительной в художественном творчестве.

Задачи:

Образовательные

Через обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках научиться выделять выразительные возможности пейзажа;

Проводить исследование художественного творчества и делать выводы;

Развивающие

Развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, чувство композиции, интерес к жанру «пейзаж», к живописному искусству – как к одному из самых выразительных возможностей;

Совершенствовать умения и навыки;

Владеть живописными приемами;

Уметь анализировать свое творчество с помощью исследования;

Воспитательные

Формировать у учащихся эмоционально – ценностное восприятие произведения изобразительного искусства через историю развития жанра «пейзаж»;

Воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающему миру;

Собственное отношение к данному жанру;

Оборудование:

Для учителя: компьютер – презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакаты для образцов с перспективой;

Для учащихся: бумага ФА -3, акварель, гуашь

План – конспект урока

Время этапа

Ход урока

организации урока

Учитель объявляет тему урока «Выразительные возможности пейзажа». Сегодня на уроке Вам предлагается нарисовать пейзаж, тот который был ближе Вам по Вашему настроению, впечатлению, а так же постарайтесь выразить в творчестве свои эмоции и чувства.

В этом художнику помогают выразительные возможности

Какие выразительные возможности Вы знаете?

(цвет, графика, светотень, объем)

- Задание : Выделить и записать выразительные средства изобразительного языка, которые помогают раскрыть художнику задуманный образ.

Что же такое выразительные возможности?

Попробуйте дать им определение.

Просмотр презентации с комментированием преподавателя

Презентация составлена на повторение пройденного материала и является обобщением в изучении раздела

« Человек и пространство. Пейзаж»

После просмотра учащиеся называют множество выразительных возможностей пейзажа, которые можно разделить:

Композиционные

Выделение главного

Цветовые

Выражение чувств цветом

Графические

Штрих, пятно, линия – выражают характер задуманного

Компьютерно -графические

Пятно, линия – непосредственность в работе

Реалистически выполненные

Объем, светотень, градация цвета, перспектива

Абстракция

Выражение чувств с помощью цвета, пятна, линий

Декоративное решение

Стилизация с помощью пятна, линии, декоративности

По ходу беседы учащиеся приходят к выводу: «Выразительные возможности» - это средства изобразительного языка плюс техника, плюс идеал и творчество, т.е. все то, что делает произведение выразительным, чувственным, загадочным, жизненным, прекрасным, фантастическим.

Поиски выразительных возможностей путем исследования.

Прежде, чем выполнить какое – либо произведение художник занимается поиском, т. е. исследованием. Что он ищет? (выразительные возможности). Исходя из его идей, он выполняет множество зарисовок, набросков, этюдов в графике и в цвете, ищет наиболее выразительные средства.

На прошлых занятиях рассматривались пейзажи в разных техниках.

Выбор учащихся: пейзаж в технике «тычка» (понравилось то, что один и тот же пейзаж каждый художник одевает по-своему, придумывает свои приемы исполнения, свой замысел, передает свои эмоции, настроение. Большую роль играет его фантазия и творчество воображения).

На данном уроке решили проверить путем исследования – насколько богата фантазия человека.

Практическая работа:

1 группа выполняет пейзаж в акварели (инд.работа)

2 группа выполняет пейзаж гуашью (инд. работа)

3 группа выполняет пейзаж в смешанной технике (инд. раб)

Результат учащихся является наглядным пособием, которое может помочь при выполнении самых разных, необычных творческих работ

Мотивация

Задание на решение проблемы

Фактический материал на повторение

Мотивация на исследовательскую деятельность

Демонстрация произведения

Выбор определенного вида искусства

Гипотеза

Организация индивидуальной работы в группах по способностям.

Подтверждение гипотезы

Рефлексия

Заключение

Приобщение к пейзажу не только через восприятие, но и через практическую деятельность духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти учащихся на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

Велика роль педагога в ознакомлении учащихся с пейзажем и его выразительными возможностями. При этом ставится следующая задача педагога: помочь обрести творческое лицо каждому ученику. Разнообразные формы организации урока, значительным образом активизируют детское творчество.

Основная цель занятий пейзажем в общеобразовательной школе – духовно-творческое развитие личности. Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка, научить работать художественными материалами, научить понимать важность и нужность пейзажа, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления учащихся и активизировать имеющийся у них опыт. Затем постепенно через освоение навыками выполнения пейзажа в интересной и доступной, а порой игровой форме ученики подготавливаются к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Детям предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в то же время получить знания о жанре «Пейзаж».

Знакомство с разными видами пейзажей, с творчеством выдающихся мастеров, обогащают внутренний мир, помогают творческому поиску. Все это подтверждает выдвинутую гипотезу – пейзаж и его выразительные возможности, окажут существенное влияние на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Проделанная на практике работа, доказала, что пейзаж и его выразительные возможности оказывают большое влияние на нравственно – эстетическое воспитание учащихся.

На основе теоретического анализа, психолого –педагогической, методической литературы, наблюдением за процессом обучения в среднем звене была выдвинута гипотеза: определить насколько богата фантазия человека, если:

    Проведена предварительная работа с учащимися по ознакомлению с выразительными средствами в пейзаже;

    На уроках создана атмосфера заинтересованности и творчества путем использования различных методов обучения изобразительного искусства.

    На уроках созданы условия для художественной деятельности учащихся (инструменты, художественный материал, наглядные пособия и др.

В работе были использованы методы:

Изучение и анализ искусствоведческой, психолого - педагогической и методической литературы;

Изучение и анализ школьных программ по изобразительному искусству;

Педагогическая экспериментальная беседа;

Изучение результатов творческой деятельности;

Научная деятельность: Теоретически выявлена, и практически подтверждена роль пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственного и эстетического суждений и художественно – творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: Работа может быть использована другими учителями при знакомстве с выразительными возможностями в пейзаже.

Новизна исследования: Определены оптимальные условия ознакомления учащихся с выразительными возможностями в пейзаже, создана серия работ пейзажей в разной манере исполнения.

Работы учащихся

Литература

1. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство» 6 класс М, 2010.

2. Г.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Поровская «Изобразительное искусство» 5 класс М, 2008.

3. Г.Я. Шпикалова, Г.А. Поровская, «Изобразительное искусство в 7 классе» М, 2009.

4. Н.М. Сокольникова « Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» М, 1991.

5. Л.А. Неменская «Каждый народный художник» М, 2002.

6. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция» М, 2004.

7. Г.В. Беда «Живопись» М, 1986.

8. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство во 2 классе» М, 1982., «Изо-бразительное искусство в 3 классе» М, 1982.

9. А.С. Шипонов «Юным любителям кисти и резца» М, 1981.

10. Г.В. Беда «Основы изобразительной грамотности» М, 1981.

11. А.В. Куприн «Натюрморт» М, 1971.

12. Н.Н. Ростовцева « Методика преподавания изобразительного искусства в школе» М, 1974.

Дорошенко Надежда Сергеевна

Название проекта

Пейзаж в литературном произведении

(Расширение, обобщение и систематизация изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж»)

Предмет, класс

Литература 11 класс

Краткая аннотация проекта

Учебный проект "Пейзаж в литературном произведении" представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж».

Цель проекта:

расширить, обобщить и систематизировать материал о понятии «Пейзаж», изученный в 5-10 классах.

Задачи проекта:

1. Вспомнить ранее изученную информацию по теме "Пейзаж".

2. Найти, систематизировать и исследовать материал в соответствии с учебными вопросами, сделать выводы.

3. Создать продукт своей деятельности и защитить его.

Предлагаемый проект рекомендуется использовать в 11 классе при изучении раздела «Литература начала XX века. Писатели-реалисты начала XX века» в рамках темы «Творчество И.А.Бунина» по теории литературы: "Психологизм пейзажа в художественной литературе". Проект представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж». Проект по учебной теме формирует у учащихся коммуникативные навыки, умение организовать самостоятельную работу, находить информацию по обозначенной теме, производить "сортировку" материала, систематизировать его, исследовать информацию, определять причинно-следственные связи, делать выводы. План оценивания основан на личностнориентированном подходе в обучении: развитие навыков самостоятельно управлять процессом обучения, уметь давать самооценку своему труду, проводить взаимооценку успешности в развитии и обучении, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Ожидаемые результаты. После завершения проекта учащиеся смогут:

1. Дать определение понятия.

2. Определять вид пейзажа в конкретном художественном произведении.

3. Определять его место в системе художественных образов.

4. Определять характер и функции пейзажа в литературном произведении.

5. Создавать различные виды продукта своей деятельности и уметь защищать его.

6. Знать критерии самооценки и взаимной оценки.

7. Обрести навыки работы в группе.

План проекта

Работа над проектом ведётся в течение 3-х недель: 3 урока + 4 внеклассных консультации.

Этап подготовительный.

До начала работы учитель планирует:

Этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися (План проекта);

Оценивание (формирующее и итоговое) в ходе проекта (План оценивания).

До начала работы над проектом учитель готовит:

Буклет для родителей "Пейзаж в литературном произведении"

Стартовую презентацию учителя для выявления представлений и интересов учащихся.

Набор дидактического и раздаточного материала, в том числе для формирующего оценивания

Этап I. «Поисково-аналитический»

Урок 1

Формирование интереса учащихся к работе над проектом (интрига):

Буклет для родителей учеников "Пейзаж в литературном произведении";

Формирование эмоционального восприятия темы проекта учениками:

Стартовая презентация учителя

Формирование групп с учётом интересов и учебных потребностей учащихся для учебной исследовательско-поисковой работы: «Историки», «Искусствоведы», «Музыковеды», «Литературоведы», «Аналитики» ;

- «Мозговой штурм» в группах:

  • С чего начать?
  • Какую тему выбрать?
  • Как действовать?
  • Кого привлечь в качестве консультантов и помощников?
  • В какой форме представить материал?

Этап II. «Коррекционно-подготовительный».

Консультация 1

Планы работы в группах;

Изучение учениками критериев:

итоговая экспертная оценка работы группы,

самооценка коммуникативных навыков в группе,

таблицы экспертной и самооценки;

Распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта, начало оформления портфолио каждым учеником и портфолио групп;

Выбор формы представления работы.

Консультация 2

Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

Корректировка планов работы в группах: заполнение календаря проекта, пополнение индивидуальных «Портфолио участника проекта», выбор формы презентации итоговой работы группы.

Этап III. «Заключительный»

Консультация 4

Оформление результатов исследования в виде компьютерных презентаций, художественной галереи, вилеотеки, аудиотеки, Wiki-статьи.

Проведение взаимооценки работ группами.

Уроки 2-3.

Защита проекта:

Презентация итоговых работ групп;

Формулирование ответов на ОПВ и проблемные вопросы проекта;

Конкурс «Портфолио участника проекта»;

Награждение участников проекта.

Этап заключительный .

Подведение итогов работы над проектом, рефлексия.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Пейзаж в литературном произведении - это украшение текста или … ?

Проблемные вопросы:

1. Нужен ли пейзаж в произведении и как отразится на произведении его отсутствие?

2. Какова история возникновения пейзажа в искусстве?

3. Как создается пейзаж в различных родах литературы?

4. Какие типы пейзажа используются в литературных произведениях?

5. Каковы характер и функции пейзажа в литературном произведении?

Учебные вопросы:

1. Что такое пейзаж? (Определение понятия).

2. Какими средствами создается пейзаж в музыке, изобразительном искусстве, литературе?

3. В чем родство живописного и литературного пейзажа?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Группа "Аналитики"

Тема исследования

Характер и функции пейзажа в литературном произведении.

Актуальность проблемы

Теоретические понятия являются инструментарием для постижения смысла и содержания произведения.Чтобы стать настоящим читателем, необходимо не только знать теоретические понятия, но и уметь их использовать при анализе художественного текста. Пейзаж, в частности, является средством реализации авторского замысла, основной идеи, которую автор хочет донести до читателя.

Цель

Исследовать взаимосвязь характера и функций пейзажа с идейным замыслом автора произведения.

Задачи

Чтобы достичь цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать литературный материал, иллюстрирующий примеры пейзажа в лирическом, эпическом, драматическом и лиро-эпическом произведениях.

3. Определить, какую содержательную нагрузку несет пейзаж в произведении.

4. Сделать вывод: каковы характер и функции пейзажа в произведении.

5. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

6. Создание презентации “Характер и функции пейзажа в литературном произведении”

Гипотеза

Характер и функции пейзажа в литературе обусловлены основной идеей произведения.

Этапы исследования

Первый этап «Поисково-аналитический»:

1. Определить направления поиска информации и ее источников.

2. Отобрать и проанализировать собранную информацию.

3. Провести исследования иллюстративного материала.

4. Провести самооценку совместной работы в группе.

5. Осуществить рефлексию.

Второй этап «Коррекционно-подготовительный»

1. Создать презентацию.

2. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

3. Обсудить полученные результаты.

4. Провести самооценку совместной работы в проекте.

Третий этап «Заключительный»

1. Защитить проект.

2. Провести рефлексию.

Объект исследования

Пейзаж в литературном произведении.

Методы

В своей работе над проектом мы использовали теоретические методы исследования: анализ и синтез.

Для сравнения нами были выбраны произведения русской классической литературы как лирические, так и прозаические, в которых имелись описания природы. Сравнение происходило по следующим позициям: что описывается, в каком месте произведения мы встречаемся с пейзажем, каково содержание данного включения в текст, какова его интонационная окрашенность, для передачи какой характеристики (героя, места, времени) использует автор пейзаж.

Проанализировав выбранные фрагменты, мы сделали выводы о характере и функции пейзажа в литературном произведении.

Ход работы

Первая неделя

Этап «Поисково-аналитический»:

1. Мы определились с направлением поиска информации и ее источников: распределили, кто будет отыскивать информацию и в каких источниках, чтобы сформировать ее список.

2. Отобрали и проанализировали собранную информацию, отобрали иллюстративный материал для анализа из произведений русской литературы.

3. Провели исследования иллюстративного материала.

4. Выявили, каков характер и функции пейзажа в литературном произведении.

5. Провели систематизацию результатов исследования.

Вторая неделя

Этап «Коррекционно-подготовительный»

1. Создали презентацию.

2. Составили план анализа пейзажа в литературном произведении.

3. Провести самооценку и корректировку проекта.

Третья неделя

Этап «Заключительный»

1. Осуществили защититу проекта.

2. Провели заключительную рефлексию.

Наши результаты

Выводы

В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.

2. Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

3. Пейзаж в литературе - средство образного выражения замысла автора.

4. Пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

5. Роль пейзажа:

Обозначение места действия;

Создание определенного настроения;

Отражение состояния героя;

6. Пейзаж – компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в состав целого произведения:

Характеристика места сюжетного действия;

Характеристика времени сюжетного действия;

Психологическая функция (картина природы помогает раскрыть внутренний мир героя).

Список ресурсов

Печатные издания:

1. Словарь литературоведческих терминов.

2. Мельникова А.А. Пейзаж в художественном произведении: урок по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

3. Ревякин А.И. История русской литературы XIX в.: Первая половина.

4. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.

5. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

6. Н.Н. Скатов. «Русские поэты природы». Очерки.

7. М. Эпштейн. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии.

8. В. В. Кожинов. «Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра».

9. Д. С. Лихачев. «Литература – Реальность – Литература».

10. М. Г. Искричин. У лукоморья дуб зеленый...

11.Багрий Анна Изображение природы в произведениях Тургенева.

12. Гроссман Л. П. Проблема реализма у Достоевского.

13. Шувалов С. В. Природа в творчестве Тургенева.

14. Бенуа А. История живописи всех времен и народов.

15. Фриче В. М., Социология искусства (специальная глава «Пейзаж»).

Интернет - ресурсы:

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Формирующее оценивание

До начала проекта В ходе проекта После завершения проекта
  • Знакомство с критериями оценивания работ
  • Бланк учета КПУ в проекте каждого члена группы

Проект для старших дошкольников ДОУ «Цветные пейзажи»

Автор проекта – Аксенова Жанна Петровна, воспитатель МКДОУ "Бородинский д/с "Теремок".
Цель проекта. Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.
Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Формировать у детей представлений о детей. Оно осуществляется через следующие задачи:
1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.
2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.
3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации: сентябрь-июль.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой- всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно – творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Ребенок – художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир.
Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно- образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.
Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.
Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.
Распределение деятельности по проекту «Цветные пейзажи»
Взаимодействие с детьми:
Цель: прививать любовь к прекрасному; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Воспитателя:
Цель: повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Музыкальным руководителем:
Цель: взаимосвязано поставить работу по созданию условий для получения детьми целостного представления о мире, возможностях для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности.
Родителями:
Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.
Формы работы.
С детьми:
специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Воспитателем:
Организация развивающей среды, консультации, практикум, подбор развивающего инструментария (игры, литература, упражнения, репродукции картин).
Музыкальным руководителем:
Интегрированные занятия. Подбор репродукций картин, фонограмм музыкальных произведений, изобразительного материала.
Родителями:
Консультации, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папок – передвижек, открытые занятия с детьми, выставки детского творчества, семейное творчество.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Проект « Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященным временам года: « Осенние мелодии», « Зимние напевы», « Весенняя трель», «Музыка лета».

Мини проект «Осенние мелодии».

Наблюдения на прогулках.
Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой характеристики; наблюдения за осенними изменениями в природе.
Цель. Учить узнавать и называть приметы осени.
Экскурсия в сквер.
Учить видеть красоту осенней природы, рассматривая деревья и кустарники в осеннем убранстве.
Труд в природе.
Сбор природного материала; подготовка материала к работе.
Цель. Показать значимость детской деятельности. Поощрять инициативу и самостоятельность.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Подбери краски для художника».
Цель.
Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины.
«Собери пейзаж».
Цель.
Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа.

Разучивание стихотворений об осени: В. Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина…», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов-Микитов « Осень в лесу».
Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.
Знакомство с искусством.
Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья».
Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.

Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».
Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.
Аппликация из осенних листьев: гербарий – гороскоп «Знаки зодиака».
Цель. Воспитывать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.
Интегрированное занятие: « Вальс осенних листьев»
Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве.
Художественный труд.
Коллективная работа по изготовлению книги «Четыре художника».
Цель. Развивать умение задумывать содержание своей работы работать совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.
Изготовление пейзажной композиции из природного материала и пластилина « Времена года - осень», «На лесной опушке».
Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать сюжет, считаться с мнением других.

Мини проект "Зимние напевы".

Наблюдения на прогулках.
Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом.
Экскурсия в сквер.
Рассматривание зимних пейзажей.
Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
А.Пушкин « Идет волшебница зима»,
С.Есенин «Поет зима - аукает»,
И. Суриков «Белый снег пушистый».
Чтение рассказа В.В.Волина «Каким бывает снег».
Цель. Развивать у детей творческий подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о природе.
Игровая деятельность.
Проведение дидактических игр:
«Художники реставраторы ».
Цель. Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.
« Вижу – дорисовываю»
Цель. Развивать у детей творческое воображение.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин: И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; И.И. Шишкин «Зима»; А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов «Первый снег».
Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.
Детское художественное творчество.
Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; « Какая она, зимушка – зима?»;
Лепка «Зимний денек».
Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».
Цель. Развивать художественные навыки. умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.
Интегрированное занятие «Какая она зима?»
Цель. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии, художественных произведений.
Художественный труд.
Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года – зима».

Мини проект"Весенняя трель".

Ежедневные наблюдения за погодой.
Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна.
Экскурсия в сквер.
Рассматривание весенних цветов- подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.
Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе. Уточнить представления детей о признаках весны.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
А.Плещеев « Травка зеленеет…»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков « Весна».
Чтение рассказа В. В. Волина « Голубые потоки весны».
Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через поэзию и рассказы о природе.
Игровая деятельность.
Игра «Галерея картин»
Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.
Игра «Найди картину по эскизу».
Цель. Развивать целостность художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин:
А.К.Саврасов « Грачи прилетели»; И.И.Левитан
«Весна. Большая вода»; А.А.Рылов «Зеленый шум».
Цель. Формировать представления о пейзажной живописи. Развивать способность видения единства содержания и средств художественной выразительности живописи.
Детское художественное творчество.

Рисование на темы: «Ранняя весна»; «Пришла весна-веснушка, весенняя гостьюшка»; «Ласковая весна»; «Вот уже на проталинках весенних появились первые цветочки»; «Идет- гудет зеленый шум».
Лепка на темы:
«Весна пришла»; «Цветущая весна»;
Цель. Вызвать у детей отклик на весеннее радостное оживление природы. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный образ наступившей весны.
Интегрированное занятие:
«Весенние фантазии».
Цель. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство. Знакомить с различными способами создания художественного образа (литература, музыка, изобразительная деятельность).
Художественный труд.
Коллективное изготовление книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - весна».

Мини проект "Музыка лета".

Ежедневные наблюдения на прогулке.
Наблюдения за солнцем, небом и облаками, ветром, дождем, грозой и радугой, деревьями и кустарниками, растениями.
Цель. Дать представления о состоянии погоды летом.
Целевая прогулка на луг.
Рассмотреть растения,какого они цвета, формы поговорить о их строении, о пользе цветов.
Цель. Познакомить с цветущими травянистыми растениями.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
С.Есенин «С Добрым утром»; И.Никитин «В небе радуга сияет», «Чудесный летний день»; Ф.И.Тютчев «Летний вечер».
Цель. Воспитывать любовь к природе через пейзажную лирику и прозу.
Игровая деятельность.
Игра « Экскурсия в музей».
Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.
Игра «Что лишнее».
Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин:
«Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору», Ф.Васильев «Мокрый луг».
Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.
Детское художественное творчество.
Рисование на темы:
«Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета».
Лепка:
«Цветущий луг».
Развлечение «Лето, ах лето!».
Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом.
Художественный труд.
Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника » (рисование и аппликация).
Составление композиции
из природного материала «Времена года - лето».

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Выставки детских работ
Книжка самоделка "Четыре художника"
Композиции из природного материала

Проект урока изобразительного искусства

Педагог Игнатенко Елена Ивановна

Город, район Бийский район

ОУ МБОУ «Малоенисейская СОШ»

Предмет Изобразительное искусство

Класс 6

Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс», распечатанные выдержки из энциклопедий, компьютер, проектор, экран, запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», краски, альбом, кисти.

Характеристика видов деятельности учащихся :

Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.

Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.

Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Экспериментировать использовать средства выразительности работая в технике живописи.

Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.

Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.

Результаты освоения:

Личностные:

— воспитание любви к природе родного края;

— развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цель урока;

Умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

— умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

Предметные:

— развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

— осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

— развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Практические умения:

— приобрели умения работать в технике живописи

Образовательные умения :

— научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.

Информационные умения:

— работать с информацией;

— делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.

Коммуникативные умения:

— уметь работать в группе;

Терпимо относиться к мнению партнера;

— умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю, аргументировано излагать собственное мнение.

Предварительная работа.

Цель: приобщение учащихся к наблюдению за особенностями окружающей природы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Наблюдают за состоянием природы в разное время суток, отмечая цветовые особенности. Фотографируют природу в разное время суток.

время суток, предлагает сфотографировать понравившиеся моменты.

На перемене дети скидывают свои фотографии на компьютер учителю .

I .Организационный момент, эмоциональный настрой.

Цель: введение учащихся в художественно-образный настрой.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

После приветствия садятся. Воспринимают музыку.

— Это внутреннее душевное состояние человека.

— Передают настроение природы

— Нет

Метод эмоционального погружения. Приветствует детей, включает запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года»

Ведение в проблему.

Ребята, я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета.

— А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?

— Что такое настроение?

— Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умиленная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».

— Почему так говорят?

А разве природа одушевленное существо?

Визуальный осмотр, диалог учитель-ученик.

II .Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование у учащихся эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и умения передавать настроение через художественные образы.

Задачи: формирование эмоционально-оценочного отношения к творчеству художников;

развивать чуткость зрения к цвету, наблюдательность, образное мышление;

познакомить с творчеством художников импрессионистов.

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Примечание

— Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение)

— Осень

Эмоциональный оклик детей, заинтересованность детей, сосредоточенность в подборе точных эпитетов.

Да

Перенести на бумагу, изобразить, написать, сфотографировать.

Дети рассматривают в учебнике работы французских живописцев. Созерцая, дают эмоциональную оценку увиденного.

Дети делятся своими впечатлениями с соседом по парте.

Дети включаются в беседу, делают комментарии по ходу рассказа.

Дети созерцают увиденные фотографии, дают эмоциональную характеристику состояния природы.

Дети работают с выдержками из источника, находят ответы на поставленные вопросы.

— Тогда почему так говорят?

Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев

Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте.

Всю неделю вы наблюдали за природой. Всегда ли один и тот же пейзаж вызывал у вас одинаковое настроение?

Постановка проблемы.

Вам бы хотелось оставить это состояние надолго?

Как это сделать? Ведь наша память коротка, недолговечна.

Работа с источниками.

Ребята, предлагаю вам обратиться к выдержке из источника, которые лежат у вас на партах.

Прочтите, как трактует Большой Энциклопедический словарь понятие живопись?

Найдите, какие средства художественной выразительности применяются в живописи?

Давайте посмотрим на работы замечательных живописцев в учебнике, на стр.152.

Эти работы написаны французскими художниками XIX в. И их пейзажи несли определенное настроение.

— А вы знаете, откуда появилось такое название? (пейзаж настроения)

— Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером .

Какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины пространства?

Какие чувства переданы в работе Клода Моне Впечатление?

Какая работа больше всего понравилась?

— Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

Русские живописцы, тоже мастерски умели передавать настроение в своих произведениях. Знаменитая картина «Грачи прилетели» писалась Саврасовым с натуры в селе Молвитино Костромской губернии. Там Саврасов нашел новый для русского пейзажа мотив, уловив и прочувствовав момент первых проблесков весны, «знаков», которые подает нам природа.

Опять весна умоет небо .

Своею талою водой.

И зимней стужей быль и небыль

Уйдет к сугробам на постой.

Т. Курбатова

День был зябкий, сырой. В талой воде – белесое небо, нетороплив робкий дымок и колоколенка церкви, каких на Руси много. Корявые березки на окраине села или небольшого городка, раскинувшегося на холме. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

Можно бесконечно долго слушать радостный гомон грачей. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается ласковое голубое небо, проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков.

Все в этой картине наполнено единым ритмом, напоено легким дыханием. Ведь в «Грачах» радости весеннего обновления в одинаковой степени причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих изб, и сам автор, сумевший передать нам, людям уже XXI века, свое весеннее настроение.

Передачу настроения мы можем проследить даже по вашим фотографиям, которые вы сами выполнили.

Обратите внимание на экран, какое настроение или чувство вызывает у вас состояние природы, зафиксированное Сашей?

А, что же хотела Оля показать нам зрителям в своих фотоработах?

Обратите внимание, работы Романа отличаются от остальных. Чем они интересны? Какое настроение хотел Роман передать через свои фотоработы?

Работа с источником.

Каждый художник и фотограф находит свои ноты, нюансы, оттенки с помощью гармоничного сочетания цвета и света.

Давайте обратимся к источнику.

Прочтите, что такое колорит?

Найдите, каким бывает колорит по характеру цветовых сочетаний?

Приложение №1

Работа с учебником.

(стр.152-156)

Работа в малых группах

Беседа по картине.

На экране произведение А.Саврасова «Грачи прилетели»

На экране показ фотографий, которые дети выполнили накануне(разные состояния природы)

Приложение №2

III . Практическая работа.

Цель : создание пейзажа настроения в технике живописи

Задачи: овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;

совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель);

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

Нам необходимо в работе передать свое любимое состояние природного мотива.

Свой эмоциональный настрой, отклик.

Эмоциональный отклик, желание исполнить свое настроение через пейзаж.

Ребята, выберите для себя практическое задание из предложенных в учебнике на стр.155.

Сформулируйте задание которое необходимо выполнить.

Обратите внимание на следующие моменты в работе.

-Первый этап:

-Второй этап:

Третий этап:

Приступаем к работе.

Работа с учебником

стр. 155

Приложение №3

IV .Рефлексивный анализ.

Цель: оценить собственную деятельность на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

Дети по желанию выходят к доске с выполненной работой, дают эмоциональную оценку.

Осознание учащимися значимости колорита для постижения окружающей красоты

— Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.

— Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники? Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?

— Что из увиденного сегодня на уроке больше всего затронуло, запомнилось, удивило вас в картинах?

В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя ”. К.Г.Паустовский.

Анализ работ.

На экране строки

К.Г.Паустовского.

Музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Приложение №1

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (БЭС)

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).

Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности — масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

Приложение№2

БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно рефлекса . К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блёклым и т.д. В каждом конкретном произведении К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией .

Лит.: Ивенс Р.-М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Волков Н. Н., Цвет в живописи, М., 1965.

В. С. Турчин.

Приложение №3

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.

-Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.

Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

Анастасия Шаронова
Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года»

Творческий проект

«Времена года »

Подготовила : Шаронова Анастасия Геннадьевна – воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный»

Цель : способствовать развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с особенностями живописного пейзажа и использования нетрадиционных техник его изображения .

Задачи :

Продолжать знакомить с особенностями пейзажной живописи;

Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты и композиторы;

Учить понимать замысел произведения художника и развивать умение видеть средства выразительности, использованные им для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, особенности композиции) ;

Расширять и активизировать словарь детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов;

Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства , музыки, поэзии;

Учить использовать полученные знания в собственном творчестве ;

Совершенствовать применение детьми нетрадиционных способов рисования;

Расширить представление детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса у детей к художественному искусству.

Нормативно-правовое обеспечение :

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) ;

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО) ;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

СанПин 2.4.1.2660-10;

Закон «Об образовании ЯНАО» ;

Устав МДОУ.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы;

Музыкальный руководитель;

Родители воспитанников.

Срок реализации проекта :

1 этап : организационный (сентябрь 2015г.)

3 этап : обобщающий (май 2015г.)

Гипотеза : если образовательный процесс по изобразительной деятельности в ДОУ будет организован с учётом использования не только стандартного набора изобразительных материалов , но и самых необычных способов и средств изображения , то будут достигнуты более высокие результаты развития художественно-творческих способностей детей . Знакомство детей с особенностями пейзажной живописи будет способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном творчестве . А расширение представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень) помогут закрепить знания детей о периодической сменяемости времён года и месяцев .

Актуальность : изобразительная деятельность приносит много радости. Но, учитывая огромный потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей .

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, в последнее время в дошкольных учреждениях активно развивается такая форма дополнительного образования, как «Нетрадиционные техники рисования» . Здесь включаются в образовательный процесс самые необычные способы и средства изображения : штампы из различных материалов, ватная палочка, нитки, зубная щётка, губка и многое другое.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность , содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности . Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества , проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Нетрадиционное рисование позволяет ребёнку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями . Не обязательно обладать художественными навыками, чтобы изобразить шедевр используя нестандартные материалы для рисования (например, рисование пейзажа путём оттиска листьями деревьев или с применением техники сырой бумаги, акварели и соли). В итоге, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности .

Новизна :

Синтез изображения пейзажа с нетрадиционными техниками рисования;

Экспериментирование с различными материалами в изобразительной деятельности , в процессе чего дети приходят к пониманию того, что нетрадиционную технику исполнения можно применять при создании определенных изобразительно -выразительных образов-типов (пышной листвы деревьев, используя губку и акварель; извилистых деревьев, используя технику выдувания краски трубочкой и пр.).

Активное применение «Открытости наружу» детского сада (организация взаимодействия с такими социальными институтами, как - Детская школа искусств, Культурно-досуговый центр) и «Открытости внутрь» (организация взаимодействия с родителями в форме мастер-классов, подготовка уголка «Библиотека для родителей» , оформление выставок рисунков в детском саду и на официальном сайте, консультации).

Вид проекта : творческий .

Ожидаемые результаты :

Положительная динамика художественно-творческого развития воспитанников группы;

Дети умеют видеть средства выразительности, используемые художниками в пейзажной живописи при написании картины;

Используют полученные знания о нетрадиционных техниках рисования в собственном творчестве ;

Высокие результаты сформированности знаний у детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

Активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ.

Ожидаемый продукт :

Картотека игр (сенсорных, дидактических, художественно-развивающих) и разработка игр в программе SMART Notebook;

Выставка творческих работ ;

Уголок «Библиотека для родителей» и консультации;

Сборник стихотворений русских поэтов «Времена года » .

Этапы реализации проекта .

Три основных направления :

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Образовательная деятельность в режимных моментах и в процессе организации различных видов детской деятельности ;

Совместная деятельность со взрослым ;

Самостоятельная деятельность .

Работа проходит в форме :

Специально организованных занятий, игр, наблюдений, экскурсий, рассматривания репродукций, чтения художественной литературы, художественного творчества с использованием нетрадиционных техник. Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми в форме :

Консультаций;

Мастер-класса;

Организации уголка «Библиотека для родителей» ;

Оформления сборника стихотворений русских поэтов «Времена года » . Повышение педагогической компетентности в данном направлении и организация взаимодействия с музыкальным руководителем в форме :

Выступлений на педсоветах и на районном методическом объединении;

Консультаций музыкального руководителя;

Подбора музыкальных произведений на тему «Времена года » с музыкальным руководителем.

Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности .

Данный этап проекта строился на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Например, в рамках художественного творчества дети знакомились с особенностями пейзажного жанра в изобразительном искусстве и рисовали его, используя нетрадиционные техники. Организована совместная деятельность , как педагога с воспитанниками, так и родителей с детьми дома по чтению художественной литературы, а именно стихотворений русских поэтов по теме «Времена года » . Расширение и активизация словаря детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах, способствует развитию знаний и навыков детей в образовательной области – коммуникация. В рамках образовательной области «Музыка» организовано прослушивание музыкальных композиций, которые помогают воспринимать образы природы.

Литература :

Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким) : Учебно-наглядное пособие /Авт. -сост. Н. А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Петухова О. А. Экспериментирование с изобразительными материалами

Ремезова Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет : Методика. – М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2006.

Софронова Т. И. Игры, развивающие изобразительные способности творческое воображение . // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008г., №12.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль : Академия развития, 2006. (Детский сад : день за днём. Практическое приложение) .



Вверх