Печорин – «герой нашего времени»? "Герой нашего времени", Печорин: характеристика. Почему Печорин - "герой времени"? Почему печорин герой

Апр 19

Сочинение «Почему автор называет Печорина «героем времени»?» (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

“Герой нашего времени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни своего поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе молодого человека того времени - Печорина, это собирательный образ. Рассмотрим, почему Лермонтов называет Печорина «героем времени».

Судьба главного героя трагична. Он много пережил сам и повлиял на жизнь других людей. Григорий Александрович тратит свои силы на действия его недостойное. Он разоблачает “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери, а потом отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Печорин не считается с чувствами других людей. Можно сказать, что его поступки глубоко эгоистичны. Однако, объясняясь с Мери, Печорин рассказывает, почему он стал таким: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”

Главный герой несчастен, он постоянно ищет что-то новое, наверное, сам не понимает чего. Ему скучно, хотя Печорина можно назвать умным человеком, у него широкий кругозор, он образован, быстро и верно судит о людях и о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Но нельзя обвинять только Печорина в его пороках. Общество играет важную роль в жизни каждого человека. В данном случае «герой» не понят, не принят обществом. Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.

Однако герой способен любить. Его любовь к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Любимую он не догнал. Лишь в степи, где нет посторонних глаз, Печорин даёт волю чувствам, он плачет. Ведь Вера была единственной женщиной, которую Григорий Александрович любил, но не смог сделать счастливой. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, - говорит она Печорину. Такова была участь людей, с которыми близко сходился Печорин… Григорий Александрович задумывается над смыслом жизни: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. Он не смог найти себя в жизни, поэтому он в поиске и поэтому несчастен. Печорин - это и “злой гений”, но в то же время жертва общества. Это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения. Возможно, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты и принести пользу окружающим.

Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени»

Роман «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы . Он продолжает оста-ваться современным и в наши дни, хотя с момента его написания прошло уже более ста шестидесяти лет. Но особенно велика роль этого произведения была в лермонтовскую эпоху. И чтобы лучше понять это, нужно хорошо представлять себе социально-политическую обстановку России в тридцатые годы девятнадцатого века.

Восстание декабристов как бы разделило жизнь то-гдашней России на «до» и «после» него. Время, после-довавшее за 1825годом, было мрачное и жестокое, и это связано было с усилением реакции со стороны цар-ского правительства. Сложившийся в стране казар-менный распорядок жизни отнимал всякую надежду большей части молодых образованных людей на воз-можность каких-либо перемен к лучшему, рушил веру в необходимость служения добру, в обязательное его торжество. Россия словно оцепенела, живая мысль беспощадно преследовалась. Именно поэтому рассматриваемая нами эпоха стала временем глубо-ких сомнений во всех нравственных ценностях. Не-удивительно, что судьбы большинства мыслящих лю-дей государства оказались чрезвычайно сходными. Каждое время рождает свой господствующий тип личности. Отличительной чертой эпох безвременья, особенно таких, которые длились долго и отличались тяжелой мрачностью, всегда был тип человеческой личности, получивший в истории русской обществен-ной мысли грустное название «лишний человек».

Григорий Александрович Печорин является ярким представителем этой категории людей. Перед нами — молодой двадцатипятилетний человек, дворянин по происхождению. Но он вовсе не гордится своим родовым именем и принадлежностью к высшему свету, его мало привлекает привилегированное положение в об-ществе, свойственное аристократии. Печорин — «че-ловек, ставший на путь откола от своей социальной среды. Для его судьбы и жизненного положения ха-рактерно расхождение между тем, что он представля-ет собою по признакам формальным, и тем, что он есть на самом деле»,— отмечает литературовед Е. Михай-лова. Он богат, щедр и расточителен, разменивает бес-цельно свою жизнь в «страстях пустых и неблагород-ных», задающий себе один мучительный вопрос: «...зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, вер-но, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы не-объятные; но я не угадал этого назначенья...»

Лермонтов отправляет своего героя на Кавказ. Это был типичный путь для неуживчивой дворянской мо-лодежи того времени. Е. Михайлова в критической статье, посвященной данному роману, отмечает, что «это было как бы двойным испытанием: выдержит ли этот новый, реальный Кавказ... проверку требования-ми действительности, не поставленного на ходули «героя времени». И наоборот, сам герой, лишённый романтического грима, кем окажется он в сопоставле-нии с «детьми природы», какие стороны личности вы-ступят яснее в нем от этого соседства? ».

Печорин всегда остается верен сам себе. Он офицер, служит, но не выслуживается. Скромный чин прапор-щика вовсе не тяготит его и свидетельствует об отно-шении нашего героя к военной службе. Да и на Кавказ то он попал в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями».

«Лишние» люди не смогли найти достойного при-менения своим силам, своим способностям. М. Ю. Лермонтов поставил перед собой задачу — по-казать в романе современного ему человека таким, каким он является на самом деле, не скрывая его пороки и недостатки. При этом автор сам и себя причисляет к числу тех, кого собирается подвергнуть тщательному анализу и обсуждению: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте... чтоб автор этой книги имел... мечту сделаться испра-вителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать совре-менного человека, каким он его понимает, и... слиш-ком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Печорин истинный сын своей эпохи — времени со-мнений и поисков, напряженной работы мысли, под-вергающей все тщательному анализу, пытающейся проникнуть в истоки добра и зла. Он постоянно нахо-дится в состоянии раздвоенности духа, каждый его шаг сопровождается тщательным самоанализом: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...».

Печорин всегда отдает отчет в своих поступках, и сам формулирует программу своего жизненного пове-дения: «...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддержи-вающую мои душевные силы». Он вполне сознательно идет по этому пути лишь ради того, чтобы хоть на вре-мя забыть об одолевающей его скуке, о гнетущей пус-тоте своего существования. Печорин «ничем не жерт-вует» ради других людей, даже для тех, кого любит, потому что любит-то он тоже для себя, для собственно-го удовольствия. Наш герой смеется над всем на свете, для него не существует никаких святынь, нет веры, нет идеала. Но не будем забывать о том, что Печорин сам страдает от этого. И как ни безнравственны его по-ступки, в них нельзя не заметить последовательности избранного им принципа. Он не станет прятать ни от себя, ни от других истинный характер своих поступков, не станет унижать себя лицемерием, не свалит своей вины на кого-то или на неудачно сложившиеся обстоятельства. В этом есть что-то действительно ге-роическое, заставляющее испытывать к герою уважение.

Почему же М. Ю. Лермонтов называет Печорина «героем нашего времени»? Ответ на этот вопрос дает сам автор романа: «Эта книга испытала на себе... не-счастную доверчивость некоторых читателей... к бук-вальному значению слов. Иные ужасно обиделись... что им ставят в пример такого безнравственного чело-века... другие же... замечали, что сочинитель нарисо-вал свой портрет...

Герой Нашего Времени... портрет, но не одного че-ловека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ».

Таким образом, автор сам нас приводит к истинно-му пониманию «героизма» своего персонажа: Печо-рин — вовсе не образец для подражания, он только яр-кий представитель своей непростой эпохи, в этом смысле, пожалуй, он и является настоящим героем своего времени.


При создании романа «Герой нашего времени» Лермонтов хотел показать особенности людей своего времени. Главным персонажем он поставил Печорина. Его мы относим к «лишним» людям. Подобный прием использовали и Пушкин, и Грибоедов. Но Герой Лермонтова стал уникальным.

Печорин явно выделяется из толпы. Он много думает и анализирует. Герой вспоминает прошлые времена. Его вдохновляют прошлые победы подвиги.

И теперь он скитается, так как чувствует обреченность. Он говорит о современниках, как о людях, которые больше не способны на великие дела.

Главный герой восхищается декабристами. Он видит в них идеал людей, которые ради великой цели идут на жертвы. О своем поколении он подобного не может сказать. Много Печорин говорит и об эгоизме. Он утверждает, что современные люди стали заботиться о своем благе, а не об общем.

Почему Печорин так размышлял? Дело в том, что жил в эпоху нравственного распада. Люди стали трусливыми и пошлыми. И это мы говорим о высшем обществе, а не о каких-то низах. Печорин убивается тем, что исчезает чистота и скромность. Вокруг лишь лукавство, разврат, недоверие и насмешки. Герой не верит ни в любовь, ни в дружбу. Так как теперь он видит в этом лишь эгоизм. Один человек пользуется другим, пока не станет скучно.

И хоть Печорин часто думает о плохом, он идеалист. Он размышляет о добре и зле, о высоком, возвышенном. Герой полностью отрицает высшее общество, ставит себя выше. Лермонтов называет Печорина героем времени, так как выделяет его и целый круг людей, которые в сложную эпоху смогли устоять в развращенном обществе. Они жаждали подвигов, но не могли делать то, к чему их влекла душа.

Обновлено: 2017-05-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Герой нашего времени» является первым русским социально-психологическим романом. В нем все направлено к одной цели: дать максимально точный психологический портрет современного Лермонтову молодого человека - «героя своего времени». Автор не скрывает, что в своем произведении он преследует именно эту цель. В предисловии к роману он прямо говорит, что «Герой нашего времени - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Но каким же было то время, героем которого Лермонтов считал Печорина? Прежде всего, 30-е годы XIX века - это годы николаевской реакции. В обществе была еще свежа память о декабристском восстании, участники которого были или казнены или отправлены в далекие ссылки. Стараясь не допустить повторения событий 1825 года, Николай 1 сделал все для того, чтобы еще в зародыше подавить любые проявления свободомыслия. Как следствие такой политики, в стране появилось целое поколение молодых, талантливых людей, не сумевших найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский называл таких людей «умными ненужностями», «нравственными калеками».

К числу таких людей принадлежит и герой Лермонтова Печорин. Н. Г. Чернышевский по этому поводу писал: «Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга». И это абсолютно верно, поскольку именно эта полнейшая невозможность реализовать свои таланты, проявить свои способности, направить свою энергию на нужные и добрые дела сделала Печорина таким, каким он появляется на страницах романа.

Апр 19

Сочинение «Почему автор называет Печорина «героем времени»?» (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

“Герой нашего времени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни своего поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе молодого человека того времени - Печорина, это собирательный образ. Рассмотрим, почему Лермонтов называет Печорина «героем времени».

Судьба главного героя трагична. Он много пережил сам и повлиял на жизнь других людей. Григорий Александрович тратит свои силы на действия его недостойное. Он разоблачает “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери, а потом отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Печорин не считается с чувствами других людей. Можно сказать, что его поступки глубоко эгоистичны. Однако, объясняясь с Мери, Печорин рассказывает, почему он стал таким: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”

Главный герой несчастен, он постоянно ищет что-то новое, наверное, сам не понимает чего. Ему скучно, хотя Печорина можно назвать умным человеком, у него широкий кругозор, он образован, быстро и верно судит о людях и о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Но нельзя обвинять только Печорина в его пороках. Общество играет важную роль в жизни каждого человека. В данном случае «герой» не понят, не принят обществом. Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.

Однако герой способен любить. Его любовь к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Любимую он не догнал. Лишь в степи, где нет посторонних глаз, Печорин даёт волю чувствам, он плачет. Ведь Вера была единственной женщиной, которую Григорий Александрович любил, но не смог сделать счастливой. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, - говорит она Печорину. Такова была участь людей, с которыми близко сходился Печорин… Григорий Александрович задумывается над смыслом жизни: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. Он не смог найти себя в жизни, поэтому он в поиске и поэтому несчастен. Печорин - это и “злой гений”, но в то же время жертва общества. Это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения. Возможно, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты и принести пользу окружающим.



Вверх