Открытое занятие на тему "моя малая родина. Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы «Александровск-Сахалинский – моя малая Родина
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» .
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты: имеет представление о родном городе; знает понятие «символика» , формулирует ответы на вопросы педагога.
Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, города Оренбург, достопримечательности города и природы родного края, запись гимна Оренбурга и гимна РФ.
1. Организационный момент.
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
О чем поется в песне? (о Родине)
Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
2. Основная часть. Беседа о Родине
Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки) .
Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Родина – это страна в которой мы живем.
Как она называется? (Россия)
Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
В России много городов. Ребята, скажите, в каком городе мы живем?
(В Оренбурге)
(показываю карту)
Посмотрите – это карта Оренбурга. Как вы думаете, Оренбург большой или маленький? (ответы детей)
Наш город большой, в нем много полей, лесов, рек, лугов.
Ребята, в нашем городе живут разные народы. Какие народы живут у нас в городе? (русские, татары, чуваши, мордва и т.д) Все они живут в мире и согласии.
Ребёнок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березы у дороги
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Физминутка:
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
Посмотрите – это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей)
Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь. Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.
Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.
Какие цвета вы видите? (белый, синий, красный) .
А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)
Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;
Синий цвет – небо.
Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.
Третий символ – это гимн.
Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
Прослушивание гимна России.
Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Но вот и у нашего города Оренбурга есть свой гимн. Давайте его прослушаем.
Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Ребенок:
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
3. Игра с мячом «Наш город какой?»
Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?
– Наш город… (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный) .
Вы любите наш город? (ответы детей)
За что вы любите его? (Я люблю Оренбург за то, что в нем есть… (школы, скверы, парки, сады, дом, друзья)
(дифференцированный подход для сильных детей)
4. Итог занятия.
Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?
А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Оренбурге.
А город Оренбург – в России.
Молодцы, ребята!
Материал будет полезен для воспитателей ДОУ. Предназначен для детей старшей группы. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта для детей старшей группы «Россия – Родина моя»
Совместная образовательная деятельность «Каменка – моя малая родина!» с детьми старшей группы
Цель:- расширять и закреплять представления детей о нашей стране – России, о своем родном поселке Каменка, который является частью нашей страны.
Задачи:
образовательные:
- обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия улиц своего поселка Каменка;
- дифференцировать понятия «поселок – страна»;
развивающие:
- закрепить умения выразительно читать стихотворения о Родине;
- продолжать развивать знания о достопримечательных местах поселка Каменка;
воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: карта России, герб поселка Каменка, флаг поселка Каменка, презентация «Наша Каменка»
Реализация поставленных задач:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую!
Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней? (Россию, реки, точки).
- Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия.
Если долго - долго – долго
В самолёте нам лететь,
Если долго - долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (Т.Бокова)
Воспитатель
: Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина? (Слово Родина означает - страна, в которой мы живём).
- Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
- А что же мы зовем Родиной?
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём! (Владимир Степанов)
«Что такое Родина?» - маму я спросила.
Мама улыбнулась, повела рукой,
«Это наша Родина - милая Россия.
Нет другой на свете Родины такой».
В сердце ты у каждого Родина-Россия!
Белые берёзы, колос налитой,
Нет тебя привольней, нет тебя красивей,
Нет другой на свете Родины такой. (И.Черницкая)
Воспитатель:
- Но, у каждого есть и своя малая Родина.
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя! (Т.Бокова)
- А как вы поняли, что же такое малая Родина? (малая Родина это дом, в котором я живу, это мои родители, деревня, город).
- Ребята, а где ваша малая Родина? (малая Родина здесь, в Каменке).
Словесная игра «Передай сердечко, назови словечко»
- Большинство из вас родились здесь, значит это ваша малая Родина. Наш родной поселок Каменка.
Просмотр презентации «Наша Каменка»
Воспитатель
: Как вы думаете, какой надо нарисовать круг, чтобы изобразить наш поселок на карте России? (Нам надо нарисовать маленький круг).
Правильно мы должны нарисовать маленький кружок, точнее поставить точку.
Мы с вами сделали макет нашей Родины, где видно, что малая Родина это маленькая часть от нашей большой Родины – России.
А что вы знаете о нашем поселке Каменка?
Воспитатель. Сколько много интересных мест вы мне назвали.
А как вы думаете, в нашем поселке улицы есть?
Какие улицы нашего поселка вы знаете?
А почему они так называются?
Есть улица Захарченко, переулок Суворова, улица Чкалова. В честь кого их так назвали?
Ребята, давайте с вами поразмышляем, а где можно узнать об истории, о прошлом нашего поселка… (у родителей спросить, в книге прочитать, сходить в музей)
Экскурсия в Каменский краеведческий музей
- сравнение вида поселка Каменка раньше и какой поселок сейчас
- благодаря кому преобразился поселок?
- размышление «Поселок Каменка стал лучше или нет? Почему?
Продуктивная деятельность «По дороге в детский сад» (составление плана маршрута от краеведческого музея до детского сада)
Под музыку в группу входит воспитатель в русском сарафане,читая стих.
Родина моя бескрайняя Россия и Сибирь,и Волга,и Урал-
Все места для русского родные,где бы ты в России не бывал
Родина моя –Лемешкино родное, улицы,деревья и поля
Все места для нас особенно святые, где бы ты ни шёл.кого бы не встречал.
Каждая берёзка, кустик каждый,задремавшие в снегу поля,
Всё напоминает нам о самом главном –только здесь родная сторона!
Здравствуйте! Знаете кто я? Я- Россиянка и пришла к вам не просто так. Пришла поговорить с вами о Родине,о нашем родном крае, о местах где живём. Вспомним чем и кем славится наш край,за что вы его любите. Сегодня мы и песни петь будем.и стихи читать. и хоровод водить.
Кто знает почему я Россиянкой зовусь? В какой стране вы живёте?родились?
На каком языке разговариваете? Значит вы Россияне.Я тоже родилась и живу в России,
Разговариваю на русском языке –поэтому и Россиянка.
А что вы знаете о нашей стране?
1-самая большая страна.
2-многонациональная страна.
3-много морей,рек,озёр, гор, полей,лугов, заводов, фабрик, театров,
Музеев, школ,д/садов, вузов.
4-столица –Москва
5-есть своя символика(гимн, герб, флаг)
6-президент Путин Д.А.
7-самая сильная армия.
8-чем богата Россия?(рассказ о полезных ископаемых по моделированию)
Россия! Какое красивое слово! И роса,и сила, и синее что-то!
Россия,как из песни слово –берёзок юная листва.
Кругом леса,поля и реки. Раздолье –русская душа!
Вы назвали символы России,а какое дерево считается символом нашей страны?(берёза).
Люди любят это дерево,сажают в палисадниках, около домов,высаживают берёзовые рощи. О берёзе много сложено песен, стихов,танцев. Я предлагаю вспомнить песню
«Ай да берёзка»
Россия –это большая общая Родина, а ещё у каждого человека есть своя Родина.
Это то место,где человек родился и вырос, где живут его родные и близкие.
Подумайте и вспомните, как называется ваша Родина?(Лемешкино)
Почему село называется Лемешкино? Что вы знаете о своём селе?
Красивое,большое, много домов, красивые палисадники и заборы,
Сажают люди много цветов, протекает река «Щелкан».Почему её так назвали?
Молодцы, много знаете о своём селе.
А я хочу пригласить вас к себе в гости в горенку,где я устроила для вас фото выставку о
нашей малой Родине. Но у меня одно условие – вы будете не только фото рассматривать,
но и рассказывать об увиденном. Для этого надо вспомнить всё , о чём мы беседовали на прошлых занятиях. согласны? Тогда в путь.
Подходим к «горнице»,нас встречает девочка с хлебом – солью.
Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном с белоснежным рушником
Каравай вам подношу, в горницу пройти прошу!
Почему при входе в горницу вас встречают хлебом –солью?(На Руси есть обычай встречать
Гостей хлебом – солью. На свадьбах жениха с невестой,правительство иностранных гостей тоже встречают хлебом –солью. Говорили,что с приходом гостей в дом приходили радость, счастье, удача. Поэтому я очень рада приходу гостей.Проходите,гости дорогие, будем дальше разговор вести и рассматривать всё по порядку
Я предлагаю начать рассматривать мою фотовыставку с этого святого места.
Прошла война, рошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте,дети, никогда об этом не забудем!
Первый раздел моей фотовыставки называется «И будем вечно помнить».
На этих снимках участники В.О.В. Посмотрите внимательно и скажите о ком из этих людей вы
Знаете?
--------Герой Советского Союза Шамшик Н.Е.(рассказ деТЕЙ) О Рябоконь П.Н и Сердюкове В.Н.рассказываю сама.
Ребята,а кто эти люди в военной форме? (Это наши папы: Небензя М.Н., Пархоменко М.А. Кривошеенко И.В.)
Здесь написано»Родина гордится нашими отцами» .
-Диана, за какие заслуги ты гордишься своим папой?
(рассказ Дианы о службе папы Небензя М.Н. в Чечне)
-Максим, я вижу фотографию твоего папы тоже на этом стенде. Скажи, почему Родина и
Все мы гордимся твоим папой?
(рассказ Максима о службе своего папы Пархоменко М.А. в Чечне)
-А это папа С. Кривошеенко.Он тоже воевал в Чечне,имеет боевые награды и мы тоже им гордимся.
Ребята,можно назвать этих пап героями? Конечно можно. Это ведь подвиг защищать
Родную землю от бандитов.
Молодцы, знаете героев – защитников нашей Родины. Но, чтобы стать героем не обязательно воевать. Можно совершать подвиги на своих рабочих местах,
Хорошо работая, принося пользу для окружающих, делая нашу Родину богаче и красивее.
Посмотрите на этой выставке есть знакомые вам люди?
Матвей рассказывает о своём дедушке Дружкове И.Д. в прошлом комбайнёре.
Яна –о своих родителях, работниках пекарни.
Поля –о своей маме, психологе школы – интернат.
Илья –о своём прадедушке,шофёре с 35летним стажем.
Диана –о своей прабабушке, передовой комбайнёрше в 60-70-годы.
Молодцы, что вы много знаете о своих родных.А в каких учреждениях ещё трудятся наши земляки – односельчане?
По фотографиям дети рассказывают о работе
Дома культуры.
Больницы.
Аптеки.
Почта.
Школа.
Сбербанк.
Д/сад.
Пекарня.
Магазины
Ребята,а разве только хорошо трудиться могут люди нашего села? Правильно,умеют они
Ещё и хорошо веселиться.
Какие праздники празднуются в нашем селе?(ответы детей)
А вы умеете веселиться? Вот я и предлагаю спеть нашу одну из любимых песен
«Ай да матрёшка», ведь матрёшка –это ещё один символ России.
Песня «Ай да матрёшка»
Спасибо,ребята за веселье такое, за общение. Вам понравилось у меня в гостях?
Что же вы увидели, о чём говорили, что запомнилось?
Молодцы! И мои рассказы слушали, да и сами много знаете о России, о Героях В.О.В.,
Об участниках чеченской войны,о нашем селе.Вот она Россия какая! Чем и кем только не
Славится! Богата и землёй, и людьми, и делами. Я надеюсь,что, когда вы вырастите,то тоже будите достойными гражданами нашей могучей Державы и прославите,наш край,
Как вот эти люди прославили его в разные времена.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты: имеет представление о родном городе; знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.
Материалы и оборудование : иллюстрации столицы России, города Оренбург, достопримечательности города и природы родного края, запись гимна Оренбурга и гимна РФ.
1.Организационный момент.
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
О чем поется в песне? (о Родине)
Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).
Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Родина – это страна в которой мы живем.
Как она называется? (Россия)
Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
В России много городов. Ребята, скажите, в каком городе мы живем?
(В Оренбурге)
(показываю карту)
Посмотрите – это карта Оренбурга. Как вы думаете, Оренбург большой или маленький? (ответы детей)
Наш город большой, в нем много полей, лесов, рек, лугов.
Ребята, в нашем городе живут разные народы. Какие народы живут у нас в городе? (русские, татары, чуваши, мордва и т.д) Все они живут в мире и согласии.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березы у дороги
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Физминутка
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
Посмотрите – это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей)
Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь.Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.
Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.
Какие цвета вы видите? (белый,синий, красный).
А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)
Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;
Синий цвет – небо.
Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.
Третий символ – это гимн.
Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
Прослушивание гимна России.
Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Но вот и у нашего города Оренбурга есть свой гимн. Давайте его прослушаем.
Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?
– Наш город…. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).
Вы любите наш город?(ответы детей)
За что вы любите его? (Я люблю Оренбург за то, что в нем есть….(школы, скверы, парки, сады, дом, друзья)
(дифференцированный подход для сильных детей)
4. Итог занятия.
Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?
А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Оренбурге.
А город Оренбург – в России.
Молодцы, ребята!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе (5 – 6 лет)
«Моя малая Родина - Оренбург»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты: имеет представление о родном городе; знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.
Материалы и оборудование : иллюстрации столицы России, города Оренбург, достопримечательности города и природы родного края, запись гимна Оренбурга и гимна РФ.
1.Организационный момент.
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
О чем поется в песне? (о Родине)
Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
2. Основная часть. Беседа о Родине
Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).
Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Родина – это страна в которой мы живем.
Как она называется? (Россия)
Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
В России много городов. Ребята, скажите, в каком городе мы живем?
(В Оренбурге)
(показываю карту)
Посмотрите – это карта Оренбурга. Как вы думаете, Оренбург большой или маленький? (ответы детей)
Наш город большой, в нем много полей, лесов, рек, лугов.
Ребята, в нашем городе живут разные народы. Какие народы живут у нас в городе? (русские, татары, чуваши, мордва и т.д) Все они живут в мире и согласии.
Ребёнок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березы у дороги
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Физминутка
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
Посмотрите – это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей)
Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь.Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.
Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.
Какие цвета вы видите? (белый,синий, красный).
А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)
Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;
Синий цвет – небо.
Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.
Третий символ – это гимн.
Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
Прослушивание гимна России.
Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Но вот и у нашего города Оренбурга есть свой гимн. Давайте его прослушаем.
Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Ребенок:
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
3. Игра с мячом «Наш город какой?»
Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?
– Наш город…. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).
Вы любите наш город?(ответы детей)
За что вы любите его? (Я люблю Оренбург за то, что в нем есть….(школы, скверы, парки, сады, дом, друзья)
(дифференцированный подход для сильных детей)
4. Итог занятия.
Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?
А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Оренбурге.
А город Оренбург – в России.
Молодцы, ребята!
МКДОУ Детский сад № 32 «Рябинка» п.Вяртсиля
Проект «Моя малая Родина»
Старшая группа « Б»
Воспитатели: Приходько В.В.
Руппиева Ж.Л.
Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Б».
Тема : «Моя малая Родина»
Воспитатели : Приходько В.В., Руппиева Ж.Л.
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации : октябрь м-ц (2 недели)
Цель проекта:
- Воспитание гражданина и патриота своей страны.
- Формирование у детей любви к Родине, родному поселку и его истории, чувство ответственности, желание беречь его.
- Воспитание любви к родному краю, поселку, формирование представлений о достопримечательностях поселка Вяртсиля.
- Воспитание чувства гордости за поселок, в котором живем.
- Обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.
Задачи проекта :
Дать знания детям о родном поселке Вяртсиля: достопримечательности, промышленные объекты;
Познакомить детей с рекой Янис, ее расположением в поселке;
Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
Знакомство детей с традициями, трудом и бытом односельчан;
Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательности, природа).
Актуальность темы: воспитание любви и уважения к родному поселку Вяртсиля является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Предполагаемый результат:
1.В ходе реализации проекта дети получают знания о своем поселке Вяртсиля (достопримечательности, труд жителей).
1.Дети начнут проявлять интерес к событиям, жизни поселка, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
План реализации проекта:
1 этап - подготовительный
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности
2 этап - реализация проекта
Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем
3 этап - заключительный
Оформление альбома о поселке
План мероприятий по проекту «Моя малая Родина»
Путешествие по фотографиям
Рассказ воспитателя о поселке
Знакомство с достопримечательностями поселка Вяртсиля
Рассматривание рисунков, построек
Экскурсии по улицам поселка (библиотека, тренажерный зал, центральная площадь, Администрация)
Работа с родителями:
1.приобщение родителей к созданию единого образовательного процесса.
2.расширение форм работы с семьей (помощь родителей в организации экскурсий).
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Перспективный план работы
Подготовительный этап
Составление плана работы с детьми; подбор материала для бесед, наблюдений и игр |
Способствовать возникновению интереса у детей и родителей участию в проекте; создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности. |
Дети, воспитатели родители |
|
Основной этап |
|||
Занятие - Познание. Беседа с детьми. Тема: «Наш поселок Вяртсиля» |
Познакомить детей со своей малой родиной. Дать знания о поселке Вяртсиля: достопримечательности промышленных объектов, местоположение на карте. Формировать гражданские, семейные, патриотические чувства. |
Дети и воспитатели |
|
Целевая прогулка. Тема: «Улицы нашего поселка» |
Расширять и систематизировать знания детей о поселке: о названии и расположении улиц. Рассмотреть с детьми объекты поселка (детский сад, школа, почта, метизный завод, больница, библиотека и дом творчества) |
Дети и воспитатели |
|
Занятие: художественное творчество - рисование. Тема: «Наша улица» |
Продолжать обогащать знания детей о родном крае. Учить детей отражать в продуктивной деятельности свои впечатления и знания об улицах поселка. Развивать творческие навыки и способности детей. |
Дети и воспитатели |
|
Игровая и конструктивная деятельность. Тема: «Улица села» (крупный и мелкий конструктор) |
Развивать конструктивные способности детей. Учить сооружать постройки, полагаясь на свой опыт. Воспитывать умения играть в коллективе, договариваться между собой, планировать свою работу, дружеские взаимоотношения. |
Дети и воспитатели |
|
Занятие - Познание. Тема: «Жизнь и быт людей нашего поселка» |
Формировать у детей представления о труде взрослых в нашем поселке, значимость этого труда. Продолжать развивать познавательный интерес у детей. Воспитание патриотических и семейных чувств. |
Дети и воспитатели |
|
Занятие - художественное творчество - рисование. Тема: «Дом в котором я живу» |
Развивать продуктивную деятельность у детей. Продолжать учить отражать в рисунке свои впечатления, рисовать по памяти свой родной дом. Воспитывать аккуратность, старание, дружелюбие. |
Воспитатель и дети |
|
Занятие - аппликация. Тема: «Многоэтажный дом» |
Учить детей планировать свою работу. Закреплять навыки пользования ножницами, кисточкой и клеем. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца. |
Воспитатели и дети. |
|
Игровая и конструктивная деятельность детей «Домик с окошком» |
Продолжать учить детей сооружать различные постройки, развивать творческие способности, дружелюбие. |
Воспитатели и дети |
|
Экскурсия в библиотеку |
Познакомить детей с библиотекой, с профессией библиотекаря. Рассматривание стеллажей с книгами, беседа с библиотекарем. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. |
Воспитатели, дети, родители. |
|
Экскурсия в тренажерный зал |
Дать детям понятия о профессии - тренер. Познакомить с тренажерным залом, оборудованием, его назначением и пользе для здоровья человека. Продолжать обогащать знания детей родном крае. |
Дети, воспитатели, родители. |
|
Чтение художественной литературы |
В.Степанов 2Что мы родиной звали», «Наш дом», Ю.Ширяев «О городе моем», И.Суриков «Вот моя деревня», П.Воронько «Лучше нет родного края», Э.Шим «Где наша деревня». |
Воспитатель, дети |
Конечный продукт проекта:
Выставка детских работ по темам
1. наша улица
2.дом, в котором я живу
3.многоэтажный дом.
Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в старшей группе (ФГОС).
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением».
Т.В.Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5 - 6 лет»