Открытое занятие на тему "моя малая родина. Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы «Александровск-Сахалинский – моя малая Родина

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» .

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты: имеет представление о родном городе; знает понятие «символика» , формулирует ответы на вопросы педагога.

Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, города Оренбург, достопримечательности города и природы родного края, запись гимна Оренбурга и гимна РФ.

1. Организационный момент.

Звучит песня: «С чего начинается Родина?»

О чем поется в песне? (о Родине)

Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

2. Основная часть. Беседа о Родине

Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки) .

Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.

– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:

«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»

Родина – это страна в которой мы живем.

Как она называется? (Россия)

Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)

Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!

В России много городов. Ребята, скажите, в каком городе мы живем?

(В Оренбурге)

(показываю карту)

Посмотрите – это карта Оренбурга. Как вы думаете, Оренбург большой или маленький? (ответы детей)

Наш город большой, в нем много полей, лесов, рек, лугов.

Ребята, в нашем городе живут разные народы. Какие народы живут у нас в городе? (русские, татары, чуваши, мордва и т.д) Все они живут в мире и согласии.

Ребёнок:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березы у дороги
По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.

Физминутка:

Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!
Встречай меня!

Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)

Посмотрите – это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей)

Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь. Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.

Какие цвета вы видите? (белый, синий, красный) .

А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)

Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;

Синий цвет – небо.

Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.

Третий символ – это гимн.

Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Прослушивание гимна России.

Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

Но вот и у нашего города Оренбурга есть свой гимн. Давайте его прослушаем.

Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

Ребенок:

Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!

3. Игра с мячом «Наш город какой?»

Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?

– Наш город… (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный) .

Вы любите наш город? (ответы детей)

За что вы любите его? (Я люблю Оренбург за то, что в нем есть… (школы, скверы, парки, сады, дом, друзья)

(дифференцированный подход для сильных детей)

4. Итог занятия.

Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?

А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Оренбурге.

А город Оренбург – в России.

Молодцы, ребята!

Материал будет полезен для воспитателей ДОУ. Предназначен для детей старшей группы. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта для детей старшей группы «Россия – Родина моя»

Совместная образовательная деятельность «Каменка – моя малая родина!» с детьми старшей группы

Цель:
- расширять и закреплять представления детей о нашей стране – России, о своем родном поселке Каменка, который является частью нашей страны.
Задачи:
образовательные:
- обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия улиц своего поселка Каменка;
- дифференцировать понятия «поселок – страна»;
развивающие:
- закрепить умения выразительно читать стихотворения о Родине;
- продолжать развивать знания о достопримечательных местах поселка Каменка;
воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: карта России, герб поселка Каменка, флаг поселка Каменка, презентация «Наша Каменка»
Реализация поставленных задач:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую!
Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней? (Россию, реки, точки).
- Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия.
Если долго - долго – долго
В самолёте нам лететь,
Если долго - долго – долго

На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (Т.Бокова)
Воспитатель : Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина? (Слово Родина означает - страна, в которой мы живём).
- Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
- А что же мы зовем Родиной?
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём! (Владимир Степанов)
«Что такое Родина?» - маму я спросила.
Мама улыбнулась, повела рукой,
«Это наша Родина - милая Россия.
Нет другой на свете Родины такой».
В сердце ты у каждого Родина-Россия!
Белые берёзы, колос налитой,
Нет тебя привольней, нет тебя красивей,
Нет другой на свете Родины такой. (И.Черницкая)
Воспитатель: - Но, у каждого есть и своя малая Родина.
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя! (Т.Бокова)
- А как вы поняли, что же такое малая Родина? (малая Родина это дом, в котором я живу, это мои родители, деревня, город).
- Ребята, а где ваша малая Родина? (малая Родина здесь, в Каменке).
Словесная игра «Передай сердечко, назови словечко»
- Большинство из вас родились здесь, значит это ваша малая Родина. Наш родной поселок Каменка.
Просмотр презентации «Наша Каменка»
Воспитатель : Как вы думаете, какой надо нарисовать круг, чтобы изобразить наш поселок на карте России? (Нам надо нарисовать маленький круг).
Правильно мы должны нарисовать маленький кружок, точнее поставить точку.
Мы с вами сделали макет нашей Родины, где видно, что малая Родина это маленькая часть от нашей большой Родины – России.
А что вы знаете о нашем поселке Каменка?
Воспитатель. Сколько много интересных мест вы мне назвали.
А как вы думаете, в нашем поселке улицы есть?
Какие улицы нашего поселка вы знаете?
А почему они так называются?
Есть улица Захарченко, переулок Суворова, улица Чкалова. В честь кого их так назвали?
Ребята, давайте с вами поразмышляем, а где можно узнать об истории, о прошлом нашего поселка… (у родителей спросить, в книге прочитать, сходить в музей)
Экскурсия в Каменский краеведческий музей
- сравнение вида поселка Каменка раньше и какой поселок сейчас
- благодаря кому преобразился поселок?
- размышление «Поселок Каменка стал лучше или нет? Почему?
Продуктивная деятельность «По дороге в детский сад» (составление плана маршрута от краеведческого музея до детского сада)

«Моя малая Родина»
Под музыку в группу входит воспитатель в русском сарафане,читая стих.
Родина моя бескрайняя Россия и Сибирь,и Волга,и Урал-
Все места для русского родные,где бы ты в России не бывал
Родина моя –Лемешкино родное, улицы,деревья и поля
Все места для нас особенно святые, где бы ты ни шёл.кого бы не встречал.
Каждая берёзка, кустик каждый,задремавшие в снегу поля,
Всё напоминает нам о самом главном –только здесь родная сторона!
Здравствуйте! Знаете кто я? Я- Россиянка и пришла к вам не просто так. Пришла поговорить с вами о Родине,о нашем родном крае, о местах где живём. Вспомним чем и кем славится наш край,за что вы его любите. Сегодня мы и песни петь будем.и стихи читать. и хоровод водить.
Кто знает почему я Россиянкой зовусь? В какой стране вы живёте?родились?
На каком языке разговариваете? Значит вы Россияне.Я тоже родилась и живу в России,
Разговариваю на русском языке –поэтому и Россиянка.
А что вы знаете о нашей стране?
1-самая большая страна.
2-многонациональная страна.
3-много морей,рек,озёр, гор, полей,лугов, заводов, фабрик, театров,
Музеев, школ,д/садов, вузов.
4-столица –Москва
5-есть своя символика(гимн, герб, флаг)
6-президент Путин Д.А.
7-самая сильная армия.
8-чем богата Россия?(рассказ о полезных ископаемых по моделированию)

Россия! Какое красивое слово! И роса,и сила, и синее что-то!
Россия,как из песни слово –берёзок юная листва.
Кругом леса,поля и реки. Раздолье –русская душа!

Вы назвали символы России,а какое дерево считается символом нашей страны?(берёза).
Люди любят это дерево,сажают в палисадниках, около домов,высаживают берёзовые рощи. О берёзе много сложено песен, стихов,танцев. Я предлагаю вспомнить песню
«Ай да берёзка»

Россия –это большая общая Родина, а ещё у каждого человека есть своя Родина.
Это то место,где человек родился и вырос, где живут его родные и близкие.
Подумайте и вспомните, как называется ваша Родина?(Лемешкино)
Почему село называется Лемешкино? Что вы знаете о своём селе?
Красивое,большое, много домов, красивые палисадники и заборы,

Сажают люди много цветов, протекает река «Щелкан».Почему её так назвали?
Молодцы, много знаете о своём селе.
А я хочу пригласить вас к себе в гости в горенку,где я устроила для вас фото выставку о
нашей малой Родине. Но у меня одно условие – вы будете не только фото рассматривать,
но и рассказывать об увиденном. Для этого надо вспомнить всё , о чём мы беседовали на прошлых занятиях. согласны? Тогда в путь.

Подходим к «горнице»,нас встречает девочка с хлебом – солью.
Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном с белоснежным рушником
Каравай вам подношу, в горницу пройти прошу!
Почему при входе в горницу вас встречают хлебом –солью?(На Руси есть обычай встречать
Гостей хлебом – солью. На свадьбах жениха с невестой,правительство иностранных гостей тоже встречают хлебом –солью. Говорили,что с приходом гостей в дом приходили радость, счастье, удача. Поэтому я очень рада приходу гостей.Проходите,гости дорогие, будем дальше разговор вести и рассматривать всё по порядку
Я предлагаю начать рассматривать мою фотовыставку с этого святого места.
Прошла война, рошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте,дети, никогда об этом не забудем!
Первый раздел моей фотовыставки называется «И будем вечно помнить».
На этих снимках участники В.О.В. Посмотрите внимательно и скажите о ком из этих людей вы
Знаете?
--------Герой Советского Союза Шамшик Н.Е.(рассказ деТЕЙ) О Рябоконь П.Н и Сердюкове В.Н.рассказываю сама.
Ребята,а кто эти люди в военной форме? (Это наши папы: Небензя М.Н., Пархоменко М.А. Кривошеенко И.В.)
Здесь написано»Родина гордится нашими отцами» .
-Диана, за какие заслуги ты гордишься своим папой?
(рассказ Дианы о службе папы Небензя М.Н. в Чечне)
-Максим, я вижу фотографию твоего папы тоже на этом стенде. Скажи, почему Родина и
Все мы гордимся твоим папой?
(рассказ Максима о службе своего папы Пархоменко М.А. в Чечне)
-А это папа С. Кривошеенко.Он тоже воевал в Чечне,имеет боевые награды и мы тоже им гордимся.

Ребята,можно назвать этих пап героями? Конечно можно. Это ведь подвиг защищать
Родную землю от бандитов.

Молодцы, знаете героев – защитников нашей Родины. Но, чтобы стать героем не обязательно воевать. Можно совершать подвиги на своих рабочих местах,
Хорошо работая, принося пользу для окружающих, делая нашу Родину богаче и красивее.

Посмотрите на этой выставке есть знакомые вам люди?
Матвей рассказывает о своём дедушке Дружкове И.Д. в прошлом комбайнёре.
Яна –о своих родителях, работниках пекарни.
Поля –о своей маме, психологе школы – интернат.
Илья –о своём прадедушке,шофёре с 35летним стажем.
Диана –о своей прабабушке, передовой комбайнёрше в 60-70-годы.
Молодцы, что вы много знаете о своих родных.А в каких учреждениях ещё трудятся наши земляки – односельчане?

По фотографиям дети рассказывают о работе

Дома культуры.
Больницы.
Аптеки.
Почта.
Школа.
Сбербанк.
Д/сад.
Пекарня.
Магазины

Ребята,а разве только хорошо трудиться могут люди нашего села? Правильно,умеют они
Ещё и хорошо веселиться.
Какие праздники празднуются в нашем селе?(ответы детей)
А вы умеете веселиться? Вот я и предлагаю спеть нашу одну из любимых песен
«Ай да матрёшка», ведь матрёшка –это ещё один символ России.
Песня «Ай да матрёшка»
Спасибо,ребята за веселье такое, за общение. Вам понравилось у меня в гостях?
Что же вы увидели, о чём говорили, что запомнилось?
Молодцы! И мои рассказы слушали, да и сами много знаете о России, о Героях В.О.В.,
Об участниках чеченской войны,о нашем селе.Вот она Россия какая! Чем и кем только не
Славится! Богата и землёй, и людьми, и делами. Я надеюсь,что, когда вы вырастите,то тоже будите достойными гражданами нашей могучей Державы и прославите,наш край,
Как вот эти люди прославили его в разные времена.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты: имеет представление о родном городе; знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.

Материалы и оборудование : иллюстрации столицы России, города Оренбург, достопримечательности города и природы родного края, запись гимна Оренбурга и гимна РФ.

1.Организационный момент.

Звучит песня: «С чего начинается Родина?»

О чем поется в песне? (о Родине)

Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).

Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.

– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

Родина – это страна в которой мы живем.

Как она называется? (Россия)

Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)

Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Россия- ты великая держава!

Твои просторы бесконечно велики,

На все века ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути!

В России много городов. Ребята, скажите, в каком городе мы живем?

(В Оренбурге)

(показываю карту)

Посмотрите – это карта Оренбурга. Как вы думаете, Оренбург большой или маленький? (ответы детей)

Наш город большой, в нем много полей, лесов, рек, лугов.

Ребята, в нашем городе живут разные народы. Какие народы живут у нас в городе? (русские, татары, чуваши, мордва и т.д) Все они живут в мире и согласии.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березы у дороги

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Физминутка

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)

Посмотрите – это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей)

Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь.Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.

Какие цвета вы видите? (белый,синий, красный).

А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)

Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;

Синий цвет – небо.

Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.

Третий символ – это гимн.

Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Прослушивание гимна России.

Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

Но вот и у нашего города Оренбурга есть свой гимн. Давайте его прослушаем.

Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

Малая Родина – островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая, малая Родина моя!

Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?

– Наш город…. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).

Вы любите наш город?(ответы детей)

За что вы любите его? (Я люблю Оренбург за то, что в нем есть….(школы, скверы, парки, сады, дом, друзья)

(дифференцированный подход для сильных детей)

4. Итог занятия.

Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?

А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Оренбурге.

А город Оренбург – в России.

Молодцы, ребята!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе (5 – 6 лет)

«Моя малая Родина - Оренбург»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой РФ, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты: имеет представление о родном городе; знает понятие «символика», формулирует ответы на вопросы педагога.

Материалы и оборудование : иллюстрации столицы России, города Оренбург, достопримечательности города и природы родного края, запись гимна Оренбурга и гимна РФ.

1.Организационный момент.

Звучит песня: «С чего начинается Родина?»

О чем поется в песне? (о Родине)

Сегодня мы с вами поговорим о Родине.

2. Основная часть. Беседа о Родине

Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).

Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.

– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:

«Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

Родина – это страна в которой мы живем.

Как она называется? (Россия)

Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)

Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Россия- ты великая держава!

Твои просторы бесконечно велики,

На все века ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути!

В России много городов. Ребята, скажите, в каком городе мы живем?

(В Оренбурге)

(показываю карту)

Посмотрите – это карта Оренбурга. Как вы думаете, Оренбург большой или маленький? (ответы детей)

Наш город большой, в нем много полей, лесов, рек, лугов.

Ребята, в нашем городе живут разные народы. Какие народы живут у нас в городе? (русские, татары, чуваши, мордва и т.д) Все они живут в мире и согласии.

Ребёнок:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березы у дороги

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Физминутка

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)

Посмотрите – это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей)

Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь.Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.

Какие цвета вы видите? (белый,синий, красный).

А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)

Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;

Синий цвет – небо.

Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.

Третий символ – это гимн.

Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Прослушивание гимна России.

Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

Но вот и у нашего города Оренбурга есть свой гимн. Давайте его прослушаем.

Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?

Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

Ребенок:

Малая Родина – островок земли,

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая, малая Родина моя!

3. Игра с мячом «Наш город какой?»

Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?

– Наш город…. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).

Вы любите наш город?(ответы детей)

За что вы любите его? (Я люблю Оренбург за то, что в нем есть….(школы, скверы, парки, сады, дом, друзья)

(дифференцированный подход для сильных детей)

4. Итог занятия.

Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о Родине много нового. Правда?

А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Оренбурге.

А город Оренбург – в России.

Молодцы, ребята!


МКДОУ Детский сад № 32 «Рябинка» п.Вяртсиля

Проект «Моя малая Родина»

Старшая группа « Б»

Воспитатели: Приходько В.В.

Руппиева Ж.Л.

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Б».

Тема : «Моя малая Родина»

Воспитатели : Приходько В.В., Руппиева Ж.Л.

Вид проекта : групповой, краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации : октябрь м-ц (2 недели)

Цель проекта:

  1. Воспитание гражданина и патриота своей страны.
  2. Формирование у детей любви к Родине, родному поселку и его истории, чувство ответственности, желание беречь его.
  3. Воспитание любви к родному краю, поселку, формирование представлений о достопримечательностях поселка Вяртсиля.
  4. Воспитание чувства гордости за поселок, в котором живем.
  5. Обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.

Задачи проекта :

Дать знания детям о родном поселке Вяртсиля: достопримечательности, промышленные объекты;

Познакомить детей с рекой Янис, ее расположением в поселке;

Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

Знакомство детей с традициями, трудом и бытом односельчан;

Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательности, природа).

Актуальность темы: воспитание любви и уважения к родному поселку Вяртсиля является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Предполагаемый результат:

1.В ходе реализации проекта дети получают знания о своем поселке Вяртсиля (достопримечательности, труд жителей).

1.Дети начнут проявлять интерес к событиям, жизни поселка, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный

Изучение методической литературы

Составление перспективного плана

Создание развивающей среды

Подбор игр и оборудования

Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности

2 этап - реализация проекта

Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем

3 этап - заключительный

Оформление альбома о поселке

План мероприятий по проекту «Моя малая Родина»

Путешествие по фотографиям

Рассказ воспитателя о поселке

Знакомство с достопримечательностями поселка Вяртсиля

Рассматривание рисунков, построек

Экскурсии по улицам поселка (библиотека, тренажерный зал, центральная площадь, Администрация)

Работа с родителями:

1.приобщение родителей к созданию единого образовательного процесса.

2.расширение форм работы с семьей (помощь родителей в организации экскурсий).

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Перспективный план работы

Подготовительный этап

Составление плана работы с детьми; подбор материала для бесед, наблюдений и игр

Способствовать возникновению интереса у детей и родителей участию в проекте; создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности.

Дети, воспитатели родители

Основной этап

Занятие - Познание. Беседа с детьми. Тема: «Наш поселок Вяртсиля»

Познакомить детей со своей малой родиной. Дать знания о поселке Вяртсиля: достопримечательности промышленных объектов, местоположение на карте. Формировать гражданские, семейные, патриотические чувства.

Дети и воспитатели

Целевая прогулка. Тема: «Улицы нашего поселка»

Расширять и систематизировать знания детей о поселке: о названии и расположении улиц.

Рассмотреть с детьми объекты поселка (детский сад, школа, почта, метизный завод, больница, библиотека и дом творчества)

Дети и воспитатели

Занятие: художественное творчество - рисование.

Тема: «Наша улица»

Продолжать обогащать знания детей о родном крае. Учить детей отражать в продуктивной деятельности свои впечатления и знания об улицах поселка. Развивать творческие навыки и способности детей.

Дети и воспитатели

Игровая и конструктивная деятельность. Тема: «Улица села» (крупный и мелкий конструктор)

Развивать конструктивные способности детей. Учить сооружать постройки, полагаясь на свой опыт. Воспитывать умения играть в коллективе, договариваться между собой, планировать свою работу, дружеские взаимоотношения.

Дети и воспитатели

Занятие - Познание. Тема: «Жизнь и быт людей нашего поселка»

Формировать у детей представления о труде взрослых в нашем поселке, значимость этого труда. Продолжать развивать познавательный интерес у детей. Воспитание патриотических и семейных чувств.

Дети и воспитатели

Занятие - художественное творчество - рисование. Тема: «Дом в котором я живу»

Развивать продуктивную деятельность у детей. Продолжать учить отражать в рисунке свои впечатления, рисовать по памяти свой родной дом. Воспитывать аккуратность, старание, дружелюбие.

Воспитатель и дети

Занятие - аппликация. Тема: «Многоэтажный дом»

Учить детей планировать свою работу. Закреплять навыки пользования ножницами, кисточкой и клеем. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца.

Воспитатели и дети.

Игровая и конструктивная деятельность детей «Домик с окошком»

Продолжать учить детей сооружать различные постройки, развивать творческие способности, дружелюбие.

Воспитатели и дети

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с библиотекой, с профессией библиотекаря. Рассматривание стеллажей с книгами, беседа с библиотекарем. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Воспитатели, дети, родители.

Экскурсия в тренажерный зал

Дать детям понятия о профессии - тренер. Познакомить с тренажерным залом, оборудованием, его назначением и пользе для здоровья человека. Продолжать обогащать знания детей родном крае.

Дети, воспитатели, родители.

Чтение художественной литературы

В.Степанов 2Что мы родиной звали», «Наш дом», Ю.Ширяев «О городе моем», И.Суриков «Вот моя деревня», П.Воронько «Лучше нет родного края», Э.Шим «Где наша деревня».

Воспитатель, дети

Конечный продукт проекта:

Выставка детских работ по темам

1. наша улица

2.дом, в котором я живу

3.многоэтажный дом.

Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в старшей группе (ФГОС).

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением».

Т.В.Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5 - 6 лет»



Вверх