Описание картины за туалетом автопортрет. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. важных фактов о Зинаиде Серебряковой

Холст на картоне, масло. 75x65 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из монографии В.Ф.Круглова (2004)
В 1909 году создан автопортрет "За туалетом", сделавший художницу известной. Написанный масляными красками на холсте, он был своего рода подведением итогов периода ученичества, опытом создания значительного произведения в духе классики – с подготовительным этюдом и многосеансным позированием самой себе. Полотно создано в зимние солнечные дни на хуторе Серебряковых в Нескучном, где она жила с детьми, поджидая мужа, застрявшего на изыскательских работах в Сибири. В этюде "За туалетом. Автопортрет" (1909) уже найдены пропорции будущего портрета и его композиция. Критиков и утонченных любителей живописи "серебряного века" в картине восхитили не только высокое мастерство и совершенство формы, но, прежде всего – остроумие замысла. В нем ощутим живой отзвук, без намека на стилизацию, "домашнего" романтизма начала XIX столетия – многочисленных автопортретов и жанров "в комнатах", с любовью их авторов к видимому миру, к изображению отражений в зеркалах и гладких поверхностях. Мотив отражения навевает воспоминания о ранее приписывавшемся Г. В. Сороке холсте "Отражение в зеркале" и полотне К.А. Сомова "Дама у зеркала" (1898), но Серебрякова создала нечто свое, оригинальное. Слева рама зеркала и часть свечи отмечают реальный первый план картины. Все остальное изображенное – фигура и комната в глубине, две свечи, флаконы, коробочки, салфетки, бусы и шпильки на столике – отражение в зеркале. Возможно, впервые после начала XIX века автор так "откровенно" изображал себя, не заботясь о "гражданственном начале". В этом рассматривании и демонстрировании себя отразилась вся чистота и очаровательная наивность художницы. Мы видим молодую женщину, которая, на минуту забыв каждодневное одиночество без мужа и близких, заботы о двух детях, любуется красотой своего молодого тела и лица, грацией свободного движения рук, поэзией небогатого, но уютного быта. Если фигура написана объемно, общо и "крупно", то предметы на первом плане и вдали – более декоративно, в стилистике модерна. Интерьер уменьшен в масштабе по отношению к фигуре, "укрупняя" ее. Строгая по форме, классически ясная картина полна жизни. В ней мастерски написано лицо с сияющими карими глазами, с неуловимым движением бровей и улыбающихся губ; фигура в сложном "винтообразном" повороте, прекрасно схвачен жест рук. В холсте отразилось свойственное Серебряковой в те годы переживание счастья и полноты жизни. Счастье светится в глазах и в милом лице, разлито во всем окружающем – в мерцании простеньких драгоценностей на крышке туалетного столика, в сияющем светом и стерильной белизной скромном интерьере "хуторской" комнаты с полотенцем на стене, с кувшином и тазиком на столе. Комната кажется несоразмерно малой по сравнению с фигурой, и этот эффект усиливает ощущение уютности целого.

"За туалетом" – по праву одна из самых знаменитых картин русской школы живописи и одна из немногих работ художницы, о которых есть ее воспоминания. Портрет упоминался в переписке современников и в откликах прессы. Он имеет богатую библиографию.
www.art-catalog.ru

Описание картины Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»

Зинаида Евгеньевна Серебрякова была одной из первых женщин-художниц и не удивительно, что именно ее автопортрет стал самой знаменитой картиной.
Полотно «За туалетом. Автопортрет» было написано двадцатипятилетней девушкой в 1909 году.
Оно экспонировалось на выставке и принесло художнице большую известность.
Позже эта картина была приобретена Третьяковской галереей.

Художница изобразила себя за утренним туалетом.
Лицо ее очень свежее и радостное.
Глаза яркие, выразительные, сверкающие.
Она расчесывает свои красивые, густые волосы.
Губы изогнуты в нежно улыбке.
На щеках виднеется румянец.
Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию.
Он еще не сняла свободную ночную рубаху, которая впала с одного плеча, полностью его оголив.
Весь ее стан легкий и жизнерадостный.
Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости.
Девушка на портрете очень рада новому дню.
Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции.

На заднем плане в неброских цветах можно разглядеть место для умывания, деревянную дверь и часть кровати.
Перед самой девушкой стоит туалетный стол, на котором лежат украшения различных цветов и оттенков.
Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках.
На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские.
Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы.
Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая, искрящаяся светом и радостью.

Полотно Серебряковой «За туалетом. Автопортрет», как и все ее картины, отличается высоким, принадлежащим ей, художественным мастерством.
Сам этот факт говорит о большом таланте и духовности художницы.

Молодость, счастье, радость и душевная чистота – все это можно увидеть в прекрасной картине З. Серебряковой «Автопортрет. За туалетом».

Картина была написана художницей зимой 1909 года, в семейном доме в Нескучном. Утром накануне Рождества молодая женщина, ожидавшая приезда мужа, проснулась, подошла к зеркалу и просто улыбнулась своему отражению. В залитой солнцем комнате, счастливая, она непринужденно начала расчесывать волосы. Так родился незатейливый сюжет для самой известной картины З. Серебряковой.

С полотна смотрит сама художница. Женщина молода, полна энергии и задора. Ее стройная фигура грациозна и легка, лицо дышит юношеской свежестью, а черные озорные глаза светятся радостью жизни и счастьем, для которого порой не так-то много и нужно. Именно глаза – большие, наполненные глубокой внутренней жизнью и обаянием – являются доминирующим акцентом картины.

Окружающая женщину обстановка деревенского дома прелестна и кокетлива. Здесь и милые девичью сердцу безделушки – флаконы и коробочки, и спицы, и свечи. Но волею кисти художницы обычные предметы превращаются в нечто фантастическое, переливающееся разноцветными красками в лучах зимнего солнца. Палитра, в которой решена картина – перламутрово-розовые, серебристо-голубые, золотистые тона – придает полотну праздничное настроение и дарит ощущение сказки.

«Автопортрет. За туалетом», вместе с другими тринадцатью работами, был представлен З. Серебряковой на VII выставке Союза русских художников (1910). Полотно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками, единодушно назвавшими ее чрезвычайно милой и свежей.

С того дня прошло уже много лет, но картина не утратила своего обаяния, она по-прежнему свежа, гармонична и непосредственна, как и все творчество З. Серебряковой.

Татьяна Ермакова

Куратор выставки «Зинаида Серебрякова» в Третьяковской галерее

За туалетом. Автопортрет 1909 года

© Государственная Третьяковская галерея

Иногда Серебрякову представляют как художницу одной работы: ей особенно удался автопортрет перед зеркалом, одна из ее самых ранних работ, которая была куплена Третьяковской галереей непосредственно с выставки. Этот автопортрет, конечно, замечательный и очень зрелый. Он отражает ее первые годы замужества после рождения первого и второго ребенка (в 23 года Зинаида Серебрякова уже была мамой двоих мальчиков. - Прим. ред. )

Многие современники к нему относились поэтически, и первым о нем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. - Прим. ред. ): «Есть что-то ребяческое в этом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое… И как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо». Еще об этом портрете замечательно написал поэт Чулков, который сравнивал появление этого портрета с линией Леонардо да Винчи в искусстве. Когда появляется такой образ, он уже не принадлежит отдельному художнику, но воплощает мысли и чувства искусства своего времени - живет независимо от художника, который его создал.

Автопортреты конца 1900-х - начала 1910-х годов


Автопортрет, 1906; Автопортрет, 1903; Автопортрет в шарфе, 1911; Автопортрет в синем, 1906; Автопортрет, 1910-е; Автопортрет в костюме Пьеро, 1911

© Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея

Автопортретам этого времени мы посвятили целую стену. Они показывают ее разные состояния: здесь Серебрякова изучает свое лицо и вообще человеческое лицо. Они также воплощают раздумья о личной жизни в тот период, когда замужество сложилось не так гладко.

Среди редких вещей у нас на выставке - автопортрет в синем, где Серебрякова беременна еще своим первым ребенком. Он написан в легкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Эта вещь впервые показывается в ряду других работ Серебряковой: нам удалось добыть несколько домашних портретов, которые до того не выходили из семьи. Эта работа считается эскизной к портрету «За туалетом» - да, тот знаменитый портрет сделан в другой манере и цветовой гамме, но на нем есть та же самая улыбка, которая его отличает, и она здесь же замечательно изображена.

Портрет в тюрбане был написан в Париже уже после замужества. Как и все ранние ее работы, он носит очень романтический характер: Серебрякова примеряет на себя разные образы. «Автопортрет в костюме Пьеро» тоже впервые показывается на выставке. Это эскиз к портрету, который находится в Одесском музее. Еще два совершенно замечательных и счастливых портрета в восточных тюрбанах. В них воплотилась вся гамма ее чувств и мыслей - эти портреты удивительно женственные, эмоциональные и счастливые. Вообще, портрет счастья - это портрет Серебряковой.

Автопортрет, 1922. Холст, масло


А это уже совершенно изменившийся тип портретов и автопортретов - с одним выражением лица, одинаково расположенными руками. Они как будто более официальные, показывают ее собственный образ как образ художника. На них мы уже не видим Серебрякову как воплощение стихии женской причудливости. Все ее автопортреты 1920-х воплощают либо материнские образы (портреты детей - отдельная тема ее творчества), либо художницы с атрибутами искусства. Это единственный портрет из серии, написанный маслом.

Автопортрет (с бантом), 1922


Это пастель 1920-х годов, петербургского периода. До того среди ее картин превалировала темпера, а пастельные работы в синем колорите - это уже четкий петербургский период. Эти портреты могут показаться более печальными. Несмотря на все жизненные обстоятельства, она не оставляет творчества. В той же гамме выполнены и портреты детей, и интерьеры дома Бенуа.

Автопортрет с палитрой, 1946


Это уже французский автопортрет. Таких работ у Серебряковой в иммиграции было очень много. Она принадлежит к тому типу художников, которые много работают с натуры, кто не привык строить умозрительные настроения. В последние годы в Париже натуры у нее почти не было, дети оказывались все время заняты, и она много оставалась одна. Серебрякова много писала себя, рисовала вперемешку натюрморты и портреты, и многие из них оставались незаконченными - и они уже не так хороши, все на одно лицо. Она не стремилась показывать свои чувства на портретах, и на многих как будто скрывается за маской улыбки. В письмах Серебрякова писала, что ей надоело смотреть на себя, потому что она видит уже только покорную модель, но не видит человека. И эта маска переходит на портреты ее поздних персонажей.

Самая известная картина художницы З. Е. Серебряковой – «За туалетом. Автопортрет» - написана в 1909 году. Автопортрет, написанный двадцатипятилетней женщиной, оставляет ощущение радости, отрады, чистоты.

Картина экспонировалась на VII выставке «Союза русских художников» в 1910 году и принесла художнице известность. Позднее автопортрет Серебряковой был приобретен Третьяковской галереей.

Особенно привлекают на портрете глаза женщины – большие, лучистые, молодые. Глубокая внутренняя жизнь придает им такое обаяние, противостоять которому очень сложно.

Лицо молодой женщины поражает молодостью, свежестью, непосредственностью. А сколько грации в повороте стройной фигуры, в движении обнаженных рук!

На портрете словно схвачен момент искрящегося счастья, душевного равновесия. Женщина молода и счастлива, полна энергии и ребяческого задора. И даже доля чувственности, которую мы улавливаем в изображении, - невинного, непосредственного характера.

Вся обстановка комнаты прелестна и мила, пронизана светом радости. С мастерством и убедительностью написаны булавки, флаконы и туалетные коробочки. И в то же время этот набор дешевых безделушек на туалетном столике кажется каким-то фантастическим букетом, искрящимся и переливающимся разными цветами в лучах яркого зимнего солнца. Картина решена в перламутрово-розовых, золотистых, серебристо-голубых тонах. Струящиеся линии рисунка – подвижные, виртуозно-точные.

Картина З. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет» отличается высоким художественным мастерством и гармонией и говорит о высокой духовности и большом таланте художницы.

Помимо описания картины З. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.


Вверх