Ольга синякина коллекционер елочных игрушек. Три века русской елки. Елка из швабры

Почему миллиардер Григоришин ничего не продает из своей коллекции картин
Офис Константина Григоришина. На стене - барельеф Лежефото Евгения Дудина для Forbes
Владелец группы «Энергетический стандарт» создал коллекцию стоимостью в $300 млн, из которой не готов продать ни одной картины
В 2008 году бизнесмен Константин Григоришин (№70 в списке богатейших Forbes, состояние - $1,3 млрд) устроил ужин в своем особняке. Три десятка гостей - члены попечительского совета Музея Гуггенхайма, с которым Григоришин сотрудничает, и американские коллекционеры, ради этого прилетевшие в Москву. Музей регулярно организует такие закрытые ужины в домах коллекционеров из разных стран. Миллиардер с гордостью показывал гостям картины из личной коллекции. И ему действительно есть чем гордиться. На стенах дома развешаны три десятка работ, от проверенного временем Лукаса Кранаха Старшего до модного Роя Лихтенштейна.
Один из гостей узнал на стене работу русского конструктивиста Эля Лисицкого: «Она же всегда висела у моего друга в Палм-Бич!» Чуть позже он прислал Григоришину старую фотографию из дома друга - показать, как «Проун» смотрелся в интерьере. Бизнесмен тут же приметил Фернана Леже на камине американца и начал переговоры о покупке. «По цене не договорились. Но мы держим эту вещь на радаре. Нам нужен такой Леже», - говорит 46-летний бизнесмен в интервью Forbes.




Владелец группы «Энергетический стандарт», куда входят крупнейшие украинские производители оборудования для энергетики, первую картину купил еще в 1993 году. Его киевский знакомый Эдуард Дымшиц, куратор коллекции одного из украинских банков, предложил бизнесмену повесить на стену вместо календаря пейзаж Михаила Клодта. «Мне показалось, что это правильная мысль», - вспоминает Григоришин. Тем более что и цена вопроса была не критична - около $20 000. А сейчас в его коллекции 238 работ «холст-масло» и около 500 листов графики. Общая стоимость коллекции год назад оценивалась страховщиками Lloyd’s в $300 млн.
В отличие от Петра Авена, собирающего художников «Мира искусства» и «Бубнового валета», или Даши Жуковой, коллекционирующей только современное искусство, у Григоришина есть все. И старые мастера, и даже Айвазовский - «большой, красивый». Единственный объединяющий принцип - по всем направлениям в коллекции представлены только топовые имена. «Во всем должен быть перфекционизм. Если покупать, то лучшее», - говорит бизнесмен.
Его первым увлечением был авангард. Григоришин, все активы которого находятся на Украине, собрал, в частности, самую полную коллекцию киевского кубофутуриста Александра Богомазова. Один из теоретиков авангардного искусства, в Гражданскую разрисовывавший агитпоезда в Красной армии, в советское время был под запретом, но работы сохранила вдова. В 1966 году на волне хрущевской оттепели она смогла организовать выставку у Киеве, а следующая состоялась лишь в 1991 году. Одним из ее организаторов был тот самый искусствовед Дымшиц. Заинтересовавшись с его подачи творчеством Богомазова, Григоришин выяснил имена всех коллекционеров, у которых были работы художника, и постепенно выкупил то, что хотел: не только красочные холсты, но и около полусотни эскизов к картинам.
«По полноте наше собрание, наверное, можно сравнить только с музеем. Все из лучших работ есть, а цели докопаться до руды, собрать все, я перед собой никогда не ставил», - говорит Григоришин. Но тут же признается, что очень хотел бы иметь у себя еще и «Трамвай» - эта работа находится в собрании известного московского коллекционера Валерия Дудакова, который расставаться с ней не собирается. Григоришин лично с ним не общался, но уже не первый год закидывает удочку через посредников.
Искусство начала XX века Григоришин покупал, совершенно не думая о том, перспективное ли это вложение - помимо «Ирисов» Натальи Гончаровой, например, у него в собрании есть и ее ранние работы, доавангардного периода. Первые лет десять он собирал по принципу «повесить на стену», а единственным ориентиром было «чувство внутри». В 2003 году Григоришин вообще прекратил покупать искусство - несколько экспертов один за одним усомнились в подлинности некоторых работ из его коллекции. «Не денег было жалко, неприятно просто», - признается бизнесмен.
Экспертиза подлинности - нетривиальная задача. Вопросов нет, когда выкупаешь архив у родственников - как раз в 2003 году бизнесмен приобрел в Германии около 100 листов графики авангардистки Ольги Розановой, жены поэта Крученых, непосредственно у ее брата. Хорошо изучено и описано творчество таких художников, как Гончарова и Ларионов, которые, покидая Россию, сами вывезли все свои работы на Запад (именно поэтому под залог их работ западные банки охотно кредитуют коллекционеров). С большинством же имен история сложнее.
Неприятности случаются даже с ведущими аукционными домами. Однажды Григоришин купил на Sotheby’s работу Николая Пимоненко, а когда стал оформлять документы, оказалось, что ни Третьяковка, ни Институт Грабаря не берутся подтвердить авторство: нет экспертов конкретно по этому художнику. Судиться с аукционом за несколько десятков тысяч долларов бизнесмен не стал. Все это помогло Григоришину осознать, что для серьезной коллекции нужен профессиональный куратор.
Охота на картину

Последние восемь лет его коллекцией занимается на постоянной основе Ольга Ващилина. На фото справа на 250-летнем юбилее Эрмитажа.

В отчем доме с семьёй и друзьями отца- Николая Ващилина. 1986

Познакомились случайно, когда вместе летели в Санкт-Петербург на день рождения общих знакомых - Игоря Ротенберга. Поводом для разговора об искусстве и подлинности работ стал подарок имениннику - сюрреалистическая скульптура. Оказалось, что Ольга сама собирает современных художников. Причём с детства.....


Ольга Ващилина со своим отцом Николаем Ващилиным в отчем доме на Кронверкском проспекте,61 в Санкт-Петербурге

Предложение бизнесмена она обдумывала год и в итоге согласилась.
Первоочередная задача - проверить и подтвердить подлинность уже имевшихся в коллекции работ. «Провенанс, эксперты, технологическая экспертиза: рентген, химический анализ. Мы на 100% должны быть уверены», - говорит Ващилина. Несмотря на страстное желание иметь в коллекции Казимира Малевича, Григоришин вынужден был отказаться от одного из вариантов «Супрематической композиции» и других работ - не было уверенности в подлинности.

Ольга Ващилина со своим отцом Николаем Ващилиным в его доме в Санкт-Петрбурге на Кронверкском проспекте,61. 1996











Все картины Григоришин держит в России и на Украине («Я же здесь живу, а не на Западе»). Доставка картин, купленных за рубежом, стоит дорого: специальный ящик, надзор от места покупки до аэропорта, вооруженная охрана и т. д. Такой сервис предоставляют аукционные дома, им за перевозку из США в Москву придется платить $40 000–50 000. Но если обратиться напрямую к подрядчикам - этим занимается куратор, то доставка обойдется минимум в пять раз дешевле.
Одна из главных задач куратора - искать работы, которые интересны коллекционеру. Григоришин, например, давно охотится за обнаженной натурой Амедео Модильяни - подарить жене Наталье. Сколько придется ждать - неизвестно, но куратор уже вовсю над этим работает. Всего Модильяни нарисовал 32 обнаженных. Из них, как удалось установить по каталогам разных выставок и из общения с коллекционерами и экспертами, в частных руках сегодня находится семнадцать. И только семь из потенциально доступных работ интересны Григоришину. Ольга по крупицам собирала информацию о каждом владельце: кто, из какой страны, с кем сотрудничает, не разводятся ли, что с финансами и т. д. Казалось, удача близка - одна из работ обнаружилась в коллекции арабского инвестиционного фонда, готового с ней расстаться. Но владелец запросил за своего Модильяни $70 млн, Григоришин взял отсрочку. А фонд тем временем продал работу через аукцион.
В коллекции есть «Портрет Пикассо» - небольшая работа на картоне. Недавняя удача - женский портрет, который удалось приобрести только потому, что богатая нью-йоркская семья, владевшая им с 1962 года, затеяла развод, но оба супруга так любили Модильяни, что не смогли его поделить.
Музейный экспонат

Когда коллекция была систематизирована, подлинность работ подтверждена солидными экспертами и их стали включать в каталоги-резоне (полные каталоги того или иного художника. - Forbes), к Григоришину стали обращаться крупнейшие музеи. Сейчас 60% его коллекции в течение года выезжает на международные выставки. «Это не для повышения стоимости - если хорошая работа с хорошим провенансом, то она даже дороже стоит, если пишут «нигде не выставлялась», не примелькалась», - говорит Григоришин.
На состоявшейся в 2006 году в ГМИИ им. Пушкина персональной выставке графики Василия Чекрыгина больше половины работ были из собрания Григоришина. Чекрыгин в молодости дружил с Давидом Бурлюком и Владимиром Маяковским (оформлял его первую книгу «Я»), но больше известен по группе «Маковец», главным идеологом которой был священник Павел Флоренский. В 1922 году художник погиб под колесами поезда, и его почти забыли. В собрании Григоришина более 200 его работ, в том числе нетипичная для него живопись. Все - из семьи, куплены у дочери и внучки художника.
В 2008 году в Русском музее прошла выставка работ Александра Богомазова из собрания Григоришина, в 2011 году - выставка Василия Ермилова в выставочном комплексе «Арсенал» в Киеве (одну из работ предоставил, кстати, из своей коллекции Виктор Пинчук, с которым Григоришин чаще общается по вопросам бизнеса или украинской политики). Летом этого года персональная выставка Ермилова прошла и в Москве - в Мультимедиа Арт Музее.
В сентябре вернулся домой с выставок в США и ГМИИ самый дорогой экспонат коллекции Григоришина - работа Хуана Миро. «Переживаю, конечно», - признается бизнесмен. Еще больше переживает его жена, когда на выставки просят работы из числа подаренных ей, - всегда подробно спрашивает, на какой срок, когда точно вернут, рассказывает Григоришин.
Но бизнесмен уверен, что сотрудничество с музеями, которые не всегда могут позволить себе покупку работ, как в частных коллекциях, - нужное дело. «Спящая» Тамары Лемпицкой из его коллекции и ее же «Дама в черном платье» из коллекции Александра Чистякова, участвовавшие в недавней выставке «Портреты коллекционеров» в ГМИИ, стали впервые показанными в России широкой публике работами этой культовой художницы ар-деко, это отмечают в самом музее.
«Григоришин - редкий у нас пример интернационального типа коллекционера, - говорит Марина Лошак, арт-директор «Манежа» и сооснователь галереи «Проун», соорганизатора выставок Ермилова. - Он открыт разным просветительским проектам и идеям, понимает, что искусство нужно поддерживать. И делает это не ради собственного пиара».
Такое поведение не типично для миллиардеров, собирающих искусство. Мало кто видел коллекцию грузинского миллиардера Бидзины Иванишвили (№153 в глобальном списке Forbes) или Романа Абрамовича (№9 в «Золотой сотне»). О коллекции Дмитрия Рыболовлева (№13 в «Золотой сотне») стало известно только из иска его жены при разводе. Ходят слухи, что в ней есть Ван Гог, Дега, Моне, Пикассо. Григоришин же открыт миру.
Он общается со многими мировыми галеристами, кураторами, коллекционерами. Например, директор ГМИИ, легендарная Ирина Антонова, бывала у Григоришина в гостях. Миллиардер говорит, что общение с людьми из мира искусства ему в удовольствие. «С бизнесом, особенно украинским, сложно общаться - разговоры о политике, деньгах и бизнесе быстро надоедают», - признается бизнесмен.
Что собирать

Отчасти с подачи Ольги, которая постоянно приносит ему книги и каталоги с новыми именами, Григоришин начал покупать современное искусство. С российскими галеристами общается, но покупать предпочитает на Западе - там уровень работ, по его мнению, гораздо выше.
Восемь лет назад приметил работу Роя Лихтенштейна «Голова» в одной из книг. Куратор отыскала ее в каталоге выставки американского галериста Ларри Гагосяна. Отправила запрос - можно ли узнать координаты частного владельца. Удивившись интересу из России, Гагосян помог. Теперь общаются постоянно - у Гагосяна Григоришин покупал, например, Фрэнсиса Бэкона, когда тот еще не был таким дорогим, как сейчас (рекорд установил Роман Абрамович, заплативший в 2008 году за его работу на Sotheby’s $86,3 млн).
Работу колумбийца Фернандо Ботеро, рисующего тучных людей, Григоришин сторговал лично - увидел ее на обложке одной из книг, сам позвонил художнику и даже получил скидку под аргумент «вас еще нет в России». «Есть много всего, что нравится в современном искусстве, но часто смущает цена, - говорит Григоришин. - У Гагосяна хорошие молодые художники. Из последнего, что видел, понравились абстракции Сэсили Браун, работы Клиффорда Стилла. Но он оказался таким дорогим, что я не рискнул».
Громкие имена современных звезд и аукционные рекорды на Григоришина не действуют - он по-прежнему ориентируется на собственные эмоции. «Я много видел Дэмиена Херста - ангары целые коллекционеры показывали. В Тейт Модерн недавно опять Херст был. Но я вообще ничего не чувствую, когда его вижу», - приз

В Московском музее современного искусства недавно завершилась выставка «Трансформация сознания», посвященная художнику-абстракционисту Элию Белютину и его студии «Новая реальность» в Абрамцеве, существовавшей с 1958 по 1991 год. Выходцами из нее - белютинцами - стали, как утверждал сам ее идеолог, более трех тысяч человек. Им, ученикам художника, в большей степени и было отдано выставочное пространство музея. Самого Белютина Ольга Ускова, инициатор выставки, коллекционер, бизневумен (она президент Cognitive Technologies) и учредитель Фонда русского абстрактного искусства называет гениальным методистом, но не гениальным художником. О своем собрании белютинцев, важности их наследия для мирового искусства, «Теории всеобщей контактности» и своем будущем музее Ольга Ускова ARTANDHOUSES.

Выставка в ММСИ - это первый крупный показ наследия белютинцев?

Нет. Пионером в этом деле был Русский музей в 2014 году, который за три месяца, в невероятные сроки, согласился принять выставку и дал нам хорошую площадку. За это им огромное спасибо!

Выставку инициировали вы и ваш фонд?

Да, мы приехали в Русский музей с этой темой, и вдруг там говорят: «Всё, вперед!» Это была для нас совершенно неожиданная реакция. Потому что параллельно мы заходили с этой идеей в Третьяковку, когда там еще было предыдущее руководство. Я счастлива назначением Зельфиры Трегуловой, потому что разговор с экс-директором (Ирина Лебедева. - ARTANDHOUSES) я не забуду никогда. Для меня это был какой-то экскурс в косность мира искусства.

Как тогда публика восприняла работы?

Тогда для нас это был эксперимент. Мы плохо себе представляли состояние общества и его готовность к восприятию этого феномена, этого искусства. Когда мы работали в Русском музее, мы работали вслепую. Во-первых, это Петербург, там меньше проходимость, даже несмотря на то, что это Русский музей. Поэтому мы сделали выставку без серьезных вложений. Но когда мы обнаружили очередь в интерактивные залы, причем не в первые дни, а в середине ее работы, это были для нас шок и радость! Было ощущение, что мы точно попали в состояние времени, состояние головы.

Что было в интерактивных залах?

Мы проводили тогда конкурсы. После просмотра экспозиции в последнем зале зрители собирали картины из магнитных элементов по методике Белютина. Пазлы были нарезаны в соответствии с его базовыми символами, и стояло задание, похожее на задание Белютина. Человек собирал картину на магнитной доске, фотографировал себя вместе с ней и отправлял в интернет. Экспертная группа выбирала наиболее соответствующие заданию и интересные картины. Качество этих картин было поразительное! Мы сохранили эту фотогалерею, и были победители. Хочу сказать, что те победители, которых отобрала искусствоведческая комиссия, и картины, которые понравились лично мне, отличались друг от друга. Но общее качество удивляло. Для меня эти картины - как раз эмоциональный результат просмотра экспозиции.

В фойе выставлена коллекция российских елочных игрушек. Экспозицию представляет коллекционер Ольга Синякина. Ее увлечение началось с того, что она захотела показать детям елку своего детства. "Три года назад в гостях я увидела на елке медведя с гармошкой в красных трусах. Именно такой сидел у меня на моей детской елке", - рассказывает Ольга. Коллекция разрасталась как снежный ком. Сейчас в ней полторы тысячи предметов. Синякина собирает не только елочные игрушки, но и новогодние, рождественские открытки, газеты и журналы начала прошлого века, подарочные коробочки, маски, фигурки Дедов Морозов - их в коллекции 80 штук.

Новый год у меня круглый год, - смеется Ольга Алексеевна.
В фойе театра выставлен елочный квинтет: рождественская елка с игрушками начала ХХ века, елка 1935 - 1940 годов, военная елка, елка 1950 - 1960-х.
У елочных украшений существует собственная история. Игрушки пришли в Россию в конце XIX века из Германии. До этого елки украшали снедью. Уже потом яблоки стали заменять стеклянными шарами, конфеты - хлопушками, а орехи покрыли золотой фольгой. Игрушки начала века сделаны из папье-маше, картона, ваты. На человеческие фигурки и снежинки наклеивались изображения лиц. Под елкой стоял рождественский дед с розгами в одной руке и подарками в другой, чтобы каждому воздавалось по заслугам. Был он один, без Снегурочки. Сказочная внучка появилась уже в советское время, с подачи драматурга Островского.
В 1924 году Рождество как религиозный праздник запретили, но люди все равно его отмечали: елочку приносили в дом и украшали самодельными игрушками. В 1936 году было решено восстановить справедливость и вновь отмечать праздник, но, естественно, речь шла уже о Новом годе, а не о Рождестве. В "Детском мире" стали продавать игрушки. Открывались елочные базары.
Елочные украшения, если серьезно, еще и отражают политические процессы, происходившие в обществе. На них была советская символика, гербы, звезды. Елку украшали медведь-полярник и полярная летчица, самолетики и дирижабли. На ветках плясали мальчики в национальных костюмах, пионеры играли на барабанах. Тогда же появилось первое электрическое освещение. До этого елки украшали маленькие свечки.
Во время войны елочные украшения производили на солидных заводах в цехах ширпотреба. На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки, снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. А завод, выпускающий сантехнику, делал фаянсовых Дедов Морозов.
Середина двадцатого века была отмечена крайностями. В пятидесятые годы получили распространение пластмассовые елки-малютки, которые можно было поставить на стол. Украшали их игрушками размером буквально с ноготок. Тогда же приобрели популярность праздничные елки в Кремле. Соответственно, на больших елках должны были висеть крупные украшения. В шестидесятые годы елки украшались космонавтиками. А звездочку на макушке заменяла стилизованная ракета.
Предметы для своей коллекции Ольга Синякина ищет на вернисажах, барахолках, в антикварных магазинах. Суббота у нее профессиональный день, посвященный поиску экспонатов.

Ёлочные игрушки могут рассказать об истории страны не меньше, чем архивные документы

Историю страны можно изучать, в том числе, и по новогодним елочным украшениям, утверждают коллекционеры, в собрании которых - уникальные новогодние украшения разных эпох из теста, стекла, фаянса, штампованные миллионами и созданные в единственном экземпляре.

"Ни конца, ни края" из стекла и ваты. Ольга Синякина уже смирилась - всех игрушек ей не собрать. Нет ни серий, ни описаний, ни документов. Зато нет такого года, эпохи, или семьи, елку которой она не сможет воссоздать.

Ольга Синякина, коллекционер: "Елка до революции - вокруг нее хочется медленно ходить, петь другие песни, вообще - другое настроение, в других одеждах".

До революции подарки под дерево не прятали, а закрывали в чемоданах и саквояжах размером с ладонь. В одной из семей в подобном тайнике каждой год дочери дарили жемчужину - подарок без сюрприза. Зато к 18-летию собиралось ожерелье. Вся в свечах, в игрушках из теста, но главное - символ Рождества.

Какой бы эпохи елка не была - на ней всегда можно найти рождественскую символику. Кремлевская звезда - на самом деле Вифлеемская. О рождении Спасителя возвещает все, что светится - гирлянды, дождик и мишура.

Дары волхвов - это второй символ. Фрукты - груши, а главным образом - яблоки - трансформировались в стеклянные шары. А причаститься можно пряниками. Это третий символ дольше всех оставался действительно съедобным.

Саму елочную традицию подсмотрели у немцев. В Петербурге европейцы ставили хвойные букеты на стол. Идею переняли с русским размахом.

Елена Душечкина, доктор филологических наук, профессор СПбГУ: "Поскольку у нас лесов дай Бог было, поэтому - чем выше, тем лучше, чем только не украшались".

На несколько лет игрушки стали не нужны. В 1929 году запретили и Рождество, и Деда Мороза, и елки. На кадрах кинохроники видно, что вместо хвойных деревьев - силуэты пальмы.

В 1936 году праздник внезапно вернули одним постановлением. Предприятия под Новый год срочно перепрофилировались. Дмитровский фаянсовый завод сантехники штамповал Деда Мороза вместо раковин и унитазов.

Ольга Синякина, коллекционер: "Это изделие как-то здесь просматривается. Игрушка очень тяжелая, грубое отверстие, черные точки".

Елочная игрушка - это всегда символ времени. В 70-е годы фабричная штамповка в масштабах страны заменила ручную работу. Для коллекционеров ценности она уже не представляет. Но даже ничем не выдающийся шарик словно возвращает в то время, когда елки были большими, новогодняя ночь - волшебной, а Дедушка Мороз - настоящим.

Корреспондент Яна Подзюбан



Вверх