О событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения. Как придумывать конструктивные аргументы
Аргументы, оцениваемые 1 баллом, как правило, подобрать проще, поэтому и «удельный вес» их ниже. Большинство из них так или иначе опирается на наш жизненный опыт, наши наблюдения над своей жизнью, жизнью других людей или общества в целом.
Примеры из жизни. Несмотря на то, что жизненный опыт выпускника ещё не очень велик, в своей жизни или жизни окружающих можно найти примеры хороших или плохих поступков, проявления дружеских чувств, честности, доброты или чёрствости, эгоизма.
Будьте осторожны с аргументами этого типа, поскольку, как показывает наш опыт проверки сочинений, большинство из них просто-напросто выдуманы учениками и убедительность подобных доводов весьма сомнительна. Например:
Я на собственном опыте убедилась во вреде дешёвой литературы. После одной из таких книг у меня сильно разболелась голова. Это книга про вора-неудачника. Бред страшный! Действительно, я испугалась, что получу рак мозга после этой книги. Ужасное ощущение!
Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.
К сожалению, мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить моё обширное мнение по данному вопросу.
Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят чрезвычайно поучительные истории. Например:
Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.
Мне мой дедушка рассказывал, что его папа в 1812 году (?!) был в отряде, когда на Москву начали наступать войска под командованием Наполеона.
Хорошим примером проблемы данного текста являются некоторые мои одноклассники. Очевидно, их слишком мало воспитывали, и они не приучились к труду с детства, так ничего и не делают.
Гораздо реже встречаются примеры из жизни, которые можно признать подходящими доводами:
Я убедилась в том, что существуют не только равнодушные люди. Два года назад в нашу семью пришла беда - случился пожар. Родственники, соседи, знакомые и даже просто люди, знавшие о нашей беде, помогали нам кто как мог. Я очень благодарна всем, кто не остался равнодушным и помог мне и моей семье в трудную минуту.
Убедительнее выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, поскольку отдельные факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов:
Я считаю, что сочувствие и сострадание прививаются людям с детства. Если ребёнок был окружён заботой и лаской, то, повзрослев, он будет дарить это добро окружающим.
Впрочем, и аргументы этого типа могут выглядеть курьёзными и не самыми убедительными:
Наверное, у всех мамы и бабушки увлекаются женскими романами. Начитаются женщины всяких книжечек, а потом страдают от того, почему у них не так, как в книжке.
Предположительные примеры представляют собой размышления о том, что могло бы случиться при определённых условиях:
Я не могу представить свою жизнь без книг: без учебников, которые помогают нам познавать мир, без художественной литературы, открывающей тайны людских взаимоотношений и формирующей нравственные ценности. Такая жизнь была бы неимоверно бедной и скучной.
«У слепой веры - злые глаза»,- точно заметил однажды польский писатель Станислав Ежи Лец.
О сущности писательского таланта размышлял Фёдор Михайлович Достоевский: «Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно». «Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», - писал Михаил Пришвин.
Помните, что лица, на высказывания которых вы ссылаетесь, действительно должны быть авторитетными в той или иной области. Например, нидерландский философ Бенедикт Спиноза вообще сомневался в значимости подобных аргументов, считал, что «ссылка на авторитет - не довод».
По своей сути пословицы и поговорки представляют собой разновидность ссылки на авторитет. Сила этих доводов заключается в том, что мы обращаемся к авторитету народной мудрости. Помните, что простое упоминание пословиц, поговорок, крылатых слов, не сопровождающееся вашими размышлениями над их содержанием, оценивается 1 баллом.
Не случайно в русских пословицах утверждается ценность опыта старших поколений: «Родительское слово на ветер не молвится; Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
Ссылки на кинофильмы, в последнее время часто встречающиеся в сочинениях, чаще всего свидетельствуют об узости кругозора, о небольшом читательском опыте. Мы убеждены, что примеры дружбы, гуманного отношения к людям или подвига всегда можно найти не только в фильмах «Аватар» или «Гарри Поттер и философский камень», но и на страницах художественных произведений.
Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли автора о том, что человек должен стремиться к осуществлению своей мечты, может служить судьба героини фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит». Катерина работала на фабрике, сама воспитывала ребёнка, заочно окончила институт и в результате добилась успеха - стала директором комбината. Таким образом, каждый из нас в силах добиться осуществления своей мечты. Необходимо только каждым шагом, каждым своим поступком приближать её осуществление.
(Можно заметить, что подтверждение мысли автора можно было бы найти и в судьбе Александра Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана», или привести в пример Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», или вспомнить Ассоль из одноимённой повести А. Грина.)
Что такое преданность ? Преданность – это готовность пожертвовать чем-то ради чего-либо, способность в любой ситуации сохранять верность чему-либо или кому-либо, будь то идея или человек. Попробую обосновать данное мною определение этого этического понятия.
В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса можно привести предложение 15 из текста В.В Чаплиной. В нем описывается преданность росомахи материнскому долгу – защите своих детей. Как только её детёнышам стала угрожать опасность, она, несмотря ни на что, бросилась на защиту своего потомства.
В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из своего жизненного опыта. Я знаю двух друзей. Они вместе служили во время войны в Чечне. Однажды во время отступления одного из товарищей ранили. Он не мог двигаться и остался прикрывать отход наших войск. Вдруг рядом ложится его приятель и говорит: «Русские своих не бросают!» Вот она, настоящая преданность: несмотря на угрозу собственной жизни, остаться верным другу, не бросить его в трудную минуту.
Думаю, что приведя два аргумента, я доказал своё понимание слова «преданность». Жалко, что она редко встречается в наши дни. (Белов Никита)
Сочинение 15.3.
Думаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью предложенного нам для анализа текста и своего жизненного опыта.
Например, в произведении Розы Госман речь идет о дружбе двух девушек: Ольги и Елены. Оля пишет стихи. Она сама понимает, что они не очень хорошие (1). Однако Лена их всегда хвалит (13). Но подруга неискренна: она льстит Оле, а за спиной смеется над ней (19-21). Поэтому, когда Оля узнает правду, девушки ссорятся. В этой ситуации Оля ведёт себя очень великодушно: она прощает Лену, а та, получив хороший урок, изменила отношение к увлечению Оли, и девушки возобновили дружбу (45-50).
Кроме этого, я хочу привести пример из своей жизни. Моя подруга всегда мне помогает, хранит тайны и поддерживает меня во всех начинаниях. Я тоже стараюсь отвечать ей тем же. Поэтому я считаю ее настоящим другом.
Таким образом, я доказала, что дружба строится на понимании и доверии. Роль дружбы огромна в нынешнем мире, ведь хорошо осознавать, что у тебя есть на кого положиться в трудную минуту.
(Екатерина Листишенкова)
Сочинение 15.3.
Я знаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью исходного текста и своего жизненного опыта.
В произведении А. Иванова приведен пример настоящей дружбы. Овечкин готов был пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти друзей. Он бесстрашно прыгнул на ствол дерева и стал рубить его (45-46). Овечкин знал, на какой риск он пошел, но не остановился, а завершил свое дело (48-57).
Кроме того, я хочу привести пример из своей жизни, подтверждающий мою точку зрения. Когда у меня в жизни произошла неприятность, из-за которой я очень переживала, подруга все время была рядом, поддерживала и подбадривала меня. Я думала, что именно она помогла забыть то происшествие. Хочу выразить благодарность ей за это.
Таким образом, я доказала, что дружба действительно играет большую роль в жизни человека, на ней держится весь мир. (Екатерина Листишенкова)
Последнее обновление: 30/11/2012
Да, идеально, когда оригинальные аргументы нам дает производитель-поставщик. Ведь были у него какие-то идеи о том, чем его продукт должен отличаться от всех существующих аналогов и из-за каких уникальных качеств он должен хорошо продаваться? Но… Вот когда такое «НО» приходит, нужно думать своей головой. Как убедить обратиться именно к Вам? Почему заказ нужно сделать в вашей компании? Пользуйтесь готовыми решениями - формулы создания аргументов и отличительных сторон
Поиграем пространством
Самое простое - введем географические ограничения. Возможно, в какой-то географиии мы оригинальны уже очень давно. Вообще-то, это один из классических приемов контр-конкурентной борьбы.
В Чебоксарах только у нас…
В Восточной Европе только мы…
Среди городов на букву «Щ» мы - первые.
Только мы можем организовать доставку даже на северный полюс.
У нас самая густая сеть сервиса.
Мы беремся за доставку на любое расстояние.
Поиграем временем
Если шалости в пространстве не помогают, мы обратимся к координатам времени. То есть - поищем нашу оригинальность в ином пространстве.
Только мы всего за три часа…
Мы можем организовать доставку даже в Рождественскую ночь.
Лишь у нас каждые три месяца на 16% обновляется ассортимент.
В ХХI веке только мы…
Ответим на Ваше обрашение в любое время суток.
Заранее можем расписать календарь поставок на ближайшие три года.
Вывернем наизнанку аргументы конкурента
Все мои конкуренты могут пообещать клиенту и обещают следующее: - Я могу сделать такой тренинг, который очень понравится вашим ребятам.
Значит, я на такой аргумент не имею права. Поэтому тренер Деревицкий иногда очень угрюмо обещает владельцу компании: - Я могу сделать такой тренинг, который Вашим ребятам это оч-чень не понравится.
Ведь бывают тренинги для торгового персонала, на которых надо взять каждого много о себе возомнившего за его гордые шкирки и немного помазать по мокрому асфальту…
Конкуренты хвалятся широтой ассортимента? Так почему бы не играть на нашей узкой специализации?
Конкуренты щеголяют новейшими разработками? Будем играть на традиционализме и «проверенных решениях».
Конкуренты гордятся скоростью? Тогда мы сыграем на дотошности и, соответственно, качестве!
Заузим фронт
Можно было бы написать - «заузим ассортимент» или «сократим сферы деятельности», но иногда вполне достаточно просто заузить предложение.
Да, на мебели подрабатывают многие, но мы не просто занимаемся «только мебелью», но - только корпусной!
Посмотрите, как бизнес-тренеры хватаются за любую тему. Вам нужны такие «многостаночники»? Как вы думаете, хорошо ли то, что, например, Деревицкий читает только продажи?
Перетягивание аргументов на себя
Сознайтесь: Вам приходилось побеждать благодаря Вашей личной харизме? То-то же! Если мы продаем такой же продукт, как конкуренты, то:
Зато именно я буду персонально отвечать за подготовку вашего заказа и контролировать каждый этап.
Да, у нас многое, как у всех, но - я никогда не опаздываю.
Фирма гарантию дает, но относительно этого заказа - тут за качество буду отвечать еще и лично я.
Ведь вы понимаете преимущества отношений с «персональным менеджером»?
А еще при каждой встрече я обещаю поднимать ваше настроение!
Комплексность
Приятно иметь все преимущества из одних рук? Так вот: - Эти хвастаются этим, те гордятся вон тем, этот кичится из-за вот такого своего реклама достоинства, а у нас - есть ВСЕ эти качества.
Из одних рук всегда выгоднее.
Благодаря тому, что мы будем поставлять вам все запчасти, с нами вы сможете выйти на такой объем заказа, что получите максимальные скидки.
В первую среду декабря все ученики 11 классов пишут итоговое сочинение . Выпускнику предлагается пять тем сочинений , из которых ему нужно выбрать одну. Как бы то ни было, конкретные темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена . Заранее (примерно 1 сентября) публикуются только направления , в рамках которых будут даны темы. В 2018/2019 учебном году даны следующие направления: «Отцы и дети» , «Мечта и реальность» , «Месть и великодушие» , «Искусство и ремесло» , «Доброта и жестокость» .
Данное сочинение было введено относительно недавно, поэтому многие выпускники задаются вопросом: «Как же писать это сочинение? ». В данной статье мы ответим на этот вопрос! С тематическими направлениями, критериями и рекомендациями по итоговому сочинению 2018/2019 гг. мы подробно ознакомились в этой статье . Повторяем, что для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы выпускник раскрыл предложенную тему , написав не менее 250 слов , и привёл хотя бы один литературный аргумент .
Если вы ищете короткую инструкцию по написанию итогового сочинения, то вот она:
1) Написать Введение , в котором нужно плавно подвести читателя к тому, что Вы будете доказывать в Основной части.
2) Написать Основную часть , в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов.
3) Написать Заключение , которое содержит главный вывод всего сочинения.
Если Вы ищете подробную
инструкцию по написанию сочинения, то приступаем:
При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только по одному из заявленных тематических направлений
? Наш ответ: нет, нет и нет!
А если конкретная тема покажется вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал.
1. Алгоритм работы над сочинением
Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ . Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент , подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.
Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:
2. Как работать с черновиком и планом сочинения
Черновик - это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.
Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике , а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями : сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик . Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной . К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа ; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.
На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений , необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис - мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос .
Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис - это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным - его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):
Например, раскрывая тему «Для чего людям искусство?»
, можно нарисовать такую схему:
Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана. План сочинения - это концепция и структура вашей работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План - это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе - другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.
Приведём два примера составления плана:
3. Работа над композицией сочинения
Критерием оценки сочинения №3 является композиция , т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.
Традиционно выделяют три части сочинения:
1) введение
, задача которого - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть
, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение
, в котором подводится итог, обобщается написанное.
Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:
3.1 Как писать введение
Варианты введения
Вид введения | Описание | Пример |
Историческое | Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. | XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем - нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь - всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла... Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей. |
Аналитическое | Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.). | Что такое великодушие? Это величие человеческой души, которое проявляется в уступчивости, мягкосердечии и способности прощать. Великодушный человек не думает о собственной выгоде, даже в сложных обстоятельствах он в первую очередь заботится о других. |
Биографическое | Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. | Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого - это бесконечный творческий поиск. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске истины и гармонии. Не случайно для ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?» мы обращаемся к творчеству Л.Н. Толстого. |
Цитатное | В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. | «Добро – не наука, оно действие». Я думаю, этой фразой французский писатель Ромен Роллан даѐт каждому из нас правильный совет: если хочешь стать добрым человеком, начни действовать, помогать людям, поддерживать окружающих в трудную минуту, часто не дожидаясь просьбы о помощи. |
Личностное | Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. | Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения… |
Введение должно быть не очень большим . Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
3.2 Как писать основную часть
Основная часть - это проверка того, насколько верно понята тема . Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы , поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.
Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы
. Каждый абзац - это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой
. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац - это новая мысль
, так или иначе
связанная
с предыдущей
, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
● вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак
и др. (последовательность развития мысли)
;
● однако, между тем, в то время как, тем не менее
(отношения противоречия, противопоставления)
;
● следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же
(причинно-следственные отношения)
;
● обратимся к..., вспомним также, остановимся на..., перейдём к...,необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть...
(переход от одной мысли к другой)
;
● итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать...
(итог, вывод)
.
Использование литературных аргументов
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.
3.3 Как писать заключение
Варианты заключения
Вид заключения | Описание | Пример |
Обобщение написанного | Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. | Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. | Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы? |
Призыв к читателю | Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. | Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть - равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим? |
Цитата | Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. | «Кто жесток, тот не герой», - метко сказал Пётр Великий. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество. |
Заключение должно подводить итог всей вашей работе
, логично завершать ваши размышления
над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод - это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер
.
4. Типичные ошибки в сочинении
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность» . Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
Фактические ошибки
Фактическая ошибка - это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
№ | Вид ошибки | Пример |
1 | Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.) | Живя за границей , Пушкин ни на минуту не забывал о родине. (Пушкин никогда не бывал за границей) |
2 | Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.) | В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об Аркадии Кирсанове) |
3 | Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения | Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить») |
Речевые ошибки
Речевая ошибка - это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.
№ | Вид ошибки | Пример |
1. | Употребление слова в несвойственном ему значении | Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма. |
2. | Нарушение лексической сочетаемости слов | Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной. |
3. | Смешение паронимов | Детство Максима Горького прошло в бедноте . |
4. | Неразличение синонимичных слов | Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм . |
5. | Употребление слов иной стилистической окраски | Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина. |
6. | Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | Плюшкин зациклился на почве жадности. |
7. | Употребление лишних слов | Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени . |
8. | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | Писатель подробно описывает своего героя. |
9. | Неоправданное повторение слова | Автор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету. |
10. | Ошибки при употреблении фразеологизмов | Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа. |
11. | Неудачное употребление местоимений | Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем. |
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка - это
ошибка в структуре языковой единицы : в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Упрямость вместо упрямство , надсмехаться вместо насмехаться . |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Земные недры вместо недра , опытные шофера вместо шофёры . |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более ярче вместо более яркий , самый важнейший вместо самый важный . |
4 | Ошибочное образование формы числительного | Более пятиста вместо пятисот . |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихней помощи вместо их помощи . |
6 | Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия | Заказует вместо заказывает , ездиют вместо ездят , накормящий вместо кормящий или накормивший . |
7 | Нарушение согласования | Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе... ) . |
8 | Нарушение управления | Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример ) . Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения ) . |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает... ) . |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы ) . |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и ) . |
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю ) . |
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема ) . |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема... (правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...) |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами. ) |
Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста . Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.
18.11.2016
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературы.
КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ
Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
- обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – "произведение") (см. «Шаблон итогового сочинения»);
- его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.(см. «Шаблон итогового сочинения»). Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то"? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
- промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. (см. «Шаблон итогового сочинения»). Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Обращение к произведению
Пример:
Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
Пример:
Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.
Промежуточный вывод в конце аргумента
Пример:
Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.
Сохранить ссылку: